Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств 22
1.1. Генезис казахского народного танца 22
1.2. Классификация этапов развития казахского народного танца 42
1.3. Содержательный аспект преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств 64
Глава 2. Совершенствование методики преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств 86
2.1. Синтез искусств - важнейший фактор обучения казахскому народному танцу в вузах культуры и искусств 86
2.2. Инновационные педагогические технологии преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств 98
2.3. Система современных методик обучения казахскому народному танцу в вузах культуры и искусств 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЯ 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 172
- Генезис казахского народного танца
- Классификация этапов развития казахского народного танца
- Синтез искусств - важнейший фактор обучения казахскому народному танцу в вузах культуры и искусств
Введение к работе
Тенденция возрождения национально-культурного наследия связана с приобретением Казахстаном суверенитета (1991 г.). В настоящее время на пороге нового тысячелетия законодательные документы, проекты, государственные программы в области культуры, образования, искусства диктуют принятие кардинальных мер в решении правительственных задач развития общего и специального этнохудожественного образования. Так, в настоящее время в республике принята "Программа действия Правительства по углублению реформ на 1996-1998 гг. Образование и подготовка кадров". Для осуществления этих задач во всех высших учреждениях разрабатываются внутривузовские концепции по подготовке кадров, по улучшению материальной базы, создаются специализированные курсы ФПК, определяются стратегические программы профессионального образования.
В условиях стремительного роста национального самосознания, пробуждения интереса к истории своего народа, его культурным ценностям, искусству необходима объективная оценка прошлого и настоящего. Процесс современного культурного развития в Казахстане вызвал интерес широких слоев казахского народа к своей истории, народно-художественному творчеству. Сегодня особенно актуальны слова исследователя середины XIX века Г.И.Фименова: "...не только можно, но и должно каждому из нас по доступным ему средствам стремиться к сохранению тех памятников народного творчества, которые еще не утрачены и остаются в народном обращении".
Возрождение казахского народного танца - явление уникальное, сложное, включающее не только позитивные, но и негативные процессы развития и состояния культуры общества, обусловленые:
- нарушением естественного, нормального, свободного развития национальной культуры;
образом жизни и быта в прошлом и общим уровнем развития общества на современном этапе;
искажением преемственности национальных традиций;
- неоднозначностью восприятия древней национальной культуры.
Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем,
характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни государства, выявляет оптимальные условия эффективного формирования эстетической и духовной культуры подрастающего поколения, а также определяет методы обучения в системе общего и высшего профессионального образования. Народный казахский танец представляет собой одну из граней художественной культуры общества, воплощает этнохудожественное сознание и этнохудожественную деятельность поколений.
В традиционном искусстве казахов диалектически взаимодействовали стили разных эпох, времен, поколений. На всевозможных изделиях из войлока, шерсти, кожи, дерева, кости, металла угадываются знакомые нам по древним памятникам мотивы, ибо характер ремесла во все времена определялся накопленным опытом, установившимися традициями, в строгом соответствии с условиями жизни, быта, эстетическими идеалами общества.
Богатое культурное наследие, орнаментальное искусство, художественные ценности, неповторимый колорит изделий народных промыслов, народного костюма будут привлекать не одно поколение исследователей искусства.
Однако жизнь вносит свои поправки и в эту отрасль человеческой деятельности. Казахские обряды, обычаи старого быта, и вместе с ними отдельные виды ремесла, некоторые элементы традиционного искусства уже отошли в прошлое. В такой обстановке изучения, познания традиционного народного искусства в совокупности с археологическими, этнографическими и письменными источниками, а также восстановления их приобретают особую научно-практическую значимость.
Народное искусство, будучи неразрывно связано с народным бытом, на протяжении всей истории оказывало на него определенное влияние, испытывая в то же время обратное воздействие на себя и на свое развитие. Являясь составной частью духовной культуры народа, отражая его политические, правовые, философские, религиозные взгляды, художественно-эстетические идеалы, оно всегда способствовало формированию у людей определенного отношения к жизни, к обществу в целом, его институтам. Познавая эти ценности, мы можем способствовать поступательному движению народа по пути социального совершенства.
Традиционное искусство сложилось как органическая часть хозяйственно-культурной деятельности народа. По своим фундаментальным характеристикам (функциональная, структурная, эстетическая и т.д.) оно представляет собой художественно-опредмеченную форму многовекового опыта освоения должной эко- и социальной среды кочевым этносом. Вместе с тем традиционное искусство - это та сфера, в которой отражаются практически все стороны жизнедеятельности общества, образ людей, их социальная и половозрастная стратификация, глубинные особенности этнической культуры, мировоззрения и т.д.
В этом смысле традиционное искусство казахов - это своего рода художественно-образная летопись не только культурной традиции, но и этногенетиче-ской и этнической истории народа.
Разнообразные предметы традиционного искусства казахов как хозяйственно-бытового, так и художественного назначения преимущественно представлены малыми формами. Такое пространственное решение, очевидно, обусловлено особыми природно-климатическими условиями Казахстана, сложившимися традиционным образом жизни казахов в прошлом, где прикладное и художественное начала выступали всегда единым фактором образования пространства "полезных вещей". Декор и орнамент изделий были призваны подчеркнуть этнический дух традиций, фундаментальность и надежность.
Основные функции традиционного музыкально-песенного и фольклорного творчества не ограничивались только лишь рамками ритуально-обрядовых действий и народных праздненств. Эти виды традиционного искусства казахов являлись важнейшими средствами аккумуляции и трансмиссии межпоколенного культурно-этнического опыта.
В современных условиях борьбы против беспамятства, когда активизируется историческое сознание народа, возникла необходимость в возрождении традиционного искусства как единого целого. Этим и объясняется появление в республике многочисленных профильных музеев, историко-культурных центров, фольклорно-этнографических ансамблей, призванных способствовать приобщению населения, особенно, молодого поколения к традиционной этнической культуре народа. Накопленный в этой сфере общественной деятельности опыт показывает, что восстановление, реконструктивная работа должны базироваться на научно обоснованном подходе, учитывающем особенности функционирования традиционного искусства казахов как в прошлом, так и в условиях современной жизни.
В гармоническом развитии подрастающего поколения среди других видов традиционного искусства важное место занимает хореография. Танец является эффективным средством музыкально-пластического и художественно-эстетического воспитания, физического развития учащихся. Актуальность исследования определяется потребностями практики, повышением педагогической ответственности за воспитание подрастающего поколения в условиях кризиса социальных, национальных и межличностных отношений.
Танцевальное искусство казахского народа имеет древние формы. Многие исторические, этнографические, археологические, литературные источники говорят о существовании танцевальной культуры у казахского народа. Данной проблеме были посвящены труды знатоков национальной хореографии, историков-этнографов Казахстана /Д.Т.Абиров, У.Д.Джанибеков, ЛЛСарынова и дрУ.
Казахский народный танец занимает одно из важных мест в системе национальной культуры. Он является синкретическим видом искусства и неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на лексику, художественно-образное содержание, определили тематику, сюжет, архетектонику этнохореографии. Созданный поколениями танцовщиков, хореографов, их трудом и талантом, казахский танец приобрел свое неповторимое лицо, и по праву, как все танцы народов мира, входит в раздел "Народно-сценические танцы".
Приобщение к казахскому народному танцу начинается в дошкольных учреждениях, затем средних школах, студиях, в центрах народного творчества. Однако, в этот период в содержании учебного процесса нет последовательности единых теоретических предпосылок, методик обучения. Поэтому при поступлении абитуриентов в вузы культуры и искусств на кафедре хореографии в Алматинском государственном университете им. Абая, Шымкентском государ-ственном университете им.Ауэзова, в Алматинской государтсвенной академии искусств им.Жургенова, на хореографическом отделении Казахского женского педагогического института, Республиканского эстрадно-циркового колледжа им.Елебекова приходится исправлять все недостатки системы подготовки абитуриентов данного профиля.
В учебных заведениях Республики Казахстан курс "Казахский танец" является одним из основных, самостоятельных, профилирующих предметов специального цикла в хореографическом образовании. Казахскому народному танцу свойственны глубина содержания, обилие художественных образов, разнообразие танцевального языка и его усложнение. Располагая накопленным опытом известных специалистов казахского народного танца, таких как А.А.Александров, Ю.П.Ковалев, Ш.Б.Жиенкулова, Д.Т.Абиров, З.М.Райбаев, Б.Г.Аюханов, О.В.Всеволодская-Голушкевич, Г.Н.Бейсенова, вузы культуры и искусств недостаточно его обобщили.
Современное поколение педагогов казахского народного танца оснащено разнообразными теоретическими знаниями. 67% педагогов вузов культуры и искусств имеют только практический опыт. Начинающий педагог часто сталкивается с трудностями в преподавании данной дисциплины. Проблемы обучения, дискуссии специалистов зачастую возникают из-за отсутствия целостной методики преподавания казахского народного танца. Содержание курса "Казахский танец", методика преподавания и обучения является основной проблемой в области этнохореографии. Несмотря на наличие учебников, научных трудов, методического материала Ш.Б.Жиенкуловой, Д.Т.Абирова, О.В.Всеволодской-Голушкевич и других имеется дефицит общих и частных методик, универсальных методических приемов, обеспечивающих связь времен и отражающих современный взгляд. Каждая отдельная методика имеет свой стиль, терминологию, методические приемы, принципы и т.д. Вузам культуры и искусств необходимы концептуальные, теоретически обоснованные методики преподавания казахского народного танца, включающие все богатство духовной культуры казахского народа, ее специфику, национальный колорит.
Актуальность исследования заключается в выявлении педагогических технологий преподавания курса "Казахский танец" в вузах культуры и искусств. Раскрывается ясная и четкая перспектива развития национальной хореографии. Закон искусств - каждое искусство (и балет в том числе) имеет свой знаковый язык, свою систему и свои законы, непереводимые адекватно на другие знаковые языки или системы. Однако в настоящее время существует противоречие между острой потребностью в специалистах в области казахской народной художественной культуры, в том числе казахской хореографии, и слабой ориентацией подготовки хореографов на возрождение подлинных национальных культурных традиций Казахстана. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема возрождения подлинных традиций казахского народного танца в системе профессионального образования в вузах культуры и искусств республики.
Несмотря на уже имеющиеся методические, теоретические, практические материалы выдающихся специалистов в области национальной хореографии, посвященные истории развития национального балета, становлению хореографии на профессиональной сцене, развитию художественной самодеятельности в республике актуальным вопросом в дальнейшем развитии казахского народного танца становится методика преподавания, систематизация терминологического аппарата. На основе системного подхода преподавания и обучения станет возможным достижение более высокого профессионального уровня, что, к сожалению, не имеет места во всех учебных заведениях Казахстана.
Степень научной разработанности проблемы определяется развитием основных направлений психологии и психодиагностики, педагогики профессионального образования, технологий культурно-досуговой деятельности. Ряд исследований выполнен на материале вузов культуры и искусств. Это работы Н.К.Баклановой, исследовавшей психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры на специализациях художественного профиля. Педагогические основы формирования профессионального мастерства рассматривались М.Б.Бекмурадовым. Духовно-личностные аспекты становления специалиста изучались Н.Н.Ярошенко. Проблемы формирования самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки исследовались К.В.Баклановым, Т.Г.Бортниковой. Ряд исследований, выполненных в вузах искусств и культуры Российской Федерации, посвящен различным аспектам формирования личности специалиста: профориентация студентов вузов культуры и искусств проанализирована В.В.Журомским, формирование профессиональной направленности личности студента исследовано Г.И.Анашкиной, И.М.Миргалимовым, В.М.Поляруж.
Проблемы теории и истории народной художественной культуры и этно-художественного образования в последние годы активно исследовались такими учеными как А.А.Аронов, А.Я.Айзенберг, Т.И.Бакланова, Л.С.Жаркова, Л.С.Зо-рилова, В.Ф.Зива, Ю.С.Зубов, Т.Г.Киселёва, Е.И.Максимов, Н.М.Сокольни-
кова, Н.А.Савельева, Е.Ю.Стрельцова, П.А.Черватюк, В.И.Черниченко, В.М.Чижиков. В их работах раскрываются проблемы сохранения и возрождения традиционной народной художественной культуры, рассматриваются основные направления современного этнохудоже-ственного образования в России.
Среди трудов, посвященных исследованию проблемы развития национальных танцев различных народов следует выделить следующих авторов: Е.Л.Гварамадзе, С.С.Лисициан, Ю.М.Чурко, К.Е.Василенко, М.Я.Жорницкая, М.П.Мурашко, Л.П.Сарынова, Л.Г.Нагайцева, В.Н.Нилов, Г.Б.Бадмаева, Г.Ф.Богданов, Р.Б.Бегилов, С.Шу Шабан, Р.Х.Уразгельдиев, А.А.Климов Н.П.Яценко и других.
Кроме этого, издано множество монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев, что оказало большую помощь в работе над диссертацией. Среди них следует назвать работы Т.А.Устиновой, О.Н.Ниязовой, К.Я.Го-лейзовского, Т.С.Ткаченко, Д.Джавришвили, А.Азимовой, Ф.А.Гаскарова, Л.А. Авдеевой, Р.И.Герасимчука, Ш.Б.Жиенкуловой, Б.Т.Абирова, О.В. Всеволодо-кой-Голушкевич, С.М.Гребенщикова, В.Н.Нилова и других.
Специфическим особенностям традиционной художественной культуры казахского народа посвящено немало научных исследований этнологов, этнографов, историков, искусствоведов: Х.А.Аргынбаева, Ч.Валиханова, Б.Г.Ерза-ковича, А.В.Затаевича, А.Кунанбаева, И.Алтынсарина, А.Х.Маргулана, У.Джа-нибекова, С.Ш. Аязбековой, М.Алибаева, Р.С.Джунусовой и других. В исследованиях этих авторов большое значение уделяется возрождению и сохранению традиционных форм бытования различных видов народной художественной культуры казахов.
Вопросам становления и развития казахской национальной хореографии посвятили свои научные исследования: Л.П.Сарынова, проанализировавшая развитие балетного театра в Казахстане; Д.Т.Абиров, посвятивший свои исследования становлению и развитию казахского танца на профессиональной сце-
и не С.Б.Жукенова, выявившая социально-педагогические факторы разлития_са-.... модеятельного хореографического искусства в Казахстане; А.А.Жолтаева, рассмотревшая казахский танец в системе этнохудожественного образования.
Несмотря на наличие учебников, научных трудов, методического материала Ш.Б.ЖиенкуловоЙ, Д.Т.Абирова, О.В.Всеволодской-Голушкевич и других, имеется дефицит общих и частных методик, универсальных методических приемов, обеспечивающих связь времен и отражающих современный взгляд.
Однако теория и методика преподавания казахского народного танца не была до настоящего времени предметом специального исследования. Существенную роль в определении теоретической позиции диссертантки сыграли педагогические исследования М.Х.Балтабаева, У.Джанибекова, Н.К.Камаловой, А.К.Жубанова, А.А.Горбачева, МЕ.Ержанова, Б.И.Каракулова, С.А.Кузембае-вой, Ю.А.Сапаровой, С.А.Утегалиевой, М.С.Нурмаковой, посвященные проблемам сохранения и возрождения традиционной народной художественной культуры казахского народа. Особенно ценны труды МХ.Балтабаева посвященные основам музыкально-эстетического воспитания молодежи средствами казахской традициошюй народной художествешюй культуры. Проблемам традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте посвятил свою работу У.Джанибеков. Ю.А.Сапарова разработала обобщенную модель подготовки руководителей художественной самодеятельности в Казахстане на основе национально-культурных традиций. Нурмакова М.С. рассмотрела пути совершенствования этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза
Основными источниками для написания диссертационного исследования послужили архивные фонды Казахстана, фонды регионального архива - государственного архива Западно-Казахстанской области. Также был использован архивный фонд Российской Государственной библиотеки, Государственной Национальной библиотеки Республики Казахстан, Западно-Казахстанской областной центральной научной библиотеки им. Ж. Моддагалиева (г.Уральск), библиотеки Западно - Казахстанского государственного уни-
вёрсйтета. Помимб перечисленных,^ йсточш
тально^пьггнуїО работу, проведеннуїо на кафедре хореографий института искусств йм.Даулеткерёя Загіад^о-ка^ахстанскбґб тЧісуДарсТвенноіґб университета, собственный исполнительский и Педагогический опыт работы по авторской программе изучения казахского танца.
Внимание автора диссертации привлекли диссертации последних лет в Российской Государственной библиотеке, в Государственной Национальной библиотеке Республики Казахстан. Среди них: А.Д.Утегалиева, Н.П.Яценко, А.В.Палилей, В.Ю. Никитина, А.А.Жолтаевой, М.С.Нурмаковой, Ф.ММирахмедова, Н.В. Строковой. Были изучены материалы межвузовской научно-практической конференции, проходившей в Тамбове (23-24 октября 1997 г.) под общим названием "Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры", а также учебно-методическое пособие "Методические карты обучения танцевальным упражнениям" (1998 г.) автора Л.А.Артепалихиной.
Анализ многочисленных источников позволил определить понятийно-категориальный аппарат исследования.
Объектом исследования стали преподаватели и студенты хореографического отделения института искусств им.Даулеткерея и участники государственного ансамбля народного танца "Алтынай" (г.Алматы), ансамбля народного танца "Йазерке* (г.Уральск).
Предмет исследования - процесс профессиональной подготовки преподавателей и исполнителей казахского народного танца в вузах культуры и искусств, их теоретическая и методическая оснащенность, освоение новых методов обучения и преподавания казахского танца в вузах культуры и искусств.
Цель исследования - выявление оптимальных вариантов теоретического и методического оснащения преподавательского состава в вузах культуры и искусств.
Задачи исследования:
выявить генезис казахской этнохореографии и основные исторические этапы его развития;
провести классификацию этапов развития казахского народного танца, выделить его видо-жанровую структуру;
раскрыть художественно-эстетическую специфику казахского танца как ведущего компонента народно-художественной культуры;
определить современные тенденции развития казахского народного танца;
разработать практические рекомендации по совершенствованию, наиболее эффективному преподаванию казахского народного танца по курсу "Казахский танец" для вузов культуры и искусств;
Гипотеза состоит в предположении о том, что современное освоение теории и методики преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств, значительно повысит результативность в подготовке специалистов по программе, представляющей собой комплекс систематизированных материалов для эффективного освоения традиционного казахского танца при внедрении инновационных технологий.
Базой исследования стали:
Институт искусств им.Даулеткерея Западно-Казахстанского государственного университета (кафедра хореографии), где диссертантка работает в течение 10 лет преподавателем хореографических дисциплин, а последние два года заведует кафедрой хореографии.
Государственный ансамбль народного танца "Алтынай", где диссертантка работала в течение 8 лет в качестве артистки ансамбля.
Ансамбль народного танца "Назерке" Западно-Казахстанской областной филармонии им.Г.Курмангалиева, где диссертантка является художественным руководителем и балетмейстером.
Методологической основой исследования послужили идеи философов разных стран с древнейших времен до наших дней (от Аристотеля и Платона
до Г.Гегеля, Л.Фейербаха, Ф.Ницше, Н.Бердяева, А.Лосева и ведущих пециали-стов хореографии прошлоги и нашего времени (Ж.-Ж.Новерр, К.Блазис, А.Сен-Леон, М.И.Петипа, М.М.Фокин, К.Я.Голейзовский, Р.В.Захаров, Ф.В.Лопухов, Л.М.Лавровский, Ю.Н.Григорович, Дж.Баланчин, А.М.Мессерер и другие).
Теоретические основы исследования опираются на историко-культуроло-гические подходы (А.И.Арнольдов, А.А.Аронов, Л.С.Зорилова, А.С.Каргин, Е.И.Максимов, Ю.С.Савельев, П.В.Симонов и др.); исторические и концептуальные аспекты социально-культурной и культурно-досуговои деятельности (М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.В.Кротова, Г.Я.Никитина, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин и др.); принципы психолого-педагогического анализа личности (А.Г.Асмолов, В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев, Б.М.Величковский, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Б.Н.Теплов, П.М.Якобсон).
В разработке профессиональных подходов к формированию личности специалиста автор опирался как на труды по теории и методике профессионального образования в целом, так и на работы, отражающие особенности профессионального образования в вузе культуры и искусств (Ю.П.Азаров, А.Я.Айзенберг, Ю.К.Бабанский, Н.К.Бакланова, Т.Г.Васильева, М.Г.Данильченко, Л.С.Жаркова, В.И.Закутский, Е.И.Жданова, В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова, Н.И.Рейнвальд, В.А.Сластенин, П.А.Черватюк, В.И.Черниченко, В.М.Чижиков, В.Д.Шадриков и др.).
В обоснование содержания образовательного процесса положены идеи классиков пластики и хореографии (А.Дункан, М.Бежар, Ж.-Л.Барро, М.Грэхем, Ж.-Ж.Новер, М.А.Фокин, М.Петипа и др.), а также труды по истории и теории пластики и хореографии (Ю.А. Бахрушин, Г.Ф.Богданов, М.В.Васильева-Рождественская, Б.Г. Голубовский, Г.Л.Добровольская, Р.В.Захаров, И.В.Кох, А.Б. Кемеровский, А.А.Румнев, И.Г.Рутберг, В.И.Уральская и др.).
Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования культурно-исторического, структурного анализа при
_)
исследовании механизма преемственности и характеристики иновационных методов обучения казахскому народному танцу.
Стремление к развитию духовных основ этноса - явление, характерное для всех стран мира. Разрушение национальной культуры казахского народа в годы "культурной революции" привело к деформации или забвению традиционного народного творчества, возрождение и интенсивное развитие которого обусловлено решением проблемы актуализации национального танца (этно-хореографии) в системе общего хореографического образования в вузах культуры и искусств.
Методы исследования.
изучение научной литературы по философии, культурологии, этнографии, педагогики (общей), этнопедагогике, психологии, хореографии, этнохо-реографии и хореографическому образованию;
изучение и анализ учебно-методических программ по хореографии (классическому, народно-сценическому, народным, казахским танцам);
педагогическое наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов с целью изучения состояния проблемы в практике работы, экспертный опрос, включенное наблюдение автора в процессе собственной педагогической работы;
педагогический эксперимент, состоящий из подготовительного, констатирующего, поисково-формирующего и контрольного этапов, включающих педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговые замеры, фиксацию степени усвоения материала, соответствие его степени подготовленности студентов.
Организация исследования.
Исследования проводились с 1993 по 2001 гг и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертан-ки к истории развития казахского танцевального искусства, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в преподавании.
На первом этапе (1993-1996 гг) проводился анализ вопроса и темы в истории национальной культуры, педагогики, профессионального (хореографического) образования, рассматривалась необходимость изучения проблемы формулировались цели и задачи, гипотеза исследования.
В этот период были изучены архивные материалы Республиканского научно-методического центра народного творчества, культурно-просветительной работы, проанализирована деятельность образовательных учреждений Республики Казахстан в аспекте исследуемой проблемы. На данном этапе исследования диссертантка изучила все существующие учебные программы по преподаванию и изучению казахского народного танца, учебно-методическую литературу, применяемые в системе подготовки и повышения квалификации преподавателей по казахскому народному танцу. Также диссертанткой изучены ре-пертуары различных профессиональных ансамблей казахского народного танца, самодеятельных коллективов, танцы, предлагаемые для изучения в вузах, колледжах культуры и искусства республики. В ходе учебного процесса проведены экспериментальные исследования со студентами хореографического отделения института искусств им.Даулеткерея Западно-Казахстанского государственного университета.
Второй этап исследования (1996-98 гг) носил поисково-диагностический характер. Проведено обобщение исторических фактов и анализ эмпирического материала. Основой данного процесса были методологические установки и методы исследования: наблюдения, описательный, экспертный опрос, поисково-констатирующий. Полученные на первом этапе исследования материалы были упорядочены и систематизированы, что дало возможность, применяя структурный метод, выявить составляющие системы профессиональной подготовки будущих специалистов по казахскому народному танцу. Диссертанткой разработана программа по курсу "Теория и методика преподавания казахского танца".
Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление системообразующих факторов и связей
элементов народной танцевальной культуры и методики преподавания казахского народного танца на современном этапе. На этой основе была организована опытно-экспериментальная работа по подготовке преподавателей казахского народного танца.
На третьем этапе (1999-2001 гг) завершена исследовательская работа и окончательная формулировка выводов. На этом этапе исследования проводилась апробация результатов: подготовлены тезисы и научные статьи по исследуемой проблеме. Диссертанткой проведен анализ эффективности авторской системы подготовки специалистов по казахскому народному танцу. В данный период проводились наблюдения занятий, анкетирование выпускников хореографического отделения института искусств Западно-Казахстанского государственного университета. В исследуемый период был осуществлен анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования и научно-методические рекомендации.
В процессе экспериментального обучения были реализованы воспитательные и дидактические задачи, направленные на всестороннее развитие личности будущего специалиста: развитие физической культуры, формирование музыкальных навыков с выразительными средствами, воспитание различных качеств личности, которые являются психологическими составляющими профессиональной деятельности: пластичность, музыкальность, чувство ритма, коллективизм, уважение к старшим, доброта и т.д.
Дидактические задачи были направлены на целенаправленное формирование эстетической позиции, вкусов и идеалов личности, развитие способности к эстетическому восприятию, к самостоятельному творчеству в области развития народного казахского танца.
Развитие психофизического аппарата обучаемых состояло в последовательном освоении комплекса элементов тренажа целостных этюдов и сцен, созданных на материале танца и пантомимы. Наиболее эффективными метода-
формирования у сгудет'ов вытетгере^исленныхлшчеств оказались методы игры и тренинги.
Кроме игровой методики весьма эффективной оказалась групповая и индивидуальная работа по самоанализу через различные тренинги.
Тренинг со студентами осуществлялся по двум направлениям: тренинг двигательного аппарата и тренинг, развивающий средствами движения мышление, помогающий осваивать закономерности создания сценического произведения, Составляющие тренинга движения* являющиеся основным выразительным средством танцевального искусства; движения, удаленные от жизненных прототипов, бытовых движений (танец) и движения жизнеподобные по характеру (пантомима).
Кроме физических упражнений проводились занятия для развития фантазии: цикл упражнений "на хореографическую композицию" посредством взаимодействия партнеров в статике и динамике, цикл на "обыгрывание" физических свойств воображаемого предмета, отображение природы, стилевые упражнения на ощущение воображаемого предмета, пластическую характеристику образа, импровизацию.
В задачи обучения входило и овладение актерским мастерством. Задания с фрагментами музыкальных фраз и отрывками произведений предлагались студентам при освоении элементов классического, историко-бытового, народного казахского танца. В процессе их освоения формировалось конкретнообразное и наглядно-действенное мышление. Использовались задания формирующего характера, в которых был задействован текстовый материал, дидактическая задача такого типа заданий была направлена на развитие логического мышления. Развитие умения проникнуть в эмоциональное состояние персонажа определенного литературного отрывка осуществлялось также через задания вербального и невербального характера
Научная новизна и теоретическая значимость исследования в: -разработке теоретических и методических основ подготовки специалистов казахского народного танца в целях совершенствования учебно-творческого процесса на кафедре хореографии в вузах культуры и искусств;
определении причины торможения развития казахского народного танца в современных условиях;
выявлении этнографических, экономических, организационных, педагогических проблем преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств, балетмейстерской и исполнительской деятельности распространения псевдонародной танцевальной лексики;
рассмотрении методических основ хореографии через концепцию общего и профессионального развития личности студента;
создании синтезированной, комплексной методики поэтапного формирования специалиста казахского народного танца;
разработке, научном обосновании рекомендаций по развитию этнохорео-графии, систематизации терминологического аппарата, анализу программного материала по дисциплине "Теория и методика преподавания казахского танца" по специальности 06.04.00 в вузах, колледжах, школах искусств.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедряются в учебный процесс института искусств Западно-Казахстанского государственного университета и могут быть использованы в профессиональной подготовке преподавателей хореографических дисциплин в высших и средних учебных заведениях, преподавании теории и методики казахского народного танца, а также в творческих работах балетмейстеров и постановщиков танцев для дальнейшего совершенствования казахского народного танца.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- выступлений на международных, республиканских и областных научно-
практических конференциях с докладами:
Методические рекомендации по ведению уроков казахского танца в общеобразовательных школах - Уральск, ЗКГУ, 25-26 марта 1998 г.
Синтез искусств — один из путей развития народной хореографии (на примере казахского танца) - Москва, МГУКИ, 28-30 апреля 2001 г.
Проблемы и перспективы обучения национальному танцу в Казахстане - Москва, МГУКИ, 16-17 мая 2001 г.
опубликования "Учебно-методического пособия по казахскому танцу для ВУЗов по специальности 06.04.00 "Хореография", "Методических рекомендаций по ведению уроков танца в общеобразовательных школах; "Методических материалов по специальности 06.04.00 "Хореография";
составления рабочей программы по курсу "Теория и методика преподавания казахского танца" для вузов культуры и искусств (I-IV курсы);
- применения разработанных методических технологий в преподавании
хореографических дисциплин специального цикла студентам специализации
"Хореографическое искусство" института искусств Западно-Казахстанского
государственного университета;
проведения II Республиканского конкурса казахского танца им.Ш.Жиенкуловой на базе Западно-Казахстанского государственного университета 25-28 апреля 2001 г. Проект проведения конкурса и программа составлены диссертанткой (см. Приложение №7). Положения, выносимые на защиту:
- казахский народный танец имеет древние формы своего развития. Явля
ясь составной частью духовной культуры народа, он отображал его поэтиче
ские, правовые, философские, религиозные взгляды, художественно-
эстетические идеалы и способствовал формированию у людей определенного
отношения к жизни и обществу в целом, его институтам;
на современном этапе при всем богатстве и многообразии движений и элементов танцевальной пластики в казахском народном танце остро встают проблемы сохранения подлинно народных танцевальных традиций в обучении, а также в балетмейстерском и исполнительском творчестве, которые можно решить путем углубленного изучения этноса, традиционной национальной культуры казахского народа (этногенез, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор, национальный костюм и др.);
между различными танцевальными культурами с их богатейшими национальными традициями существует неразрывная связь. Казахский народный танец изучается как самостоятельная дисциплина в вузах культуры и искусств Республики Казахстан, а также входит в учебную программу курса "Народно-сценический танец" всех хореографических отделений. Казахское танцевальное искусство проявляет себя в неповторимом слиянии самобытных национальных форм, ритмов, красок;
обучение казахскому народному танцу на высокой профессиональной основе в вузах культуры и искусств станет возможным при комплексном подходе, систематизации терминологического аппарата по теории и методике преподавания данного курса;
перспективы разития и совершенствование казахского народного танца предполагают внедрение инновационных педагогических технологий в учебно-творческий процесс, свободный выбор их в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности педагога и студента вуза культуры и искусств.
Структура диссертации.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: "Теоретические основы преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств" и "Совершенствование методики преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств", заключения, библиографического списка и приложений.
Генезис казахского народного танца
В данной главе будут рассмотрены особенности развития и генеалогия казахского танца с целью дальнейшего обоснования содержания курса "Теория и методика преподавания казахского народного танца".
Казахский народ за свою многовековую историю создал богатую и самобытную духовную культуру, важной составной частью которой является танцевальное искусство. Танец обладает многообразием форм и видов, возникших из отражения окружающей действительности. В народном быту сложились свои танцевальные традиции, своя координация движений, пластическая выразительность, музыкально-ритмические рисунки.
Танцевальная культура казахского народа, его лексика рождались в единстве не только с ритмом, мелодией народной музыки, но и с декоративно-прикладным искусством, устным поэтическим творчеством, языком, обрядами, традициями казахского народа.
Самобытная культура казахского народа развивалась и утверждалась в рамках социально-исторических факторов. Танец является неотъемлемой частью духовной культуры народа. Издавна жестами и движениями люди выражали свои мысли, чувства, настроение, желание и т.д. Огюст Конт в своей "Позитивной философии" писал, что никакая идея (культура) не может быть принята без её истории.
Как синкретический вид искусства казахский танец прошел большой и сложный путь развития. От движений, запечатленных в наскальных рисунках до виртуозных танцев, он не раз подвергался искажениям в восприятии, исполнении, субъективным высказываниям, скомпрометированным отсутствием научно-обоснованных выводов. О существовании казахского танца с древних времен писали многие авторы, историки, этнографы. Этой проблеме были посвящены труды русских путешественников XIX в, Л.П.Сарыновой, Д.Т.Абирова, Ш.Жиенкуловой, У.Д.Джанибекова, О.Всеволодской-Голушкевич и других. Вопросам, связанным с развитием казахского танца, посвятили свои научные статьи и диссертации Д.Т.Абиров "Становление и развитие казахского танца на профессиональной сцене" (1979), С.Б.Жукенова "Социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства в Казахстане" (1991), А.А.Жолтаева "Традиционный казахский танец в системе этнохудожественно-го образования" (1997).
Несмотря на историческую неравномерность развития, выпавшую на долю различных сфер культуры, танец далеких предков казахского народа является результатом их жизнедеятельности - охотой, приручением диких животных, пастушеством, примитивным мотыжным земледелием. При этом выражение своих чувств через танцевальные движения, требующие большой затраты физических сил, позволили им снимать нервное возбуждение от накопившихся эмоций, возникавших на их жизненном пути. В танцах использовалась маскировка под животных, берущая свое начало в еще более древних "охотнических плясках", изображенных на некоторых наскальных рисунках Чулакских гор, ущелий Тамгалы и Саймалы-Таш. Танцы тех далеких времен, в которых воплощалось мифотворчество народа, имели ритуальное значение и их выразительными средствами олицетворялись солнце, солнцеликие люди, тотемы племен. Они были экстатичны, поскольку им сопутствовал эмоциональный ритм ударного музыкального инструмента - прообраза современного казахского дан-гыра, художественно обогатившийся мелодичным звучанием смычковых инструментов - предшественников кобыза. Вполне возможно, что именно танец способствовал их появлению усовершенствованию, поскольку примитивные смычковые инструменты запечатлены только в сценах, изображающих танцевальные моменты. Шаманство принято считать ранней формой религии, возникшей на определенном этапе развития анимистического мировоззрения, основанное на вере в необходимость посредников между людьми и духами, населяющими окружающий мир. Как известно, элементы шаманства сохраняются и в наиболее развитых религиозных системах. В XIX - начале XX вв. казахское шаманство превратилось в реликтовый культ, утративший большинство прежних черт и получивший отчетливо мусульманскую окраску. Ислам сыграл большую роль в размывании в казахском шаманстве представления о "верхнем мире" - обители духов, куда прежде шаман совершал свои похождения. Шаман начинает призывать духов, что является характерной чертой и среднеазиатского шаманства.
Известно, что основной функцией казахского шаманства являлась целительная. Танцевальное действие под аккомпанемент ударного инструмента "асатаяк" (палка с рогатчатым верхом, куда навешивались колокольчики, побрякушки, ленты) или дангыр (бубен) считались в знахарстве самой кульминационной точкой, после чего шаман, обессилев, с пеной у рта, падал без чувств. Удары в дангыр производились не только ладонью, но и локтем, создавая тем самым различия в звучании мембранной перепонки инструмента. Такая традиция исполнительства на ударном инструменте со временем вошла в народное танцевальное творчество и широко практикуется в наши дни. Музыкальные инструменты, ритмы, танцевальные движения шамана носили импровизирующий характер.
На наш взгляд, массовые экстатичные танцы были древнее шаманства и послужили основой для плясовой практики баксы, сохранившего в свою очередь, наиболее древние традиции старины. Потребность в танцевальном искусстве являлась сугубо человеческой, в полном смысле этого слова, основывалась и на народных свойствах индивида, а именно, биологическом свойстве.
Классификация этапов развития казахского народного танца
Танец является ярким, красочным творением народа, эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию народа и глубину народных чувств. Наш предок, подавленный трудностями существования и изнурительной борьбы с природой еще в глубокой древности наловчился сопровождать трудовые процессы эмоциональным возбуждением, утверждая себя в окружающем и враждебном ему мире. Именно тогда, в атмосфере труда, связанного со всеми сферами жизнедеятельности человека, под воздействием воображения и фантазии из рабочих, привычных движений зарождаются пластиче-ско-эмоциональные основы танца, объединяющие в себе духовное и физическое начало, несущее уже элементы искусства. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. "Искусство начинается тогда,- писал в своих "Письмах без адреса" Г.В.Плеханов,- когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выражение". [313, 4]
Казахский танец своими корнями уходит в далекое прошлое. Истоки его тесно связаны с культурой и бытом казахского народа. Расселившиеся на огромном пространстве от Алтайских гор до Каспийского моря, от Западно-Сибирской равнины и Уральских гор до северных отрогов Тянь-Шаня, племена предшественников казахов (древние саки, усуни, конгюй-кангары, тюки, кипчаки) впоследствии и образовали казахское ханство (государство). Огромная территория Казахстана привлекает внимание не только своими размерами или богатыми природными ресурсами, но и тем, что в пределах этой огромной физико-географической области с древних времен сложилась своеобразная и во многом единая культура степных племен, рамки распространения которой оказались гораздо шире современных границ Казахстана.
Тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого общества и что по тому развитию культуры, которое нам известно, из результатов исследований многих этнографов и историков, мы смело можем судить о ее доисторическом развитии.
М.С.Каган писал: "...особенность исходной ситуации художественного развития человечества состоит в том, что мы не находим там также сколько-нибудь определенной и четкой жанро-родо-видовой структуры. Словесное творчество еще не отделено в ней от музыкального, эпическое - от лирического, историко-мифологическое от бытового. И в этом смысле эстетика давно уже говорит о синкретичности ранних форм искусства. Мифологическим же выражением такой синкретичности является аморфность, т.е. отсутствие выкристаллизовавшейся структуры". [201, 196-410]
О.Исмагулов пишет: "Генетические связи казахского общества со своими предшественниками..., пожалуй, ни в чем другом не находят более полного подтверждения, как в факте сохранения у казахов археологически прослеживаемого антропологического типа, элементов материальной культуры, искусства, ремесел своих предков. На основе палеоантропологических и краниологических исследований установлена преемственность антропологического типа в Казахстане на трех тысячелетиях". [194, 1]
По имеющимся научным источникам можно сделать ряд предположений о происхождении и формировании казахского танца, как синкретического вида искусства, а также дать оценку состоянию танцевального искусства того или иного исторического периода.
Историю развития казахского танца мы рассмотрим в общих рамках основных этапов этногенеза казахского народа, учитывая общепринятые исторические периоды.
Первый этап - VII-Vвв. до н.э. - до начала формирования казахской народности (конец XV- начало XVI ев). Наиболее древними памятниками синкретического искусства и, в частности, танцевального творчества, насельников степей, являются петроглифы и наскальные изображения. "Эти изображения, -как пишет А.Г.Максимова, - являются рисунками с натуры и отражают уровень производительных сил той отдаленной эпохи".[98, 110]
Наскальные изображения моментов танцевального творчества в горах Чу-лак и ущелье Тамгалы сразу же вводят нас в "мир идей" (А.П.Окладников), в круг "ритуально-мифологической моделирующей системы" (Я.А.Шер), созданной значительно раньше, чем системы религиозные, и под которой понимается все предметное, включая человека и общество. Следовательно, мифология раскрывает и духовный мир предков казахского народа. В силу этого ритуально-мифологическая семантика танцевального творчества, отраженная наскальными изображениями, является наиболее ценной и волнующей областью этого искусства, сфокусировавшей в себе все грани той действительности, ставшей на протяжении тысячелетий многих народных представлений, верований, обычаев, обрядов, традиций, суеверий, иногда совершенно в иных и даже не художественных сферах жизнедеятельности людей.
Синтез искусств - важнейший фактор обучения казахскому народному танцу в вузах культуры и искусств
В данной главе будут рассмотрены педагогические технологии преподавания курса "Казахский танец" в вузах культуры с целью дальнейшего обоснования системы совершенствования теории и методики преподавания казахского народного танца в вузах культуры.
Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, хореография, графика, живопись, скульптура, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Источник этого многообразия искусства находили: Кант - в многообразии способностей субъекта, Гегель - во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты - в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, хореографы, поэты, живописцы.
Причиной разделения искусства на виды является многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникало богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека.
В ряду актуальных задач хореографии стоит разнообразие тем, широта охвата жизненных явлений и событий. Именно богатство тематической направленности хореографических произведений, разнообразие жанров и видов танца при наличии высокого уровня балетмейстерской постановки и исполнительского мастерства участников позволяет коллективам танцевальной самодеятельности оказывать большое влияние на идейно-эстетическое, нравственное, интернациональное воспитание самих участников и зрителей.
В то же время, чем шире и глубже решаются средствами хореографии темы труда, быта, героики, современности, ярче и убедительнее исполнители доносят до зрителя идею, содержание танцевального номера, мысли и чувства героя, действующих лиц, тем действеннее художественное и воспитательное воздействие хореографического искусства, эффективнее педагогическая деятельность самодеятельных хореографических коллективов. Поэтому, приступая к формированию репертуара необходимо определить тему хореографического произведения, добиваться ее разнообразия.
При формировании репертуара, включающего в себя различные по своим достоинствам хореографические произведения, по степени трудности их исполнения, руководитель должен определить как для коллектива в целом, так и для отдельных участников правильные перспективные цели, чтобы для них ясней была, по выражению А.С.Макаренко, "перспектива завтрашней радости".
Одним из довольно распространенных явлений в формировании репертуара является стремление во что бы то ни стало быть непохожим на других. Такое стремление к "оригинальности" часто приводит к тому, что репертуар коллектива народного танца не отвечает основным требованиям именно данного коллектива, становится непосильным для участников.
Интерес участников и зрителей проявляется к тем коллективам, которые постоянно ищут свой репертуар, исполняют танцевальные номера по-своему, сами ставят оригинальные хореографические номера. Здесь мы подошли к такому важному принципу формирования репертуара как принцип обретения своего творческого "лица" (самобытности) коллектива.
Самобытность коллектива, прежде всего, отражается в его репертуаре. Необходимо, чтобы танцевальный репертуар отличался от программ других ансамблей, не слепо копировал танцы, поставленные в других коллективах. Правда, если номер профессионального ансамбля увлек руководителя, заинтересовал участников, является доступным для них, то его можно включить в репертуар коллектива, что только обогатит репертуар, будет играть положительную роль в развитии коллектива и участников. Однако, целесообразно, чтобы репертуар самодеятельных коллективов пополнялся прежде всего своими постановками.
По убеждению И.Моисеева, народный танец должен стать действенным средством обновления и развития хореографического искуства. На этом пути главным условием творческой интерпретации является необходимость рассматривать народное творчество в совокупности присущих ему традиций, во взаимовлиянии всех видов художественной деятельности. Программная задача интерпретации, по мысли хореографа, стостоит в том, чтобы "...развивать, обогащать, динамизировать фольклор, вооружая его всем арсеналом профессиональных средств - режиссурой, художественным оформлением, балетмейстерской выдумкой, композицией, виртуозностью артистов, имеющих школу тан-ца".[272, 8]
В процессе исторического бытования танцевального фольклора очевидна закономерность: многообразные изменения, вносимые каждым поколением народных творцов-исполнителей, развивают и совершенствуют не только структурные компоненты, но и самобытно обогащают образно-выразительные возможности танца, сама же эстетическая сущность танца, его идейно-философское "зерно" остаются неизменными.
В таком сложном и противоречивом явлении как фольклор, закономерность эта, естественно, не абсолютна. В силу указанной выше неустойчивости фольклорного метода в исполнение даже бережно сохраняемых в народе танцев подчас привносятся элементы случайные, заполняющие его подлинную красоту и смысл. Необходимо очистить народный танец от наносного, чуждого влияния, возродить лучшие образцы танцевального фольклора.
Народное творчество, неиссякаемый, постоянно обновляющийся источник, словно первозданная красочная модель окружающего мира, открывает бесчисленные возможности для воплощения идеалов художника, проявления его индивидуальной фантазии. Необходимостью является выявление эстетического и этического "зерна" фольклорного первоисточника. Наиболее яркие, самобытные черты надо заострить и укрупнить до типического в сценическом произведении.
Этот путь начинается со строгого художественного отбора. Для этого наравне с воображением и художественной зоркостью, определяющими чертами творческого процесса, важны глубокие и разносторонние знания в различных областях науки и искусства, а также многообразные жизненные впечатления, синтезирующие субъективное и объективное во внутренней лаборатории художника. Причем сама изобретательность хореографа должна отражать самобытность его творческих воззрений. В гармоническом единстве должны выражаться не только конкретные явления танцевального фольклора, но, вследстие сложных ассоциативных связей, пластически воссоздаваться самые разнообразные идеи, темы, сюжеты, почерпнутые из народных песен, музыкальных мелодий, легенд. Они позволяют воссоздать в совокупности черты национальной культуры и события современной жизни.
Пластическая характеристика танцев полностью подчинена задачам выявления внутреннего психологизма музыкальной темы. Взаимоотношения хореографа с музыкой многосложны: "...Сначала - идейный и пластический замысел, потом поиск мелодии, ритмов на интересующую тебя тему. Когда же музыка найдена или сочинена, тут снова вступает в силу неумолимый закон доминанты музыки. Иными словами, сперва ты заставляешь звуки выражать, создавать то или иное настроение, событие, эпоху, характер, затем тебе предстоит выразить то, что говорит музыка". [224, 96]