Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе 9
1.1. Ретроспективный анализ подготовки в России студентов, будущих учителей труда (технологии), к работе в школе 9
1.2. Дизайн как один из видов профессионально-художественной деятельности в школе 28
1.3. Возможности подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе 52
Выводы по главе 1 82
Глава 2. Опыт подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе 88
2.1. Варианты подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе, выявление педагогических условий и критерий оценки профессионально-художественного становления студентов 88
2.2. Общий замысел и ход опытно-экспериментальнеой работы 103
2.3. Оценка результатов подготовки студентов к профессионально-художественной деятельности в школе 121
Выводы по главе 2 159
Заключение 163
Библиография 172
Приложение 186
Содержание приложения 186
- Ретроспективный анализ подготовки в России студентов, будущих учителей труда (технологии), к работе в школе
- Дизайн как один из видов профессионально-художественной деятельности в школе
- Варианты подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе, выявление педагогических условий и критерий оценки профессионально-художественного становления студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения, имеющие место в политической
и социально-экономической сферах российского общества, неизбежно отражаются и на стратегии школы и, соответственно, системе профессиональной подготовки в вузе.
Переход средней общеобразовательной школы на обучение интегрированной образовательной области «Технология», объединяющей техническое, трудовое и художественное образование по дизайну, создал противоречия между содержанием традиционной подготовки учителя трудового обучения и новыми требованиями, предъявляемыми к учителю технологии, способного решать вопросы проектирования и художественного конструирования.
Как показал анализ литературы, наметились противоречия и между необходимостью дизайнерского обучения студентов факультета технологии, и возможностями педагогической практики в направлении их подготовки к профессионально-художественной деятельности в школе.
Отсюда актуальность исследования заключается в острой необходимости подготовки средствами дизайна будущих учителей технологии, не имеющих художественного начального образования, к профессионально-художественной деятельности учителя в школе, где будущие учителя выступали бы как организаторы художественно-трудового обучения нового типа и как организаторы пространственной среды школы, способные в ее условиях решать интегрированные задачи, соответствующие времени и научно-техническому прогрессу.
Поворот общеобразовательной школы к целостному развитию личности учащихся потребовал изменений в подходе к целям, содержанию и организации учебной работы студентов в высшей школе и перепрофилирования деятельности соответствующих кафедр педагогических вузов, модернизации учебных планов, пересмотра специализации
выпускников, введения новых предметов, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих учителей технологии. Поэтому, с учетом выявленного противоречия, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе?
Объект исследования: Профессиональная подготовка в педагогическом вузе будущих учителей технологии.
Предмет исследования: Подготовка в педагогическом вузе будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе.
Цель исследования: Выявление педагогических условий подготовки в педагогическом вузе будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе.
Гипотеза исследования: Подготовка студентов, будущих учителей технологии, в педагогическом вузе к профессионально-художественной деятельности в школе станет успешной, если она будет:
- ориентирована на развитие творческих способностей студентов, на
понимание ими художественных ценностей, на развитие у их
художественно- педагогических умений;
- учитывать особенности студентов, не имеющих художественного начального
образования;
- направлена на развитие художественной позитивной мотивации к овладению
профессионально-художественной деятельностью;
включать в себя художественное проектирование и конструирование, компьютерный дизайн, педагогическое проектирование художественно-трудовой деятельности, методику обучения дизайна;
осуществляться разнообразными формами и методами организации учебной
деятельности;
реализована преподавателем, который будет готов к ее осуществлению и
сотрудничеству со всеми участвующими в этом процессе. В ходе исследования решались следующие задачи:
провести ретроспективный анализ подготовки учителей труда (технологии) в педагогических вузах России;
раскрыть сущность дизайна как профессионально-художественной деятельности;
выявить возможность подготовки учителей технологии к художественно-профессиональной деятельности в школе;
экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешность подготовки будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе;
- оценить результаты опытной работы по подготовке студентов к
профессионально-художественной деятельности в школе.
Методологическую основу исследования составили: положения теории деятельности, ориентирующие на необходимость развития художественной мотивации; системный подход в подготовке студентов к дизайнерской деятельности и личностно-деятельностныи подход к рассмотрению психических явлений, связанных с овладением профессионально-художественной деятельностью.
В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы; включенное наблюдение; диагностика профессиональной мотивации учения; изучение продуктов деятельности студентов; сравнительный анализ динамики профессионально-художественного развития будущего учителя.
Этапы исследования:
Первый этап - 1995-1996 г., изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, формирование концепции исследования.
Второй этап - 1996-1998 г., ретроспективный анализ подготовки студентов педагогических вузов, будущих учителей труда (технологии) к
б профессиональной деятельности.
Третий этап - 1998-2001г., формирующий: разработка, апробация и корректировка обучающих программ профессионально-художественной деятельности, изучение мотивации студентов и качества учебных работ, выполненных ими в процессе учебной деятельности.
Четвертый этап - 2001-2002, обобщающий: проанализированы и сформированы итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, оформлены исследовательские материалы.
На защиту выносятся следующие положения:
современный учитель технологии — это специалист, владеющий многообразными средствами трудового обучения, художественного проектирования и конструирования, компьютерным дизайном, педагогическим проектированием художественно-трудовой деятельности и методикой обучения дизайну, способный создавать пространственную среду развития школьников;
профессионально-художественная деятельность выступает, во-первых, как деятельность художников разных профилей, предполагающая профессиональное обучение, во-вторых, как педагогическая деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для художественного образования, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора им возможностей для творческого самовыражения, и на организацию пространственной среды школы;
дизайн, как сложный междисциплинарной вид познавательной, художественной, проектной и творческой деятельности студентов, влияет на развитие их творческих и художественных способностей и интересов, способствует формированию профессионально важных качеств будущего учителя технологии для работы в школе;
педагогические возможности дизайна в подготовке будущего учителя
технологии к профессионально-художественной деятельности в школе
реализуются, если программа этой подготовки будет:
- ориентирована на развитие творческих способностей студентов, на
понимание ими художественных ценностей, на развитие их
художественно- педагогических умений;
- учитывать особенности студентов, не имеющих художественного начального
образования;
- направлена на развитие художественной позитивной мотивации к овладению
профессионально-художественной деятельностью;
включать в себя художественное проектирование и конструирование, компьютерный дизайн, педагогическое проектирование художественно-трудовой деятельности, методику обучения дизайна;
осуществляться разнообразными формами и методами организации учебной
деятельности;
- реализована преподавателем, который будет готов к ее осуществлению и
сотрудничеству со всеми участвующими в этом процессе.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования, с одной стороны, дополняют существующие научные знания о подготовке специалистов в области профессионально-художественной деятельности по изобразительному и неизобразительному искусству, а, с другой стороны, кардинально меняют взгляды на подготовку по пластическому (пространственному) искусству в вузе студентов нехудожественных факультетов, которые не имеют художественного начального образования.
Научная новизна результатов исследования состоит в том что: - выделены характеристики образа современного учителя технологии;
уточнено понятие «профессионально-художественная деятельность учителя»;
выявлены возможности дизайна в профессиональном становлении учителя технологии;
обоснованы условия реализации педагогических возможностей дизайна, включенного в систему подготовки учителя технологии;
установлены особенности и типичные затруднения в подготовке будущих
учителей технологии к профессионально-художественной деятельности. Достоверность научных результатов обеспечивается четкостью
выбранных методологических позиций; использованием соответствующих
методов, адекватных научным целям и задачам исследования;
продуманностью и последовательностью опытно-экспериментальной работы. Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, раскрывающих педагогические условия, пути и совокупность приемов осуществления профессионально-художественной подготовки в вузе для студентов, не имеющих художественного начального образования, к работе в школе; в разработке образовательных программ по рисунку, основам дизайна, дизайна объектов труда и интерьеров в профессионально-художественной подготовке учителей технологии, утвержденных и одобренных Министерством образования Российской Федерации.
Внедренные результаты данного исследования используются автором в работе со студентами РГПУ им. А.И.Герцена, Академии сервиса и экономики в г. Санкт-Петербурге, г. Калининграде, г. Советске.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на: кафедре дизайна ФТиП и совете факультета; на семинаре аспирантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена; в тезисах и докладах на конференциях в РГПУ им А.И.Герцена в С-Петербурге, 1995 г., С-Петербурге (1-3 февраля 1996 г.); в г. Мозыре (27-29 мая 1996 г.), г. Екатеринбурге (26-28 ноября 1996г.), г. Брянске 13-16 мая 1997 г.); г. Ульяновске (23-26 мая 1997 г.), г. Туле (8-10 апреля 1997 г.), г. Нижним Новгороде (1997 г.); г. Новгороде (28-31 января 1998 г.); на страницах газеты «Педагогические Вести» № 15-16 (С-Петербург, 1998 г.); Первой Всероссийской конференция «Дизайн в России: проблемы теории и практики в С-Петербурге (9-Ю декабря 1998 г.); г. Пушкин, 24-25 апреля 2001 г)., г. Архангельске ( февраль, 2002 г.), г. Москва (октябрь 2002 г.).
Ретроспективный анализ подготовки в России студентов, будущих учителей труда (технологии), к работе в школе
Как известно, освоение объективной действительности может осуществляться тремя путями:
-рационалистически - через совокупность научных знаний;
-эмоционально-образно - посредством искусства;
-эмпирически - на базе практической деятельности.
Однако, в процессе общественно-исторического развития научные достижения (открытия, изобретения, технический прогресс) занимали все больший удельный вес в подготовке новых поколений к реалиям жизни. Социально-экономическая и политическая ситуация, вхождение в рыночные отношения страны, изменение системы профессионального образования и требований социального заказа, ориентировавших молодых специалистов, учителей труда, на определенную подготовку кадров для промышленности и сельского хозяйства, также являлись причиной изменения взглядов на качество подготовки студентов, будущих учителей технологии, для работы в школе.
Искусству и практической деятельности отводилось все меньше времени и места в процессе обучения детей. Например, в советской школе предметы художественно-эстетического цикла занимали третьестепенное место.
Так, провозглашенный в свое время с позиции здравого смысла «культ знаний», способствовал созданию и укреплению сциентической парадигмы образования, приводившей к одностороннему (в основном -интеллектуальному) развитию школьников.
Такое наполнение содержания образования порождало два взаимосвязанных недостатка современного образования:
-обедняло представления развивающейся личности учеников о богатстве и многообразии жизни;
-не обеспечивало полноценного развития эмоционально-чувственной сферы личности детей.
Анализ состояния педагогической деятельности учителей, закончивших факультет технологии более пяти лет назад показал, что они на уроках «Технология» в школе практически не касаются аспектов технической эстетики или же освещают их формально.
Например, сообщают, что изготавливаемая вещь должна быть красивой, с гармонично подобранными цветовыми отношениями, элементами декорирования и т.д. не раскрывая способов и приемов композиционного построения объекта и этапов его художественного проектирования. При таком обучении интеграция труда и искусства при обучении школьников не происходит, и даже межпредметные связи осуществляются в такой подготовке слабо.
Учителя объясняют данный факт слабыми знаниями и практическими умениями в области дизайна и полным отсутствием знаний в области компьютерного дизайна.
Анализ профессиональной подготовки студентов на факультете до реформирования показал, что обучение студентов по дизайну носило ознакомительный характер, слабо направленный на использование полученных знаний в школе, так как они не были включены в школьную программу.
Подтверждалось это и тем, что предметы и изделия, экспонируемые на выставках в кабинете «Технологии» не соответствовали художественным требованиям (слабая цветовая подборка тканей, беспомощное композиционное и стилевое решение изделий и др.). Все это - свидетельство невысокого эстетического вкуса и недостаточных практических умений в художественном конструировании у учителей. Отсюда руководство обучением детей в школе на уроках обслуживающего труда (технологии) носило утилитарно-примитивный характер, не вызывая у учениц заинтересованности в изучении этого учебного предмета.
К недостаткам этого периода следует отнести и отсутствие необходимых: а) наглядных пособий, развивающих художественно-проектную и художественно-конструкторскую деятельность учащихся; б) методических рекомендаций для профессиональной деятельности в области дизайна; в) полноценных учебников, представляющих системные научные знания в области дизайна и технологии на интегрированной основе; г) разработок по методическим и педагогическим аспектам преподавания дизайна в школе.
Подтверждает это и выборочный анализ учебников по «Технологии» за последние 10 лет. Так, в учебнике «Трудовое обучение 7 класса» 1990 года под редакцией П.Р.Атутова и В.А.Полякова раздел технической эстетике вообще не представлен, как и в учебном пособии для учащихся пятого класса «Домоводство и обучающий труд» 1996 года под редакцией Ю.И. Смирнова.
В учебнике «Технология» для учащихся пятого класса общеобразовательной школы 1997 года под редакцией В.Д.Симоненко раздел по художественному проектированию дан формально, без учета возрастных особенностей пятиклассников. Например, учащимся предлагается разработать творческий проект на тему «Эскиз интерьера кухни». По исследованиям ученых пространственное мышление у детей развивается с 13-14 лет и такая тема как разработка интерьера для пятиклассников 10-11 лет непосильное задание. Рисунки и чертежи учащихся носят примитивный характер, так как в учебнике раздел эскизирования не представлен для изучения.
Дизайн как один из видов профессионально-художественной деятельности в школе
В.Г.Власов рассматривает художественную деятельность как наиболее общее понятие, обозначающее творческую активность человека, направленную на создание художественных образов в любой форме. Художественная деятельность - часть культуры, способ художественной деятельности - искусство [35 , с.238] .
В новейшем философском словаре термин искусство приводится в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, развитие знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений [131,с.284]. В последнее время появилась еще одна промежуточная трактовка искусства - деятельность по «законам красоты».
Определяя смысл искусства, мы обнаружили, что теоретики на протяжении всей истории эстетической мысли шли двумя путями. Одни были убеждены, что «тайна» искусства состоит в какой-то одной его способности, одном признании и назначении - либо в познании реального мира, либо в созидании мира вымышленного, идеального, либо в выражении внутреннего мира художника, либо в организации общения людей, либо в самоцельной, чисто игровой активности.
Другие исследователи пришли к выводу, что каждое из подобных определений абсолютизирует какие-то одни присущие искусству качества, но игнорируют иные. Утверждая многомерность, разносторонность искусства и описывали его как набор различных качеств и функций. Но при этом неизбежно утрачивалась целостность искусства, и оно представало в виде суммы разнородных свойств и функций, способ объединения которых в единое, качественно своеобразное целое оставалось непонятным.
Современная наука ищет решение этой задачи на пути преодоления как различных односторонних, так и плюралистических истолкований природы искусства на основе диалектико-материалистическои методологии и принципов системного исследования.
Модель художественной деятельности принято рассматривать как специфическую систему, состоящую из трех звеньев - художественное творчество, художественное восприятие и художественное произведение.
Интересную концепцию художественной деятельности предложил М.С.Каган. Каждый вид деятельности, по его мнению, предполагает особую активность, эксплуатацию определенных психических свойств: преобразование, созидание, творчество, связанное с духовным становлением; познание, прежде всего, обеспечивающееся интеллектом человека; ценностно-ориентировочная сторона деятельности опирающаяся на идейно-нравственные установки, общение - на культуру чувств. Предложенной в свое время системой из четырех функций деятельности в последнее время дополнено М.С.Каганом функцией художественной деятельности [81]. Овладение языком «второй действительности», - есть развитие способности постоянно воспринимать отображенную искусством жизнь (либо творить искусство), что позволяет субъекту комплексно осваивать окружающую действительность, и целостно развивать свой духовный мир, обогащая, тем самым, социальный опыт, представляющий некую синтезированную способность к познанию, созиданию, обогащению, ориентации в ценностях, и являющуюся выражением художественной культуры человека. Очевидно, это и можно считать пятым видом художественной деятельности по М.С.Кагану.
По его мнению, художественная деятельность должна рассматриваться с учетом взаимопроникновения систем «субъект - объект» и «личность общество», ведь искусство органически сочетает в себе гносеологические и с социально-психологические параметры.
В отличие от М.С.Кагана Л.Н.Столович выделяет шесть видов художественной деятельности:
1. Познавательная деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху
2. Преобразовательная деятельность, состоит в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе, как природный материал, так и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя даже пространственно-временные связи для выражения авторской концепции.
3. Воспитательная деятельность художника также проявляется в социально-личностном плане, поскольку он стремится воздействовать на духовный мир -тех, кому адресуются его произведения.
4. Оценочная деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироотношение, отражая явления действительности сквозь призму свих идеалов, вкусов, интересов, потребностей.
5. Коммуникативная деятельность, предполагающая прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения, которое осуществляется через использование автором сложившейся в каждом виде искусства знаковой, семиотической системы.
6. Игровая деятельность как самостоятельный элемент целостной системы художественной деятельности. Хотя все виды деятельности в процессе создания произведения искусства взаимосвязаны друг с другом, они выражают раз- личные стороны и элементы ее психологической структуры личности художника: интеллекта, доминирующего в познавательной деятельности, эмоции - в оценочной, воображения - в преобразовательной [190].
Варианты подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе, выявление педагогических условий и критерий оценки профессионально-художественного становления студентов
В целях улучшения профессиональной подготовки учителей трудового обучения в общеобразовательных школах Министерство образования рекомендовало постепенно вводить преподавание технологии во всех О.У., обеспечивая более емкое интегрированное содержание учебно-воспитательной работы. Эту задачу, в конкретных регионах, могут решать учителя нового предмета технологии, синтезируя знания и умения по дизайну, ДГТИ и графике, обогащая определенный уровень художественной подготовки, как одного из путей образного освоения действительности, вызывая и укрепляя интерес обучения трудовым процессам. Следовательно, необходима была модернизация не только педагогической, но и предметно-специальной подготовки студентов ФТиП РГПУ им. А.И.Герцена, а также на аналогичных факультетах вузов страны.
В тот период педагогические вузы страны претерпевали серьезные трудности, связанные с подготовкой выпускников к профессионально-художественной деятельности. Как отмечалось на Международных конференциях по образовательной области «Технология» в январе 1998 года в г. Новгороде и в 2001 году в Санкт-Петербурге: в большинстве регионов отсутствовали квалифицированные кадры по преподаванию дизайна, без которых модернизация трудового обучения детей в школах невозможна.
Для преодоления сложившегося противоречия учителя нового профиля должны были иметь фундаментальную подготовку по художественной деятельности, содействуя целостному развитию личности школьников.
Было установлено, что в содержании новой образовательной области «Технология» отчетливо проявляются идеи ее гуманистической ориентации, связанные с усилением общекультурной, социально-трудовой, мировоззренческой составляющих в целостном педагогическом процессе.
Принципиальной проблемой успешного реформирования подготовки учителей нашего профиля являлась разработка новой организации профессиональных занятий, интегрирующих профессиональные знания и умения, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в области собственно трудового обучения, черчения, дизайна.
Основой создания педагогической системы технологического профиля стали общедидактические принципы целостности, вариативности, дополняемости, непрерывности, интегративной достаточности.
Все это потребовало существенной реорганизации в профессиональной подготовке учителей соответствующей инновационным моделям учебного процесса, имеющих интегрированное содержание, включающее труд, черчение, дизайн. Как показало предварительное изучение, эта сторона проблемы в силу объективных причин осложнялось рядом трудностей.
Например, подготовка преподавателей дизайна в нашей стране никогда не осуществлялась и психолого-педагогические аспекты такой подготовки не разрабатывались, что, в конечном счете, обедняло уровень преподавания обслуживающего труда с опорой на дизайн, как в вузах, так и в общеобразовательных учреждениях, снижая творческий потенциал, не только студентов, но и школьников.
В то же время, проведенное нами пилотажное изучение показало, что дизайн, как учебный предмет, создает благоприятные предпосылки культурной идентификации личности студентов.
Технология, как часть дизайн-творчества, является узконаправленной на рациональное овладение культурно-трудовыми процессами, а термин «дизайн» является более емким, что принципиально важно для улучшения профессиональной подготовки студентов.
В связи с переходом на многоуровневую дифференцированную систему подготовки специалистов, педагогические университеты ввели в учебный процесс обязательный предмет «Дизайн». С учетом этих нововведений в РГПУ им. А.И.Герцена также разрабатывается и апробируется новый учебный план.
Следует особо отметить, что на факультете «Технологии и предпринимательство» нашего университета создана кафедра дизайна, пока одна из немногих в педагогических вузах России. Назначение этой кафедры обеспечить освоение ряда дисциплин по подготовке учителя по двум специальностям: организатора и руководителя технического и декоративно-прикладного творчества и специалиста по технологии обработке конструкционных материалов.
Сложилась типичная ситуация, при которой подготовка вузовских специалистов для общеобразовательных школ отставала от современных требований научно-технического процесса.
Изучение литературы по проблеме подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-художественной деятельности в школе, показало ее фрагментарность не дающую целостного представления о содержании, принципах, формах построения программы учебного процесса и методиках его осуществления.
Похожие диссертации на Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе (На материале факультета "Технологии и предпринимательства")