Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы духовно-этической ориентации
познавательной активности студентов в процессе обучения 17
1.1. Современные научно-педагогические подходы к проблеме развития познавательной активности студентов педагогических вузов 17
1.2. Духовно-психологические механизмы развития познавательной активности студентов в процессе обучения 39
1.3. Педагогическая культура преподавателя как духовно-этическая практика развития познавательной активности студентов 55
Выводы по главе 1 69
Глава II. Содержание педагогической деятельности и технология развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации (на материале иностранного языка) 72
2.1. Теоретическое обоснование модели развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации 72
2.2. Критерии и диагностика познавательной активности студентов 89
2.3. Апробация технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов. 100
Выводы по главе II 117
Заключение 120
Список использованной литературы 123
Приложения 134
- Современные научно-педагогические подходы к проблеме развития познавательной активности студентов педагогических вузов
- Духовно-психологические механизмы развития познавательной активности студентов в процессе обучения
- Теоретическое обоснование модели развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации
Введение к работе
Актуальность исследования. Решение проблемы развития познавательной активности являлось предметом исследования всех педагогов, пытавшихся внести научные начала в процесс обучения студентов. На протяжении истории развития научно-педагогической мысли мотив всегда определялся главным источником познания. Вместе с тем, средства для его возникновения и оформления в движущие силы познавательной активности предлагались в зависимости от того, какая научная парадигма определяла поиски ученых.
В конце XX - начале XXI вв. традиция решения проблем образования средствами, заданными парадигмой классического научного познания, вступила в противоречие с новыми потребностями развивающегося российского общества. По оценке ведущих методологов педагогической науки (Н.Г. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской) одна из таких потребностей состоит в подготовке педагога, как специалиста, внутренне и личностно мотивированного на креативную познавательную деятельность.
Директивное подтверждение актуальности данной потребности представлено в Законе «Об образовании» РФ и в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО - 2005), в которых понятие «готовность к профессиональной деятельности» рассматривается не только как понятийно-операционная, но и как мотивационно-личностная готовность к решению образовательных задач .
В Федеральной концепции модернизации образования подчеркнуто, что в педагогическом плане новое качество образования - это его ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей,
1 Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 г. ст. 14. - Собрание законодательства Российской Федерации. №3. 1996; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. // Сборник приказов Министерства образования РФ. 2005.
жизненно важных компетентностей и личностных качеств. Но соответствующие этому требованию средства развития познавательной активности обучающихся отсутствуют.
Расхождения в директивных установках порождают противоречия в фундаментальных исследованиях. Они обусловлены комплексом особенностей, связанных с проблемой понимания сущности педагогической технологии в контексте той образовательной парадигмы, которая задает наборы образовательных средств, адекватных актуальным заказам («вызовам времени»).
Несмотря на ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования системы образования, проблеме развития познавательной активности студентов в соответствии с новыми требованиями уделяется недостаточное внимание. В связи с этим мотивация познавательной активности студентов, по большей части, по-прежнему не очень высока. Данный факт подтверждается социологами образования (B.C. Собкин, С.Г. Равлюк1). Более того, существует тенденция к дальнейшему снижению уровня познавательной активности. Это связано с тем, что в реальности до сих пор, как правило, преобладает традиционный способ обучения, в котором недостаточно учитываются индивидуальные различия обучающихся, их интересы, мотивы жизнедеятельности, что приводит к потере заинтересованности обучающихся в результативности и качестве своей учебной деятельности.
Главная особенность традиционной (информационно-знаниевой) парадигмы состоит в понимании студента, как носителя суммы знаний и умений. Она выстраивается на философской установке диалектического материализма на приоритет внешних (объективных) факторов развития личности по отношению к ее внутренним (субъективным) возможностям. Главная и ведущая роль отводится исходящим от субъекта обучения (учителя, преподавателя) внешним воздействиям. Развитие познавательной активности
1 Собкин В. С, Равлюк С. Г. Учитель у телевизионного экрана // Первое сентября. 2001. № 84.
предопределяется целенаправленной и своевременной сменой все новых объектов познания. При этом ценностно-смысловая сфера сознания студентов остаётся, как правило, за пределами процесса обучения.
В связи с этим, не исключая ценности знаний, умений и навыков, главный акцент в новых личностно и духовно ориентированных парадигмах приходится на создание педагогических технологий, стимулирующих и поддерживающих деятельность внутренних источников и механизмов саморазвития личности. С учетом этих особенностей внимание ученых (Е.В. Бондаревская, Т.П. Власова, О.С. Газман, Т.М. Давыденко, др.) концентрируется как вокруг содержания изучаемых знаний, так и вокруг непривычных для объективирующего (традиционного) подхода к образованию понятий: переживаний, смыслов, личностного роста, духовного развития и т.д.
Таким образом, определяющими приоритетами методологии неклассического познания становятся открытость, дополнительность и субъектность. При этом традиционное понимание образования как процесса овладения студентами знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности.
Духовно-этическая ориентация познавательной активности позволяет в рамках учебного процесса нацелить познавательную деятельность студентов на ценностно-смысловую сферу человеческой жизни. Обращение к ценностям и смыслам не только даёт возможность заинтересовать студентов в решении каких-либо учебных задач, но является также необходимым условием для реализации потребности в духовном и нравственном развитии. Проблема духовного и нравственного развития становится в настоящее время всё более актуальной. Многочисленные научные педагогические исследования (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В.Г. Рындак, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова и др.), посвященные проблемам духовной и нравственной культуры, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день духовно-
нравственная сфера существования человека находится в критическом состоянии. Образовался некий духовный вакуум. В связи с этим на современном этапе развития всё более актуальной становится идея о дальнейшей эволюции человечества, которая будет связана с поиском новых духовных ресурсов. Основными факторами развития цивилизации станет овладение духовными ценностями.
Актуальными на сегодняшний день являются ценности индивидуальности, свободы личности, способной к саморазвитию, к возможности существования в современном динамичном мире. Однако для реализации данных ценностей человеку необходима некая духовная опора, придающая смысл человеческой жизни и помогающая устоять перед лицом тяжёлых жизненных испытаний. При отсутствии данной опоры в виде веры в себя, свои силы люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализму, безропотному смирению. К сожалению, в современном мире довольно много людей находится именно в таком состоянии. Поэтому духовно-нравственная культура современного общества нуждается в пристальном внимании и поддержке.
Таким образом, обращение к проблеме духовно-этической ориентации познавательной активности студентов вызвано потребностями общества. Решение данной проблемы нацелено на развитие духовности студентов, проявляющееся в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, актуализации своего творческого потенциала, самореализации в процессе обучения и за его пределами, обретению духовной культуры, выражающейся в соотнесении актуальных ценностей с культурными традициями своего народа.
Иностранный язык, как основная дисциплина подготовки учителя иностранных языков, обладает, по мнению специалистов (Л.Ф. Бахман, М.В. Дружинская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев1, А.К. Маркова, В.В. Сафонова и др.) определенным потенциалом мотивирования познавательной активности. Духовно ориентированный подход (Т.И. Власова) предоставляет достаточный
1 Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997.
материал для утверждения о том, что внутренняя мотивация ценностно-смысловой деятельности сознания происходит эффективнее внешне заданных мотивировок, если используются учебные технологии, выстроенные на принципах ценностно-смысловой наполненности содержания.
Проведённый анализ социально-педагогической ситуации позволил выделить противоречия между:
потребностью личности в духовно-нравственном развитии и духовным кризисом современного общества, затрудняющим этот процесс;
необходимостью нового понимания содержания образования, обусловленной потребностью государства в творческих личностях, и традиционной, в большинстве случаев, педагогической системой высшего образования;
потребностью студентов в интеллектуально-профессиональном развитии и отсутствием достаточных условий, обеспечивающих полноценную мотивацию познавательной активности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что познавательная активность личности, как правило, изучается как проблема взаимосвязи мотивации и деятельности человека. Особое внимание учёные уделяли источникам человеческой активности: Аристотель, Декарт, Г. Гегель и др. настаивали на её внешних стимулах (социоцентрированный подход), Аврелий, Э. Кант, Н.А. Бердяев и др. - на ценностях личности, её внутреннем мире.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях (А.Д. Алфёров, И.А. Котова, А.Ф. Лазурский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский) раскрывается понятие активность, отличие активности от деятельности, представлены уровни активности по мере включённости субъекта во взаимодействие с содержанием обучения, опосредованным взаимодействием с преподавателем. Особое значение для изучения духовно-этической ориентации познавательной активности личности имеет
исследование ТИ. Скрипкиной, в котором разработанное понятие «доверие» можно рассматривать в качестве инструмента взаимодействия преподавателя и студентов.
Проблема взаимосвязи познавательной активности и компетентности личности в условиях вузовского образования рассматривается в трудах Т.Е. Исаевой, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторского.
Философско-педагогический аспект духовного развития человека раскрывается в трудах русских религиозных философов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.А. Лосский и др.), которые акцентировали внимание на значимости внутренней мотивации в процессе личностного развития. Учёные В.А. Беляева, Т.И. Власова, В.И. Слободчиков, Н.В. Тельтевская акцентируют внимание на духовно-этической направленности процесса профессионального обучения. В то же время нам не удалось обнаружить целостных исследований духовно-этической ориентации познавательной активности студентов.
Недостаточная научная разработанность определила проблему нашего исследования. Она заключается в выявлении содержания педагогической деятельности, условий и методов, способствующих духовно-этической ориентации познавательной активности студентов (на материале иностранного языка), что обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования - процесс обучения в высшей школе, ориентированный на активизацию познавательной деятельности студентов.
Предмет исследования - духовно-этическое содержание педагогической деятельности, направленной на развитие познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам.
Цель исследования - разработка модели и технологии духовно-этической ориентации познавательной активности студентов в процессе обучения иностранным языкам.
Исходя из цели, предмета и объекта, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. ^Раскрыть сущность познавательной активности студентов в ракурсе
духовно-психических механизмов развития личности и взаимосвязи с
педагогической деятельностью преподавателя.
2. Смоделировать педагогический процесс развития познавательной
активности студентов на основе духовно ориентированного подхода.
3. Разработать критерии и уровни познавательной активности студентов.
4. Разработать и апробировать технологию развития познавательной
активности студентов на основе духовно-этической ориентации в процессе
обучения иностранным языкам.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что духовно-этическая ориентация познавательной активности студентов должна привести к активизации духовной потребности в самоорганизации учебной деятельности. Это может быть достигнуто при условии:
внесения изменений в понимание общих методологических позиций о сущности познавательной активности, педагогической культуры, позволяющих обнаружить их духовное содержание;
разработки теоретической модели развития познавательной активности, ориентирующей преподавателей на проектирование дидактических условий, способствующих самоорганизации смыслопоисковой деятельности студентов в учебном процессе;
использования технологии обучения иностранному языку с учетом положений духовно и личностно ориентированного образования, а также коррекции внешней мотивации студентов на основе диагностики их духовно-психической активности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
положения гуманистической философии о приоритете внутренних источников развития личности и мотивации её познавательной активности (Сократ, Платон, Аристотель, Аврелий, Кант, Шопенгауэр, Бердяев);
идеи философии экзистенциализма о духовных потребностях человека (К. Ясперс, О. Больнов, Э. Шпрангер);
положения теории личностно ориентированного образования о субъектно-ценностном характере изучаемых знаний, о потенциале содержания знаний для установления интегративных связей между основными сферами личности (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.);
духовно ориентированная парадигма, акцентирующая внимание на духовности человека (Т.И. Власова, И.А. Ильин, Т.Е. Исаева, В.И. Слободчиков);
концепции обучения иностранному языку, ориентированные на познание иноязычной культуры, и коммуникативный подход к обучению студентов (ЯМ. Колкер, Е.Н. Соловова, Е.С. Устинова).
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, обобщение, структурирование, синтез; экспериментальные - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий, развивающий).
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет иностранных языков Лингвистического института при Ростовском государственном педагогическом университете. Исследованием было охвачено 176 студентов дневного отделения. Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Теоретико-поисковый этап (2001 - 2002 гг.): теоретический анализ проблемы, изучение диапазона ее представленности в психолого-педагогических и философских исследованиях; определение методологических и теоретических основ исследования, формулирование цели, задач и рабочей гипотезы.
2. Исходно-моделирующий этап (2002 - 2003 гг.): разработка модели и
технологии духовно-этической ориентации познавательной активности
студентов в процессе обучения иностранным языкам.
3, Опытно-экспериментальный этап (2003 - 2004 гг.): проведение
эксперимента, анализ и обработка результатов эксперимента, определение
критериев эффективности технологии.
4. Заключительный этап (2004 - 2005 гг.): теоретическое обобщение и систематизация результатов исследования, подведение итогов, оформление теоретических и экспериментальных материалов исследования в тексте диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
В исследовании с позиции духовно ориентированного подхода раскрыто содержание педагогической деятельности по развитию познавательной активности студентов, в том числе:
уточнено понятие познавательной активности студентов во взаимосвязи с духовно-этическим содержанием педагогической деятельности преподавателя;
на основе целостного подхода разработана теоретическая модель духовно-этической ориентации познавательной активности студентов;
определён системообразующий принцип педагогической деятельности преподавателя - духовно-ориентированный, актуализирующий стремление студентов к внутренней гармонии;
разработана педагогическая технология духовно-этической ориентации познавательной активности студентов, активизирующая их духовную мотивацию учения и приводящая к «включению» механизмов самосовершенствования личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
разработаны критерии и уровни познавательной активности студентов;
составлена методика диагностирования мотивации учебной деятельности студентов, в основу которой положена концепция внутренней и внешней мотивации;
создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий процесс обучения иностранным языкам на основе духовно-этической технологии, что может использоваться в практике среднего профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Сущность познавательной активности студентов во взаимосвязи с педагогической деятельностью преподавателя.
Сущность познавательной активности студентов заключается в деятельности структур сознания, обусловленных духовной энергетикой человека. Личностно-смысловая направленность обучения обеспечивает субъектную позицию студентов посредством опоры на внутреннюю мотивацию и духовно-психическую активность. Познавательная активность студента проявляется в феноменах инициативы, самостоятельности, стремлении искать истину и смысл жизни, неадаптивности (предпочтение деятельности, характеризуемой непредрешённым исходом), которые позволяют обнаружить в познаваемых объектах гармонию материальной и духовной сущности.
Познавательная активность студентов развивается в учебном взаимодействии со студентами и преподавателем. В современных условиях педагогическая деятельность преподавателя должна основываться на духовно-этическом взаимодействии со студентами и структурно включать в себя нравственные убеждения, моральную ответственность за обучение и воспитание студентов, что является духовной характеристикой учительской профессии. В таком контексте педагогическая культура преподавателя высшей школы становится духовно-этической практикой, углубляющей ценностно-смысловое содержание обучения и инициирующей духовную сущность личности студентов, активизируя их познание.
2. Теоретическая модель духовно-этической ориентации познавательной активности студентов включает:
цель - развитие познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации;
задачи - ориентация студентов на познание того, что связано с их внутренними ценностями, актуализация эмоционально-ценностного отношения студентов к изучаемым явлениям, создание ситуаций для
наполнения познавательной активности этическими смыслами и нравственными нормами;
принципы - целевые (субъектности, креативности, осознанности выбора), содержательные (индивидуальной дифференциации, культуросообразности), процессуальные (доступности, открытости, сотрудничества, дополнительности, мотивированности);
педагогические условия - соотнесение изучаемого материала с реальной жизненной ситуацией, участниками которой становятся сами студенты; предоставление каждому студенту возможности проявить свою творческую активность, используя воображение, эмоции, мышление; использование различных источников в достижении определённых учебных задач; учёт и возможность прогнозирования индивидуальных достижений самими студентами; наличие в содержании обучения трёх уровней духовно и личностно ориентированных заданий; знакомство с культурой страны изучаемого языка, предполагающее накопление опыта самостоятельной поисковой деятельности;
содержание включает четыре компонента: духовно-аксиологический, духовно-когнитивный, духовно-эмоциональный, духовно-этический;
процессуальный компонент ориентирует на актуализацию личного опыта студентов, раскрытие их творческого потенциала, преобразование личного опыта в духовно-этическом смысле, приводя к активизации духовно-психическую деятельность субъектов обучения;
диагностический компонент направлен на измерение внутренней мотивации и внешней с точки зрения её положительной и отрицательной характеристики, что позволяет корректировать познавательную активность студентов.
3. Критерии и уровни познавательной активности студентов. Познавательная активность студентов проявляется в самостоятельной деятельности, инициативе и неадаптивности, которые модифицируются от степени продвинутости по уровням:
духовно-этический уровень. Студенты с данным уровнем познавательной активности внутренне заинтересованы в учебном процессе. Для них важнее не столько результат, сколько процесс обучения. Они инициативны, способны проявлять высокий уровень самостоятельности и, как правило, стремятся выйти за пределы предъявляемых общеобязательных требований. Главным результатом учебной деятельности на данном уровне является достижение внутренней гармонии личности с окружающей средой, развитие своих способностей в процессе учебной деятельности, что соответствует опоре на внутреннюю мотивацию.
эмоционально-когнитивный уровень. Данный уровень характеризует студентов, проявляющих свою познавательную активность с целью приобретения престижной профессии, в связи с востребованностью специальности и другими внешними факторами, что соответствует опоре на внешнюю положительную мотивацию. Студенты, у которых преобладает данный уровень активности, целеустремлённы, способны самостоятельно осуществлять свою деятельность, смело берутся за дела, которые считают для себя важными, но, как правило, не стремятся сделать больше, чем от них требуется.
дисциплинарно-аксиологический уровень. Основным стимулом для проявления познавательной активности студентов с данным уровнем является получение положительной отметки или оценки. Ценность изучаемого предмета не осознаётся здесь как жизненно важная или личностно необходимая, что соответствует опоре на внешнюю отрицательную мотивацию. У студентов с таким уровнем познавательной активности нет, как правило, увлечённости учебной деятельностью, отсутствует желание учиться; они не инициативны и мало активны в отношении творческой деятельности.
4. Технология духовно-этической ориентации познавательной активности студентов.
Организация учебной деятельности студентов выстраивается в логике следующих этапов:
духовно-аксиологический этап предполагает ценностно-смысловую активизацию студентов посредством постановки экзистенциальных вопросов, в результате чего происходит переструктурирование внутренних целей познания и актуализируются задачи учения, ориентированные на самосознание;
духовно-когнитивный этап включает процесс восприятия, мышления, познания, понимания и объяснения информации, явлений и событий с учётом их материальной и духовной сущности посредством активизации, сознания, что реализуется в предоставлении студентам максимума интеллектуальной свободы, приводящей их к самообразованию;
духовно-эмоциональный этап ориентирован на эмоции, чувства, душевное состояние студентов, сопровождающие процесс познания, положительная окраска которого достигается посредством доброжелательного отношения к друг другу, поддержки, создания комфортного психологического климата, в результате чего активизируется духовная мотивация учения и стремление к саморефлексии;
духовно-этический этап реализуется посредством акцентирования внимания студентов на нравственном аспекте той или иной проблемы, что актуализирует процесс самосовершенствования обучающихся. Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленных задач, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений гипотезы результатами.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе факультета иностранных языков Лингвистического института при Ростовском государственном педагогическом университете. Основные идеи и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры 2-го иностранного языка, кафедры педагогики РГПУ, обсуждались на международных и региональных научно-практических конференциях, на ежегодных заседаниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях (2002 - 2006 гг.). Результаты исследования внедрены в РГПУ, ДГТУ,ВФ РГПУ.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 6 приложений, включает 6 таблиц, 3 графика, 1 схему.
class1 Теоретические основы проблемы духовно-этической ориентации
познавательной активности студентов в процессе обучения class1
Современные научно-педагогические подходы к проблеме развития познавательной активности студентов педагогических вузов
Современное высшее образование находится в ситуации модернизации и вступления в единое европейское образовательное пространство. В связи с этим целесообразно провести сравнение существующих современных парадигм в отечественной педагогике, среди которых наиболее распространённой является личностно ориентированное образование.
Распространённым мнением считается, что в современной отечественной педагогике существует несколько концепций личностно ориентированного образования: культурологическая концепция Е.В. Бондаревской, психологодидактическая концепция И.С. Якиманской, позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова, проективная модель личностно ориентированного обучения Н.А. Алексеева и др.
Личностно-ориентированный тип образования предполагает развёртывание всех его компонентов в направлении личностно-смысловои сущности студента, его интересов, желаний, а не только знаний, умений, навыков1. В отличие от традиционного типа образования, акцентирующее внимание в основном на репродукцию знаний, личностно ориентированное образование направлено на развитие личностно-смысловои сферы студентов. Признаком этой сферы является её направленность на удовлетворение потребностей в свободном выборе мировоззрения, саморазвитии, творчестве.
В рамках настоящего исследования особого внимания заслуживает проблема познавательной активности студентов. Согласно традиционному пониманию, механизм возникновения познавательной активности содержится в противоречии между знанием и незнанием. Обучающийся, осознавая его, как бы входит в «зону ближайшего развития». Однако это противоречие не имеет большой эффективности, так как не затрагивает личностно значимую сферу сознания. С точки зрения Е.В. Бондаревской, побудительная сила противоречия между имеющимися у студентов знаниями и незнаниями, подлежащими освоению, становится значительно больше, если процесс овладения знаниями осуществляется в атмосфере интеллектуальных, нравственных переживаний, столкновения взглядов.
Рассмотрим основной категориальный аппарат концепций личностно ориентированного образования.
Культурологическое личностно ориентированное образование - это такое образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путём обмена смыслами1. Основная идея этой концепции состоит в необходимости осуществления образования в контексте культуры. Компонентами культурологического подхода выступают:
отношение к студенту как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию;
отношение к преподавателю как посреднику между студентом и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в её индивидуальном самоопределении;
отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников.
В концепции Е.В. Бондаревской студент рассматривается не только как субъект учения, но и как субъект жизни. Это меняет представление о содержании развития студента, которое истолковывается не в узко интеллектуалистическом, а более широком, личностно-смысловом плане.
Согласно концепции И.С. Якиманской, личностно ориентированное занятие - это не просто создание преподавателем благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту студентов1. Студент как носитель личностно значимого опыта должен иметь возможность максимально использовать его. Обучение рассматривается как процесс взаимодействия равноправных партнёров. Самое важное - признание уникальности каждого студента. Личностный подход к обучению осуществляется посредством предоставления студенту возможности проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом, выбрать наиболее интересующее его задание и, тем самым, наиболее активно проявить себя. Таким образом, в центре внимания личностно ориентированного подхода к обучению, по И.С. Якиманской, находится способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт способностей обучаемых и создаются необходимые условия для их развития.
В модели В.В. Серикова личностно ориентированное образование представляет собой создание условий для проявления личностных функций студентов: смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др.2 Главным условием проявления личных способностей в образовательном процессе учёный считает ситуации, в которых требуется искать смысл, выбрать творческий вариант решения проблемы. Данные ситуации характеризуются жизненной константностью, диалогичностью и игровым взаимодействием участников и создают ценностно-смысловое поле межсубъектного общения.
Духовно-психологические механизмы развития познавательной активности студентов в процессе обучения
Определяющей характеристикой личности была признана активность. Учёный И.В. Котова отмечает, что активным можно назвать не всякий процесс, объективно представленный в деятельности, а лишь такой, существование которого находится в прямой зависимости от субъекта. Активность - это процесс инициации («запуска») деятельности, её осуществления. Она берёт своё начало в самом субъекте, порождена им, однако форма её всецело определяется независимыми от субъекта предметными отношениями1.
Активность необходимо отличать от деятельности. По мнению В.А. Петровского, активность составляет основу возникающей деятельности. Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности". Философско-педагогическое понятие «деятельность» В.В. Давыдов определяет как творческое преобразование людьми окружающей действительности и самих себя3.
А.Н. Леонтьев под деятельностью подразумевает динамическую связь субъекта с объектами окружающего мира, выступающая в виде необходимого и достаточного условия реализации жизненных отношений субъекта - «молярная единица жизни». Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер. Все её компоненты (потребности, мотивы, цели) имеют то или иное предметное содержание, а сама она направлена на творческое созидание определённого материального или духовного продукта.
В.А. Петровский определяет деятельность как единство целенаправленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему отношений к миру. Целенаправленность - момент осуществления деятельности, целеполагание - момент движения (собственной динамики) деятельности. Целеполагающая активность должна быть понята как внутренняя характеристика деятельности, как деятельность, выступающая в особом своём аспекте - со стороны собственного становления, развития, видоизменения. Целенаправленность активности характеризует деятельность в аспекте осуществления деятельности.
Индивид в своей деятельности косвенно производит многие преобразования в себе и окружающих, формируя новые возможности общения между собой и другими людьми (В.А. Петровский). Генерация новых ресурсов возможных межиндивидуальных взаимодействий составляет неявную, скрытую от субъекта перспективу развития его деятельности (и развития его самого как личности). В процессе осуществления деятельности, в основе которой лежит познавательный мотив, человек строит или перестраивает образ самого себя, реализуя деятельность самопознания, самоопределения, то есть некую самоустремлённую деятельность.
Одним из видов активности является «познавательная активность». Гносеологическим основанием введения в обиход этого понятия в качестве инструмента исследования социологических и философских проблем послужило глубокое осмысление активной функции познавательного процесса (Г. Пугач). До сих пор нет единого понимания сущности понятия «познавательная активность». К настоящему времени сформировалось три основных подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни исследователи рассматривают её как деятельность (М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, М.И. Лисина, Г.В. Пугач). Другие считают, что познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат (Т.И. Шамова, Р.С. Черкасов, М.Н. Скаткин), третьи - как качество, личностное образование (И.А. Редковец, Г.И. Щукина, З.А. Абасов, К.А. Абульханова-Славская).
Теоретическое обоснование модели развития познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации
Модель (франц. modele, от лат. modulus - мера, образец) в широком смысле представляет собой любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления1. В модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.
Термин «модель» тесно связан с термином «моделирование». Моделирование - это исследование каких-либо явлений или процессов путём построения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов (Советский энциклопедический словарь). Моделирование - это одна из категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования -как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).
Моделирование как метод научных исследований завоевало прочное место во многих точных науках (математике, химии, физике). Суть данного метода состоит в том, что в результате предварительного изучения выбранного объекта, накопления необходимых сведений о нем можно выделить существенные его признаки, особенности, основные компоненты структуры и установить существенные связи и взаимозависимости между этими компонентами. В конечном итоге предмет исследования предстанет как завершенное целое, имеющее свою структуру, между составными частями которой существуют определенные закономерные отношения и связи. В целом эта структура отразит не только особенности строения, но и функциональную специфику и роль исследуемого предмета (объекта) в ряду других, находящихся с ним в определенной взаимосвязи.
Многоаспектное проникновение моделирования в область педагогических исследований объясняется тем, что с его помощью исследователь получает возможность решать многие педагогические проблемы, связанные с эффективностью обучения, с позиций не только качественных, но и количественных характеристик процесса обучения1.
Педагогическая модель включает цель, задачи, принципы, педагогические условия, содержание, процесс (методы), диагностику, а также планируемый результат. Рассмотрим каждый из компонентов модели развития познавательной активности на основе духовно-этической ориентации.
Цель - осознанный образ предвосхищаемого в осознании результата, который определяет целостность и направленность поведения. Целеполагание ориентирует преподавателя на создание мотивированного образа действия посредством обращения к сознанию студента на уровне личностного смысла. Главной целью образования традиционно считалась передача знаний. Сегодня очевидно преимущество получения знаний в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания вне определённых навыков и умений их использования не решают проблему подготовки человека к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Целью обучения становятся не просто знания и умения, но определённые качества личности.
В процессе обучения иностранным языкам преимущественно формируется лингвистическая, социолингвистическая и социокультурная компетенции. Лингвистическая компетенция предполагает овладение определённой суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Социолингвистическая компетенция представляет собой способность осуществлять выбор соответствующих языковых форм, использование и преобразование их в соответствии с контекстом. Социокультурная компетенция1 - это готовность и способность к ведению диалога разных культур. Однако формирование всех этих компетенций недостаточно для того, чтобы развить познавательную активность студентов. Дело в том, что само по себе слово формирование в основном подразумевает внешнее воздействие, недостаточно учитывающее личностные потребности субъектов. Студенты в таком случае являются просто пассивными воспроизводителями знаний.
В связи с темой нашего исследования целью является развитие познавательной активности студентов на основе духовно-этической ориентации, желания совершенствоваться не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни. Этой цели можно достигнуть посредством обращения к ценностям и смыслам студентов в процессе овладения устным и письменным общением на иностранном языке.