Содержание к диссертации
Введение
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 13
Генезис идей, развитие и современное состояние герменевтики 13
Проблема истолкования учебного текста в процессе обучения на современном этапе 26
Реализация герменевтического подхода к истолкованию и пониманию художественного текста в личностно-ориентированном обучении студентов 43
Выводы по первой главе 65
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ 68
Проблема понимания текста хорового произведения в профессиональном обучении студентов музыкально- педагогических факультетов 68
Технология обучения пониманию текста гуманитарных наук студентами на основе герменевтического подхода в контексте вузовской учебной дисциплины (на материале курса
"Хоровое дирижирование") 92
Основные результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии обучения пониманию текста художественного произведения в процессе профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов 113
Выводы по второй главе 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
ЛИТЕРАТУРА 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 154
- Генезис идей, развитие и современное состояние герменевтики
- Проблема истолкования учебного текста в процессе обучения на современном этапе
- Проблема понимания текста хорового произведения в профессиональном обучении студентов музыкально- педагогических факультетов
Введение к работе
Современный период развития общества опосредуется процессами становления в общественном сознании новой мировоззренческой парадигмы (индустриальная фаза сменяется информационной, предполагающей в качестве главного фактора поступательного движения общества в целом свойства и качества человека и, прежде всего, его креативность и коммуникативные способности), оказывающей влияние на функционирование всех социальных институтов, в том числе и на институт образования. Смена парадигмы развития связана с формированием в общественном сознании новых типов осмысления и способов преобразования действительности.
Философия образования использует это понятие для характеристики культурно-исторических типов педагогического мышления и практики, поскольку каждая историческая эпоха конструирует специфическую картину мира и определяет роль и место человека в ней, формирует в связи с этим общие концепции детства, смыслы, содержание, цели и задачи образования. Аккумулируя все человеческое знание в целях создания оптимальной для конкретного исторического периода модели образования, философия образования призвана сформулировать научно обоснованную и общественно признанную образовательную парадигму [31.89].
Указанные процессы определили необходимость замены знаниево-ориентированной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную. Цель последней состоит в поддержке, развитии человека, в становлении в его личностных структурах механизмов самореализации, саморазвития, адаптации и др., формировании способности к самостоятельному суждению, выбору, поступку, человечности. Культурологический подход к личностно - ориентированному образованию Е. В. Бондаревской представляет образование как
1 Понятие "парадигма" (в переводе с греческого - пример, образец) введено американским ученым - науковедом Т. Куном в начале 60 гг. XX столетия [72] и включает наиболее общие принципы, совокупность теоретических и методологических предпосылок понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном сообществе [139. 354]
культурный процесс, в котором человек может свободно проявить свою инди-
ф видуальность, способен к культурному саморазвитию и самоопределению в
мире культурных ценностей. Ориентирами образовательной деятельности становятся принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, личностно- смысловой направленности образования.
Б. Гершунский в работе "Философия образования для XXI века" выдвигает
главную задачу в процессе обучения и воспитания как герменевтическую, по-
скольку результатом образования должно быть понимание, которое считается
единственным способом постижения истины как в естественнонаучном, так и, особенно, в гуманитарном знании, в науках о жизни и духе. Так как понимание, вчувствование и интуиция являются также еще и основными инструментами познания жизни как целостности, именно эти качества и следует развивать, образуя человека как субъекта культуры.
В связи с этим существует необходимость переосмысления имеющихся в
Ш1 теории и практике обучения методов и технологий, поиска и создания новых,
что актуально для высшего звена образования (вуза) при подготовке личност-
но-ориентированного специалиста для школы. Важной задачей вуза становится
развитие у студента способности смыслопорождения. Знание должно стать "его
частью и руководством к осмысленному педагогическому действию", основан
ному на понимании [16. 25]. Решение указанной задачи лежит на путях
развития самостоятельности мышления, навыков действий, обеспечивающих
высвобождение сознания для постижения смысла учебных текстов, умений са-
Ф мостоятельно осуществлять творческо-исследовательскую деятельность
по истолкованию текстов, что связано, прежде всего, с обращением к духовной сфере студентов. Перенесение акцента с запоминания текстов на их истолкование и понимание позволит студентам относительно свободно ориентироваться в условиях интенсивного потока информа-
ции, усилит профессиональную направленность, обогатит поисковую, творческую деятельность, будет способствовать развитию творческих способностей.
Герменевтика - философская наука, имеющая многовековой опыт развития и являющаяся теорией и практикой истолкования смысла текстов: от смысла какого-либо литературного или другого источника до смысла всемирной истории как текста - обеспечивает реализацию личностно-ориентированного типа образования. Предлагая методологию прочтения текста, она опирается на категориальный аппарат, в котором особое место занимают понятия "интерпретация" и " понимание". Однако до недавнего времени идеи герменевтики находили применение преимущественно лишь в истолковании древних текстов, первоначальный смысл которых затемнен вследствие специфичности -социальных и культурных условий,, в _рамках которых они создавались, или недостаточной физической сохранности источников. При этом ученые избегали применять термин «герменевтика», ограничиваясь другим, близким по смыслу - «интерпретация».
Несмотря на то, что герменевтический подход включен в исследовательское пространство, результаты работ ученых не получили достаточного освещения в педагогической литературе и развития на практике. Отсутствуют работы, посвященные этой проблеме, в области профессионального музыкально-педагогического образования. Решить данное противоречие необходимо посредством интерпретации герменевтического подхода в педагогической науке и практике, что позволит развить и обновить принципы и методы обучения пониманию текстов гуманитарных наук, и его реализации в виде целостной педагогической технологии.
Особую актуальность избранная нами проблема обретает в той сфере профессионального образования, в которой предметом изучения и основой для поиска и интерпретации смысла является художественный текст в различных
его видах: например, текст литературных, драматургических и музыкальных произведений, а также тексты изобразительного искусства, кинематографии, хореографии. Их материальную основу составляет знаковая система, несущая специфическую смысловую информацию (художественный образ как тип художественного высказывания) и имеющая языковую природу. Правомерно предположить, что понимание учебного текста и овладение им в процессе обучения должно быть опосредовано имманентной природой текста.
Отдельные аспекты избранной проблемы находятся в поле внимания ученых и практиков. Существенные результаты в её разработке отражены в ряде исследований, которые можно сгруппировать в несколько направлений: труды, посвященные осуществлению поиска путей активизации самостоятельной работы обучающихся над истолкованием учебного текста [11, 14, 24, 30, 45, 60, 69, 101, 122, 141 и др.]; анализу основных этапов обучения [16, 27, 29, 75, 86, 118, 119 и др.]; определению основ механического закрепления действий, связанных с пониманием текста [11, 31, 124 и др.]; изучению процессов сворачивания образов восприятия в симультанные образы; характеристике процесса интерпретации художественного текста [20, 35, 38, 61, 63, 129, 130, 138, 146, 152, 153, 154, 156, 157]; определению пути постижения текста музыкальных произведений [41, 50, 61, 92, 96, 120, 151, 158]; закладке основ анализа хоровой музыки [3, 40, 41, 53, 56, 111, 123 и др.]; описанию технологии поиска объекта интерпретации [33, 35, 38, 61, 63, 143]; исследованию механизмов процесса восприятия музыки [22, 26, 64, 74, 93, 102, 115, 128, 130]; поиску приемов и методов истолкования текстов, в частности текста музыкальных произведений в контексте художественного [19, 32, 69, 70, 85, 96, 109, 117, 122]. В то же время, следует отметить, что вопросы обучения студентов интерпретации и пониманию художественного текста (в частности, музыкального) до настоящего времени не нашли должного отражения в научно-педагогической и методической литературе. Остаются малоизученными вопросы организации самостоятельной
творческо-исследовательской деятельности студентов с учебным текстом, результатом которой является понимание его (текста) и себя, как личности, развитие общих и специальных способностей, актуализации механизмов смыслопо-рождения.
Целью нашего исследования является поиск путей организации эффективной творческо-исследовательской деятельности студентов при работе с текстом гуманитарных дисциплин, на основе герменевтического подхода.
Объектом исследования является деятельность педагогического вуза по применению герменевтического подхода в обучении студентов пониманию гуманитарных текстов.
. _ Предмет исследования - педагогические условия применения герменевтического подхода в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза в качестве средства, способствующего становлению и развитию творческо-исследовательских умений у студентов.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что использование герменевтического подхода способствует реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы в сфере профессионального педагогического образования, поскольку он:
направлен на поиск смысла текста «для себя» и связан, в первую очередь, не с «вживанием в личностный мир автора», а «его представлением в себе для актуализации его для себя»;
ориентирует студента на духовные ценности, постижение и понимание смысла, что способствует становлению его как субъекта культуры, развитию его творческих, общих и специальных способностей;
строит новый тип отношений в процессе обучения, основанный на диалоге студента и текста, студента и педагога, студента и автора текста, студента и культуры в целом;
способствует налаживанию психологических и социально-психологических механизмов коммуникации с учебным художественным текстом;
создает организационные основы для самостоятельной творческо-исследовательской деятельности студентов.
Цель, объект, предмет и гипотеза позволяют сформулировать задачи исследования:
Проанализировать сущность герменевтического подхода, его генезис, историю развития и современное состояние й~опрёделйть-возможн^сти"герме-" невтического подхода в реализации идей личностно-ориентированного профессионально-педагогического образования.
Описать специфические особенности учебного музыкального текста (в контексте художественного), вскрыть механизмы его адекватного понимания в процессе профессионального обучения студентов педагогического вуза.
Разработать технологию обучения пониманию учебного текста на основе герменевтического подхода в процессе профессионального обучения студентов и экспериментально проверить педагогическую эффективность предлагаемой технологии.
Методологическую основу исследования составили положения парадигмы личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская); герменевтики (Ф.-Д. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Ю. Борев, В. Кузнецов); положения эстетики и искусствознания, интерпретирующие художественный текст, как знаковую систему (А. Лосев, Ю.
Борев, Ю. Лотман); выводы общей психологии (Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, В. Крутецкий); положения теории музыкального восприятия (А. Сохор, Б.Теплов, Ю. Кремлев, В.Медушевский, В. Остроменский, В. Петру-шин, Е. Назайкинский); и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы по избранной проблеме, анализ и самоанализ работы педагогов, моделирование, систематизация, аналогия, гипотетико-дедуктивный метод, наблюдения, сравнения, измерения и эксперимент, анкетирование, беседы, опросы, методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
определены дидактические условия реализации личностно-ориентированного типа образования на основе герменевтического подхода;
разработана технология обучения пониманию текста гуманитарных дисциплин на основе герменевтического подхода в контексте вузовской учебной дисциплины (на материале курса «Дирижирование»);
построена и обоснована система принципов интерпретации текстов, используемых в гуманитарных учебных дисциплинах педагогического вуза посредством герменевтического подхода;
разработана аскриптивная четырехуровневая модель сформированности понимания хорового текста студентами.
Практическая ценность исследования заключается в том, что теоретические положения, выводы, а также разработанная автором и апробированная опытно-экспериментальным путем технология обучения пониманию текста на основе герменевтического подхода в контексте личностно-ориентированного образования могут быть использованы в рамках любой дисциплины, входящей
в учебный план педагогического вуза, связанной с проблематикой изучения художественных текстов.
Достоверность исследования достигается методологической обоснованностью его исходных позиций, отбором системы экспериментальных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, тщательностью анализа полученных данных; длительным характером исследования; внедрением в практику разработанной автором технологии обучения пониманию текста на основе герменевтического подхода.
На защиту выносятся следующие положения:
Герменевтический подход является эффективным средством реализации идей парадигмы личностно-ориентированного образования (как общего, так и профессионально-педагогического).
Творческо-исследовательская деятельность студентов по постижению образно-смыслового содержания художественного текста должна быть организованна в соответствии с разработанными в герменевтике пятью этапами истолкования, которые предусматривают четкий порядок и последовательность мыслительных операций.
Герменевтический подход обеспечивает три уровня (ступени) постижения текста: уяснение образно-смыслового содержания (грамматическая, психологическая интерпретации и их единство); выполнение исторической интерпретации (внутренней, внешней и вненаучных данных); создание целостной исполнительской концепции, то есть открытой системы, предполагающей выстраивание диалога студента с текстом, студента и автора текста, студента и педагога, студента и культуры в целом, и свободу выбора решений студентом.
Герменевтический подход обеспечивает интенсификацию процесса саморазвития и самореализации студента, придавая ему синкретичный характер,
активизирует познавательную деятельность не только в рамках учебного времени, но и в ходе самостоятельной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на дневном и заочном отделениях музыкально-педагогического факультета Таганрогского государственного педагогического института; через публикацию материалов научного и методического характера, отражающих его основные теоретические и практические положения; в выступлениях с докладами на научных конференциях в Хабаровском государственном университете (1995 г.), ТГПИ (1996 г.), на Международной научной конференции в Курском государственном педагогическом университете (1999 г.), а также в ходе открытых занятий, проведенных автором для профессорско-преподавательского состава кафедры хорового дирижирования ТГПИ. Кроме того, материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр философии, общей педагогики, хорового дирижирования ТГПИ; разработанные диссертантом контрольные задания и методическая разработка используются в практике музыкального обучения студентов.
Этапы исследования:
I этап (1994-1996 гг.) проблемно-поисковый - заключался в анализе науч
ной и методической литературы, научных исследований с целью систематиза
ции данных, имеющих отношение к интересующей нас проблеме. В результате
этого были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза работы. Па
раллельно велись наблюдения образовательного процесса в педагогическом ву
зе; выполнялись конкретные исследования, целью которых были поиск и отра
ботка эффективных методов учебного взаимодействия, обеспечивающих реали
зацию возможности герменевтического подхода.
II этап (1997-1999 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы,
позволяющей проверить рабочую гипотезу и апробировать созданную автором
технологию обучения пониманию на основе герменевтического подхода, обес-
печивающую реализацию личностно-ориентированного образования культурологического типа.
III этап (1999-2000 гг.) завершающий - заключался в обработке полученных результатов, анализе эффективности экспериментального обучения и систематизации материалов исследования, оформлении текста диссертации, публикации научных и методических материалов.
Базой исследования был избран музыкально-педагогический факультет Таганрогского государственного педагогического института.
Генезис идей, развитие и современное состояние герменевтики
Понимание текста направлено на раскрытие, интерпретацию, воспроизведение его смыслового содержания и играет значительную роль в познавательной деятельности человека, что актуально для процесса обучения. Поиском путей решения данной проблемы издавна занималась герменевтика - область философии, представляющая собой теорию и практику интерпретации (истолкования) и понимания смысла текстов: от смысла текста какого-либо литературного или другого источника до смысла всемирной истории как текста.
Происхождение термина «герменевтика» (от греч. hermeneuticos - "разъясняющий", "истолковывающий") связывают с именем бога древнегреческой мифологии Гермеса, посредника между богами Олимпа и людьми, обязанность которого заключалась в том, чтобы доводить до сознания людей волю богов, истолковывая ее, переводя с языка богов на естественный язык людей {объяснение, изложение, толкование). Родиной отдельных герменевтических приемов, как практического искусства толкования литературных текстов (поэмы Гомера), является Древняя Греция (8-7 вв. до н.э.). К данным приемам обращались софисты - первые критики, литературоведы и языковеды, исследуя быстро развивающиеся прозу (Геродота, Фукидита, Ксенофонта), философский диалог (Платона) и ораторское искусство. В 4 в. до н.э. из-под пера Аристотеля вышли трактаты "О поэтах" и "Поэтика", в которых сделан анализ исследований предшествующего периода. Таким образом, были намечены основные принципы толкования, которые в дальнейшем дополнились, благодаря философским трудам Филона Александрийского (1 в. н.э.), ученых Иеронима, Ори-гена, Тертуллиана и Августина Блаженного (354-430 гг.)
В эпоху Христианства (во 2-й половине 1 в. н.э.) герменевтика выходит на новую ступень развития. У христианских теологов под герменевтикой (экзегетикой) понималось искусство толкования Библии. Востребованность герменевтических принципов возникла в связи с необходимостью правильного уяснения смысла Библии и творений отцов Церкви. Работая над решением данной проблемы, Августин Блаженный обратился к определению и объяснению сущности знаков текста, их разновидности, роли. В окружающем мире могут быть вещи, явления, которые выполняют роль знаков, то есть служат для обозначения чего-либо или для выполнения информационной функции (например, в одном случае, дым - знак огня, в другом - сигнал о приближении врага). Знак, по его мнению, есть материальный предмет (явление, событие), который действует на чувства человека, возбуждая в его сознании представление других известных предметов (ассоциации). Августин различает естественные и искусственные знаки. Первые возбуждают в сознании человека представление о себе и формирование сведения о другой вещи. Вторые представляют, фиксируют внутренний мир душевных переживаний человека, ход его размышлений о чем-либо. Также он выдвигает идею о двух родах истин: истины разума и истины факта, относя характеристику истинности именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Заменив термин "вера" на "знание", поскольку знание всегда выполняло объяснительную функцию - "Объяснять, чтобы понимать", Августин способствовал поднятию герменевтики на новый виток развития.
В основу христианской герменевтики были заложены принципы контекстуального анализа и конгениальности. Сущность первого заключается в следующем: если не удается выяснить значение слова при помощи грамматической интерпретации и при помощи сличения "темного места" с "яснейшими местами" Священного Писания, то необходимо рассмотреть предыдущие и последующие части текста, окружающие "темное" место. Это дает возможность открыть, какая из наиболее вероятных формулировок ближе смыслу и может войти в контекст. Сущность принципа конгениальности заключается в соразмерности творческого потенциала автора и читателя (богочеловека и интерпретатора).
Проблема истолкования учебного текста в процессе обучения на современном этапе
Как уже было отмечено во введении, тенденции развития современного общества обусловили смену парадигмы образования, которая определяется на данном этапе как личностно-ориентированная. При ее проектировании ученые, исследователи в области образования опираются на весь предшествующий многовековой опыт, историю развития педагогической мысли. Созвучными современным являются идеи, смысл которых сводится к следующему: в фундаменте процесса самоорганизации личности лежат гуманистические переживания сознания («беспокойство ума» - Сократ); главной ценностью общества и образования является личность, что подчеркивает ценность образовательных систем, создающих условия для ее свободного развития (М. Монтессори); установление приоритета «внутреннего» человека над «внешним» (Н.М. Пирогов); направленность образовательного процесса на ребенка, стимулирование "эмоционального пробуждения разума" (В.А. Сухомлинский) и др. [71]. Возвращение к традициям, которые лежат в основе русской классической педагогики, представленной такими именами, как В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и др., к лучшим образцам российского образования, созданным СИ. Гессеном, К.Н. Вентцелем, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амона-швили и др., способствует нахождению связей с современным личностно-ориентированным образованием.
Наиболее важные задачи обновленного образования могут быть представлены следующим образом:
- становление человека как субъекта культуры, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала;
- отношение педагога к обучаемому как к личности, обогащение знаниями и опытом в согласии с ее потребностями и интересами; оказание педагогической поддержки;
- опора на человекообразующие функции образования;
- включение в содержание образования таких обязательных компонентов, как аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный.
Данные положения воплощены в тех современных концепциях, в основу которых заложены гуманистическое понимание личности. К ним относят: психолого-дидактическую концепцию личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), аксиологическую концепцию личностного образования (И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов), дидактическую модель личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков), проективную модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев) и др. По своей сущности они представляют различные варианты личностно-ориентированного образования. Особо выделим один из них - педагогику личности, основные ориентиры стратегии которой направлены на субъективную сторону личности (сознание, смысл, ценности, переживания, личностный опыт и т.д.): концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман), культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская), концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (СВ. Кульневич).
Поскольку методологической основой нашего исследования избран культурологический подход к личностно-ориентированному образованию Е.В. Бондаревской, как совокупность способов, приемов его рассмотрения, остановимся на нем подробнее.
Данный подход к образованию способствует повороту всех его компонентов к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, который может культурно саморазвиваться, решая таким образом проблему перехода от одного типа образования к другому.
Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:
- отношение к обучающемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между обучающимися и культурой, способному ввести их в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество в достижении целей их культурного саморазвития.
Проблема понимания текста хорового произведения в профессиональном обучении студентов музыкально- педагогических факультетов
Проблема целостного анализа хорового произведения достаточно давно вошла в сферу научных и методических интересов музыковедов и педагогов. Весьма заметную роль здесь сыграли работы таких крупных ученых и практиков, как П.Чесноков, К. Птица, И. Полтавцев, Г. Дмитриевский, К. Ольхов, А. Егоров, С. Казачков, Л. Безбородова, В. Живов, В. Петрушин и др. В их трудах заложены основы методологии и методики хороведческого анализа произведения. Вместе с тем, приходится констатировать, что этими исследованиями проблема понимания хорового текста не исчерпывается (да и не может быть исчерпана в силу своей многогранности). Тем более, что аппарат герменевтики фактически выпал из поля внимания авторов. Так, в данных работах в том или ином варианте, не меняющем основной сути идей, представлен «целостный и теоретический» анализ текста, (целостный анализ обозначается ими как предварительная стадия изучения), получивший наиболее широкое распространение в художественной и педагогической практике. Сущность первого представляет собой учет всех обстоятельств -исторического контекста, стилевых связей, все авторские ассоциации, в том числе жанровые, и предполагает интуитивное художественное познание, понимание роли исследуемых элементов в системе художественного целого. Теоретический анализ ставит своей задачей выяснение закономерностей формы, а также анализ любых ее элементов (синтаксиса, ритма и пр.), и подразумевает выход к эстетическим проблемам, художественное постижение - в качестве базы [115. 69-96, 40. 14]. Однако согласно теории понимания художественного текста, задача понимания должна быть направлена, в первую очередь, на смысл текста (I уровень его постижения). А так называемый целостный анализ является источником дополнительной информации, способствующей обогащению представлений об образно-смысловом содержании (II уровень).
С.А.Казачков несколько иначе подходит к анализу хорового текста, предполагая три этапа его изучения: элементарный анализ; фрагментарный анализ - установления композиционных связей между элементами, т.е. комплексов выразительных средств, тесно связанных между собой: темпоритм, фразировка, кульминация, строй, ансамбль; целостное восприятие - постижение, доступное только внутреннему слуху. Удачно найденная характеристика или литературный образ на данном уровне, по его мнению, способны вызвать по ассоциации целостное музыкальное представление [52].
Однако, согласно теории понимания, существует логическая последовательность, ведущая к постижению смысла и его выражению: изучение знаковой системы -» раскрытие образа - его постижение - построение исполнительской концепции на основе исполнительского анализа средств музыкальной выразительности. В данной концепции, как мы видим, отсутствуют два последних этапа, кроме того, музыкально-художественный образ не представлен синтезом музыки и слова на основе анализа самостоятельного проведения каждым своей линии.
Обобщая данные экспериментальных исследований - как своих собственных, так и работ других авторов, - В. Петрушин предлагает следующий порядок постижения музыкальных произведений в процессе его восприятия:
1) выявление главного настроения;
2) определение средств музыкальной выразительности;
3) рассмотрение особенностей развития художественного образа;
4) выявление главной идеи произведения.