Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств Мерзликина, Анна Юрьевна

Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств
<
Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мерзликина, Анна Юрьевна. Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Мерзликина Анна Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/256

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена сложностью задач

профессионального образования современного специалиста в сфере любительского фототворчества. В связи с объективными изменениями в жизни общества возникает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов на качественно новом уровне, поскольку именно в высшей школе результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, определяющих его профессиональный статус, компетентность и мастерство.

В условиях перехода отечественной системы образования к западноевропейским стандартам актуализируется вопрос взаимной связи педагогики народного художественного творчества и практики, где ведущими являются научные проблемы творческой самореализации личности руководителя и участника любительского творчества, умелого создания учебно-творческого процесса и управления молодежными и детскими любительскими коллективами, в том числе и студиями фототворчества.

Новые образовательные стандарты предполагают усиление профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества - по сути своей, будущих педагогов. Это связано с тем, что процесс концептуализации современного специалиста в области фотоискусства проходит в контексте определения самостоятельного статуса высшего профессионального фотографического образования.

На сегодняшний день подготовка специалиста с высшим образованием в
области фотографического искусства осуществляется, в основном, в вузах
культуры и искусств по специальности «Народное художественное
творчество» специализациям «Фототворчество», «Кино-,фото-

,видеотворчество», с присвоением квалификации «Художественный руководитель любительской студии кино-,фото-,видеотворчества. Преподаватель».

Это отражает необходимость создания современной педагогической концепции, реализация идей которой требует пересмотра целей и ценностей профессионального образования, создания нового содержания и методов обучения специалистов в области любительского фототворчества, формирования личностно-ориентированных систем обучения и воспитания будущих руководителей любительских фотостудий.

Личностно-ориентированный подход приобретает особую ценность в проектно-созидательной системе обучения, где приоритетами являются деятельность (сотворение образа мира и познание его в контексте сотворения) и личность (персональная ответственность за свои творения). Проектную деятельность можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу и учебно-воспитательного процесса, и профессионально-педагогической деятельности.

Аналитический обзор научно-методической литературы по исследуемому

вопросу позволил нам выявить группу противоречий между социальными требованиями и практикой современной высшей школы. Основными можно считать следующие:

а) противоречие между растущей потребностью в
высококвалифицированных художественных руководителях любительских студий
фототворчества и неразработанностью в педагогической науке теоретико-
методологических основ их подготовки в условиях высшего профессионального
образования;

б) между необходимостью повышения качества обучения, развития каждого
студента и несовершенством используемых в высшей школе традиционных
технологий, недостаточно учитывающих специфику любительского
фототворчества, диапазон и многообразие форм студийности и средств
выразительности исследуемого вида творчества;

в) между востребованностью образовательных инновационных методик
подготовки будущих художественных руководителей любительских студий
фототворчества и неразработанностью учебных программ, направленных на
оптимизацию их педагогической подготовки с использованием возможностей
личностно-ориентированного обучения, основанного на свободе выбора студентами
его содержания, форм и методов индивидуально-профессионального
развития.

В этой связи становится актуальной проблема разработки научных подходов к профессионально-педагогической подготовке будущих руководителей любительских студий фототворчества, обеспечивающих их профессиональную компетентность. Особенно значима эта проблема в условиях вуза культуры и искусств, поскольку ее решение весьма существенно может сказаться на качестве профессиональной подготовки будущих специалистов, на овладении ими современными психолого-педагогическими технологиями управления процессом творческой самореализации участников коллективов любительского фототворчества и способности выступать в роли субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Общим психолого-педагогическим проблемам формирования личности специалиста в процессе обучения посвящены труды О.А. Ахвердовой, Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, Н.Н. Волосковой, Б.З. Вульфова, Т.М. Давыденко, B.C. Лазарева, В.П. Озерова, М.М. Поташника, Е.Н. Сорочинской.

Общие методологические подходы к исследованию педагогических явлений и примеры их применения в изучении конкретных проблем дидактики содержат работы И. К. Журавлева, И. Я. Лернера.

Изучением характеристик студенчества как социально-возрастной категории и вопросов, связанных с процессом их обучения и воспитания, занимались как отечественные ученые: Б.Г.Ананьев, М.Н. Аплетаев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина, А.В. Мудрик, А.В. Харчев, Н.И. Шевандрин, так и зарубежные исследователи: Л. Кольберг, А.

Маслоу, Ж. Пиаже, Б. Скиннер.

Предпринятые различными авторами исследования по поиску наиболее эффективных форм личностно-оринтированного обучения в вузе (С. И. Архангельский - закономерные основы учебного процесса в высшей школе; Е. Б. Бондаревская - проблемы формирования у студентов самостоятельного мышления; А. А. Вербицкий - контекстное обучение), использовались нами для развития познавательной деятельности студентов с учетом специфики фототворчества.

Исследования, отраженные в трудах В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, В.Г. Иванова, М.В. Журавлевой, О.В. Зиннуровой, Е.С. Полат, Е.Н.Ястребцовой, были использованы в качестве научной базы обучения будущих художественных руководителей любительских студий фототворчества основам проектной деятельности.

Н.А. Бреднева в своей диссертации на тему: «Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции» определила проектную деятельность студентов как механизм, способствующий формированию конкурентоспособного специалиста. В.Г. Веселова в своем исследовании рассматривает проектную деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции. И.А. Дралюк определяет показатели и уровни социальной активности студентов при включении их в проектную деятельность.

Существенное значение для решения задач данного исследования имеют труды, посвященные фототворчеству. В работах Ю.И. Божкова, Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усова и др. отмечается, что фотографию вместе с другими средствами эстетического развития личности можно считать основой для формирования художественной культуры подростков и юношества. Некоторые аспекты использования фотографии в педагогическом процессе разрабатывались современными исследователями: Т. Мамбеталиевым и Г.А. Опариным, которые рассматривают авторские проявления в контексте художественной самодеятельности и технического творчества.

О.Я. Барабаш в своем диссертационном исследовании на тему «Формирование профессиональной фотографической культуры будущего журналиста» создал модель процесса формирования фотографической культуры будущего журналиста. Фототворчество, как аспект художественной деятельности любителей в историческом контексте изучалось в диссертационном исследовании В.Т. Стигнеева на тему: «Любительская фотография и фотолюбительское движение 60-х-70-х г.г. как явление отечественной культуры».

К фотолюбительству примыкают смежные виды техногенного художественного творчества, такие как киновидеолюбительство, компьютерная графика, поэтому определенный интерес представляют работы П.Д. Генкина, Э.А. Янеляускаса, рассматривающие самодеятельное кинотворчество как педагогическую проблему. Д. В. Монастырский рассматривает вопросы взаимодействия учреждений культуры и кинопроката при организации досуга

молодежи. Э.А. Янеляускас анализирует аспекты социально-художественной деятельности любительства. Н.Ф. Хилько в кандидатской диссертации исследует психолого-педагогические проблемы развития у подростков и юношества способностей к фототворчеству.

Принципиально важными для данного исследования были научные труды, посвященные образовательному процессу в вузе, профессиональной подготовке в целом, в том числе вопросам формирования творческой, духовно-нравственной личности. Особо значимыми являются работы А.А. Аронова, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, О.А. Блоха, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, B.C. Садовской, В.И. Флоря, Т.В.Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Различные аспекты профессиональной подготовки будущих руководителей любительских студий фототворчества в высших учебных заведениях культуры и искусств являлись предметом исследования Н. К. Баклановой, Т.И. Баклановой, С.А. Вельской, А.А. Гука, А.Г. Казаковой, Е.Л. Кудриной, В.И. Флоря, В. И. Черниченко, В.М.Чижикова, Н.Ф. Хилько, Т.В.Христидис и др.

Изучение научно-методической литературы показало, что специфика профессионально-педагогической подготовки будущих руководителей любительских студий фототворчества не нашла достаточного осмысления в образовательной практике. До настоящего времени анализ проблем профессионально-педагогической подготовки, как таковой, в педагогической теории рассматривался в посвященных проблемам профессиональной подготовки классических учителей трудах В.З. Вульфова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А.Сластенина, Е.Н.Сорочинской, А.В. Хуторского и др. Само понятие «профессионально-педагогическая подготовка» не имеет четкого определения в современной литературе, отсутствует теоретико-методологическая и педагогическая основа принципов ее реализации у будущих руководителей любительских студий фототворчества, с учётом специфики их деятельности в условиях перехода нашей страны на западноевропейские образовательные стандарты.

Как показывает проведенный анализ научных трудов, в том числе диссертационных исследований, специального внимания проблеме профессионально-педагогической подготовки будущих фотографов на основе лично стно-ориентированных образовательных технологий также практически не уделялось. Неисследованными остались вопросы, рассмотрение которых необходимо для организации профессиональной подготовки будущих руководителей любительских студий фототворчества: приоритетные профессиональные качества будущего специалиста; педагогические условия, необходимые для профессионально-педагогической подготовки студентов; не определены сущность, содержание, основные компоненты и критерии эффективности профессионально-педагогической подготовки с учётом специфики деятельности специалиста в области любительского фототворчества; не определены этапы, принципы, роль традиционных, активных и проективных методов обучения в развитии

профессиональной компетентности будущего специалиста.

Актуальность объективно существующей проблемы явилась основанием для выбора темы настоящего исследования: «Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств».

Объект исследования - профессиональная подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в вузе.

Предмет исследования - процесс организации эффективной профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств.

Цель исследования - разработать теоретико-методологические основы оптимизации профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества и апробировать их в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

Раскрыть содержание понятия «профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей студий фототворчества» в вузах культуры и искусств.

Определить специфику профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей студий фототворчества в вузах культуры и искусств в современных условиях.

Научно обосновать и экспериментальным путем подтвердить эффективность методики профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузе культуры и искусств.

Разработать методические рекомендации по обновлению содержания и организации профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузе культуры и искусств.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой
профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей
любительских студий фототворчества в вузе культуры и искусств будет
эффективной при условии уточнения сущности и содержания понятия
«профессионально-педагогическая подготовка художественных

руководителей студий фототворчества» в вузах культуры и искусств; определения специфического содержания профессионально-педагогической подготовки данных специалистов; создания и реализации экспериментальной методики профессионально-педагогической подготовки специалистов с учётом особенностей их будущей профессиональной деятельности; разработки эффективных способов профессионально-педагогической подготовки будущих руководителей студий фототворчества в условиях проектной

деятельности; разработки методических рекомендации по обновлению содержания и организации профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузе культуры и искусств.

Методологическую основу исследования составили философские идеи Г. Гегеля, И. Канта, И.С. Кона о соотношении сознания, деятельности и развития личности; философские положения И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, К.К. Платонова, А.И. Субетто, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, В.А. Якунина о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, развитии личности и определяющей роли деятельности, обеспечивающие целостное рассмотрение учебного процесса профессиональной подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в современном вузе.

В основу теоретической позиции исследования легли высказанные Я.А. Коменским, А. Маслоу, К.Роджерсом, К.Д. Ушинским, Б.С. Гершунским, СИ. Гессен, Э.Н. Гусинским, В.П. Зинченко, В.М. Розиным, В.И. Слободчиковым, Ю. И. Турчаниновой идеи гуманистического подхода, признающего человека в качестве высшей ценности, ориентирующего логику исследования на самоактуализацию личности будущего специалиста; идеи деятельностного подхода к развитию личности, рассмотренного В.В. Давыдовым, Л.С. Выготским, А.К. Марковой, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным в рамках педагогических проблем; личностно-ориентированный подход в педагогическом процессе, предложенный К. А. Абульхановой-Славской, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Л.ГВяткиным, В.В. Давыдовым, Г.И. Железовской, В.В.Сериковым, И.С.Якиманской; антропоэкологический подход СВ. Кривых, А. А. Макареня, Б.Б. Прохорова, В.И. Флоря, исследующий биосоциокультурную сущность человека, а образование и его процессы как культурные явления, выявляющие механизмы индивидуально-профессионального развития личности в контексте культуры, как акт человекотворчества и процесс «взращивания» личностных, индивидуальных и профессионально значимых качеств.

В исследовании нашли отражение идеи О.С. Газмана, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой о демократизации и гуманизации образовательного процесса; идеи А.А. Андреева, Н.А. Моревой, В.А. Сластенина о единстве теории и практики в профессиональной педагогике; педагогические исследования Э.Ф. Зеера, В.В. Краевского, И.Я. Лернера по проблемам проектирования содержания профессионального образования.

Теоретическую основу исследования составили основные концептуальные положения теории познания и теории развития личности, изложенные в трудах Б.Г Ананьева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова; исследования в области психодиагностики Г.Ю. Айзенка, А.А. Бодалева, В.Н. Дружинина, П. Клайна, Ф. Франселла, Д. Баннистера, Р. Кеттела; теоретические основы дидактики

Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторского, И.Т. Огородникова.

Также в основу исследования легли концепции личностно-ориентированной педагогики, изложенные Е.В. Бондаревской, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской; методы анализа педагогических систем, рассматриваемые в трудах Г. Д. Кирилловой, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, М.М. Поташник, Г.И. Щукиной; идеи В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева о творческом развитии и саморазвитии личности; теории профессионального становления личности С.А. Днепрова, Н.В. Кузьминой, Ю.И. Тарского.

Большое значение для нашего исследования имели методы использования математического аппарата в педагогическом исследовании, отраженные в работах Б.П. Битинаса, М.И. Грабарь, Л.Б. Ительсон, А.Г. Казаковой, Д. Лоули, В.И. Михеева, И.Д. Пехлецкого, Г.В. Суходольского.

Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов научно-педагогического исследования:

теоретические: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, дедукция и индукция, абстрагирование, сравнение, классификация для обоснования теоретико-методологических основ исследования и моделирования экспериментальной методики профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях проектной деятельности;

эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, анализ и обобщение опыта, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности (студенческих проектов) для проведения экспериментальной работы и апробирования концептуальных авторских идей в условиях проектной деятельности студентов;

статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, множественное сравнение для педагогического измерения и оценки эффективности экспериментальной работы и разработки соответствующих рекомендаций.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования являлись Московский государственный университет культуры и искусств, Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Исследование проводилось в течение 4 лет и включало 3 этапа.

На первом этапе (2006-2008 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме; определялись основные положения, цель, объект, предмет, задачи, уточнялась гипотеза исследования; изучался опыт проектирования и организации вузовского процесса обучения, выявлялась специфика подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях вуза культуры и искусств; разрабатывалась методика экспериментальной работы и спецкурс «Организационно-педагогические основы руководства кино-,фото-,видеостудией».

Для изучения проблемы на базе Московского государственного университета культуры и Кемеровского государственного университета культуры проводилось исследование эффективности профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей студий фототворчества. В исследовании участвовали 120 студентов и 23 педагога.

Основу констатирующего этапа эксперимента составили методы анкетирования, наблюдения, тестирования и беседы со студентами.

В процессе проведения констатирующего эксперимента выявлялась современная картина профессионально-педагогической подготовки студентов, будущих художественных руководителей студий фототворчества.

На втором этапе (2008-2009 гг.) определялась концепция исследования, разрабатывалась и апробировалась экспериментальная методика профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей студий фототворчества в условиях проектной деятельности студентов в вузе культуры и искусств. На этом этапе был проведен педагогический эксперимент, в основу которого лег авторский курс «Организационно-педагогические основы руководства кино-, фото-, видеостудией». Концептуальные положения курса нашли своё дальнейшее развитие в содержании производственной и педагогической практики студентов.

Были подготовлены учебные материалы, определены средства и методы проверки результатов эксперимента (комплекс учебных заданий, анкеты, беседы со студентами и преподавателями), направленные на формирование проектировочных умений и навыков.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) проводился контрольный этап эксперимента, осуществлялись осмысление результатов исследования и разработка путей их практического применения с целью совершенствования подготовки художественных руководителей студий фототворчества, внедрялись в практику научно-практические и методические рекомендации по вопросу оптимизации профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

раскрыто содержание понятия «профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей студий фототворчества» как процесс упорядочивания целевого, стимулирующе-мотивационного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного, рефлексивного компонентов и установления взаимосвязей между ними в условиях проектной деятельности, способствующей развитию у студентов профессионально-педагогических умений (организационных, прогностических, проективных, рефлексивных, коммуникативных), определяющих содержательную сторону профессиональной компетентности будущего специалиста;

выявлена специфика профессионально-педагогической подготовки будущих художественных руководителей студий фототворчества в вузе культуры и искусств, заключающаяся в формировании фотографических (технологических), индивидуально-творческих и организационно-педагогических компетенций;

разработана и апробирована экспериментальная методика профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества, объединяющая совокупность принципов, условий, методов, модулей, с целью научить студентов основам организации, управления, руководства и проектирования деятельности любительской студии; мотивировать стремление к успеху в процессе создания проекта; дать возможность реализовать свои способности через проектирование основных этапов создания и управления студией;

предложены субъект-субъектные способы оказания студентам педагогической поддержки в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, направленные на оптимизацию процесса профессиональной подготовки будущих руководителей студий фототворчества (на основе проектирования продуктов учебно-творческой деятельности);

разработаны методические рекомендации по обновлению содержания и организации профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузе культуры и искусств.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия
«профессионально-педагогическая подготовка художественных

руководителей студий фототворчества», на основе его соотнесения с целями
профессионального образования и с учётом специфики будущей
профессиональной деятельности. Педагогика профессиональной подготовки
руководителей любительских фотостудий пополнена новыми знаниями о
тенденциях развития любительского фототворчества, конструктивными
предложениями по совершенствованию отечественной фотографической школы
в контексте западноевропейских образовательных стандартов. Разработана
экспериментальная методика профессионально-педагогической подготовки
художественных руководителей студий фототворчества, в основу которой
положено взаимодействие компонентов, составляющих целостный процесс
профессиональной подготовки на уровне высшего профессионального
образования. Также разработаны эффективные способы профессионально-
педагогической подготовки будущих руководителей студий фототворчества,
предполагающие целенаправленное развитие организационно-

педагогических и проективных умений студентов как основы формирования профессиональной компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в процессе теоретико-методологического анализа тенденции, противоречия и проблемы развития любительского фотографического творчества могут быть использованы для совершенствования организационно-педагогических основ отечественной фотографической школы, а также для обновления содержания образования по учебным дисциплинам «Организация и руководство народным художественным творчеством», «История и теория народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества».

Систематизированный на основе личностно-ориентированного подхода материал о содержательно-методических принципах профессионально-педагогической подготовки, определяющий структурные особенности компетентности будущего специалиста, позволяет повысить качественный уровень подготовки руководителей студий фототворчества в контексте интеграции отечественного высшего профессионального образования в систему западноевропейского ВПО.

Экспериментальная методика может быть использована в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, в разработке учебных и исследовательских программ, спецкурсов, спецсеминаров, практикумов. Внедрение методики поможет усилить (на основе комплекса методов, творческих заданий и упражнений (метод проектов)) практическую подготовку студентов для более эффективного взаимодействия с участниками любительских студий фототворчества.

Созданный комплекс методических рекомендаций по повышению эффективности процесса обучения, основанный на формировании умений проектирования и самопроектирования, может быть использован при разработке специальных курсов и семинаров по повышению профессионального мастерства руководителей студий фототворчества, в практике любительских студий, центров фототворчества и фотографических школ.

Разработанный для студентов Московского государственного университета культуры и искусств авторский учебный курс «Организационно-педагогические основы руководства кино-,фото-,видеостудией» может быть использован в учебном процессе других вузов культуры, на занятиях по методике преподавания профилирующих предметов.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его теоретических и методических положений, позволяющих определить общепринятые научные психолого-педагогические подходы к исследованию искомой проблемы, использованием методик, соответствующих профессиональной подготовке будущих художественных руководителей студий фототворчества в условиях вуза, поставленным целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой эффективности исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей студии фототворчества в условиях вуза культуры и искусств есть процесс упорядочивания основных ее компонентов: целевого, стимулирующе-мотивапионного, операпионно-деятельностного, контрольно-регулировочного, рефлексивного и установления взаимосвязей между ними на основе соотнесения с общепрофессиональными целями обучения и фиксирования определенной последовательности личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов.

  2. Специфика профессионально-педагогической подготовки художественных

руководителей студий фототворчества в вузе культуры и искусств заключена в необходимости формирования фототехнологических, индивидуально-творческих, организационных и педагогических компетенций, использовании личностно-ориентированных проектных технологий обучения и обусловлена содержанием будущей профессиональной деятельности специалиста.

  1. Экспериментальная методика профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества включает авторский курс «Организационно-педагогические основы руководства кино-, фото-, видеостудией», обеспечивающий единство теории и практики в учебном процессе (семинары, лекции, практические занятия с использованием различных технологий). Процессуальная часть методики содержит ряд модулей: общетеоретический, технологический, дидактический и проектировочный. Методика представляет собой совокупность принципов, условий традиционных и активных методов обучения, действий, направленных на приобретение способов целостного проектирования продуктов учебной и художественно-творческой деятельности, а также процесса организации и управления деятельностью студии.

  2. Рекомендации по эффективной организации профессионально-педагогической подготовки художественных руководителей любительских студий фототворчества в вузе в русле личностно-ориентированных, развивающих технологий предполагают создание методов и условий проектной деятельности, в которых студент выступает одновременно как субъект познавательной и будущей профессионально-педагогической деятельности, создает различные по форме и содержанию проекты: учебные (раскрывающие проблемы организации и управления учебно-творческим процессом в студии, проекты учебных лекций в студии и др.); исследовательские (рассматривающие новые научные проблемы, технологии фотографического творчества с внесением элементов научной новизны, новых предложений по их совершенствованию); творческие (разработка новых фотографических подходов).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в педагогической деятельности автора исследования на кафедре фотомастерства Московского государственного университета культуры и искусств; посредством публикаций научных статей в сборниках научно-исследовательских материалов; на научно-практических конференциях различного уровня: научно-практическая конференция «Пути подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств» (Москва, 2010 г.); научно-практическая конференция «Массовые коммуникации как фактор реализации культурной политики» (Москва, 2009 г.); научно-практическая конференция «Инновационные методы обучения студентов в институте МАСС МЕДИА» (Москва, 2008 г.); международная научно-практическая конференция «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире» (Москва, 2009 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

Структура и объем диссертации, определяемая целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Профессионально-педагогическая подготовка художественных руководителей любительских студий фототворчества в условиях проектной деятельности в вузах культуры и искусств