Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Горбенко Марина Георгиевна

Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах
<
Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горбенко Марина Георгиевна. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах : 13.00.08 Горбенко, Марина Георгиевна Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах (Из опыта российского и международного образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2006 199 с. РГБ ОД, 61:06-13/1802

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСАХ МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ 16

1.1. Исследовательские умения и навыки как психолого - педагогическая проблема 16

1.2. Исследовательская деятельность учителя МХК и музыки (вопрос о профессиональной подготовке современного педагога) 35

1.3. Учитель и ученик в процессе формирования исследовательских умений и навыков: проблема межличностной коммуникации в условиях исследовательской деятельности 54

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КАК НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 82

2.1. Организационно-методические основы развития исследовательских умений и навыков: моделирование системы исследовательской культуры (на примере Московской экономической школы) 82

2.2. Научно-методические принципы формирования исследовательской культуры в преподавании МХК и музыки: программы, стандарты, технологии 104

2.3. Практика оценивания исследовательских умений и навыков. Ход и результаты экспериментального исследования: опыт международной экспертизы 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 159

ПРИЛОЖЕНИЕ 175

Введение к работе

Реформа системы образования и воспитания явилась закономерным итогом масштабных социально- экономических и духовно-культурных процессов, происходящих в современной России. Настоящие изменения затронули все сферы жизни человека, выдвинув совершенно иные требования к его личностным и профессиональным качествам. Важно понимать, что в ситуации реформирования образовательной системы основой развития личности может быть лишь сам процесс познания (преобразованный, модифицированный), и он доступен только высокообразованному обществу. Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что развитие образования в стране - это не только вопрос престижа государства, но и задача общенациональной значимости: «В мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест. Оно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации» 1 и далее: «...убежден, нельзя относится к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» 2.

Российская педагогическая наука находится сегодня в эпицентре государственной политики преобразования общества, активно участвуя в формировании социо-культурной среды посредством создания новых теоретических и практических моделей в системе образования и воспитания молодого поколения. На первый план в процессе модернизации образования выдвигается идея качественного образования, владеющего инновационными технологиями российского и международного образовательного сообщества.

1 См. официальный веб-сайт Президента Российской Федерации по адресу http:
events/284.html.

2 Там же.

Интерес к международному образованию в целом (в силу общей глобализации мирового пространства образования и просвещения) и его отдельным звеньям (организации образовательного процесса в вузах, специализированных колледжах, школах) значительно возрос в последнее время в России. Заметно активизирована интеграция системы российского вузовского образования в «Болонский процесс», призванный развивать образовательные стандарты в странах Евросоюза и способствовать расширению взаимодействия высших учебных заведений различных стран мира. Для этого многое в системе образования должно быть адаптировано к мировым стандартам. При этом речь идет не только об изменениях качества российского образования (оно признано в мире достаточно высоким). Основной целью Болонской программы является обеспечение единого образовательного пространства для студентов Европы и мира, повышение мобильности учащихся и усиление конкурентоспособности вузов. Для этого необходимо обеспечение совместимости российской системы обучения с европейской и мировой, а также унификация контроля качества знаний и аттестации высшего образования. В мире оно трехуровневое. Первый уровень обучения (бакалаврский) опирается на прочный фундамент -систему международных школ. Организация, объединяющая в единую систему международные школы (The International Baccalaureate Organization -IBO), была основана в 1968 году. В настоящее время она объединяет 1.433 школы мира, 117 стран мира, в ней обучаются более 200.000 студентов.

Россия делает первые шаги в мировое образовательное сообщество, и Москва в этом процессе безусловный лидер. Публикации правительства РФ, Москвы, Московского комитета образования также подчеркивают в качестве приоритетных проблем реформирования - развитие индивидуальных способностей каждого учащегося и освоение требований международного обучения. В качестве основных задач выделяются:

формирование целостного, гармоничного мировоззрения,

активизация исследовательской деятельности и социальной

активности студента,

использование в обучении опыта не только российского, но и

международного образования 3. В центре концепции международного образования - феномен исследования. Он организует весь образовательный процесс и во многом определяет обновление составляющих его элементов: содержания образования, его структуры, педагогических технологий, материально-технической базы, системы управления и подготовки кадров и т.д. Новации в данном контексте ясно проявляются и в гуманитарном звене образования, в котором исследовательские технологии являются основополагающими от начального до завершающего этапов обучения. Предметы искусства в международных школах являются важнейшей частью образовательных программ, они не прерываются в 5-7 классах и не переводятся в дополнительные и внеурочные часы, а логически завершаются в старших классах. Занятия по музыке, к примеру, в 10 классе, соответствуют уровню требований старших классов российских музыкальных школ с активным использованием таких форм заданий как анализ, исполнение и сочинение музыкальных композиций.

Данная ситуация вскрывает несостоятельность традиционной системы образования, ориентирующейся на передачу студентам и школьникам определенной суммы знаний. Реалии жизни, осваивающей лучший опыт российского и международного образования, изменяют концептуальное ядро педагогической теории и практики: главным в процессе обучения становится передача студентам и ученикам определенной системы ценностей, развитие способностей критического, исследовательского, творческого мышления и, как следствие, необходимость формирования исследовательских умений и навыков.

В настоящей работе формирование исследовательских умений и навыков рассматривается в теоретическом и практическом аспектах на

з Москва на пути к культуре мира. Московское образование (International education culture of peace II Сб. документов и материалов. - М.: Школьная книга, 2000.

примере курсов Мировой художественной культуры и музыки в международной школе - Московской экономической школе. Стратегия обучения в этом образовательном учреждении разработана в соответствии с содержанием программы Международного Бакалавриата и базисным учебным планом российской школы. Одна из главных позиций школы - не противопоставление или конкуренция с существующими образовательными концепциями, а преодоление унификации, создание альтернативности в системе, в частности, художественного образования, обеспечение для каждого желающего широких возможностей в выборе пути к познанию мира через искусство. Проблема развития исследовательских умений и навыков связана с требованиями международного образования, в которых с особой настойчивостью подчеркивается приоритетность исследовательских технологий. Именно феномен исследования позволяет моделировать целостную систему исследовательской культуры и выстроить иерархические ступени ее функционирования: от урока до Детской научной школы.

Настоящая диссертационная работа посвящена проблеме подготовки учителей мировой художественной культуры и музыки, владеющих инновационными технологиями российского и международного образования. Многолетний опыт автора диссертации в качестве преподавателя мировой художественной культуры и музыки привел к необходимости теоретического осмысления и выработки педагогической стратегии процесса обучения, принципов формирования исследовательских умений и навыков на уроках искусства.

Подчеркнем, что главная цель процесса образования и воспитания -формирование личности человека - совпадает с важнейшей функцией культуры - человекотворческой. Ценности культуры, ее жизненные смыслы транслируются системой образования, осваивающего новые педагогические идеи. В структуре гуманитарного обучения предметы «Мировая художественная культура» и «Музыка» имеют давние образовательные традиции, выполняют важную роль общекультурного, интеллектуального и эстетического развития учащегося. За последнее время опыт преподавания

настоящих дисциплин неоднократно подвергался теоретическому осмыслению. Особенности преподавания мировой художественной культуры в школе были обобщены в ряде учебных программ, методических рекомендациях, среди которых следует отметить программы Л.М. Предтеченской, Ю.А. Солодовникова, Л.В. Пешиковой, программу для старших классов под редакцией В.Г. Маранцмана и др. Проблемы теории и практики преподавания МХК нашли отражение в трудах Л.Г. Емохоновой, М.А. Гузик, А.В. Копыловой, A.M. Малюкова, Л.А. Рапацкой, Н.А Фоминой, М.А.Фоминовой и др. Опыт преподавания музыки, опираясь на концепцию музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, активно развивается в исследованиях по музыкальной педагогике Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, Е.Д. Критской, Л.В. Школяр и многих других музыкантов-педагогов.

Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует, что проблема формирования умений и навыков исследования, связанная с вопросами развития мышления, теории мыслительной деятельности, привлекала многих исследователей и весьма актуальна. Существуют целостные теории мыслительной деятельности: ассоциативная, логическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн), деятельностная теория мышления (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Среди значимых для нашей работы - научная концепция психологического основания творческой деятельности Л.С. Выготского, А. Л. Готсдинера, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, семиотические аспекты художественной коммуникации Р. Барта, Ю.М. Лотмана, социологические идеи А. Моля, К. Ясперса, А.Н. Сохора, возрастной психологии Д.И. Фельдштейна и др. Для педагогической науки остаются актуальными идеи А.В. Бакушинского, К.М. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Психолого-педагогические аспекты занимают в исследовании особое место в связи с разработкой теории развивающего обучения, акцентирующего образовательную сверхзадачу:

переведения всего школьного образования на уровень современного научно-теоретического мышления, воспитания «умения учиться».

Научной базой для психолого-педагогических исследований

послужили философские труды, в которых проблема мышления рассматривается с позиции взаимосвязи мышления и бытия (B.C. Библер), соотношения эмпирического и теоретического опыта (А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин), с точки зрения диалектической логики (Ф. Энгельс, Г.В.Ф. Гегель, Н.А. Бердяев, Ю.А. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, С.Х. Раппопорт и др.).

Культурологический и искусствоведческий аспекты воспитания и развития личности отражены в трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана,. С.Н. Иконниковой, Н.И. Киященко, Е.П. Львовой, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко Е.М. Торшиловой,. Эти работы дали возможность представить генезис искусства и процесс его эволюции как процесс духовного становления личности.

Понятно, что без искусствоведения и музыковедения невозможно исследовать вопросы организации образовательного пространства на занятиях по мировой художественной культуре и музыке. Принципы и методы преподавания данных курсов, общие вопросы теории и практики искусства разрабатываются рядом исследователей, среди них: Е.А. Бодина, М.А. Гузик, Г.И. Данилова, О.А.Жукова, Н.Б. Крылова, А.Н. Малюков, Л.В. Пешикова, ВТ. Ражникова, В.А. Школяр. Интегративные аспекты обучения рассматриваются в работах ученых-специалистов: Б.П. Юсова, Л.Г. Савенковой, Н.И.Шишлянниковой, Е.П. Кабковой и др.

Исследованием музыкального мышления: его художественно-образной

природы, интонационной сущности, структуры художественного образа,

соотношения эмоционального и рационального начал, разработкой

категориального подхода занимались ведущие ученые в области

музыкальной педагогики, психологии и музыкознания (Б.М. Теплов, Е.В.

Назайкинский, И.А. Котляревский, Ю.Н. Pare, И.В. Способин, Б.Л. Яворский,

Р.Н. Берберова, С.С. Скребков, В.В. Протопопов и др.). Вопросы

музыкальной методологии, рассматриваемые в трудах Б.В. Асафьева,

В.В.Медушевского, Л.А. Мазеля, В.А. Цуккермана, Г.М. Цыпина, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, явились теоретическим фундаментом для развития исследовательских умений и навыков в плане анализа конкретных художественных текстов.

Принципы, методика и практика международного образования находятся в начальной стадии научного освоения. Значимыми в этом смысле для нашего исследования являются программные документы IBO (International Baccalaureate Organisation), в которых представлены различные аспекты обучения предметов искусства в международных школах, их планирование, цель и задачи, а также система оценивания.

Практика педагогических вузов в подготовке учителя мировой художественной культуры и музыки такова, что в теории и методике обучения студентов отсутствуют разделы, предлагающие изучение международных стандартов, программ, критериев оценивания. Возникает противоречие между существующей научно-педагогической традицией по данному вопросу и социо-культурной ситуацией, между потребностью современного гуманитарного обучения, осваивающего опыт российского и международного образования, - с одной стороны, и сложившейся системой профессиональной подготовки - с другой. Данное противоречие еще раз подчеркивает актуальность проблемы, которая состоит в поиске путей совершенствования профессиональной подготовки учителя МХК и музыки, владеющего технологией исследования и адаптированного к международным образовательным стандартам. Анализируя состояние разработанности поставленной в нашем исследовании проблемы, необходимо отметить, что в подобном ключе она не рассматривалась.

Объект исследования - профессиональная деятельность педагога искусства в международной школе.

Предмет исследования - педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков учащихся старших классов в курсах мировой художественной культуры и музыки под руководством учителя-исследователя.

Цель исследования - теоретическая разработка и практическая апробация педагогической концепции целостной системы исследовательской культуры на основе формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

  2. Разработать и научно обосновать педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков у будущих педагогов образовательной области «Искусство» в контексте моделирования системы исследовательской культуры - доминанты современного международного образования.

  3. Выявить организационные и научно-методические особенности развития исследовательской культуры в преподавании предметов искусства в российских школах международного типа.

  4. Экспериментально апробировать действенность концепции формирования исследовательских умений и навыков и критериев их оценивания в практической деятельности учителя.

В диссертационном исследовании выдвигается следующая научная гипотеза. Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры и музыки и организация творчески продуктивного образовательного процесса будет успешным, если:

исследовательские умения и навыки в педагогической деятельности будут рассматриваться как необходимый фактор развития личности в процессе активного познания и творческого преобразования мира;

в процессе профессиональной подготовки учителя значительная роль будет отводиться принципам формирования его исследовательской культуры (включая принципы целостности, интегративности);

обучение будет осуществляться с использованием новых технологий российского и международного образования, среди которых

исследовательская деятельность будет одним из главных способов

освоения искусства; - модель образовательной коммуникации - «Учитель-Ученик» будет

построена на принципе совместного обучения-исследования в процессе

приобретения знания как открытия мира культуры - мира человека.

Методологической основой диссертации являются труды B.C. Библера, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, раскрывающие онтологическую сущность культуры и человека в аспекте его художественной деятельности; теория мышления, художественного восприятия Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, Р. Арнхейма; теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина; педагогическая теория развития личности Б.П. Юсова, концепции воспитания искусством Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского; теории процессуального становления в музыке Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Р.Н. Берберова; программные документы IBO (International Baccalaureate Organisation - Guide Arts, Guide Music). Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки студентов средних специальных музыкальных учебных заведений и педагогических вузов - учителей МХК и музыки к будущей педагогической деятельности; - эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование и анкетирование учителей, учащихся и их родителей, беседы с будущими преподавателями МХК и музыки, анализ процесса деятельности студентов педагогических вузов, проходящих практику в Московской экономической школе;

статистические,- проведение экспериментального исследования, обработка и анализ результатов эксперимента метод независимой внешней экспертизы.

Научная новизна исследования. Впервые обобщен и

систематизирован опыт международного художественного образования в

России. Раскрыты научно-методические и организационно-методические
особенности развития исследовательской культуры в преподавании мировой
художественной культуры и музыки в старшей школе. Разработана новая
педагогическая стратегия, в которой исследовательские умения и навыки
являются своего рода лейтидеями образовательного пространства, а
педагогические принципы их формирования - способами организации этого
пространства, методикой его практического «одухотворения». Теоретически
обоснованы педагогические принципы формирования исследовательских
умений и навыков на занятиях искусством в старших классах. В рамках
разработанной стратегии рассмотрены исследовательские стандарты,
современные технологии обучения (в аспекте образовательной модели
«Ученик-Учитель»), практика международного оценивания

исследовательских умений и навыков, опыт внешней экспертизы - внешняя модерация экспертов Международного Бакалавриата (IBO) и Европейского Совета международных школ (ECIS).

Теоретическая значимость исследования. Уточнено содержание понятий «исследовательское мышление», «исследовательские умения и навыки», «области взаимодействия», осуществлен перевод и анализ программных документов IBO (Guide Arts, Guide Music), выявлено их значение в процессе подготовки учителей мировой художественной культуры и музыки, осваивающих международное образование. Определены теоретические подходы к проблеме организации исследовательской работы учителя и учащихся, предложена методика поэтапного развития исследовательских умений и навыков (от мини-исследования на уроке до Персонального проекта и Дипломного исследования). Сформулированы критерии их оценивания с использованием опыта российского и международного образования, позволяющие определить эффективность применения разработанной методики.

Практическая значимость исследования состоит в экспериментально

проведенной и доказанной эффективности коммуникативно-образовательной

модели «Учитель - Ученик» в формировании «Я-концепции» исследователя,

владеющего современными исследовательскими технологиями, умениями и навыками. В результате исследования разработаны: авторские курсы «Самопознание культуры», «Современная гармония - Вселенная взаимозависимостей», «Искусство как способ познания мира», «Курс музыки на английском языке» для учащихся 8-10 классов; пакет методических, тестовых материалов; рабочая тетрадь по музыке (на английском языке) для учащихся старших классов; научно-методические рекомендации, конкретизирующие педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в международной школе. Материалы исследования могут иметь широкое применение в профессиональной подготовке педагогов МХК и музыки, в разработке Образовательных Стандартов по искусству для международных школ России.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, последовательным применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных содержанию изучаемой проблемы, а также экспериментально подтвержденными результатами работы.

Этапы исследования. На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, музыковедческая и психолого-педагогическая литература по проблеме развития мышления, исследовательских умений и навыков, проводился констатирующий эксперимент. На втором этапе (2003- 2004 гг.) уточнялась гипотеза исследования, оформлялась авторская методика формирования исследовательских умений и навыков в контексте практической работы, определялись форма и содержание экспериментальной работы, ее цель, структура и происходила обработка экспериментальных данных. На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ, обобщение и теоретическое осмысление накопленного материала, его научная интерпретация и оформление в жанре диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в выступлениях на заседаниях Лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры Рінститута художественного образования, на международных семинарах и конференциях преподавателей школ ІВО в Италии и Испании (Рим, 2000; Бургос, 2001), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Международной научной конференции (Челябинск, 2004, 2005), на курсах повышения квалификации преподавателей МХК и музыки, в том числе в Государственном музыкальном колледже им. Гнесиных, на заседаниях кафедры искусств и Центра учительской карьеры Московской экономической школы, на мастер-классах и открытых уроках для учителей международных школ г. Москвы, работающих по международным программам, на городском конкурсе исследовательских проектов.

Результаты исследования внедрены в педагогическую практику Московской экономической школы и получили высокую оценку международных экспертов, а также используются в учебном процессе в Государственном музыкальном колледже им. Гнесиных.

База исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе Московской экономической школы (где осуществлялись контрольные срезы эксперимента и внешняя экспертиза). Практическая работа осуществлялась в процессе экспериментального ведения авторских программ по мировой художественной культуре и музыке, на занятиях с учителями образовательной области «Искусство» научно-методического центра Центрального округа г. Москвы, со студентами Московского государственного педагогического университета, проходящими педагогическую практику по мировой художественной культуре и музыке в старших классах МЭШ, со студентами Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование исследовательской культуры учителя мировой

художественной культуры и музыки, включает задачу развития исследовательского мышления, исследовательских умений и навыков и является важнейшим фактором повышения качества профессиональной подготовки педагога, адаптированного к мировым образовательным стандартам и отвечающего требованиям современной социо-культурной ситуации.

2. Феномен исследования организует весь образовательный процесс и во многом определяет обновление составляющих его элементов (содержания образования, его структуры, исследовательских умений и навыков и т.д.). Исследование рассматривается как способ обучения и особое качество творческого мышления, обеспечивающее учителя и ученика глубокими знаниями, жизненными умениями и диспозициями XXI века.

  1. Понятия «исследовательские умения и навыки» рассматриваются в тесном (как своеобразные кристаллические формы деятельности в организованной системе обучения элементам общенаучного способа познания) и широком смыслах (как уникальные процессуальные категории, пронизывающие все уровни исследовательского мышления).

  2. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах международной школы представляют собой целостный педагогический процесс моделирования системы исследовательской культуры: ее организационных основ (иерархические ступени целостной системы от трансдисциплинарного исследования к междисциплинарному исследованию, Персональному проекту и индивидуальной научной работе; от проблемного урока к Детской научной школе) и научно-методической деятельности.

5. Апробированные технологии позитивно влияют на качество учебного процесса, активизируют самостоятельную поисковую деятельность учащихся, стимулируют творческую и социальную инициативу, развивают на практике их исследовательские умения и навыки.

class1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСАХ МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ class1

Исследовательские умения и навыки как психолого - педагогическая проблема

В современной психолого-педагогической науке проблеме исследовательских умений и навыков, их развития уделяется достаточное внимание. Методологическим основанием отечественной психологии и педагогики является деятельностный подход, базирующийся на фундаментальном понятии деятельности. «Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями», - подчеркивает Р.С. Немов (112, 135). С точки зрения теории деятельности, психические процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как компоненты человеческой деятельности.

В психолого-педагогической литературе умения определяются как сознательно контролируемые части деятельности, ее элементы, позволяющие делать что-либо с высоким качеством, а навыки трактуются как полностью автоматизированные, инстинктивно подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Диалектическое соотношение двух подуровней операциональной деятельности раскрывается в процессе перехода умений в навыки, в результате которого достигается деятельностная оптимизация. По отношению к навыкам умения выполняют функцию их координации, объединения в целостную операциональную систему, способную трансформироваться для достижения определенного результата. Умения как уровень сознательно осуществляемой и контролируемой деятельности включают в себя процессы мышления.

В психологии и педагогике разработана типология умений и навыков. Различают следующие умения и навыки: двигательные, характеризующие внешние, моторные аспекты деятельности; познавательные, с которыми связаны способности, отвечающие за поиск, восприятие и переработку информации. Познавательные умения и навыки предполагают процесс приобретения и формирования знаний. К следующей группе умений и навыков относятся теоретические. Их отличает взаимосвязь с абстрактным интеллектом. Основанием теоретических умений и навыков является способность анализировать, обобщать, строить гипотезы, теории, осуществлять процесс перевода информации из одной знаковой системы в другую. Можно говорить, что теоретические умения и навыки относятся к высшей ступени из перечисленных групп и связаны со сложными деятельностно-психическими процессами, возникающими в момент творческой работы, целью которой является получение идеального образа реальности - нового продукта научного, художественного, духовного, социально-практического опыта.

В педагогическом аспекте умения и навыки рассматриваются в структуре образовательного процесса, содержанием которого является учение, с точки зрения педагогического воздействия на ученика - обучение. Цели учения как вида деятельности и сущности образования формулируются как приобретение знаний умений и навыков в процессе целостного развития и формирования личности учащегося. Данные цели и задачи остаются актуальными на всех этапах и звеньях образовательной системы, приобретая профессиональную направленность в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Однако современная педагогика и психология все более и более актуализирует в рамках образовательного процесса особый тип умений и навыков - исследовательские умения и навыки, наиболее тесно связанные с деятельностью познания, приобретения и осмысления знания. Здесь необходимым образом реализуется стратегия человеческой деятельности, определяемая уникальностью психологической структуры — наличием интеллекта, сознания, воли - того, что характеризует человека как активно деятельное, творческое, созидающее существо. Исследовательские умения и навыки, корреспондируя с познавательными и теоретическими, все более включаются в целостный контекст мышления.

Организационно-методические основы развития исследовательских умений и навыков: моделирование системы исследовательской культуры (на примере Московской экономической школы)

Для успешного развития исследовательских умений и навыков и эффективной реализации исследовательской стратегии в рамках коммуникативно-образовательной модели «Учитель-ученик», как нами было определено в параграфе 1.3 настоящей работы, необходимо выстроить такую образовательную модель, в результате функционирования которой была бы сформирована целостная система исследовательской культуры. Средством реализации модели выступают организационно-методические принципы, определяющие и сам феномен построения системы исследовательской культуры, и иерархические ступени ее функционирования.

Основные компоненты системной модели исследовательской культуры и методика ее поэтапной реализации в учебном процессе рассматриваются на примере организации преподавания МХК и музыки в Московской экономической школе.

МЭШ - школа международного типа, в ней проблема моделирования системы исследовательской культуры связана с требованиями международного образования. Данная школа, развивая основные идеи российского образования, одновременно входит в число школ Международного Бакалавриата (International Baccalaureate Organization, ІВО -организация, объединяющая в единую систему международные школы) и использует в процессе обучения программы PYP (Primary Years Program- 1-4 классы), MYP (Middle Years Program - 5-10 классы), DP IB (Diploma Program International Baccalaureate - 11-12 классы). МЭШ - первая школа России, прошедшая аккредитацию Европейского совета (ECIS) и активно на практике осваивающая систему международного образования. На этом пути, подчеркнем еще раз, школа опирается не только на новые образовательные европейские и мировые технологии, но и инновационные тенденции российского образования. В связи с этим развитие образовательной системы (как социального института) определяется обновлением всех ее структурных элементов: содержания, педагогических технологий, материально-технической базы, системы управления и подготовки кадров и т.д. Новации в данном контексте ясно проявились и в гуманитарном звене образования. Важно отметить, что предметы искусства в международном образовании составляют важнейшую часть образовательных программ. На протяжении всего процесса обучения три часа в неделю отдано искусству. Приоритет того или иного предмета (музыка, драма, изобразительное искусство, танец) внутри образовательной области может варьироваться по усмотрению администрации образовательного учреждения. Весь процесс обучения логически доходит до кульминационной точки в старших классах (предметы искусства не прерываются в 5-7 классах, превращаясь в уроки для «маленьких», и не переводятся в дополнительные и внеурочные часы). В старших классах предлагается довольно высокий и сложный уровень заданий (задания по музыке, к примеру, в 10 классе соответствуют уровню требований старших классов российских музыкальных школ с активным использованием таких форм как исполнение и сочинение музыкальных композиций). Учащиеся сдают письменный экзамен (на английском языке), сопровождаемый видеозаписью по предметам искусства, проходят внутреннее оценивание, внешнюю модерацию (оценка независимых экспертов IBO) и получают сертификаты по программе IB MYP, либо по выбору сдают экзамены по программе IB DP и получают диплом. В результате освоения опыта международного обучения в российской образовательной системе выпускники международных школ имеют возможность продолжения образования как в высших учебных заведениях Российской Федерации (гуманитарные факультеты МГИМО, МГУ им. Ломоносова, Московского педагогического университета и др.: факультеты философии, психологии, культурологии, журналистики, музыкальный факультет), так и в престижных университетах других стран мира (Cambridge, Warwick, Emerly, Lankaster), специализированных колледжах.

Практика педагогических вузов РФ в подготовке учителя МХК и музыки такова, что в теории и методике воспитания студентов нет разделов, предполагающих на современной научной базе методику обучения будущих учителей, способных в рамках своей предметной области работать по международным программам. Поэтому в московских вузах культуры, Педагогическом университете действует договорная система: студенты, к примеру, Московского педагогического университета (музыкального факультета и культурологии), выпускники ГМК им. Гнесиных присутствуют на протяжении учебного года в классах образовательной области «Искусство», работающих по международным стандартам.

Научно-методические принципы формирования исследовательской культуры в преподавании МХК и музыки: программы, стандарты, технологии

Процесс моделирования системы исследовательской культуры направлен не только на организацию образовательного пространства, в котором преподаватель может выступить в роли организатора ("режиссера") обучения, готового предложить на определенной иерархической ступени данной системы необходимый комплект средств, достаточный для достижения учебной или творческой задачи ученика-исследователя. Важнейшей в блоке задач по формированию творческой направленности профессиональной деятельности и научного кругозора является задача формирования "Я-концепции" педагога-исследователя. Учитель и ученик являются одновременно субъектами образовательной деятельности, для них главное заключается в опыте совместного достижения учебно-познавательных и духовно-нравственных целей. Поэтому в организации учебного процесса должны быть соотнесены принципы целенаправленного формирования исследовательской культуры ученика во взаимосвязи развития интеллектуальных (креативных) способностей учителя, с процессом совершенствования его исследовательских умений и навыков и интенсификации его исследовательских интересов. Не формируя научно-методические принципы преподавания (в данном случае это касается классов МХК и музыки), не проводя научные исследования, не работая над совершенствованием стандартов, программ, методик и технологий образования и воспитания и их теоретическим осмыслением, педагог превращается в "ретранслятора" чужих идей.

В Московской экономической школе для постановки, обсуждения и решения научных проблем модернизации образовательного процесса организован ЦУК - Центр учительской карьеры. На базе ЦУКа созданы научные команды учителей, разрабатывающие проблемы, находящиеся в сфере научных интересов каждого отдельного учителя в рамках общей философии образования МЭШ. Система образования «переведена» на уровень научно-теоретического мышления, реально обеспечивающего научно-методическое творчество учителя. МЭШ - уникальная в своем роде научная экспериментальная площадка, интенсивно разрабатывающая концепцию развивающего обучения, методологической основой которого выступает исследование, охватывающее многомерную систему решения проблемно-творческих задач обучения.

Автор диссертационного исследования многие годы является членом проблемной команды, работающей в аспекте изучения и организации проектно-исследовательской деятельности в Московской экономической школе. Учитывая богатейший опыт российского образования и международные требования, команда ученых-практиков МЭШ разработала стандарты исследовательской деятельности с 1 по И классы, в которых спрогнозирован путь постепенной эволюции исследовательского мышления, накопления (постепенное и последовательное) необходимых исследовательских умений и навыков. Общеметодологические принципы развития исследовательской культуры конкретизируются в специальных предметных областях. Автором диссертационного исследования, являющимся лидером предметной области «Искусство», предложены научно-методические разработки программных документов, отражающие новые методики и технологии в формировании концепции построения курсов МХК и музыки. Их содержательный и структурный контексты определены в результате практической деятельности в международной школе и направлены на обобщение и развитие педагогических традиций, существующих в отечественной и мировой практике по общему гуманитарному воспитанию, их адаптацию к современным общественным потребностям. Авторская позиция в построении курсов МХК и музыки и поиск новых технологий обучения разработаны в соответствии с содержанием программы Международного бакалавриата и базисным учебным планом РФ. Рассмотрим, к примеру, образовательные стратегии в планировании курса МХК.

Похожие диссертации на Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах