Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе Асессоров Александр Иванович

Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе
<
Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Асессоров Александр Иванович. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Асессоров Александр Иванович; [Место защиты: Волж. гос. инженер.-пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1673

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров 15

1.1. Содержание и структура профессиональной культуры дизайнера 15

1.2. Анализ формирования профессиональной культуры будущего дизайнера в педагогической теории и практике в зарубежном и отечественном образовании" 43

1.3. Тенденции и принципы формирования профессиональной культуры дизайнеров в образовательном процессе вуза 59

1.4. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров 76

Выводы по первой главе 101

Глава 2. Экспериментальная педагогическая работа по формированию профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров 108

2.1. Диагностика исходных уровней развития профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров 105

2.2. Методика формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров 125

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров 132

Выводы по второй главе 139

Заключение 141

Список литературы 144

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Интеграция российской образовательной системы в мировую ссистему образования, социальные и экономические изменения в российской обществе, диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов - выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессиональным мышлением и профессиональной культурой, способных решать поставленные обществом задачи. В последние десятилетия одной из важнейших сфер мировой системы образования становится дизайн-образование. Влияние дизайна на все стороны жизни общества постоянно растет, возникают новые условия и формы взаимодействия общей и проектной культур. Развитие дизайн-образования вызвало актуальность задач пересмотра традиционных подходов к подготовке данных специалистов. Социальная потребность в специалистах дизайна, способных решать современные профессиональные задачи, отвечать потребностям общества и государства, связана с развитием дизайна, как фактора обеспечения качества жизни человека. В Государственной концепции развития дизайна основными задачами развития дизайна являются: обеспечение эффективности использования дизайна как важнейшего фактора повышения качества жизни населения; повышение эффективности использования дизайна как фактора роста конкурентоспособности продукции и услуг предприятий различных секторов экономики, в условиях повышения значимости уровня дизайна и эргономичности в оценке потребительских свойств товаров. В связи с тем, что в концепции развития дизайна ставятся задачи, связанные с обеспечением условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественных продуктах дизайна, дизайн услугах - возникает необходимость совершенствования процесса подготовки специалистов дизайнеров, совершенствование форм и технологий дизайн-образования.

Специальность «дизайнер» - интегративный вид профессиональной деятельности и предполагает интеграцию различных видов профессиональной подготовки: технической, архитектурной, художественной, экологической, социальной и др.. В связи с этим целью профессиональной подготовки дизайнеров становиться формирование профессиональной культуры, в содержании которой интегрированы знания, умения, навыки различных профессиональных сред (технической, гуманитарной, художественной, экономической, экологической и др.)

Необходимость разработки теоретических и методических аспектов формирования профессиональной культуры дизайнеров детерминируются рядом противоречий между:

- сложившейся системой профессиональной подготовки и реальными потребностями общества в подготовке специалистов, отличающихся высоким уровнем профессиональной культуры;

потребностью педагогической практики в теоретических и методических разработках по формированию профессиональной культуры специалистов дизайнеров и недостаточной дидактической обеспеченностью данной задачи.

Все это вызывает необходимость дальнейшей разработки подходов к формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров. Проблема формирования профессиональной культуры специалистов-дизайнеров является предметом исследования многих ученых. Фундаментальные предпосылки для этого создают труды ученых, определивших общие закономерности развития высшего образования (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Ю.П. Ветров, В.И. Генецинский, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, А.К. Колесова, В.В. Краевский, П.В. Кузьмина, В.А. Ситаров, П.Ф. Талызина, В.Н. Турченко и др.); обосновавших' «человекотворческую» функцию культуры (А.И. Арнольдов, А.Г. Асмолов, Э.А. Баллер, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.); разработавших концепции дизайн образования (В.Р. Аронов, Н.П. Валькова, Е.Н. Ковешникова, Р.Ф. Мухутдинов, В.Ф. Сидоренко и др.).

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее междисциплинарный многоаспектный характер, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в профессиональной педагогике, необходимость разрешения выявленных противоречий, а также предпосылки и прогнозируемые направления ее дальнейшего изучения, обусловили выбор и постановку темы исследования: «Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе».

Цель исследования: научно обосновать, разработать, экспериментально проверить модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов -будущих специалистов дизайнеров в вузе.

Предмет исследования: модель формирования профессиональной культуры студентов будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров будет эффективным если:

определены сущность, структура и содержание профессиональной культуры специалиста дизайнера;

реализован культурологический подход в содержательном, и процессуально-технологическом компонентах в процессе формирования профессиональной культуры;

структурировано содержание формирования профессиональной культуры;

научно обоснована и разработана модель формирования

профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера в вузе;

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике и на
этой основе определить сущность, структуру и содержание процесса
формирования профессиональной культуры будущих специалистов
дизайнеров.

2. Исследовать профессиональную культуру как психолого-
педагогическую категорию, выделить критерии и принципы ее формирования у
будущих специалистов-дизайнеров.

  1. Разработать модель процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

  2. Разработать комплекс педагогических условий и принципы организации процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

5. Провести экспериментальное исследование эффективности модели и
педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих
специалистов-дизайнеров.

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи гуманизации современного общества, системный подход к анализу и организации профессионального образования и подготовки будущих специалистов:

основы аксиологического подхода к организации педагогического взаимодействия (В.Г. Алексеева, М.Н. Берулава, С.Г. Вершловский, В.П. Зинченко, И.Ф.Исаев, А.В. Кирьякова и др.);

идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, К.Я. Вазина, М.А. Викулина, СВ. Кульневич, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.);

исследования мотивации учебной деятельности студентов (Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, и

др-);

теоретические основы профессионального становления и развития специалистов (К.Я. Вазина, СМ. Маркова, А.В. Хуторской и др.);

основы формирования профессиональной культуры в личностно-ориентированном профессиональном образовании (Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев и др.);

- концепции высшего дизайнерского образования (Н.П. Валькова,
Е.Н. Ковешникова, Р.Ф. Мухутдинов и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и практических методов: методы теоретического анализа, обобщение и систематизация материалов социологической, психологической, педагогической, методологической литературы, теоретическое моделирование процесса формирования профессиональной культуры, эмпирические методы прямого, косвенного и включенного наблюдения, комплексной и поэтапной социально-

педагогической диагностики посредством анкетирования, тестирования, изучении продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, математические и графические методы обработки результатов.

Выбор методов исследования определялся логикой экспериментальной работы и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет».

Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2005 по 2008 гг.

На первом этапе (2005-2006) изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и педагогической практике, определялись цели, задачи, программа и методика опытно-экспериментальной работы, сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (2006-2007) было проведено уточнение структуры
профессиональной культуры будущего специалиста дизайнера, выявлялись
источники и методы" получения эмпирического материала,

разрабатывалась модель формирования профессиональной культуры

будущего специалиста дизайнера.

На третьем этапе (2007-2008) завершился формирующий эксперимент,
анализировались результаты опытно-эспериментальной работы,

разрабатывались методические рекомендации по формированию профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Научная новизна исследования:

  1. Определена сущность профессиональной культуры-дизайнера, как личностного системного новообразования, включающего аксиологический, деятельностный и личностный компоненты и проявляющихся в трех аспектах (проектно-производственном, социокультурном, учебно-образовательном) деятельности дизайнера.

  2. Разработана модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, отражающая логику постепенного достижения более высокого уровня профессиональной культуры будущих дизайнеров, целевые установки, специально сконструированное предметное содержание, организацию педагогического процесса, направленного на формирование практических действий будущих дизайнеров.

3. Разработаны педагогические условия, способствующие постепенному
формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров:
мотивационно-целевые, организационные, структурно-содержательные,
процессуально-технологические и оценочно-результативные.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия «профессиональная культура специалиста дизайнера», систематизации теоретических подходов к проблеме формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров, определении ведущих тенденций и принципов формирования профессиональной культуры специалистов дизайнеров в образовательном процессе вуза.

Определен компонентный состав профессиональной культуры

дизайнеров, включающий аксиологический, личностный, деятельностный компоненты.

Созданы механизмы развития профессиональной культуры с учетом требований к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров включающие программно-методическое обеспечение формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработанная модель и педагогические условия внедрены в
образовательном процессе Волжского государственного инженерно-
педагогического университета (ВГИПУ) и Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета (ННГАСУ);

- подобраны комплексы диагностических методик изучения степени
сформированности профессиональной культуры;

- разработана критериальная система уровней сформированности
профессиональной культуры на разных этапах формирования и педагогический
инструментарий формирования профессиональной культуры будущих
дизайнеров;

- предложенные в диссертационном исследовании положения и выводы, а
также педагогические условия формирования профессиональной культуры
могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке
студентов - будущих специалистов дизайнеров с целью повышения их
профессиональной культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональная культура специалиста-дизайнера рассматривается как интегративное личностное новообразование, представляющее собой взаимосвязь профессиональных знаний, умений, профессионально и социально значимых качеств личности, проявляющихся в проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности. Структурными компонентами профессиональной культуры дизайнера являются аксиологический, деятельностный и личностный компоненты.

2. Модель формирования профессиональной культуры будущих
специалистов дизайнеров, отражающая логику постепенного достижения более
высокого уровня профессиональной культуры будущих дизайнеров, целевые
установки, специально сконструированное предметное содержание,
организацию педагогического процесса, направленного на формирование
практических действий будущих дизайнеров.

3. Педагогические условия, способствующие формированию
профессиональной культуры будущих дизайнеров:

развитие потребностно-мотивационной сферы личности;

разработка структурного содержания формирования профессиональной культуры, представляющая собой взаимосвязь технических, гуманитарных, художественных дисциплин;

- организация образовательного процесса на основе продуктивной
творческой деятельности, совместной проектной деятельности студентов и
преподавателей, поэтапного непрерывного приобщения студентов к учебно-

профессиональной деятельности, инициировании рефлексии личностно-профессионального развития;

- разработка учебно-методического обеспечения;

разработка технологии, способствующей достижению целей формирования профессиональной культуры и включающей ценностно-ориентационный, содержательно-моделирующий и рефлексивно- творческий этапы;

- педагогический контроль и коррекция процесса формирования
профессиональной культуры;

комплексное диагностирование и оценка формирования профессиональной культуры.

Достоверность и внедрение результатов исследования и научных выводов обусловлены применением современной методологии системного, комплексного, интегративного подходов, их соответствием тенденциям развития социально-педагогической действительности, использованием философских, социологических, психологических, педагогических, профессиональных источников, репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью воспроизведения эксперимента в условиях вуза и позитивными отзывами о результатах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики и Ученого совета Волжского государственного инженерно-педагогического университета; представлены и получили одобрение на семинарах и научно-практических конференциях: V Всероссийская научно-методическая конференция «Реализация научных идей В.И. Попова в инновационном развитии науки, образования и производства» (Н.Новгород, 2008г.); XIII международная научно-методическая конференция «Проблемы многоуровнего образования» (Н.Новгород, 2009г.); общероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования» (Москва, 2009г.); II НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Высшее профессиональное образование. Современные аспекты международного сотрудничества» (Израиль, Тель-Авив, 2009) и других.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 184 страницы машинописного текста. В работе приведено 11 схем, 3 графика, 7 таблиц. Список литературы включает 156 наименований.

Анализ формирования профессиональной культуры будущего дизайнера в педагогической теории и практике в зарубежном и отечественном образовании"

Большая Советская энциклопедия дает такое определение понятию «дизайн»: «Дизайн (от англ, design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Анализ дизайнерского творчества сталкивается со своеобразным пересечением процессов мышления, творчества и проектирования. В этой связи проследим отношения между указанными категориями, представив их, как взаимопроникающие друг в друга области, с единым типом процессуальное, заданным характером дизайнерского творчества в исторической ретроспективе.

Некоторые исследователи истории промышленного искусства считают, что, как профессия «дизайн» возник тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры. Научные источники подтверждают, что именно в высшей школе происходило осмысление и зарождение профессии во всех ее проявлениях в начале прошлого века Образовательная практика Королевского колледжа искусств (Великобритания), Баухаус (Германия), ВХУТЕМАС (Россия) и др. дает возможность проследить генезис содержательного наполнения представлений об особенностях профессии дизайнера в том или ином историческом и культурном контексте, что, в свою очередь, позволяет понимать проблемы, связанные с организацией современной дизайн-деятельности, в частности, вопросы развития профессиональной культуры дизайнера.

Говоря о дизайн-образовании, о школах дизайна, мы имеем в виду нечто большее, чем учебное заведение с правом выдачи дипломов по определенной специальности. «Школа» - понятие качественное, свидетельствующее о том, что происходящий в данном пространстве и времени социальный процесс, называемый образованием, действительно является и основным процессом культурного воспроизводства — образованием творческой личности с определенными способностями и профессиональными качествами. Как отмечают В. Ф. Сидоренко и Н. П. Валькова, «школа - синоним понятия культуры, ибо школа - одна из форм существования и воспроизводства культуры. При этом, образ культуры не остается неизменным, а как бы пересоздается и претворяется заново внутри школы, в ее творческой организации. Школа, следовательно, предсстает сама как образ культуры, прошлой и будущей одновременно, то есть изменяющейся» [80 с.4].

Каждая школа дизайна - Баухаус, ВХУТЕМАС, Ульмская школа, итальянская «школы жизни» или Академия «Домус» — имели свой путь в промышленном искусстве, определивший, в конечном итоге, развитие и становление понятия «дизайн», формирование профессиональной культуры дизайнера.

Впервые о создании дизайнерских школ, в современном понимании, было заявлено на I Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году. Здесь же были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения ссновным видам дизайнерской деятельности и высказано мнение, что нужно готовить специалистов, призванных воедино соединить знания, практические умения и общую гуманитарно-художественную цель. «В наше время редко или, пожалуй, никогда в одном лице не совмещается непосредственный изготовитель и тот, кто обладает достаточными творческими способностями и временем, чтобы доработать какое-либо изобретение, только еще вышедшее из стадии опытов и расчетов и прошедшее лишь половину пути для того, чтобы сложилось ясное представление о том, какие художественные формы ему можно придать. Поэтому крайне нужна практическая теория формообразования для каждой отрасли промышленного производства, имеющая частичное или хотя бы косвенное отношение к искусству, написанная с полным знанием специфики предмета»,- писал Г. Земпер [62].

С целью непосредственного приложения искусства к промышленности было открыто специализированное отделение для художников-промышленников в Королевском колледже искусств (Англия, 1899 г.).

Большое внимание здесь уделялось развитию способностей выполнять все своими руками, в частности, художники по тканям занимались ручным ткачеством, а те, кто занимался мебелью, работали на деревообрабатывающих станках. Следует отметить, что традиции ручного труда сохранились в колледже до сих пор, несмотря на значительные перемены в образовании. Сегодня Королевский колледж ставит задачу выпускать специалистов, способных занять лидирующее место в избранной ими профессии в любой стране мира. При этом в обязательном порядке его выпускники должны уметь: применять самые прогрессивные технологии, соблюдать требования экологии, понимать стратегию дизайна, проявлять новое мышление в разработке проектов, уметь дискутировать по профессиональным проблемам, аргументировать свою точку зрения, излагать устно и письменно мысли, развивать навыки рефлексии и проблематизации, быть способным осмысливать свою работу в историческом, философском, художественно-критическом контекстах. Кроме того, в Колледже считают, что дизайнер должен быть открыт новизне, проявлять пытливость ума, уметь сотрудничать в исследовании и проектировании с работниками промышленности и других различных институтов, проникать в перемены, происходящие в сфере социальных ценностей и поведения людей.

На специализациях: интерьер, индустриальный дизайн - уже в начале обучения приобретение знаний и выработка отношения к делу происходит в процессе создания проектов, слушания лекций по технологии, материаловедению и гуманитарным дисциплинам, а также в процессе посещения дизайнерских и архитектурных студий, промышленных предприятий. Одновременно оцениваются и развиваются исполнительские навыки студентов в проектном процессе, выявляются их творческие способности и личные ориентации, на основе чего составляется индивидуальный учебный план. Уделяется внимание развитию навыков свободного рисунка, навыков технического рисунка, графической презентации проектных идей, составлению проектных отчетов и документации. Студенты занимаются макетированием в мастерских, знакомятся с учебным и производственным оборудованием, с содержанием обучения на других курсах и факультетах Колледжа. Учащимся предоставляется возможность участвовать в разработке проектов для крупных архитектурных и промышленных фирм, которые вводят их в целую серию дальнейших инициативных либо заказных проектов, что позволяет вырабатывать навыки работы в «конвейере» следующих друг за другом проектов, сотрудничать со студентами курса дизайн-менеджмента, общаться с клиентами. Студенты также активно участвуют в семинарах и в обсуждении текущей работы коллег над проектами под руководством педагогов и приглашенных специалистов. Одновременно осваиваются новые техники презентации проектов, прослушиваются вводные лекции по использованию в дизайне САПР и фотографики.

Тенденции и принципы формирования профессиональной культуры дизайнеров в образовательном процессе вуза

Дизайн - область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека. Изменения образовательной парадигмы и стиля педагогического мышления, развитие различных вариантов личностно-ориентированного подхода, направленность на гуманизацию общественного сознания и гуманитаризацию содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего дизайнерского образования. Его целью становится уже не узкопрофильная подготовка, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры и развитие способностей к самостоятельному пополнению профессиональных знаний и их творческому применению.

В современной педагогической науке отмечается, что в условиях инновационного процесса развития экономики, образовательное учреждение должно не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и развить ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций), характеризующих социальный портрет будущего специалиста. К ним относятся: культура системного мышления; культура организационного поведения; коммуникативная культура; умение работать в команде; толерантность; стремление к самообразованию и саморазвитию; высокая профессиональная ответственность; организаторские и лидерские качества; устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам; гибкость и креативность мышления; оптимальный стиль поведения; умение представлять свои профессиональные и личностные качеств [82] и, как результат, обладать профессиональной культурой.

В этой связи целесообразно предположить, что каждый человек должен освоить как можно большую часть культуры, причем такую часть, которая наиболее соответствует его индивидуальным особенностям (творческой индивидуальности). Ведь любая личность характеризуется некоторым потенциалом развития, то есть пределом, которого он может достичь в освоении отдельных культурных компонентов.

К настоящему времени сформировалось несколько установок, рассматривающих культуру как совокупность материальных и духовных ценностей; как специфический способ человеческой деятельности; как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Это позволяет приблизиться к феноменологии профессиональной культуры. В последние годы профессиональная культура интенсивно изучается в системе психолого-педагогических наук (СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Б.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Г.В. Звездулова, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Н.Л. Шеховская, С.Н. Щербакова и др.). С началом активной разработки культурологического направления в педагогической науке выполнен ряд исследований, посвященных отдельным сторонам профессиональной культуры: - методологической (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.); - историко-педагогической (А.К. Колесова); - нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева); - коммуникативной (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик); - технологической (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова); - духовной (В .И. Шиянов); - физической (М.Я. Виленский) и др..

В этих исследованиях профессиональная культура рассматривается как проекция общей культуры, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике деятельности. По мнению Н.И. Бодарь, выделение профессиональной культуры из общего контекста необходимо для того, чтобы показать, что она всегда формируется у людей, профессионально занятых определенной сферой деятельности и прошедших специальную подготовку к ней. Профессиональная культура бесспорно взаимосвязана с общей культурой, но имеет и свои определенные черты. «Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности» [33, С.27-32]. Некоторые исследователи (И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) понятие «общая культура» заменяют понятием «базовая культура личности» и подразумевают под ней содержание и характер мировоззрений человека, гражданственность, уровень образованности, нравственности, отношение к труду, толерантность. «Уровень развития культуры зависит от степени заинтересованности общества в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается. Согласно Н.С. Злобину, культура - это творческая созидательная деятельность человека - как прошлая, зафиксированная, опредмеченная в культурных ценностях, так и, прежде всего, настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, т.е. превращающая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке деятельности и самого человека» [126]. В учебниках по культурологии дается определение профессиональной культуры как «комплекса знаний, умений и навыков, овладение которым делает специалиста каждого конкретного вида мастером своего дела, работающего на уровне мировых стандартов».

Нам больше импонирует определение, которое дается в работах В.А. Сластенина [127], и хотя автор ориентируется на профессионально-педагогическую культуру, на наш взгляд, оно вполне может подойти для любого специалиста. В нашей интерпретации это определение представлено так: профессиональная культура дизайнера — это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.

Будучи стержневым показателем общественной зрелости личности, профессиональная культура также является и комплексом личностных знаний, умений, навыков, качеств, обусловливающих готовность к осуществлению своих сущностных сил в конкретной области общественного труда. Для дизайнера очень важно обладать сформированностью проектно-производственных, социокультурных и учебно-образовательных характеристик, из которых складывается его профессиональная культура.

В современных условиях все более заметно просматривается тенденция к объединению усилий исследователей в анализе профессиональной культуры, к совпадению точек зрения разных авторов и авторских школ в объяснении ее сущности. Гуманистическая направленность образования выводит процесс исследования профессиональной культуры на личностный уровень. По характеру проявлений, профессиональную культуру можно рассматривать в нескольких аспектах: - как сферу профессиональных знаний; - как часть социальной политики в области связей поколений; - как человеческую деятельность (материальную и духовную). Анализом культуры, как совокупным результатом человеческой деятельности, занимались многие исследователи (К.А. Абдульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.К. Гастев, С.Г. Геплерштейн, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, Б.И. Додонов, И.А. Зимняя, Л.Б. Ительсон, М.Каган, В.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А. Маргулис, А.К. Маркова, Е.И. Машбиц, А.В. Петровский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, И.Ф. Талызина, X. Хекхаузен, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и ДР-)- Вопрос формирования профессиональной культуры будущего специалиста должен носить не только теоретический, но и практический характер. Несомненную значимость в этой связи приобретает гуманитаризация образовательного процесса как условие определения направленности содержания образования, которое правомерно рассматривать как меру приобщения студентов к развивающейся культуре вообще и профессиональной в частности.

Методика формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров

Дизайн-образование исходит из специфики профессии дизайнера и его творческого метода, который представляет собой синтез методов ученого, инженера, художника и организатора, он также отличается специфическим образным мышлением. Инструмент деятельности дизайнера — дизайн-проектирование, сложный вид деятельности на стыке науки, техники и искусства. Следовательно, дизайнерское образование должно быть таковым, чтобы оно могло обеспечить развитие профессиональной культуры студентов - будущих дизайнеров на достаточно высоком уровне. Это значит, необходимо подготовить специалиста, понимающего законы общественного развития, владеющего исполнительским мастерством и профессиональными знаниями, с высоким уровнем культуры и устойчивой потребностью к творческой деятельности. Это возможно только на основе рационального сочетания общих гуманитарных, технических, экономических, художественно-композиционных сфер образования через усиление межпредметных связей, овладение ведущими опорными знаниями. Дизайнерское образование строится на трех уровнях.

Первый уровень — первый и второй годы обучения - этап адаптации, закладывает основы дизайнерской профессии и эстетического воспитания, содержит освоение художественно-изобразительных дисциплин, теории композиции, включает цикл естественно-научных, иисторико-художественных дисциплин,

Второй уровень — третий и четвертый годы обучения — этап стабилизации, дает фундаментальное широкое дизайнерское образование, проектной графики, основ дизайн-проектирования, включает освоение философии, историко-теоретического цикла по дизайну, и истории интерьера, комплекс психолого-педагогических наук.

Третий уровень образования — пятый год и дипломный проект - этап специализации, где обучение направлено на выполнение дипломного проекта. В конечном результате у молодого дизайнера формируются основы профессиональной культуры и он становится подготовленным к профессиональной практической деятельности.

Дизайн-образование - один из наиболее сложных видов высшего образования. Принятая в дизайн-образовани система комплексного формирования молодого специалиста широкого профиля и гармонически развитой личности выдвигает две основные концепции образования и воспитания: первая предполагает соединение художественного и научно-технического образования на общей гуманитарной основе и вторая, это формирование студента в теснейшим образом связанных между собой планах - теоретическом и практическом. Решение задач, стоящих перед дизайнерским образованием, возможно только при правильном использовании методики дизайн-проектирования и организации учебной проектной деятельности.

Целью проектной деятельности является овладение студентом профессией дизайнера и формирование его профессиональной культуры. В качестве средств эффективности проектной деятельности выступают знания по научным и техническим дисциплинам и приобретаемые в ходе обучения профессиональные и творческие умения, методы и операционная техника проектирования.

К числу задач в обучении проектной деятельности относят также выработку художественного и эстетического вкуса и графического мастерства, развитие интеллекта студента, пространственного мышления и образного структурного воображения. Общественно значимый результат деятельности -подготовка специалиста дизайнера.

Продукт деятельности - серия программных курсовых проектов, направлен на преобразование сознания студента, на формирование творческого мировоззрения, развитие композиционных способностей, становление его как личности с развитой профессиональной культурой.

Совершенствование дизайнерскогос образования в современных условиях научно-технического прогресса выдвигает в качестве важнейшей методической проблемы преобразование учебно-воспитательного процесса в единую систему обучения профессии дизайнера и общетехническим, строительным дисциплинам в дизайн-проектировании. Основным принципом методики курсового проектирования является комплексная система обучения, при которой учебный материал по специальным и общетехническим предметам направлен на ведущую дисциплину дизайн-проектирования. Между тем комплексный метод еще не получил широкой реализации в дизайнерских школах и обучение инженерно-техническим дисциплинам осуществляется в отрыве от практики дизайнерского проектирования . Чтобы доказать необходимость и значимость комплексного подхода в формировании профессиональной культуры студентов - будущих дизайнеров, необходима принципиальная направленность всех дисциплин образовательного процесса на формирование знаний у студентов, как будущих специалистов дизайнеров.

Технология комплексного дизайн-проектирования, создает особую психолого-педагогическую ситуацию целостного обучения, которая основывается на междисциплинарном комплексном методе, предусматривающем интеграцию полученных в теоретических и технических дисциплинах знаний в творческой деятельности. При этом знания актуализируются в дизайн-проектном замысле и оказывают на студента синхронное воздействие. Научно-техническая информация стимулирует творческий поиск студента, а научные абстракции наполняются конкретным смыслом. В процессе проектного обучения студент усваивает всесторонний подход к организации материально-пространственной среды, пониманию социальных процессов в их формировании. Он овладевает методами типологического, функционального, экономического и визуального анализа, оценки и синтеза - приемами компоновки целостной системы проектируемого объекта. Таким образом, создаются предпосылки для успешного развития профессиональной деятельности в каждой из выделенных нами областей: проектно-производственной, социокультурной, учебно-образовательной и идет формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Волжского государственного инженерно-педагогического университета в период с 2005 по 2008 гг. Цель эксперимента проверка эффективности модели и педагогических условий формирования профессиональной культуры у будущих специалистов дизайнеров. Критериями, определяющими уровни сформированности профессиональной культуры, являются: уровни мотивации, ценностные ориентации (аксиологический компонент); систему взаимосвязанных действий, операций, приемов, осуществляемых дизайнером с целью реализации профессиональных функций (деятельностный компонент); уровни сформировааности личностно и профессионально-значимых качеств (личностный компонент).

Эксперимент выполнялся в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий эксперимент (2005-2006гг.) предполагал анализ уровней сформированности профессиональной культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп; подготовку учебно-педагогической документации и методических материалов.

Формирующий эксперимент (2006-2007гг.)предполагал внедрение модели и педагогических условий в образовательный процесс вуза; его задачей являлось оптимальное включение всех студентов с различными уровнями профессиональной культуры в образовательный процесс.

Контрольный эксперимент (2007-2008гг) включал разработку диагностических материалов с целью выявления уровней сформированности профессиональной культуры. Целью данного эксперимента являлась диагностика уровней профессиональной культуры студентов будущих дизайнеров и их готовность к осуществлению профессиональной деятельности, количественная и качественная обработка результатов экспериментальной работы, сравнительной характеристики успешной деятельности респондентов контрольной и экспериментальной групп; оценка эффективности реализации разработанной модели.

Программно-методическое обеспечение включало в себя программы по проектированию и художественному проектированию предметно-пространственной среды для студентов III-V курсов, что составило основу системы комплексного дизайн-проектирования, учебно-методические пособия по выполнению курсовых проектов, курсовых работ и упражнений для самостоятельной работы студентов, карточки-задания и графики контроля.

Результаты эксперимента представлены в первом параграфе второй главы. Они говорят о том, что внедрение в учебно-образовательный процесс разработанных нами комплекса программ способствует динамике роста формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров. Направленность экспериментальной работы состояла в выявлении характеристик и апробации разработанной модели и педагогических условий формирования профессиональной культуры. Сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и контрольных этапов экспериментальной работы показывают, что реализация модели позволила повысить уровень профессиональной культуры респондентов экспериментальной группы по сравнению с респондентами контрольной и показала эффективность предлагаемого подхода в организации процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Необходимо отметить, что уже на начальном этапе обучения, согласно проведенным исследованиям, большинство студентов имеет средний уровень развития профессиональной культуры, это объясняется тем, что на специальность «дизайн» могут поступить только одаренные абитуриенты, с развитыми художественными способностями, а также прошедшие специальную довузовскую подготовку.

Первый и второй годы обучения — этап адаптации, характеризуется желанием студентов проявить свои способности, выделиться из общей массы, зарекомендовать себя с положительной стороны, они проявляют большую работоспособность, интерес ко всем предметам. В этот период, в основном, происходит прирост количества студентов со средним уровнем развития профессиональной культуры за счет сниэюения показателя количества студентов с низким уровнем развития профссионалъной культуры. Иначе говоря, слабые студенты на первом и втором курсах стараются изо всех сил проявить себя в учебе, развить свои способности по изобразительному искусству, композиции, выработать объемно-пространственное мышление, приобрести навыки по проектной графике, которые в последствии дадут им возможность проявить себя в клаузурах, при подаче проектных форэскизов, эскизов и окончательного выполнения проектов. Именно в это время вырабатываются такие качества, как работоспособность, усидчивость, терпение, аккуратность, взаимовыручка, творческая активность, проектная культура, фантазия, уважение к национальным традициям и обычаям, единство слова и дела. Нужно отметить (по наблюдению), что заложенные в этот период качества профессиональной культуры остаются в студенте на всю жизнь, развиваясь и совершенствуясь, и представляют собой некий фундамент для дальнейшего формирования и развития профессиональных и личностных качеств.

Согласно проведенному анкетированию (Приложение 4, 5, 6, 7, 8), студенты второго, третьего курсов считают важными профессиональными качествами, которые необходимы для формирования их профессиональной культуры -способность к генерированию новых идей -57%, развитие объемно-пространственного мышления -43%, творческой активности, фантазии, работоспособности -39%, а также отмечают, что необходимо быть ответственными за свою проектную деятельность -39% и иметь профессиональные навыки -31%. Они полагают, что эти качества формируются, в основном, за счет таких дисциплин, как проектирование -91%, изобразительное искусство -66%, объемно-пространственная композиция -38%, история искусств и начертательная геометрия -30%. И это не удивительно, потому что именно эти предметы являются основными на первом и втором и третьем курсах. Итогом периода адаптации являются качества, которые, по мнению студентов, у них сформировались за этот период учебы - это объемно-пространственное мышление -52%, художественные способности, художественный вкус, творческая активность -25%, овладение визуально-изобразительными средствами -21%, работоспособность 15%, ответственность за результаты своей учебной деятельности -7%. У студентов появляется желание и дальше развивать в себе такие профессиональные качества, как работоспособность -38%), ответственность за свою проектную деятельность -44%), профессиональное мастерство -31%), способность к генерированию новых идей, системность подхода к проектной деятельности -26%, фантазию и социальную смелость -18%). Вместе с тем, студенты отмечают и профессионально-недопустимые качества специалиста - это лень -34%, отсутствие гуманности, человеческой доброты -25%), безответственность -18%, низкий уровень профессионального мастерства и компетентности -19%, отсутствие честности -15%. И сознаются, что у себя они замечают такие качества, как лень -44% , безответственность -13%, низкий уровень профессиональных знаний -12% , низкую работоспособность -15%.

Как показали проведенные исследования, средний уровень развития профессиональной культуры на третьем курсе составляет 70% - 72% и динамики его роста при переходе студентов с первого курса на второй и на третий - почти не наблюдается.

Похожие диссертации на Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе