Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности Скрипина, Наталья Витальевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скрипина, Наталья Витальевна. Подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Скрипина Наталья Витальевна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/995

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития российского государства неоднозначен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы как неотъемлемой части социального организма в настоящее время осуществляется на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Эти преобразования изменили социальный заказ со стороны общества на социально-культурную деятельность. Ее суть и смысл в настоящее время должны заключаться в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах России. Все это актуализирует на общегосударственном уровне необходимость подготовки качественно нового поколения профессиональных кадров, в том числе режиссеров театрализованных представлений и праздников, для социально-культурной сферы.

Однако современная практика показывает, что многие режиссеры - выпускники вузов культуры и искусств не обладают достаточными знаниями и умениями в области социально-культурной деятельности, что снижает эффективность их труда при выполнении своих художественно-творческих, организационно-управленческих и научно-методических функций, приводит к разочарованию в собственной профессиональной деятельности. Поэтому в вузах культуры и искусств необходимо развивать такую социально-культурную среду, которая способствует созданию возможностей для всестороннего профессионального становления специалистов нового поколения.

Вместе с тем влияние социально-культурной среды на повышение качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности встречается как с объективными трудностями, так и субъективными проблемами. Среди них: недостаточное понимание современными педагогами роли социально-культурной среды вузов в профессиональном становлении будущих специалистов; слабое использование в педагогическом процессе национальных и региональных традиций социально-культурной деятельности; не всегда эффективная реализация интегративного подхода в преподавании специальных дисциплин; низкий уровень хореографической подготовки студентов; неразработанность педагогических условий, обеспечивающих эффективное влияние социально-культурной среды вузов культуры и искусств на повышение качества подготовки режиссеров к социально-культурной деятельности. Таким образом, в решении названных выше проблем нами усматривается социально-педагогический уровень актуальности проблемы исследования.

Анализ современных педагогических исследований свидетельствует об устойчивом интересе к рассматриваемой нами проблеме, которая относится к числу комплексных и является предметом изучения многих гуманитарных наук.

Развитию профессиональной подготовки студентов посвящены работы В.П. Беспалько, А.К. Громцевой, М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, Т.Н. Яковец и др. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы, новые технологии и методики, влияющие на повышение качества обучения и воспитания кадров в учебных заведениях культуры и

искусств, рассматриваются в трудах О.И. Маркова, В.П. Подвойского,

Т.Н. Рейзенкинд, П.А. Черватюка, Л.В. Шаминой и др.

Основные положения организации профессиональной подготовки режиссеров

представлены в работах К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, А.Д. Попова, В.Э.

Мейерхольда, А.Я. Таирова, Б.Е. Захавы и др. Технологии хореографической

подготовки студентов освещены в работах Р.А. Захарова, СП. Кузнецова,

В.Ю. Никитина, В.И. Панферова и др.

В исследованиях российских педагогов А.А. Богданова, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого и др. окружающая среда охарактеризована как существенный фактор становления личности. Особое внимание научной общественностью уделяется изучению роли среды в профессиональном образовании (A.M. Анохин, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.). Организация культурно-образовательной среды в вузах культуры и искусств представлена в трудах М.Г. Вохрышевой, И.И. Горловой, Е.Л. Кудриной, СИ. Курганского, Н.А. Паршикова, П.А. Подболотова, Е.А. Сергеева, Н.В. Суленевой и др.

Однако до настоящего времени в должной мере не изучены многие аспекты проблемы, связанные с использованием возможностей социально-культурной среды для повышения качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности. Этим может быть обозначен научно-теоретический уровень актуальности проблемы нашего исследования.

Эффективный процесс подготовки будущих режиссеров к социально-культурной деятельности в условиях креативной социально-культурной среды вузов культуры и искусств требует более качественного научно-методического сопровождения. Этим определяется третий уровень актуальности - научно-методический.

Анализ научной литературы, изучение практики работы вузов культуры и искусств позволил нам выделить ряд противоречий:

- социально-педагогического характера: между возросшей потребностью
общества в высококвалифицированных режиссерах театрализованных представлений
и праздников и не полностью реализованными потенциальными возможностями
вузов культуры и искусств в их подготовке;

-научно-теоретического характера: между богатым потенциалом уже имеющейся креативной социально-культурной среды вузов культуры и искусств и неразработанностью педагогических условий, позволяющих оптимизировать ее влияние на повышение качеств подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности;

- научно-методического характера: между высокими требованиями к
содержанию и уровню подготовки будущих режиссеров к социально-культурной
деятельности и недостаточным содержательно-методическим обеспечением
организации педагогического процесса, направленного на использование
креативного потенциала социально-культурной среды вузов культуры и искусств,
способствующего всестороннему профессиональному становлению будущих
специалистов.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании путей, обеспечивающих эффективное

влияние социально-культурной среды вузов культуры и искусств на повышение качества подготовки будущих режиссеров к социально-культурной деятельности.

Выявленные противоречия, наличие проблемы обусловили выбор темы исследования: «Подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности».

Объект исследования: профессиональная подготовка режиссеров

театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия оптимизации влияния социально-культурной среды вузов культуры и искусств на повышение качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное влияние социально-культурной среды вузов культуры и искусств на повышение качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования. Влияние социально-культурной среды вузов культуры и искусств на процесс подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности будет эффективным, если:

1) в качестве методологического основания решения проблемы использованы
ведущие положения управленческого подхода (принципы системности, целостности,
этапности, согласованности действий, единства влияния социальной, культурной и
образовательной среды, личностной взаимообусловленности и взаимопонимания),
позволяющие моделировать оптимальную социально-культурную среду вузов
культуры и искусств, приближенную к будущей самостоятельной профессиональной
деятельности студентов;

2) реализован комплекс педагогических условий, включающий:

организацию управления подготовкой студентов к социально-культурной деятельности, содержащего целеполагающий, содержательно-процессуальный и аналитико-корректирующий этапы, что способствует оптимизации влияния креативной социально-культурной среды на педагогический процесс в вузе;

формирование у студентов установки на активную познавательную деятельность в социально-культурной среде вуза, исходя из ценности выполняемых ею функций: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентировочной;

организацию педагогического процесса на основе осуществления интеграционных взаимосвязей специальных дисциплин, спецкурса «Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике» и вовлечения студентов в практическую деятельность во внешней социально-культурной среде вуза.

Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

  1. Рассмотреть методологические основания повышения качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности.

  2. Выявить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике педагогики.

  1. Уточнить сущность понятий: «социально-культурная среда вуза»; «профессионализм будущего режиссера театрализованных представлений и праздников»; «профессиональное самосознание студента - будущего режиссера».

  2. В ходе эксперимента проверить комплекс выявленных педагогических условий, обеспечивающий эффективное влияние социально-культурной среды вузов культуры и искусств на повышение качества подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности.

5. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по
совершенствованию подготовки режиссеров театрализованных представлений и
праздников к социально-культурной деятельности в условиях креативной социально-
культурной среды вузов культуры и искусств.

Методологическую основу исследования составили: теоретические разработки по проблемам методологии педагогики и теории содержания профессионального образования (С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков и др.); теории педагогических систем и технологий (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); психологические теории о роли деятельности в развитии личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория управления образованием (A.M. Баскаков, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, С.А. Репин и др.); управленческий подход (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, И.А. Зимняя, Т.С. Кабаченко, Р.Х. Шакуров, В.А.Якунин и др); теория установки (И.Г. Бжалава, А.С. Прангишвили, А.В. Петровский, Д.Н. Узнадзе и др.); культурологические и педагогические исследования: о месте и роли культуры в развитии общества и личности (М.А. Ариарский, Т.Н. Бакланова, И.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер и др.), о миссии социально-культурной деятельности в образовании личности (Л.С. Жаркова, Ю.А. Стрельцов и др.), о педагогическом влиянии среды на развитие личности (А. Дистервег, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, А.Д. Жарков, Т.И. Бакланова и др.); теории: театрального образования (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Б.Е. Захава и др.); театрализованных представлений и праздников (Д.М. Генкин, В.А. Триадский, О.И. Марков, И.Г. Шароев и др.).

Избранные методологические основания и поставленные задачи определили ход нашего исследования.

Эксперимент проводился на базе факультета театра, кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) и театрального отделения Челябинского колледжа культуры; отдельные положения проверялись в Ташкентском государственном институте культуры имени А. Кадыри. На различных этапах в нем участвовало 214 студентов, обучающихся по специальности № 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», и 9 преподавателей ЧГАКИ.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - подготовительный (2000-2001 гг.) - был связан: с анализом состояния рассматриваемой проблемы в научной литературе; с изучением педагогического процесса, содержания учебных планов и программ на режиссерских специальностях вузов, подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности; с формированием рабочей гипотезы, с определением цели, задач, базы

и программы исследования; с разработкой критериев и показателей оценки уровней
готовности будущих режиссеров к социально-культурной деятельности; с
проведением констатирующего эксперимента. На этом этапе использовались
следующие методы: анализ научной литературы, проведенных исследований,
имеющегося опыта по проблеме, констатирующий эксперимент, анкетный

опрос студентов, а также методы обобщения и абстракции.

Второй этап - экспериментальный (2001-2005 гг.) - включал решение следующих задач: проведение формирующего эксперимента; координацию, анализ и совершенствование деятельности преподавателей, участвующих в эксперименте. В качестве основных на данном этапе использовались следующие методы: формирующий эксперимент, анкетный опрос, беседы, анализ документов.

На третьем этапе - аналитико-результативном (2005-2008 гг.) - решались следующие задачи: систематизированы теоретическая и практическая части исследования; проведена обработка результатов, сформулированы основные выводы, апробировались результаты эксперимента в различных аудиториях; с учетом результатов эксперимента подготовлены и опубликованы методические рекомендации, учебная программа и учебное пособие по спецкурсу "Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике" для студентов режиссерских специальностей вузов культуры и искусств; завершено оформление диссертации. На данном этапе использовались такие методы, как анализ, обобщение, эксперимент, статистическая обработка количественных показателей, их наглядное представление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. В качестве методологического основания повышения качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности определены ведущие положения управленческого подхода (принципы системности, целостности, этапности, согласованности действий, единства влияния социальной, культурной и образовательной среды, личностной взаимообусловленности и взаимопонимания) применительно к рассматриваемому педагогическому процессу, позволяющие моделировать оптимальную социально-культурную среду вузов культуры и искусств, приближенную к будущей профессиональной деятельности студентов.

  2. Выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное влияние креативной социально-культурной среды вузов культуры и искусств на повышение качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности, включающий:

организацию управления подготовкой студентов к социально-культурной деятельности, включающего целеполагающий, содержательно-процессуальный и аналитико-корректирующий этапы, что способствует оптимизации влияния креативной социально-культурной среды на педагогический процесс в вузе;

формирование у студентов установки на активную познавательную деятельность в социально-культурной среде вуза, исходя из ценности выполняемых ею функций: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентировочной;

организацию педагогического процесса на основе осуществления интеграционных взаимосвязей специальных дисциплин, спецкурса «Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике» и вовлечения

студентов в практическую деятельность во внешней социально-культурной среде вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Уточнена сущность понятий «социально-культурная среда вуза»,
«профессионализм будущего режиссера театрализованных представлений и
праздников», «профессиональное самосознание студента - будущего режиссера»,
расширяющих научное представление о возможности использования потенциала
социально-культурной среды вузов культуры и искусств в процессе подготовки
режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной
деятельности и дополняющих понятийный аппарат педагогики социально-
культурной деятельности.

  1. Определены и охарактеризованы этапы управления процессом подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности в условиях креативной социально-культурной среды вузов культуры и искусств (целеполагающий, содержательно-процессуальный, аналитико-корректирующий), что конкретизирует теорию управления педагогическим процессом в части алгоритмизации управленческой деятельности преподавателей.

  2. Теоретически обоснованы критерии оценки уровней готовности студентов -будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-культурной деятельности (осознание студентами целей режиссерской деятельности; инновационный характер учебной деятельности; режиссерский стиль художественного мышления на основе владения формами хореографии; способность использования профессиональных знаний и умений в практической деятельности; самостоятельный перенос профессиональных умений в новую ситуацию).

Практическая значимость исследования состоит:

- в том, что предложенный комплекс педагогических условий, обеспечивающий
эффективное влияние креативной социально-культурной среды вузов культуры и
искусств на повышение качества подготовки режиссеров к социально-культурной
деятельности, может быть экстраполирован при соответствующей его адаптации на
другие учреждения культуры и искусства при подготовке
высококвалифицированных специалистов в области народного художественного
творчества;

- в разработке и внедрении научно-методического сопровождения
исследуемого процесса (программа и учебное пособие по спецкурсу «Прикладная
хореография в театрализованном представлении и празднике», научно-методические
рекомендации по совершенствованию подготовки студентов - будущих режиссеров
к социально-культурной деятельности);

- в разработке диагностической программы оценки уровней готовности
студентов - будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников к
профессиональной социально-культурной деятельности.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших исследований, в работе учебных заведений, готовящих кадры для сферы культуры и искусства, а также в системе повышения квалификации работников образования и культуры.

Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована представительной источниковой базой; обеспечена методологическим основанием, в качестве которого выступают ведущие положения управленческого подхода к педагогическому процессу в вузе; применением комплекса методов, адекватных

объекту, поставленным целям и задачам исследования, его логике; соблюдением требований к проведению эксперимента; экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытных данных; контрольным сопоставлением результатов исследования с массовой педагогической практикой; длительным и разносторонним опытом педагогической деятельности автора исследования в качестве старшего преподавателя кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ЧГАКИ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выбор в качестве методологического основания повышения качества
подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников к социально-
культурной деятельности ведущих положений управленческого подхода (принципов
системности, целостности, этапности, согласованности действий, единства влияния
социальной, культурной и образовательной среды, личностной
взаимообусловленности и взаимопонимания) применительно к рассматриваемому
педагогическому процессу позволяет моделировать оптимальную социально-
культурную среду вузов культуры и искусств, приближенную к будущей
профессиональной деятельности студентов.

  1. Профессионализм будущего режиссера театрализованных представлений и праздников может быть рассмотрен как уровень квалификации, характеризующийся наличием у специалиста профессиональных знаний (истории и теории режиссуры, драматургии и мастерства актера, особенностей режиссуры и драматургии праздничных действ, включающих разнообразные виды и жанры художественного творчества); умений (в яркой художественной форме создавать и реализовывать оригинальный режиссерский замысел постановки представления, празднества и других театральных форм); навыков (режиссуры и мастерства актера, применения разнообразных средств художественной выразительности при постановке театрализованных действ), позволяющих ему осуществлять свою социально-культурную деятельность на уровне современных требований театрального искусства и подтверждающих наличие у специалиста необходимых компетенций.

  2. Педагогическими условиями, которые могут обеспечить эффективное влияние креативной социально-культурной среды вузов культуры и искусств на подготовку режиссеров к социально-культурной деятельности, являются:

организация управления подготовкой студентов к социально-культурной деятельности, включающего целеполагающий, содержательно-процессуальный и аналитико-корректирующий этапы, что способствует оптимизации влияния креативной социально-культурной среды на педагогический процесс в вузе;

формирование у студентов установки на активную познавательную деятельность в социально-культурной среде вуза, исходя из ценности выполняемых ею функций: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентировочной;

- организация педагогического процесса на основе осуществления
интеграционных взаимосвязей специальных дисциплин, спецкурса «Прикладная
хореография в театрализованном представлении и празднике» и вовлечения
студентов в практическую деятельность во внешней социально-культурной среде
вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались: на заседаниях кафедры

режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств (2000-2008 гг.), кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ (2002-2008 гг.), кафедры постановки театрализованных представлений Челябинского колледжа культуры (2002-2008 гг.), на межвузовских и международных научно-практических конференциях (Москва (2002 г.), Санкт — Петербург (2000 г.), Минск (2008 г.), Ташкент (2007 г.), Челябинск (2000-2008 гг.), на научных семинарах в Институте педагогических исследований ЧГАКИ (2000-2008 гг.). Результаты исследования применяются в процессе профессиональной подготовки студентов в Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинском колледже культуры; отдельные положения проверялись в Ташкентском государственном институте культуры имени А. Кадыри (подтверждено справками о внедрении результатов исследования).

База исследования. Педагогический эксперимент проводился в Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинском колледже культуры, отдельные положения проверялись в Ташкентском государственном институте культуры имени А. Кадыри. В эксперименте приняли участие 214 студентов и 9 преподавателей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (305 наименований); содержит 15 таблиц.

Похожие диссертации на Подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств к социально-культурной деятельности