Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена социальными изменениями, которые происходят в современной России. Новое тысячелетие ставит перед культурой, наукой и искусством глобальные задачи, среди которых в центре духовное обновление общества, социально-экономические реформы, которые в свою очередь приводят к модернизации образования. Современная молодежь, получающая высшее образование, должна не только воспроизводить накопленный опыт, знания и ценности старшего поколения, но и созидать новое, более совершенное и неповторимое. Самостоятельно мыслить и действовать, творить добро вокруг себя, проявлять инициативу, профессионализм, социальную ответственность и умение реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию в мире, а также создать условия для всестороннего развития творческой личности и её духовного потенциала.
Как написано в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», вся система образования призвана обеспечить воспитание творчески развитых людей, конкурентоспособных специалистов, обладающих духовной культурой, уважающих права и свободы личности, проявляющих высокий профессионализм, уважительно относящихся друг к другу, традициям и культуре различных народов.
На практике творческое развитие, главным образом, осуществляется стихийно (окружающей средой, семьей, СМИ, неформальными контактами, самообразованием студентов). Перед современной системой образования стоит задача подготовки творчески развитой личности, личности с творческим мировоззрением, которая способна осознать ценность творчества и будет реализовывать данные ценности в своей деятельности.
Формирование такой личности специалиста, бакалавра, магистра необходимо на всех уровнях образовательной системы: начальной, средней, средне-специальной, высшей школы, а также в условиях дополнительного образования. Целенаправленное творческое развитие личности способствует становлению творческого мировоззрения, которое в свою очередь управляет системой взглядов и представлений, направляет поведение личности, определяет ее действия и поступки, профессиональную деятельность, наполняя их ценностным смыслом. Поэтому необходимо заложить у будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки понимание истинной ценности творчества, необходимой для нормальной жизнедеятельности человека, а также для реализации их творческого взгляда на действительность в повседневном взаимодействии с окружающим миром.
Первоочередная задача образования состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, помочь ему реализовать свой самобытный путь с помощью творческого мировоззрения, которое способствует не простому реагированию на события окружающей действительности, а помогает творчески осмыслить их и креативно подходить к решению проблем. Особенно это касается подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности, становления их творческого мировоззрения.
Сегодня требования к профессиональному образованию специалистов социально-культурной деятельности сильно возросли. Специалист в этой области должен обладать высоким интеллектом, духовной культурой, быть эстетически развитой личностью, социально-активной, предприимчивой, хорошо адаптированной к изменяющимся условиям жизни. Становление такой личности специалиста социально-культурной деятельности, его профессиональная подготовка не могут обойтись без творческого развития в целом, формирования творческого мировоззрения, которые обеспечивают процесс становления и всей жизнедеятельности личности.
Анализ диссертационных и монографических исследований последних лет по изучаемой проблеме показывает, что разработке данных вопросов уделяется внимание, но главным образом в процессе изучения дисциплин социально-культурного цикла, однако, недостаточно раскрыта данная проблема в процессе освоения психологии.
Основная проблема данного исследования заключается в следующем: выполняя социальный заказ общества по творческому развитию личности, формированию творческого мировоззрения у студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности, необходимо раскрыть теоретико-методологические и методические основы творческого развития студентов. Для этого необходимо выявить особенности их творческого мировоззрения, разработать и апробировать эффективную методику творческого развития личности, активизируя освоение психологии, как на уровне теории, так и на уровне практики.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показал, что проблемам творчества, творческого развития уделялось много внимания с античных времен. Существует богатая многовековая традиция изучения творчества, прежде всего, философская. Первые упоминания о творчестве, представлениях о нем, мы находим у Пифагора, Гомера, Сократа, Платона и Аристотеля. Понятие «творчества» изучали в средневековой философии (Блаженный Августин), в эпоху Возрождения (Петрарка, Дж. Бруно).
Проблему творчества рассматривали многие ученые с различных точек зрения, но особое значение для нашего исследования имели работы таких выдающихся философов, как Ф. Ницше, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Дж. Дьюи и др. Творчество как проблему создания нового изучали Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Г.С. Батищев, А.И. Наймушин, П.В. Алексеев и А.В. Панин и др. Понятие «творчество» в психологии рассматривали А. Маслоу, Ф. Бэррон, Н. Роджерс, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Петухов, С.Ю. Гуревич, С.Д. Смирнов, В.Н. Дружинин, Г.Г. Панкова, В.П. Кохановский, Д.А. Леонтьев, А.М. Лобок, Р.В. Гумерова и др.
Первые философские осмысления понятия «мировоззрение» связаны с именами немецких мыслителей И. Канта, И. Фихте, Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, В. Дильтея и др. В начале XX века понятие «мировоззрение» анализируется многими философскими направлениями, в том числе антропологической философией, философией жизни, экзистенциальной философией, феноменологией, а также изучается в пограничных с философией областях познания: психологии, педагогике, экологии, политологии и др. Особый интерес для нашего исследования представляют взгляды на мировоззрение таких философов, как М. Бубер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, С.И. Гессен и др. Рассматривали соотношение понятий «творчество» и «мировоззрение» П.В. Алексеев и А.В. Панин, А.И. Столетов, в частности, о творческом основании личности писали А. Маслоу, Р. Мэй, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, А.Б. Столь и др. Другой вариант соотношения этих понятий предложили экзистенциалисты (А. Камю, М. Хайдеггер и др.), а также М. Мамардашвили.
Творчество в качестве явления, определяемого в большой степени мировоззренческой системой личности, описывали Г.Я. Головных, Л.Т. Стеклова, К.П. Шуртаков и др. Воздействие общественного уровня мировоззрения на творчество исследовали Г. Дубов, В. Баранов, Ю. Андреев, С.С. Гольдентрихт, В.А. Елисеев, Н.П. Французова, М.Г. Ашманис, Ф.И. Гиренок, И.В. Фоминых и др.
Представляют интерес рассуждения о взаимной детерминации творчества и мировоззрения таких ученых, как Новалис, В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Уайтхед, Р.М. Рильке, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, Б.П. Вышеславцев, Г.С. Батищев, Н.Б. Шулевский, Н.В. Вандышева-Ребро и др.
О том, что соотнесение понятий «творчество» и «мировоззрение» должно приводить к открытию новых сущностно-смысловых пластов в понимании исследуемых явлений, писала В.М. Дианова.
Для нашей работы представляют интерес изучение ценностей в работах таких философов, как Г. Лотце, Г. Риккерт, М. Хайдеггер, и психолога М.Ю. Губиева.
Огромное влияние на рассмотрение проблемы оказали философы И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Ницше, М. Бубер; А. Бергсон, В. Дильтей и Х. Ортега-и-Гассет, а также психологи А. Адлер, К.Г. Юнг, О. Ранк, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей, В. Франкл, Д. Бюдженталь, Э. Кречмер, М. Чиксентмихайи, С. Мадди и др.
О влиянии культуры и языка на личность субъекта творчества писали специалисты в области филологии А.А. Потебня, Ф.И. Буслаев, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Т.И. Райнов и др.
Представляют интерес позиции рассмотрения творческого развития такими русскими и советскими учеными, как С.Л. Франк, B.C. Соловьев, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.Н. Вентцель, В.И. Вернадский, П.К. Энгельмейеp, С.О. Гpузенбеpг, М.М. Бахтин, С.С. Гольдентрихт, Г.С. Батищев, Я.А. Пономарев, А.А. Мелик-Пашаев, А.П. Назаретян, В.А. Петровский, А.Г. Асмолов, В.К. Шабельников, С.Ю. Степанов и Е.П. Варламова, В.И. Кабрин, Д.А. Леонтьев, В.С. Хазиев и Е.В. Хазиева и др.
Пути, средства и условия формирования мировоззрения были описаны Е.В. Бондаревской, В.И. Блохиным, Л.Н. Боголюбовым, А.И. Бычковым, К.Е. Зуевым, Г.В. Клоковой, И.Б. Котовой, Б.Г. Лихачевым, Э.Н. Монозсон, В.А. Морозовым, М.Н. Скаткиным, И.В. Сысоенко, Г.И. Щукиной, И.Я. Лернером, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, И.И. Жбанковой, Г.М. Андреевой, А.П. Горячевым, М.Ю. Губиевым, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, И.Ю. Малисовой, П. Массен, А. Грамши, С. Мадди и др.
О развитии системы ценностей в университетской образовательной и социальной среде пишут зарубежные исследователи: Г. Оллпорт, Дж. Гиллеспи, М. Рокич, и российские: О.В. Зиневич и Л.Ф. Лисе, В.Ф. Анурин, Э.Н. Фанталова, А.В. Шариков и Э.А. Баранова.
Основные аспекты социально-культурной деятельности отражаются в работах Ж.Р. Дюмазедье, В.В. Туева, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.М. Чижикова и В.В. Чижикова, Г.Н. Новиковой, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко, В.Д. Шадрикова, Н.А. Паршикова, В.С. Садовской и др.
О творчестве как основном предназначении специалиста социокультурной деятельности пишут Н.К. Бакланова, Ю.А. Стрельцов, А.А. Жаркова, Е.В. Чижикова, Т.Н. Суминова и др.
Выделяют разные варианты развития творческого мировоззрения в жизнедеятельности взрослого человека Ч. Ломброзо, Г. Олпорт, Р. Мэй, В.К. Шабельников, Д.А. Леонтьев, Н.М. Полуэктова и др.
Целостный подход, где формирование мировоззрения и его составляющих понимается как взаимодействие интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов в рамках целостной структуры личности, представлен в работах А.И. Липкиной, Н.А. Менчинской, Т.К. Мухиной, Г.М. Шакировой. Отдельные аспекты формирования творческого мировоззрения рассматривали Л.С. Выготский, В. Грулих, Б.И. Додонов, П. Хайду, К.В. Петров, К.Н. Вентцель и др. Важную роль проблемного обучения при формировании творческого мировоззрения отмечали Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.
Факторы, влияющие на развитие и проявление творческого мировоззрения, изучали Л.С. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Я.А. Пономарев, К.С. Ариети, А. Маслоу, К. Роджерс, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, Д.Б. Богоявленская, И.А. Сапогова, Й. Лингарт, Б.Ф. Сорокин, П. Торренс, А.В. Азархин, Ю.В. Янотовская, Т.И. Иванюк, Н.Н. Моисеев и др.
О творчестве в педагогической деятельности пишут А.Г. Казакова, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин, В.Г. Кузнецов, Л.С. Майковская, Э.Б. Абдуллин, А.И. Щербакова, В.Ф. Щербаков, Н.И. Никитина, Ю.В. Янотовская и др.
Значение культуры в раскрытии духовно-творческого развития человека описано в работах А.А. Аронова, А.И. Арнольдова, Л.С. Зориловой, И.Я. Лернера и др. О роли искусства при формировании творческого мировоззрения говорили Р.А. Верховодова, Б.М. Теплов и др. Развитие творческого мировоззрения студентов средствами арт-терапии описывали В.Л. Кокоренко, А.И. Копытин и др. О критериях сформированности мировоззрения говорили И.Я. Лернер, К.П. Шуртаков и др.
Несмотря на все многообразие мнений ученых, изученность данной проблемы остается не вполне ясной, возникает вопрос: как наиболее эффективно развивать творческое начало у будущих специалистов социально-культурной деятельности в современных условиях? В связи с этим в данной диссертации, творческое развитие осуществляется в процессе освоения психологии как науки, что практически не нашло отражения в исследованиях, связанных с профессиональной подготовкой специалистов социально-культурной деятельности.
Объект исследования профессиональная подготовка специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования – процесс творческого развития специалистов социально-культурной деятельности в ходе освоения психологии в вузах культуры и искусств.
Цель исследования – выявить теоретико-методологические основы творческого развития специалистов социально-культурной деятельности, разработать и апробировать наиболее эффективную экспериментальную методику в процессе их профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.
Задачи исследования:
уточнить сущность и содержание понятия «творчество»;
раскрыть психолого-педагогические особенности творческого развития специалистов социально-культурной деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств;
разработать и апробировать экспериментальную методику творческого развития у специалистов социально-культурной деятельности в условиях профессиональной подготовки в вузе;
дать сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики творческого развития специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс творческого развития у специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств будет более успешным, если в процессе исследования будут выявлены: сущность и содержание творчества, творческого развития; его психолого-педагогические особенности; будет разработана эффективная экспериментальная методика, состоящая из системы развивающих занятий в рамках курса «психология творчества», активизирующих творческую деятельность студентов, их взгляды и убеждения, отношение к людям, профессии, поведение, совокупность которых позволяет анализировать их мировоззрение, имеющее творческую направленность в процессе профессиональной подготовки.
Методологическую основу исследования составили философские концепции мыслителей Античности, среди них Платона и Аристотеля о единстве общего, особенного и единичного; о деятельности – как способе самореализации человека в труде и общении; о взаимосвязи теории и практики; о системном и аксиологическом подходе к исследованию педагогически управляемого процесса; особое значение имели идеи И. Канта и Г. Гегеля, раскрывших научные представления о понятиях «творчество», «творческое мировоззрение», «ценность»; представления о творческом развитии личности в трудах выдающихся педагогов прошлого К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, деятельностная концепция Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; система развивающего обучения Л.В. Лернера; исследования по проблемам творчества и творческого становления личности А.А. Аронова, Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томининой, Я.А. Пономарева и др.; идеи ценностного духовного становления личности А.И. Арнольдова, Д.С. Лихачева, Л.С. Зориловой, И.Я. Лернера и др.
Теоретические основы исследования опираются на идеи педагогики высшей школы, труды А.Г. Казаковой, И. Смирнова, концепции поликультурного образования И.А. Арабова, Б.М. Бим-Бада, В.С. Библера, интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса А.Я. Данилюк, В.А. Сластенина; концепции гражданского воспитания и образования А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Р.Г. Гуровой, Г.Н. Филонова; теория социализации личности Л.П. Буевой, А.В. Петровского, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Е.Н. Шиянова и др.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, методических документов, изучение педагогического опыта, индукции и дедукции, синтеза полученной информации, анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, педагогический эксперимент, систематизация и сравнительный анализ экспериментальных данных.
Базы исследования. Настоящее исследование проводилось в следующих вузах: Московском государственном университете культуры и искусств, Краснодарском государственном университете культуры и искусств и Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул).
В исследовании принимали участие 294 студента факультета социально-культурной деятельности. В эксперименте принимали участие 47 человек, в экспериментальной группе было 25 человек, в контрольной – 22 человека.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 года по 2012 год и имело три этапа.
Первый этап (2008-2009 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, культурологической, психолого-педагогической литературы, разработкой программы исследования. Этап включал изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблемам творческого развития личности, формирования творческого мировоззрения, совершенствования воспитательной деятельности специалистов социально-культурной деятельности в условиях профессионального образования; а также разработке категориального аппарата исследования, определения проблемы, цели, задач, объекта, предмета и гипотезы; уточнение методического направления, подборку инструментария исследования, наблюдение за профессиональной подготовкой в различных вузах, проведение опросов. На данном этапе использовались методы наблюдения, беседы, изучения документов, опросы, обобщения независимых характеристик, изучения передового опыта воспитательной деятельности педагогов высшей школы, направленных на выявление уровня творческого мировоззрения у студентов на всех базах исследования.
Второй этап (2010-2011 гг.) – проведение педагогического эксперимента. Он включал в себя изучение творческого развития личности испытуемых, анализ их творческого мировоззрения в процессе профессиональной подготовки в вузе. На основании полученных данных о творческом развитии студентов в контрольных и экспериментальных группах была разработана и апробирована экспериментальная методика.
На данном этапе использовались методы наблюдения, беседы, экспертных оценок, опроса, изучения результатов деятельности, рейтинга, педагогический эксперимент, статистической и математической обработки полученных данных.
Третий этап (2011-2012 гг.) – проведение обобщения, систематизации и обработки результатов диссертационного исследования; проверка эффективности всей работы в процессе сопоставления исходных, промежуточных и завершающих данных, характеризующих изменения уровней творческого развития, сформированности творческого мировоззрения у специалистов социально-культурной деятельности, обучающихся в экспериментальной и контрольной группах; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и практических рекомендаций; обоснование особенностей совершенствования профессиональной подготовки в вузах культуры и искусства; обсуждение полученных данных в форме докладов и образовательных лекций на конференциях, семинарах и совещаниях.
На данном этапе использовались методы анализа и оценки полученных данных, обобщения и распространения передового опыта преподавателей по творческому развитию у специалистов социально-культурной деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования:
уточнено понятие «творчество», которое рассматривалось как способ бытия, в котором личность создает новые материальные и духовные ценности, самостоятельно действует в ситуации неопределенности, а также развивает саму себя и окружающих; как активная созидательная деятельность, наполненная высоким духовно-нравственным смыслом, имеющая неповторимое инновационное содержание, присущее лишь конкретному специалисту; «творческое развитие» определялось системой взглядов и представлений, системой отношений и поведения личности, имеющих ценностное значение, в различных социальных условиях, совокупность которых представляло творческое мировоззрение будущих специалистов социально-культурной деятельности;
выявлены психолого-педагогические особенности творческого развития у специалистов социально-культурной деятельности в условиях профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств, которые заключаются в создании благоприятной развивающей среды, формировании внутренней мотивации студентов к творческой деятельности, использовании методов активного обучения, в демократическом стиле взаимодействия студентов и педагога, актуализации творческого мировоззрения самого педагога и др.;
разработана и апробирована экспериментальная методика, включающая будущих специалистов социально-культурной деятельности в активную учебно-творческую деятельность, опирающаяся на систему знаний в области психологических дисциплин, их интенсивное воспитательное воздействие, совокупность влияния которых позволяет изменить их творческое мировоззрение, а вместе с ним и способствовать творческому развитию в целом;
проведенный сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики формирования творческого мировоззрения у специалистов социально-культурной деятельности, позволил отметить, что активная творческая деятельность изменяет ценностные взгляды и представления личности, систему ее отношения к себе, к людям, к профессии, а в целом и к обществу, т.е. эффективно развивает творчески, формирует мировоззрение, а порой и существенно изменяет его.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении содержания понятия «творчество», психолого-педагогических особенностей «творческого развития», которые рассматривались в структуре профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Как показало данное исследование, творческое развитие личности многогранно и многоаспектно, оно проявляется в активной созидательной деятельности, в нашем случае, в активном профессиональном обучении, имеющем психологическую направленность, наполненную высоким ценностным, духовно-нравственным смыслом, имеющую неповторимое инновационное содержание, присущее лишь конкретному специалисту, изменяющую систему взглядов, представлений и убеждений, а также отношений и поведения личности в самых различных, не только учебных, но и жизненных ситуациях, т.е. постепенно совершенствующих творческое мировоззрение, являющееся показателем творческого развития.
В основе исследования – комплексный подход к проблемам профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств, который осуществляется в процессе их активной творческой деятельности, освоения психологических дисциплин в вузе. Благодаря этому у будущих специалистов социально-культурной деятельности более содержательным становится их мировоззрение, совершенствуются представления, взгляды, убеждения, изменяются их поступки. Кроме того, суждения по проблемам внутренней и внешней политики России становятся более глубокими и содержательными, политически более грамотными и зрелыми, постепенно знания перерастают в жизненные убеждения, сливаются с их чувствами и волей. У будущих специалистов социально-культурной деятельности появились умения и желания аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, необходимость совершенствовать свой профессионализм на должном общекультурном уровне.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики творческого развития личности, формирования творческого мировоззрения у будущих специалистов социально-культурной деятельности в процессе профессиональной подготовки, изучения психологических дисциплин в вузах культуры и искусств, активного участия в социально-психологических тренингах.
Полученные в процессе работы над диссертацией данные могут быть использованы в разработке учебных программ, в подготовке к практическим занятиям в вузах культуры и искусств, в разработке анкет, опросных листов, позволяющих выявить уровень творческого развития отдельной личности. Материалы, полученные автором, могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы в других диссертационных исследованиях, в проведении научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров и т.п.
Достоверность и обоснованность данных исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования, опирающихся на апробированные научные концепции ученых; целостным подходом к решению данной проблемы; разнообразием научных источников информации, адекватных его логике и научному аппарату. Репрезентативность результатов исследования обеспечивается масштабом и глубиной апробации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств, на научных семинарах, научно-практических конференциях. Материалы представлены в публикациях автора.
Выступления автора освещали актуальность исследования, его основные положения. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств.
Положения, выносимые на защиту:
-
«Творчество» способ бытия, позволяющий создавать новые материальные и духовные ценности, активная созидательная деятельность, имеющая эмоциональную окрашенность, раскрывающая внутренний потенциал личности, ее способности, стремления, интересы, наполненная высоким духовно-нравственным смыслом, имеющая неповторимое инновационное содержание, обусловленное возрастными и индивидуальными особенностями конкретной личности. Творческое развитие находит отражение в мировоззрении личности, в системе ее взглядов и представлений, имеющих духовные, нравственные и эстетические основы, определяется системой отношений и поведения личности в различных социальных условиях, а также в общей ценностной направленности интересов и устремлений личности, в уровне ее притязаний и престижных предпочтений.
-
Психолого-педагогические особенности творческого развития будущих специалистов социально-культурной деятельности заключаются в: создании благоприятной развивающей среды, формировании внутренней мотивации студентов к творческой деятельности, использовании методов активного обучения, в демократическом стиле взаимодействия студентов и педагога, актуализации творческого мировоззрения самого педагога, учет этих психолого-педагогических особенностей создает необходимые условия для повышения качества профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе.
-
Экспериментальная методика опиралась на систему знаний в области психологических дисциплин, систему заданий по психологии, тренинг личностного роста, совокупность влияния которых активизировала творческую деятельность будущих специалистов социально-культурной деятельности, что в результате позволило совершенствовать качество их профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.
-
Cравнительный анализ подтвердил эффективность экспериментальной методики творческого развития специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств, который показал: в процессе апробации методики было достигнуто значительное повышение уровня творческого мировоззрения в целом, а также ценностных взглядов и представлений, было сформировано качественно новое отношение к обществу, к себе, к людям, повысился интерес к обучению в вузе, приобретаемой профессии.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.