Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Матвеева Татьяна Викторовна

Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза
<
Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матвеева Татьяна Викторовна. Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Матвеева Татьяна Викторовна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Орел, 2007. - 237 с. РГБ ОД, 61:07-13/2275

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические и методологические предпосылки исследования профессиональной культуры дизайнеров 15

1.1. Дизайн как феномен культуры 15

1.2. Сущность и структура профессиональной культуры дизайнеров, критерии и показатели ее формирования 39

1.3. Идеи и опыт формирования профессиональной культуры дизайнеров на современном этапе в ведущих отечественных и зарубежных вузах 69

Выводы по первой главе 96

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров средствами композиции 100

2.1. Анализ уровня сформированности профессиональной культуры студентов-дизайнеров при существующей педагогической практике 100

2.2. Содержание и результаты опытно - экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры студентов-дизайнеров средствами композиции 118

2.3. Педагогические условия и механизмы формирования профессиональной культуры дизайнеров 152

Выводы по второй главе 174

Заключение 176

Список использованной литературы 179

Приложения 197

Введение к работе

В настоящее время система образования в стране оказалась поставленной в принципиально новые экономические, политические, духовные и культурные условия. Заметно повысилась социальная роль образования. От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества.

Особые требования общество предъявляет к качеству профессиональной подготовки дизайнеров, деятельность которых связана со специфической сферой по разработке предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций, с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и самим обществом.

Круг проблем и теоретических предпосылок настоящего исследования очерчен многоаспектностью дизайна как исторического и социокультурного феномена.

Философско-социологическому анализу дизайна посвящены работы Ю.Л.Егорова, Н.Л.Емельяновой, В.П.Кузьмина, М.Г.Чепикова, А.И.Уемова, Э.Г.Юдина и др. Социальная роль дизайна в культурном развитии общества рассмотрена В.М.Видгофом, К.М.Кантором, А.Н.Козловым, Ю.Б.Сомовым, М.В.Федоровым и др.

Различные аспекты истории, теории и методологии дизайн-проектирования представлены в трудах С.С.Арзуманяна, В.Р.Аронова, Л.Н.Безмоздина, Ж.Бодрийяра, В.В.Волковой, В.Л.Глазычева, А.Л.Дижура, К.М.Кантора, М.А.Коськова, Г.Н.Лолы, М.К.Мамардашвили, Г.Б.Минервина, С.М.Михайлова, Ю.В.Назарова, О.И.Нестеренко, Е.А.Розенблюма, В.Саакова, В.Ф.Сидоренко, М.Хайдеггера, Э.Тьяльве, С.О.Хан-Магомедова, В.Т.Шимко и др. Международный опыт представлен в исследованиях А.В.Бойчука, Л.Е.Быкасовой, А.А.Карху, Г.Г.Курьеровой, И.В.Приваловой, И.И.Тереховой, а также зарубежных авторов Р.Арнхейма, Р.Боумена, Г.Земпера, Н.Кларка, К.Кимуры и др.

Современное понимание дизайн-образования позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств профессионального становления специалиста-дизайнера.

Сущность развития личности через дизайн раскрывается в философских работах Л.Н.Безмоздина, Л.С.Сысоевой, О.И.Маюновой, Л.Ф.Корытина, М.А.Коськова, Л.И.Новиковой, С.И.Струниной, А.Е.Лазарь, Э.К.Перлиной.

Вопросы профессионального дизайнерского образования освещаются в трудах Л.Ю.Анцукова, Ю.А.Грабовенко, Н.П.Вальковой, И.Ф.Волкова, Н.В.Воронова, Т.М.Журавской, М.С.Кагана, К.М.Кантора, Л.А.Кузмичева, Е.Н.Лазарева, Г.Б.Минервина, В.И.Михайленко, В.Ф.Сидоренко, И.А.Спичака и др.

Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е.Н.Ковешниковой, В.П.Климова, Е.Э.Павловской, Л.Б.Переверзева, И.В.Приваловой, В.О.Родина, Х.Г.Тхагапсоева и др.

Одним из путей, обеспечивающих качественную подготовку выпускников, сегодня считается профессионально-образовательная ориентация при подготовке специалистов на овладение ими профессиональной культурой, которая играет приоритетную роль в развитии социальных и личностных качеств будущих специалистов. Именно она формирует такие важные для специалиста качества, как способность к деятельности, созиданию, творчеству, а также нравственное и эстетическое сознание. Полнота и глубина овладения богатством культуры делает их современными, стильными, способными не только воспринимать и осваивать ее, но и включаться в многообразные виды творческой деятельности.

Ввиду острой потребности общества в дизайнерах, не только владеющих определенными умениями, навыками и знаниями, но и выступающих за новую философию дизайна, целостное понимание его задач и связей с реальной жизнью большинства людей, появилась необходимость исследования формирования профессиональной культуры дизайнеров.

5 Раскрывают сущность и понятие "профессиональная культура" в своих диссертационных исследованиях Е.Б.Гармаш, М.О.Пескарь, Л.С.Зац, Е.С.Лапшова, О.М.Туркацо, Н.М.Качуровская, Э.Д.Кандракова. Наиболее близка к теме нашего исследования работа Н.М.Качуровской, посвященная формированию профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза. В ряде исследований (Н.П.Валькова, Р.Ф.Мухутдинов) профессиональная культура дизайнера лишь вписана в контекст других, не менее актуальных проблем, связанных с профессиональным становлением специалиста-дизайнера. Не получает должного решения проблема формирования профессиональной культуры и в образовательной практике.

Проблему формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнерского профиля невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины. При подготовке студентов по специальности 070601 "Дизайн" одной из важнейших задач является воспитание специфического видения места и проблем материальной культуры в процессе развития общества. Воспитание восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры является длительным процессом, рассчитанным на весь период начальной и основной подготовки.

Одной из профилирующих дисциплин, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве специалистов-дизайнеров, является "Композиция". При этом мы отмечаем, что необходимо рассматривать композицию не с позиции учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки дизайнеров, а в ее более широком сущностном и структурном понимании.

В теории и методике преподавания композиции были предприняты неоднократные попытки систематизировать, обобщить имеющийся опыт в данной области и преобразовать его в систему знаний (В.А.Устин, И.Т.Волкотруб, А.А.Борташевич, А.Г.Мельников). Однако роль композиции

в формировании профессиональной культуры дизайнера в процессе его вузовской подготовки на данный момент специально не изучалась.

Анализ исследований в области дизайн-образования и практика подготовки специалистов-дизайнеров в вузе позволили выявить ряд противоречий:

между теорией дизайна и современными принципами и традициями дизайн-образования;

между высокими социальными требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам дизайнера, и уровнем современного дизайн-образования;

- между возросшей социальной потребностью в специалистах-
дизайнерах с высоким уровнем профессионализма и неразработанностью
адекватных средств, методов и форм обучения, при помощи которых осуще
ствляется их подготовка.

Необходимость разрешения указанных противоречий определила тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: выявление педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров средствами композиции.

Решение данной проблемы является целью настоящего исследования. Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов-дизайнеров в условиях вуза.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать идеи и опыт формирования профессиональной культуры дизайнеров в ведущих отечественных и зарубежных вузах на современном этапе.

  1. Обосновать основные структурные компоненты профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, уровни и критерии ее сформированности.

  2. Разработать модель формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров средствами композиции.

  3. Определить комплекс педагогических условий, необходимых для успешного формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров средствами композиции.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-
методические рекомендации по формированию профессиональной
культуры будущих специалистов-дизайнеров средствами композиции.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что ус
пешное формирование профессиональной культуры специалистов-
дизайнеров средствами композиции в вузе возможно при соблюдении ком
плекса следующих педагогических условий:

- обеспечение направленности образовательного процесса, его содержа
ния, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся,
реализацию их творческого потенциала;

гибкое организационно-методическое обеспечение учебного процесса;

создание творческой профессионально-образовательной среды, способствующей ценностному самоопределению будущих специалистов-дизайнеров в профессиональной деятельности;

вовлечение обучаемых в профессиональную деятельность с момента поступления в вуз посредством производственной практики, проектной, научной, творческой деятельности;

применение в обучении студентов индивидуально-дифференцированного подхода;

реализация на практике экспериментальной методики преподавания спецкурса "Композиция".

Методологической основой исследования выступают: общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, предполагающий исключение субъективности, односторонности в подборе и оценке фактов; теория системного и личност-но-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; тенденции социально-экономического развития и научно-технического прогресса; идеи формирования личности, становления профессионала.

Теоретическим фундаментом исследования стали идеи личностного
смысла и идеи о механизмах развития личности в деятельности (Б.Г.Ананьев,
С.Л.Рубенштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Анциферова, П.Я.Гальперин и др.); тео
ретические основы творческого развития личности и организации творческой
деятельности (В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов, И.СЯкманская и др.); теории
культурных ценностей (И.И.Буева, М.С.Каган, А.В.Кирьякова,
С.Е.Матушкин, А.Г.Здравомыслов); теории профессиональной подготовки
будущих специалистов (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев,

А.А.Вербицкий, В.И.Загвязинский, И.А.Зимняя, Л.Н.Маркова, А.Г.Пашков, П.И.Пидкасистый, Л.С.Подымова, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов, А.И.Уман, Л.М.Фридман, И.А.Шаршов и др.); исследования в области истории, теории, методологии дизайна (Н.В.Валькова, В.Л.Глазычев, Ю.А.Грабовенко, А.В.Ефимов, К.М.Кантор, Е.Н.Лазарев, В.Т.Минервин, С.М.Михайлов, Л.И.Новикова, В.Т.Шимко, Г.П.Щедровицкий и др.); методология архитектурного проектирования, художественного проектирования среды (Б.Г.Бархин, М.М.Гаврилова, В.И.Коваленко, Б.В.Нешумов, И.В.Полещук, М.И.Тосунова и др.); теория творческой деятельности (И.М.Абаева, Т.С.Альтшулер, Л.С.Выготский, М.И.Меерович); теории и методики художественного и дизайнобразования (В.Р.Аронов, А.Бине, М.С.Каган, А.И.Ковешников, М.А.Коськов, А.П.Кудрявцев, А.Ж.Овчинникова, Л.П.Печко, Н.К.Шабанов).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов: теоретического исследования (анализ философской, психо-

9 лого-педагогической, методической литературы); эмпирического исследования (анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, ранжирование, самооценка, тестирование, экспертная оценка); методов статистической и математической обработки экспериментальных данных и их интерпретации.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила кафедра "Дизайн" Технологического Института Орловского государственного технического университета. Всего исследованием было охвачено 152 студента специальности 070601 (052400) "Дизайн" (специализаций дизайн костюма и дизайн среды).

Организация и этапы исследования.

Первый этап (1998 - 1999 гг.) - поисково-теоретический - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обоснование содержания, структуры, критериев и показателей оценки сформированности профессиональной культуры дизайнеров; выявление и поиск способов активизации необходимых профессиональных качеств личности и специфики дизайнерского мышления; определение понятийно-категориального аппарата исследования.

Второй этап (1999 - 2002 гг.) - формирующий - разработка методики проведения констатирующего эксперимента; разработка и апробация экспериментальной методики формирования профессиональной культуры дизайнера средствами композиции.

Третий этап (2002 - 2007 гг.) - аналитико-обобщающий - подведение итогов, теоретическое осмысление и систематизация результатов исследования, уточнение положений, выносимых на защиту, оформление текста диссертационной работы и автореферата.

Научная новизна исследования состоит в том, что: - раскрыты сущность, содержание и структура профессиональной культуры дизайнера;

определены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров;

разработана модель формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров средствами композиции;

определены и апробированы педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров в условиях вуза;

по результатам исследования разработаны научно-методические рекомендации по формированию профессиональной культуры студентов-дизайнеров в высшей школе.

Теоретическая значимость. Результаты научного исследования расширяют научно-педагогические представления о путях и методах формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров в образовательном процессе высшей школы.

Практическая значимость заключается в том, что теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешного решения проблемы развития профессиональной культуры дизайнера в условиях высшего образования и могут быть применены для этих целей в других учебных заведениях. Разработанный спецкурс "Композиция" может быть использован преподавателями при профессиональной подготовке дизайнеров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных. На защиту выносятся следующие положения:

1. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира в чрезвычайно обширной

"зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно - и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.

2. Профессиональная культура личности дизайнера представляется нам как социально-детерминированная область общей культуры человека, определяющая качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, профессионального совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в профессиональной дизайнерской деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Профессиональная культура дизайнера в нашем понимании - это инте-гративное динамически развивающееся личностное образование, представляющее собой совокупность профессионально-теоретических знаний, практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе специфической сферы деятельности по разработке предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов.

Целостность и системность профессиональной культуры дизайнера обеспечиваются единством мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического, личностно-творческого и эмоционального компонентов. Совокупность функциональных компонентов профессиональной культуры включает в себя такие подгруппы, как содержательная (информационно-познавательная функция, функция социализации личности, коммуникативно-семиотическая, регулятивно-аксиологическая, валеологическая) и процессуальная (проектирующая, созидательная и регулирующая). 3. Объективная оценка уровня сформированности профессиональной культуры дизайнеров возможна по следующим критериям и показателям:

- ценностное отношение к дизайнерской деятельности (соотношение
общественной и личностной значимости дизайнерской деятельности, осозна
ние ответственности, проявление познавательной и прикладной активности);

- теоретико-технологическая дизайнерская подготовка (сформированность
дизайнерского мышления, степень владения знаниями в области теории ди
зайна и соответствующими умениями и навыками, удовлетворенность про
фессиональным выбором, осознание значимости профессиональных знаний,
личности и других общечеловеческих ценностей);

- творческая активность (направленность на продуктивно-эвристическую
деятельность, проявление оригинальных, нестандартных подходов при реше
нии профессиональных задач, сформированность дизайнерской творческой
позиции).

Сочетание этих показателей может характеризовать следующие уровни развития профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера: очень низкий (довузовский), низкий (адаптивный), средний (начально-профессиональный,) нормальный (конструктивный), высокий (креативный.)

  1. Модель формирования профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера средствами композиции представляет собой дидактическую систему, направленную на реализацию профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и предполагающую научное обоснование организационных подходов к определению целей обучения, отбору и структурированию содержания обучения, выбору форм, методов и средств обучения, контролю результатов обучения и его коррекции. В структуру разработанной модели включены следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный.

  2. Эффективность формирования профессиональной культуры дизайнера обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

- обеспечение направленности образовательного процесса, его содержа
ния, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся,
реализацию их творческого потенциала;

гибкое организационно-методическое обеспечение учебного процесса;

создание творческой профессионально-образовательной среды, способствующей ценностному самоопределению студентов-дизайнеров в профессиональной деятельности;

вовлечение обучаемых в профессиональную деятельность с момента поступления в вуз посредством производственной практики, проектной, научной, творческой деятельности;

применение в обучении студентов индивидуально-дифференцированного подхода;

реализация на практике экспериментальной методики преподавания спецкурса "Композиция".

Апробация результатов исследования осуществлялась на Международных (Дубай 2006, Шарм-эль-Шейх 2006), Всероссийских (Москва 2006, Сочи 2006, С-Петербург 2006), региональных (Орел 2002, 2004) конференциях.

Обсуждение материалов работы проводилось на заседаниях кафедры "Дизайн" Орловского государственного технического университета.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, цель, задачи, выдвигается гипотеза, указаны методы исследования и его этапы, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Теоретические и методологические предпосылки исследования профессиональной культуры дизайнеров" - проведен анализ исходных теоретических положений исследуемой проблемы; дано определение профессиональной культуры личности дизайнера; раскрыты сущность и структура исследуемого понятия; выделены критерии, показатели и уровни

14 сформированности профессиональной культуры дизайнера; проанализирован отечественный и зарубежный опыт формирования профессиональной культуры дизайнеров в высших учебных заведениях.

Во второй главе - "Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики формирования профессиональной культуры средствами композиции" - проанализированы результаты констатирующего эксперимента; описана методика процесса формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров; проведен анализ экспериментальной проверки, подтверждающей эффективность экспериментального спецкурса "Композиция"; выявлены педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров.

В заключении изложены общие результаты исследования; сформулированы его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; намечены возможные направления дальнейшей работы по формированию и развитию профессиональной культуры дизайнера средствами композиции.

Библиография содержит 218 источников.

В приложениях приводятся диагностические материалы, а также результаты опытно-экспериментальной работы.

Дизайн как феномен культуры

В начале XX столетия возникли феномены, выразившие особенности развития культуры и, тем самым, ее неповторимость. Именно таким явлением стал дизайн. В этой связи возникла необходимость изучать дизайн как сложный синтез процесса и результата одновременно, а также рассматривать его как специфическое явление со свойственными ему закономерностями и структурой [43].

В последние годы вопрос о сущности дизайна и его роли и месте в современной культуре все больше занимает не только дизайнеров-практиков, но и отечественных социологов, культурологов, философов и других исследователей социально-гуманитарного знания. Однако до сих пор дизайн как феномен культуры остается недооцененным и до конца не проясненным. Он выступает своего рода массовой культурой предметного мира. Отделившись от декоративно-прикладного искусства и художественной деятельности, дизайн сумел выразить и реализовать в условиях современной культуры гуманистическую ориентацию искусства и раскрыть свою человеческую миссию, вписываясь в новую ситуацию человеческого существования [125].

При множестве частных определений дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году Международным семинаром по дизайнерскому образованию в Бюргере: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя" [126].

Теперь, когда забыты корни термина "дизайн" и его заменяют новыми смыслами и представлениями, обозначая самые различные, часто противоположные явления, этимологическое изучение данного понятия не совсем уместно в нашем исследовании, поскольку множество исследований посвящено данной теме [см. Г.Б.Минервин, В.Т.Шимко, Ю.А.Горюнова, Е.М.Фандеева, З.Ю.Черная, Н.Н.Мосорова, Г.П.Коломоец, Г.Н.Лола, Д.В.Томбу, М.Н.Марченко и др.]. Различными специалистами дизайн понимается по-разному как: внешний облик объектов; объекты целиком, включая функции дизайна; процесс проектирования; организационная деятельность; сфера деятельности, включающая теорию, практику, продукты; особый способ мышления; мировоззрение и даже способ деятельности. Наиболее близкой дефиницией теме нашего исследования, на наш взгляд, является определение Г.Б. Минервина: "Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом" [125].

Дизайн является видом проектной деятельности и, прежде всего, проектированием элементов предметной среды, имеет достаточно легко распознаваемое национальное своеобразие и самобытность. Дизайнер работает на стыке художественной и технической сфер, придавая техническим конструкциям эстетическое совершенство. Анализ дефиниций дизайна показывает, что данным термином в большинстве случаев обозначается вид проектной деятельности по созданию утилитарно-эстетических качеств вещей, техники и других элементов предметной среды, а также по гармонизации материальной культуры.

Таким образом, дизайн является самостоятельной проектно-художественной культурой, которая имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающих весь творческий процесс создания дизайнерского произведения, начиная с эскизного первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями.

Сущность и структура профессиональной культуры дизайнеров, критерии и показатели ее формирования

Исходя из характеристик структуры, функций дизайна и профессиональной деятельности дизайнера, методом анализа можно определить сущность и структуру профессиональной культуры дизайнера. Присваивая культуру, человек приобретает индивидуальный стиль деятельности, учится воспринимать социально-нравственные проблемы в обществе, целостно их оценивать и осмысливать. В отношениях "личность - профессиональная культура - предмет труда" можно выделить две доминирующие связи: "личность -профессиональная культура» и "профессиональная культура - предмет труда". Первое соотношение указывает на то, что в профессиональной культуре личности содержатся качества, присущие любой личности, и качества, которые формируются в результате специальной деятельности. Обе группы качеств диалектически взаимодействуют между собой, благодаря чему "само явление профессиональной культуры в содержательном плане выступает своеобразным синтезом физических и духовных способностей, которыми обладает человек" [144].

Важнейшими составляющими профессиональной культуры являются: общая культура, приобщение личности к ее достижениям; профессиональное мастерство; профессиональные навыки; культура общения [21, 162]. И.Я.Лернер в структуре профессиональной культуры выделяет следующую структуру: знания о сферах приложения деятельности, опыт осуществления способов деятельности, умение подойти творчески к решению профессиональной задачи, опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, преломленный через систему ценностей личности [107]. По мнению Е.С.Лапшовой, профессиональная культура рассматривается с позиций профессионального общения специалиста и представляет собой реализацию как общей, так и профессиональной его культуры в процессе взаимосвязи и взаимодействия с другими индивидами или группами в целях оптимальной реализации своего функционального предназначения. Она определяет профессиональную культуру как интегративное свойство личности (определенная совокупность мировоззренческих и специальных знаний, умений, навыков, качеств, чувств, ценностных ориентации), которое находит свое проявление в профессиональной деятельности, обеспечивая ее эффективность [99]. Н.М.Качуровская в исследовании профессиональной культуры архитекторов определяет ее как системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проект-но-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности [75]. Н.Б.Крылова в формировании профессиональной культуры специалиста выделяет следующие компоненты: общую культуру личности, определяя ее как взаимосвязные уровни: мировоззренческий, уровень эрудиции и кругозора, уровень практических навыков и умений, нормативный уровень, уровень эмоционального развития [94]. И.В Тарабрина, исследуя профессиональную культуру дизайнеров, опирается на формулировку и характеристику структурных компонентов А.А.Бодалаева. Она соглашается с его мнением о том, что наиболее важными компонентами профессиональной культуры являются: системное мировоззрение и модельное мышление; профессиональное творчество в процессе деятельности; пракселогическая, рефлексивная и информационная вооруженность; компетентность деятельности, общения и саморазвития; конкретно-предметные знания, которые выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности [178].

Таким образом, профессиональная культура дизайнера в нашем понимании - это интегративное динамически развивающееся личностное образование, представляющее собой совокупность профессионально-теоретических знаний, практических умений и социально значимых качеств личности, формирующихся в процессе специфической сферы деятельности по разработке предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов.

Анализ уровня сформированности профессиональной культуры студентов-дизайнеров при существующей педагогической практике

Для разработки методики формирования профессиональной культуры дизайнера и выяснения ее эффективности необходимо выявить начальный уровень сформированности исследуемого понятия, принимая во внимание характерные особенности профессиональной культуры личности и специфику ее структуры. С этой целью в ходе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование, которое включало в себя следующие методы: включенное наблюдение при посещении занятий, массовых студенческих мероприятий (конкурсов, конференций, акций), внутривузовских учебных и контрольных просмотров, участие в творческих кафедральных, вузовских, городских, областных и международных выставках, тестирование, беседы-опросы. В качестве экспертов в ходе экспериментов мы привлекали компетентных в данной области специалистов: преподавателей, членов Союза художников России, членов Союза дизайнеров России, художников дизайнерских фирм, частных дизайнеров.

Для проведения констатирующего эксперимента были определены следующие задачи: выявить исходный уровень сформированности профессиональной культуры студентов-дизайнеров в соответствии с выделенными нами критериями и показателями, а также исходя из анализа общего представления студентов об исследуемом феномене, его отличительных чертах; уточнить критерии и показатели профессиональной культуры студентов - дизайнеров; подобрать методы и методики, отвечающие специфике дизайнерской деятельности, с целью изучения сформированности профессиональной культуры будущих дизайнеров; провести констатирующее исследование и выявить уровни сформированности профессиональной культуры респондентов; провести анализ дисциплины "Композиция" Государственного образовательного стандарта по специальности "Дизайн" с целью выявления ее влияния на формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров в соответствии с определенными педагогическими условиями, представленными нами теоретически.

В констатирующем эксперименте принимали участие студенты кафедры "Дизайн" ОрелГТУ с первого по пятый курс (152 человека). Итоги предварительного опроса, направленного на выяснение понимания будущими специалистами содержания и специфики исследуемого понятия, показали, что практически все студенты не имеют четкого представления о сущности профессиональной культуры дизайнера, ее целей и структуры. В связи с тем, что вопрос, связанный с профессиональной культурой дизайнера не достаточно освещен и практически не изучен в научной литературе, определился тот факт, что в попытках студентов ответить на вопросы, связанные с терминологией, оказались затруднительными. Вследствие этого при ответе студентов за основу чаще бралось самое близкое по смыслу понятие "профессиональная грамотность". 38,90% студентов-дизайнеров затруднились с ответом на поставленный вопрос, остальные предложили определения, которые можно условно разделить на две практически равные по выбору группы:

1) Дефиниции, полученные в результате использования разрозненных структурных компонентов: передовые знания в сфере бурно развивающегося дизайна и дизайн-технологий, отслеживание и прогнозирование направлений, тенденций, новейших технологий, материалов в дизайне (когнитивный компонент); профессиональные умения и навыки работы в области дизайна (технологический компонент); соблюдение этических, эстетических и экологических норм в дизайн-проектировании (мотивационно-ценностный компонент); формирование творческой личности дизайнера, способной нестандартно мыслить (творческо-личностный компонент); оригинальность, креативность, эмоциональность подходов при создании образности в авторском проекте (эмоциональный компонент).

2) Определения, являющиеся результатом смешения или подмены понятий: уровень развития культуры общества; художественная культура. Для сравнения хотелось бы привести несколько примеров определений профессиональной культуры дизайнера, отличающихся своей неординарностью, и в большей степени подходящих к обобщенной трактовке данного феномена. В частности, некоторые студенты-дизайнеры понимают профессиональную культуру как "образ жизни, совокупность занятий, увлечений, тип мышления"; "умения человека получать информацию в сфере дизайна и применять ее в своей профессиональной деятельности"; "совокупность взглядов, отношений, ценностей людей, обращающихся в мире дизайна".

Похожие диссертации на Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза