Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОФЕСИИ 13
1.1. Содержательная характеристика понятия «эстетическое отношение» 14
1.2. Педагогическое обеспечение процесса формирования эстетического отношения будущих дизайнеров к профессии 48
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ -
ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОФЕССИИ 81
2.1. Задачи и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования 82
2.2. Задачи и содержание формирующего этапа опытно-экспериментального исследования 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 138
- Содержательная характеристика понятия «эстетическое отношение»
- Задачи и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
- Задачи и содержание формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Развитие общества в нашей стране идет по пути утверждения высших духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период своего существования. Приоритетное положение при этом занимают идеи гуманизма, дальнейшего возрастания творческого потенциала личности, обогащения ее эстетического отношения к различным явлениям окружающего мира. Именно в эстетическом отношении, как указывают мыслители прошлого и настоящего (И. Кант, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович и др.), реализуются духовно-ценностные связи человека с миром, проявляется чувство сопричастности к внутреннему миру «другого», к различным предметам и явлениям социокультурной действительности. Именно поэтому проблема формирования эстетического отношения личности имеет одинаково важное значение для всех сфер культуры, искусства, образования. Ее острота и значимость особенно возрастают, когда речь идет о профессиональном образовании специалистов гуманитарной, художественно-творческой направленности, в том числе - дизайнеров.
Профессия дизайнера как самостоятельная выделилась сравнительно позже других художественно-творческих профессий и явилась противовесом усиливающейся технологизации и урбанизации социальной жизни, результатом серьезного пересмотра концептуальных оснований взаимодействия художественного и технического творчества. Тем не менее, «молодой возраст» этой профессии не снижает того высокого статуса, который она обретает сегодня в решении актуальных задач обогащения духовного потенциала в социокультурной практике отдельной личности и общества в целом.
О возрастании интереса к профессии дизайнера в настоящее время наглядно свидетельствует тот факт, что уже более восьмидесяти высших учебных заведений России осуществляют обучение по различным специальностям дизайна. В их числе - профессия дизайнера одежды, особая роль и привлекательность которой кроется в том, что она наиболее тесно связана с самим чело-
4 веком, с многообразными сферами его жизнедеятельности, способствует реализации его художественных, эстетических, нравственных и других потребностей. В силу этого профессия дизайнера одежды обретает не только профессиональную, но и социальную значимость, а само обучение данному виду дизайнерского творчества облагается огромной ответственностью.
Освоение этой профессии в системе высшего профессионального образования связано с реализацией многих учебно-воспитательных задач, но особое место здесь принадлежит формированию у будущего дизайнера одежды эстетического отношения к своей профессии, к различным ее аспектам, что в свою очередь обусловливается спецификой последней - ее художественно- эстетической, творческой природой.
Актуальность решения этой задачи подтверждается также тем, что в теории и практике подготовки будущих дизайнеров одежды преимущественное место отводится инженерно-технической их оснащенности и гораздо меньшее внимание при этом уделяется развитию эмоционально-эстетических сторон личности будущих специалистов, о чем с серьезной озабоченностью говорилось на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании» (Сочи, 2004). В выступлениях многих ее участников ( Л.Н.Абуталипова, Г.Ким, В.В.Хамматова и др.) звучала мысль о том что обозначенная выше задача должна быть включена в число приоритетных, поскольку она напрямую связана с важнейшим требованием современной вузовской педагогики о необходимости создания условий для накопления будущими специалистами опыта эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности, к различным сторонам своей профессиональной деятельности.
К настоящему времени обозначенная задача в сфере вузовского обучения дизайнеров одежды, как показывает специально проведенный нами анализ, пока не заняла должного статуса, осуществляется как в научно-теоретическом, так и методическом плане все еще слабо.
5 Таким образом, выявленное противоречие между признанием особой
значимости формирования эстетического отношения к профессии у будущих дизайнеров и отсутствием необходимых научно-обоснованных путей решения этой задачи позволяет сформулировать проблему данного диссертационного исследования, которая выражается в следующем: посредством каких педагогических условий и средств процесс формирования эстетического отношения у будущих дизайнеров одежды к профессии будет успешным и эффективным.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Обозначенная в данном диссертационном исследовании проблема прежде всего связана с утверждением гуманистических позиций во всех сферах жизнедеятельности человека, с возрастанием роли эстетического творчества при осуществлении личностью конкретных видов профессиональной деятельности.
Философские аспекты проблемы формирования эстетического отношения личности к миру, ее эстетической культуры в целом рассмотрены в трудах Г.З. Апресяна, А.Н. Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко и др. По утверждению этих и других специалистов под воздействием эстетического как мотивирующего отношения к бытию формируется способность к творчеству, к творческой самореализации в различных аспектах жизнедеятельности.
Серьезным вкладом в разработку исследуемой проблемы являются работы по психологии творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М. Якобсон и др.), в которых подчеркивается роль эстетического отношения в самореализации личностью своего творческого «Я», в обретении ценностного и целостного взаимодействия с окружающей действительностью.
Опыт эмоционально-эстетического отношения к миру как содержание общего и профессионального образования рассматривается в работах многих современных ученых-педагогов (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Б.М.Неменский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, М.Н.Скаткин и др.). В их подходах утверждается мысль о том, что «отношения» - это центральная категория воспитательного процесса, придающая ему высочайшую сложность и ответственность.
Важное значение в осмыслении проблемы формирования эстетических качеств личности будущего дизайнера одежды имели для нас работы по общей и художественной педагогике (Ю.П. Азаров, Р.Ф. Брандесов, В.А. Кан-Калик, А.Ф. Лобова, Л.В.Макмак и др.), в которых специальное освещение получили вопросы педагогического обеспечения эстетического развития обучающихся (в школе, в вузе).
Немаловажное значение в осмыслении сущности и функций дизайнерского творчества имели для нас диссертационные исследования культурологической и искусствоведческой направленности (К.С.Данилов, А.А.Останин, Е.М.Фандива, С.В.Фролова, О.Б.Чепурова), где эстетическая направленность профессионально-творческой деятельности дизайнера подчеркивается особо. В различных публикациях и исследованиях, посвященных непосредственно профессии дизайнера одежды (Е.Г.Андреева, Т.Л.Макарова, И.А.Старь, А.И.Черемных и др.) и проблемам подготовки к ней будущих специалистов (С.П.Леонович, Л.В.Матвеева, В.Ф.Сидоренко и др.) содержится немало ценных суждений о важности и необходимости формирования у будущего дизайнера одежды эстетического отношения к различным сторонам профессиональной деятельности, однако прямых «выходов», а тем более научно обоснованных рекомендаций по реализации этой актуальной задачи обнаружить в данных исследованиях не удалось. Все это подтверждает наше предположение о том, что проблема формирования эстетического отношения будущих дизайнеров одежды к профессии является весьма актуальной, требующей в сфере профессионального вузовского образования безотлагательного научно-теоретического и практического решения.
Объектом исследования выступает целостный процесс подготовки студентов-дизайнеров в вузе.
Предметом исследования являются педагогические условия и средства формирования эстетического отношения будущих дизайнеров к профессии в системе вузовского обучения.
7 Цель исследования - разработка научно-теоретических и методических
основ организации процесса формирования эстетического отношения к профессии у будущих дизайнеров одежды в период их профессионального обучения в вузе.
Данная цель диссертационного исследования конкретизируется следующими задачами:
Выявить сущностные характеристики эстетического отношения и его роль в »рофессионально-творческом становлении и развитии будущих дизайнеров одежды в системе высшего профессионального образования.
Определить педагогические условия и средства, обеспечивающие успешное формирование исследуемого феномена у будущих дизайнеров одежды в процессе изучения ими специальных дисциплин и технологий.
Проверить целесообразность и эффективность выявленных в диссертации педагогических условий и средств формирования эстетического отношения студентов к профессии дизайнера одежды в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования эстетического отношения студентов к данной профессии обеспечивается посредством:
а) осознания будущими специалистами социальной и профессионально-
личностной значимости исследуемого феномена, его взаимосвязи со специфи
ческими сторонами своей профессии, творческой практики дизайнерского ис
кусства в целом;
б) реализации личностно-ценностного подхода к преподаванию специ
альных дисциплин в данной сфере профессионального образования;
в) применения совокупности специальных художественно-
педагогических принципов, методов, технологий, выступающих теоретико-
методической основой организации данного процесса в системе высшего про
фессионального образования.
8 Методологическую основу исследования составили: междисциплинарный, системно-целостный и деятельностный подходы к пониманию эстетического отношения и других ведущих категорий диссертационного исследования с позиций человеческой целостности, ценностного человеческого отношения к миру, в контексте наиболее существенных для эстетического отношения связей с проявлением творческого в жизнедеятельности, представленный в философии (Г.Ф. Гегель, И.А. Ильин, М.С. Каган и др.), эстетике (Г.З. Апресян, М.М.Бахтин, Н.И.Киященко, Э.Г.Панаиотиди, Л.Н. Столович и др.), психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.), общей и профессиональной педагогике (Е.В. Бондаревская, Б.М. Неменский, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.).
Теоретической основой исследования явились труды философской, общенаучной и конкретно-научной направленности, в которых освещаются:
- гуманистический, личностно-творческий подход в освоении и преобра
зовании личностью многообразных явлений социокультурной Действительно
сти (Г.Д. Гачев, В.П. Зинченко, Н.И. Колесник, Д.С. Лихачев, К. Роджерс и др.);
особенности проявления эстетического отношения личностью при взаимодействии с произведениями искусства, дизайнерского творчества и окружающей действительностью (Е.Я. Басин, Д.Б. Богоявленская, В.А. Малахов, В.И. Самохвалова и др.);
художественно-эстетическая сущность дизайна как творчества (В.Р. Аронов, СМ. Михайлов, С.Х. Раппопорт и др.).
Для проверки выдвинутой в данной диссертации гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс следующих взаимодополняющих методов:
теоретические — научный анализ и синтез ведущих категорий исследования; метод индукции и дедукции;
эмпирические - целенаправленные педагогические наблюдения, прямые и косвенные; методы опроса (анкетирование, беседы); изучение и обобщение
9 опыта преподавания специальных дисциплин в системе вузовской подготовки
дизайнеров одежды; опытно-экспериментальная работа.
Базой исследования выступал Краснодарский государственный университет культуры и искусств.
Диссертационное исследование проводилось с 2000 по 2005 гг.
Первый этап (2000 - 2001 гг.) был связан: с изучением эмпирического опыта работы по исследуемой проблеме; с теоретическим анализом философской, общенаучной и специальной литературы; с разработкой концепции научно-исследовательского поиска по проблеме.
Второй этап (2001 - 2004 гг.) - разрабатывались и опытно-экспериментальным путем апробировались теоретические и методические основы формирования у будущих дизайнеров эстетического отношения к профессии.
На третьем, заключительном этапе (2005 г.) оформлялись полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику вузовского профессионального образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
раскрыты сущность, логико-содержательная структура и роль эстетического отношения как важнейшего качества личности и профессионально-творческой деятельности дизайнера конкретной специальности;
на основе междисциплинарного научного анализа уточнено содержание базовых для диссертационного исследования понятий «эстетическое чувство», «ценность», «ценностно-смысловое отношение», «эстетическое отношение к профессии»;
выявлены и научно обоснованы педагогические условия и средства формирования исследуемого феномена у будущих специалистов данного профиля в системе вузовского профессионального образования, ведущими из которых являются: а) осуществление профессионального обучения студентов в опоре на гуманистический, личностно-ценностный подход; б) использование в преподавании специальных дисциплин совокупности специальных художест-
10 венно-педагогических принципов и методов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности дизайнера одежды и способствующих ее совершенствованию.
Теоретическая значимость исследования состоит :
в определении научно-теоретических оснований эффективной организации процесса формирования эстетического отношения студентов к профессии дизайнера одежды;
в отборе и сущностной характеристике специальных художественно-педагогических принципов (учет специфики искусства и эстетической деятельности; личностно-творческой активность; социально-профессиональной направленность) и методов (проблемно-диалогическая беседа; решение художественно-творческих задач; эстетический анализ), выступающих теоретико-методической основой организации исследуемого процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрение его результатов в систему подготовки специалистов в высшем звене профессионального образования будет способствовать:
- активизации личностно-ценностного начала у будущих дизайнеров при
овладении профессией;
- устранению противоречий между предметной, художественно-
технологической направленностью исследуемого процесса и развитием эстети
ческих сторон личности будущего специалиста данной квалификации;
- совершенствованию процесса обучения и воспитания будущего дизай
нера в вузе и, прежде всего, усилению в этом процессе эстетической, творче
ской направленности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием адекватной его цели и ведущим задачам методологической базы, системы исследовательских методов и процедур, а также проведением опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора данного исследования, репрезентативностью выборки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эстетическое отношение к профессии выступает важнейшим качест
вом личности будущего дизайнера одежды, показателем его готовности к реа
лизации профессиональных и социальных функций в соответствии с художест
венно-творческой спецификой данной профессии и с учетом собственных ин
дивидуально-личностных возможностей и особенностей. По сущности данный
феномен является сложным, интегративным по характеру личностным духовно-
психологическим образованием, содержательную структуру которого состав
ляют следующие взаимосвязанные друг с другом компоненты:
- эмоционально-оценочный, выражающий степень эмоционально-
личностной вовлеченности будущего специалиста в процесс осмысления раз
личных проблем и аспектов профессиональной действительности, степень дос
тижения им эмоционально-художественной идентификации с предметом про
фессионально-творческой деятельности;
- художественно-интеллектуальный, свидетельствующий об особенно
стях рефлексивно-творческого осмысления студентом специфики, социальной
и личностной значимости своей профессии, о его готовности к аргументиро
ванному выражению своего отношения к ведущим аспектам профессиональной
действительности;
-деятельно-практический, связанный с умением будущего специалиста находить способы реализации эстетического отношения к различным аспектам и явлениям профессиональной действительности, осуществлять их эстетический анализ.
2. Эффективная организация процесса формирования эстетического от
ношения студентов-дизайнеров к своей профессии обеспечивается совокупно
стью специальных педагогических условий и средств, предусматривающих: а)
включение задачи формирования исследуемого феномена в число приоритет
ных для данной сферы профессионального образования; б) реализацию лично-
стно-ценностного подхода в вузовском обучении студентов-дизайнеров; 3)
опору в организации данного процесса на специальные художественно-
12 педагогические принципы (принцип учета специфики искусства и эстетической
деятельности; принцип личностно-творческой активности; принцип социально-профессиональной направленности) и методы (метод проблемно-диалогической беседы; метод решения художественно-творческих задач; метод эстетического анализа), в наибольшей мере отражающих специфику профессиональной деятельности дизайнера одежды и способствующих ее совершенствованию.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
а) в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на факуль
тете монументально-декоративного и промышленного искусства при Красно
дарском государственном университете культуры и искусств;
б) при обсуждении диссертации на совместном заседании кафедр музы
коведения, композиции и методики музыкального образования и педагогики и
психологии КГУКИ;
в) в ходе выступлений на научно-практических конференциях и творче
ских форумах, в том числе: IV фестивале Российского дизайна на Кавминводах
(Железноводск, 2002г.); Южно-российской научно-практической конференции
«Многоуровневая система профессионального художественного образования:
традиции и современность» (Краснодар, 2003г.);Южно-российской научно-
практической конференции молодых ученых «Художник и время:феномен вос
приятия и интерпретации в искусстве»(Краснодар,2004г.); Всероссийской на
учно-практической конференции «Художественное образование: инновации и
традиции» (Орел, 2004г.); Всероссийском конкурсе «Бархатные сезоны» (Сочи,
2004г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы гума
низма в историко-философском, духовно-нравственном и художественном
опыте России» (Орел, 2005г.); «Кайгородовские чтения» (Краснодар, 2005);
Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию
создания МГУКИ (Москва, 2005) и др.
Содержательная характеристика понятия «эстетическое отношение»
Осмысление сущности и специфики эстетического отношения в первую очередь требует выяснения смыслового значения понятия «отношение». В определенном плане оно имеет фундаментальное значение и, подобно словам «человеческая природа», «смысл», «жизнедеятельность», составляет неприкосновенный аксиоматический фонд для наук о человеке (включая сюда педагогику). Отчасти синонимичными и, тем не менее, отличными понятиями здесь могут явиться такие категории, как «взаимодействие», «взаимообусловленность» и т.д. Все они пересекаются в смысловом пространстве исследуемой категории, но никогда, по всей видимости, не смогут исчерпать до конца его значения.
В самом широком, философском смысле «отношение» характеризуется как категория, определяющая «взаимозависимость элементов определенной системы»(176, 470). Отношения вещей и явлений друг к другу отличаются не измеримым многообразием. Здесь можно говорить, к примеру, об отношениях пространственных и временных, об отношениях «части» и «целого», «формы» и «содержания», «внешнего» и «внутреннего» между собой (там же). Именно через отношения раскрываются сущность вещей и явлений, закономерности их возникновения и развития и т.д. Разумеется, к этому добавляются и отношения к другим людям, к самому себе. Причем, как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, именно «через отношение к другим людям формируются у человека и специфические человеческие чувства к самому себе как человеческому существу, как личности» (148, 146).Он же выделял отношение к миру как особую область воспитания, утверждая, что эмоциональная, нравственная, эстетическая реакция на окружающую действительность через опыт переживаний как раз и становится «достоянием личности» или, если говорить шире - опытом отношений человека с миром.
В.Н.Мясищев, раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, трактовал последнее как одну из форм сознательного отражения человеком действительности, придерживаясь в размышлениях об этом следующей логики: меняется мир, в котором живет и действует человек, меняется его роль и положение в этом мире, меняется «картина мира», меняется и его отношение к разным сторонам этого мира. Весьма важным при этом является то, что отношения с окружающим миром можно обрести лишь проживая их, то есть пропуская все явления жизни через себя самого, находя связь собственного «Я» с ними, осознавая и оценивая эту связь как необходимое условие своего бытия.
Не случайно категория «отношение» соотносится по смыслу с понятием «личностно-ценностная позиция», поскольку, говоря словами М.М. Бахтина, «жить - значит занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни, ценностно устанавливаться»(22,163). Заметим, что в этой философско-методологической установке обнаруживается и другое — взаимосвязь позиции-отношения с нравственностью как сущностной характеристикой жизни человека, ее ценностной основой. Это, по нашему мнению, подтверждает смысловую величину анализируемой категории, ее функциональную значимость. Таким же широким, всеохватывающим смыслом наделена категория «эстетическое отношение». Сложность, широта данного феномена заключены не только в его смысловом содержании, но и в подходе к его изучению, о чем специалисты пишут: «Эстетическое мироотношение многогранно, и для его исследования необходимы разные философские (как и другие - В.Т.) подходы: гносеологический, поскольку оно обладает познавательными возможностями, аксиологический, поскольку оно не только познает мир, но и оценивает его явления, социологический, поскольку оно образуется и функционирует в общественной жизни» (169 , 70). Эта позиция учитывалась и нами в научном анализе категории «эстетическое отношение», как признание того, что любой объект, оцениваемый этически, утилитарно, политически, в других отношениях, всегда может получить и эстетическую оценку.
В числе первых, кто предпринял попытки выделить эстетическое отношение в самостоятельную философскую категорию, были И. Кант и Ф. Шиллер. В соответствии с установками идеалистической философии эстетическое отношение определялось как духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. По мере развития философии и других сфер знания в центр внимания был поставлен один из главных вопросов - о сущности, о природе эстетического.
class2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ -
ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОФЕССИИ class2
Задачи и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования выявлялся исходный уровень эстетического отношения к профессии у будущих дизайнеров. Кроме этого, в задачу данного этапа входило определение критериальных основ изучения исследуемого феномена у будущих специалистов, нахождение специальных исследовательских процедур, обеспечивающих получение достоверных данных об исходном и последующем уровнях проявления эстетического отношения студентов к профессии.
Как отмечалось нами в теоретическом разделе диссертации, эстетического отношение - тот феномен, который охватывает личность будущего специалиста во всей ее целостности, объемлет эмоционально-волевые, художественно-интеллектуальные, нравственно-эстетические и другие индивидуальные стороны последнего. При этом мы давали себе отчет в том, что определенные признаки и уровень проявления эстетического отношения к различным аспектам профессиональной учебно-творческой деятельности имеется у каждого студента, являясь прямым или опосредованным отражением накопленного им в предыдущие годы жизненного и профессионального опыта. Исходным положением для нас было также понимание того, что исследуемый феномен так или иначе связан с целостным жизненным опытом будущих дизайнеров, с духовно-нравственными в нем ценностями, которые выступают продуктом социализации личности специалиста и предпосылкой его дальнейшего развития.
Из выделенной ранее целостной структуры исследуемого феномена наше внимание было сосредоточено, прежде всего, на мотивационно-ценностном компоненте. Обращение к нему обуславливалось признанием его особой значимости в формировании эстетического отношения будущих дизайнеров к профессии, пониманием того, что через призму данного компонента могут быть зафиксированы и другие структурные компоненты исследуемого феномена - художественно-интеллектуальный и деятельно-практический. Эстетическое отношение будущих дизайнеров к профессии мы рассматриваем как особое личностно-профессиональное качество, в котором отражаются не только контекстуальные, ситуативные, а прежде всего - долговременные связи, характеризующие (на самом высоком уровне) качество отношения будущего специалиста к окружающей действительности в целом. Высокая степень сформированности такого отношения, как мы считаем, говорит о развитости творческих способностей студента-дизайнера, являющихся, по выражению А.А.Мелик-Пашаева, «органами» самореализации «Высшего Я» человека.
Мы полагаем, что одним из источников суждения об «эстетическом » (в профессии, в жизни) выступает осознание будущим специалистом его сущности и функций, причем, через призму своей профессии. В этой связи нами было выделено несколько вероятных векторов, по которым складывается и функционирует исследуемое отношение студентов-дизайнеров в период их профессионального становления и развития:
-познавательный, связанный с пониманием профессии дизайнера как способа (в широком смысле) познания и преобразования действительности;
- коныоктурный, указывающий на преобладание в профессиональной позиции будущего специалиста прагматических мотивов и целей;
- гедонистический, свидетельствующий о том, что в данном отношении на первом плане находится стремление получить «через профессию» наслаждение, удовольствие эмоционально-духовного содержания;
- творческий, выражающий через отношение потребность будущего дизайнера к самовыражению, к творческой самореализации.
Данные векторы отношения к профессии как раз и учитывались нами при выявлении особенностей проявления исследуемого феномена у будущих дизайнеров.
Для получения более точных данных об исходном уровне исследуемого феномена нами были разработаны специальные критерии (показатели) проявления студентами-дизайнерами эстетического отношения к профессиональной деятельности. Эти критерии разрабатывались в соответствии с выделенными ранее структурными компонентами эстетического отношения - эмоционально-оценочным, художественно-интеллектуальным и деятельно-практическим. В соответствии с ними исследуемый феномен, по нашему предположению, может проявляться на различном уровне - высоком, среднем и низком.
Ведущим обобщенным показателем, отражающим наличие того или иного уровня эстетического отношения будущих специалистов к профессии дизайнера в эмоционально-оценочном компоненте, является степень эмоциональной активности, личностной вовлеченности будущего дизайнера в процесс осмысления различных аспектов и проблем профессиональной действительности, степень достижения эмоционально-художественной идентификации с предметом профессионально-творческой деятельности.
Задачи и содержание формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Полученные на констатирующем этапе данные явились основой для конкретизации стратегии и тактики формирующего этапа опытно-экспериментального исследования, задачи и содержание которого излагаются в данном разделе диссертации.
В качестве ведущих задач формирующего этапа опытно-экспериментального исследования выступали: 1) трансформация полученных в диссертации теоретических и методических выводов в область практического их применения; 2) выявление эффективности разработанных нами художественно-педагогических принципов и методов (технологий) в организации процесса формирования эстетического отношения студентов-дизайнеров к профессии в период их вузовского обучения.
Отличительной чертой данного этапа опытно-экспериментального исследования явилось то, что при его проведении мы продолжали работу по со-вершенствованию и расширению включенных в обеспечение данного процесса педагогических принципов и средств. Более того, мы полагали, что практическое решение исследовательских задач на данном этапе будет успешным лишь в том случае, если предлагаемая нами система этих художественно-педагогических принципов и средств будет постоянно пополняться. Таким образом, в ходе формирующего этапа было вновь подтверждено важнейшее для нашего диссертационного исследования методологическое требование о необходимости проявления творческого подхода на любых стадиях научного поиска.
Основой выполнения задач данного этапа опытно-экспериментального исследования стал цикл специальных дисциплин, занятия на которых проводились под нашим руководством: «Выполнение проекта в материале», «Основы инженерно-технического обеспечения дизайна одежды», «Технология изготовления костюма», «Материаловедение». Разумеется, каждая из этих учебных дисциплин располагает своими задачами и содержанием, но вместе с тем все они объединяются в своей главной направленности, связанной с приобретением студентами-дизайнерами теоретических знаний и практических умений по конструированию и моделированию одежды. Важной особенностью указанных предметов является еще и то, что они интегрируют в себе как лекционную, так и практическую формы работы со студентами, выступают своеобразной творческой лабораторией, где будущие специалисты овладевают профессией.
Специально проведенный нами анализ показал, что по содержанию и формам проведения все дисциплины без исключения располагают широкими возможностями в развитии духовно-творческого, в том числе эстетического потенциала студентов-дизайнеров. Однако произойти это может тогда, когда данная задача выдвигается на первый план, а ее выполнение обеспечивается глубоко продуманной в логико-содержательном и методическом плане организацией. Кроме этого, как показали наши наблюдения, в преподавании специальных предметов должна быть значительно усилена гуманистическая, личностно-ценностная направленность, отвечающая специфике профессиональной деятельности дизайнера одежды и современным требованиям высшего профессионального образования. Если иметь в виду последнее, то задача формирования эстетического отношения к профессии должна напрямую быть связана с требованием о необходимости творческого развития будущего дизайнера, выработки у него готовности к поиску новых, более прогрессивных дизайнерских решений.
В преподавании указанных учебных дисциплин, по нашему убеждению, важно достичь гармонии между художественно-конструктивным, техническим и эмоционально-эстетическим началом: в самом содержании предмета, в методах и технологиях освоения профессии дизайнера одежды, а особенно - в живом взаимодействии основных участников реального учебно-педагогического процесса — студентов и педагога. Изложенная позиция являлась для нас основополагающей при проведении формирующего этапа опытно-экспериментального исследования. Основные усилия в ходе проведения данного этапа прилагались нами к тому, чтобы обеспечить наиболее целесообразную в логическом и содержательном плане направленность процесса формирования исследуемого феномена в соответствии с выделенными в его структуре компонентами (эмоционально-оценочный, художественно-интеллектуальный и деятельно-практический). Разумеется, в условиях проведения занятий по той или иной специальной учебной дисциплине исследуемый процесс наделялся своими своеобразными чертами, а привлекаемые для его осуществления педагогические средства варьировались в зависимости от конкретных условий, включая возможности и особенности общего и профессионального развития будущих специалистов. В силу этого, довольно трудно в подробной форме охарактеризовать весь ход формирующего обучения, отразить в полном объеме действенность и эффективность разработанных в диссертации научно-теоретических и методических основ организации процесса формирования эстетического отношения к профессии у будущих специалистов в области дизайна одежды. В данном случае нам представляется возможным и целесообразным в раскрытии особенностей формирующего этапа опытно-экспериментального исследования обозначить важнейшие логико-содержательные шаги, направленные на решение поставленных в данном разделе диссертации задач.