Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды
1.1 Компетентность как предпосылка формирования готовности будущего дизайнера к профессиональной деятельности 14
1.2 Структура профессиональной компетентности будущего дизайнера 27
1.3 Художественное проектирование школьной одежды как содержательная основа формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму 51
1.3.1 Исследование проблемы возрождения традиций детской форменной одежды в российских общеобразовательных школах 51
1.3.2 Изучение отечественного и зарубежного опыта развития детской форменной одежды 57
1.3.3 Факторы, учитываемые при художественном проектировании школьной одежды 72
Выводы 88
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)
2.1 Содержание и функции дисциплины «Композиция костюма» в процессе формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) 96
2.1.1. Содержание и методика преподавания дисциплины «Композиция костюма» в процессе профессиональной подготовки дизайнеров по костюму 96
2.1.2 Использование традиций русского народного костюма в композиции современной школьной одежды 114
2.1.3 Роль символики в композиции школьной одежды 118
2.1.4 Включение современных методов проектирования и прогнозирования школьной одежды в методику преподавания дисциплины «Композиция костюма» 122
2.2 Методика формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды) 132
2.3 Организация и результаты опытно-эксперементального обучения 154
Выводы 173
Заключение 182
Библиография 187
Приложения
- Компетентность как предпосылка формирования готовности будущего дизайнера к профессиональной деятельности
- Структура профессиональной компетентности будущего дизайнера
- Содержание и функции дисциплины «Композиция костюма» в процессе формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)
Введение к работе
За годы реформ в жизни страны произошли кардинальные изменения, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику и культуру. Динамизм современных общественных преобразований вызывает потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции. Эти обстоятельства самым прямым образом отражаются на понимании целей, задач и характера образования. Сегодня образование призвано выступать фактором сохранения единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации, поддержания общегосударственного единства и построения России с новыми политическими и экономическими ценностями.
В этих условиях, важнейшей задачей высшей школы становится выпуск профессиональных компетентных специалистов. Решение этой проблемы возможно путем совершенствования системы профессионального образования.
Данное положение в полной мере относится к профессиональной подготовке специалиста в области дизайна. В наши дни дизайн вынужден брать на себя важнейшую миссию: предвидеть, взвешивать и вовремя корректировать с точки зрения человеческих целей и ценностей проекты инженерно-технических, художественных и других инноваций до того, как их результативный эффект станет необратимой действительностью. Дизайнерам открывается широчайшее поле для исследования, поиска, эксперимента в области предметных средств, и в конечном итоге, они воздействует на формирование общественного вкуса и эстетической культуры населения. В связи с этим особую важность приобретают вопросы повышения качества профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
В своей работе мы обратились к профессиональной подготовки дизайнеров по костюму. К этому побудила нас проблема создания новой современной школьной одежды в рамках государственной межвузовской научно-технической программы «Индустрия образования». Приобщение студентов к государственной межвузовской научно-технической программе «Индустрия образования» по проблеме школьной одежды,
позволит не абстрактно, а на основе конкретного социального заказа подготовить будущего дизайнера к дальнейшей профессиональной деятельности, направить ее уже в студенческие годы в русло решения задач, связанных с возрастающими общественными потребностей. Таким образом, поиск эффективных методов формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды) приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.
Развитие профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды -это сложная многоаспектная проблема. Настоящее исследование опирается на анализ научных трудов в области философии (И.В. Бестужев-Лада, В.И. Демидов, В.А. Лекторский, Ю.С. Сосновикова и др.); педагогики (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, B.C. Леднев, В.А. Сластенин, А.И. Уман и др.); психологии (В.А. Аверин, Л.С. Выготский, К.М. Гуревич, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов и др.); искусства костюма (Г.С. Горина, Н.М. Каменская, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон и др.).
Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна, таких как Н.В. Воронов, В.П. Зинченко, К.М. Кантор, В.И. Пузанов, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, СО. Хан-Магомедов и др.
Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.С. Близнюка, А.Г. Дроздецкого, Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минер-вина, Б.В. Нешумова и др.
Проблемы промышленного проектирования и производства одежды освещаются в научных работах Е.Б. Кобляковой, Т.В. Козловой, Е.Ю. Кри-вобородовой, Н.В. Сусловой, Н.В. Чижовой, Л.Ш. Шамухитдиновой и др.
Отдельные вопросы по проблеме исследования затрагивались в публикациях и диссертационных исследованиях В.А. Адольфа, Ю.М. Апиева, Ю.В. Боярчука, С.Н. Жученковой, СВ. Звягинцева, А.Н. Киселевой, Ю.Г. Коваленко, СВ. Куреновой, В.В. Ощепковой, И.Н. Савельевой, Л.М. Стра-тоновой, Б.Э. Таштобаевой, Н.В. Чижовой, Н.К. Шабанова, Ж.А. Юсуповой и др.
Между тем, практика дизайнерского образования обнаруживает противоречие между потребностями общества в компетентности дизайнеров и
системой их профессиональной подготовки. Процесс усовершенствования системы дизайнерского профессионального образования предполагает поиск новых идей по формированию профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму на основе принципа взаимосвязи процесса обучения с реалиями жизни и поставленными сегодня перед обществом задачами.
С учетом данного противоречия, сформулируем проблему нашего исследования следующим образом: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров по костюму.
Предмет исследования — формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность профессиональной компетентности дизайнера.
Определить критерии сформированности профессиональной компетентности дизайнера.
Определить тенденции развития современной форменной одежды учащихся образовательных школ РФ.
Разработать теоретические предпосылки художественного проектирования школьной одежды как содержательной основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму.
5. Разработать и экспериментально проверить содержание и мето
дику формирования профессиональной компетентности будущего дизай
нера по костюму (на материале художественного проектирования школь
ной одежды); выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих
эффективность исследуемого процесса.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму будет существенно повышена при вовлечении его учебной деятельности в активную профессиональную дея-
тельность по реализации конкретного социального заказа, (в частности, разработку школьной одежды), если при этом будет реализована следующая совокупность педагогических условий:
содержательно-целевые условия - четкое и логичное построение содержания преподавания учебных дисциплин; выделение узловых проблем; выявление межпредметных и причинно-следственных связей между явлениями дизайнерского искусства; проблемное изложение материала, дающее возможность последовательно выдвигать перед слушателями познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их решения; новизна выдвигаемых проблем, создающая атмосферу интереса, эмоционального напряжения; актуализацию субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки;
организационно-процессуальные условия - конструирование форм обучения, способствующих эффективной учебно-познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя, и использование в ее организации и осуществлении проблемно-поисковых методов; активизация эмоционального и оценочного отношения будущих дизайнеров к процессу собственной самостоятельной деятельности;
методико-инструментальные условия - использование адекватным целям педагогического процесса методов и приемов обучения; проектирование методики формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
Методологической базой исследования явились философские положения о творческой и деятельной сущности личности; идеи творчества как механизма саморазвития в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста; положения личностно-ориентиро-ванного образования; общие принципы формообразования одежды в процессе художественного проектирования; труды известных ученых в области философии, педагогики, психологии, педагогической и возрастной психологии, истории костюма, промышленного проектирования и производства одежды.
Методы исследования. Для решения поставленных задачи и проверки исходных предложений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов: теоретические (анализ философской, педагогической, психологической, историко-искусствоведческой,
социальной, технической и др. литературы); диагностические (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, обобщение независимых характеристик); моделирование; педагогический эксперимент; статистико-мате-матические методы обработки экспериментальных данных.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (1996-1999 гг.) - изучение феномена моды в молодежной субкультуре и вопросов современного ассортимента бытовой одежды, неоднократному участию в международном дизайнерском конкурсе «Адмиралтейская игла».
Второй этап (1999-2000 гг.) - анализ философской, педагогической, психологической, историко-искусствоведческой и др. литературы по проблеме исследования; определение теоретико-методологических основ исследования; построение общей гипотезы исследования.
Третий этап (2000-2001 гг.) - поиск педагогических условий и разработка методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды), проведение опытно-экспериментального обучения, в ходе которого осуществлялась экспериментальная проверка методики.
Завершающий этап (2001-2002 гг.) - систематизация теоретических выводов и практических рекомендаций, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональная компетентность дизайнера - это интегративное
качество личности, позволяющее результативно осуществлять свою
профессиональную деятельность и творчески самореализоваться в
профессии. Согласно специфике профессиональной дизайнерской
деятельности, это такое целостное состояние личности, которое выражает
качественные характеристики ее сознания, стиль мышления, проектную
культуру и гражданскую позицию.
2. Содержание профессиональной компетентности дизайнера,
определяется квалификационной характеристикой, которая представляет
собой нормативную модель компетентности специалиста и отображает
научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и
навыков. Анализ структуры профессиональной компетентности дизайнера
позволяет выделить следующие показатели ее сформированности: восприятие проектной культуры, профессиональное мышление, и соответствие нормативной модели специалиста.
3. Эффективность процесса формирования профессиональной компе
тентности будущего дизайнера по костюму будет существенно повышена
при вовлечении его учебной деятельности в активную профессиональную
деятельность по реализации конкретного социального заказа, в частности,
разработки школьной одежды.
4. Процесс художественного проектирования школьной одежды
имеет свою специфику, обусловленную, с одной стороны, потребитель
скими требованиями к ней в силу особенностей морфологии, физиологии и
психологии школьника в разные периоды роста и развития, с другой - ее
функцией, которую она выполняет в жизни школьника. Тенденции разви
тия детской форменной одежды в российских общеобразовательных шко
лах:
стремление к органической взаимосвязи интересов школы и семьи на начальных этапах возрождения школьной одежды, в отсутствии строгих правил в уставе учебного заведения, регламентирующих вопросы ученического гардероба;
«демократизация» школьного костюма, выраженная в отсутствии резких форменных отличий от привычной для ребят бытовой одежды;
применение в качестве школьной одежды не строго регламентированного костюма, а рационального гардероба школьника (комплекта взаимозаменяемой одежды для занятий в школе);
ориентация школы на индивидуально-психологические особенности учащихся, создание условий выбора школьниками (и их родителями) школьной одежды и возможностей формирования рационального гардероба и собственного стиля;
модернизация школьной одежды;
- важное значение приобретает композиционное художественно-
образное решение современного школьного костюма.
5. Процесс профессиональной подготовки дизайнеров по специальности «Дизайн костюма» состоит из двух этапов: пропедевтический курс, включающий в себя базовое дизайнерское образование (классическую подготовку по художественным дисциплинам); узкая специализация по на-
правлению (дизайн костюма); выполнение художественного проекта, в частности по школьной одежде настоятельно требует учета межпредметных связей композиции костюма с другими дисциплинами пропедевтического курса («Академический рисунок», «Цветоведение», «Живопись», «Пластическая анатомия» и др.) и спецдисциплинами («Формообразование и макетирование одежды», «Основы моделирования одежды» и др.); ограниченность учебного времени требует более продуктивно использовать самостоятельную домашнюю работу, являющуюся, одним из основных показателей учебно-творческой активности студентов.
6. Эффективное формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму возможно при реализации следующих условий:
- содержательно-целевых - четкое и логичное построение содер
жания преподавания учебных дисциплин; выделение узловых проблем; вы
явление межпредметных и причинно-следственных связей между
явлениями дизайнерского искусства; проблемное изложение материала,
дающее возможность последовательно выдвигать перед слушателями
познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их
решения; новизна выдвигаемых проблем, создающая атмосферу интереса,
эмоционального напряжения; актуализацию субъектного опыта студентов
и его включение в содержание профессиональной подготовки;
организационно-процессуальных - конструирование форм обучения, способствующих эффективной учебно-познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя, и использование в ее организации и осуществлении проблемно-поисковых методов; активизация эмоционального и оценочного отношения будущих дизайнеров к процессу собственной самостоятельной деятельности;
- методико-инструментальных - использование адекватным целям
педагогического процесса методов и приемов обучения; проектирование
методики формирования профессиональной компетентности будущего
специалиста.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
- раскрыта сущность и структурные компоненты профессиональной
компетентности дизайнера;
- выявлены критерии сформированности профессиональной компе
тентности дизайнера;
разработаны теоретические предпосылки художественного проектирования школьной одежды как содержательной основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму; определены основные тенденции развития современной школьной одежды в российских общеобразовательных школах;
разработана и экспериментально проверена методика формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды);
- намечены пути совершенствования и активизации учебной и твор
ческой деятельности студентов через вовлечение их в активную профес
сиональную деятельность по реализации конкретного социального заказа
по разработки школьной одежды.
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области профессионального дизайнерского образования, разработкой содержания и средств образовательной деятельности, обеспечивающей эффективное формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму. На основе изучения традиционных истоков моделирования детской форменной одежды как важнейшего фактора создания современного школьного костюма, выполнен сравнительно-сопоставительный анализ и обобщен отечественный и зарубежный опыт развития детской форменной одежды, выявлена динамика преобразования ее эстетических и социальных качеств.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в процессе совершенствования системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров по костюму. Данные и выводы, содержащиеся в диссертации, применяются при разработки курсов лекций и практических занятий по таким дисциплинам, как «Композиция костюма», «История костюма и моды», «Конструирование одежды с элементами систем автоматизированного проектирования», «Гигиена одежды». Подготовленные учебно-методические разработки могут быть использованы в практике подготовки дизайнера по различным видам специализациям, в процессе повышения квалификации и
переподготовки преподавателей вузов, специалистов в области моделирования детской одежды.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; опорой на достоверные результаты научных исследований в области педагогики, психологии и дизайн-образования; опытно-экспериментальной работой; контрольным сопоставлением полученных результатов и статистическими методами обработки экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в учебно-методических разработках, пособиях, научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в Москве, Орле; в изготовлении и внедрении коллекции школьной одежды для детей среднего школьного возраста в 5 «А» классе муниципального лицея № 22 г. Орла. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавательской деятельности на кафедре «Дизайн» Орловского государственного технического университета; через опубликование работ по теме исследования; участие в международных, межвузовских, областных научно-практических конференциях; в процессе экспериментально-практической работы со студентами кафедры «Дизайн» Орел ГТУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его методологическая и теоретическая основы, цель и соответствующие ей задачи, сформулированы проблема, объект, предмет и гипотеза исследования, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, отражены этапы исследования и основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе — «Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в процессе художественного проектирования школьной одежды» - раскрыта сущность профессиональной компетентности дизайнера; определены критерии сформированное профессиональной компетентности дизайнера; разработаны теоретические предпосылки художественного проектирования школьной
одежды как содержательной основы формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму.
Во второй главе - «Экспериментальное исследование эффективности методики формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)» - проанализированы содержание и функции дисциплины «Композиция костюма» в процессе формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму; разработана методика формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма» (на материале художественного проектирования школьной одежды); охарактеризована организация и результаты опытно-экспериментального обучения.
В заключении обобщены теоретические, практические, методические и экспериментальные результаты исследования; изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность положений, выносимых на защиту.
В приложении представлены рисунки, схемы, таблицы, а также материалы социологического и опытно-экспериментального исследования.
Библиографический список содержит 205 наименований.
Компетентность как предпосылка формирования готовности будущего дизайнера к профессиональной деятельности
Подготовка специалиста с высшим образованием для успешной деятельности и жизни в XXI веке настоятельно требует формирования его как разносторонне развитой личности с высокой интеллектуальной, эстетической, нравственной, экологической, физической культурой. Этого можно достичь при включении в содержание образования в вузе таких учебных дисциплин, которые обеспечивают фундаментальную общетеоретическую подготовку, позволяющую в дальнейшем самостоятельно осваивать новые знания в области своей специализации и смежных областях. И особенно важно насыщение учебных планов вузов дисциплинами, которые позволяют формировать профессиональную компетентность в собственной области деятельности. Понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм /69/.
Содержание профессиональной компетентности специалиста, в том числе и дизайнера, определяется квалификационной характеристикой, которая учитывает достижения научно-технического прогресса на определенном этапе развития общества, а также специфические особенности каждой профессии. Квалификационная характеристика представляет собой нормативную модель компетентности специалиста, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.
Нормативная модель включает в себя паспорт специалиста и структуру его подготовки. В паспорте специалиста фиксируются требования общества применительно к сфере трудовой деятельности специалиста: должностные обязанности, социальные свойства (морально-политические, психологические, этические), деловые качества (профессиональные знания, умения, навыки), интеллектуальные свойства (мышление, ориентировка, творчество). Предполагается, что система подготовки в вузе должна соответствовать зафиксированным в «паспорте» социально-профессиональным требованиям.
Тенденция разработки квалификационных характеристик позволила выделить категорию «профессиональная компетентность». Семантически данная категория восходит к понятиям: «компетенция» и «компетентный».
Компетенция: [лат. competentia - принадлежность по праву] 1 - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2 - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием и опытом /158, с. 247/.
Компетентный: [от лат. competens, competentis] соответствующий, способный: 1 - обладающий компетенцией; 2 - знающий, сведущий в определенной области /158, с. 247/.
Компетентность: 1 - обладание компетенцией; 2 - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо /158, с. 247/.
Если компетенцию в какой-то мере могут личности предоставить (круг полномочий), то компетентность личность, главным образом, приобретает сама, познавая действительность, приобретая опыт. Иными словами, компетентность является личностным свойством специалиста той или иной области деятельности.
Как указывают В.А. Шаповалов и В.И. Горовая, технология формирования компетентности специалиста, воспитание его как творческой личности, может «... строиться как процесс превращения учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста» /190, с. II.
В полной мере профессиональная компетентность может проявляться лишь у работающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения в вузе.
Каковы же в настоящее время предпосылки формирования теоретической модели дизайнера? Согласно современным представлениям, дизайн - это творческая деятельность, объединяющая в процессе проектирования различные сферы человеческой практики, интегрирующая достижения различных наук. Дизайнер - это специалист в области формы изделий, вооруженный суммой необходимых разнообразных знаний, способный в конкретном материальном объекте полноценно реализовывать свои представления о социальных потребностях, функциональности, конструктивности и технологичности изделий. При этом в дизайнере не просто совмещаются знания различных областей: инженерного конструирования, техники, технологии, экономики, социологии, искусства. Развивая свой творческий потенциал, имея представление о современном уровне науки, он должен по возможности предвидеть в своих проектах развитие, как технологических возможностей производства, так и потребностей общества. В этом состоит фу-турологическая роль дизайнера, так как проект нацелен на будущее, во-первых, в силу своей специфики, как предложение будущего изделия и, во-вторых (что наиболее важно), вследствие учета определенных тенденций, развитие в сфере формообразования, технологии, экономики и т.д. Сказанное предопределяет необходимость владения методами научного анализа, методами исследования потребностей, выявления перспективных тенденций, методами проектного прогнозирования.
Не менее важной основой теоретической модели остается представление о том, что дизайнер - это, прежде всего, изобретатель новых зрительно воспринимаемых форм, а значит - художник. Если для инженера смысл процесса проектирования в основном заключается в создании материальной структуры - работающей конструкции, обеспечивающей реализацию той или иной функции, то художник-проектировщик в процессе реализации и развития своего проектного замысла движется не только от функции к форме, но и от формы к функции, черпая импульсы для своей творческой работы из области формальных качеств предметов. Основой профессионального языка художника-проектировщика является форма, закономерности ее сложения и зрительного восприятия.
Из сказанного следует, что художественное образование должно быть заложено как основное условие, максимально способствующее реализации имеющихся у студентов формообразующих потенций. Дизайнерское образование должно базироваться также на обучении методам структурной организации формы (исходя при этом из ее назначения, социально-культурной роли, технологии изготовления в производстве). В этом аспекте исключительно важную роль играют пропедевтические курсы, имеющие целью постижения студентами универсальных закономерностей формообразования на основе личного опыта, приобретаемого при выполнении того или иного задания. Но пропедевтические курсы должны быть не только условными (оперирующими универсальными закономерностями формообразования), но и конкретными. Желательно, чтобы они завершались созданием студентом реального утилитарного предмета на основе изученных закономерностей формообразования.
Профессионал в области дизайна должен формировать и выделять цели проектирования, мысленно определять идеал вещи, к которому он стремится в процессе проектирования. В связи с этим необходимо отметить, что для современной школы дизайна актуальной становится задача воспитания думающего художника, умеющего формулировать и отстаивать направление своей творческой деятельности, свои конкретные решения.
Структура профессиональной компетентности будущего дизайнера
Сегодня при небывало ускорившемся темпе перемен в экономике, в организации труда и быта, во всем образе и стиле современной жизни резко обострилось внимание к дизайну. В наши дни дизайн вынужден брать на себя важнейшую миссию: предвидеть, взвешивать и вовремя корректировать с точки зрения человеческих целей и ценностей проекты инженерно-технических, художественных и других инноваций до того, как их результативный эффект станет необратимой действительностью. Дизайнеры - это специалисты, которые владеют особыми методами, способами и приемами представлять в наглядных, чувственно ощутимых образах художественного проектирования не только самые сложные проблемные ситуации предметного мира, но и альтернативные им состояния, возможные пути и средства их разрешения и преодоления /88, 142/.
Дизайнерам открывается широчайшее поле для исследования, поиска, эксперимента в области предметных средств, обеспечивающих ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований и социальных процессов.
История зарождения и становления дизайна свидетельствуют о том, что все крупные школы, стоявшие у истоков дизайнерского образования (мастерские У. Морисса, «Баухауз», ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и др.) были не только очагами профессионализма и генераторами новых идей и методов проектирования. Одновременно в духе эксперимента и поиска здесь разрабатывались представления о дизайне, его роли, а также соответствующие педагогические концепции и новые педагогические средства. По сути, весь педагогический опыт дизайна есть ничто иное, как попытка формирования способности к перманентному обучению и самообучению, способности к приобретению новых знаний, умений и навыков, необходимых для решения принципиально новых задач, не имеющих в прошлом сколько-нибудь близких аналогов и прототипов /52, 53, 54/.
Поэтому, важнейшей задачей высшей школы становится выпуск компетентных специалистов-дизайнеров, способных осуществлять на высоком уровне свою профессиональную деятельность в условиях меняющихся социально-экономических тенденций, а также принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции.
Проблема профессиональной компетентности современными исследователями рассматривается, можно считать, в соответствии со сложившейся в отечественной психолого-педагогической науке традицией - через анализ свойств специалиста, значимых для его успешной профессиональной деятельности. В настоящее время многие исследователи включают в понятие профессиональной компетентности многообразные знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Так В.А. Шаповалов и В.И. Горовая трактуют компетентность специалиста рядоположенно с проявлением им творчества /190/.
А.К. Маркова в понятие профессиональной компетенции включает все свойства личности, которые обеспечивают высокий результат профессиональной деятельности. Она считает, что профессионально компетентным является такой труд специалиста, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется профессиональная деятельность и реализуется личность специалиста /116/. Тем самым, А.К. Маркова расширяет содержание понятия профессиональной компетентности, включая в нее субъективные свойства специалиста.
Воспринимая точку зрения А.К. Марковой, как имеющую право на существование, И.А. Зимняя, наряду с такими факторами профессиональной деятельности как психофизиологические (индивидные) свойства субъекта, как предпосылки осуществления им его субъективной роли, выступающей в качестве задатков, способности, направленность и другие личностные свойства, выделяет профессионально-специальные и предметные знания и умения (профессиональная компетентность в узком смысле этого термина) /62/.
Н.В. Кузьмина считает, что компетентность является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности специалиста наряду с типом направленности личности и уровнем способностей /103/.
Таким образом, в современной отечественной науке профессиональная компетентность трактуется как многозначная категория. В связи с этим, основываясь на целостном подходе изучения данного вопроса педагогами и психологами, проблему профессиональной компетентности дизайнера будем рассматривать через анализ свойств, значимых для его профессиональной деятельности.
Под целостным свойством личности мы понимаем те из них, которые обуславливают направление всей жизнедеятельности и накладывают свой отпечаток на многие другие качества, подчиняют их своей природе, интегрируют и объединяют их в единое целое.
Проблема выделения интегративного, целостного свойства личности в психологии не получила однозначного решения /5, 6, 20, 172/. Тем не менее, исследователи едины в том, что все стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом, но доминирующее влияние все же всегда остается за социальной стороной - мировоззрением и направленностью, выражающими потребности, интересы, склонности, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества личности.
Важнейшим критериальным свойством личности, фактором субъективации дизайнерской деятельности является ее направленность. Содержательно она распадается на три вида: социально-нравственная, профессиональная и познавательная. В конечном итоге направленность личности дизайнера выражается через опыт ее мотивационного отношения, т.е. мотивационную готовность. Таким образом, вслед за В.А. Сластениным мы считаем целесообразным развивать один из перспективнейших подходов, признающих направленность личности специалиста ее ведущим интегративным свойством, обеспечивающим ее индивидуальность и вместе с тем связь с окружающим миром.
К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая ее как совокупность «динамических тенденций», выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек /156, с. 19/. В настоящее время нет общепринятого определения направленности /147, 148/, но во всех научных подходах направленность рассматривается как один из структурных компонентов личности. В психологическом плане она представляет собой сложное образование, которое наиболее полно отражает способ ее общественного поведения и деятельности.
Содержание и функции дисциплины «Композиция костюма» в процессе формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды)
Решение проблемы исследования подвело нас к необходимости разработки методических основ формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды).
С этой целью нами была выбрана дисциплина «Композиция костюма», которая является одной из профилирующих и способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве дизайнеров по костюму. При этом мы отмечаем, что проблему формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дизайнерского профиля невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины. Поэтому в нашем исследовании мы анализируем один из аспектов целостной системы профессиональной подготовки будущего дизайнера по костюму в курсе «Композиция костюма».
Кроме того, в процессе изучения художественных дисциплин, среди которых важнейшее место занимает «Композиция костюма» у студентов в той или иной степени развиваются различные компоненты художественных способностей. Именно в выявлении творческих способностей и их развитии, а также с целью формирования умений выражать проектные замыслы заключается одна из функций «Композиция костюма», изучаемой при подготовке дизайнера по костюму.
К настоящему времени в теории и практике накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения концепции формирования способностей в художественной деятельности /80, 86, 102/.
Фундаментальная работа, исследующая изобразительные способности, принадлежит В.И. Киреенко. Понимая способности как индивидуально-психологические различия между людьми, автор дает им следующее определение: «К способностям будут относиться такие индивидуально-психологические особенности личности, которые формируются в определенной деятельности на основе имеющихся природных задатков и обеспечивают возможность успешного выполнения одной или нескольких дея-тельностей» /80, с. 271/. Природные задатки, которые лежат в основе изобразительных способностей, предполагают более совершенные функциональные свойства зрительного анализатора, наибольшую подвижность нервных процессов, быстроту образования и прочность временных связей, относящихся к работе первой сигнальной системы /80/.
В качестве основы изобразительной деятельности В.И. Киреенко выделял умение отразить в рисунке сходство с изображаемым предметом, которое не сводится к передаче всех деталей, а предполагает гармоничную цельность изображения и зависит от художественности изображения. Такой подход к определению изобразительной деятельности и изобразительных способностей дает основание приравнивать их к понятию художественной деятельности и художественным способностям в отличие от любой другой изобразительной деятельности (выполнение чертежей, технических рисунков и т.д.).
В качестве характерной особенности художественного таланта ученый выдвигал ярко выраженную эмоциональность, разнообразие и богатство чувств и выделял из сложного образования изобразительных способностей следующие компоненты: 1) целостность восприятия; 2) оценка отклонения от вертикали и горизонтали; 3) оценка пропорций; 4) оценка светлотных отношений; 5) оценка перспективных сокращений; 6) способность к цвету; 7) зрительная память /80, с. 268/.
А.Г. Ковалев в своих работах обращает внимание на то, что развитие способностей нужно рассматривать не только как количественный рост, но и как качественное изменение ее структуры. То, что на уровне отражательно-репродуктивной деятельности является ведущим свойством, на уровне отражательно-творческой деятельности может стать опорным. К опорным функциям в структуре изобразительной деятельности он относит: 1) острую зрительную чувствительность, обеспечивающую легкость и полноту восприятия пространства и колоритных отношений (чувство линий, пропорций, симметрии, светотени); 2) умелость руки, а к ведущим свойствам - художественное воображение, причем в качестве необходимого фона должна быть высокая эмоциональная чувствительность индивида /86, с. 168/.
В наиболее обобщенном виде структура способностей к изобразительной деятельности представлена в работах B.C. Кузина /102/. Ведущими свойствами способности к изобразительной деятельности он считает:
а) свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;
б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание ярких зри тельных образов в сознании художника и на этой основе успешную трансформацию художественного образа в авторское произведение;
в) развитое эмоциональное отношение (особенно к воспринимаемому и изображаемому явлению);
г) наличие целенаправленности и волевых свойств личности у художника.
В качестве опорных свойств изобразительных способностей автор выделил высокую природную чувствительность зрительного анализатора, который развивается в процессе художественной деятельности, а также сенсомоторные качества руки художника /102, с. 203/.
Важнейшей функцией дисциплины «Композиция костюма» является также формирование специфического художественно-дизайнерского мышления и воображения у будущих дизайнеров по костюму. В первой главе настоящего исследования мы уже касались определения дизайнерского мышления. Однако, мы считаем целесообразным подробнее раскрыть сущность этого понятия, используя достижения в области психологии мыслительной деятельности, психологии творчества и эстетики.
В исследованиях В.П. Зинченко и др. /64, 65/ показано, что содержание любого мыслительного процесса заключается в преобразовании чувственных и нечувственных (вербальных) образов, а также в порождении на их основе новых образов с целью творческого решения задач. В свою очередь, многие художники и дизайнеры считают, что «процесс творчества — сложное психическое явление, и если в нем, главным образом участвует воображение, огромную долю принимает память, столько же - если не больше - мысль» /88/.
Отсюда, дизайнерское мышление следует определять не только как оперирование наглядно-чувственными образами, то есть как образное мышление. По этому поводу А.Л. Андреев утверждает, что художественное мышление в целом шире, чем образно-наглядное отражение, передающее всеобщее через отдельное и единичное, потому что органически включает в себя и понятийные элементы /7, с.50/.
Из вышеизложенного следует, что оба способа мышления - образное и понятийное - присуще и науке, и искусству. Поэтому понятие образного мышления как мыслительной операции значительно шире понятия «художественное обобщение». Экспериментальные исследования, проведенные О.И. Никифоровой, обнаружили некоторые специфические особенности художественного образного обобщения. Она отмечает, что одним из важнейших компонентов художественного таланта является малая «замыкае-мость» образного обобщения художника. Под этим понимается особая отзывчивость на чувственные особенности действительности, которая позволяет как бы заново увидеть предметы, чем существенно отличается от обыденного, житейского взгляда (имеющего определенную границу в восприятии новых признаков предметов).
Другим важным специфическим качеством художественного обобщения является его соотнесенность с изобразительными средствами искусства, которое выражается в том, что отражаются, прежде всего, те особенности предметов, которые необходимы для изображения их в средствах данного искусства.
Следующим отличительным признаком художественного образного обобщения является отражения в творчестве дизайнера его эстетического отношения к действительности, проявление чувств и других особенностей личности. «Типический образ становится художественным, когда он имеет эстетическую ценность, когда он открывает нечто новое в действительности, когда он индивидуален, оригинален и выразителен» /125, с.69/.
Понятийные и специфические типы образного обобщения являются необходимой основой создания художественных образов. Оба эти процесса взаимодействуют в реальной художественной деятельности. Образное обобщение действительности содействует расширению понятия о ней. С другой стороны, понятийное обобщение, преломляясь через образное, возвышает его до своего уровня, до отражения сущности явления и закономерности действительности /88/.
Таким образом, современные исследователи видят специфику художественно-дизайнерского мышления в принципах и пропорциях сочетания образного и понятийного компонентов, в согласовании логики с чувствами, воображением, фантазией, интуицией. Поэтому к третьей функции выше названной дисциплины, можно отнести формирование таких личностных особенностей, как фантазия и интуиция.
По определению К.К. Платонова, фантазия и интуиция - это свойственная только человеку сложная форма отражения, которая обобщает как эмоциональное отражение, так и понятийное. Отражая отношения личности и окружающих предметов и явлений, они осуществляют ее социальную регуляцию /136 с.59/.