Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 16
1. Понятие экономического мышления, основные педагогические пути его формирования 16
2. Экономическая готовность творческих работников сферы культуры и необходимость формирования экономического мышления у студентов творческих специальностей 59
3. Совершенствование процесса экономической подготовки студентов художественно-творческих специальностей 78
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ 93
1. Особенности применения основных педагогических методов в процессе экономической подготовки специалиста культуры в вузе 93
2. Условия, организация и контроль над педагогическим экспериментом 124
3. Анализ результатов в ходе контрольного этапа эксперимента 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157
- Понятие экономического мышления, основные педагогические пути его формирования
- Экономическая готовность творческих работников сферы культуры и необходимость формирования экономического мышления у студентов творческих специальностей
- Особенности применения основных педагогических методов в процессе экономической подготовки специалиста культуры в вузе
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования качества экономической подготовки студентов художественно-творческих специальностей как одной из определяющих характеристик эффективности ведения будущей профессиональной деятельности в связи с происходящими общественными и социально-экономическими преобразованиями, сменой парадигм, пересмотром ценностей.
В рыночных условиях социально-культурная сфера оказалась на обочине происходящих в стране экономических процессов. На фоне бурного обогащения некоторых граждан, материальное вознаграждение специалиста сферы культуры зачастую неадекватно его профессиональному уровню. В связи с этим, многие специалисты культуры не понимают, почему как профессионалы они состоялись, а соответствующий уровень доходов иметь не могут, что свидетельствует о несформированности экономического мышления. В этом им призван помочь вуз.
Процесс формирования экономического мышления специалиста культуры — это функционирование системы экономического преподавания и обучения, воспитания и образования в вузе культуры и искусств, применение качественно новой и наиболее эффективной педагогической технологии, подразумевающей использование наиболее современных методов экономического обучения в ходе изучения экономической теории и других экономических дисциплин.
Существовавшая практика, когда у специалиста культуры не возникало необходимости в формировании и совершенствовании экономического мышления, в течение многих десятилетий сформировала понимание экономического мышления как одной из характеристик, присущих «рационально-
му» человеку, как правило, профессиональному экономисту, или, как минимум, промышленнику.
Это способствовало развитию экономической безграмотности специалистов культуры. Процветание данного подхода в советском обществе не могло не сказаться на экономическом функционировании сферы культуры в период перехода к рыночным отношениям в экономике.
Помимо этого психологическая несовместимость рационального подхода в экономическом мышлении с «иррациональностью» специалиста культуры, преимущественно развитым у него наглядно-образным мышлением является объективной основой слабого развития рыночных отношений в сфере культуры.
Одним из наиболее возможных путей решения данной проблемы является педагогическое привитие навыков экономического мышления у студентов художественно-творческих специальностей, посредством изучения в вузе экономической теории.
Под термином «экономическое мышление» подразумевается скорее подход к решению экономической проблемы, чем набор уже готовых выводов. Проблема формирования экономического подхода к решению важнейших задач остро встаёт в сфере культуры, где десятилетиями применялся остаточный принцип распределения ресурсов и практически отсутствовали какие-либо экономические рычаги воздействия на развитие отрасли.
С точки зрения педагогической психологии наиболее важен вопрос о формировании системы мыслительных действий в процессе решения задачи. И здесь всё более актуальным становится принцип «на немногом учить многому». Это будет возможно лишь при условии, если процесс обучения будет не только направлен на то, чтобы обеспечить усвоение определённой системы знаний, но и будет построен так, чтобы в процессе этого формировались определённые способы, приёмы, методы мыслительной
-5-деятельности. Только овладев системой данных действий, человек получает возможность самостоятельно приобретать всё новые и новые знания.
Вузы культуры и искусств Республики Казахстан осуществляют общую профессиональную подготовку специалистов в процессе преподавания общенаучных, специальных дисциплин и дисциплин специализации. Однако при формировании экономических умений и навыков в вузах культуры и искусств не всегда целенаправленно используются существующие возможности проблемной подачи экономического материала, его профессиональная направленность и др. В результате уровень экономической подготовки студентов имеет значительные резервы.
Тем не менее, современные требования, предъявляемые к выпускникам вузов культуры и искусств Республики Казахстан, определяют всё возрастающую роль не просто экономического мышления, а интегрального экономического мышления, т.е. умения наблюдать и анализировать экономические явления и факты, творчески мыслить и принимать экономически грамотные решения.
Актуальным является поиск наиболее эффективных методов формирования экономического мышления, возможность их адаптации к восприятию экономического обучения специалистом культуры художественного профиля, нахождение особых путей экономического обучения и экономического воспитания студентов художественно-творческих специальностей.
Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования преподавания экономической теории у студентов творческих специальностей является применение на занятиях принципа проблемности, направленного на достижение активного вовлечения студентов в обучающий процесс, позволяющее компенсировать разрыв между педагогической теорией и педагогической практикой.
Применение принципа проблемности на занятиях по экономической теории позволяет достичь качественно более высоких результатов в эконо-
мическом обучении студентов творческих специальностей, поскольку творческой личности свойственен проблемный подход к решению стоящих перед ней задач.
Опыт непосредственного участия автора в педагогическом процессе формирования экономического мышления студентов художественно-творческих специальностей, участие в семинарах по проблемам методического обеспечения экономического обучения в высшей школе продиктовали необходимость углубленного изучения особенностей формирования экономического мышления у студентов творческих специальностей и решения проблемы их экономической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Это повлияло на выбор темы диссертации.
Противоречия между требованиями, предъявляемыми к экономической подготовке специалиста культуры, их реализацией в практике вузовской подготовки, между возможностями формирования экономического мышления в вузе и об ще педагогической и методической обеспеченностью этого процесса и обусловливают актуальность исследования.
Изменение подходов, принципов, концепций современной экономической теории в соответствии с изменившимися объективными и субъективными факторами связывают данное исследование с другими науками, такими как психология, философия, культурология, экономика, социальная педагогика и др. Выявление и учёт данных взаимосвязей позволил объективно оценивать возникающие кризисные ситуации и выбирать наиболее эффективные пути их решения.
Степень научной разработанности проблемы. Большое значение для развития теории мышления имеют труды психологов Л.С.Выготского, ПЯ.Гальперина, Я.А.Пономарёва, С.Л.Рубинштейна и др.
Весомый вклад в разработку общетеоретических и методологических аспектов мышления, проблемы формирования мышления внесли психологи А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер, О.К.Тихомиров. Рассматри-
-7-валась эта проблема и в трудах выдающихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.
Проблеме теоретического изучения системы экономического знания посвящены труды выдающихся экономистов А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Бентама.
К.Марксом рассматривалось экономическое поведение субъектов с позиции социальных групп и классов, стремящихся к реализации своих материальных потребностей.
Проблема сущности экономического мышления обсуждается в работах О.Конта, Э.Дюркгейма, Г.Шмоллера, В.Зомбарта.
Проблема формирования новой парадигмы экономического мышления получает развитие в работах Р.Коуза, Ф.Хайека, А.Этциони, Д.Сороса и
др.
Определённый вклад в разработку проблемы формирования экономического мышления внесли наши соотечественники Попов В.Д., Улыбин К.А., Абалкин Л.И., Смолкин A.M.
Особое значение для настоящего исследования имеют проблемы современной педагогики, формирующейся на основе идей гуманизма и общечеловеческих ценностей, получившие развитие в работах Ю.П.Азарова, А.Я.Айзенберга, Л.Г.Арчажниковой, Н.К.Баклановой, И.А.Володарской, Н.В.Кузьминой, где обсуждаются вопросы профессиональной подготовки специалиста в вузе, его общего и профессионального развития, а также исследования К.К.Григорян, М.Г.Данильченко, А.Л.Карамышева, В.С.Кузина, В.И.Черниченко.
Определяющее значение имели также работы казахстанских учёных А.Е.Абылкасымовой, М.Ж.Арстанова, А.Р.Бектеньяровой, С.М.Илюсизовой, Г.А.Уманова, Хмель Н.Д. и др.).
Для решения проблемы формирования экономического мышления специалиста культуры важное значение имели исследования культурологов
А.И.Арнольдова, Л.С.Зориловой, М.С.Каган и др., работы А.Д.Жаркова, А.С.Каргина, Ю.Д.Красильникова, Т.Г.Киселёвой, В.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова, Г.П.Черного и др., посвященные проблемам социально-культурной и культурно-досуговой деятельности..
Выполнение исследования на материале подготовки специалистов
культуры в Республике Казахстан, определило необходимость изучения тру
дов казахстанских учёных А.К.Кусаинова, К.Е.Кошербаева, рассматриваю
щих особенности развития системы образования в Республике,
Н.К.Ахметова, А.А.Калыбековой, Ф.Н.Благовещенской, А.Б.Тыныштык-
баевой и др., посвященных проблемам подготовки специалистов к педагоги-
* ческой деятельности, совершенствования учебно-воспитательного процесса в
вузе.
Мы опирались на труды, включающие возможность учёта специфики студентов художественно-творческих специальностей. При этом мы ориентировались на труды российских и казахстанских авторов, а также педагогов советского периода.
Перечисленные исследования ориентируют в методологических подходах, тем не менее, работ, посвященных формированию экономического мышления специалиста культуры, мы не обнаружили.
Неизученность методики работы со студентами творческих специальностей в процессе экономического обучения, особенности формирования экономического мышления творческой личности, необходимость повышения уровня экономической образованности творческих работников учреждений культуры, и в связи с этим необходимость пересмотра педагогических методов работы с данной категорией студентов в свете новых требований к осуществлению профессиональной деятельности, предопределили выбор темы диссертации.
Объектом исследования является экономическая подготовка специа-
* листа культуры художественного профиля в вузе культуры и искусств.
Лредмвтом исследования выступает педагогический процесс формирования экономического мышления специалиста культуры в вузе в процессе изучения экономической теории.
Цель исследования заключается в выявлении педагогических основ формирования экономического мышления специалиста культуры художественного профиля в процессе экономического обучения в вузе.
Задачи исследования:
раскрыть сущность экономического мышления применительно к деятельности специалиста культуры художественного профиля;
изучить сущность и структуру педагогического процесса формирования экономического мышления специалиста культуры;
определить уровень сформированности экономического мышления специалистов учреждений культуры художественного профиля;
выявить проблемы и резервы формирования экономического мышления специалистов культуры в вузах;
определить возможности экономических дисциплин (экономическая теория) в формировании экономического мышления специалиста культуры;
теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику формирования экономического мышления специалиста культуры при обучении экономической теории.
Гипотеза исследования - эффективность формирования экономического мышления специалиста культуры художественного профиля возможна при соблюдении следующих условий:
-понимание экономического мышления специалиста культуры художественного профиля как многоаспектного явления;
-учёт специфики художественно-творческой деятельности специалиста культуры;
- применение принципа проблемное и преимущественно групповых форм работы в экономическом обучении;
-использование методов обучения, предусматривающих активную роль студентов.
Методологическую основу диссертации составляет научное наследие ведущих философов, определяющих мышление как отражение действительности, а также положения о развитии личности и определяющем значении деятельности в этом процессе, о взаимосвязи мышления и практики. Исследование осуществлено с учётом противоречивого характера понимания экономической действительности специалистом культуры художественного профиля.
Мы использовали труды Н.Л.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, B.C.Соловьёва о гуманистической направленности образования и становлении духовных общечеловеческих ценностей личности.
В ходе исследования мы опирались на гуманистический подход психологии при изучении мышления в контексте личности (Р.Берне, А.Маслоу, К.Роджерс).
В качестве общенаучной методологии использованы целостный, дея-
тельностный, индивидуально-творческий подходы (Ю.П.Азаров,
Ю.К.Бабанский, А.НЛеонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина,
В.А.Сластёнин, и др.)
Теоретическая основа исследования опирается на концепции педагогов П.П.Блонского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, концепцию управления процессом усвоения знаний и умений Н.Ф.Талызиной.
Основой исследования явилось изучение и использование фундамен
тальных положений о развитии мышления, изложенных в философских, пси
холого-педагогических трудах Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина,
А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера,
А.М.Матюшкина, С.Л.Рубинштейна, О.К.Тихомирова, и др. применительно к
теме Исследования.
Особая роль принадлежит исследованиям о профессиональной дея
тельности специалистов культуры художественного профиля
(Л.Г.Арчажникова, Н.К.Бакланова, Л.Г.Готсдинер, А.С.Каргин,
Ю.П.Цагарелли, Ю.А.Стрельцов).
Методы исследования обусловлены поставленными целями и задачами.
В ходе проведения исследования нами были использованы следующие методы: анализ литературы по исследуемой проблеме, синтез и аналогия, моделирование педагогических ситуаций, позволяющие выделить для исследуемых процессов наиболее типичные противоречия и причины, их порождающие, позволяющие разрабатывать и обосновывать пути совершенствования процесса формирования экономического мышления как составляющей успеха будущей профессиональной деятельности творческого работника; эмпирические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.
Организация исследования осуществлялась в три этапа (с 1994 по 2001 гг.).
На первом этапе (1994-1996 гг.) осуществлялись сбор и обработка теоретического материала, изучение и анализ философских, психолого-педагогических, культурологических работ, в том числе исследований, посвященных сущности и структуре экономического мышления и изучению возможных путей его формирования, изучение и обобщение практики экономического обучения студентов творческих специальностей. Осуществлялось наблюдение за экономической подготовкой будущих специалистов культуры.
Определены гипотеза, цель, задачи и база исследования.
На втором этапе (1996-1999 гг.) продолжался поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблематике, была проведена опытно-экспериментальная работа, анализ эмпирического материала, продолжался
сбор и анализ педагогических исследований, посвященных методике осуществления экономического образования специалиста культуры,
В рамках осуществляемого исследования проведено анкетирование специалистов культуры художественного профиля города Уральска с целью выявления уровня их экономического мышления и восприятия ими экономической действительности.
По результатам устных бесед со студентами творческих специальностей Западно-Казахстанского института искусств имени Даулеткерея организовано их участие в массовой деловой обучающей игре «Начинающий инвестор», проводимой фондом обучения работе с акциями (ФОРА).
По результатам опроса преподавателей экономических дисциплин города Уральска, работающих со студентами творческих специальностей, выявлены основные проблемы осуществления экономического обучения данной категории студентов в условиях Казахстана.
По результатам наблюдения определены основные направления методики экономического обучения студентов творческих специальностей, предполагающие преимущественно групповую работу студентов на занятиях применение принципа проблемности в изложении экономического материала преподавателем. Организованы выступления на семинарах, посвященных проблемам экономического обучения.
Осуществлён эксперимент по совершенствованию качества формирования экономического мышления творческой личности.
На третьем этапе (1999-2001 гг.) был осуществлён педагогический эксперимент в ЗКИИ им. Даулеткерея, в котором приняло участие 40 студентов, осуществлена верификация полученных результатов и корректировка методики. Материал исследования конкретизирован, систематизирован, уточнены ранее изученные факты. Доказана результативность совершенствования методов работы со студентами художественно-творческих специальностей, направленных на формирование экономического мышления.
На этом же этапе осуществлялось обобщение результатов и оформление диссертации.
Базой исследования явился Западно-Казахстанский институт искусств имени Даулеткерея.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные исследования по педагогике, психологии, социологии образования; анализом теоретического и эмпирического материала, проверкой отдельных положений на практике опытно-экспериментальным путём; применением разнообразных методов исследования; использованием передового отечественного и зарубежного опыта осуществления экономического обучения; сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. раскрыта сущность понятия «экономическое мышление специалиста
культуры художественного профиля», определяемая специфически
ми характеристиками и условиями ведения профессиональной
" деятельности;
выявлена специфика экономического мышления специалиста культуры, основанная на преобладании наглядно-образного мышления и определяющем значении эмоционального, чувственного фактора;
определены психолого-педагогические условия эффективного формирования экономического мышления специалиста культуры, основанные на использовании метода проблемного обучения, использовании преимущественно групповых методов работы со студентами.
классифицированы и адаптированы наиболее эффективные методы формирования экономического мышления специалиста культуры (совместное обучение, моделирование, дебаты);
теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика формирования экономического мышления специалиста культуры на основе обучения экономической теории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
-материалы и выводы диссертации внедрены в ход учебного процесса в Западно-Казахстанском институте искусств и Уральском музыкальном колледже имени Курмангазы;
-разработанные автором тесты, проблемные поля к дебатам, адаптированные деловые игры, а также отдельные положения диссертации использованы на семинарах по экономическому обучению для учителей экономики школ города Уральска.
На защиту выносятся следующие основные положения:
экономическое мышление специалиста культуры художественного профиля - это многоаспектное явление, формирующееся как синтез рационального и иррационального в восприятии экономической действительности;
формирование экономического мышления специалиста культуры должно осуществляться с учётом специфики его восприятия, которая определяется особенностями сферы художественно-творческой деятельности (творческая сущность деятельности, стремление к творчеству, высокая степень свободы и ответственности за свои профессиональные качества, эмоциональное воображение, самобытность, критичность);
основными условиями формирования экономического мышления специалиста культуры являются: применение метода проблемного обучения при изучении экономической теории; применение преимущественно групповых форм обучения;
эффективность формирования экономического мышления специалиста культуры художественного профиля возможна при использовании в обучающем процессе группы методов обучения, предусматривающих активную роль студентов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на межвузовской научной конференции «Вузовский комплекс: профессионализм педагога в системе культуры и образо-
вания» (Уральск, 1997); на межвузовской научно-практической конференции «Человек в мире духовной культуры» (Москва, 1999); научно-практической конференции молодых учёных «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (Москва, 2000), а также в публикациях общим объёмом 3,7 печатных листа.
Понятие экономического мышления, основные педагогические пути его формирования
Несмотря на постоянную актуальность, проблема методики формирования экономического мышления у студентов вузов культуры пока что не представлена должным образом в современных педагогических исследованиях. В последнее время о ней преобладало весьма фрагментарное представление в нескольких исследованиях, где процесс формирования экономического мышления у студентов вузов культуры не был предметом самостоятельного изучения. Достаточно активно обсуждается проблема формирования экономического мышления в разрезе школьного образования.
При существующем мнении, что специалист культуры художественного профиля обладает нестандартным, нешаблонным мышлением вообще, а, следовательно, и экономическим мышлением, встает острая необходимость исследования педагогических методов и условий формирования экономического мышления специалиста культуры. Отсутствие подобного рода исследований порождает проблему для преподавательских коллективов, вследствие этого не располагающих результатами педагогических исследований и, следовательно, не использующих существующие резервы повышения качества процесса формирования экономического мышления у студентов творческих специальностей.
Однако жизнь доказывает, что экономическое мышление занимает особое место среди других, и том числе и профессиональных характеристик специалиста культуры.
Прежде чем перейти к анализу современного состояния изученности педагогической проблемы методов формирования экономического мышления у студентов творческих специальностей, считаем необходимым рассмотреть спектр понятий, определяющих содержание и основные черты экономического мышления.
Человеку свойственно мыслить, рассуждать, искать истину и ложь. Проблема мышления является предметом изучения философии, психологии, логики, социологии, физиологии, кибернетики, лингвистики и других наук. В философии и психологии к настоящему времени насчитывается значительное число концепций, подходов, отдельных идей о мышлении. Их рассмотрение не отвечает целям настоящей работы. С точки же зрения педагогики, нас более всего интересует динамический процесс развития мышления, а также формирование навыков, в данном случае, экономического мышления.
Из философии нам известно, что мышление — «это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления к сущности» [149, С.514]. Практически дублирует это определение и педагогическая энциклопедия «мышление - это опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях ... мышление позволяет человеку познавать то, что не может быть непосредственно воспринято органами чувств и представлено» [110, столб. 899]. Однозначно, что педагогическая наука более всего затрагивает вопросы, связанные с процессом формирования и условиями развития мышления, а не концепцию этого понятия. Но, безусловно, для поиска эффективных условий и методов формирования мышления, в частности экономического мышления, нам необходимо в своем исследовании остановиться на нескольких концептуальных понятиях в философской и психологической теории мышления.
Источником мышления являются ощущения. Зарождаясь в чувственном познании, мышление способно активизироваться в тех случаях, когда применительно к ситуации у человека возникают вопросы, на которые нет готовых ответов, или ответы невозможно получить путем обыкновенного восприятия или ощущения предмета. При поиске ответов на такие вопросы человек должен задействовать дополнительные возможности своего мозга, должен прибегнуть к новым действиям, взаимодействию с объектом.
С педагогической точки зрения важно, что достаточно точным индикатором направленности мышления может служить речь человека, ибо речь является своеобразной материальной формой мыслительной деятельности. Хотя общеизвестно, что человек может выражать свои мысли мимикой, жестами, рисунками, красками и т.д. Всё же более универсального средства выражения мысли, как через речь, мы, наверное, не найдем. В этом процессе на основе восприятия происходит формирование понятий. При этом особо важен тот факт, что мышление и речь это, скорее всего, дополняющие друг друга процессы, нежели чем простое отображение [149; 110].
Экономическая готовность творческих работников сферы культуры и необходимость формирования экономического мышления у студентов творческих специальностей
Проблема отсутствия навыков экономического мышления у специалистов культуры встает еще острее в контексте управленческой и экономической неподготовленности многих руководителей и творческих работников учреждений культуры. Так, например, А.П.Панфилова [109, С.29] пишет, что «опыт проведения поисково-апробационных игр в разных регионах страны (в Киргизии, Казахстане - по перестройке работы в культурно-спортивных комплексах) свидетельствует, что у большинства руководителей и специалистов в сфере культуры отсутствует экономическое мышление, нет психологической готовности к перестройке своей деятельности, не развиты способности к диагностике, анализу управленческих ситуаций, выявлению потенциальных проблем, не сформировано инновационное мышление и поведение.,. . Хочется отметить, что экономическое выживание и дальнейшее развитие отрасли во многом определяется уровнем сформированности этих качеств у художественно-творческих работников и руководителей учреждений культуры.
Общеизвестно, что культура является своеобразным духовным налол-нением любого общества. Она не может служить ни интересам какого-либо ведомства, ни профсоюзам, ни кому-нибудь еще. Но так сложилось, что политика в области культуры всегда была и остается преимущественно государственной. В том числе и рыночные условия хозяйствования подразумевают активную роль государства в функционировании социально-культурного сектора экономики. Возможно именно это является основной причиной всех бедствий в сфере культуры. В той ситуации, когда экономическое развитие диктуется извне (государством), когда работник попадает в такие условия хозяйствования, когда от его действий практически ничего не зависит, формирование современного экономического мышления крайне затруднено. Именно данный факт придает особое значение формированию навыков экономического мышления специалиста культуры еще в студенческие годы.
Ученые особо отмечают тот факт, что культура запаздывает с внедрением механизмов хозяйствования, адекватных условиям рыночной экономики [87], Система всеобъемлющего бюджетного финансирования сферы культуры оказалась несостоятельной в условиях перехода к рыночным отношениям. Когда практика остаточного финансирования культуры разрушается, альтернативные источники экономического развития сферы еще не сформированы, а население в условиях становления рыночного механизма нищает, культура оказывается в экстремальной ситуации. Если до недавнего времени в Казахстане обсуждался вопрос о совместимости рыночных механизмов хозяйствования и культуры, то сегодня реально встает вопрос о выживаемости культуры в новых экономических условиях. И на этом этапе особо остро ощущается неготовность работников культуры включаться в рыночные отношения.
В этом видится самое большое препятствие «выживанию» культуры в условиях казахстанской экономики и последующего успешного её функционирования. Это препятствие определенно усиливается неготовностью большей части населения в целом, особенно художественно-творческих работников сферы культуры, к вхождению в рынок.
Этот факт подтверждает и анкетирование, проведённое нами в рамках данного исследования. В нем приняло участие более 160 работников десяти учреждений культуры города Уральска. Цель анкетирования заключалась в выявлении их восприимчивости к экономическим реформам, проводимым правительством Республики Казахстан (прил. 1, анкета).
Проблемы, сопутствующие реформированию экономики Республики Казахстан, пожалуй, наиболее остро отражаются в социально-культурной сфере. Тем не менее, переход к рыночным отношениям и формирование современного экономического мышления специалиста культуры художественного профиля становится невозможным без переосмысления многих факторов, в частности, экономических ориентиров в культуре, экономического мышления и поведения творческих работников и т.д.
Особенности применения основных педагогических методов в процессе экономической подготовки специалиста культуры в вузе
Анализируя сложившееся положение в области экономической подготовки студентов вузов культуры и искусств, необходимо заметить, что система экономической подготовки студентов требует кардинального совершенствования. В условиях формирующейся социально-ориентированной рыночной экономики в сфере культуры должны работать специалисты, обладающие современным экономическим мышлением, способные к постоянному самосовершенствованию в области профессионально-экономических знаний.
В связи с этим объективно появляются и новые требования к существующим учебным планам, программам, применяемым методам обучения, а также к профессорско-преподавательскому составу. В частности, современный преподаватель, работающий со студентами художественно-творческих специальностей, должен четко представлять себе специфические особенности специалиста культуры, учитывать их при осуществлении преподавательской деятельности.
Стратегия современного экономического образования студентов вузов культуры и искусств определенно должна опираться на отраслевую практику, а в тактике обучения, на наш взгляд, должны преобладать нетрадиционные методы обучения, способные гармонично учитывать специфику специалистов культуры. Среди методов, используемых в процессе экономического обучения, важное место должны занимать оценочные методы. Под ними подразумевается не просто проведение зачётов и экзаменов как правило, в конце читаемого курса, зачастую не позволяющее уже что-либо изменить в уровне экономического мышления студентов. Оценочные методы заключаются в проведении занятий, путем создания ситуаций, позволяющих исследовать и оценить уровень экономического мышления будущих специалистов культуры, посредством активизации роли студентов на занятиях по экономической теории. В данном случае появляется возможность внесения корректирующих педагогических действий в момент обучения, что положительно отражается на результате.
При этом крайне важно, чтобы в процессе изучения экономической теории студентами творческих специальностей оптимально учитывалось соотношение экономической теории и экономической практики в содержании учебного процесса. Выпускники вузов культуры и искусств должны не только иметь определённый объем экономических знаний, но и умело их применять в профессионально-экономической стороне будущей деятельности.
При этом всё более усиливающейся тенденцией в формировании содержания экономического обучения при подготовке специалиста культуры должно быть приближение к конкретной сфере профессиональной деятельности обучаемого.
Главной частью содержания экономической теории, как в теоретической, так и в практической части должна стать методика (методические рекомендации по применению основных теоретических положений экономической теории, техника принятия экономических решений в профессиональной деятельности специалиста культуры и т.л.)- То есть студенты художественно-творческих специальностей на занятиях по экономической теории должны получать алгоритм экономического поведения в той или иной ситуации, на основе которого они смогут впоследствии вырабатывать собственный алгоритм экономического поведения.
Таким образом, требования, предъявляемые сегодня к специалисту культуры, коренным образом отражаются на требованиях, предъявляемых к системе экономического образования в вузах культуры и искусств, которая, в результате, должна обладать значительной адаптивностью, ненавязчивым преподнесением учебной экономической информации, максимумом индивидуального выбора с учетом специфики восприятия студентов,