Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Тарабрина, Ирина Валентиновна

Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе
<
Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарабрина, Ирина Валентиновна. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Ставрополь, 2006. - 181 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной культуры студентов - дизайнеров 12

1.1. Дизайн как интегративный социально-культурный феномен и профессиональная деятельность 12

1.2. Профессиональная культура дизайнера: сущность, структура, функции 32

1.3. Анализ формирования профессиональной культуры будущего дизайнера в зарубежном и отечественном образовании 50

1.4. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров 67

Выводы 88

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров 92

2.1. Экспериментальное исследование уровней сформированности профессиональной культуры студентов - дизайнеров 92

2.2. Формирование профессиональной культуры студентов — дизайнеров в процессе изучения дисциплин государственного образовательного стандарта 108

2.3. Анализ опытно - экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры будущего дизайнера 125

Выводы 139

Заключение 141

Литература 145

Приложения 159

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы. Профессия дизайнера, представляющая собой один из самых многоплановых видов человеческой деятельности, получила широкое распространение и признание в современном обществе. Ее смысловое и инструментальное содержание аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (техники, архитектуры, искусства и др.) на основе взаимообмена информацией и технологиями. Существующие реалии предъявляют более высокие требования к специалисту по дизайну, который должен не только иметь необходимые профессиональные знания и умения, но быть носителем профессиональной культуры, являющейся, по мнению многих ученых, мерой продуктивности выполняемой деятельности.

Следует отметить, что вопрос о сущности, содержании, структуре и функциях профессиональной культуры дизайнера не решен в педагогической науке однозначно. Отсутствуют специальные работы, в которых бы обозначенная проблема получила всестороннее рассмотрение. В ряде исследований (Н.П. Валькова, Р.Ф. Мухутдинов) профессиональная культура дизайнера лишь вписана в контекст других, не менее актуальных проблем, связанных с профессиональным становлением специалиста-дизайнера.

Не получает должного решения проблема формирования профессиональной культуры и в образовательной практике, в которой имеют место противоречия между технократическими (сциентическими) тенденциями в системе высшего образования и характером деятельности дизайнера; между содержанием профессиональной подготовки и условиями его реализации, что, в конечном итоге, входит в противоречие с потребностями общества в специалистах высокого класса.

Все это вызывает необходимость дальнейшей разработки подходов к формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров. Фундаментальные предпосылки для этого создают труды ученых,

4 определивших общие закономерности развития высшего образования (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Ю.П. Ветров, В.И. Генецинский, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, А.К. Колесова, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Ситаров, Н.Ф. Талызина, В.Н. Турченко и др.); обосновавших человекотворческую функцию культуры (А.И. Арнольдов, А.Г. Асмолов, Э.А. Баллер, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.); разработавших концепции дизайн -образования (В.Р. Аронов, Н.П. Валькова, Е.Н. Ковешникова, Р.Ф. Мухутдинов, В.Ф. Сидоренко и др.).

Таким образом, возрастающая значимость профессиональной деятельности дизайнера, но в то же время недостаточная разработанность проблемы формирования его профессиональной культуры определили выбор темы исследования и позволили сформулировать его проблему: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной культуры дизайнера в вузе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - профессиональная культура будущих дизайнеров

Предмет исследования - педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров в вузе.

Гипотеза исследования. В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование профессиональной культуры студентов — дизайнеров будет успешным, если оно осуществляется в образовательном процессе, вызывающем положительные изменения в компонентах профессиональной культуры. При этом:

-профессиональная подготовка студентов базируется на принципах культурологического и синергетического подходов;

— содержание и технологии профессиональной подготовки будущих дизайнеров реализуются в логике контекстного обучения;

- осуществляется более раннее «погружение» студентов в
профессиональные проблемы, позволяющее акцентировано формировать
профессиональную культуру будущих дизайнеров;

- содержательное наполнение мотивационно-ценностного,
технологического и личностно-творческого компонентов профессиональной
культуры осознается будущими дизайнерами профессионально значимыми.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

  1. На основе системного изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме уточнить сущность категории «профессиональная культура дизайнера», раскрыть ее структуру и функции.

  2. Провести ретроспективный анализ проблемы формирования профессиональной культуры дизайнеров в зарубежных и отечественных образовательных системах.

3. Разработать критерии, показатели и уровни профессиональной
культуры студентов-дизайнеров.

4. Обосновать педагогические условия формирования профессиональной
культуры будущих дизайнеров.

5. Разработать элективный курс «Введение в специальность»
направленный на формирование профессиональной культуры будущих
дизайнеров, экспериментально проверить целесообразность выделенных
условий.

Методологическую основу исследования составили:

- культурологический подход, позволяющий рассматривать профессию
дизайнера через призму существующих культурных норм, ценностей;
учитывать прогрессивные тенденции мировой культуры; осуществлять
вузовскую подготовку как процесс введения будущего специалиста в
контекст общечеловеческой культуры;

- интегративный подход, способствующий развитию творческой
личности, целостно воспринимающей мир, обладающей интегральным

стилем профессионального мышления, активно действующей в профессиональной и социальной сферах;

- синергетический подход, в рамках которого знания и опыт не только
наращиваются по нормативной линии, но и возникают спонтанно,
субъективно, благодаря процессам открытия их самими студентами; логика
познания дополняется ассоциативными и интуитивными открытиями;
самоутверждение, самореализация и самоопределение личности являются
следствием ее самоорганизации и др. Синергетический подход делает
образование открытым диалогу и творчеству.

Теоретическая основа исследования базируется на:

- теориях и концепциях развития личности в контексте культуры (А.Г.
Асмолов; М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич и

др-);

теоретико - методологических и содержательно - технологических аспектах современного образования (А.В. Барабанщиков, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Ю.П. Ветров, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев., В.В. Краевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, и др.);

концептуальных основах стандартизации образования и повышения его качества (Б.С. Гершунский, В.И.Тинецинский, И.Ф. Исаев и др.);

концепциях высшего дизайнерского образования (Н.П. Валькова, Е.Н. Ковешникова, Р.Ф. Мухутдинов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования: системный анализ состояния проблемы в психологической, педагогической, методической литературе; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; методы качественного и количественного анализа результатов исследования, метод экспертных оценок.

Базой опытно - экспериментальной работы стал Северо - Кавказский государственный технический университет. В исследовании приняли участие 62 студента 1, 3, 5 курсов.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2000 - 2002) - теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психолого - педагогической литературы; разработка программы исследования, определение понятийного аппарата.

Второй этап (2002 - 2003) - проведение констатирующего эксперимента: исследование уровней развития профессиональной культуры будущих дизайнеров; включенное наблюдение за процессом преподавания дисциплин государственного образовательного стандарта.

Третий этап (2003 - 2005) - проведение преобразующего эксперимента, обобщение его результатов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

обобщены теоретические подходы к трактовке профессиональной культуры как педагогического феномена;

предложено авторское обоснование сущности профессиональной культуры дизайнера, ее структуры и функций;

разработаны критерии, показатели и уровни профессиональной культуры будущего дизайнера;

выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие положительные изменения в компонентах профессиональной культуры будущих дизайнеров. К наиболее значимым условиям следует отнести:

реализация в образовательном процессе вуза культурологического и синергетического подходов, позволяющих формировать профессиональную культуру студентов;

осуществление взаимосвязи теоретической и практической подготовки дизайнеров в условиях контекстного обучения. Контекстное обучение

8 позволяет развертывать дизайн-образование с использованием технологии проблемного обучения, позволяющей развивать творческую активность, инициативность в профессиональной деятельности, профессиональное мышление;

реализация форм организации учебной деятельности (элективный курс), обеспечивающих более раннее «погружение» студентов-дизайнеров в профессиональные проблемы;

содержательное наполнение мотивационно-ценностного, личностно— творческого и технологического компонентов профессиональной культуры осознаются будущими дизайнерами профессионально значимыми.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических подходов к трактовке профессиональной культуры как педагогического феномена, в расширении представления не только о сущности, структуре и функциях профессиональной культуры будущих дизайнеров, но и о возможности ее формировании в процессе профессиональной подготовки в вузе на основе культурологического, синергетического и контекстного подходов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает ориентиры для перестройки процесса профессиональной подготовки будущих дизайнеров с целью формирования их профессиональной культуры. Разработана и апробирована программа курса «Введение в специальность», обеспечивающая при акцентированном «погружении» студентов в проблемы профессионального становления личности положительную динамику в компонентах профессиональной культуры. Контекстное обучение позволяет развертывать дизайн-образование с использованием технологии проблемного обучения, позволяющей развивать творческую активность, инициативность в профессиональной деятельности, профессиональное мышление. В целом результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вуза при подготовке студентов по специальности Дизайн.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов, адекватных задачам и логике исследования, разнообразием источников информации.

Основные положения, выносимые на защиту:

- профессиональная культура дизайнера представляет собой
интегративное динамически развивающееся личностное образование,
включающее в себя мотивационно - ценностный, личностно-творческий и
технологический компоненты, позволяющее дизайнеру осуществлять
продуктивную творческую деятельность;

- целостность профессиональной культуры обусловлена совокупностью
гносеологической, гуманитарной, экологической, коммуникативной,
регулятивной и интегративной функций процессуальной стороны
профессиональной культуры, которые обеспечивают представление о
дизайне как о профессиональной деятельности, ориентированной на
интересы и потребности человека; стимулируют процессы самопознания и
самосовершенствования личности в соответствии с общечеловеческими
ценностями;

- формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров
осуществляется при условии реализации в процессе профессиональной
подготовки культурологического, синергетического и контекстного
подходов, обеспечивающих гуманитарность образования, его диалогичность,
междисциплинарную согласованность, единство теории и практики,
ориентацию на прошлый и настоящий опыт личности;

- содержательное наполнение мотивационно - ценностного,
технологического и личностно -творческого компонентов профессиональной
культуры осознается будущими дизайнерами профессионально значимыми;

- положительная динамика в компонентах профессиональной культуры
отмечается при акцентированном «погружении» студентов в проблемы
профессионального становления личности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы, на научных конференциях: «Вузовская наука -Северокавказскому региону», «Качество высшего профессионального образования: обеспечение, контроль и управление», «XXXIII научно-техническая конференция по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2003 год», «IV межрегиональная научно-практическая конференция» и др., на годичных научных собраниях: «Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития», в сборниках научных трудов: «Личность XXI века: теория и практика», «Актуальные вопросы социальной теории и практики», нашли отражение в тезисах и научных статьях. Материалы диссертационного исследования были использованы при построении элективного курса «Введение в специальность».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, его проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров» рассмотрены базовые понятия: дизайн, дизайн-деятельность; охарактеризованы сущность, структура и функции профессиональной культуры, определены ее критерии и показатели; проведен ретроспективный анализ формирования профессиональной культуры в зарубежной и отечественной образовательной практике, дано теоретическое обоснование педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов в вузе.

Во второй главе «Экспериментальное исследование формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров» рассмотрены результаты

констатирующего исследования, позволившего выявить уровни сформированности профессиональной культуры студентов - дизайнеров; проведен анализ преобразующего эксперимента в ходе которого установлено влияние дисциплин Государственного образовательного стандарта на формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров, в частности, элективного курса «Введение в специальность».

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотетические посылки; определена необходимость дальнейшей разработки проблемы.

Объем диссертации 181 страница. В работе приведено тринадцать таблиц, одна схема, один график и одна диаграмма. Список литературы включает 191 наименование.

Дизайн как интегративный социально-культурный феномен и профессиональная деятельность

Дизайн «design» в переводе с английского означает рисунок, план, проект, замысел. В русском языке понятие «design» применяется для обозначения, прежде всего проектирования вещей и предметных комплексов. При этом имеются в виду весьма различные по функциональному наполнению вещи: от преимущественно практических до преимущественно художественных. Под дизайном понимают и продукты проектирования, и службу проектирования, и всю сферу деятельности, включающую, кроме проектирования и службы, теорию, исследования [103 с.78].

Разнообразие дефиниций дизайна, широко распространенное в научной литературе, базируется на определении его специфики, через те или иные его свойства, сферы приложения, результаты деятельности. Но так как количество переменных, образующих дизайн всегда очень велико и ни одна из отдельных характеристик не может выразить его специфику, то получается, что мы имеем «часть вместо целого».

Следует отметить, что появление дизайна в первой трети XX столетия было связано с реальным социальным заказом, возникшим в ситуации рассогласования в предметной среде формы и стиля, обусловленным ускорением научно-технического прогресса, обновлявшим окружающую среду на глазах уже одного поколения, когда формы устаревали, не успевая ассимилироваться в культуру как бытийные. Кроме того, с вытеснением промышленностью ручного ремесла многие виды продукции массового потребления уже в конце XIX века оказались вне влияния профессиональных художников. В результате между стилеобразующими тенденциями в художественной и инженерно-технической сферах образовался разрыв, ставший питательной средой для проявления непрофессиональных устремлений. Возник заказ на художника - профессионала, который мог бы работать на стыке между художественной сферой и инженерно-техническим творчеством. На этом стыке и сформировался в первой трети XX века дизайн, явившийся средством приведения в соответствие отношений человека и среды, отдельной личности и общества, производительных сил и потребностей. В предметно-пространственную среду вошел фактор рационализации.

На Западе появление дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий. И в Америке, и в странах Западной Европы дизайн формировался как особый вид коммерческой деятельности, не имеющий ничего общего ни с искусством, ни с промышленным проектированием, предназначенным для создания предметов, удовлетворяющих потребности быта. Дизайн укоренялся не столько как художественное течение, а, прежде всего, как фактор социально-экономической жизни.

В России формирование дизайна имело свою специфику. В первые годы советской власти дизайн формировался (первый этап) в процессе активного взаимодействия производства и агитационно-массового искусства, которые в творчестве художников сливались в единый процесс формирования новой среды. Зародившись в силу ряда объективных обстоятельств вне промышленной сферы, он имел ярко выраженный социально-художественный и агитационно - идеологический характер.

Процессы перестройки быта и создания нового образца предметной среды стали содержанием второго этапа развития советского дизайна (1923 — 1932). Важно подчеркнуть, что в этот период активной стороной в формировании социального заказа была не промышленность, а дизайнеры, проектные возможности которых оформлялись в оригинальные творческие концепции (Татлин В., Родченко Ф., Лисицкий Л. и др.). В 30-е годы возникает термин «художник-конструктор». Творческую направленность первых художников-конструкторов определяли активная борьба с традиционалистскими течениями и экспериментирование.

На третьем этапе развития советского дизайна под влиянием социально-политических и экономических условий произошло расслоение сферы дизайна на инженерно-техническую, предметно-бытовую и художественно-оформительскую области, развитие которых основывалось на различных концепциях формообразования. В результате чего дизайн как художественная комплексная сфера более четверти века практически не проявлял себя в художественной отечественной культуре. Активно же осваивалось наследие прошлого, достаточно ярко проявлялись декоративистские тенденции.

Экспериментальное исследование уровней сформированности профессиональной культуры студентов - дизайнеров

Экспериментальное исследование профессиональной культуры студентов-дизайнеров осуществлялось на строительном факультете Северо-Кавказского государственного технического университета, на специальности «Дизайн» в 2002 - 2005 учебном году. В эксперименте приняли участие студенты 1, 3, 5 курсов - 62 человека. Исследование выполнялось в логике поставленных задач в соответствии с разработанными критериями и показателями.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов.

На первом подготовительном этапе опытно - экспериментальной работе уточнены методологические основания исследования; в соответствии целью диссертации определены его задачи; осуществлен подбор методов и методик по выявлению и формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров. Кроме того, на данном этапе был проведен анализ циклов дисциплин Государственного образовательного стандарта с целью установления их влияния на формирование профессиональной культуры студентов.

Второй этап - констатирующий позволил провести диагностическое обследование студентов - дизайнеров 1, 3, 5 курсов по выявлению уровней сформированности их профессиональной культуры.

На третьем этапе был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого реализовывался альтернативный элективный курс «Введение в специальность», на примере которого были подтверждены гипотетические посылки о возможности формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров при создании соответствующих педагогических условий.

На заключительном аналитическом этапе производилась обработка полученных результатов, делались обобщения и формулировались выводы о выполнении поставленных задач и доказательстве гипотетических посылок.

Для проведения констатирующего эксперимента были определены следующие задачи:

- уточнить критерии и показатели профессиональной культуры студентов

- дизайнеров;

- подобрать методы и методики с целью изучения сформированности профессиональной культуры будущих дизайнеров;

- провести констатирующее исследование и выявить уровни сформированности профессиональной культуры респондентов;

- провести анализ циклов дисциплин Государственного образовательного стандарта по специальности «Дизайн» с целью выявления их влияния на формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров в соответствии с определенными педагогическими условиями, представленными нами теоретически.

В соответствии с поставленными задачами были определены критерии, показатели и методы исследования профессиональной культуры будущих дизайнеров.

Критерии, показатели и методы исследования профессиональной культуры студентов - дизайнеров.

1. Мотивационно-ценностное отношение дизайнера к профессиональной деятельности:

- понимание целей профессиональной деятельности;

- удовлетворенность профессиональным выбором;

- осознание ценности профессиональных знаний, самоценности личности и других общечеловеческих ценностей. Методы и методики изучения: анкетирование, ранжирование, беседа, методика Лазарсфельта.

2. Личностно - творческое развитие дизайнера:

- интеллектуальная активность;

- развитие профессионально важных качеств;

- гибкость и вариативность мышления;

- самостоятельность в принятии решения;

- осознание «Я - реальное и «Я - идеальное»;

- стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Методы и методики изучения: методика Будасси, вычисление коэффициента Спирмена, изучение продуктов деятельности; анкетирование, включенное наблюдение, беседа, интервью.

Формирование профессиональной культуры студентов — дизайнеров в процессе изучения дисциплин государственного образовательного стандарта

Анализ действующего образовательного стандарта подготовки дизайнеров свидетельствует о том, что в данном документе представлена система требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам студентов по специальности 052400 Дизайн. Согласно государственному образовательному стандарту выпускник должен овладеть:

- знаниями в области гуманитарных и социально - экономических наук и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

- ориентироваться в специальной литературе;

- понимать специфику выразительных средств различных видов

искусства;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного

искусства;

- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями,

необходимыми дизайнеру;

- уметь анализировать произведения в различных видах дизайна;

- иметь опыт организации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь навыки научно - исследовательской деятельности в области дизайна.

Вместе с тем в стандарте отсутствуют указания на необходимость развития качеств личности, которыми должен обладать будущий специалист по дизайну. Отсутствие акцентов на личностном развитии студентов представляется серьезным упущением разработчиков стандарта, поскольку знаниевый подход является препятствием в становлении личности как «человека культуры». Сегодня же является очевидным, что важны не только теоретические знания по тем или иным дисциплинам, но то, насколько эти знания оказывают влияние на развитие личности и ее профессиональной культуры.

Обратимся к анализу основных циклов дисциплин государственного образовательного стандарта. Так, цикл общих гуманитарных и социально -экономических дисциплин позволяет студентам усвоить комплексное знание о природо - социокультурной среде, представленной такими системами, как «человек - человек», «человек - общество», «человек - бытие». Цикл дисциплин ориентирован на развитие культуросообразного мировоззрения, освоение культурного опыта человечества и опыта современного общественного развития, социально - экономических процессов и тенденций, связанных с ценностными аспектами, лежащими в основе процесса образования.

В этом плане велико значение философского, психологического, исторического, лингвистического образования, призванного готовить будущего дизайнера к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества. Оно должно способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, формированию интеллектуального и духовного развития личности, ее целенаправленной деятельности на поприще социальной практики.

Гуманитарное и социально-экономическое образование позволяет обеспечить формирование научного мировоззрения и гражданских качеств личности, ориентацию в мировоззренческих проблемах, нравственно -этических ценностях, включить будущего специалиста в рыночную экономику, систему правовых, политических и социальных отношений общества. Следует отметить, что дисциплины обозначенного цикла, изучаемые на 1 - 2 курсах, способствуют более раннему «погружению» будущего дизайнера в общечеловеческие проблемы, что соотносится с целым рядом функций, свойственных дизайн - деятельности.

Важной дисциплиной для профессии дизайнера является теория дизайна. Реалии современного дизайна диктуют необходимость теоретической подготовки специалистов, поскольку именно в теории формулируются наиболее глубокие, сущностные представления о профессии. Поэтому специалист, не владеющий теорией собственной профессии, рискует быть всего лишь ремесленником [S6 с. 153].

Говоря о гуманитарном цикле дизайнерского образования нельзя не остановиться на иностранных языках. Вопрос об обучении языкам самым непосредственным образом относится к проблеме информационного обеспечения как сферы дизайнерской практики, так и сферы дизайн -образования. Поверхностное знакомство специалистов с зарубежным дизайном объясняется не только дефицитом иностранной профессиональной литературы и периодики, но и низкой языковой культурой дизайнеров.

Похожие диссертации на Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе