Введение к работе
Актуальность исследования. Профессия дизайнера востребована на современном рынке труда и занимает на нем одну из ключевых позиций. Сфера дизайна охватывает множество направлений, в том числе промышленный дизайн, выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, компьютерный дизайн и др. Развитие каждого направления требует от дизайнера профессионально-коммуникативного проявления, позволяющего ему понять потребности клиентов в дизайнерской продукции и достойно представить результаты своего творчества.
Потребитель помогает дизайнеру понять их потребности в дизайне, осмыслить восприятие его дизайнерского продукта, определить перспективы своего последующего творчества. Данный факт свидетельствует о важности для дизайнера развитости его профессионально-коммуникативных возможностей и их повседневного проявления. Качественной характеристикой такого проявления дизайнера выступает его профессионально-коммуникативная культура, основы которой закладываются в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении. Изложенное свидетельствует о необходимости формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера еще на этапе его профессиональной подготовки в колледже.
В колледжах сложился определенный опыт подготовки дизайнеров, формирования у них основ профессионально-коммуникативной культуры, которая позволяет молодым специалистам адаптироваться в их профессиональной сфере. В тоже время изучение этого опыта показало, что вопросам формирования в колледжах профессионально-коммуникативной культуры дизайнера уделяется недостаточное внимание.
Учитывая важность проблемы формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, многие ее аспекты и вопросы получили отражение в работах различных ученых, исследователей. К таким вопросам, в частности, относятся: вопросы профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования (О.И. Воленко, Н.И. Никитина, Л.Г. Семушина, А.Л. Смятских и др.); развитие дизайн-образования (И.М. Верткин, П.П. Крамар, Н.М. Сокольникова и др.); вопросы значимости коммуникативной культуры для специалистов, чья профессиональная деятельность осуществляется в системе «человек – человек», обоснование сущности и содержательных характеристик коммуникативной культуры для данных специалистов (В.С. Библер, М. Бубер, А.Ю. Гончарук, М.С. Каган, Ю.С. Моздокова, С.А. Сазонова и др.); психологии и педагогики коммуникативной деятельности (А.А. Бодалев, Б.З. Вульфов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.); вопросы творческой самореализации, развития профессионально-творческой активности и художественных способностей специалистов (Р.А. Гильман, И.В. Лапчинская и др.) и др.
Вместе с тем анализ литературы показал, что вопросы, которые раскрывают теоретико-методические основы формирования профессионально-коммуникативной культуры специалиста по дизайну в социальном колледже не получили в ней достаточного отражения. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и недостаточной разработанностью его теоретико-методического обеспечения в колледже. Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методического обеспечения формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Данная проблема определила тему исследования: «Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера».
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки дизайнера в колледже.
Предмет исследования – содержание и технология формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.
Цель исследования – разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и технологию реализации модели формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.
Гипотеза исследования. Успешность профессиональной деятельности специалиста по дизайну в определенной степени характеризуется уровнем сформированности у него профессионально-коммуникативной культуры, которая позволяет строить продуктивные личностно-деловые взаимоотношения с различными субъектами коммуникаций в сфере дизайна. Основы такой культуры закладываются в колледже и могут быть обеспечены, если:
– образовательный процесс профессиональной подготовки ориентирован на формирование профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и позволяет каждому обучаемому овладеть ее основами, получить опыт проявления данной культуры в профессионально-творческой среде;
– содержательно-технологический компонент профессиональной подготовки будущих дизайнеров наиболее полно отражает требования профессионально-коммуникативной специфики самопроявления дизайнера и обеспечивает поэтапное формирование в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры;
– студенты мотивированы и активны в процессе овладения основами профессионально-коммуникативной культуры, а художественно-эстетическая, профессионально-образовательная и творческая среда колледжа позволяют обеспечить реализацию основ данной культуры в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности;
– созданы условия необходимые для реализации модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже.
Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:
-
-
Раскрыть основные теоретико-методологические подходы к изучению профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и необходимость формирования ее основ в колледже.
-
Определить сущность, структурно-содержательные компоненты основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, а также критерии и показатели оценки ее проявления.
-
Разработать модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров и ее содержательно-технологическое обеспечение.
-
Экспериментально проверить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.
Методологическую основу исследования составили: работы в области методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский и др.); основные положения теории о единстве личности и деятельности, сознании и деятельности (К.А. Абульханова–Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, М.Я. Виленский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.); теоретические обоснования гуманистического и аксиологического подходов в педагогических исследованиях (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Петровский и др.); культурологический подход в образовании (Н.И. Алексеев, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, А.Ю.Гончарук, C.B. Кульневич, Н.Б. Крылова, Ю.С. Моздокова, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.); общетеоретические положения о моделировании учебного процесса (В.П. Беспалько, В.И. Михеев и др.).
Теоретическим фундаментом исследования стали теории формирования профессиональной культуры специалиста (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, А.К. Маркова, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шиянов и др.); теории истории дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.), теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции творчества (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, В.Г. Рындак, Н.М. Яковлева и др.); современные концепции педагогики художественного образования (М.В. Алпатов, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов и др.); теории формирования в условиях колледжа профессионально-творческих качеств специалиста (Г.С. Альтшуллер, С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, А.Л. Смятских и др.); теории профессионального образования специалистов социальной сферы (О.И. Воленко, Б.З. Вульфов, Г.С. Жукова, Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.); теории педагогического моделирования (С.И. Архангельский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский, В.А. Штофф и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение и классификация, моделирование и проектирование и др.); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент и др.), а также методы математической статистики.
База исследования. Различные аспекты подготовки дизайнеров, формирования у них основ профессионально-коммуникативной культуры изучались в социальном колледже ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»; ГОУ СПО «Железногорское художественное училище», (г. Железногорск Курской области). Экспериментальная проверка полученных материалов осуществлялась в Социальном колледже ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». На различных этапах исследования было охвачено более 215 студентов колледжей, 25 преподавателей колледжей и 25 специалистов-дизайнеров баз практики, 30 работодателей, 68 выпускников колледжей, 45 специалистов-практиков с квалификацией «дизайнер».
Исследование проводилось в три этапа в период с 2008 по 2012 гг.
Первый этап (2008–2010 гг.) – теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, изучение и анализ отечественного опыта подготовки дизайнера в колледже; формирование понятийного аппарата; проектирование модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры и ее содержательно-технологического обеспечения; определение базы экспериментальной проверки.
Второй этап (2010–2011 гг.) проводилась экспериментальная проверка модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в условиях колледжа; уточнялись, корректировались отдельные содержательно-технологические стороны исследуемого процесса; обосновывались педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки специалиста по дизайну в период обучения в колледже.
Третий этап (2011–2012 гг.) включал в себя анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:
– выявлены требования, предъявляемые к профессионально-коммуникативной культуре дизайнера;
– уточнено понимание сущности и содержания основ профессионально–коммуникативной культуры дизайнера;
– выявлены характерные уровни проявления основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, а также критерии и показатели оценки их проявления;
– разработана и обоснована модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и ее содержательно-технологическое обеспечение;
– выявлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.
Теоретическая значимость исследования. Материалы, полученные в ходе исследования, дополняют и обогащают теорию педагогики профессионального образования на примере формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже, путем уточнения и дополнения понимания сущности и содержания основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, уровней ее проявления, критериев и показателей оценки, а также посредством разработки модели формирования в колледже основ данной культуры.
Практическая значимость исследования. Разработанное содержательно-технологическое обеспечение модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера прошло проверку возможности ее реализации в условиях колледжа. Полученные материалы получили внедрение в такие элективные курсы, как «Профессиональные коммуникации дизайнера», «Профессиональная культура дизайнера», «Психолого-педагогические основы личностно-делового общения дизайнера»; разработаны и внедрены в учебный процесс колледжа факультативы «Основы психологии и педагогики профессионально-творческой активности личности», «Технологии переговорного процесса». Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями колледжей для совершенствования программ коммуникативной подготовки дизайнеров.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Основными требованиями, предъявляемыми к профессионально-коммуникативной культуре дизайнера среднего звена, выступают: умения и способности установить продуктивное коммуникативное взаимодействие, личностно-деловой контакт с заказчиками, коллегами и работодателями; умения адекватно реализовать индивидуальный стиль профессионального общения; умения презентовать дизайнерские достижения своего труда, отличающиеся вкусом, национальными традициями и оригинальностью идей; способность влиять на эстетический вкус потребителей дизайна; владение информационно-коммуникативными технологиями; владение профессионально-этическими нормами и правилами в сфере личностно-деловых коммуникаций.
2. Профессионально-коммуникативная культура дизайнера как часть его профессиональной культуры представляет собой качественную характеристику личности специалиста. Она характеризует повседневность продуктивного коммуникативного проявления дизайнера, обеспечивающего познание им потребности рынка дизайнерской продукции, ее эстетических вкусов и презентацию своей эстетически богатой продукции на рынке труда. Такая культура признается в художественно-творческих сообществах и признается теми, кто является потребителями этой культуры на рынке труда. Она в большей степени определяет имидж дизайнера, его авторитетность, способность и готовность к коммуникативному общению в профессиональной среде, олицетворяет единство внутреннего и внешнего проявления дизайнера. Внутренняя составляющая характеризует богатство его внутреннего мира, нравственное отношение к окружающей действительности; ценностные установки, мотивы, потребности; личностные качества, определяющие сферу его интересов в повседневной жизни, знания, умения, навыки в области дизайнерского искусства (его мастерство), а также опыт самореализации в дизайнерском продукте и его презентация. Внешняя – это индивидуальный стиль коммуникативного проявления в профессиональной деятельности и активность в самосовершенствовании.
Основными компонентами профессионально-коммуникативной культуры дизайнера являются: аксиологический (осознание ценности культуры коммуникативного проявления в профессиональной среде, принятие на личностном уровне ее необходимости и важности; осознание и принятие норм профессиональной этики в сфере личностно-деловых коммуникаций дизайнера); когнитивный (объем и качество знаний об основах профессионального коммуникативного проявления специалиста в сфере дизайна, а также о сущности, содержании рекламных и дизайн-технологий, знания об особенностях различных видов личностно-деловых коммуникаций в различных сферах деятельности); интерактивно-поведенческий (владение системой умений, навыков, необходимых для профессионально-коммуникативного проявления, а также развитость умений предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, анализировать собственную практическую деятельность, объективно оценивать себя, свой уровень профессиональной культуры, продуктивность личностно-делового общения и способность адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности).
Уровнями проявления основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера выступают: адаптивно-базовый (положительное отношение к профессиональной деятельности в сфере дизайна, сформированность базовых социально-перцептивных умений, а также умений устанавливать начальный личностно-деловой контакт с различными субъектами профессиональных коммуникаций в сфере дизайна; умения осуществлять саморегуляцию эмоционального состояния, самоконтроль речевых и поведенческих реакций, сложности адаптации в нестандартных условиях профессиональной практики); продуктивно-ситуативный (владение профессионально-этическими нормами в сфере личностно-деловых коммуникаций; сформированность умений моделировать процесс коммуникации в зависимости от особенностей конкретной ситуации, владение широким спектром вариативных вербальных и невербальных средств личностно-делового общения, систематическое достижение цели в сфере профессиональных коммуникаций; умения компенсировать слабые стороны своей коммуникативной культуры, устойчивость мотивов в сфере саморазвития, самосовершенствования профессионально-коммуникативной культуры); профессионально-творческий (умения выбирать адекватную стратегию и тактику коммуникативного поведения в нестандартных, сложных ситуациях личностно-делового общения, последовательная реализация собственного профессионально-коммуникативного потенциала и культуры на основе квалифицированного выполнения задач профессиональной деятельности, умения презентовать свой дизайн-продукт, управлять собственным профессиональным поведением даже в нетипичных ситуациях, высокая мотивация к систематическому самосовершенствованию коммуникативной культуры). Критериями оценки уровня проявления профессионально-коммуникативной культуры дизайнера выступают: мотивационно-ценностный (осознание и принятие ценностей профессиональной этики в сфере личностно-деловых коммуникаций дизайнера; открытость, тактичность в межличностных взаимодействиях, осознание важности и необходимости принятия в процессе личностных и деловых контактов этнокультурных особенностей партнеров по общению, ориентация на достижение компромисса в сложных ситуациях профессиональных коммуникаций); гносеологический (системность знаний в области профессиональных коммуникаций дизайнера, в сфере психолого-педагогических, этических, лингвистических, конфликтологических, этнокультурных основ личностно-делового взаимодействия с клиентами, коллегами, работодателями, а также знаний в сфере индивидуальных особенностей профессионально-коммуникативного проявления стиля общения дизайнера); операционально-деятельностный (умения грамотно, доступно, аргументировано устно и письменно излагать свои мысли, дизайнерские идеи; адекватность коммуникативного восприятия партнеров по личностно-деловому общению, умения реализовывать речевую и поведенческую тактику с различными партнерами по коммуникациям в сфере дизайна, владение технологиями дизайна и технологиями этического профессионально-коммуникативного поведения; владение навыками монологической речи, умения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; умения вести диалог, переговоры и др.).
3. Модель процесса формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера предстает в виде единства и взаимосвязи компонентов: целевой (цели, функции, задачи формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в процессе его профессиональной подготовки), организационно-управленческий (организация и управление учебным процессом в контексте формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера), содержательный (профессионально-ориентированное проектирование содержания учебных дисциплин, обеспечивающих усвоение теоретических основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера), технологический (поэтапная учебно-воспитательная деятельность в колледже по овладению основами профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и получение опыта ее реализации в процессе практики, учебной и внеучебной деятельности обучаемых); профессионального воспитания (развитие интереса к профессии, формирование ответственности дизайнера за художественно-эстетическое проявление и умение его воспринимать, производить и представлять во взаимодействии в профессиональной сфере деятельности, менталитета дизайнера высокой культуры); профессионально-эстетического сопровождения (определение субъекта и обеспечение художественно-эстетического сопровождения профессионально-личностного роста дизайнера и его профессионально-коммуникативного проявления); профессионально-творческого самосовершенствования (стимулирование самостоятельности в овладении художественно-творческим мастерством, индивидуальным коммуникативным проявлением в процессе профессионального становления); ресурсный (кадровое обеспечение подготовки дизайнера в колледже, материально-техническое и технологическое сопровождение, творческие мастерские); мониторинговый (обеспечение оценки художественно-эстетического и профессионально-коммуникативного роста студента как дизайнера и учет его в стимулировании профессиональном и профессионально-коммуникативном самосовершенствования); результативный (оценка уровня сформированности основ профессионально-коммуникативной культуры). Принципами реализации модели являются: принцип ситуативности; принцип профессионально-коммуникативной целесообразности; принцип индивидуального и группового коммуникативного проявления; принцип индивидуализации подготовки.
4. Социально-педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективности реализации модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущего дизайнера: организационно-управленческие (маркетинговое изучение потребностей региональных рынков труда в дизайнерах среднего звена и требований работодателей в отношении их профессионально-коммуникативной культуры; систематический мониторинг и экспертная оценка уровня сформированности основ профессионально-коммуникативной культуры выпускников колледжей и др.); профессионально-коммуникативные (ориентированность среднего профессионального образования на мотивы и потребности повышения профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, мотивированность и активность студентов в повышении своей профессионально-коммуникативной культуры); дидактические (необходимая материально-техническая база и система учебно-методического обеспечения образовательных заведений, организация процесса формирования основ профессионально-коммуникативной культуры в контексте будущей профессиональной и творческой деятельности; приоритетность программ профессионально-прикладного и практико-ориентированного характера; наличие структурно-логических межпредметных связей дисциплин предметной области дизайна с другими видами профессиональной подготовки дизайнера, профессионально-ориентированная творческая образовательная среда, кумуляция опыта реализации профессионально-коммуникативной культуры в период практики для получения первичных профессиональных навыков, практики по профилю специализации и преддипломной практики).
Апробация основных положений и внедрение результатов исследования осуществлялись через разработку методических материалов, публикацию статей, докладов, тезисов. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях по проблемам профессиональной подготовки специалистов в городе Москве и Московской области.
Достоверность полученных результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью его теоретических положений; выбором комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования; приведением теоретических педагогических разработок в неразрывное единство с практической деятельностью, продолжительностью эксперимента, подтвердившего эффективность разработанной модели и технологии ее реализации; аргументированностью выводов, воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, представлен научный аппарат исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. В первой главе «Профессионально-коммуникативная культура дизайнера и необходимость формирования её основ в колледже» раскрывается суть базовых понятий исследования; обосновывается авторская трактовка сущности и структуры основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Во второй главе «Обоснование и экспериментальная проверка содержательно-технологического обеспечения модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров в колледже» обосновывается модель формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже, описывается экспериментальная проверка содержательно-технологического обеспечения модели, представлен анализ полученных результатов. В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.
Похожие диссертации на Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера
-