Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера как актуальная психолого-педагогическая проблема 3
1. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста 13
2. Особенности профессиональной компетентности графического дизайнера 32
3. Отечественный и зарубежный опыт дизайн-образования 64
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера 84
1. Реализация курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» в подготовке студентов 84
2. Совершенствование технологии формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера 115
3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности графического дизайнера 145
Заключение 153
Библиография 155
Приложения 179
- Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста
- Особенности профессиональной компетентности графического дизайнера
- Реализация курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» в подготовке студентов
Введение к работе
Актуальность исслЕдования. Радикальные социально-экономические реформы в российском государстве вызвали ряд противоречивых тенденций в обществе. К их числу можно отнести и повышение внимания граждан к материальной и эстетической сторонам жизни. Многие люди стремятся приобрести больше красивых товаров, эстетически обустроить жилище, воплотить идеи дизайна в свою жизнь. Если эти потребности не гипертрофированы, не становятся «единственной целью в жизни», а являются естественным желанием сделать жизнь красивой, то необходимо позитивно их удовлетворять. Этому способствует активная деятельность компетентных профессионалов-дизайнеров, которые получают подготовку во многих вузах страны.
Интегрируя достижения науки, искусства и промышленности вокруг человека, дизайн направлен на максимально полное удовлетворение его потребностей, среди которых - стремление к прекрасному, к самореализации. Используя опыт и достижения культуры, дизайн создает ее и одновременно приближает к человеку. В то же время дизайн является мощным инструментом развития личности, ее творческого потенциала.
Большую роль в опережающем моделировании образа профессии (дизайна) и воспроизводстве профессиональной компетентности ее носителей (дизайнеров) играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных видов дизайна.
В последние годы интенсивно развивается такой вид дизайна, как графический, поскольку в современном обществе и рыночной экономике учитываются эстетические потребности населения и желание производителей успешно продать привлекательно упакованный товар. Сферу графического дизайна составляет весь визуальный мир, окружающий человека, все, что печатается и тиражируется. Однако уровень графического дизайна и качество его продукции не всегда соответствуют современным
требованиям. Невысокое качество ряда произведений графического дизайна обусловлено низкой профессиональной компетентностью графических дизайнеров (ПКГД). Важность формирования ПКГД обусловлена тем, что с ее помощью можно художественно-образными средствами упорядочить окружающую человека визуальную среду, создать психологически комфортную атмосферу. Успешность профессиональной деятельности дизайнера зависит от овладения специальными знаниями и технологиями, от его способностей, мотивационно-ценностной сферы личности в целом, что является важными педагогическими составляющими компетентности.
Общие подходы к пониманию сущности и структуры компетентности изложены в работах В. М. Басовой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, В. Г. Подзолкова, Дж. Равена, Н.С.Розова, В. А. Сластенина, В. В. Серикова, Ю. Г. Татура, Р. X. Тугушева, И. Л. Федотенко, А. В. Хуторского, Н. А. Шайденко, Л. А. Ядвиршис. Компетентность специалиста промышленного производства (инженера) изучали Н. А. Банько, О. Н. Ларионова, Г. Н. Синицына, С. А. Татьяненко и др.
Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, О. В. Чернышев и др.. Исследователи И. В. Афанасьева, Е. М. Базилевич, Э. де Боно, И. М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, Т.М. Кауда, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев,
A. М. Матюшкин, М. Д. Полтавская, Н. А. Федорова, Ю. А. Фильчакова
изучали способности, необходимые дизайнеру, и его профессионально
значимые качества. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в
работах О. В. Арефьевой, У. В. Аристовой, С. Г. Мизевича, Р. Ф. Мухутдинова,
B. В. Соловьевой, И. П. Постникова, О. Ю. Прудовской. Проблемы
формирования профессиональной компетентности дизайнера по костюму
рассматривались в исследованиях Ю. М. Бундиной, Е. Н. Ковешниковой,
Л. А. Сафиной, И. Б. Торшиной; инженерно-технической компетентности —
C. В. Фроловой; компетентности будущего специалиста в процессе обучения
живописи — А. А. Вилковой, профессиональной культуры дизайнера — Т. В. Матвеевой, И. В. Тарабриной; профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже - И. Р. Абсалямовой.
В большинстве исследований дизайн-образования выделяют проблему интеграции знаний, получаемых студентом при освоении различных дисциплин, не уделяя должного внимания образовательным технологиям. Необходимо также отметить отсутствие специальных исследований профессиональной компетентности графического дизайнера.
В теории и практике подготовки специалистов графического дизайна можно выявить ряд противоречий между:
потребностью практики в формировании ПКГД у студентов, обучающихся дизайну, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в педагогической науке;
преподаванием отдельных дисциплин, содержащих необходимые дизайнеру знания, и спецификой графического дизайна как междисциплинарного вида деятельности, требующего использовать философские, психологические, композиционные, историко-искусствоведческие знания;
- сложившейся практикой зарубежного дизайн-образования и
социокультурными условиями развития отечественного дизайна.
Выявленные противоречия, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе».
Цель исследования: теоретически обосновав и выявив сущность, структуру и особенности профессиональной компетентности графического дизайнера, определить педагогические условия совершенствования процесса формирования ПКГД в вузе.
Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональной компетентности графического дизайнера будет эффективным, если:
-обеспечивается комплексность и целостность формирования ПКГД в образовательном процессе, единство развития ключевых, базовых и специальных компетенций;
— определены и учтены особенности профессиональной компетентности
графического дизайнера в когнитивно-деятельностном, мотивационно-
ценностном, индивидуально-личностном компонентах ПК;
- обеспечиваются следующие педагогические условия: создано
деятельностно-ориентированное творческое пространство, позволяющее
студентам проявлять профессиональную компетентность; развивается
субъектная позиция обучающихся в учебно-творческой деятельности;
создается установка студентов на креативность и самостоятельность; в
содержание и методику подготовки студентов-дизайнеров творчески
внедрены передовые идеи отечественного и зарубежного дизайн-
образования; в разработанном курсе по выбору «Профессиональная
компетентность дизайнера» используется авторская педагогическая
технология, позволяющая развить у студента в комплексе умение смотреть
на мир глазами зрителя, потребителя, заказчика, художнические навыки,
умение критически оценивать существующие образцы и создавать новые.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Провести психолого-педагогический анализ сущности и структуры профессиональной компетентности будущего специалиста.
6 I
Выявить особенности профессиональной компетентности графического дизайнера.
Проанализировать отечественный и зарубежный опыт дизайн-образования.
Выявить и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-дизайнера.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» В. М. Басовой, Ю. Г. Татура, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, И. А. Зимней, Н. А. Шайденко, Л. А. Ядвиршис; идеи ключевых, базовых и специальных компетенций; философские идеи природы креативности, доказывающие возможность обучения творчеству (М. Я. Ярошевский, М. Синтонен, Дж. Аллан, Д. Перкин, Г. Груббер, В. И. Самохвалова); положения психологии творчества (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев), психологии одаренности (А. М. Матюшкин); психологии зрительного восприятия и образного мышления (Р. Арнхейм, В. П. Зинченко, И. Я. Каплунович, И. С. Якиманская); исследования проблемы развития творческого воображения последователей Г. С. Альтшуллера и его научной школы (М. И. Меерович, Л. И. Шрагина); теория, методика, методология дизайна (В.Ф. Рунге, В. В. Сеньковский, В.Т. Шимко, Л. М. Холмянский, А. С. Щипанов и др.), промышленной графики.
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); общепедагогические методы (анализ документов, рукописей, литературных источников, материалов на электронных носителях, опросные методы (анкетирование, тестирование), изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и
формирующего экспериментов и др.); прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров); методы математической статистики и др.
Опытно-экспериментальная база исследования — гуманитарный факультет Тульского государственного университета, кафедра «Дизайн».
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2005—2006 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, изучался опыт подготовки графических дизайнеров, проводился анализ формирования профессиональной компетентности в российских и зарубежных вузах. На этом же этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.
На втором этапе (2006-2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлялись обработка результатов исследования, формулирование основных выводов и подготовка текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-определена содержательная характеристика профессиональной компетентности графического дизайнера, отражающая целостность и единство структурных и функциональных компонентов ПКГД;
-раскрыты особенности профессиональной компетентности графического дизайнера, заключающиеся в: понимании значения и ведущей роли категории «коммуникативность»; умении пользоваться ею в графическом дизайне; установке на проектирование текста-сообщения и визуальной среды; навыке переноса своего творчества на цифровую, программную и технологическую основы полиграфических технологий;
- определены и экспериментально подтверждены педагогические условия совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности профессиональной подготовки
специалиста-графического дизайнера: уточнено определение понятия «профессиональная компетентность графического дизайнера»; обоснована эффективная технология подготовки графического дизайнера, что является вкладом в разработку содержания, форм и методов профессионального образования дизайнеров и служит основой для дальнейших исследований в области профессиональной педагогики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса формирования ГЖГД, разработанный курс по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов-дизайнеров.
Достоверность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, длительностью изучения педагогической практики графического дизайна, разнообразием источниковедческой базы, подтверждением гипотезы в результатах опытно-экспериментальной работы.
Личный вклад автора в исследование состоит в анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования профессиональной компетентности графического дизайнера, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, в разработке курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера», применении адаптированных технологий для эффективной подготовки графического дизайнера.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр «Дизайн», «Образовательные технологии и педагогика» Тульского государственного университета, Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн 2005» (июнь 2005 г.), на межвузовской научно-практической студенческой конференции «Гендерная социализация в
современном обществе: взгляд молодежи», XVI, XVII Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки».
Результаты исследования внедрялись автором в учебном процессе в Тульском государственном университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональная компетентность графического дизайнера —
интегративное личностное образование специалиста, отражающее качество
его общеобразовательной, общехудожественной и специальной
профессиональной подготовки, индивидуально-личностные характеристики,
креативность, ценности, обеспечивающие успешность в профессиональной
деятельности. В ПКГД реализуется творчество специалиста через понимание
культурно-эстетических, визуально-коммуникативных проблем
профессиональной деятельности, умение поставить в ней художественно-
образные, конструктивно-технологические, коммуникативно-
информационные задачи и решать их визуально-художественными
средствами.
2. Профессиональная компетентность графического дизайнера.
характеризуется целостностью, динамичностью и единством структурных
(цель, содержание, формы и методы обучения) и функциональных
компонентов: когнитивно-деятельностного (понимание ведущей роли и
значения категории «коммуникативность», умение пользоваться ею в
графическом дизайне; умение соотносить изобразительную часть текста со
шрифтовой; владение методами создания фирменного стиля; навыки
переноса своего творчества на цифровую, программную и технологическую
основы полиграфических технологий; представление о принципах правовой
охраны объектов графического дизайна); мотивационно-ценностного
(проектная установка: установка на познание, критику, преобразование,
творчество В' сфере эстетического; на развитие своих профессионально
значимых качеств; сочетание экстринсивных и интрисивных мотивов при
доминирующей процессуально-содержательной мотивации; проектно-профессиональная идеология дизайнера; установка на проектирование текста-сообщения и визуальной среды; представление о себе как о будущем графическом дизайнере); индивидуально-личностного (образное мышление, формирующее морфологию дизайнерского объекта; специфика воображения и креативности; особые пропорции сочетания образного и понятийного компонентов).
3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса формирования ПКГД в вузе, включает: создание деятельностно-ориентированного творческого пространства, позволяющего студентам проявлять профессиональную компетентность; развитие субъектной позиции обучающихся в учебно-творческой деятельности; создание установки студентов на креативность и самостоятельность; творческое внедрение передовых идей отечественного и зарубежного дизайн-образования в содержание и методику подготовки студентов-дизайнеров; использование в разработанном курсе по выбору авторской педагогической технологии, позволяющей развить у студента в комплексе умение смотреть на мир глазами зрителя, потребителя, заказчика, художнические навыки, умение критически оценивать существующие образцы и создавать новые.
Структура диссертации определяется поставленными задачами и логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, указываются методы, база и этапы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обосновывается достоверность полученных результатов, раскрывается личный вклад автора в исследование, формулируются основные положения, выносимые на защиту, показывается апробация и внедрение результатов исследования в практику.
В первой главе «Формирование профессиональной компетентности
графического дизайнера как актуальная психолого-педагогическая проблема» раскрываются сущность, структура профессиональной компетентности специалиста, особенности профессиональной компетентности графического дизайнера, возможности использования передового отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования для совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера» рассмотрены педагогические условия и результаты проведенной работы, обоснована эффективность влияния созданных условий на развитие профессиональной компетентности дизайнера.
В заключении представлены основные выводы и перспективные направления дальнейшего исследования.
Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста
Для того, чтобы понять процесс и особенности формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера в вузе и возможности модернизации подготовки студентов, необходимо раскрыть психолого-педагогическую сущность понятия «компетентность» и определить основные структурные компоненты профессиональной компетентности специалиста вообще.
Понятие «компетентность» определяется такими понятиями как «компетентный», «компетенция». В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова понятие «компетентный» определяется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек (компетентный специалист; компетентное суждение)», а также «обладающий компетенцией» [113]. В свою очередь, «Малый толковый словарь русского языка» раскрывает понятие «компетенция» как «круг, совокупность чьих-нибудь полномочий, прав, обязанностей»; «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, или знания и опыт в той или иной области» [95].
Авторитетный учёный в области социальной компетентности, психолог Дж. Равен в работе «Компетентность в современном обществе» определяет компетентность как явление, состоящее из большого числа компонентов, которые могут относиться к когнитивной, либо к эмоциональной сфере и которые способны заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. При этом виды компетентности - это мотивированные способности. Таким образом, под компетентностью понимается совокупность качеств и представлений, необходимых для эффективного функционирования людей на работе и в обществе. Компетентность, по мнению Дж. Равена, может включать как узкоспециальные знания, предметные умения и навыки, способы мышления, так и понимание ответственности за свои действия. Высшие компетентности; выделяемые Дж. Равеном, предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий [125]. При этом нужно отметить, что личная значимость деятельности является необходимым условием проявления и, вероятно, появления компетентности.
В концептуальных российских документах по модернизации образования, в рекомендациях Совета Европы понятие «компетентность» связывают с выполнением.сложных практических задач и рассматривают как синтез когнитивной, информационной, этической,, социальной и коммуникативной составляющих, подчеркивая тем самым его интеграционную, надпредметную роль в образовании [61], [147]. Понятие «компетентности», согласно мнению разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования», включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и т. д. [61], [148].
Многие российские ученые исследовали различные аспекты феномена компетентности, и синтез их точек зрения позволяет создать целостную картину того, что же такое «компетентность». Так, В.В. Сериков определяет компетентность как способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире [22]. Н.В. Кузьмина считает, что компетентность является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности специалиста наряду с типом направленности личности и уровнем способностей [82].
Особенности профессиональной компетентности графического дизайнера
Для того чтобы выявить особенности профессиональной компетентности графического дизайнера (ПКГД) и то, как их надо учитывать в подготовке специалиста в вузе, необходимо рассмотреть особенности профессиональной компетентности дизайнера и инженера вообще, независимо от области его специализации.
В настоящее время дизайнерская и инженерная деятельности во многом сближаются, поскольку обе имеют проектную составляющую. В работу дизайнера и в работу инженера включают такие базисные формы проектной деятельности, как критика, исследование, проектирование. В процессе дизайн - деятельности, как и в инженерной деятельности, можно выделить одни и те же этапы, определяющие последовательность разработки проектной документации, содержание проектных работ, требования, критерии и способы оценки выполняемых работ: анализ и уточнение условия задачи, поиск решения задачи, выбор оптимального варианта решения, реализация решения, эксперимент, выпуск проекта в производство ([15], [160]). Мы согласны с мнением исследователя Т.Ю Быстровой, что главное отличие дизайна от других видов проектной деятельности, ставящей целью предусмотреть, запланировать положительные изменения в окружающей человека действительности, в том, что выступает основной ценностью проекта и одновременно задает критерии его оценки, как экспертной, так и потребительской [27]. Особенность дизайнерского проектирования состоит в его двойном целеполагании - произведение дизайна в своей материально-физической форме призвано соединить утилитарно-практическое и художественное начала, стремясь к достижению единства пользы и красоты. В логическом отношении современный дизайн наиболее тесно связан с античным проектным мышлением, с греческим технэ, исходившим из идеи тождества утилитарного и эстетического - необходимости и возможности совпадения пользы и красоты, равно как и наоборот, красоты и пользы. Подобная близость не случайна, поскольку на взгляды первых теоретиков дизайна, прежде всего, Готфрида Земпера (1803-1879гг.) оказал влияние период широкого увлечения античностью, последовавший за раскопками Помпеи и Геркуланума [27].
Профессиональная компетентность (ПК) дизайнера и инженера имеет много общих черт, однако целевые установки дизайнера на совпадение пользы и красоты являются основной особенностью его ПК.
Выявление особенностей профессиональной компетентности дизайнера необходимо начать с когнитивного и деятельностного компонентов. Комплекс знаний и умений, необходимых дизайнеру, составляет когнитивно-деятельностный компонент его профессиональной компетентности, единство которого, на наш взгляд, следует из специфики дизайнерской деятельности, ее конструктивной, творческой природы. Исследования английского ученого Ловсона выявили, что дизайнеры выбирают стратегию, сконцентрированную вокруг решения проблемы, используя синтетические методы познания [49].
Исследовавшие профессиональную компетентность дизайнера по костюму Е.Н. Ковешникова, И.Б. Торшина таюке выявили содержательно-операционный компонент, включающий овладение будущим дизайнером комплексом знаний и умений, познавательную активность, выражающуюся в содержании приобретенных знаний, широте знаний, степени обобщенности знаний, их систематичности и прогностичности, а таюке умения мобилизовать эти знания в нужный момент, применять их в деятельности [72], [158].
Реализация курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» в подготовке студентов
Наше исследование проводилось с 2006 года на гуманитарном факультете Тульского государственного университета на кафедре «Инженерная графика и дизайн». В 2007 году она была преобразована в кафедру «Дизайн». Реализацию опытно-экспериментальной части исследования мы проводили совместно с коллегами по кафедре, которым выражаем искреннюю благодарность за понимание наших идей и принятие наших методов работы.
Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе включала следующие основные этапы.
1. Констатирующий эксперимент. Диагностика состояния и возможностей совершенствования исследуемого процесса формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера в вузе, заключавшаяся в разработке критериев, уровней, показателей для мониторинга эффективности исследования, а также в диагностике исходного уровня сформированности ПКГД студентов, подборе для этого существующих или конструировании собственных опросников и методик и проведении диагностических процедур, отборе контрольной и экспериментальной групп.
2. Практическое преобразование исследуемого процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера составило суть формирующего этапа эксперимента. Данный этап включал в себя отбор содержания курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера», разработку авторской педагогической технологии, одновременный, комплексный их «запуск» в учебный процесс подготовки графических дизайнеров.
3. Заключительная диагностика эффективности процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе осуществлялась на контрольном этапе эксперимента, на котором производилось измерение уровней сформированности Ш-СГД у студентов контрольной и экспериментальной групп, анализ, обобщение результатов эксперимента и определение основных направлений дальнейшей работы по совершенствованию исследуемого процесса.
Рассмотрим содержание данных этапов более подробно.
Для осуществления наблюдения за ходом преобразования процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе, сбора, обработки и анализа объективной информации о результатах опытно-экспериментальной работы нам были необходимы критерии (обобщенные показатели) с указанием показателей, т.е. фактов, позволявших выявить и оценить эффективность деятельности по каждому из критериев, и индикаторов - показателей, которые можно изменять. При их выборе мы опирались на выводы нашего теоретического исследования сущности и структуры профессиональной компетентности графического дизайнера, изложенные в первой главе, и на идею трехуровневой модели сформированности инженерно-технической компетенции дизайнера исследователя СВ. Фроловой [168]. В результате были определены следующие критерии и показатели