Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Белошапка Римма Анатольевна

Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии
<
Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белошапка Римма Анатольевна. Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 1997 187 c. РГБ ОД, 61:98-13/481-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕБКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВ НОЙ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ 15 - 92

1.1. Становление и развитие проблемы творческого освоения профессии 15 - 37

1.2. Источники и движущие силы творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями 37 - 65

1.3. Сущность, структура и противоречия процесса творческого освоения профессии в педагогическом колледже 65 - 92

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ 93 - 152

1. Педагогические условия повышения результативности творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями в жизнедеятельности студенческого коллектива 93 - 121

2. Характеристика рациональных методических приемов ориентации студентов дошкольного отделения на творческое освоение профессии 121 - 139

3. Экспериментальное исследование эффективности авторской методики в развитии у студентов творческой профессиональной направленности 139 - 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153 - 155

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 156 - 180

ПРИЛОЖЕНИЯ.181-187

Введение к работе

Актуальность исследования. Курс на переориентацию социально-экономических устоев общества поставил вопрос о расширении и укреплении творческих начал во всех сферах общественной жизни. Эта задача выдвигается в ряд наиболее актуальных и перспективных, ей придается особый практический смысл, и требуется новый уровень ее теоретического осмысления. Развивающийся рынок труда требует так организовать подготовку специалиста, чтобы он был способен творчески решать поставленные перед ним задачи. Это требование обусловливает повышение воспитательных и обучающих функций средней и высшей профессиональной школы, так как истоки сформированности творческих качеств личности лежат, в основном, в системе профессионального образования.

Сегодня мы испытываем потребность в новых педагогических идеях, новаторстве в практике. Нашей высшей школе предстоит обеспечить более качественную подготовку специалистов на опережающем уровне, а это предполагает необходимость формирования нового типа социальных, профессионально-трудовых и психологических качеств творческого музыкального руководителя. Поэтому в ряду проблем, связанных с повышением эффективности подготовки специалистов, как наиболее важная встает проблема ориентации будущего музыкального руководителя дошкольных учреждений на творческое освоение профессии.

Как в нашей стране, так и за рубежом проблема формирования творческих способностей у студентов привлекает внимание представителей различных отраслей знаний, многих исследовательских коллективов. К сожалению, количество работ исследователей творчества будущих специалистов и особенно вопросов ориентации их на творческое освоение профессии все еще довольно незначительно. Научный анализ формирования творческих способностей у детей и молодежи и стимулирования творческой направленности личности обучающегося музыке характерен для трудов О.А.Апраксиной, Т.П.Артемьевой, Б.В.Асафьева, С.Н.Бирюкова, Ф.Д.Брянской, П.Ф.Вейса, Н.А.Ветлугииой, Е.В.Давыдовой, М.Т.Картавцевой, В.Н.Мясищева, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, Б.И.Шеломова.

В системе эстетического воспитания важную роль играет музыкальное воспитание. В трудах известных деятелей в области музыкального образования и воспитания Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, НА.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, ЛА.Рапацкой, МА.Румер, Г.М.Цыгшна, В.Н.Шацкой и др. освещаются вопросы содержания, методов и организации музыкально-эстетического воспитания и образования детей дошкольного и

школьного возраста.

В нашем исследовании мы опирались на труды психологов В.И.Андреева, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, В.Ф.Овчинникова, Я-А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др. по вопросам взаимосвязи свойств психики человека и его творческой деятельности, о механизме творчества как единстве продуктивных и репродуктивных сторон мыслительной деятельности.

Вышеизложенное и определило выбор нами темы исследования: "Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии".

Цель исследования - разработать и апробировать целостную систему обучения будущих музыкальных руководителей в педагогическом колледже с ориентацией на творческое освоение профессии.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже, а предмет - условия повышения эффективности творческого освоения профессии как составной части данного процесса.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что преподаватель музыкальных дисциплин в педагогическом учебном заведении может обеспечить ориентацию студентов на творческое освоение профессии, если он:

- оперативно определяет и рекомендует студентам перспективные
источники творческого освоения избранной им педагогической профессии;

- включает в образовательно-воспитательный процесс движущие силы обогащения педагогико-методического арсенала будущих специалистов за счет содержимого этих источников;

выявляет и обоснованно снимает существующие противоречия в деле развития творческой сферы личности каждого обучающегося;

создает и приводит в действие комплекс педагогических условий для творческого освоения профессии будущими руководителями по музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях;

- применяет совокупность ситуативно уместных и педагогически оправданных рациональных методических приемов ориентации студентов на творческое освоение профессии.

В ходе научного поиска решались следующие задачи:

  1. Выявить возможности ориентации будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии в процессе обучения в педагогическом колледже.

  2. Выявить и обосновать условия творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями.

3. Разработать рациональные методические приемы ориентации студентов дошкольного отделения педагогического колледжа на творческое освоение профессии.

Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составили положения о движущей силе противоречий в общеличностном и профессиональном становлении молодежи, о специфике познавательно-творческой деятельности будущего воспитателя и ее значении для развития духовно-нравственного потенциала общества и самого человека, о сущности и особенностях общего, профессионально-педагогического и музыкально-творческого развития личности студента (Л.Г.Арчажникова, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Цыпин).

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: эмпирические - изучение литературы по теме исследования, целенаправленный анализ содержания соответствующих нормативнх и инструктивно-методических документов, осмысление официальной документации, педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение опыта, беседы, интервью," теоретические-моделирование, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, аналогия, синтез, интегрирование, систематизация, анализ.

База пслледования - Сургутский педагогический колледж Тюменской области.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1988-1992 гг.) изучалась общетеоретическая литература по данному вопросу, проводился констатирующий эксперимент. На этой основе была произведена постановка проблемы и формировались основные положения исследования, разрабатывались формы, методы и содержание работы, способствующие повышению эффективности процесса формирования ориентации будущего музыкального руководителя дошкольных учреждений на творческое освоение профессии.

На втором этапе (1992-1993 гг.) осуществлялось изучение научно-методической литературы, велся планомерный поиск оптимальных совокупностей рациональных приемов и педагогических условий эффективной ориентации студентов на творческое освоение профессии.

На третьей этапе (1993-1996 гг.) происходила разработка эффективных методов ориентации па творческое освоение профессии и завершен естественный эксперимент, оформлен текст диссертации.

Достоверность результатов подтверждается: использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; результатами десятилетней личной преподавательской деятельности и ее анализа; многолетней опытной проверкой разных методик обучения

творческому освоению профессии в Сургутском педагогическом колледже. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- осуществлено изучение возможностей творческого освоения
профессии будущими музыкальными руководителями в процессе обучения
в педагогическом колледже;

- раскрыты психолого-педагогические условия реализации процесса
ориентации студента музыкальной группы дошкольного отделения на
творческое освоение профессии;

- выявлены актуальные противоречия развития творческой сферы
потенциальных профессионалов для дошкольного звена системы образования
в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа;

- обозначены и охарактеризованы уровни сориентированности студентов на творческое освоение профессии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации дано обоснованное определение понятия ориентация на "творческое освоение профессии" применительно к подготовке будущих музыкальных руководителей в стенах педколледжа. Определены педагогические условия, способствующие творческому освоению профессии студентами, выявлены рациональные методические приемы ориентации студентов на нетривиальное и многообещающее творческое овладение премудростями избранной профессии.

Практическая значимость результатов проведенного научного исследования состоит: - в выявлении критериальных характеристик сориентированности будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое саморазвитие и разработке на их основе методов диагностирования индивидуального уровня сформированности у студентов основных компонентов креативности;

в определении эмпирических показателей сориентированности студентов на творческое освоение эффективных методик общего и музыкально-эстетического развития дошкольников;

в составлении методических рекомендаций, которые оправдывают себя на дошкольных и музыкально-педагогических факультетах педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

- сущность процесса творческого освоения профессии будущими
музыкальными руководителями на академических и внеаудиторных занятиях,
в досуговой жизнедеятельности педколледжа как психологического феномена,
характеризующегося реальным, целенаправленным и последовательным
развертыванием студенческой потребности интенсифицировать собственную
работу по овладению индивидуально доступными высотами педагогического

профессионализма посредством использования рекомендуемых преподавателями способов нетрадиционного, творческого по своей сути познания механизмов эффективного наставнического музыкально-эстетического воздействия на воспитуемых дошкольников;

- условия совершенствования профессиональной подготовки
музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педколледже за
счет расширения сферы нетрадиционного по характеру творческого освоения
студентами избранной педагогической профессии по специальности N 0308
- "Музыкальный руководитель дошкольных учреждений";

определение и научное обоснование максимального для местных условий круга источников творческого освоения профессии будущими специалистами и приемлемого в конкретных учебно-воспитательных ситуациях набора движущих сил, устремляющих потенциальных музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных учреждений к высокопродуктивному творческому освоению "секретов" своей профессии;

методическая целостность в виде совокупности рациональных преподавательских приемов и объективных и субъективных условий, способствующих оптимальной ориентации студентов дошкольного отделения педколледжа на позволяющее совершенствовать их образовательно-воспитательное мастерство творческое освоение избранной профессии.

Апробация и внедрение.

Результаты исследования сообщались на заседаниях кафедры музыкального образования и Совета Сургутского педагогического колледжа; нами проведен восьмигодичный научно-педагогический эксперимент по совершенствованию подготовки студентов к музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении за счет целенаправленной и теоретически обоснованной ориентации их на творческое освоение профессии. Материалы авторского поиска доложены на VII Международной конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург, 1994), на Международной научно-практической конференции 1994 г. в г. Умани (Украина) по теме "Экология и образование: проблемы теории и практики", на Российской научно-практической конференции "К.Д.Ушинский и современная школа" (Курск, 1994), на межрегиональной научно-практической конференции 1994 г. в г. Сургуте по теме "Личностно-ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров", на Всеукраинской научно-практической конференции "История науки и техники" (Днепропетровск, 1994), на межрегиональной научно-практической конференции "Формирование профессионально-педагогической культуры воспитателя молодежи" (Серпухов, 1997), на 1-й научной сессии Международной педагогической академии (М., 1997) и др. По итогам

исследования опубликовано 14 научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Становление и развитие проблемы творческого освоения профессии

В соответствии о традициями диссертационных исследований в области педагогики в содержание 1 главы включены результаты трех групп исследований. Изучены официальные документы, диссертационные исследования, методическая литература, имеющие прямое отношение к теме. Вслед за этим был подвергнут анализу реальный опыт педагогов музыкально-теоретических дисциплин и, наконец, была предпринята попытка моделирования элементов творчества и их перенесения в практику по окончании вуза.

Общий процесс профессионально-педагогической ориентации в педагогическом колледже ведет к формированию ориентации на творческое освоение профессии студентами. Данный процесс обусловлен не только социальным заказом, но и носит объективно-субъективный характер: идея самореализации личности может реализоваться тогда, когда личность (в нашем случае - студент дошкольного отделения педколледжа) становится подлинным субъектом процесса такой ориентации. В профессии педагога, музыкального руководителя дошкольного учреждения личностное и профессиональное взаимопроникают и образуют целостное единство.

Для раскрытия сущности ориентации на творческое освоение профессии необходим анализ всех составляющих этого понятия; "ориентация", а также его соотношение с такими понятиями, как "профессиональная ориентация", "творческое освоение профессии".

Термин "профессиональная ориентация" вошел в употребление в начале XX века во Франции и Бельгии (99, С.12).

Термин "ориентация" (фр.orientation лат. oriens (orientis) восток) - имеет следующие значения: 1) определение своего положения в пространстве ( первоначально - по отношению к странам света, в частности - к востоку); 2) умение разобраться в окружающей обстановке; осведомленность в чем-либо; 3) направленность научной, общественной, политической деятельности (215, С.359).

Для нашей работы мы обратимся к двум толкованиям понятия и ее производным. "Ориентация", "ориентировать" - помогать кому-либо разобраться в чем-либо, указывать направление дальнейшей деятельности. "Ориентироваться" - разобраться в обстановке и обстоятельствах, определить направление своей деятельности, линию поведения (275, С.359). Для рассмотрения понятия "творческое освоение профессии" обратимся сначала к термину "творчество".

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности (17, 0.1322).

Творческое оовоение профессии, на наш взгляд, - это процесс формирования креативных способностей будущего специалиста как одного иа основных компонентов профессиональной подготовки посредством использования способов нетрадиционного, творческого познания. Мы не настаиваем на том, что термин в данном контексте должен получить законодательное закрепление в педагогической лексике, но как рабочий термин он вполне адекватен.

Проблема профессиональной музыкальной подготовки наставников подрастающих поколений не нова для педагогической теории и практики. Издавна она привлекала внимание мыслителей, ученых, философов, педагогов. Дошедшие до нас памятники культуры Древнего Китая Свидетельствуют о том, что музыка в те времена являлась главным средством морального воспитания людей. Однако уже тогда акцентировалось внимание на том, что сила воздействия музыки зависит от подготовки "подучивших хорошее воспитание", которое предполагаетразвитие как эмоционального, так и интеллектуального опыта личности.

В трудах Платона "Государство" и "Законы" вопросы воспитания маленьких детей впервые были рассмотрены в известной системе, что имело существенное значение для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

В музыкально-педагогической мысли Ренессанса исключительный интерес уделяется проблеме гармоничности воздействия музыкального искусства. Выделялись следующие положения:

1. Нельзя считать достаточно ученым того человека, который не будет заниматься музыкой.

2. Действенность эстетического воспитания должна зависеть от меры развития музыкальных сил человека.

3. Рассматривать музыку как способ эмоционального, нравственного, умственного, творческого развития человека и не допускать неумелого пользования ею.

В этой связи особого внимания заслуживают мысли о музыкальном развитии личности, призванной сыграть первейшую роль в воспитании и образовании детей. Воспитатель должен уметь петь, играть, творчески организовывать деятельность своих подопечных (141, С.444).

Разрабатывая теорию культурных, творческих, музыкальных даровании, чешский педагог Ян Амос Каменский в руководстве по воспитанию детей "Материнская школа" немаловажное значение придавал подготовке самих воспитателей, а также формированию их способностей (там же).

Источники и движущие силы творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями

Качество приобретенного индивидуального опыта будущего музыкального руководителя в значительной степени зависит от того, в какой мере этот опыт соотнесен с опытом других музыкальных педагогов, с социальным опытом коллективной педагогической деятельности в целом. Через отношение к другим, как и других к нему, студент выверяет и оценивает собственные идеи, приемы.

Роль творческого элемента в деятельности музыкального руководителя в значительной мере актуализировалась в современной педагогической практике. В большинстве новых зарубежных и отечественных трудах по воспитанию, как научных, так и популярных, особо акцентируется роль личностного фактора в педагогической деятельности, значение творческих качеств как необходимых компонентов в индивидуальной структуре личности музыкального руководителя.

Поэтому уже во время обучения в колледже у студентов должно быть сформировано убеждение в том, что обучать и воспитывать на основе созидательно - преобразующей деятельности сможет лишь тот музыкальный руководитель, который сам является творческой личностью.

Замечено, что наиболее успешной оказывается деятельность именно тек музыкальных руководителей, которые не только вооружены необходимым объемом знаний и профессиональных умений, но и обладают психологической установкой на музыкально-педагогическое творчество в своей повседневной работе. Успех музыкально-педагогических воздействий на детей дошкольного возраста детерминируется не только вооруженностью студентов системой знаний, умений и навыков, но и уровнем оформированности творческой активности. При этом творческая активность рассматривается как целостное фундаментальное профессиональное и личностное качество.

В формировании креативного, созидательно-творческого подхода к освоению профессии музыкального руководителя на первых порах, да и в последующей профессиональной деятельности, большую роль играют различные источники, ив которых можно почерпнуть сведения о своей будущей профессии.

1-ый источник - опыт музыкальных руководшелей дошкольных учреждений в аарубеавон и отечественном пракяшш.

На предметах музыкально-теоретического цикла в колледже студенты изучают богатый и ценный опыт Л.Баренбойма, С.Беляева и Т.Беляевой, Н.Ветлугиной, К.Орфа, К.Тарасовой, которые огромное внимание уделяли развитию творческих способностей детей в дошкольном возрасте.

Педагогические принципы Карла Орфа получили необычайно широкое распространение во всем мире. Педагогика Орфа внутренне подчинена идеям высокого гуманизма, он учил детей "делать музыку вместе". Он утверждал, что настоящее, раннее и полноценное музыкальное воспитание формирует в человеке открытую душу, свободную фантазию, творческое начало, душевную отзывчивость (139, С.8).

Опыт Карла Орфа необходимо изучать на музыкально-методических предметах со студентами, тем более, что институт этого преподавателя готовит учителей для начального общего музыкально-танцевального воспитания в детских садах и школах, музыкальных учебных заведениях и детских лечебных учреждениях. Главная цель института - обучение практике преподавания и практике игры в ансамбле, а также умению педагога организовать коллективную импровизацию по избранной модели. Конечная цель педагогической системы Карла Орфа - воспитание личности в духе гуманизма, высвобождение природных сил личности.

К вопросам развития творческих музыкальных способностей детей обращается в своей деятельности Н.А.Ветлугина. Она утверждает в своих трудах, что приобщение ребенка к музыкальному опыту происходит только через деятельность, подтверждая выводы современной психологии: объект (в данном случае музыкальное искусство) влияет на субъект (на ребенка) через среднее звено - деятельность, которая служит связью между объектом и субъектом. В психологии различают два взаимосвязанных пути усвоения музыкального опыта: путь развивающего обучения, при котором ребенок активно усваивает ранее выработанные способы действий, и путь творческой переработки материала, создания новых образов, совершения новых действий. Творчество детей представляет новые возможности для их развития. "Не следует забывать, что творчество детей заключается в их самостоятельных проявлениях и что руководство взрослых должно носить коовенный характер. Важнейшее педагогическое условие такого руководства - научить детей наблюдать за окружающей жизнью, вслушиваться в образный мир искусства, в звуки реальной жизни, искать в ней то, что может быть отражено в самостоятельных инсценировках и импровизациях" (65, С.101).

Н.Ветлугина особую роль отводит заданиям, которые названы творческими, так как, выполняя их, дети должны сами комбинировать, импровизировать, сочинять. Но вместе о тем речь идет именно о заданиях, так как предполагается участие взрослого, который организует обстановку, условия, материалы и побуждает детей к творческим действиям. От личности воспитателя, от его увлеченности, от способности почувствовать себя участником детской творческой деятельности зависит успех этой сложной и увлекательной работы.

class2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ class2

Педагогические условия повышения результативности творческого освоения профессии будущими музыкальными руководителями в жизнедеятельности студенческого коллектива

Развитие творчески подготовленного музыкального руководителя дошкольных учреждений является одной из наиболее актуальных задач педагогического коллектива педколледжа, необходимым условием формирования полноценной духовной жизни современного студента,его культуры. Острая потребность в целенаправленном формировании активности и творческого начала в каждом гражданине оказала принципиальное воздействие на содержание развивающейся психолого-педагогической науки, на ориентацию теоретических и экспериментальных исследований в данной области.

Изучение педагогической и психологической литературы по теме исследования, определение требований к ориентации будущих музыкальных работников на творческое освоение профессии, а также проведенный анализ источников и движущих сил творческого освоения профессии, основных понятий структуры и противоречий творческого процесса позволили установить основные педагогические условия, способствующие повышению результативности творческого освоения профессии будущими специалистами в жизнедеятельности студенческого коллектива.

В процессе разработки этих условий мы основывались на совре менных принципах и подходах к педагогическому образованию, и в первую очередь - на творческом подходе, который должен обеспечить уход от массово-репродуктивной системы подготовки будущих музыкальных руководителей, создать условия для выявления и развития творческого потенциала студента. Также мы основывались на принципах целостного и личностно-деятельностного подхода.

Исследуя педагогические условия успешности творческой профессиональной подготовки будущего музыкального руководителя, необходимо уточнить важнейшие термины: "условие", "фактор", "средство", так как часто происходит смешение понятий, стоящих за данными терминами, и они принимаются неоднозначно.

УСЛОВИЕ имеет два значения: первое - "все то, от чего зависит другое", второе - "среда, обстановка, в которой происходит что-либо и без чего не могут существовать явления и предметы", мы рассматриваем в системе творческой подготовки "педагогические условия" как педагогические обстоятельства, которые способствуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов.

ФАКТОР обозначает движущую силу какого-либо педагогического процесса. При реализации определенных факторов в учебно-образовательном процессе с объективной необходимостью должна выступать определенная закономерность изменения направления и характера де-ятельностей преподавания и учения, и, в конечном счете, результатов учебного процесса.

СРЕДСТВО - прием, способ действий для достижения чего-нибудь; все то, что необходимо для реализации цели. К "средству" надо придти через деятельность и в процессе организации деятельности (240, С.90).

Каждая из рассматриваемых категорий в практике может проявляться на разных уровнях общения. "Условие" чаще всего бывает за дано на более высоком уровне, чем "средство", а "фактор" является категорией более высокого уровня, чем "условие". Однако вследствие необычайной сложности педагогических процессов нельзя абсолютно жестко закреплять за конкретным элементом педагогической системы однозначной трактовки: наличие и функционирование сущностей разного порядка, их своеобразной иерархии обусловливает возможность того, что фактор может выступать условием для педагогического явления другого уровня, а условие - служить инициатором определенных процессов.

Такова диалектика возможного и действительного в целостном педагогическом процессе. Отсюда следует и реальная возможность управления творческим процессом через реализацию развивающих, познавательных условий и нейтрализацию отрицательных педагогических условий и факторов путем выбора оптимальных педагогических средств.

Похожие диссертации на Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии