Введение к работе
Актуальность исследования. Технический и творческий прогресс во все времена был обязан людям, способным мыслить инновационно, отвергающим шаблонное представление об искусстве и использующим новейшие достижения на каждом этапе исторического развития человечества.
Находясь в постоянном движении, медиаобразовательные технологии развиваются и совершенствуются. В тексте письма Законодательного собрания Комитету министров Совета Европы рекомендуется способствовать разработке программ формирования медиакомпетентности, предназначенных для молодёжи и взрослых, что является неотъемлемым фактором, оказывающим влияние на медиакультуру современного общества. Содержание российского образования также должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры личности, о чем прямо говорится в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
Среди многообразия форм и средств формирования профессиональных качеств выпускников педвузов, заслуживает особого внимания важнейший аспект медиаобразования – анимационное искусство. Оно способствует эффективному формированию у педагога любого профиля медиакомпетентности, подразумевающей активное использование средств анимационной композиции.
В исследовании понятие «Анимационная композиция» (АК) используется в двух значениях:
– АК как результат творческого поиска, обеспечивающий единство художественного образа и анимационного действия, их предметное воплощение в виде завершенного в себе и цельного мультимедийного произведения, соподчиняющего все его элементы друг другу и всему замыслу автора;
– АК как учебный предмет, направленный на повышение медиакомпетентности студентов и школьников с помощью специально разработанной педагогической технологии.
Приведенные выше формулировки обусловлены отсутствием в культурологии определения явления, объединяющего множество терминов раздела кинематографии – анимационного искусства. В настоящем исследовании они объединяются одним общим понятием «анимационная композиция». Это понятие может достаточно точно истолковать, в том числе результат детско-юношеского и студенческого анимационного творчества.
При разработке педагогической технологии, описанной в данном исследовании, учитывался подход к определению В.А. Сластенина. Согласно ему, педагогическая технология является упорядоченной совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
В ходе нашего исследования изучалась методическая и теоретическая литература, анализировался опыт педагогов анимационных, режиссерских и художественных специальностей, выявлялись особенности применяемых методик профессионального обучения, способствующих формированию педагогической технологии. Использовались электронные и печатные издания преподавателей Всероссийского Государственного Университета Кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) А.В. Ветюкова, В.М. Кобрина, конспекты лекций и пособия Т.Н. Ильиной, В.Н. Зуйкова, А.П. Зябликовой, В.И. Солина, И.В.Пшеничной, Н.Б. Дабижа; рекомендации и методические пособия преподавателей компьютерной графики и анимации Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПБГУКиТ) профессора В.А. Коновалова, М.В. Коновалова, методические разработки московского образовательного центра «Scream School», школы студии «ШАР», Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии (УралГАХА) и многие другие печатные и электронные публикации близкие по теме данному исследованию.
В области разработки профессионально организованной деятельности и формирования личности особую значимость представляли исследования Б.Г. Ананьева, Н. С. Боголюбова, Л.С. Выготского, Н.Д. Гордеевой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Е. И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А. Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, К.К. Платонова, Я.Л. Пономарева, Б.М. Неменского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и многих других психологов и педагогов.
Для изучения теоретических вопросов формирования профессиональных навыков построения изображения на плоскости у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов использовались психолого-педагогические научные работы ученых-исследователей, среди которых Г.В. Беда, Р.Ч. Барциц, Н.Н. Волков, Б.Г. Гагарин, В.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В. Корешков, Г.Ю. Коробко, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, А.А. Унковский, В.А. Фаворский, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Б.П. Юсов и другие.
Современные формы и средства изобразительного искусства подразумевают высокий уровень медиакомпетентности педагога, что по определению Р. Кьюби означает способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах. Активному применению цифровых медиаобразовательных технологий, научно-методическому обеспечению профессионально-педагогического обучения средствами медиаобразования и мультимедийных технологий посвящены диссертации Т.А. Бабенко, А.В. Ванюшина, А.Л. Коляго, Н.А. Леготиной, Н.Н. Огольцовой, Д.А. Подкопаева, Л.В. Сидоровой, Д.А. Старикова, Е.А. Столбниковой, М.В. Утенина, А.В. Федорова, Е.И. Худолеевой, Г.М. Шампанер, Е.Я. Шипняговой и других. В контексте нашего исследования особое значение имела диссертационная работа С.В. Радостевой, посвященная развитию творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией.
Во многих из вышеперечисленных работ мало изучен и практически не используется важный раздел медиаобразования – «анимационное искусство» в системе профессиональной подготовки студентов педвузов.
Следуя вышесказанному, актуальность исследования определяется:
– востребованностью в профессионально ориентированных моделях построения учебного курса медиаобразования, позволяющих эффективно формировать медиакомпетентность студентов высшего педагогического образования, включать основы медиакультуры и медиаграмотности в систему дополнительного художественного образования;
– федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО) направления 050100.62 «Педагогическое образование» по двум профилям одновременно: «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Выпускник должен владеть инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в дизайне и компьютерной графике, что также входит в состав необходимых компетенций специализации «Медиаобразование» 03.13.30;
– требованием ФГОС ВПО направления 072500.62 «Дизайн», в пунктах 4.3, 4.4 предусматривает подготовку студентов-дизайнеров, ориентированную на потенциальную готовность к педагогической деятельности и решению задач создания оригинальных проектов визуальной продукции, которые включают в себя освоение инструментов и практических навыков в разработке мультимедийных и анимационных произведений;
– недостаточной разработанностью проблемы формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.
В 2011 году завершен переход на многоуровневое образование, федеральные государственные образовательные стандарты которого предоставляют возможность в подготовке студентов педвузов, реализовать одновременно два профиля, «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Таким образом, разработка и внедрение педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов позволит им стать полноправными проводниками медиакультуры и в общеобразовательную школу и сферу профессионально ориентированного дополнительного художественного образования.
В связи с вышеприведенными фактами, проблема исследования основывается на противоречии между возрастающей необходимостью формирования медиакомпетентности студентов педвузов и отсутствием эффективных медиаобразовательных педагогических технологий в сфере профессионального педагогического образования.
Цель исследования – формирование медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции путем создания и внедрения медиаобразовательной педагогической технологии.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что медиакомпетентность студентов педвузов эффективно сформируется, если будет разработана и внедрена педагогическая технология, включающая в себе:
– разработки в области технического обеспечения учебного процесса, в том числе компьютерных технологий;
– высокий уровень мотивации обучаемых к анимационной композиции;
– междисциплинарный подход на основе интеграции искусств (рисунок, живопись, кино, литература);
– использование анимационной композиции на педпрактике студентов педвузов в системе дополнительного образования детей.
Объект исследования – процесс формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.
Задачи исследования:
– изучить теоретическую и методическую литературу по обозначенной проблеме;
– разработать педагогическую технологию организации и методического обеспечения занятий по анимационной композиции в условиях высшего педагогического образования и дополнительного образования детей;
– разработать объективные критерии оценки уровня сформированности медиакомпетентности студентов педвузов, в том числе критерии успеваемости учащихся системы дополнительного образования детей в процессе педпрактики студентов;
– апробировать разработанную педагогическую технологию в процессе экспериментального обучения студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна, в том числе в процессе педпрактики в учреждениях детского дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели и решения задач по проверке гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
– анализ литературы по педагогике, методике, психологии, философии, теории изобразительного искусства, истории и теории анимационного искусства;
– наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов в процессе работы над созданием анимационной композиции;
– моделирование медиаобразовательной педагогической технологии;
– педагогический эксперимент – поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный в педвузе и системе дополнительного образования детей;
– статистический анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические труды, система научных взглядов на методы научно-исследовательской и педагогической деятельности отечественных и зарубежных ученых, таких как И.Д. Андреев, Г.М. Добров, Г.И. Рузавин, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, В.С. Швыряев и другие; современные исследования в области теории и методики обучения изобразительному искусству Г.В. Беды, Е.В. Бондаревской, Н.Н. Волкова, Ю.Ф. Катхановой, Ю.В. Коробко, В.С. Кузина, В.П. Кузьменко, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, М.Н. Марченко, Н.Н. Ростовцева, В.А.Сластенина, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина; психолого-педагогические исследования в области воспитания, обучения и развития личности А.Г. Асмолова, В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Кузина, С.В. Кульневича, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и другие.
Научная новизна исследования:
– разработана, обоснована и экспериментально проверена педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции. Ведущая роль в этой технологии отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом – созданием анимационной композиции, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал студентов педвузов;
– изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития медиакомпетентности студентов-педагогов в процессе создания анимационной композиции;
– теоретически обоснованы методические основы организации и проведения занятий, направленных на формирование медиакомпетентности студентов педвузов;
– разработана и адаптирована к решению профориентационных задач технология повышения творческих способностей учащихся учреждений детского дополнительного образования в процессе педпрактики студентов педвузов.
Теоретическая значимость исследования проявляется:
– в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогической технологии, направленной на формирование медиакомпетентности студентов педвузов;
– в использовании результатов исследования, для совершенствования учебных планов и программ бакалавриата и специалитета педагогических вузов;
– в уточнении терминологического аппарата медиаобразования и учебного курса анимационного искусства.
Практическая значимость заключается:
– в разработке и использовании эффективной педагогической технологии для студентов-педагогов, готовящихся к работе в системе основного и дополнительного образования;
– в разработанных методах активного и интерактивного обучения в процессе подготовки студентов педвузов;
– в раскрытии возможностей совершенствования учебных программ дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web – дизайнер)»;
– в повышении эффективности проведения педпрактики студентов в системе дополнительного образования детей.
Достоверность и обоснованность обеспечиваются:
– опорой на современные достижения в области психологических и педагогических наук, искусства и культуры;
– научно-теоретической базой работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;
– широтой проверенных наблюдений, результатами сравнительного анализа эффективности обучения контрольных и экспериментальных групп;
– научно обоснованными критериями оценки уровня сформированности медиакомпетентности студентов педвузов;
– включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете (ХГФ) и факультете архитектуры и дизайна (ФАД), а также в системе дополнительного образования детей;
– результатами опытно-экспериментальной проверки основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами факультета архитектуры и дизайна и художественно-графического факультета КубГУ, учащимися Детской школы искусств №1 (МОУДОД ДШИ №1) города Краснодара и курсов «МультМузей» Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-методический процесс КубГУ художественно-графического факультета (ХГФ), на дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна», и в качестве практических занятий на факультете архитектуры и дизайна (ФАД), в ДШИ №1 города Краснодара и курсов мультипликации «МультМузей», проходящих в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко. Материалы исследования докладывались на межвузовских, городских и Всероссийских конференциях (2009-2011 г.г), опубликованы в статьях научных сборников.
На защиту выносятся:
– экспериментально проверенная, теоретически и научно обоснованная педагогическая технология, позволяющая эффективно подготовить студентов педагогических специальностей к продуктивной работе с детьми посредством применения медиаобразовательных технологий в процессе создания анимационной композиции;
– результаты педагогического эксперимента, подтверждающего гипотезу о повышении медиакомпетентности студентов педвузов к работе в системе дополнительного образования детей при внедрении педагогической технологии по их анимационной подготовке;
– медиаобразовательные средства обучения, педагогически целесообразно используемые для раскрытия студентам содержания приемов и методов создания анимационной композиции;
– положение о целесообразности использования в учебном процессе заинтересованности творческой личности обучаемого в самовыражении и проявлении индивидуальности посредством создания анимационной композиции.
Базой исследования послужили: Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет (ХГФ), занятия дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web-дизайнер)»; факультет архитектуры и дизайна (ФАД), Детская школа искусств №1 города Краснодара (МОУДОД ДШИ №1); курсы мультипликации «МультМузей», проходящие в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2008-2009 гг.): проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучен передовой педагогический опыт в области медиаобразования; изучена степень разработанности поставленной проблемы; выдвинута рабочая гипотеза, поставлена цель, намечены задачи и методы исследования; подготовлена к применению педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов на практике в системе дополнительного образования детей.
На втором этапе (2009-2010 гг.): выделены теоретические и методические основы разработки педагогической технологии, направленной на решение проблемы исследования; проведено опытно-экспериментальное исследование с группами студентов со 2-го по 5-й курс художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна КубГУ в два этапа, соответствующих году обучения.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) по результатам экспериментальных данных проведена корректировка научно-методических разработок исследования и проверена их эффективность в контрольном педагогическом эксперименте, со студентами КубГУ. В процессе экспериментального обучения формировались их медиакомпетентностные качества и педагогические способности. Проведен анализ и обобщение итоговых данных, сделаны выводы по результатам диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
– внедрения в учебно-методический процесс Детской школы искусств №1 города Краснодара, курсов мультипликации «МультМузей», проходящих в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко;
– внедрения разработанной педагогической технологии в образовательный процесс КубГУ на дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web-дизайнер)», художественно-графического факультета (ХГФ) и в качестве экспериментальных практических занятий по подготовке творческого проекта студентов-волонтеров КубГУ на факультете архитектуры и дизайна (ФАД) КубГУ;
– докладов материалов исследования на научных конференциях и публикациях статей в научных сборниках КубГУ и реферируемых журналах (Кострома, Краснодар 2007-2011 гг.);
– обсуждения материалов проведенного исследования на Краевых, региональных и всероссийских научно-методических конференциях по проблемам и перспективам художественного и художественно-педагогического образования (с 2007 по 2011 гг.);
– участия в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях (имеются награды за лучшие творческие работы учащихся по предлагаемой педагогической технологии – 16 дипломов за период с 2008 по 2011 гг., среди которых Гран-при кинофестиваля «Молодой киновек», Краснодар 2011 г.; более 20 дипломов за победы и участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях автора настоящего исследования);
– практической реализации проектов, выполненных и используемых в качестве наглядного и методического обеспечения, практических заданий, включенных в предлагаемую педагогическую технологию (создание анимационного ролика «1000 дней до Олимпиады в г. Сочи»).
Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из: введения; трёх глав; заключения; библиографического списка. Приложение включает репродукции работ студентов и учащихся системы дополнительного образования детей; таблицы; диаграммы; тесты; анкеты и документы, подтверждающие достоверность результатов.