Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Росновская Людмила Валентиновна

Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза
<
Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Росновская Людмила Валентиновна. Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2005. - 187 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОНСТРУКТОРОВ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА 14

1.1. Современное состояние и перспективы развития отечественной легкой промышленности, ее потребности в специалистах 14

1.2. Структура и содержание профессиональной деятельности конструктора одежды . 28

1.3. Государственный образовательный стандарт специальности 280900 «Конструирование швейных изделий»: анализ и оценка в свете потребностей и возможностей современной конструкторской деятельности 50

Выводы по первой главе 62

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОНСТРУКТОРОВ ОДЕЖДЫ И МОНИТОРИНГ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА 64

2.1. Компетентностная модель конструктора одежды как теоретико-методологическая и ориентационная основа проектирования профессиональной подготовки. 64

2.2. Структура и содержание профессиональной подготовки, обеспечивающие реализацию компетентностной модели конструктора одежды. 89

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по проектированию профессиональной подготовки конструкторов-дизайнеров одежды на базе НОУ ВПО Гуманитарный университет, г. Екатеринбург 117

2.3.1. Концептуальная версия профессиональной подготовки конструкторов-дизайнеров одежды на базе НОУ ВПО Гуманитарный университет. 117

2.3.2. Оценка результативности профессиональной подготовки студентов специальности 280900 «Конструирование швейных изделий» 129

Выводы по второй главе 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151

ЛИТЕРАТУРА 155

ПРИЛОЖЕНИЯ 168

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Новые условия
функционирования отечественной легкой промышленности, проблема
конкурентоспособности ее продукции на отечественном и мировом рынках,
связанная с освоением новых технологий, базирующихся на высоком уровне
развития науки, образования и культуры, определяет реальную

востребованность высшего профессионального образования и его модернизации, реальный престиж профессионализма и компетентности будущих специалистов этой сферы, в частности инженеров-конструкторов одежды.

Потребности современного рынка труда в специалистах - конструкторах одежды, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики, готовых к преобразованию производства, производственных, экономических и иных общественных отношений, участию в управлении должны найти адекватное отражение в содержании профессиональной подготовки.

Традиционная практика подготовки, ориентированная на выполнение узкофункциональных обязанностей, в современных условиях становится неэффективной, поскольку ведет к предметной узости и стереотипности мышления, к трудностям в решении современных профессиональных проблем, ограниченности социальной мобильности, возможностей социальной коммуникации и организации своего профессионального поведения.

Деятельность инженера-конструктора швейного производства связана с созданием совершенных образцов современной одежды. Конструктор выступает ключевой фигурой, трансформирующей художественную идею (образный замысел) в информационную графическую модель объемно-пространственной структуры реального объекта и вырабатывающей методы, средства и процедуры для ее реализации в виде готового серийного образца. Это создает особый контекст профессиональной деятельности конструктора одновременно в нескольких системах: «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек — техника», «человек — человек».

Специфика современного мира обусловила высокий динамизм этих систем, полярность и многовекторность развития, привела к тому, что сама деятельность, даже в первом приближении, выглядит очень объемной, а ее элементы - разнокачественными, не сводимыми к чему-либо одному. Отсюда сложность и неоднозначность подходов к профессиональной подготовке таких специалистов. Ситуация также осложняется практически назревшей необходимостью присоединения российского образования к международной системе, стремящейся к унификации содержания образовательных программ и наполнению их последними разработками из сферы современных образовательных технологий. Но на сегодняшний день в мире существуют только две специальности для выпускников вузов такого профиля: дизайнер и стилист. Приставка «инженер» вызывает совсем другие ассоциации. Как реагировать на данную ситуацию? Можно ли найти точки соприкосновения с мировой практикой и сохранить инженерную составляющую на основе отечественных традиций?

Ответы на эти вопросы связаны с полнотой осознания поставленной проблемы и новых задач по разработке, реализации и управлению (регулированию) профессиональной подготовкой, позволяющих привести ее в соответствие с требованиями, которые предъявляет к уровню образованности современного специалиста мировое сообщество, конкретная предметная сфера и сама личность.

Многогранная и многоаспектная проблема вузовской подготовки специалистов касается различных сфер научного знания - педагогики, психологии, философии, социологии, экономики, а также исследований междисциплинарного характера.

В социокультурном и социально-экономическом плане прогнозирование и проектирование профессиональной подготовки рассматривается как ответ на потребности и возможности социальной системы. Среди исследований процессов, происходящих в современном мире и российском обществе, следует отметить работы зарубежных ученых П. Дракера, Дж. Гелбрейта, Ф. Факуямы, Л. Троу, М. Кастельса, Ф. Котлера и отечественных авторов В.Бахановского, Е.Б. Быховского, Ю.В. Жукова, СМ. Зверева, В.И. Ильина, В.Л. Иноземцева,

Э. Кочетова, Г.Е. Кричевского, В.Е. Пантелеева, М.М. Парыгиной, Б.Л. Соловьева, IO.B. Яковца. Существенное значение для исследования имеют работы, раскрывающие актуальность и значимость дизайна в современном обществе. Это исследования JT.A. Зеленова, К. Кантора, К. Кэйитиро, В.Ю. Медведева, О.Н. Нестеренко, В. Рутманиса, Т. Сакайя, П. Хилла. Сущность и специфика дизайн-образования раскрыты в работах В.П. Климова, СМ, Кожуховской, Е.В. Ткаченко, Х.Г. Тхагопсоева и др.

Осмысление корпоративно-культурных границ и особенностей, составляющих основу концепции профессии, возможно через всестороннее изучение деятельности специалиста. В связи с этим большое значение для диссертационного исследования имеют общие положения теории человеческой деятельности, которые рассматривают ее сущность, функции и структуру, особенности развития, содержат понятийный аппарат для анализа. Это работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, М.С. Кагана, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова. Проблему опредмечивания сущностных сил человека в творческом процессе преобразования исходного материала в продукт культуры, впервые поставленную К.Марксом, рассматривают Г.С. Батищев, М.С. Каган, М.А. Коськов, С.Л. Рубинштейн и др. При теоретическом анализе механизмов профессионального мышления конструктора мы опирались на исследования Дж. К. Джонсон, Я. Дитриха, Б.А. Душкова, Л.А. Закса, Т.В. Кудрявцева, В.А. Моляко, Б.В. Нешумова. Профессиональное творчество в сфере проектирования одежды освещено в исследованиях В.В. Ермиловой, Д.Ю. Ермиловой, Е.Б. Кобляковой, Т.В. Козловой, Н.А. Коробцовой, Т.В. Медведевой, Ф.М. Пармона и др.

Рассмотрению проблем стандартизации профессионального образования в связи с анализом нормативных документов, устанавливающих требования к профессиональной подготовке конструкторов одежды, помогли исследования российских ученых В.И. Байденко, Н.М. Казакевича, Н.Н. Красногорской, A.M. Лейбовича, Н.А. Селезневой, B.C. Сенашенко, В.М. Соколова, А.И. Субетто, Ю.Г. Татура. Необходимо отметить ряд исследований, в которых качество подготовки специалистов рассматривалось с точки зрения анализа его как

6 социального процесса и выявления факторов эффективности обучения (И. Бутенко, И.К. Кощеева, Е.Л. Шуклина, Ф.Э. Шерпі, В.Г. Харчева, В.В. Сериков).

Важным моментом при определении основополагающих характеристик современного специалиста явилось обращение к гуманистическим идеям саморазвития и самореализации человека, раскрытым в трудах М.С. Кагана, А.Маслоу, К. Роджерса. Акмеологические подходы к профессиональному развитию личности рассмотрены в исследованиях О.С. Анисимова, А.А. Бодалева, А.А, Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой.

Осмыслить специфику профессионально-образовательного процесса, взаимодействие его субъектов, условия организации обучения, регламентирующие нормы, социальные факторы помогли научные труды современных ученых-дидактов В.В. Давыдова, В.В. Краевского, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторского, Г.Н. Щедровицкого, исследования педагогов-психологов А.А. Бодалева, Н.В. Бордовской, А.А. Реана и др.

К информационной базе диссертации относятся Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 656100 - технология и конструирование изделий легкой промышленности, Концепция развития легкой промышленности России.

При всем многообразии теоретических и практических подходов к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием проблема подготовки конструкторов одежды в условиях вуза не нашла должного отражения в педагогических исследованиях. Поскольку специально (в монографических и диссертационных исследованиях) обозначенная проблема не рассматривалась, есть основания выделить ее в качестве самостоятельной.

Несогласованность потребностей и возможностей социальной системы с содержанием вузовской подготовки конструкторов одежды определили противоречия:

между возрастающими требованиями современного социума к уровню образованности, профессионализма и компетентности конструктора одежды и реальным уровнем его вузовской подготовки;

между объективно существующей необходимостью обновления структуры и содержания высшего профессионального образования конструкторов одежды и недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований проектирования и организации их вузовской подготовки;

между активно разрабатываемым в теории и востребованным жизнью компетентностным подходом к подготовке специалистов и сохранившейся на практике традиционной ориентацией подготовки конструкторов одежды на определенный уровень квалификации;

между возрастающей и все более доминирующей ролью дизайна в системе индустрии одежды и профессиональной деятельности конструктора и тем реальным местом, которое занимает дизайн в практике его вузовской подготовки.

Социальная, теоретическая и практическая актуальность обусловили выбор темы исследования: «Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза»

Цель исследования: теоретически осмыслить, разработать и обосновать адекватную современным социокультурным условиям и потребностям структуру и содержание профессиональной подготовки конструктора одежды в условиях вуза.

Объект исследования: высшее профессиональное образование конструкторов одежды.

Предмет исследования: структура и содержание профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка конструкторов одежды в условиях вуза будет соответствовать потребностям и возможностям социокультурной системы, конкретной предметной сферы и личности, если:

теоретико-методологической и ориентационной основой проектирования ее структуры и содержания является компстентностная модель конструктора одежды, репрезентирующая специфическую структуру его профессиональной деятельности;

условия для формирования компетенций создаются через позитивное развитие познавательной, ценностно-ориентационной, проектно-преобразовательной, коммуникативной и художественной активности будущего профессионала;

ее содержание включает дизайнерскую составляющую как необходимое условие формирования проектной культуры, развития творческих способностей и повышения адаптационных возможностей будущих выпускников.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Рассмотреть социокультурные предпосылки и основания профессиональной подготовки конструктора одежды в современной динамике рынка труда.

  2. Создать компетентностную модель конструктора одежды, отражающую его субъектные качества, востребованные социальной и профессиональной системой.

  3. Разработать структуру и содержание профессиональной подготовки конструктора одежды в условиях вуза, обеспечивающие реализацию компетентностной модели конструктора.

  4. Определить критерии результативности и провести мониторинг профессиональной подготовки с целью определения стратегии ее развития и направления корректирования педагогических воздействий.

Теоретико-методологические основании исследования заданы его предметом и задачами. Существенное влияние на логику проведенного исследования оказала теория сущности и структуры человеческой деятельности, раскрытая в трудах М.С. Кагана, а также:

теория и методология педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек,
Г.А. Лебедева, Н.О. Яковлева); положения о сущности педагогического

процесса (IO.K. Бабанский, В.В. Краевский, В.Л. Сластенин и др.); о принципиальных основах формирования содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской);

гуманистические идеи саморазвития и самореализации человека (М.С. Каган, А.Маслоу, К. Роджерс);

концептуальные положения компетентностного подхода в образовании (Дж. Реан, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, СЕ. Шишов

и др.);

теория деятелыюстного подхода (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), межличностного общения (А.А. Бодалев, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Реан и др.);

акмеологические подходы к профессиональному развитию личности (О.С Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова);

концептуальные положения теории дизайна и проектирования одежды (Л.А. Зеленов, Е.Б. Коблякова, К.Кантор, Ф.М. Пармон и др.), теория дизайн-образования (В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко. СМ. Кожуховская, Х.Г. Тхагопсоев).

Методы исследования основаны на общей теории систем, теории системного анализа и синтеза сложных систем, изучении философской и психолого-педагогической литературы, анализе и синтезе эмпирических результатов исследования, сравнении и интерпретации новых фактов и конкретных проявлений объекта исследования, абстрагировании, анкетировании, наблюдениях, опытно-поисковой работе и статистических методах обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Обоснованы подходы к проектированию профессиональной подготовки конструкторов одежды, переосмысливающие целеполагание в профессиональном образовании, предметно-содержательный аспект подготовки и условия, обеспечивающие ее динамичность и открытость.

  2. Показана включенность дизайна в современную производственную систему и как следствие - возрастающая роль дизайнерской составляющей в

профессиональной подготовке конструктора, что ведет к изменению ее основных предметно-содержательных компонентов: социально-гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального, специального.

  1. Дан всесторонний анализ современной деятельности конструктора в рамках целостной производственной системы, определены ее цели и средства, функциональная структура и содержание, профессиональные циклы и алгоритмы.

  2. Установлены субъектные качества конструктора, обеспечиваемые пятью потенциалами личности: гносеологическим, аксиологическим, проектно-преобразовательным, коммуникативным, художественным и соответствующие им компетенции. Содержательно определен состав потенциалов, включающий блоки потребностей, способностей, знаний, умений и навыков, изоморфных структуре деятельности конструктора.

  3. Выявлены каналы и механизмы трансляции содержания профессиональной подготовки, которые обеспечивают презентацию социального и профессионального опыта, создают условия для формирования и развития компетенций будущих конструкторов одежды.

6. Разработана методика оценки результативности подготовки
конструкторов одежды, позволяющая осуществлять постоянное наблюдение за
профессионально-образовательным процессом с целью выявления соответствия
желаемому результату и определения приоритетных направлений
совершенствования подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

в научно-педагогический опыт введены ранее мало используемые источники, которые существенно обогащают теоретическую и практическую основу подготовки инженера-конструктора и развития его профессиональных способностей.

определены цели, содержание и методология профессиональной подготовки будущих конструкторов в контексте общих целей и задач высшего профессионального образования.

обоснованы теоретические подходы к проектированию структуры и содержания профессиональной подготовки конструктора одежды, раскрыта сущность деятелыюстного аспекта в формировании потребностей, способностей и умений будущих конструкторов одежды.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью широкого использования полученных результатов и рекомендаций в системе профессионального образования и усовершенствования кадров, что доказано успешной практикой подготовки конструкторов-дизайнеров одежды, базирующейся на предложенной концепции, в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга.

Разработанная и проверенная в ходе опытно-поисковой работы структура и содержание профессиональной деятельности конструктора одежды служит основой для поиска новых организационно-педагогических решений в профессиональной подготовке конструкторов одежды.

Практическую ценность имеют разработанные в ходе исследования учебные планы, программы, методика оценки результативности профессиональной подготовки, а также содержащаяся в диссертации совокупность теоретических положений и выводов, которые могут найти широкое применение в работе специалистов в области проектирования одежды, становлении и развитии их профессионального мастерства.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась

методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, разнообразием источников информации, репрезентативностью полученных результатов, подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры конструирования и инженерно-технических дисциплин, на Ученом Совете факультета конструирования и моделирования одежды Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), III и IV научно-практических конференциях «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург,

1997, 1998); I, IV, VI Международной научно-методической конференции
«Непрерывное профессиональное образование в области легкой
промышленности» (Москва, 1999, 2002, 2005); II Международной научно-
методической конференции «Инженерное образование в области легкой
промышленности на рубеже XXI века" (Москва, 2000); III Всероссийской
заочной научно-практической конференции «Модернизация системы
профессионального образования на основе регулируемого

эволюционирования» (г. Челябинск, 2004); VIII Международная научно-
практическая конференция «Между прошлым и будущим: социальные
отношения, ценности и институты в изменяющейся России» (г. Екатеринбург,
2005). Материалы исследования использованы в практике работы факультета
конструирования и моделирования одежды Гуманитарного университета в виде
учебных планов по специальности 280900 «Конструирование швейных
изделий» и рабочих программ дисциплин «Конструирование одежды»,
«Конструкторская подготовка производства», «Конструктивное

моделирование», «Современные методики конструирования», программ междисциплинарных практикумов «Проектно-конструкторский практикум», «Практикум по методикам исследования», программы государственного экзамена по дисциплине «Конструирование одежды», методических рекомендаций к выполнению курсовых проектов по дисциплинам «Конструктивное моделирование» и «Конструкторская подготовка производства». Материалы исследования положены в основу учебно-методического пособия по дипломному проектированию для студентов специальности 280900 «Конструирование швейных изделий»

На основе разработанной документации состоялись пять выпусков конструкторов одежды.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходные предпосылки нового подхода к профессиональной подготовке конструкторов одежды связаны с существенными изменениями в системе общества и культуры, трансформациями современного производства и

потребления одежды, изменениями профессиональной деятельности и актуализацией субъектных качеств конструктора - компетенций.

  1. Ведущим социокультурным основанием профессиональной подготовки конструктора одежды в условиях вуза является специфическая структура его профессиональной деятельности, что вызывает необходимость ее теоретического анализа. Такой анализ осуществлен в работе исходя из философской теории деятельности и ее видового строения (М.С. Каган).

  2. Теоретико-методологическим основанием проектирования подготовки выступает компетентностная модель конструктора одежды. Структура и содержание профессиональной подготовки, построенное в соответствии с моделью, выражается ее сущностными компонентами: гносеологическим, аксиологическим, преобразовательным, коммуникативным, художественным. В совокупности и целостности они обеспечивают формирование и развитие компетенций будущих конструкторов, необходимых и достаточных для продуктивного осуществления будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики и социокультурной динамики.

  3. Проектно-преобразовательная составляющая как ведущая в структуре деятельности конструктора обуславливает введение теории и практики дизайна в содержание его профессиональной подготовки. Это является необходимым условием формирования его проектной культуры, дает возможность освоения интегрированной специальности конструктора-дизайнера, отвечающей организационному и экономическому своеобразию современного швейного производства, повышает профессиональную мобильность будущих выпускников как одного из основных факторов их конкурентоспособности на рынке труда.

Объем н структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 190 наименований, 3 приложений.

Современное состояние и перспективы развития отечественной легкой промышленности, ее потребности в специалистах

Российские хозяйственные реформы, направленные на развитие рыночной экономики и связанные с ними трансформации легкой промышленности привели ее в кризисное состояние. Излишняя закрытость внутреннего рынка предметов личного потребления сопровождается обеднением их ассортимента, отставанием от тенденций мировой моды, консервацией способов производства на отечественных предприятиях. Обратная «сторона медали» - редкая для мировой практики открытость российского рынка - содержит прямые угрозы социального и экономического характера [12,23].

Причины такого положения большинство аналитиков (В. Бахановский, Е.Б. Быховский, СМ. Зверев, Г.Е. Кричевский, В.Н. Порошенко, A.M. Семин) [12,23,49,73, 79,121], видят:

в низком техническом уровне производства, не позволяющем обеспечить конкурентоспособную технологию;

в низкой культуре дизайна и эргономических требований к изделиям, не обеспечивающих достаточный уровень потребительских свойств;

в недостаточно развитом уровне менеджмента и маркетинга;

в отсутствии механизмов научного обеспечения отрасли;

Характеризуя трудную ситуацию в российской экономике в целом,

отечественные и зарубежные исследователи (П. Дракер, М. Кастельс, Ю.В. Яковец) [115, 185,188] связывают это, с одной стороны, с невозможностыо полного заимствования экономических моделей Запада, с другой - с недооценкой изменений, происходящих, прежде всего, на индивидуальном, а иногда на социально-психологическом уровне.

Отечественная легкая промышленность, как и любая другая сфера, находится под влиянием процессов, происходящих в современном мире, которые в общих чертах можно свести к трем основным позициям:

переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации;

формирование новой системы ценностей современного человека;

отход от идеи национального государства в пользу глобальной экономики и глобального социума.

Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизаций, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу [7,24,56,115].

В индустриальном обществе критерием жизненного успеха выступает объем личного потребления. Основным требованием рынка к товару вместо качества и долговечности является «модность», что нашло выражение в появлении вещей одноразового пользования. Требования рыночной экономики привели к значительному сокращению продолжительности модных циклов. Однако бесконечное развитие существующей тенденции роста потребления на Западе и распространение западной модели потребления в России привели к негативным экологическим последствиям.

Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности, в том числе в производстве и потреблении продукции легкой промышленности.

Одна из наиболее важных трансформаций постиндустриального общества - формирование нового коэволюционного мировоззрения, сущность которого состоит в равноправном, созидательном взаимоотношении человека и мира. Новая мировоззренческая парадигма требует относиться к природе, обществу и социокультурной среде как к живой, сложной системе, в которой мы живем и с которой обязаны взаимодействовать, не нарушая ее основные структурно-функциональные связи. На первый план все более выдвигаются проблемы осмысления роли человека и его деятельности в развитии цивилизации, то есть осознание взаимосвязи и взаимозависимости системы «человек - природа -социокультурная среда», коэволюции между частями системы и всей системы в целом [8,24,53,126,129, 163].

Структура и содержание профессиональной деятельности конструктора одежды

Деятельность - основная форма активности человека; через нее устанавливается реальная связь между человеком и миром (обществом, природой, материальными и духовными предметами, другими людьми).

Изучаемая с различных позиций, она каждый раз обнаруживает ту или иную структуру (Б.Г. Ананьев, Е.М. Иванова, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, Г.Д. Суходольский, В.Д. Шадриков) [5,55,59,88,92,151,175]. Философский подход рассматривает деятельность в специфичной для него системе категорий: субъектно-объектно-субъектных отношений.

Деятельность конструктора одежды, как и любая другая характеризуется двумя взаимосвязанными типами отношений:

Субъект-объектными, обусловленными зависимостью субъекта от объективной действительности и необходимостью различными способами осваивать последнюю (как объект);

Субъект-субъектными, обусловленными зависимостью субъекта от других людей-субъектов и необходимостью взаимодействовать с ними как с партнерами в процессе совместной профессиональной деятельности.

Субъект-объектные отношения задают предметное содержание профессиональной деятельности, которое включает ее цели, предметы, средства, формы и условия осуществления.

Профессиональная деятельность конструктора одежды, как и человеческая деятельность в целом, есть форма его активного творчески-преобразовательного отношения к объекту деятельности, что позволяет рассматривать конструктора одежды как активного его субъекта.

Объектом деятельности конструктора является одежда, которая создается для человека, удовлетворения ряда его потребностей. Человек — социоприродное существо, состоящее из двух основных «частей»: одна создана природой и живет по ее законам (тело), вторая сформирована в результате социализации в процессе жизни в обществе (личность). Преодоление механичности такого деления человека возможно благодаря культуре как реальному способу связи природного и социального в человеке [5].

Видение человека как биосоциокультурного существа, понимание его природных и социокультурных потребностей, как индивидуальных, так и коллективных, характерных для определенных групп людей - важный ценностно-мировоззренческий ориентир, определяющий смысл профессиональной деятельности конструктора одежды.

Однако одежда является совокупным продуктом, в создании которого участвует творческий коллектив, состоящий из художника, конструктора и технолога. Поэтому для определения состава и структуры профессиональной деятельности инженера-конструктора необходим анализ одежды со стороны ее функций и структурной организации, который позволит выявить специфику решаемых каждым специалистом профессиональных задач и механизмы особого профессионального сознания, позволяющие адекватно решать эти задачи.

Одежда является искусственной оболочкой тела, его продолжением. Она покрывает более 80% поверхности тела и находится с ним в постоянном контакте и взаимодействии. Поскольку телесный опыт является первичным по отношению к организации структуры одежды, ее морфологии, то функции человеческого тела можно рассматривать как основание систематизации функции одежды.

Функционирование человеческого тела в культуре обуславливает ряд его назначений (функций): утилитарно-практическое, социально-информационное, эстетическое, художественно-образное (М.С.Каган). В таком случае в качестве основных можно выделить утилитарно-техническую, социально-утилитарную, эстетическую и художественную функции одежды. Основным содержанием функций является созданное специалистом равновесие между требованием к данному аспекту одежды и ответом на это требование.

1. Утилитарно-техническая (практическая) функция одежды отражает степень приспособленности одежды к биологическим характеристикам человека, природным и функциональным (практическим) условиям его существования, техническим условиям ее изготовления. Она основана: 1) на эргономических свойствах системы «человек - одежда - среда», включающих антропометрический, гигиенический и психофизиологический аспекты; 2) на эксплуатационных свойствах, отражающих необходимый запас работоспособности конструкции одежды в процессе эксплуатации, ее формоустойчивости, износостойкости деталей и технологических узлов одежды; 3) на технико-экономических характеристиках одежды, обеспечивающих целесообразность ее производства [71]. Все три аспекта находят выражение в функциональности одежды - максимальном соответствии ее практическому назначению, конструктивном совершенстве. Функциональной четкости не может быть без максимально рациональной, научно обоснованной и технически проработанной конструкции и технологии.

2. Социально-утилитарная функция одежды отражает степень соответствия одежды социальным характеристикам и отношениям человека. Ее можно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: знаково информативном и коммуникативном. Первый из них связан со способностью одежды нести информацию о человеке, его статусной позиции (принадлежности к социальному слою, сообществу людей), о его возрасте, доходе, профессии, вкусе, настроении, общем уровне культуры и т.д. Второй - с ее способностью быть посредником в процессе общения людей. Эта функция позволяет рассматривать тектонические, композиционные и цветовые отношения, пропорции, ритм, силуэт, фактуру как особый пластический язык, на котором можно эмоционально «рассказать» т.е. выразить и передать информацию о создателе и носителе (потребителе) одежды, их «обществе» и культуре (в частности о вкусах, потребностях, системе ценностей), что создает условия для диалога между создателем и обладателем одежды, с одной стороны, и этим последним и его социальными партнерами-реципиентами, с другой.

Компетентностная модель конструктора одежды как теоретико-методологическая и ориентационная основа проектирования профессиональной подготовки

Педагогическое проектирование как вид социального является деятельностью по созданию проектов преобразования и развития образовательной среды. Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки. Объясняется это сложностью и многогранностью рассматриваемого педагогического явления. Поэтому в многочисленных определениях этого понятия (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.О. Яковлева и др.) обычно раскрываются те или иные его грани.

Нам представляется, что наиболее емко и точно это определение дано Е.С. Заир-Беком. Под педагогическим проектированием он понимает «специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного» [46, с.67]. Согласно специфике исследования наш будущий проект профессиональной подготовки конструкторов одежды был осмыслен в социокультурном и социально-деятельностном аспектах. Первый из них ориентирует проект на потребности и возможности социальной системы, второй - позволяет учесть в проекте логику строения профессиональной деятельности конструктора, культурно-корпоративные границы профессии.

Сейчас нам предстоит осмыслить профессиональную подготовку в отношении будущего субъекта деятельности и тех его качеств, которые позволяют ему стать таким субъектом.

Теория педагогического проектирования определяет цель образования как предвосхищающее представление о будущем выпускнике. Именно проектный образ выпускника диктует учебному заведению действия и отношения к реальности, обязывает взять на себя право формирования и развития будущего специалиста-профессионала.

Проектный образ, выступающий в качестве «модели потребного будущего», находит свое воплощение в модели специалиста. Под моделью в науке понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала» [99]. Отсюда модель специалиста -это идеализированный образ будущего профессионала, описываемый параметрами профессиональной деятельности и требованиями к личности со стороны общества и профессиональной сферы [9].

Проблемам разработки модели специалиста посвящен ряд научных исследований В.И. Жернова, Э.Ф. Зеера, Е.Э. Смирновой, Н.Ф. Талызиной и др. [44,50, 145,154]. Каждый автор по-своему подходит к проблеме построения «модели специалиста», вкладывая в это понятие различное содержание.

В настоящее время к специалистам предъявляются высокие требования, связанные с необходимостью строить процессы не только функционирования, но и развития собственной деятельности. Это условие является важнейшим критерием для разработки модели специалиста, в том случае, если она служит основой для проектирования профессиональной подготовки. Рассматривая последнюю как основополагающий базовый этап профессионального становления личности, уместно обратиться к философским и психолого-педагогическим представлениям о процессе профессионального развития и становления человека, которые позволяют выделить два подхода к определению его сущности [5,38,69,93,112]. Первый связан с «вписыванием» человека в ту или иную систему профессиональной деятельности, т.е. «овладением», «присвоением» этой системы деятельности, второй — с развитием и саморазвитием личности. В соответствии с этим будем иметь две принципиально разных модели специалиста: одна будет воспроизводить человека, обладающего определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками; другая - человека, способного выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации.

В контексте проблемы педагогического проектирования, связанной с выбором цели-ориентира профессиональной подготовки, эти две модели как два разных по существу источника и регулятора проектировочного процесса будут задавать и прогнозировать разное результирующее качество подготовки.

В первом случае результатом профессиональной подготовки будет «подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у специалиста знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы», т.е. наличие определенной квалификации. В научной литературе квалификация понимается как функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования. Квалификация - это образовательный успех относительно возможностей использования, то есть с точки зрения востребованности в частных социальных и профессиональных структурах. Она выступает диктатом предмета, объекта, формальной характеристики. Квалификация «говорит»: я делаю то и так, что и как востребовано, разрешено, предписано (по алгоритмам различной степени сложности). При ориентации на квалификацию характеристики выпускника задаются квалификационной моделью специалиста, включающей квалификационная характеристика выпускника, виды и задачи профессиональной деятельности, квалификационные требования, обеспечивающие выполнение профессиональных функций и др.

Похожие диссертации на Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза