Содержание к диссертации
Введение
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ТРУБЕ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 17
1.1. Художественно-педагогические аспекты становления и развития трубы как музыкального инструмента 17
1.2. Эволюция методических основ обучения игре на трубе 39
1.3. Возможности использования современных технических и компьютерных средств обучения в процессе совершенствования исполнительства на духовых инструментах 60
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КЛАССЕ ТРУБЫ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 69
2.1. Методы совершенствования звукоизвлечения на основе современных технических средств (прибора «ИНТ-А» - индикатора настройки тона) 69
2.2. Использование в классе трубы вуза культуры и искусств компьютерных систем для развития правильных умений и навыков исполнительского и опорного дыхания 89
2.3. Аспекты формирования умений и навыков художественной интерпретации музыкального материала у исполнителя в классе трубы вуза культуры и искусств 106
2.4. Содержание и методические аспекты музыкально- исследовательской работы 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 173
- Художественно-педагогические аспекты становления и развития трубы как музыкального инструмента
- Эволюция методических основ обучения игре на трубе
- Методы совершенствования звукоизвлечения на основе современных технических средств (прибора «ИНТ-А» - индикатора настройки тона)
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране происходит реформирование современного общества, которое невозможно без его духовного обновления, в основе которого лежит возрождение истинных ценностей и общечеловеческих идеалов.
В связи с этим возрастает необходимость в развитии культуры, образования и искусства, музыкального в частности, которые являются основой успешного проведения реформ и преобразований.
Музыка, как сфера звука и музыкального образа (в традиционном смысле), оказывает особое воздействие на эмоциональный мир человека, его мысли и чувства и способствует тому, что он начинает осознавать цель жизни и стремится познавать красоту и добро, любовь и свободу. Под действием музыкального искусства у человека происходит формирование духовного идеала личности, что помогает ему противостоять разрушительной силе зла и выстоять в трудных ситуациях и испытаниях.
Значительное место в современной музыкальной культуре принадлежит симфонической, эстрадной, популярной музыке, исполняемой на духовых инструментах - трубе, валторне, тромбоне, кларнете, саксофоне и др. Обучение игре на вышеперечисленных инструментах и целом ряде других (струнных, ударных и т.п.) является важнейшей составляющей музыкально-исполнительской культуры современности.
В нашем исследовании мы уделяем главное внимание обучению музыкантов в классе трубы, развитию у молодых исполнителей музыкально-исполнительских умений и навыков в вузах культуры и искусств, а также различным школам и музыкальным тенденциям в этой сфере.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных школ обучения игры на трубе Ж. Арбана, С.А. Баласаняна, СВ. Болотина, Д. Давидсона, Т.А. Докшицера, Ч. Колина, Крема, Г. Крумпафера, Л. Лутака, Г.А. Орвида, Д. Стемпа, М.И. Табакова, Ю.А. Усова и др. показывает, что обучение игре
на этом инструменте в настоящее время построено в основном на обобщении и распространении практического опыта ведущих отечественных и зарубежных исполнителей и преподавателей. Однако одних эмпирических выводов для обучения игре на трубе на сегодняшний день, когда повышаются требования к художественной стороне и технике исполнительства, недостаточно.
Для дальнейшей оптимизации процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в процессе обучения игре на трубе, наряду с традиционными методами, необходимо использовать технические средства обучения, достижения в области музыкальной педагогики, психологии, культурологии, эстетики, музыкальной акустики и других знаний и областей искусств.
Реальное признание трубы в качестве солирующего и оркестрового инструмента и включение ее в качестве специальной дисциплины в профессиональных учебных заведениях привело к тому, что в настоящее время остро ощущается недостаток теоретической, педагогической и методической литературы, освещающей различные вопросы использования современных технических средств обучения для развития у музыкантов в классе трубы таких специальных умений и навыков, как качественное (красивое) звучание инструмента у исполнителя на трубе, точное высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное (т.е. необходимое для красивой подачи звука) дыхание, художественное и техническое развитие исполнителей на этом инструменте и т.п.
Практикой обучения «трубачей» стало обращение к трудам известных оркестровых дирижеров, пианистов, скрипачей, виолончелистов и других музыкантов за ответами по многочисленным вопросам методики развития у них музыкально-исполнительских умений и навыков. Однако данный подход не позволяет раскрыть многие специфические особенности освоения инструмента. Отдельной проблемой выступает формирование музыкально-исполнительских умений и навыков. Только всесторонний анализ большого числа работ педагогов-музыкантов, инструменталистов в том числе, позволя ет выделить комплекс необходимых исполнителю умений и навыков. Как известно, обучение игре на трубе до сих пор начинается гораздо позже, чем на других инструментах, что накладывает свою специфику и на обучение в вузах культуры и искусств. Поэтому педагогу важно четко определить методическое направление работы со студентами и, тем самым, оптимизировать процесс обучения. Сложившиеся противоречия между требованиями к уровню формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов при обучении игре на трубе и недостаточность теоретического и методического обеспечения данного процесса обусловили актуальность проблемы исследования и позволили сформулировать тему исследования: «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств».
Степень разработанности темы исследования.
Анализ литературы по теме диссертационного исследования показал, что теоретические и методические вопросы музыкально-исполнительской подготовки студентов в классе трубы в вузе культуры и искусств практически не рассматривались. Необходимость в методическом обеспечении учебного процесса в классе трубы может способствовать решению проблемы развития школы обучения на этом инструменте. Задачи совершенствования музыкально-исполнительского мастерства студентов решались педагогами по классу трубы на основе индивидуального опыта, примера коллег и известных трубачей-исполнителей, но до сих пор решение этих вопросов осуществлялось в отсутствие соответствующей научной, научно-методической базы.
Философско-эстетические воззрения на музыкально-исполнительское искусство представлены в работах И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Р. Вагнера, Б.В. Асафьева, Ю.С. Воронцова, А.Ф. Лосева, С.Х. Раппопорта, А.А. Фарбштейна и др.
Определенную роль в формировании исследовательской концепции автора сыграли педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин
ского; работы советских и российских дидактиков М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, ряда современных исследователей.
Различные аспекты теории и практики музыкально-исполнительского творчества рассматривались в трудах выдающихся отечественных музыкантов: А.Д. Алексеева, Д.А. Баренбойма, М.М. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, Т.А. Докшицера, И.Я. Мильштейна, Е.В. Назайкинского, Г.Г. Неигауза, В.Н. Холоповой, О.Ф. Шульпякова и др.
Вопросы обучения на оркестровых инструментах в той или иной степени были освещены О.А. Блохом, В.Г. Кузнецовым, В.Б. Кричевским, Е.И. Максимовым и др.
Большой вклад в изучение проблем обучения на различных духовых инструментах с помощью экспериментальных исследований внесли отечественные ученые: Г.А. Абаджан, В. Апатский, Л. Володин, Н.А. Гарбузов, Ю.И. Гриценко, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, К.А. Квашнин, В.А. Леонов, К.Д. Мальберг, Г.А. Орвид, И.Ф. Пушечников, Ю.Н. Pare, Ю.А. Усов, И.В. Яку-стиди и другие. Для исследования исполнительских компонентов при игре на духовых инструментах эти ученые впервые в нашей стране использовали пневмографию, рентгенографию, осциллографию, тензометрию, миографию, ультразвуковую томографию, современную электроакустическую аппаратуру и аппаратуру для измерения звуковысотного интонирования.
Музыкально-исполнительские аспекты в учебно-воспитательном процессе в той или иной степени рассмотрены в работах Э.Б.Абдуллина, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, В.Г. Кузнецова, Л.А. Тарасовой, А.И. Щербаковой и др.
Анализ большого количества источников показывает, что основные проблемы формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у музыкантов рассмотрены в трудах выдающихся российских ученых. Для музыкантов-исполнителей на духовых инструментах эти проблемы изучены в меньшей степени, чем, например, у струнников и пианистов.
Диссертационная работа посвящена повышению эффективности формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов в классе трубы и, таким образом, продолжает и развивает научно-педагогическую теорию формирования музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков у музыкантов в ракурсе процессов возрождения национальных духовых идеалов, происходящих в российском обществе.
Объект исследования; — музыкальное обучение и воспитание студентов в классе трубы вузов культуры и искусств.
Предмет исследования: — процесс формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в классе трубы у студентов вузов культуры и искусств.
Цель работы состоит в разработке теоретических и методических основ формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у будущих специалистов сферы культуры и искусства в процессе обучения игре на трубе.
Учитывая, что улучшение качества подготовки студентов способствует оптимизация различных педагогических путей и средств, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс обучения музыкантов по классу трубы будет проходить более эффективно, если:
1) изучение историко-педагогических аспектов развития данного музыкального инструмента и искусства игры на нем позволит определить недостатки в исполнительстве в процессе обучения игре на трубе и даст возможность более глубоко подойти к разработке вопросов методики формирования музыкально-исполнительских навыков «трубача»-исполнителя;
2) применение в учебном процессе прибора «ИНТ-А» (интонатора настройки тона) позволяет повышать «устойчивость» чистоты интонирования и выразительность звучания, а компьютерная система ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса) способствует правильной (необходимой для умения извлекать «красивый» звук) постановке дыхания у
. студентов класса трубы и совершенствует дыхание на опоре, которые явля ются важными компонентами музыкально-исполнительских умений и навыков;
3) расширение знаний в области музыкальной акустики помогает более осознанно управлять процессом игры, а при работе над музыкальным произведением, меняя громкость и высоту звуков, сопоставлять различные варианты музыкальных интерпретаций;
4) развитие умений и навыков художественной интерпретации музыки, в основе которой лежат: приобретение и расширение знаний в области эстетики, музыкальной акустики, музыкальной педагогики, психологии, культурологии, а также использование способов раскрытия художественной идеи, художественного образа в смежных видах искусств, способствует оптимизации процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств в классе трубы.
Цель исследования и проверка выдвинутой гипотезы определили необходимость решения следующих задач:
• выявить значимые (специфические) умения и навыки у студентов в классе трубы вуза культуры и искусств, такие, как качественное (красивое) звучание инструмента исполнителем на трубе, точное высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное (т.е. необходимое для красивой подачи звука) дыхание, художественное и техническое развитие исполнителей и т.п.;
• определить возможности трубы как оркестрового и солирующего музыкального инструмента в художественной культуре и выявить особенности развития отечественных и зарубежных «школ» обучения, роль выдающихся исполнителей и педагогов в создании отечественной школы игры на трубе и формировании музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков у студентов в классе трубы вузов культуры и искусств;
• провести работу по исследованию акустических параметров трубы на спектрографе с целью расширения ее возможностей в области
частотных спектров и динамики звука как важных факторов формирования и развития музыкально-исполнительских умений и навыков у будущих студентов-музыкантов в классе трубы вуза культуры и искусств;
разработать методические приемы применения прибора «ИНТ-А» (интонатора настройки тона) для формирования музыкально-исполнительских умений и навыков зеуковысотного интонирования и выразительного зеукоизелечения при обучении игре на трубе, а также исследовать специфические особенности применения переносных компьютерных систем ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса) для формирования исследуемого феномена, правильной постановки исполнительского и опорного дыхания, для его контроля в процессе обучения игре на трубе; осуществить сравнительный анализ эффективности проделанной работы и дать методические рекомендации по формированию музыкально-исполнительских умений и навыков в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами вузов культуры и искусств в классе трубы. Теоретико-методологической основой исследования явились: философско-эстетические воззрения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Авиценны (Ибн-Сины), Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г.Гегеля, Р.Вагнера, Б.В. Асафьева, А.Ф. Лосева, Шестакова и др.;
педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; работы советских и российских дидактиков М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, ряда современных исследователей; теория и практика музыкального исполнительства отечественных музыкантов: А.Д. Алексеева, Д.А. Баренбойма, М.М. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, Т.А. Докшицера, И.Я. Милыдтейна, Е.В. На зайкинского, Г.Г. Нейгауза, В.Н. Холоповой, О.Ф. Шульпякова и
др.;
• результаты научных исследований, а также опыт концертной и педагогической деятельности известных российских и зарубежных ученых, исполнителей и педагогов в области духовых и ударных инструментов (Г.А. Абаджан, В.Н. Апатский, СВ. Болотин, А.А. Бучнев, Н.М. Волков, В.В. Вурм, Ю.И. Гриценко, Б.А. Диков, Т.А. Докшицер, Ю.Н. Должиков, С.Н. Еремин, А.В. Иогансон, В.Д. Иванов, Ч. Колин, Р. Квинге, В.А. Леонов, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов, В.М. Прокопов, И.Ф. Пушечников, СВ. Розанов, В.В. Сумеркин, Ж. Стамп, М.И. Табаков, Ю.А. Усов, О.А. Федотов и др.);
• исследования- в области музыкальной педагогики, музыкально-исполнительского искусства, истории развития музыкальных инструментов (Э.Б. Абдуллин, А.А. Баренбойм, Н.М. Берлянчик, В.В. Березин, СВ. Болотин, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, В.Б. Кричевский, С.Я. Левин, Я.И. Милыытейн, В.Г. Ражников, О.Ф. Шульпяков, Г.М. Цыпин и др.);
• исследования в области психологии творчества, психофизиологии, восприятия музыки, интонационных форм музыки (Н.К. Бакланова, Л.Я. Дорфман, А.Л. Готсдинер, Н.И. Карауловский, Д.К. Кирнар-ская, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.Теплов, Е.В. На-зайкинский и др.);
• работы в области философии музыки, эстетики, культурологии (Б.В. Асафьев, А.А. Аронов, Е.Я.Басин, В.Ю. Гуренко, Л.С Зорилова, А.Ф. Лосев, СХ. Раппопорт, Ю.Н. Холопов и др.);
• исследования в области музыкальной акустики (Н.А. Гарбузов, А.А. Володин, Л.А. Кузнецов, Ю.Н. Pare, Л.Г. Немировский и др.);
• материалы в области художественной интерпретации музыкальных произведений в других видах искусств (М.М. Лиознова, М.М. Ма гомаев, И.М. Смоктуновский, Ф.И. Шаляпин, С.С. Прокофьев, СМ. Эйзенштейн и другие). Этапы исследования
Первый этап (2001-2002 гг.) включал: сбор, изучение и анализ материалов по теме исследования в педагогической, психологической, философской, культурологической и музыковедческой литературе и смежных областях искусств; конкретизацию проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. На этом этапе определена степень разработанности проблемы; разработан инструментарий исследования с целью выявления уровня сформированности исследуемой проблемы, организации педагогического исследования по формированию музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков студентов в классе трубы вузов культуры и искусств.
На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществлялась эмпирическая проверка гипотезы исследования. Было проведено специальное педагогическое исследование с целью изучения состояния сформированности музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств, проведена работа по определению акустических характеристик трубы; апробировано применение современных технических средств обучения с целью формирования специфических умений и навыков звуковысотно-го интонирования, выразительного звукоизвлечения, правильной постановки исполнительского и опорного дыхания;
На третьем этапе (2003-2004 гг.) была проведена завершающая опытно-экспериментальная проверка результатов исследований: обобщены результаты исследований, оформлены выводы и диссертация.
Базами исследования явились Московская военная консерватория; Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова; Московский государственный университет культуры и искусств.
Методы исследования. В ходе исследования поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научных трудов (философско-эстетических, куль турологических, социологических, педагогических, психологических, отражающих различные аспекты педагогики музыкально-исполнительской деятельности, музыкальной дидактики, в частности посвященных музыкально-исполнительскому искусству в области оркестровой, «духовой» музыки и обучению игре на трубе как аспектам художественной культуры; педагогическое наблюдение, педагогические беседы; анкетирование, тестирование и интервьюирование студентов; педагогический мини-эксперимент; диагностика уровней сформированности музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков в процессе обучения игре на трубе для выявления динамики и определения эффективности проводимой работы; анализ и статистическая обработка полученных данных, теоретический анализ педагогической, методической и специальной литературы по теме диссертационного исследования;
Научная новизна исследования заключается в том, что:
определен основной «круг» специфических музыкально-исполнительских умений и навыков будущих музыкантов, солистов оркестров и ансамблей, обучающихся в классе трубы вуза культуры и искусств: качественное (красивое) звучание инструмента у музыканта-исполнителя, точное (чистое) высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правгтъиое дыхание (т.е. необходимое для красивой подачи звука), единство художественного (содержательно-эстетического) и технического (свободное исполнение произведений, этюдов, оркестровых и сольных партий любой сложности) исполнения произведения, оркестровой партии, сольного выступления, художественная интерпретация оркестровых, ансамблевых и сольных произведений и т.п.;
- доказано, что для повышения чистоты интонирования и качества звукоизвлечения в классе трубы вуза культуры и искусств как важного аспекта музыкально-исполнительских умений и навыков у будущих музыкантов, целесообразно дополнительно к традиционным методам и приемам обучения использовать технический прибор (компьютерный) «ИНТ-А» (интонатор настройки тона), который уменьшает «разброс» звуковысотного интонирова ния, значительно повышает выразительность исполнения и качество звукоиз-влечения по сравнению с традиционным обучением;
- выявлено, что для формирования и развития такого аспекта музыкально-исполнительских умений и навыков «трубача», как правильная постановка исполнительского (взаимодействие губ, дыхания с работой, языка, слуха) и опорного дыхания (краткий, «быстрый» вдох, «своеобразная задержка дыхания» и «продолжительный равномерный выдох»), важным является умение постоянно координировать работу дыхания с четким владением «ам-бушюрной техникой», необходимым звукоизвлечением. Эффективность этих умений усиливается с помощью умелого использования в учебном процессе технического прибора — переносной компьютерной бесконтактной системы ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса). С помощью этого прибора будущие музыканты добиваются такого уровня звуко-извлечения, которому в идеале соответствует красивый «докшицеровский» звук;
- обосновано, что для развития умений и навыков художественной интерпретации оркестровых, ансамблевых и сольных произведений в классе трубы вузов культуры и искусств важен синтез ежедневных практических занятий на трубе (гаммы, технические упражнения, этюды, пьесы, произведения малой и крупной формы) с целенаправленной теоретической подготовкой. Последняя предполагает не только обязательный курс учебного плана - специальность (класс трубы), сольфеджио, гармония, аранжировка, инструментовка, дирижирование, цикл общегуманитарных и культурологических дисциплин, но и специально разработанный автором спецкурс «Основы формирования и развития музыкально-исполнительских умений и навыков в классе трубы», который в комплексе позволяет способствовать формированию и развитию данного феномена наиболее эффективно.
Теоретическая значимость исследования.
Определены теоретические и методологические основы формирования умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств в классе тру бы; выявлены историко-педагогические особенности их сформированности в процессе становления исполнительского искусства и музыкально-исполнительской педагогики; разработаны и экспериментально апробированы методические приемы использования современных технических средств обучения у будущих музыкантов-исполнителей в классе трубы с целью оптимизации педагогического процесса. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств при обучении игре на трубе осуществлялось с учетом достижений в области музыкальной педагогики, психологии, философии, эстетики, культурологии, музыкальной акустики, искусствознания, особенностей формирования данного феномена в других видах искусств. Исследование дополнено новыми теоретическими данными акустических возможностей трубы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации использованы автором исследования в учебных курсах вузов культуры и искусств:
- «Методика обучения игре на духовых инструментах»;
- «История исполнительства на духовых инструментах». Применение в учебном процессе методики и методических приемов, с
использованием автором новейших технических средств обучения и компьютерных технологий для развития у студентов в классе трубы различных музыкально-исполнительских умений и навыков - повышение чистоты интонирования (звукоизвлечения без «подъездов» и «кикс»), более качественного (красивого) звучания инструмента, совершенной постановки дыхания (умения «мгновенно» набирать воздух и продолжительно извлекать музыкальные звуки - способствует совершенствованию музыкально-исполнительской подготовки студентов класса трубы вуза культуры и искусств.
Разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс лекций «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков у студента в классе трубы вуза культуры и искусств», способствующий совершенствованию музыкально-исполнительской подготовки музыкантов этого профиля.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
• рассмотрением и анализом широкого круга российских и зарубежных научно-литературных источников, затрагивающих различные аспекты изучаемой проблемы;
• проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной системы обучения формированию и развитию музыкально-исполнительских умений и навыков молодых музыкантов в классе трубы вуза культуры и искусств;
• адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам исследования, ее объекту и предмету.
Положения, выносимые на защиту:
1. Результаты сформированных музыкально-исполнительских умений и навыков у молодых музыкантов в классе трубы вуза культуры и искусств {качественное (красивое) звучание инструмента, точное (чистое) высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное дыхание (т.е. необходимое для красивой подачи звука) и др.) базируются на психолого-педагогических основах образовательного процесса.
2. Учет результатов использования современных технических и компьютерных средств обучения — интонатора настройки тона («ИНТ-А»), переносной бесконтактной системы дистанционного управления функциями дыхания и пульса («ДУ ФД-П») и др. - позволяет провести корректировку процесса обучения музыкантов в классе трубы, выявить возможности рационального сочетания фундаментальной теоретической и узкопрофессиональной подготовки, корректировать содержание индивидуальных аудиторных занятий с самоподготовкой студентов.
3. Важным организационно-педагогическим условием работы по успешной музыкально-исполнительской подготовке обучающихся в классе трубы вуза культуры и искусств является дополнительная специальная музыкально-образовательная работа (спецкурс), ориентированная на знания, уме ния и навыки художественной интерпретации музыкального материала, исполнительских умений и навыков художественно-технического плана в частности.
4. Разработанные параметры диагностики уровней сформированности музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков в классе трубы вуза культуры и искусств позволяют выявить динамику и эффективность процесса формирования исследуемого феномена у будущих «музыкантов-трубачей», сформулировать цели и задачи, разрабатывать и внедрять способы и методы, способствующие максимальной оптимизации этого процесса.
Апробация результатов исследования проводилась: в ходе выступлений автора с докладами на научных конференциях, проводимых в Московском государственном университете культуры и искусств; в публикациях тезисов и статей в научных сборниках; в ходе обсуждения результатов исследования на кафедре музыкального образования МГУКИ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Художественно-педагогические аспекты становления и развития трубы как музыкального инструмента
Труба является древнейшим музыкальным инструментом. Как свидетельствуют археологи и историки, ранние предшественники «трубы» относятся к глубокой древности - к концу среднего палеолита (так называемая эпоха Мустье) и ко всему позднему палеолиту (Ориньяк - 40-35 тысячелетия до н.э.) - в виде различного вида свистулек, дудок из раковин, костей, зубов и рогов животных. Как субъект художественно-эстетического творчества человек сформировался в процессе трудовой совместной деятельности на основе психобиологической эволюции. Чувство формы, объема, цвета, симметрии, ритма — все эти элементарные проявления художественно-эстетического сознания человек не получил готовыми от своих животных предков. Примером того, что мы имеем дело с возникновением зачатков музыкально-эстетической деятельности, является тот факт, что уже в эпоху Мустье человек изготовлял практически полезное орудие и одновременно первые прототипы музыкальных инструментов, духовых в частности.
Труба - вибрируемый губой звукоусилитель. Термин используется для обозначения современного западного инструмента и его предков. По системе классификации Hornbostel-Sashs термин «труба» применяется к любому инструменту, в котором воздух проходит через вибрирующие губы игрока к воздушной колонке, которая должна быть сделана так, чтобы воздух в ней вибрировал. Трубы разделены на две подгруппы:
1. Трубы без дополнительных устройств для изменения подачи воздуха;
2. Трубы с дополнительными устройствами для изменения подачи воздуха.
Ранние предки трубы обнаружены в виде различного вида свистулек, дудок из раковин, костей зубов и рогов животных. Роговые, костные, бивне-вые с коническим каналом и в основном имеющие изогнутую форму положили начало семейству горнов, а прямые цилиндрические стволы послужили основой для создания труб.
Есть и другая версия. Например, известный специалист по истории развития духовых инструментов Курт Закс предполагает, что труба, труба-раковина возникли 8000-13000 лет назад, в эпоху палеолита, а дудки с одинарными язычками, металлическая труба, дудки с двойным язычком возникли 5000-2000 лет до н.э., в эпоху неолита (66).
Развитие искусства игры на трубе тесно связано с усовершенствованием музыкальных инструментов, которое происходило с развитием мышления человека, а также с развитием культуры и производительных сил общества.
Важнейшим фактором в прогрессе духовых инструментов было то, что человек открыл существование зависимости высоты звука от длины трубы. Он понял, что увеличение длины трубы и длины заключенного в ней воздушного столба приводит к понижению звука. Постепенно человек начал регулировать длину воздушного столба в пределах одной трубы путем просверливания отверстий, начиная с нижней ее части и завершая ее вершиной. Через просверленное отверстие выходил воздух до окончания трубы, в результате чего уменьшилась длина воздушного столба и повышался звук.
На начальной стадии труба использовалась для ритуальных обрядов и из- дания сигналов.
Женевьевой Доурнон в 1892 г. сделана классификация незападных труб по структуре, форме и материалам, из которого они изготовлены (229). Эта классификация показала большое различие между инструментами.
Исследования и археологические раскопки показали, что трубы были широко распространены в Африке и Европе, меньше на Юге Азии, нечасто их находят в Америке и редко на востоке и юго-востоке Азии. Найдены трубы с отверстиями, сделанные из коры дерева и из тыквы. Такие трубы нахо 19 дят применение и в наши дни. В Приложении на рис.1 показан пастух, играющий на трубе с отверстиями для пальцев, Чапарвах, район Bulaspur, Индийский штат Мадья-Прадеш; а на рис.2 - ансамбль с трубами из тыквы, люди из Берты, область Голубого Нила, Судан.
В Африке большинство труб были сделаны из тыквы и бивней слона.
Во время Крестовых походов в Европе использовалась короткая с толстым расширенным концом труба - oliphant, вырезанная из бивня слона, вероятно, попавшая в Европу со Среднего Востока.
В Скандинавии и Восточной Европе трубы делались из спирально вырезанной коры деревьев и имели различную длину. В Югославии трубы длиной до 50 см делались из ивы, в Латвии - из коры березы длиной до 150 см.
В районе Амазонки с горячим, влажным климатом трубы имели длину до 4-х метров.
Трубы, сделанные из рогов животных, распространены в Африке и редко встречаются на Ближнем Востоке, где исключение составляет используемый для обслуживания синагоги рожок еврейского раввина, изготовленный из рога барана. На рис.3 Приложения показан раввин, играющий на рожке из бараньего рога, Тель-Авив, а рис.4 - изогнутая труба из рога антилопы.
В Уганде рога коровы используют только тогда, когда слоновьи бивни недоступны или невозможны.
Бамбуковые трубы могут быть найдены в Африке и Южной Америке, но их фактически нет в богатых бамбуком областях востока и юго-востока Азии.
Трубы, имеющие форму раковин, найдены почти всюду, включая внутренние области Тибета и Центральной Европы, на пути существующих ранних торговых маршрутов.
В Океании трубы-раковины связаны с выполнением религиозных, церемониальных, военных и сигнальных функций. Сегодня они часто используются для поддержания мира в общественных событиях. На рис.5 (см.: Приложение) показан ансамбль из девяти трубачей, который играет в Тонго во время футбольного матча, чтобы сдержать волнение людей. Как священные ритуальные инструменты трубы-раковины сохранили свой статус на Юге и востоке Азии. Повсюду они встречаются в индуистских храмах на юге Азии. На рис.6 Приложения показан священник с раковинообразной трубой, Раджастхан, штат Индия. Такие трубы известны в Тибете, Китае, Японии. Эти трубы распространялись по Азии одновременно с буддизмом.
Труба-раковина horagai упомянута в Японии в исторических отчетах периода (794-1185). Возможно, она достигла Японии намного раньше (236).
Найдено несколько типов древних металлических труб: египетская -snb, израильская - hososerah, кельтская - сагпух, греческая — salpinx и этру-ско-римская - cornu, lituus, труба и buccina. Длинные металлические трубы, используемые армиями сарацинов, оказали большое воздействие на европейских солдат в течение Крестовых походов. Возможно, что эти трубы в конечном счете были преобразованы из Римской трубы.
Распространение прямых металлических труб в незападном мире дает основание предполагать, что они связаны с миром ислама. В Африке, например, металлические трубы с расширяющимся концом найдены только в исламских областях Нигерии, Чадского и Центрального Камеруна. Известные как kakaki (среди Hausa) или gashi в Чаде - это длинные, узкие цилиндрические трубы с расширяющимся металлическим концом, имеющие иногда более двух метров в длину. Эти трубы приведены на рис.7 (см.: Приложение). В другом конце исламского мира, в Малайзии, найдено две трубы, из которых одна серебряная. Серебряная труба длиной чуть меньше метра имеется в каждом из королевских nobat ансамблей, обслуживающих местных султанов.
Эволюция методических основ обучения игре на трубе
Совершенствование конструкции трубы расширила ее выразительные и технические возможности, что способствовало расширение репертуара произведений, исполняемых на ней, и значительному прогрессу в области обучения игре на трубе.
Во второй половине XVIII века в сочинении военно-маршевой музыки принимают участие известные русские композиторы Л.С. Боратынский, И.А. Козловский, итальянский композитор К. Каноббио, создавший марш из оперы «Начальное управление Олега». Репертуар духовых оркестров второй половины XVIII века включал в большом количестве виваты, канты, полонезы, менуэты, вальсы, польки, контрдансы, галопы. Духовые оркестры использовались в оперных, балетных и драматических спектаклях.
В начале XIX века в результате изобретения вентильного механизма медные духовые инструменты стали хроматическими. В России раньше, чем в других странах Европы был создан полный оркестр вентильных инструментов, что способствовало повышению исполнительских возможностей оркестров и позволяло исполнять более сложный и высокохудожественный репертуар. В создании, например, маршей принимали участие видные композиторы того времени А. Алябьев, И. Козловский, И. Титов, К. Кавос, А. Львов. В маршах используются оперные мелодии. В изданный в Петербурге в 1845 го- ду «Военно-музыкальный альбом» вошел марш из «Лукреция Борджиа» (1813-1913) Доницетти.
В репертуаре концертных выступлений того времени, цель которых заключалась в сборе средств для пострадавших воинов-инвалидов, исполнялись следующие сочинения:
М.И. Глинка — «Ночь в Мадриде», попурри из оперы «Иван Сусанин»;
П.И. Чайковский - «Славянский марш», сюита из балета «Щелкунчик», вальс из балета «Спящая красавица»;
А.Г. Рубинштейн - «Трепак», «Тореадор и Андалузка», фантазия на темы оперы «Маккавей»;
А.Н. Серов - заздравный хор из оперы «Рогнеда»;
Э.Ф.Направник - марш Петра Великого.
Из зарубежных композиторов исполнялись произведения Бетховена, Листа, Вагнера, Верди, Россини, Вебера.
В первой половине ХТХ века начинает развиваться нотное издательское дело. В 1806 году Ф. Вейсгербер выпустил нотный журнал для ансамблей духовых инструментов. Журнал предназначался для любителей музыки, а также для крепостных ансамблей, которые испытывали большие трудности из-за отсутствия нот.
В этот же период появляется учебно-педагогическая литература для духовых инструментов. Были изданы различные школы Дювернуа для деревянных и медных инструментов, технические упражнения для духовых инструментов, иностранные издания для духового оркестра.
Для улучшения организации службы оркестров важное значение имело введение должности главного капельмейстера войск гвардии.
Методы совершенствования звукоизвлечения на основе современных технических средств (прибора «ИНТ-А» - индикатора настройки тона)
Художественная интерпретация музыки достигается при помощи музыкальных выразительных средств, к которым относятся: звук, исполнительская техника, звуковысотная интонация, метроритм, динамика, штрихи, музыкальная фразировка. Методы художественно-выразительных возможностей довольно разнообразны.
При игре на трубе звук является наиболее ярким выразительным средством, которое оказывает эстетическое воздействие на слушателя. Знанию методов звукоизвлечения предшествует понимание механизма его функционирования.
Звукообразование происходит в результате сложного координированного взаимодействия четырех групп мышц: губных, языка, органов дыхания и пальцев рук. Эти четыре вида исполнительских движений обусловливают исполнительский аппарат трубача, формирование умений и навыков, способствующих красивому музыкальному звучанию трубы.
Музыкальный звук, извлекаемый трубачом-исполнителем, — это звук, имеющий смысловую выразительность. Он входит в состав музыкальной системы, организованной по определенным законам, и диктует необходимость специальных умений и навыков для его формирования.
Механизм его формирования следующий. При извлечении звука трубой органами дыхания в полость рта подается струя воздуха. Далее воздух попадает в полость рта, проходит через губную щель, образуя при этом вибрацию губ исполнителя. Образующаяся вибрация передается проходящей струе воздуха, в результате чего воздух попадает в мундштук не непрерывной струей, а периодическими толчками, которые образуют в воздушной струе завихрения, создающие попеременные сгущения и разрежения воздуха, что приводит к колебанию воздушного столба, вызывающего возникновение звуковых волн, усиливаемых резонирующим устройством корпуса трубы.
Звук, издаваемый трубой, представляет собой совокупность звуков, каждый из которых имеет свою частоту и определенную амплитуду звукового давления. Каждая нота имеет определенную совокупность звуков, отличающихся от других нот своими физическими параметрами.
График зависимости звуковых давлений от частоты представляет собой октавный спектр звукового давления. Именно от спектра звукового давления зависит качество издаваехмого звука. Сравнивая спектры звукового давления, различных звуков, можно анализировать звуки по их физическим параметрам, которые можно измерить с помощью шумомера.
Высота звука зависит от того, какое количество колебаний совершают края губ играющего. Чем больше колебаний совершают губы, тем выше звук. Число колебаний губ изменяется в зависимости от ширины щели между губами, скорости выдуваемого воздуха и от степени натяжения губ. Регулируя вышеуказанные параметры, трубач может извлекать звуки, которые имеют различные физические параметры.
, При исполнении нижних звуков губная щель будет значительно более широкой, чем при исполнении высоких звуковых. При этом положении губ в инструменте проходит больше воздуха, чем в верхнем регистре, а давление, создаваемое струей воздуха, будет значительно ниже, чем при исполнении высоких звуков. Исполнение высоких звуков достигается сужением губной щели и подачей струи воздуха с большим напряжением.
При извлечении высоких звуков воздуха расходуется меньше, чем при извлечении низких нот, но он подается под значительно более высоким напряжением, чтобы не дать губам плотно сомкнуться. Важные исследования с целью проникновения в сущность процессов, происходящих в исполнительском аппарате музыканта-духовика, были проведены Г.А. Орвидом.
Они производились в акустической лаборатории Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и изложены в работе Г.А. Ор-вида «Объективные закономерности звукообразования при игре на трубе» (134).
Музыкальная акустика изучает закономерности музыкальных звуков. Большие успехи, достигнутые в музыкальной акустики, связаны, в первую очередь, с работами Г. Гельмгольца, Г. Римана, Н.А. Гарбузова.
С точки зрения акустики, ценными являются исследования, проведенные проф. Н.А. Гарбузовым на исполнительском материале медных духовых инструментов.
Н.А. Гарбузов является основоположником музыкальной акустики в нашей стране. Им создана теория зонной природы музыкального слуха. Согласно теории Н.А. Гарбузова, каждый звук имеет свою зону звучания: зону высоты, зону динамики, зону темпа и ритма. За пределами этих зон нота звучит фальшиво. Зоны допустимых характеристик музыкального звука — это диапазон, находящийся в распоряжении исполнителя, варьируя которым исполнитель доносит до слушателя свою интерпретацию художественного произведения. Мастерство трубача зависит от того, насколько он может изменить зону звучания в пределах одного нюанса. Дальнейшее развитие зонная теория Н.А. Гарбузова получила в трудах Е.В. Назайкинского и Ю.Н. Рагса.
На основании этих исследований он приходит к выводу: «...Желая получить более высокий звук, музыкант должен усилить давление воздуха в своих дыхательных путях. Если он, например, желает повысить звук на октаву, то он должен увеличить давление воздуха в своих дыхательных путях в четыре раза, а на всем игровом диапазоне инструмента, который доходит до двух с третью, двух с половиной октав, он должен изменить давление возду 72 ха в 20-25 раз» (158). Из этого вывода следует, что извлечения высоких звуков невозможно добиться только за счет развития амбушюра, необходимо одновременно развивать дыхание.
В нашей работе мы также придерживаемся мнения, что извлечение звуков и дыхание неразрывно связаны между собой, поэтому эти два вопроса и рассматриваются в диссертационной работе.
Анализ работ в области образования звука при игре на медных инструментах с точки зрения музыкальной акустики показывает, что их явно недостаточно. Выводы, сделанные учеными в этой области, носят предположительный, ориентировочный характер.
Это объясняется тем, что существовавшая до недавнего времени аппаратура не давала возможности проводить более глубокие исследования. В настоящее время сделан большой шаг вперед в области приборов для учета звуковой акустики. Имеющаяся аппаратура дает возможность сравнивать звуки, издаваемые различными исполнителями, по октавным спектрам звукового давления, по общему звуковому давлению, по скорости струи, выходящей из раструба трубы, по объему воздуха, затраченному на извлечение низких и высоких звуков. Измерение вышеуказанных параметров даст возможность устанавливать объективные закономерности между физическими и качественными показателями звука, тем самым станет возможным контроль надкачеством звука и облегчится процесс обучения духовиков. (