Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования формирования перцептивной культуры средствами визуального искусства в высшей школе 14
1.1 Теоретические основы исследования проблемы формирования перцептивной культуры 14
1.2 Визуальное искусство как психолого-педагогический феномен 34
1.3 Воздействие визуального искусства как фактор формирования перцептивной культуры 55
Выводы по первой главе 70
Глава II. Визуальное искусство как средство формирования перцептивной культуры студентов вуза 74
2.1. Особенности перцептивной культуры современных студентов вуза 74
2.2. Педагогические условия эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства 103
Выводы по второй главе 123
Заключение 128
Список литературы 137
Приложение
- Визуальное искусство как психолого-педагогический феномен
- Воздействие визуального искусства как фактор формирования перцептивной культуры
- Особенности перцептивной культуры современных студентов вуза
- Педагогические условия эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства
Введение к работе
Актуальность исследования. Бурная техническая революция, сопровождавшая ХХ и начало ХХI веков, привела к изменению многих областей человеческой деятельности, в том числе и деятельности по осуществлению общественной коммуникации, что позволило возникнуть новым формам визуального искусства. Постепенно современные виды визуального искусства, такие как фотография, кинематограф, телевидение, заняли ведущую роль в общественной коммуникации. Современные средства массовой коммуникации, взявшие за основу визуальный образ, не только являются каналом трансляции информации, но и стали в современном мире основным механизмом передачи культурных ценностей.
Фундаментальный философско-культурологический материал, посвященный исследованию культуры в различных ее аспектах, накоплен как в отечественной науке (А.И.Арнольдов, С.Н.Артановский, Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, П.С.Гуревич, Н.Я.Данилевский, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, А.С.Кармин, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, К.Э.Разлогов, Э.В.Соколов, Ю.Н.Солонин, П.А.Сорокин, В.Н.Топоров и др.), так и за рубежом (А.Вебер, Э.Гидденс, К.Леви-Стросс, Ф. де Соссюр, П. Тейяр де Шарден, Э. Б. Тэйлор, А.Тойнби, С.Хантингтон, Д.Хорвиц, О.Шпенглер, Ж.Фурастье, Т.Элиот и др.).
Исследованию культуры как системы коммуникационных взаимодействий в обществе посвящены работы таких культурологов и философов как Ю.Б.Борев, Л.Н.Коган, А.К.Коваленко, М.Ю.Лотман, М.М.Мамардашвили, В.И.Михалкович. Разработкой и изучением теории языка современных визуальных искусств занимались отечественные культурологи и искусствоведы: Э.Г.Багиров, В.М.Вильчек, Ю.В.Воронцов, С.С.Гинзбург, Н.П.Карцов, Р.Д.Копылова, Л.В.Кулешов, А.В.Мачерет, О.Ф.Нечай, Г.К.Пондопуло, В.А.Саруханов, А.Л.Сокольская, Ю.Н.Тынянов, С.М.Эйзенштейн, Е.А.Якимович.
В современной мировой культуре основным инструментом сохранения и распространения культурных и нравственных ценностей стали современные средства массовой коммуникации. Этому явлению посвящены работы отечественных (В.Ю.Борева, А.С.Вартанова, С.М.Гуревича, А.Н.Ефимова, С.Г.Кара-Мурзы, Н.Б.Кирилловой, А.Ю.Коваленко, М.Ю.Куржиямского, М.М.Назарова, О.В.Россовой, А.М.Сергеева, Н.Ф.Хилько) и зарубежных исследователей (М.Маклюэна, Р.Харриса).
Анализ вопроса о специфике воздействия современных средств массовой коммуникации на человека позволил нам сделать вывод о том, что современное культурное пространство построено на приоритете визуальной коммуникации, ведущую роль здесь играет визуальный образ и его воздействие на личность человека. В связи с этим, в исследовании нам видится важным сосредоточить внимание на особенностях культуры восприятия современных видов визуального искусства: фотографии, кинематографа, телевидения, их влиянии на развитие личности человека.
Проблема специфики восприятия визуальной информации и ее воздействия на личность поднималась в работах таких российских педагогов и психологов как М.Н.Афасижев, Л.А.Венгер, В.Ф.Венда, Э.Ф.Володин, Л.С.Выготский, Г.А.Голицын, Л.Б.Ермолаева-Томина, А.Н.Ефимов, Г.Б.Жданов, В.И.Жуковский, В.И.Зарецкий, В.П.Зинченко, А.В.Колосов, А.Н.Леонтьев, А.Д.Логвиненко, В.И.Михалкович, Д.В.Пивоваров, К.Э.Разлогов, Д.Э.Розенталь, С.Д.Смирнов, а также в работах зарубежных авторов: М.В.Вартофски, В.Вихалемм, Р.Грегори, П.Линдсей, Д.Норман, Г.Хакен, М.Хакен-Крелль.
Исследования отечественных педагогов А.Л.Андреева, Э.Т.Ардашировой, Л.М.Баженовой, И.Б.Бальцюка, О.А.Баранова, Е.А.Белкина, М.В.Веселовской, А.В.Дубинина, Я.Н.Засурского, Н.Е.Мажара, З.С.Малобицкой, А.Н.Малюкова, Л.С.Зазнобиной, В.А.Монастырского, Ю.О.Овакимяна, Е.С.Полата, С.Н.Пензина, В.Л.Полевого, Г.А.Поличко, В.А.Романина, Н.Г.Салминой, А.В.Спичкина, Т.Д.Сусловой, Е.А.Черкашина, А.В.Шарикова, Л.К.Шияна посвящены проблеме обучения законам восприятия современных визуальных искусств и разработке методической базы медиаобразования.
Вопрос формирования перцептивной культуры человека изучали отечественные педагоги Л.В.Занков, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Г.Салмина, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов. Также в своих трудах исследовали влияние современной информационной среды на студентов ученые-педагоги Е.Л.Вартанова, В.А.Плешаков, В.А.Сластенин, Т.Д.Суслова, Л.В.Суходольская-Кулешова.
Однако проблема формирования перцептивной культуры не нашла свое отражение в исследованиях современных ученых в области педагогики профессионального образования. Системная педагогическая деятельность в данном направлении приобретает особую значимость и в связи с тем, что с появлением и развитием сети интернет само понятие доступа к информации претерпело изменения: продукты технических видов визуального искусства стали частью обыденного сознания и формируют повседневные поведенческие привычки студентов. В процессе восприятия информации, в зависимости от объекта, формируется своя знаковая система. Но педагогическая деятельность по изучению принципов восприятия визуальных искусств, основанных на образно-пространственном, невербальном восприятии, опирается на принцип вербального анализа. Между тем, прочтение продукта современных визуальных искусств только языком повествования ограничивает возможность восприятия смыслов визуального искусства, лежащего в основе современного информационного поля.
Таким образом, выявляется тенденция к обострению противоречия между увеличением степени влияния на человека современной визуальной среды, формируемой средствами массовой коммуникации, и недостаточной разработанностью целостного системного подхода к формированию перцептивной культуры студентов вуза, при наличии объективной необходимости поиска педагогических условий эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования: «Формирование перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства?
Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: перцептивная культура личности как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства.
Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
-
Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к формированию перцептивной культуры, определить сущность понятия «перцептивная культура личности».
-
Выявить специфику перцептивной культуры студентов вуза.
-
Определить особенности процесса формирования перцептивной культуры студентов в образовательном пространстве вуза.
-
Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства.
Гипотеза исследования основана на идее о том, что формирование перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства будет эффективным, если:
будут созданы организационно-методические условия для освоения студентами знаний о современной визуальной культуре, языке современных визуальных искусств, средствах визуального воздействия в процессе профессиональной подготовки;
будет проводиться культурно-выставочная деятельность, позволяющая сформировать целостную обучающую среду вуза, направленную на активную и эффективную коммуникацию студентов в единой социокультурной среде, а именно: проведение фестивалей визуальных искусств, проведение выставок творческих работ студентов и преподавателей, организация круглых столов и мастер-классов с деятелями культуры, разработка интернет-ресурса, формирующего информационную среду профессионального обучения;
будет проводиться индивидуально-дифференцированная работа со студентами, направленная на: развитие способности самостоятельного анализа современной медиасреды, повышение уровня визуальной грамотности, развитие эстетического вкуса, адекватного и полного восприятия образов современного визуального искусства, развитие самостоятельности эстетических оценок;
будет проводиться работа, способствующая повышению творческой активности студентов, посредством: включения в программу профессиональной подготовки творческих заданий, привлечения студентов к организации и проведению выставок и фестивалей визуальных искусств, стимулирования их к участию в творческих конкурсах и фестивалях.
Методологическую основу исследования составляют основные теоретические и методологические подходы к формированию перцептивной культуры: культурологический подход к формированию перцептивной культуры (О.А.Баранов, Л.Мастерман, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, А.В.Шариков), эстетический подход к изучению и формированию перцептивной культуры (Л.М.Баженова, И.С.Левшина, С.Н.Пензин, Ю.М.Рабинович, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, Дж.Натэл, Ф.К.Стюарт, А.Ходкинсон), социокультурный подход к формированию перцептивной культуры (Е.А.Бондаренко, И.С.Левшина, Ю.М.Рабинович, Ф.К.Стюарт, А.В.Федоров, А.В.Шариков).
Теоретической основой исследования выступают: теоретические исследования о роли коммуникативного фактора в развитии и формировании культуры (В.Ю.Борев, А.К.Коваленко, Л.Н.Коган, М.М. Мамардашвили, В.И.Михалкович); теоретические исследования социокультурного принципа в изучении перцептивного процесса отечественных (А.А.Леонтьев, А.Р.Луриа) и зарубежных (Ф.Бокк, М.Вартофски, Б.Шоур) педагогов и психологов; труды отечественных и зарубежных педагогов, посвященных педагогическому анализу вопроса формирования и развития перцептивной культуры (Л.В.Занков, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Г.Салмина, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов); теоретические исследования проблемы воздействия на человека визуального искусства отечественных (Э.Г.Багиров, В.М.Вильчек, Ю.В.Воронцов, С.С.Гинзбург, Н.П.Карцов, Р.Д.Копылова, Л.В.Кулешов, Ю.М.Лотман, А.В.Мачерет, О.Ф.Нечай, Г.К.Пондопуло, В.А.Саруханов, А.Л.Сокольская, Ю.Н.Тынянов, С.М.Эйзенштейн, Е.А.Якимович) и зарубежных ученых (Р.Арнхейм, А.Базен, Б.Балаш, В.Беньямин, Ж.Делёз, Л.Деллюк, Н.Клейман, З.Кракауэр, М.Мартен).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: категориальный синтез, комплексный теоретический анализ, метод педагогического, культурологического и искусствоведческого анализа, моделирование. Эмпирические методы: обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение), диагностические (тестирование, экспертные оценки), интерактивные (групповые поисковые методы), формирующие (педагогический эксперимент). Методы математической статистики: сравнительный анализ данных, процентное соотношение.
Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях педагогической, психологической, философской, культурологической литературы об особенностях перцептивной культуры. Подтверждается экспериментальной проверкой положений данного исследования, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали группы студентов химического, дошкольного, художественно-графического факультетов, факультета начального образования и факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Экспериментальной работой в 2004-2008 гг. было охвачено 27 групп, численностью 720 студентов, в 2010-2013гг. – 23 группы, численностью 538 студентов, всего участвующих в эксперименте – 1258 студентов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004) было изучено состояние проблемы в теории и практике педагогических и психолого-педагогических исследований, проводился теоретический анализ проблемы, формулировалась цель, задачи, гипотеза, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы, определялись критерии оценок.
На втором этапе (2004-2008) осуществлена опытно-экспериментальная работа, проводилась проверка основных положений выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (2008-2013) завершена опытная работа, выполнен обобщающий анализ материалов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена специфика визуального искусства как психолого-педагогического феномена, определена сущность перцептивной культуры студента; выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования перцептивной культуры студентов вузов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
уточнено понятие «перцептивная культура личности» как индивидуальное свойство человека, проявляющееся в способности восприятия, анализа, переосмысления информации, в результате которых формируется образ; установлено, что формирование перцептивной культуры студента – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию современной информационной среды; выявлены когнитивные, деятельностные и личностные критерии перцептивной культуры и уровни ее сформированности; определены и систематизированы теоретические положения, которые позволили определить педагогические условия формирования перцептивной культуры студентов вуза.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в области формирования перцептивной культуры при обучении студентов различных вузов и колледжей.
Разработаны и экспериментально апробированы учебные программы, направленные на формирование перцептивной культуры студентов вуза: по дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения» и ее методическое обеспечение; «Современная визуальная культура», «Художественная фотография», «Режиссер и оператор».
Разработана методика организации и проведения фестивалей и конкурсов визуальных искусств среди студентов вузов; разработана методика проведения и структура организации культурно-выставочных мероприятий вузов, синтезирующих выставочную и образовательную деятельность; разработана методика работы по созданию целостной образовательной среды вуза в Интернете и в социальных сетях.
Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ в образовательных учреждениях различного типа. Содержащиеся в исследовании результаты возможно использовать как в научно-исследовательской, так и в организационно-управленческой педагогической деятельности, а также в разработке интернет-ресурсов вузов и колледжей, в разработке положений фестивалей и конкурсов визуальных искусств.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные выводы и результаты исследований нашли отражение в 12 публикациях, общим объемом 3,25 п.л., в том числе и в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, II Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии.
Основные методические разработки были положены в основу разработанной программы дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения». А также в основу разработанных программ: дополнительного профессионального образования «Художественная фотография и компьютерная обработка изображений», спецкурса «Фотографика», курса дисциплин специализации «Художественная фотография и видео-арт» на художественно-графическом факультете МПГУ.
Результаты исследования использованы в разработке и реализации программ спецкурсов для студентов художественно-графического, исторического, физического, химического, дошкольного факультетов и факультетов начальных классов МПГУ.
Основные результаты исследования были использованы в разработке положения о Центре искусств МПГУ, разработке структуры и программы развития культурно-выставочной деятельности МПГУ, организации культурно-выставочной деятельности в рамках проекта «КГФ выставочное пространство», разработке и организации работы интернет-ресурса и работы со студентами МПГУ в социальных сетях.
Практические результаты исследования были использованы при организации отделения художественной фотографии, разработке и дальнейшем усовершенствовании учебных планов и программ дополнительного образования по художественной фотографии в Детской школе искусств им. В.Д.Поленова г. Москвы, а так же в Центре детского творчества «Новопеределкино» г. Москвы.
Результаты исследования использовались в процессе концептуальной разработки, организации и проведения: выставок молодых фотохудожников в России, Чехии, Италии, Германии; Открытого Московского Фестиваля молодых фотохудожников в Московском музее современного искусства, вошедшего в городскую программу культурных мероприятий г. Москвы; Московского Фестиваля юных фотохудожников в Московском музее современного искусства; Фестиваля визуальных искусств «ART-горизонты Москвы».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Перцептивная культура личности – это индивидуальное свойство человека, проявляющееся в способности восприятия, анализа, переосмысления информации, в результате которых формируется образ, отражающийся в дальнейшем перцептивном опыте личности, являющийся важной составляющей мировоззрения.
2. Перцептивная культура студента характеризуется осознанным восприятием продуктов современных видов визуального искусства в образовательной среде вуза; использованием знаний о восприятии и правилах построения визуальных произведений, как в процессе профессионального обучения, так и в повседневной жизни; умениями, полученными в ходе образовательной деятельности: осмысленно выявлять логическую связь эпизодов, выявляющих развитие авторской мысли, анализировать строй визуального произведения, выявляющего концепцию произведения, воспринимать формы произведения фото-, кино- и телеискусства на основе эмоционально-смыслового соотнесения значимых частей; профессиональной направленностью восприятия; осознанием влияния современных средств массовой коммуникации на человека, пониманием специфики этого влияния на будущую профессиональную деятельность; стремлением к образованию в этой сфере при самостоятельном обучении в процессе профессиональной подготовки; творческим подходом и стремлением к созданию собственных визуальных продуктов, в том числе для использования в будущей профессиональной деятельности.
3. Формирование перцептивной культуры студента – это процесс развития способности личности студента в процессе профессиональной подготовки к полноценному восприятию и адекватному пониманию продуктов современных средств массовой коммуникации, предполагающий выработку системы представлений о принципах построения визуального образа, собственных взглядов и вкуса, способности самостоятельной оценки продукта современных визуальных искусств.
4. Процесс формирования перцептивной культуры студентов наиболее эффективен при соблюдении следующих педагогических условий: если в процессе профессионального обучения студенты получат знания о современной визуальной культуре, языке современных визуальных искусств, средствах визуального воздействия; будет проводиться культурно-выставочная деятельность, позволяющая сформировать обучающую среду вуза, направленную на активную и эффективную коммуникацию студентов в единой социокультурной среде, а именно: проведение фестивалей визуальных искусств, проведение выставок творческих работ студентов и преподавателей, организация круглых столов и мастер-классов с деятелями культуры, разработка интернет-ресурса, формирующего информационную среду вуза; будет проводиться индивидуально-дифференцированная работа со студентами, направленная на развитие способности самостоятельного анализа современной медиа- и киберсреды, повышение уровня визуальной грамотности, развитие эстетического вкуса, адекватного и полного восприятия образов визуального искусства, развитие самостоятельности эстетических оценок; будет проводиться работа, способствующая повышению творческой активности студентов путем включения в программу обучения творческих заданий, привлечения студентов к организации и проведению выставок и фестивалей визуальных искусств, стимулирования к участию в творческих конкурсах и фестивалях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание изложено на 176 страницах.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, раскрыта сущность проблемы исследования, степень ее научной разработанности, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; раскрыта методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; охарактеризованы достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных, даны сведения об апробации и внедрении результатов.
В первой главе «Теоретические основы исследования формирования перцептивной культуры средствами визуального искусства в высшей школе» рассмотрены теоретико-методологические основы исследуемой проблематики; определены и систематизированы искусствоведческие, психологические и дидактические положения формирования перцептивной культуры; проанализировано современное состояние теоретических и практических подходов к формированию перцептивной культуры; выявлены особенности психолого-педагогического феномена воздействия визуального искусства; определены средства воздействия визуального искусства на личность студента в процессе формировании перцептивной культуры.
Во второй главе «Визуальное искусство как средство формирования перцептивной культуры студентов вуза» изложен ход и результаты опытно-экспериментального исследования по определению педагогических условий эффективности формирования перцептивной культуры студентов; выявлена специфика перцептивной культуры современных студентов; определены педагогические условия эффективности формирования перцептивной культуры студентов; выявлены когнитивные, деятельностные и личностные критерии оценки уровня перцептивной культуры.
В заключении обобщены основные теоретические и экспериментальные выводы исследования, подтверждающие гипотезу и доказывающие научную обоснованность положений, выносимых на защиту.
Список литературы включает 230 наименований.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Визуальное искусство как психолого-педагогический феномен
В результате анализа вопроса о специфике воздействия средств массовой информации на зрителя нами был сделан вывод, что проблема «визуальности», воздействия визуального искусства приоритетна в связи с распространением в современном обществе информационных и коммуникационных технологий использующих преимущественно визуальные и аудиовизуальные образы. «Возникает универсальный язык, господствующий над шестью тысячами диалектов нашего земного шара... язык странный, который мы ассимилируем зрением, а не слухом» [132, С. 31].
Достоинством кинематографического и телевизионного изображения многие считают то, что оно не требует от аудитории владения каким-либо специальным кодом при восприятии. Но с развитием кинематографа и телевидения и формированием языка экранных искусств, появляется необходимость в обучении, хотя споры об этом продолжаются и по сей день.
Распространенное среди реципиентов мнение о том, что продукт кинематографа и, особенно, телевидения — просто «глаз камеры», с помощью которого зритель видит реальную жизнь, вызвано высокой степенью сходства между кино- и телевизионным изображением и самим объектом съемки. Это сходство создает иллюзию тождества — иллюзию, при которой возникает видимость легкого осуществления перцептивного процесса.
Между тем даже любительская фотография, а тем более телевизионная передача и кинофильм, требует от зрителя определенной расшифровки в процессе восприятия. Ведь видимое многообразие цветных пятен на плоскости, кажется объемным и смысловоокрашенным, лишь в силу того, что зритель дополняет фотографию в своем воображении на основе перцептивного опыта, памяти о свойствах аналогичных объектов, расшифровывая не только скрытый за ними предмет отображения, но и его авторскую интерпретацию. Это означает, что мы используем изображение как знак, использующийся в целях коммуникации, то есть как элемент перцепции. И, следовательно, система изображений, из которых состоит кинофильм, есть не просто сумма механических копий тех или иных объектов, но совокупность особого рода знаков. Таким образом, у современных визуальных искусств есть свой язык — «исторически сложившаяся социальная структура знаков, выполняющих коммуникативную функцию», и язык этот требует изучения, чтобы производство, распространение и восприятие массовых сообщений осуществлялось успешно [187, С.239].
В современном мире получение опыта и знаний у человека происходит двумя способами. Первый предполагает непосредственный контакт с другими индивидуумами, второй подразумевает обретение опыта и знаний через восприятие, осознание и интерпретацию информации, поданной средствами массовой коммуникации. Этот «опосредованный опыт» на сегодняшний день занимает ведущее место в познавательной деятельности человека и постепенно его доля растет. Понятие «коммуникация» происходит от лат. communicatio – обмен, связь, разговор. Особенно важны два аспекта его использования. Во-первых, «понятие применяется, когда необходимо сказать о процессе передачи информации, который включает такие составляющие, как отправителя сообщения, каналы, содержание, адресата, эффективность, обратную связь и др.» [176, С.133]. Во-вторых, «для обозначения акта обобщения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание» [176, С.133]. Для нашего исследования важно понимание специфики процесса массовой коммуникации, в связи с этим рассмотрим некоторые определения понятия «массовая коммуникация». «Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей» [194, С.344]. «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации» [135, С. 15]. «В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации» [176, С.157]. Но для нашего исследования данные определения недостаточны, так как в них не учитывается механизм перевода из потенциальной возможности воздействия в реальное влияние на личность в ходе перцептивного процесса. Массовая коммуникация, как и всякий вид коммуникации это социально обусловленный процесс, и основная его функция – это функция воздействия на зрителя. Эта функция реализуется при помощи современных технических средств. В контексте исследования воздействия визуального искусства необходимо выделить следующие особенности этого процесса. Донором массового сообщения является группа, а зачастую и целая институция, которые действуют в соответствии с внутренними и внешними нормами. Реципиентом является индивид. Но основная часть институций, занимающихся производством и распространением массовой информации, классифицирует индивидов на группы с общими характеристиками, определяя для каждого массового сообщения свою «целевую аудиторию». Каналы распространения массовой информации на сегодняшний день являются технически сложными системами, которые, однако, легко контролировать в идеологических интересах.
Воздействие визуального искусства как фактор формирования перцептивной культуры
И фотография, и кино, и телевидение, в силу своей массовости, способности к тиражированию, наряду с радио и периодикой, заняли главенствующее место в современной культуре, что, конечно, не могло не оказать серьезного влияния на формирование перцептивной культуры современного человека, и культуры личности в целом. Пройдя период развития фотография, телевидение и кинематограф оказывают небывалое по силе воздействия влияние, в сравнении с другими видами средств массовой информации, такими как радиовещание, периодика, а также литературой и другими видами искусств, на общество и каждого отдельного человека. Начиная с появления первых дагерротипов в 1839 году, и знаменитого сеанса братьев Люмьер в 1895 году, вопрос о месте продуктов технических визуальных искусств в культуре интересует многих ученых: философов, культурологов, искусствоведов, психологов и педагогов. Оценки и мнения очень разнообразны и, подчас, противоречивы. Для понимания значения средств воздействия визуального искусства в формировании перцептивной культуры человека, необходимо изучить средства выразительности каждого вида технического визуального искусства – фотографии, кинематографа, телевидения, на которых основываются все современные массовые сообщения. Фотографическое изображение занимает большую часть современных массовых сообщений, наравне с телерепортажем и кинопродукцией, а так же играет большую роль в современном межличностном общении, как виртуальном, так и реальном. Также необходимо отметить, что во многих исследованиях о природе кино и телевидения фотографической составляющей отводится значительное место, и для более полного понимания основ кинематографической и телевизионной культуры, видится необходимым понимать основные особенности фотографии, которые получили развитие в кинематографе и телевидении.
По мысли известного французского киноведа и культуролога Андре Базена предпосылкой возникновения фотографии является идея мумифицирования, которая со временем принимает формы все более отстраненные от объекта [18, С. 37]. Желание человека зафиксировать себя, свой образ во времени приводит к появлению новых способов фиксации: скульптурный, живописный, тканный, графический и др. виды портретов. «Ныне никто уже не верит в онтологическое тождество модели и портрета, но мы допускаем что портрет помогает нам помнить о человеке и спасать его таким образом от второй – духовной смерти» [18, С.40].
Но желание фиксации своей персоны требует как можно большего сходства с реальностью, документальности. Художник как посредник между реальностью и изображением вносит в него элемент субъективности. Поэтому иллюзорное отсутствие человека в получении фотографического изображения была воспринята восторженно. «Я всегда, - пишет М.Цветаева, - предпочитаю быть сфотографированной, отрешенной, повторенной, плохо трактуемой, каковой меня делает безразличие объектива, нежели написанной, то есть хорошо трактуемой, идеализированной, оживленной художником, в отношении которого я даже не уверена, что у него есть душа… » [201, С.158]. Но понимание фотографии как нового явления культуры, которое оказало влияние на мировоззрение общества, изменило подход к творчеству в других видах искусства, появилось не сразу после ее изобретения (в 1829 г., официальная демонстрация 1839 г.). Выразительность фотографии формировалась постепенно, используя традиционный язык ранее существовавших живописи, гравюры, рисунка. Но сформировав на этой основе свои выразительные средства фотография косвенно изменила ход эволюции всего изобразительного искусства. Все современное искусство, начавшееся с импрессионистов, зародилось тогда, когда «художник не мог более изображать мир, который только и делали, что фотографировали» [116, С.219]. Традиционное искусство сначала уходит от фотографичности как точной передачи реальности, а затем и начинает пользоваться фотографическими средствами, сначала в качестве подсобного материала, а затем используя изобразительные ходы в самих произведениях (кадрирование пространства, ракурс и т.п.). Традиционное изобразительное искусство и литература ищут в этот период новые формы выражения, отказываясь от фиксации реальности, двигаясь в сторону абстракции и сферам подсознательного. По мере того как фотография вырабатывала собственные изобразительные приемы, уже не такое сильное впечатление на зрителя производил сам факт реалистичного воспроизведения объекта. Фотохудожники в поисках пути передачи образа съемки экспериментировали со светом, ракурсом и масштабом съемки, вырабатывая фотографический язык. Французский кинорежиссер и исследователь кино начала ХХ века Луи Деллюк, одним из первых исследовавший теорию фотографии и кинематографа, писал о том, что «съемка предметов и людей дает только внешнее представление о них... Человек, снятый на пленку, должен быть не просто красив — он должен быть выразителен. Истинно фотогеничным является только то, что осмысленно и разумно» [67, С. 6]. То есть, вводя термин «фотогения», под которым он понимал способность «запечатлевать мимолетную материальную жизнь, жизнь в ее наибольшей эфемерности» [67, С. 18], Л.Деллюк поднимает вопрос об образности в фотографии, а так же о передаче в кадре авторского видения при съемке реальных объектов, диалектическом единстве документальности и художественности фотографии. Величайший кинорежиссер и теоретик кино, один из основоположников кинематографа в целом Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман) иначе оценивал возможности фотографического способа воспроизведения действительности. Его концепция, по мнению Г.Пондопуло «несла на себе влияние установок «левого искусства», которое абсолютизировало роль фотографии в развитии культуры, тем не менее, заслуга Вертова в том, что именно он открыл эстетику «фотографического документа», широко используя крупный план, ракурс, монтаж, ритм (как выразительные средства и кино, и фотографии)» [150, С.68].
По мысли немецкого философа и историка фотоискусства Вальтера Беньямина, фотография — первое «действительно революционное средство воспроизведения» [29, С. 69]. При этом при восприятии фотоизображения перцептивный образ не исчерпывается визуальной информацией, содержащейся в кадре. Образ складывается из перцептивного опыта реципиента, и поэтому он шире той предметной конкретности, заключенной в фотокадре. Понятия «фотография» и «регистрация» не идентичны, хотя конечно, первое включает в себя и второе, но это лишь одна из функций фотографии. Итак, термин «фотографичность», обозначавший документальность и достоверность, в процессе эволюции фотографии расширил свое значение и заключает в себе следующий смысл: фотографичность – это свойство фотоизображения, включающее в себя создание образа снимаемого объекта или события, выражение авторского отношения к нему, применение изобразительных средств, свойственных фотографии. Анализируя проблему средств визуального воздействия фотографического кадра можно сделать вывод, что фотоснимок обладает такой силой влияния на зрителя, не только в связи с его изобразительными свойствами, но и в связи с тем, что документальная регистрация действительности в нем переходит в образ, соединяя смысл и способ его демонстрации.
Особенности перцептивной культуры современных студентов вуза
Для выявления специфики перцептивной культуры современных студентов и дальнейшего формулирования педагогических условий эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства нами были проведены экспериментальные исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступали студенческие группы химического, дошкольного, художественно-графического факультетов, факультета начальных классов и факультета психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. Экспериментальной работой в 2004-2008 гг. было охвачено 27 групп, численностью 720 студентов, в 2010-2013гг. – 23 группы, численностью 538 студентов, всего участвующих в эксперименте – 1258 студентов. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2003-2004) изучалось состояние проблемы в теории и практике психолого-педагогических исследований, проводился теоретический анализ проблемы, формулировалась цель, задачи, гипотеза, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы, определялись критерии оценок. На втором этапе (2004-2008) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проводилась проверка основных положений выдвинутой гипотезы. Проводились констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На третьем этапе (2008-2013) завершалась опытная работа по анализу новых тенденций в перцептивно-коммуникативной деятельности студентов, выполнялся обобщающий анализ материалов исследования, апробировались полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проводилось литературное оформление диссертации. Для изучения особенностей перцептивной культуры современного студента мы провели констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился в два этапа.
Первый этап проводился с 2004 по 2006 гг. в начале курса обучения дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Экспериментальной работой было охвачено 27 групп, численностью 720 студентов химического, физического, дошкольного факультетов и факультета начальных классов. В целях получения объективных результатов нашего исследования, сформулированы критерии оценки уровня сформированности перцептивной культуры студентов. Продукты современной массовой культуры, как уже было отмечено выше, построены по принципам художественного произведения, что обуславливает уровень влияния на сознание зрителя. Учитывая это, определяя критерии, необходимо исходить из показателей, определяющих произведение искусства (в том числе и экранного), их гармонично взаимозависимого и взаимоформирующего синтеза: содержания, формы. Содержание – идея, проникающая в суть и отображающая суть явления, объекта через выявление внешних и внутренних противоречий в аспекте нового оригинального рассмотрения. Форма – комплекс изобразительных и выразительных средств и приемов воплощения содержания. Очевидно, что эти показатели определяют не только художественные произведения технических искусств, но и любые визуальные и аудиовизуальные тексты, включая информационные выпуски новостей, развлекательные программы, музыкальные клипы и т.д. Критерии оценки уровня перцептивной культуры студента были выработаны в соответствии со степенью «прочитывания» в массовом сообщении каждого из компонентов: формы и содержания. Эти компоненты составляют вместе единое гармоничное целое, и игнорирование любого из них ограничивает постижение авторской мысли. Формулируя критерии оценки также нужно учесть и сформулированные выше особенности перцептивной культуры современного студенчества. Исходя из этого, были определены следующие критерии оценки уровня перцептивной культуры студента. Когнитивные критерии: 1) Знание видов современных средств массовой коммуникации, их особенностей и общих черт; 2) Знание различий изобразительного языка и литературного слова, особенностей объединения повествования и показа. 3) Знание изобразительно-выразительных средств фотографии, кинематографа и телевидения. 4) Знание основ композиции экранного продукта. 5) Знание психологических основ восприятия визуальной и аудиовизуальной информации. 6) Знание психологических основ влияния современных средств массовой коммуникации на психику и мировоззрение детей/взрослых. Деятельностные критерии: 1) Умение многоаспектно мыслить образное воссоздание факта в пластической композиции отдельных кадров, их монтажа, в строе всего аудиовизуального произведения. 2) Способность определить логику развития авторской мысли в пространственно-временных измерениях экрана: в смене планов изображения, в движении снимаемых объектов, в ритме показа изображения. 3) Умение читать скрытую образность кадра, прием художественного решения темы, многослойность внутреннего содержания аудиовизуального произведения. 4) Умение воспринимать развитие мысли в комплексном единстве звукопластической организации экранного пространства: графической, тональной организации кадра, темпоритмической организации повествования за счет повтора визуальных образов, монтажа, изобразительных планов, их временной длительности, эмоционально-смыслового соотнесения отдельных кадров, визуальных тем по законам монтажного мышления. 5) Умение создать фото- или видеопродукт с заданными свойствами. Личностные критерии: 1) Познавательный интерес. 2) Эмоциональное подкрепление индивидуального опыта обучения. 3) Творческий подход. 4) Стремление к самообразованию. В исследовании применен поуровневый способ диагностики. Для оценки уровня перцептивной культуры студентов, на основании выше приведенных критериев, выделены следующие уровни: высокий, средний, низкий.
Педагогические условия эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства
Для выявления педагогических условий эффективного формирования перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства нами были проведены дальнейшие экспериментальные исследования: формирующий и контрольный эксперименты. Опытно-экспериментальной базой исследования выступали студенческие группы химического, дошкольного, художественно-графического факультетов и факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета. Экспериментальной работой в 2004-2008 гг. было охвачено 27 групп, численностью 720 студентов, в 2010-2013гг. – 23 группы, численностью 538 студентов, всего участвующих в эксперименте – 1258 студентов. Целью формирующего эксперимента являлся экспериментальный поиск педагогических условий эффективного формирования перцептивной культуры студента посредством визуального воздействия. Целью контрольного эксперимента являлось подведение итогов формирующего эксперимента, сравнительный анализ результатов экспериментальных и контрольных групп. Для поиска педагогических условий формирования перцептивной культуры студентов посредством визуального воздействия, апробировались методы, приемы, задания и упражнения, использование которых, на наш взгляд, может поднять уровень перцептивной культуры и повысить уровень знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального, критического восприятия продуктов современной массовой культуры. Это и явилось целью формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент проводился в 501, 502, 503, 505, 506 группах факультета начальных классов; 401, 402, 403 группе химического факультета; 501, 502, 503 группах дошкольного факультета на протяжении шести семестров (с марта 2004 года по декабрь 2006) при обучении по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения». В контрольных группах: 505, 506 группах факультета начальных классов, 403 группе химического факультета, 503 группах дошкольного факультета, занятия проводились в соответствии с действующей в настоящее время учебной программе. В экспериментальных группах: 501, 502, 503 группах факультета начальных классов; 401, 402 группах химического факультета; 501,502 группах дошкольного факультета, занятия проводились с использованием предлагаемой нами системы заданий и упражнений. В процессе эксперимента мы искали и апробировали различные формы работы, которые помогали бы добиться желаемых результатов при формировании аудиовизуальной культуры будущего учителя, а именно: - применяли групповые и индивидуальные формы работы; - сообщали наиболее важные теоретические сведения; - использовали различные виды педагогических установок, направленных на формирование умений и навыков, и их использования на практике; - использовали упражнения, активизирующие познавательный интерес учащихся; - использовали упражнения, активизирующие профессиональную направленность в данной сфере; - использовали упражнения, направленные на развитие осознанности восприятия продуктов современных средств массовой информации; осмысленности выявления логической связи эпизодов, выявляющих развитие авторской мысли; осмысления строя визуального и аудиовизуального произведения, выявляющего концепцию произведения; - использовали упражнения, активизирующие восприятие формы аудиовизуального произведения на основе эмоционально-смыслового соотнесения значимых частей; - использовали упражнения, активизирующие творческую деятельность, и стремление к созданию собственных визуальных и аудиовизуальных продуктов, в том числе для использования в профессиональной деятельности.
Методика экспериментального исследования основывалась на гипотезе о том, что формирование перцептивной культуры студентов посредством визуального воздействия может быть эффективным при обучении студентов языку экранных искусств. При этом, формирование перцептивной культуры представляет собой целенаправленное развитие личности в системе трех видов деятельности на материале современных экранных искусств: 1) освоение знаний о продуктах современных медиа; 2) работа по интерпретации и анализу результатов перцептивного процесса; 3) творческая деятельность по анализу и созданию визуальных и аудиовизуальных продуктов, в том числе профессионально направленных.
Такая методика, по нашему мнению, активно способствует осмыслению социально-философского содержания продуктов современной медиакультуры, овладению при восприятии визуального и аудиовизуального произведения процессом «прочитывания» эмоционально-образного содержания формы. Исходя из этого, для успешного повышения уровня перцептивной культуры студентов посредством визуального воздействия, нами были поставлены следующие задачи: - дать представление студентам об основных явлениях современной медиакультуры; - развить у студентов способность самостоятельно ориентироваться в потоке современной массовой информации; - повысить уровень визуальной грамотности, развить эстетический вкус по отношению к продуктам экранной культуры; - развить восприятие системы визуальных образов, самостоятельность эстетических оценок; - развить познавательный интерес, желание к самообразованию; - ознакомить с произведениями великих мастеров и обосновать на их примере теоретические знания, ставящиеся аналитические задачи. Для успешного решение поставленных задач, учитывая современное положение, исследованное при проведении констатирующего эксперимента, а также учитывая сокращение часов курса, мы разработали вариант программы обучения по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения» (см. Приложение 1), а также ее методическое обеспечение.