Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Кружалова Анастасия Михайловна

Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника
<
Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кружалова Анастасия Михайловна. Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Москва, 2006.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/1421

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идейно-художественные особенности изучения древнерусской литературы 13

1. Место древнерусской литературы в ряду мировых средневековых литератур 13

2. Анализ основных изучаемых образов, символов и тем древнерусской литературы 27

3. Анализ современной ситуации преподавания основ древнерусской литературы в системе постдипломного образования учителя-словесника. 39

Выводы по I главе 55

Глава II. Взаимодействие эстетического и этического аспектов в произведениях древнерусской литературы 58

1. Современные представления об этических и эстетических основах древнерусской литературы 58

2. Отражение эстетических категорий в произведениях древнерусской литературы 74

Выводы по II главе 94

Глава III. Организация экспериментальной работы 96

1. Курс «Отечественная художественная культура» как возможность взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе 96

2. Основные положения курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» 116

Выводы по III главе исследования 136

Заключение 138

Библиография 141

Приложение 1. Обзор Интернет-ресурсов 150

Приложение 2. Авторская программа «Отечественная художественная культура»

Введение к работе

Изменения, произошедшие в нашей стране за истекшие два десятилетия, без преувеличения можно назвать революционными. Коснулись они не только политической и экономической сфер жизни нашего общества, но и произвели значительные пертурбации в общественном сознании. Фундаментальному пересмотру подверглись методологические основы гуманитарных наук. Многие положения материалистического подхода к изучению предметов гуманитарно-эстетического цикла оказались несостоятельными, изначально идеологически заданными. Поспешный отказ от прежней методологии породил методологический вакуум.

С течением времени научное сообщество начало преодолевать и со временем, возможно, преодолеет эти трудности, однако система школьного преподавания, традиционно базирующаяся в нашей стране на фундаментальном принципе научности, испытывала и продолжает испытывать значительные сложности. Разрушение старых методических схем ставит вопросы о принципах формирования учебных программ, отбора материала, его оценке и трактовке. В сложившихся условиях сверхбыстрого обновления содержания и методики преподавания гуманитарных предметов резко возрастает роль системы повышения квалификации и переподготовки работников образования в целом и учителей русского языка и литературы, мировой художественной культуры в частности.

Помимо изменений методологического характера в условиях глобализирующегося мира выходят на первый план новые темы, требующие расставления новых акцентов, существенных изменений содержания образования. Акцент с поиска различий перемещается на поиски общего, повсеместно признается ценность созидательной деятельности, значимость для современного человека и общества тех высоких периодов истории и культуры, литературы, когда красота и добро были неразделимы, когда была

абсолютной взаимосвязь духовного, нравственного и эстетического восприятия мира.

Разрушение идеологически фундированной системы общественного и школьного воспитания привело в современных условиях к очевидной необходимости усиления воспитательной составляющей российского школьного образования. Духовная атмосфера, в которой выросло поколение современных школьников, нередко способствовало формированию ложных ценностей, эгоистических и потребительских установок. Типичной приметой нашего времени стало отсутствие стойких нравственных идеалов и устремлений у значительной части детей и подростков, духовная дезориентация и дезадаптация молодежи. Образовательный процесс в школах нередко нацелен на то, чтобы расширить рамки учебных программ, дать учащимся как можно больше информации по основам наук, при этом упускается вопрос о методологическом основании, на котором должен строиться процесс обучения. Развитие интеллекта происходит в ущерб развития духовности. Возникает потребность устранить этот дисбаланс за счет расширения воспитательного компонента.

Однако еще со времен античности известно, что назидание, декларация нравственных принципов не приносит результатов. Наиболее продуктивным путем является обучение, «прививка» высоких нравственных принципов через постижение законов искусства в целом, литературных произведений, в частности. Древнерусская литература, как попытается доказать диссертант в своем исследовании, имеет огромный и невостребованный ресурс как воспитательного воздействия, так и эстетического, оставаясь значимой частью культуры и на современном этапе. Отдельные произведения древнерусской литературы включены во все региональные программы по литературе. Однако разрозненность и бессистемность подачи материала не дает представления о целостности курса, о духовно-нравственной специфике многомерного и многоаспектного древнерусского эстетического сознания.

. Все вышеперечисленное делает необходимым и актуальным пересмотр с новых методологических позиций такого раздела курса школьного литературного образования, как древнерусская литература.

Кроме оснований теоретического характера, хотелось бы отметить, что отечественная общеобразовательная школа стоит на пороге очень важного события. Достигнутый совсем недавно научно-методический консенсус по содержанию школьных курсов, закрепленный в новом Законе «О государственном стандарте общего образования», выраженный в новом Базисном учебном плане, с 1 сентября 2006 года начинает вступление в действие в большинстве регионов РФ.

Самым революционным изменением в системе школьного обучения становится введение двух принципиально различных уровней изучения предметов в старшей общеобразовательной школе: базового (упрощенного и общеобязательного) и профильного (углубленного по выбору учащегося).

Целью этих изменений является стремление перейти к специализированной подготовке учащихся по выбранному ими профилю и освобождение их от излишней информации по «непрофильным» предметам, путем изучения их в меньшем объеме в рамках сокращенных общеобразовательных программ.

Безусловно, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла, в частности литературы, в рамках профильной школы не будет массовым явлением, однако в классах и учебных учреждениях возникнет вакуум содержания, методологии и методики преподавания предмета, в частности и по разделу древнерусская литература.

Указывая на причины возникновения методологического вакуума, нельзя не упомянуть о подготовке учителя русского языка и литературы в педагогических ВУЗах. Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература выявил, что студент - будущий учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы - изучает

периодизацию, основные жанры и поэтику древнерусской литературы около 100 аудиторных часов. Количество часов явно недостаточно для овладения полнотой современных знаний о древнерусской литературе. Изучение этического и эстетического аспектов древнерусской литературы в основной образовательной программе ВУЗа не представлено. Таким образом, можно констатировать, что воспитательная функция древнерусской литературы не является составляющей частью образования будущего учителя-словесника. Следовательно, недостаток должен восполняться в курсе постдипломного образования, повышения квалификации педагога.

Разработка и представление данной темы в рамках системы повышения квалификации и переподготовки работников образования позволит предвосхитить ситуацию недостаточности знаний в области древнерусской литературы, продемонстрировать на примере одной темы новые методологические подходы, сформировать и отработать методические схемы и приемы, указать новые пути расширения и углубления изучения предмета на профильном уровне.

Таким образом, актуальность заявленной темы исследования проявляется в:

необходимости переосмысления с точки зрения современных методологических подходов традиционного содержания раздела древнерусская литература в школьном курсе литературного образования;

систематизации подходов, способствующих формированию условий повышения эффективности духовно-нравственного воспитания школьников;

необходимости разработки научно-методических основ для углубленного преподавания профильных курсов в условиях модернизации отечественной системы образования.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы данного исследования — изучение древнерусской литературы во взаимодействии

эстетических и этических аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя русского языка и литературы.

Объект исследования — повышение квалификации учителей русского языка и литературы и гуманитарно-эстетического цикла в современных условиях развития образования.

Предмет исследования — процесс изучения древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов.

Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических подходов, методов и средств введения изучения основ древнерусской культуры в систему повышения квалификации учителя-словесника.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить философско-эстетическую, литературоведческую, психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.

  2. Разработать универсальные методы интерпретации произведений древнерусской литературы для современных школьников с целью увеличения интереса к литературе, истории и культуре изучаемого периода.

  3. Выявить воздействие эстетического и этического начал в произведениях древнерусской литературы на духовно-нравственное развитие личности педагога и ученика.

  4. Определить и экспериментально проверить наиболее эффективные факторы и условия преподавания древнерусской литературы в системе постдипломного образования учителей русского языка и литературы с целью повышения общей культуры учителя, его комментарийной культуры, развития личности учителя, обоснования чувств патриотизма и учительской гражданской ответственности перед обществом за судьбы молодого поколения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что изучение курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» в системе повышения квалификации учителя-словесника, учитывая современные требования по модернизации образования, будет успешным при условиях:

- рассмотрения древнерусской литературы как сферы нравственного
воздействия на личность, как ступени к постижению духовности;

. - теоретического обоснования отбора произведений древнерусской литературы, в которых особенно наглядно проявилось взаимодействие этического и эстетического аспектов;

- разработки и педагогического обоснования курса «Древнерусская
литература в контексте истории и культуры» как важного фактора
повышения квалификации учителя-словесника.

Методологической основой исследования явились: философские учения о единстве теории и практики, единстве формы и содержания; концепции древнерусской культуры и эстетики Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, М.Н. Громова, A.M. Панченко, А.Н. Робинсона, В.Н. Топорова; философская и психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и идея развития личности Л.С. Выготского; теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, концепция психологии искусства А.А. Мелик-Пашаева; методология научных педагогических исследований, получившая свое выражение в публикациях М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

. - теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической и культурологической литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов в системе повышения
квалификации учителей русского языка и литературы;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

метод экспериментального наблюдения;

анализ материалов работы со слушателями курсов. Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. впервые в профессиональной деятельности учителя-словесника определен новый подход к литературному образованию, в котором древнерусская литература предстает как система гуманистического, исторического мировоззрения, как традиция отечественной культуры;

  2. разработаны теоретические основы курса древнерусской литературы как эффективного направления в культурном и историческом контекстах, ядром которого является взаимодействие эстетического и этического аспектов;

  3. выявлено единство светского и религиозного мировоззрения в древнерусской культуре, определяющее необходимые атрибуты современного общественного сознания.

Теоретическая значимость исследования.

  1. Сформулированы отличительные черты поэтики древнерусской литературы: синкретизм, софийность, каноничность, религиозная традиционность.

  2. Христианский символизм определен как познавательный метод древнерусского искусства.

  3. Выявлены и подтверждены взаимодействие и взаимосвязь эстетического и этического аспектов в анализе произведений древнерусской литературы.

  4. Уточнены и обоснованы понятия «духовность», «ментальность», «церковность» в отношении образов и сюжетов произведений древнерусской литературы, где эти понятия становятся категориями интерпретации текстов.

Практическая значимость исследования.

  1. Разработана универсальная технология анализа произведений древнерусской литературы по трем критериям, соблюдение которых не только позволяет корректно интерпретировать изучаемый текст, но и ориентирует читателя на связь исторического и современного, традиционного и новаторского в русской литературе в целом.

  2. Сформулированы основные способы повышения мотивации в обучении взрослых, которые являются необходимым условием эффективного развития и восполнения общей культуры педагогов, их комментарийной культуры.

  3. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла, при создании новых поколений учебных программ и учебной литературы в системе повышения квалификации учителей, особенно по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, в курсах лекций по педагогике и инновационным технологиям в педагогических вузах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по философии, эстетике, педагогике и психологии, культурологии и искусству; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2005 годы.

I этап (1995-1997 гг.) - накопление опыта работы по программе «Отечественная художественная культура» в системе повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла.

  1. этап (1998-1999 гг.) - разработка концепции школы, взявшей программу «Отечественная художественная культура» как системообразующую воспитательной работы.

  2. этап (2000-2002 гг.) - разработка и апробация курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» как части системы повышения квалификации учителя-словесника.

IV этап (2002-2005 гг.) - уточнение теоретических и методических
положений исследования. Анализ и обобщение материалов, собранных в
процессе исследования. Написание текста диссертации и его литературная
обработка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах по проблемам содержания курсов повышения квалификации в МИОО, на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры МИОО, в лаборатории литературы и на заседаниях Ученого совета Института художественного образования Российской академии образования. Материалы исследования внедрены в практику курсов повышения квалификации, также в виде опубликованных программ и методических пособий. За разработку концепции развития и совершенствования курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла диссертант удостоена премии Правительства Москвы «Грант Москвы» в области гуманитарных наук за 2002 год.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Московского института открытого образования (далее - МИОО), учителей гуманитарно-эстетического цикла Московского института развития образовательных систем (далее - МИРОС), а также в педагогических коллективах школ № 1542 Западного административного округа (далее — ЗАО), негосударственном

образовательном учреждении (далее - НОУ) «Традиционная гимназия» Центрального административного округа (далее - ЦАО) г. Москвы. На защиту выносятся следующие положения:

Совершенствование профессиональной подготовки учителя-словесника в современной социокультурной ситуации необходимо реализовывать на основе эстетического и этического потенциала древнерусской литературы.

Древнерусская литература в системе постдипломного образования должна прежде всего быть средством формирования духовно-нравственного облика педагога, повышения общей культуры учителя.

Курс «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» позволяет актуализировать профессиональные умения педагога-словесника в процессе интерпретации текстов произведений по разработанной технологии анализа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений (обзор Интернет-ресурсов по древнерусской литературе и авторская интегративная программа «Отечественная художественная культура»).

Место древнерусской литературы в ряду мировых средневековых литератур

В своей статье «Первые семьсот лет русской литературы» современный филолог, специалист в области древнерусской литературы Д.С. Лихачев определил древнерусскую литературу как «литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни»1.

Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности. Предметом искусства является человеческий мир, многообразное отношение человека к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это его специфическая сфера) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Ориентируясь на средневековый, преимущественно религиозный, тип мышления, актуальный для древнерусской литературы, можно говорить о понимании духовности как высшей деятельности души, устремленности ее к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству и преображению души. По выражению филолога B.C. Непомнящего, «русская духовность - это и есть Православие»2.

Если рассматривать литературу как школьный предмет, то можно сказать, что он призван удовлетворять и совершенствовать эстетические, нравственные, гуманитарные интересы учеников, сделать чтение художественной литературы постоянной жизненной потребностью. Литература как предмет принадлежит эстетическому, гуманитарному, коммуникативному полям знаний, интегрирует художественное, историческое, географическое, речевое, обществоведческое образование, определяет характер и направленность гражданского и нравственного воспитания. Эстетический аспект является главным. Именно он характеризует конкретную предметную цель обучения. Литература как искусство слова, преображая действительность, создает новую художественную действительность, основанную на собственных законах. Постижение этих законов и есть важное условие понимания литературных произведений. Именно это знание гарантирует восприятие литературы как искусства, разрушает иллюзию понимания, основанного на непосредственном значении слов и низводящего художественные произведения на уровень бытовых историй. Нравственный аспект литературного образования предполагает, что литература при всей ее самоценности заставляет задуматься юного читателя над коренными вопросами бытия. Она каждый раз по-новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности и многозначности возможных решений и одновременно настаивает на непреложности вечных нравственных ценностей. В современных условиях, когда воспитание осуществляется школой только в процессе обучения, нравственное содержание художественной литературы, а значит, и урока литературы приобретает особый вес. Школьная литература несет не только знания и умения, она формирует убеждения, определяет качество личности, направленность жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.

Непреходящее значение в становлении русского менталитета имеет древнерусская литература. Определение менталитета является дискуссионной проблемой современной философии и культурологии. В данном исследовании разделяется взгляд на эту проблему современного философа А.Я. Гуревича. Он писал следующее: «Ментальность, во многом, может быть, в главном, - остается непрорефлектированной и логически не выявленной. Ментальность ... тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, не вдумываясь в их существо и предпосылки, в их логическую обоснованность» . Нравственный и эстетический потенциалы древнерусской литературы, а главное, их тесное взаимодействие и взаимообусловленность, создают новое христианское общественное сознание. Внедрение этого типа ментальносте не всегда считалось положительным для образования, однако сегодня считается, что такая позиция неверна.

Пользуясь определением Д.С. Лихачева, можно предположить, что древнерусская литература в своих образах и сюжетах дает представление о жизни всего мира, всех людей. Возникает естественное желание аргументированного подтверждения или доказательного опровержения данного ученым определения. В какой степени древнерусская литература отражала мировую историю и смысл человеческой жизни?

Современные представления об этических и эстетических основах древнерусской литературы

Этические основы древнерусской литературы. Нравственное отношение как сугубо ценностное - в противоположность логическому, рациональному - делает читателя непосредственным участником любой ситуации, воспринимаемой этически. Добро и зло являются абсолютными полюсами системы моральных убеждений. Неизбежный для этического отношения нравственный выбор своей ценностной позиции (убежденности) уже тождественен поступку - даже в том случае, если он не будет продемонстрирован внешним поведением - поскольку «фиксирует» место читателя на своеобразной шкале моральных ценностей. Древнерусская литература фактически не оставляет места выбору читателя относительно нравственной системы координат. В отношении добра и зла литература Древней Руси абсолютно категорична. Предмет ее изображения - человек и его усовершенствование.

Приведем еще одно определение предмета литературы. Оно принадлежит М.Н. Сперанскому: «... литература и ее предмет прежде всего для нас является материалом для изучения прошлого данного народа. Этот материал представляет результат его психологической деятельности и его внешней и внутренней истории. Затем, она представляет для нас предмет для изучения идейных стремлений отдельной народности, и, в конце концов, этот материал представляет предмет для изучения психологии творчества известного народа в прошлом или в настоящем»49.

Применить это определение к древнерусской литературе мы можем следующим образом:

Древнерусская литература в качестве изучения прошлого народа предлагает библейскую историю и через ее призму историю других стран.

В качестве изучения идейных стремлений народа древнерусская литература предлагает читателю стремление к абсолютному духовному идеалу, к Богу, через постижение основ христианского мировоззрения.

Изучение психологии творчества народа в древнерусской литературе идет через перевод к созданию канона и, наконец, к творчеству, стремящемуся выразить Божественную гармонию в произведениях искусства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, хотя древнерусская литература не мыслит себя вне рамок христианства, она не является узко церковной. В XI веке, шире - в начале существования, для только что принявших христианство и, следовательно, религиозным образом настроенных людей она по-настоящему являлась светской литературой с конкретными, четкими, строгими морально-нравственными установками. Древнерусская литература показывает читателям высочайший образец нравственности и великое стремление к Божественной гармонии. В соответствии с богословским, и наиболее близким древнерусскому сознанию, толкованием, «гармония - единство и совершенство во многообразии, высшая красота духовного сосредоточия мира. Гармония выражает высший духовный замысел Бога, нарушаемый греховной природой человека. Существует предустановленная гармония между душой и телом. Душа следует своим собственным законам, а тело - своим собственным, при этом они совпадают в силу предустановленной между ними гармонии»50.

Вначале переводная с греческого и болгарского, затем оригинальная, литература Древней Руси призвана была разъяснить людям Евангелие, мысль Божию о людях, научить жить в соответствии с заповедями Божиими, объяснить, чем плохо и губительно язычество и чем так благодатно православие. Отсюда и вытекает главная особенность древнерусской литературы — ее учительная и воспитательная роль.

Непременно следует отметить, что, базируясь на религиозных представлениях, древнерусская литература учила не столько Закону Божию или правилам поведения в храме, она несла новый менталитет, настойчиво предлагала христианский образ жизни, знакомила с принципиально новым типом сознания каждого человека: князя, купца, воина, холопа и т.д.

Следовательно, пользуясь выражением М.Н. Сперанского, «идейные стремления отдельной народности», славян, представленные в их литературе, говорят не об идеальном, не о риторике, а о живой действительности.

Продолжая разрабатывать определение предмета литературы, данное М.Н. Сперанским, в свете этического аспекта древнерусской литературы, можно сказать, что «психология творчества» в изучаемый период представляла собой попытку в рамках художественного мышления соединять Божественную гармонию и стремления человека приблизиться к ней. Таким образом, человек, описываемый в произведениях древнерусской литературы, представляет собой личность, стремящуюся к идеалу, к гармонии, к вечности.

Курс «Отечественная художественная культура» как возможность взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе

В 1996 году издательством МИРОС была выпущена программа «Отечественная художественная культура» (авторы - A.M. Кружалова, Т.С. Шмагина). Она была создана для учащихся 7-8 классов школ с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, однако на первом этапе послужила программой курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла.

Успешность подготовки и переподготовки педагогов напрямую связана с повышением качества научно-исследовательской работы в области образования. По словам крупнейшего методолога образования современности В.В. Краевского, эта связь становится особенно очевидной, если учесть, что значительная часть такой работы ведется педагогами школ. Ее смысл для них не сводится к вкладу в педагогическую науку. Она не менее важна для повышения качества их учебной работы. От развития педагогического мышления педагогов средней школы, преодоления ими привычных педагогических стереотипов, формирования гибкого, творческого подхода к воспитанию и обучению находится в прямой зависимости степень развития такого же мышления у учащихся. Чтобы быть на уровне современных требований, сами наставники должны глубоко и максимально заинтересованно заниматься наукой и творчеством.

Главный смысл создания программы заключался в том, чтобы организовать пропедевтический курс отечественной культуры по отношению к изучению мировой художественной культуры. Задачей программы авторы объявили воспитание любви к своему Отечеству, а основой методики -обращение к образу человека в художественной культуре, от Древней Руси до XIX века.

Согласно учебно-тематическому плану курсов повышения квалификации по программе «Отечественная художественная культура» изучению древнерусской литературы уделялось всего 5 учебных часов. Однако обучение основам древнерусской литературы и, главное, мировоззрения средневекового русского человека в программе «Отечественная художественная культура» занимало важнейшее место. Именно с помощью произведений литературы Древней Руси удавалось объяснить слушателям философию культуры, специфику мировоззрения, основные характерные особенности древнерусского искусства. Фактически курс древнерусской литературы уже был вписан в историю искусства изучаемого периода.

С 1996 года сотрудниками лаборатории эстетического образования МИРОСа проводились курсы по новой программе на базе различных округов г. Москвы: Западного, Северо-Восточного, Юго-Западного, Южного, Восточного. В целом аудитория была представлена 135 слушателями. Были составлены вопросы для начального и заключительного анкетирования. Видимая сложность состояла в том, что в ряде округов работа на курсах имела продолжительность в 2 года. Разумеется, были опасения относительно наполняемости групп на второй год обучения. Однако среди учителей степень заинтересованности курсом была очень велика, на второй год аудитория, как правило, составляла прежнее количество слушателей. Отзывы о курсах превосходили ожидания разработчиков программы. Налицо была необходимость подобной работы с учителями.

. Занятия на этих курсах строились на основе художественной драматургии, с использованием различных форм наглядности, фрагментов музыкальных, литературных произведений, страниц Библии и многого другого. К лекторскому составу курсов предъявлялись жесткие и неординарные требования. Во-первых, спектр профессиональных интересов должен был быть весьма широким, вмещать в себя максимум современного гуманитарного знания. Во-вторых, преподаватель должен был абсолютно грамотно формулировать цель и задачи курса ОХК как части предмета МХК, находиться в поиске вариативного содержания гуманитарно-эстетического образования учащихся, принимать участие в разработке и использовании новых технологий образования, направленных на усиление ценностно-личностной ориентации учащихся и слушателей курсов. В-третьих, при изучении отечественной культуры, по мнению авторов программы необходимо осознанно реализовывать нравственную сущность предмета, развивать интерес учителя к культуре и искусству, быть максимально убежденным в положительной мотивации обучения. Однако самое главное, чего хотели добиться и добились организаторы курсов - атмосфера комфортности на занятиях.

Если постараться вычленить наиболее запомнившиеся учителям-слушателям курсов моменты, то обращают на себя внимание их слова: «нравственная сущность предмета» и «ценностно-личностная ориентация учащихся». Следовательно, из занятий по ОХК учителя вынесли самое основное.

Похожие диссертации на Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника