Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
§ 1.1. Формирование ценностных ориентации
как педагогическая проблема
§ 1.2. Педагогические условия формирования ценностных ориентации
студентов в процессе обучения основам архитектуры
§ 1.3. Модель формирования ценностных ориентации студентов
Выводы по первой главе
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
СТУДЕНТОВ В КУРСЕ АРХИТЕКТУРЫ
§ 2.1. Организация поискового эксперимента и анализ его результатов
§ 2.2. Экспериментальная проверка педагогических условий реализации
модели формирования ценностных ориентации студентов в курсе
архитектуры
§ 2.3. Результаты экспериментального исследования по формированию
ценностных ориентации студентов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение к работе
Актуальность исследования. Недостаточное развитие духовного начала в человеке приводит к пересмотру смысла жизни и ценностей в ней. Требования, предъявляемые к процессу обучения и воспитания, определяются уровнем развития общества. Сегодня социальный заказ общества - это активная, творчески мыслящая личность, подготовленная к инициативной, социальной и профес-сншашяой деятельности, ориентированная в мире ценностей, способная преумножать их. Противоречием нашего времени является несоответствие между недостаточным нравственным развитием человека и возросшими интеллектуально-техническими его возможностями, первоосновой чего является низкий уровень духовности. Проблема формирования духовных ценностей личности -сложная и многоаспектная. Она требует объединения знаний наук о человеке, истории, философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии.
Проблема ценностей и ценностных ориентации личности разрабатывалась в философии (В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, Г.Я. Головных, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.А. Тугаринов, Н.З. Чавчав сзе и др.), а также в социологии (Д.К. Беляев, И.В. Блауберг, В.В. Водзин ая. В.В. Ольшанский, А.А Ручка, В.А. Ядов и др).
В психологии вопросами ценностей занимались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.Б. Бобнева, Г.Л. Будинайте, И.В. Дубровина, У.П. Ильин, Т.В. Корнилова, М.В. Кроз, Д.Н. Узнадзе, Е.В. Щорохова и др. Они рассматривали формирование высших потребностей, мотивов и интересов в духовной деятельности людей и определили средства достижения их.
Философское осмысление общечеловеческих ценностей в последние годы дало импульс для целого направления педагогических исследований. Учеными-педагогами исследованы ценностные ориентации личности (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, М.Е. Дуранов, И.Ф. Исаев, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин) и процесс их формирования (В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов и др.), предложена методика изучения ценностных ориентации (А.В. Кирьякова), затронута проблема ценностных ориентации в инновационном обучении
(A.M. Булынин, В.П. Гаркунов, М. Пак), изучены особенности и связи потребностей, интересов, мотивов и ценностей (Р.С. Вайсман, А.Г. Здравомыслов, Г. Оллпорт, С.Н. Старостина, А.П. Тряпицина, Г.Д. Кириллова, А.А. Косола-пова, А. Маслоу), осуществлено исследование ценностного подхода и оптимизации обучения школьников, студентов как средства его осуществления в учебно-воспитательном процессе (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, P.P. Насретдинова, В.В. Сериков).
Проблемы воспитания личности следует рассматривать в контексте проблем развития мира и человека, его становления и формирования. «Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности»,- пишет в своей монографии А.В. Кирьякова (126,с.9).
Ведущими тенденциями в образовании сегодня являются: гуманизация, гуманитаризация и непрерывность, что свидетельствует о приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. В духовной, деятельности у людей формируются высшие потребности и интересы, ставятся перспективные цели, выявляются их социально-политическая, нравственная, эстетическая ценность, определяются средства их достижения, то есть осуществляется все то, что характеризует человеческую деятельность как сознательно целенаправленную и духовно ценную. «Деятельность - специфический вид активности человека, направленной на творческое преобразование, совершенствование себя и действительности». Учеными признается тот факт, что активная деятельность играет ведущую роль в формировании и развитии личности учащегося (В.Б. Бондаревская, Л.И. Божович). Стимулирование этой деятельности должно осуществляться за счет ценностных ориентации учащихся, студентов, будущих учителей.
В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение. Реализация этих компонентов дает возможность решить некоторые проблемы ориентации личности в мире ценностей. Социальное развитие личности производится через динамику ее конкретных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. При этом проблема ценностей и ценностных ориентации как школьников, так и студентов недостаточно хорошо изучена в дидактике.
Гуманизация профессионального образования связана с формированием личности будущего специалиста во всех ее проявлениях. В этом процессе происходит овладение всем многообразием культуры, в том числе и профессионально-педагогической. Реализация принципа гуманитаризации в условиях высших профессиональных заведений требует введения гуманистических идеалов в учебно-воспитательный процесс для повышения творческого потенциала личности студента.
В исследованиях О.А. Абдуллиной, С.Г. Вершловского, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Даринекого, В.И. Загвязинского, И;Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сдд-стейина, Е.Г. Слободнюк, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова раскрываются общетеоретические аспекты проблемы профессионального становления личности будущего учителя, обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, анализируются закономерности, условия и механизмы организации профессионально-педагогической подготовки. К настоящему времени в современной науке накоплено значительное количество материалов, связанных с проблемой формирования у будущих учителей ценностных ориентации (A.M. Булынин, М.В. Велиев и др.).
Для нас определенный интерес вызывают труды, связанные с формированием нового педагогического мышления, которое является непременным условием профессиональной педагогической культуры (О.А. Анисимов, Г.Г. Гранатов, В.П. Зинченко, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Петровский и др.). Ряд исследований
посвящен отдельным видам профессиональной культуры: духовной (Б.З. Вуль-фов, М.М. Мукамбаева и др.); методологической (Е.В. Бережнова, В.В. Краев-ский и др.);;,гуманитарной (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); коммуникативной (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); технологической (В.П. Беспалько, М.М. Левина, М.В. Николаева, Н.Е. Щуркова и др.). А также работы, затрагивающие аспекты культуры личности учителя в различных сферах учебно-воспитательного процесса в вузе и вне его (Н.М. Бавченков, Е.Б. Гармаш, М.В. Евдокимова, Э.Д. Емелина, Н.В. Седова, Н.Л. Шеховская и другие). Работы B.C. Мерлина посвящены системно-стилевой концепции, основанной на единстве личности и ее деятельности; работы Ю.К. Бабанского подчеркивают важность выработки у учителей проблемно-поискового стиля деятельности.
Вместе с тем, недостаточно разработанными остаются отдельные аспекты профессионально-педагогической подготовки будущих учителей по формированию у учащихся ценностных ориентации, до конца не исследованы возможности учебно-воспитательного процесса в вузе в этом направлении.
Определяющей задачей воспитания в высшей школе на современном этапе являются: создание продуманных, оптимальных условий для всестороннего воздействия, помощи, нацеленных на изменение мотивации человека к делу (учебе, работе), к самому себе, другим людям, окружающему миру, создание воспитательного пространства, обладающего мощным социализирующим потенциалом. В последние годы был предпринят поиск дидактических условий ценностного подхода: через воспитание трудолюбия (СЕ. Матушкин, П.И. Чернецов); оптимизацию всего учебно-воспитательного процесса (В.А. Черкасов); самого определения ценностных ориентации, иерархии ценностей, структуры процесса ориентации (А.В. Кирьякова), профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя (Е. Г. Слободнюк).
Особенно интересен ценностно-ориентированный подход, потому, что в современном образовании существует потребность в выделении и формирова
нии системы ценностных ориентации, как основы определения учителем и учащимся целей обучения. Мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активизации процесса обучения и познавательной деятельности, перехода мотива на цели (целеполагание). Однако теоретических исследований условий, при которых ценности имеют тенденцию к присвоению их личностью, остается мало.
Сегодня одним из перспективных направлений работы вуза является подготовка учителя изобразительного искусства и черчения к формированию ценностных ориентации у учащихся. Оно должно решать следующие задачи:
- формирование ценностного фонда как основы развития положительной мотивации к профессиональной деятельности студента;
- развитие интеллектуального творчества студента и способности к его непрерывному образованию;
- формирование компетентности студента художественно-графического факультета.
Особое внимание в профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета уделяется предметам гуманитарного цикла, кото рые помогают усвоению духовно-нравственных ценностей и идей, являющихся основой для развития профессионально-педагогических качеств студентов и самоопределения, самообразования личности.
Получение художественного образования в вузе связано с приобретением специальности в области изобразительного искусства или художественной педагогики. Оно смоделировано на основе синкретического характера художественной народной культуры или интеграции различных видов классического искусства, художественной мировой и отечественной культуры. Но успех осуществления задач художественного воспитания зависит от личности педагога, его готовности к решению задач, поставленных на том или ином этапе системы непрерывного образования (В.И. Колякина). Наиболее актуальными и основными задачами художественного образования будущих учителей изобразительного искусства становятся:
- знакомство с новыми программами и технологиями художественной педагогики;
- развитие способности будущего учителя к самореализации в педагогической деятельности и формирование у него умения осуществлять опытно-исследовательскую работу, направленную на совершенствование художественного образования и воспитания.
Теоретическая подготовка будущих педагогов изобразительного искусства в вузе нуждается в постоянном корректировании в связи с новыми требованиями. Появление многочисленных инновационных программ по изобразительному искусству, дизайну и народной культуре несколько компенсируют недостатки существующей образовательной системы, но требуют теоретического обоснования и определения места в системе художественного образования как школьников, так и будущих учителей.
Изучение научной, общепедагогической и специальной литературы показывает, что на данном этапе недостаточно проанализированы конкретные пути практической реализации этого процесса в учебной деятельности студентов, в подготовке будущих учителей изобразительного искусства.
Сейчас в учебных программах происходят положительные изменения в сторону поворота к изучению основ изобразительного искусства на примерах региональной культуры. Одним из перспективных направлений в образовательном процессе можно считать включение регионального компонента: изучение региональной архитектуры. Элементы зодчества и градостроительства изучаются и школьниками. В этом процессе развиваются их духовные ценности.
Для определения места и объема изучения архитектуры в современном образовательном процессе нами проанализированы существующие на сегодняшний день программы по изобразительному искусству и художественному образованию с дошкольного возраста до высшего учебного заведения (Б.М. Йеменский, В.С.Кузин, Л.Г. Савенкова, Т.Я. Шпикалова). Это развивающие программы по искусству и художественной культуре, в которых достаточно много внимания уделено вопросам ознакомления с традициями древнерусской архитек
туры, получению сведений о выдающихся произведениях мировой архитектуры, изучению народного искусства как части материальной и духовной культу & ры общества, познанию сложной взаимосвязи человека и окружающей среды.
Проблемы изучения традиций русского зодчества в художественном образова нии и воспитании содержат работы Г.Н. Матюшина, Н.В. Полуниной, Е.Л. Прасоловой, О.П. Савельевой, В.Г. Смирнова, Д.Г. Хворостова. Они предназначены для учащихся младшего, среднего и старшего звена.
Практически во всех существующих новых программах по изобразительному искусству осуществляется интеграция географических, социально-экономических, этнографических знаний, истории, культуры и искусства края. В методике преподавания искусства родного края распространены принципы последовательного изучения традиций: «от родного порога к культуре стран мира», параллельного изучения, но наиболее актуальным является интегрированный подход, основанный на взаимопроникновении культур в художественном объекте.
Главной целью включения регионального компонента в изобразительную деятельность является формирование и развитие духовных ценностей школьников, формирование отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. Архитектура родного края является составной частью художественного образования, которое обладает огромными возможностями воспитания человека, имеющего чувство гармонии, пропорций, ритма, цвета, пластических форм, обладающего способностью воображения и фантазии. Работа на основе изучения и наблюдения реального мира является важным условием успешного освоения школьниками программы обучения.
Все общеобразовательные программы по изобразительному искусству призваны, кроме получения художественного образования, формировать и развивать определенные ценности у школьников. Реализация целей и задач общеобразовательных программ, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенно
сти региона, зависит от знаний и личности учителя. В этом и заключается трудность подготовки педагогов такого профиля.
«Анкетирование учителей изобразительного искусства г.Оренбурга, Оренбургской области и г.Магнитогорска показало, что они не достаточно хорошо ориентируются в системе ценностей и не видят конкретных путей формирования ценностных ориентации учащихся на своих уроках, а также недооценивают возможности искусства как средства воспитания подрастающего поколения в комплексной системе ценностей.
Однако, несмотря на большое количество исследований, некоторые из них носят общий характер или направлены на отдельные специальные вопросы. При этом вопрос о формировании ценностных ориентации студентов в процессе изучения основ архитектуры, тем более в процессе изучения региональной архитектуры, не был рассмотрен как самостоятельная тема.
В связи с вышесказанным прослеживаются противоречия между необходимостью формирования ценностных ориентации студентов в высшем учебном заведении и недостаточной теоретической разработанностью формирования ценностных ориентации в образовательном процессе, разобщенностью целей, подходов, методов и средств формирования ценностных ориентации студентов Лі « в учебно-познавательной деятельности; слабой связью теории с практикой.
Необходимость разрешения противоречий определяет актуальность проблемы исследования: выявление условий обеспечения эффективного формирования ценностных ориентации студентов в процессе обучения основам архитектуры.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения названных противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентации студентов в процессе обучения основам архитектуры».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий повышения эффек тивности формирования ценностных ориентации студентов художественно-графического факультета.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: формирование ценностных ориентации студентов художественно-графического факультета в процессе их профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования: переход студентов на более высокий уровень сформированности ценностных ориентации может быть достигнут:
• при использовании в педагогическом процессе высшего учебного заведения модели формирования ценностных ориентации студентов художественно-графического факультета, включающей в себя цели, задачи, этапы и средства;
• при реализации следующего комплекса педагогических условий:
- создание развивающей творческой среды;
- обеспечение единства целей образования и самообразования студентов;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности: репродуктивной, вариативной, творческой.
- Исходя из цели и выдвинутой гипотезы были поставлены задачи исследованиям \ .-г. на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося педагогического опыта выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;
- разработать модель формирования ценностных ориентации студентов в процессе изучения основ архитектуры и методику ее реализации;
- определить и апробировать комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентации студентов в процессе изучения основ архитектуры;
- определить критерии и показатели уровней сформированности ценностных ориентации студентов.
Методологическую основу исследования составляют следующие теории и подходы: положения философии о человеке как социальном существе, по
знающем мир и себя (И. Кант, Г. Риккерт, М. Шелер и др); системный подход и его применение к педагогическим явлениям (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг и др); средовой подход (В.В. Корешков, Я. Корчак, В.А. Ясвин и др.); психолого-педагогические теории формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слобод-чиков, Е.И. Исаев, З.И. Файнбург и др.); теория ценностей (К.А. Абульханова-Славская, С.Ф. Анисимов, В.П. Тугаринов, А.В. Кирьякова, Н.З. Чавчавадзе и др.); мотивация деятельности и формирования ценностных ориентации (Ю.К. Бабанский, И.В. Дубровина, Е.П. Ильин, М.Г. Казакина, Д.А. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.); исследования по проблеме творческой деятельности личности (В.И. Андреев, Б.П. Беспалько, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова, Г.И. Щукина и др.); теория творчества и ее роли в обучении (Г.С. Альтшуллер, Д.М. Комский, Б.П. Юсов и др.); теория влияния на развитие личности различных учебных дисциплин (А.Н. Джуринский, Б.Б. Косов и др.).
Первый этап (1998-1999 гг.) - связан с анализом существующих концептуальных подходов в философской, психолого-педагогической, методической литературе, диссертационных работ по проблеме, а также теории и методики педагогических исследований. На данном этапе осуществлялось определение теоретической и методологической основы исследования, определение проблемы, объекта и предмета; постановка целей и задач, выбор методов, адекватных целям и задачам; разработка понятийного аппарата; составление плана экспериментального исследования. В это же время был проведен поисковый эксперимент: выявлен исходный уровень сформированности ценностных ориентации студентов и учителей городов Оренбурга и Магнитогорска.
Основные методы исследования на данном этапе: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение и анализ научных источников и нормативных документов; изучение педагогического опыта; анализ и изучение педагогического процесса; педагогическое наблюдение; анкетирование, тестирование; мини-сочинения, анализ деятельности студентов.
На втором этапе исследования (1999-2001гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза исследования; разрабатывался комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентации студентов в обучении основам архитектуры; моделировался процесс формирования ценностных ориентации студентов (разработка программ и учебно-методических комплексов); анализировались, проверялись и уточнялись основные положения и выводы, полученные в ходе эксперимента.
Основные методы на данном этапе исследования: педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение, педагогическое моделирование; диагностические методы: анкетирование, тестирование, мини-сочинения; анализ деятельности студентов; методы математической статистики.
Третий этап (2001-2004 гг.) - связан с проведением заключительной экспериментальной работы; с проверкой теоретически обоснованного разработанного комплекса педагогических условий реализации модели формирования ценностных ориентации в процессе учебно-познавательной деятельности; анализом и уточнением теоретико-экспериментальных выводов; обобщением и систематизацией полученных результатов; разработкой и внедрением методических рекомендаций в практику работы педагогов; осуществлением анализа деятельности студентов; окончательным оформлением материалов диссертационного исследования; обсуждением результатов.
Основные методы на данном этапе: анализ деятельности студентов; методы математической статистики; методы наглядных представлений экспериментальных данных.
База исследования. Эксперимент проводился на базе художественно-графического факультета Магнитогорского государственного университета, Оренбургского областного художественно-графического колледжа, Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. В эксперименте участвовало 306 студентов, 60 учителей изобразительного искусства и черчения - слушателей курсов повышения квалификации, преподаватели университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель формирования ценностных ориентации студентов в процессе изучения основ архитектуры включает в себя в качестве содержательного компонента этапы ценностных ориентации: присвоение, преобразование и проектирование ценностей и учебно-методические комплексы: программы, рабочие тетради, методические рекомендации. Модель ориентирована на переход студентов на более высокий уровень сформированности ценностных ориентации.
2. Комплекс педагогических условий повышения эффективности формирования ценностных ориентации студентов художественно-графического факультета:
- создание развивающей творческой среды;
- обеспечение единства целей образования и самообразования;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности: репродуктивной, вариативной, творческой.
3. Методика формирования ценностных ориентации студентов, представленная в модели.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- теоретически обоснован комплекс педагогических условий, который обеспечивает эффективность формирования у будущих учителей ценностных ориентации на предметном уровне;
- разработана и апробирована модель формирования ценностных ориентации студентов в процессе изучения основ архитектуры и методика ее реализации.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в разработке модели предлагаемой методики;
- в уточнении содержательной основы ценностных ориентации будущего учителя - системы общечеловеческих и профессиональных педагогических ценностей, взаимосвязанных с будущей педагогической деятельностью студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработанный в ходе эксперимента учебно-методический комплекс: авторская программа по основам архитектуры, авторская рабочая тетрадь, творческие задачи и задания, образцы творческих работ, критерии оценки графических работ студентов, а также методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания «Основ архитектуры» в вузе, в специализированных и общеобразовательных школах, на факультативных занятиях;
- уточнены роль и место региональной архитектуры в курсе «Основы архитектуры» в процессе формирования ценностных ориентации;
- разработаны, отобраны и апробированы диагностические средства проверки формирования ценностных ориентации студентов (критерии, показатели ценностных ориентации).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследуемых студентов; повторяемостью полученных результатов эксперимента на разных этапах; обработкой результатов методами математической статистики; подтверждением гипотезы исследования экспериментальным путем.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты обсуждались на конференции: «Национально-региональный компонент в школьных программах по ИЗО и черчению» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожеет-венная образовательная система в России. Теория и практика» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск, МаГУ, 2000 г.); на научной конференции преподавателей «Проблемы науки и образования в современной высшей школе» (Магнитогорск, МаГУ, 2000 г.); на городских конференциях учителей ИЗО и черчения г. Магнитогорска (2001-2003 гг.); на Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование. Содержание, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2001 г.); на городской научно-практической конференции «Совершенствование системы худо жественно-графического образования на основе интеграции» (Магнитогорск, 2001 г.); на региональной научно-практической конференции «Зодчество Урала как региональный компонент художественного образования учащихся» (Магнитогорск, 2001 г.); на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 35-летию художественно-графического факультета (9-10 января 2002): «Совершенствование непрерывного художественно-графического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития»; на семинарах аспирантов и соискателей МаГУ; на региональной научно-практической конференции «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования учащихся» (Магнитогорск, 2003 г.); на международной научно-практической конференции, проведенной в рамках фестиваля гуманитарных наук в Москве - Оренбурге в 2003 г.