Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Щеглов, Алексей Вячеславович

Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции
<
Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щеглов, Алексей Вячеславович. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Щеглов Алексей Вячеславович; [Место защиты: Тул. гос. ун-т].- Тула, 2012.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1330

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы фомирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции 13

1.1. История становления дизайн-образования за рубежом и в России как профессионального заказа общества 13

1.2. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров как предмет педагогического исследования ... 59

1.2.1 Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста 59

1.2.2. Объемно-проссранственное мышление е вфере дизайн образования

1.3. Роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров.!. L...96

1.4. Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно пространственной композиции 104

Выводы по 1 главе 112

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности средств объемно пространственной композиции в совершенствовании процесса формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров 1 116

2.1. Констатирующий этап эксперимента 117

2.2. Формирующий этап эксперимента 125

2.3. Контрольный этап эксперимента 135

Выводы по 2-й главе 141

Заключение 145

Библиография 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующаяся совокупностью специальных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность является целью и результатом во вновь разработанных ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов в вузе. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов. Не исключением является и направление подготовки 072500 «Дизайн». Необходимость профессиональной компетентности у выпускников вуза требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионал-дизайнер.

Ориентация дизайна в современном социокультурном пространстве на различные компоненты материальной и духовной культуры общества предъявляет высокие требования к деятельности специалиста-дизайнера, которая направлена на гармонизацию с окружающей средой. Основной задачей на этом пути является проектирование элементов предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя.

Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных направлений дизайна. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве специалистов-дизайнеров, является композиция. По определениям теоретиков и практиков дизайна, композиция в дизайн-образовании есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Кроме того, объемно-пространственная композиция способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса – необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров. В этой связи объемно-пространственная композиция рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональных компетенций рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях В. М. Басовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и др. Компетентность специалиста промышленного производства изучали Н.А. Банько, О.Н. Ларионова, Г.Н. Синицына и др.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В.Р. Аронов, В.Г. Бандорин, А.Л. Дижур, А.Н. Лаврентьев, Л.Б. Переверзев, В.И. Пузанов, С.И. Серов, А.Г. Устинов, С.О. Хан-Магомедов и др. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И.В. Афанасьева, Е.М. Базилевич, И.М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, Т.М. Кауда, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.Д. Полтавская, Н.А. Федорова, Ю.А. Фильчакова. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О.В. Арефьевой, У.В. Аристовой, С.Г. Мизевича, Р.Ф. Мухутдинова, В.В. Соловьевой, И.П. Постникова, О.Ю. Прудовской. Проблемы формирования профессиональной компетентности дизайнера по костюму рассматривались в исследованиях Ю.М. Бундиной, Е.Н. Ковешниковой, Л.А. Сафиной, Е.Ю. Усенковой; инженерно-технической компетентности – С.В. Фроловой; компетентности будущего специалиста в процессе обучения живописи – А.А. Вилковой, профессиональной культуры дизайнера – Т.В. Матвеевой, С.М. Мурзиной; профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе – А.И. Кулешовой; профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже – И.Р. Абсалямовой. Тематика объемно-пространственной композиции рассматривалась в пособиях и методиках А.В. Степанова, В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, Г.Н. Любимовой, О.Л. Голубевой, В.Б. Устина, Г.Л. Леденевой и др.

Большое количество работ, посвященных проблеме формирования профессиональной компетентности у специалистов различных сфер деятельности, свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Но, несмотря на обширность научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности, а также успехи, достигнутые в её решении, эта тема остаётся актуальной. Отсюда следует что, изучение проблемы формирования профессиональных компетенций средствами объемно-пространственной композиции у студентов-дизайнеров как компонента профессиональной компетентности требует изучения и освещения в теории и практике профессионального образования. Необходимость исследования процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции обусловлена следующими противоречиями:

– между потребностью практики в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в педагогической науке;

– между необходимостью повышения формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции и отсутствием структурно-функциональной модели процесса ее формирования в образовательном процессе вуза;

– между необходимостью повышения качества формирования профессиональных знаний, умений, навыков студентов-дизайнеров, а также развития творческих качеств их личности и неразработанностью педагогических условий их формирования средствами объемно-пространственной композиции.

– между сложившейся практикой зарубежного дизайн-образования и социокультурными условиями развития отечественного дизайна.

Выявленные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние средств объёмно-пространственной композиции на качество процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Предмет исследования: средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров будет эффективным, если:

– на основе научно-теоретического анализа проблемы исследования будет определена сущностно-содержательная характеристика и выявлена специфика формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

– в качестве фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции;

– разработан и реализован деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

– разработан и проверен на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

– в качестве ресурсной базы разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, выявить специфику в рамках предмета исследования.

2. Определить и реализовать в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

3. Разработать и реализовать деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

4. Разработать и проверить на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

5. В качестве ресурсной базы разработать и внедрить в процесс обучения авторский учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» В.М. Басовой, Ю.Г. Татура, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, И.А. Зимней, Н.А.Шайденко, Л.А.Ядвиршис; идеи ключевых, базовых и специальных компетенций; философские идеи природы креативности, доказывающие возможность обучения творчеству (М.Я. Ярошевский, М. Синтонен, Дж. Аллан, Д. Перкин, Г. Груббер, В.И. Самохвалова); положения психологии творчества (Л.С. Выгодский, Я.А. Пономарев), психологии одаренности (А.М. Матюшкин); психологии зрительного восприятия и образного мышления (Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская); исследования проблемы развития творческого воображения последователей Г.С.Альтшуллера и его научной школы (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина); теория, методика, методология дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Т. Шимко, Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов и др.), промышленной графики.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); общепедагогические методы (анализ документов, рукописей, литературных источников, материалов на электронных носителях, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и формирующего экспериментов и др.); прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров); методы математической статистики.

Исследование проводилось в период 2007 - 2011 гг.

Первый этап (2007-2009 гг.) - теоретический анализ научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания. Определение проблемного поля исследования, осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования; диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, определение проблемного поля исследования, уточнение цели, гипотезы и основных задач.

Второй этап (2009-2010 гг.) - организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация теоретико-деятельностного алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Третий этап (2010-2011 гг.) – анализ и обобщение экспериментальных данных и результатов; оформление диссертационного исследования.

Базой экспериментального исследования явились: студенты кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета. В исследованиях участвовало 150 студентов 1, 2 и 3 курсов, обучающихся дисциплинам «Скульптура и пластическое моделирование» и «Академическая скульптура и пластическое моделирование» для профилей подготовки: графический дизайн, промышленный дизайн и дизайн интерьера по специальности 072500 Дизайн.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыта научная сущность и дополнено практическое содержание профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, научно обоснована новизна их специфики в рамках предмета исследования;

- по новому с научной точки зрения определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- разработан и реализован научно обоснованный эксклюзивный деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности профессиональной подготовки студентов-дизайнеров: уточнено определение понятия «профессиональные компетенции дизайнеров»; обоснованы эффективные технологии подготовки студентов-дизайнеров, что является вкладом в разработку содержания, форм и методов профессионального образования дизайнеров и служит основой для дальнейших исследований в области профессиональной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, разработанный курс «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров» могут быть использованы при изучении спецкурсов повышения квалификации и в процессе самообразования преподавателей вузов, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов-дизайнеров.

Достоверность результатов и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются системно-целостным, личностно-деятельностным, практико-ориентированным подходами; комплексным использованием методов исследования, соответствующих объекту, целям и задачам исследования; экспериментальной и практической проверкой и адаптацией основных теоретических положений исследования, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы; репрезентативностью выборки при обследовании студентов; логикой построения доказательных выводов.

Личный вклад автора в исследование заключается в самостоятельном выполнении всех этапов исследования:

теоретического анализа научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания; определение проблемного поля исследования; осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования; диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; определение проблемного поля исследования, уточнение цели, гипотезы и основных задач; организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация деятельностного алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях и конференциях кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета, на Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн 2005» в 2005 г., на межвузовской научно-практической студенческой конференции «Гендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи» в 2006 г., на XVI, XVII, XVIII и XX Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» в 2006-2011 гг. и др.

Результаты исследования внедрялись автором в учебном процессе в Тульском государственном университете на кафедре «Дизайн».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции – вид интегративного личностного образования специалиста, отражающее качество его общеобразовательной, общехудожественной и специальной профессиональной подготовки, индивидуально-личностные характеристики, креативность, ценности, обеспечивающие успешность в профессиональной деятельности.

Наиболее значимые, с точки зрения предмета исследования, профессиональные компетенции:

- целостные представления о науке дизайна (знать и владеть изобразительными средствами; определять стилевые особенности в искусстве разных эпох и направлений; знать научные основы дизайна);

- способность системно применять полученные знания на практике (способность участвовать в работе всего цикла создания готового продукта и внедрения его на рынок; способность продолжать обучение и вести профессиональную деятельность; уметь взаимодействовать с коллегами);

- готовность к деятельности в сфере дизайна (знать закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия, принципы и методы работы над дизайн-проектом; способность на основе приобретенных знаний ставить цели, составлять планы достижения целей и выполнять их);

- готовность к творческой деятельности (знать способы разработки и внедрения инновационных технологий в сфере дизайна; способность генерировать новые идеи);

- готовность к инновационной деятельности в области дизайна (уметь применять инновационные методы и технологии в профессиональной деятельности уметь разрабатывать (проектировать и апробировать) свои инновации; уметь анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в сфере дизайна).

2. Средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров – специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса – необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров.

Средства объемно-пространственной композиции включают в себя когнитивное, деятельностное и личностное владения: объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон; глубинно-пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними); художественными средствами композиции (достижение художественной выразительности формы); основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления); основными принципами художественного формообразования (рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).

3. Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции – это последовательное взаимосвязанное исполнение преподавателем и студентом научно-поискового, организационно-педагогического и оценочно-исследовательского видов деятельности с целью реализации профессионального заказа работодателей, обусловленного готовностью будущего специалиста эффективно проектировать элементы предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя.

4. К основным компонентам критериальной характеристики сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера в нашем исследовании относятся: когнитивный, деятельностный и личностный.

При обозначении уровней нами были выделены четыре: низкий, средний, ниже среднего и высокий.

Низкий уровень сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: бессистемные знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная примитивная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление фрагментарно.

Средний сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: фрагментарные знания о средствах объемно-пространственной композиции; формальная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление сформировано на уровни созерцания.

Ниже среднего уровень сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: достаточные знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная готовность к творческой деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление имеет аналитическую составляющую.

Высокий уровень сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: эвристические знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная инновационная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление системно и комплексно.

Структура диссертации определяется поставленными задачами и логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров как предмет педагогического исследования

Это способствовало созданию общих стилевых черт любого разрабатываемого коллективно объекта, а вместе с тем прививало субъективизма творчества при сохранении индивидуальности последнего. Среди основных педагогических принципов следует отметить: творческое воспитание; концепция «учиться, делая»; концепция одновременного воспитания руки и головы как вклад в целостное воспитание; постулат об эстетическом воспитании как воспитании свободы. Отмечается также, что все эти принципы не были чьим-либо изобретением, а органически возникли из предшествовавшей возникновению Баухауза плодотворной дискуссии по поводу педагогической реформы. Влияние Баухауза на современные школы было огромно; многие из них применяли в качестве образца пропедевтический курс Баухауза.

Высшая школа дизайна е Ульме (Ульмская школа). Начиная с момента своего основания. Высшая школа дизайна в Ульме была провозглашена наследницей Баухауза. Наряду с профессиональным обучением главной задачей школы должно было стать воспитание у студентов самостоятельного мышления. В соответствии с этим, в программу обучения должны были включаться дисциплины, прививающие студентам навыки конструктивного действия. Благодаря этому школа должна была сочетать профессиональное обучение, общее образование и воспитание чувства ответственности. Ульмцы считали, что главное в дизайне художественно-творческая его сторона, решение конкретной проектной задаче и неизменно должно перелагаться на художественную интуицию. Такой подход закрепился в России в настоящий момент, однобокость его представления нарушает традиции русской школы дизайна — синтеза художественного вкуса и технологии на благо всему социальному сообществу. ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН. В начале становления СССР реформа в области художественного образования была тесно связана с реформой в области народного образования. Создание единой трудовой школы и vcTaHOBKa Наркомпроса на трудовое воспитание как нельзя лучше соответствовали той программе и тем идеям, которые доводили в жизнь работники Отдела изобразительного искусства (ИЗО) Наркомпроса, чья деятельность предшествовала появлению института. Большое значение для решения вопросов художественно-конструкторского образования имела состоявшаяся в 1920 году «Первая Всероссийская конференция учащихся и учащих художественных и художественно-промышленных мастерских». В резолюциях, принятых на конференции, предлагалось создать в стране художественные лаборатории и мастерские, анализирующие материал, изучающие способы его обработки в зависимости от техники и организации производства. Конференция считала необходимым разработать сеть художественно-образовательных учреждений во всероссийском масштабе (школы, лаборатории, институты пр.), имея в ви-ду главным образом, поднятие индустриальных центров, разработать единую схему учебного плана и программную часть во всех областях художественного образования, просвещения и воспитания; установить связь со всеми научными и учебными учреждениями и фабрично-заводскими предприятиями, которые могут быть использованы для специальных лабораторных работ в области искусства.

В 1920 году специальным постановлением Советского правительства были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), Первые свободные государственные художественные мастерские (быв. Строгановское) и Вторые московские свободные государственных художественные мастерские (Школа живописи, ваяния и зодчества). Эти мастерские были образованы в Москве с целью «предоставления учащимся высшего художественного и художественно технического образования и подготовки высококвалифицированных художников-практиков».

Основными задачами преподавательского состава было на основе специальных организационно-педагогических и творческих концепций создать профессиональную культуру не существовавшей до сих пор художественной деятельности. Для объективной картины сложившийся ситуации в настоящий момент необходимо показать дальнейшее развитие событий.

В 1921-1922 годах, сторонники «объективного метода» анализа, создатели пропедевтических дисциплин на факультетах ВХУТЕМАСа (в частности А.М. Лавинский), постепенно переходят от экспериментов в сфере изобразительного искусства к разработке объемных конструкций, архитектурных проектов реалъных вещей.

В 1925-1926 учебном году А.М. Лавинского в качестве преподавателя основной художественной дисциплины дерфака «Проектирование мебели» (мебелестроение)» сменил Л.М. Лисицкий. Он ориентировал студентов на проектирование оборудования для квартир реальных типов, принятых, как массовым, так и экспериментальным строительством. Многие из его разработок положили начало советским стилям в интерьерах.

Больщой вклад в становление новой профессии во ВХУТЕМАС— ВХУТЕИНе внес А.М. Родченко, внедряя новые методы преподавания на металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа. Он рассматривал задачи дизайна (производственного искусства) как проектирование всей окружающей человека предметной среды. В последствии, его разработки легли в основу новой области науки — эргодизайна.

В 1927 году Высщие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) были преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, ВХТИ). Ситуация в то время была такова, что в этом художественном ВУЗе на дизайнерском факультете приходилось призывать студентов не столько к освоению достижений техники (это уже было для них очевидным), сколько к овладению навыками художника.

В 1926 году состоялась Первая Академическая конференция фа-культета на которой обсуждалась общая целевая установка преподавания, рассматривались методы обучения, ставились проблемы профиля нового специалиста. Наименование новой специальности было найдено не сразу. Хотя уже в первой половине 20-х годов художников, уходивших из изобразительного искусства в производство, именовали художниками-производственниками — этот термин не стал обозначением новой специальности (квалификации), а воспринимался скорее как этап биографии художника или его принадлежность к определенному творческому течению. В начале 20-х годов многие художники-производственники называли себя конструкторами, например А.И. Родченко, А.И. Ган и др. Позже те из них, которые стали убежденными конструктивистами, подписывали свои проекты как конструктивисты. Так подписаны проекты А.И. Родченко и его учеников по металлообрабатывающему факультету, опубликованные в 1926 году в нескольких номерах журнала «Современная архитектура». Появляется термин «инженер-художник» иногда в громоздком сочетании с термином «конструктивист-инженер-художник-конструктивист» (докладная записка А.И. Родченко от 3 февраля 1923 года). В середине 20-х годов становится все более очевидным, что термин конструктивист и художник-производственник приобретает оттенок обозначения сторонника определенного творческого направления в искусстве, а не конкретной профессии.

Объемно-проссранственное мышление е вфере дизайн образования

Г.Н. Синицына, исследовавшая компетентность у студентов технических специальностей, подчеркивает важность такого вида компетентности, как проектная, которая является одной из основных составляющих профессиональной деятельности инженера. «Компетентность в проектной деятельности - это интегративное личностное новообразование, характеризующееся наличием глубоких, прочных знаний, умений и положительного опыта решения проектных задач» [142].

Мы, изучая профессиональную точку зрения будущего дизайнера, чья деятельность во многом имеет проектный характер, в целом поддерживаем эту точку зрения. Структура и содержание профессиональной компетентности включает две составляющие: профессиональную и социально-личностную. Профессиональная составляющая - это совокупность знаний, умений и опыта, являющихся основой осуществления проектной деятельности специалиста. Социально-личностная составляющая содержит качества специалиста-инженера, необходимые для индивидуальной и коллективной работы в процессе проектирования. В ней можно выделить два аспекта: социальный (умения сотрудничать, разрешать конфликты, проявлять инициативу, принимать на себя ответственность, организовывать работу группы) и личностный (владение приемами самовыражения и саморазвития в проектной деятельности), который характеризуется техническим мышлением, независимостью, уверенностью в своих силах, креативностью, способностью к профессиональному самосовершенствованию. Хотя точка зрения Г.Н. Синицыной близка нам, однако, она не включает мотивационный аспект, что, на наш взгляд, не совсем верно.

Несколько иной позиции придерживается О.Н. Ларионова, которая так же анализирует компетентности специалиста-инженера. По ее мнению, эта компетентность может быть представлена пятью основными группами (видами); информационно-методологическая, социально коммуникативная, личностно-валеологическая, операционно технологическая, теоретическая [91]. Информационно-методологическая компетентность включает, с одной стороны, различные умения работы инженера с объемом информации (представление о хранилищах информации, навыки поиска и отбора необходимого, неформальное чтение тестов, сравнение с известным), а с другой - знание исходных принципов организации разных областей науки, умение устанавливать причинно-следственные связи и выявлять аналогии в разных явлениях.

Социально-коммуникативная компетентность инженера предполагает его умение работать в коллективе и с коллективом, адекватно оценивать социально-экономические микро- и макро- ситуации. Личностно-валеологическая компетентность включает не только знание о своем психологическом и физическом здоровье, но и навыки внимательного отношения к нему. Операционно-технологическая компетентность подразумевает практическое владение теми видами деятельности, которые необходимы для работы в конкретной производственной области: от рабочего до руководителя предприятия. Теоретическая компетентность - это целостное накопленное знание, умение пользоваться им, увеличивать его объем» [91].

В позиции данного автора, анализирующего профессиональную компетентность специалиста-инженера, не уделено должное внимание творческому аспекту этой компетентности. Основные требования к профессиональной компетентности специалистов-производственников (инженеров) должны включать владение ими творчеством, креативность. Авторы большинства публикаций по проблемам профессиональной компетентности инженера единодушны в том, что ее сущностной характеристикой является творчество. Поскольку для нашего исследования это крайне важно, обратимся к анализу феномена творчества и его месту в профессиональной компетентности специалиста.

Исследование сущности творчества - достаточно сложная проблема. Сложность ее состоит в том, что она предполагает решение важнейших методологических вопросов природы, источников развития творчества, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и др. Сложность проблемы и в том, что предметом выступает, явление, внутренняя сущность которого недоступна прямому, непосредственному исследованию [118].

В специальной литературе в качестве синонимов понятия «творчество» употребляются: новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческая активность, творческий стиль мышления, творческий потенциал, креативность и др.. Мы согласимся с Р.Ф.Мухутдиновым, что «все они несут в себе одно и то же содержание. хотя и имеют различия по критериям: единство, но не тождество, процесс и результат, общее и частное» [там же]. По мнению М.Г. Ярошевского, творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как «преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» [181]. Эти признаки в той или иной форме можно обнаружить в определениях творчества множества авторов. По нашему мнению, наиболее значительное и емкое определение творчеству дал С.Л. Рубинштейн, согласно которому творчество - это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что потом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. [132].

Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно пространственной композиции

В итоге мы доказали эффективность разработанного нами алгоритма. Для этого мы сравнили результаты обучения студентов в экспериментальных и контрольных группах. В качестве объектов контроля были выбраны те же знания, умения, мотивы, ценности, личностные качества студентов, которые оценивались во время констатирующего эксперимента и на развитие которых была направлена наша опытно-исследовательская работа.

Результаты, полученные на контрольном этапе, подтвердили: - достаточно высокие показатели развития когнитивного параметра в экспериментальной группе, а именно устойчивое повышение уровня теоретических знаний в области объемно-пространственной композиции; - значительную динамику показателей творческой активности таких уровней, как среднего и высокого; - положительную динамику показателей объемно-пространственное мышление таких уровней, как ниже среднего и высокого.

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции вузе включала следующие основные этапы.

1. Констатирующий эксперимент. Диагностика состояния и возможностей совершенствования исследуемого процесса формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера в вузе, заключавшаяся в разработке критериев, уровней, показателей для мониторинга эффективности исследования, а также в диагностике исходного уровня сформированности компетенций студентов, подборе для этого существующих или конструировании собственных методик и проведении диагностических процедур, отборе контрольной и экспериментальной групп.

2. Формирующий эксперимент. Практическое преобразование исследуемого процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров составило суть формирующего этапа эксперимента. Данный этап включал в себя отбор содержания курса «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров», разработку авторекой педагогической технологии, комплексный их «запуск» в учебный процесс подготовки студентов-дизайнеров.

3. Заключительная диагностика эффективности процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции осуществлялась на контрольном этапе эксперимента, на котором производилось измерение уровней сформированности компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп, анализ, обобщение результатов эксперимента и определение основных направлений дальнейшей работы по совершенствованию исследуемого процесса.

Проведенный нами констатирующий срез позволил составить общее представление об исходном уровне сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, доказал необходимость нашей опытно-экспериментальной работы, конкретизировал ее задачи доказал необходимость использования в подготовке студентов-дизайнеров курса «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

На формирующем этапе эксперимента освоение когнитивного компонента позволило формировать теоретические знания средств объемно-пространственной композиции, включающие в себя когнитивное владение: объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон; глубинно пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними); художественными средствами композиции (достижение художественной выразительности формы); основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления); основными принципами художественного формообразования (рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).

Формирующий этап эксперимента

Существуют определенные особенности профессиональных компетенций дизайнеров, которые затрагивают такие компоненты, как когнитивный, деятельностный и личностный: - когнитивный компонент ПК дизайнера - знание базовых категорий дизайнерского проектирования - образность, эмоциональная ориентация, масштабность, тектоника, ведущей роли и значения категории функции в процессе дизайнерского проектирования; роли и значения категории технологической формы, включающее роль и значение материала в проектировании; знание теории композиции, включающее знание причины возникновения композиции, основной закономерности, условной формулы композиционных связей, видов итоговых композиционных структур, принципов гармонизации; понимание роли и значения цвета в дизайне; знание сущности, роли и значения понятия фирменного стиля и умение создавать его; временных факторов, влияющих на дизайн (современная культура, мода, возможности производства, черты продуктов современного дизайна и др.); умения анализировать произведения в разных видах дизайна; умение пользоваться объемно-графическими средствами моделирования объектов дизайна, в том числе компьютерной графикой; - деятельностный компонент ПК дизайнера - особая проектная установка, сочетающая, в свою очередь, установки на познание, критику, преобразование (направленную на творчество) в сфере эстетического; творческая установка, направленная на развитие качеств личности, лежащих в основе профессионального развития; эстетическая направленность (данная мотивация направлена на эстетизацию предметной среды); сочетание экстринсивных и интрисивных мотивов при доминирующей процессуально-содержательной мотивации; совокупность общеидеологических, общефилософских, общеэтических, общеэстетических принципов, определяющих концепцию дизайн деятельности специалиста и его социально-культурную позицию. - личностный компонент ПК дизайнера - при помощи подструктур образного мышления формулируется пространственная структура, морфология дизайнерского объекта; особенности воображения (способность «видеть целое раньше частей», умение смотреть на мир «глазами другого человека») и креативности; принципы и пропорции сочетания образного и понятийного компонентов. Раскрытие механизма влияния средств объемно-пространственной композиции на качество формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, привел нас к определению и созданию теоретико-деятельностный алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса (рис 1.)

Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно пространственной композиции - это последовательное взаимосвязанное исполнение преподавателем и студентом научно-поискового, организационно-педагогического и оценочно-исследовательского видов деятельности с целью реализации профессионального заказа работодателей, обусловленного готовностью будущего специалиста эффективно проектировать элементы предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя. Полученные результаты исследований подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров стал эффективным, так как: - на основе научно-теоретического анализа проблемы исследования определена сущностно-содержательная характеристика и выявлена специфика формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; - в качестве фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции; - разработан и реализован деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; - разработан и проверен на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; - в качестве ресурсной базы разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров». Тем самым, в данном диссертационном исследовании решены поставленные задачи, достигнута поставленная цель и доказана эффективность выдвинутой гипотезы.

Однако в ходе проведения опытно-экспериментальной работы и осмысления ее результатов обозначились другие направления исследования данной проблемы: межпредметные связи как средство совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций дизайнера в вузе (эффективное использование цвета в графичееком дизайне при освоении дисциплин «Пропедевтика», «Проектирование в графическом дизайне», «Живопись», «Цветоведение и колористика», «Технологии полиграфии» и др.); роль учебной группы в развитии творчества студентов; влияние других факторов на процесс формирования профессиональной компетентности дизайнера в вузе.

Похожие диссертации на Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции