Введение к работе
В современном мире формируются новые проблемы «развертывания преобразовательной деятельности, активизации человека, способности его подняться над ситуацией, способности решать стратегические задачи движения общества и своего роста-развития» (Д.И. Фельдштейн).
Преобразовательная деятельность дизайнера, целью которой является сделать мир более удобным, функциональным, привлекательным, определяет дизайн как «культурный код и как маркер современной эпохи». Он отличается направленностью на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижением эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности.
Язык дизайна уникален и универсален, он является коммуникативным и экспрессивным средством, позволяющим сделать выбор в мире общечеловеческих ценностей и неограниченных возможностей, приобщить молодое поколение к сокровищнице мировой культуры, традициям и эстетическим ценностям, формировать эстетическое сознание, развивать внутренний эмоциональный мир молодого человека.
В связи с этим в дизайн-образовании на первый план выдвигается задача подготовки специалиста-дизайнера, обладающего проектным мышлением, навыками конструкторской, графической деятельности, творческой направленностью, высокими эстетическими свойствами, способностью к решению нестандартных задач и продуцированию оригинальных идей, удовлетворяющих самые разнообразные пожелания потребителей.
Направленность на гармонизацию предметно-пространственной
среды, достижение утилитарных, эстетических, экономических,
эргономических, многофункциональных качеств, социальную
ориентированность создаваемого мира, профессиональное
моделирование реальных и виртуальных объектов и субъектов, «повышение успеха презентации феноменов культуры <…> в связи с интересами, вкусами, стереотипами реципиента характеризуют дизайн, культурный маркер эпохи» (В. Луков, Вл. Луков), глобальный феномен, охватывающий самые разные сферы жизни.
Однако недостаточное внимание, уделяемое дизайну при планировании, формировании государственных заказов на выпуск и приобретение продукции, достаточно низкий уровень спроса на услуги дизайна в различных областях жизнедеятельности, слабая вовлеченность российских дизайнерских предприятий в мировой рынок дизайнерских услуг, дефицит квалифицированных кадров, недостаточное внимание к вопросам теоретической и практической подготовки будущих дизайнеров характеризуют современную
российскую дизайн-среду, влияют на систему дизайн-образования в России и обуславливают наличие следующих противоречий:
между динамикой потребностей рынка, направленной на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижение эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности, и недостаточно сформированной программой реформации профессионального дизайн-образования;
между необходимостью создания гармоничного синтеза технологичности и эстетики и преобладанием образов и принципов проектной культуры в дизайн-образовании;
- между целями и задачами дизайн-образования и отсутствием
эффективной учебно-методической системы подготовки будущих
дизайнеров, способной интенсифицировать процесс формирования
профессионально-эстетической компетентности.
Поиск путей разрешения противоречий определил тему исследования – «Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера».
В современной науке к настоящему времени накоплен
достаточный фонд знаний, необходимых для анализа и решения
поставленной проблемы. Это труды в области дизайна и дизайн-
образования (Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, В. Кандинский,
Е.Н. Ковешникова, С.М. Кожуховская, А.Н. Лаврентьев,
Г.Б. Минервин, С.М. Михайлов, В.И. Пузанов, В.Ф. Рунге), в области эстетического воспитания и образования (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Г.П. Бурса, М.А. Верб, Ю.В. Изюмский, Т.С. Комарова, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, Г.И. Щукина), а также работы по формированию профессиональной компетентности (Т.Г. Браже, В.И. Данильчук, Н.И. Запрудский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Е.М. Павлютенков, Дж. Равен, Н. Хомский, А.В. Хуторской).
Вместе с тем, современные научно-педагогические реалии указывают на то, что проблема формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании и поиске новых путей ее практической реализации.
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Объект исследования: процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Гипотеза исследования. Профессионально-эстетическая
компетентность будущего дизайнера – интегративное качество
личности, характеризующееся наличием системы профессиональных знаний, умений инженерно-технического и художественно-творческого характера, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (человеку, деятельности, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
Процесс формирования профессионально-эстетической
компетентности будущего дизайнера в условиях университета будет эффективным, если:
выявлены смысловые доминанты современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного и российского опыта;
реализуется аксиологический подход к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
- разработана и апробирована содержательно-процессуальная
модель формирования профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера;
- обеспечивается использование креативно-ценностных
технологий в подготовке будущего дизайнера;
- актуализируется межпредметный синтез профессионально-
эстетических знаний;
- осуществляются коучинг-стратегии как условие эффективного
взаимодействия преподавателя и студента.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) уточнить педагогическую сущность понятия
«профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера»;
2) определить критерии и уровневые показатели развития
исследуемого качества;
-
разработать и апробировать содержательно-процессуальную модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
-
разработать и внедрить учебно-методическое сопровождение исследуемого процесса.
Методологической основой исследования выступает
аксиологический подход, реализация которого в процессе
формирования профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера подразумевает ориентацию дизайн-образования на эстетические ценности, формирующие вкус как дизайнера, так и потребителя; аксиологизацию содержания дизайн-образования; актуализацию креативно-ценностных технологий.
Теоретической основой исследования являются:
философские труды, раскрывающие сущность эстетического (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, И.Я. Лернер, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Г.Г. Шпет);
аксиологическая теория (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.П. Бездухов, Г.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Н.Д. Никандров, Н.С. Розов, В.Н.Сагатовский, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов);
- идеи компетентностного подхода в профессиональном
образовании (В.А. Анищенко, И.Д. Белоновская, Т.Г. Болдина,
Т.Г. Браже, В.Г. Гладких, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Кострюков,
В.В. Кузнецов, А.К. Маркова, О.В.Никифоров, Е.М. Павлютенков,
Дж. Равен, Н.С. Сахарова, Ю.Г. Татур, В.Л. Темкина, Н. Хомский,
А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков);
- теории эстетического воспитания и образования
(В.М. Бехтерев, Г.П. Бурса, М.А. Верб, Ю.В. Изюмский,
С.М. Каргапольцев, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский,
Н.М. Пархоменко, В.А. Разумный, Г.И. Щукина);
- теория и история дизайна и дизайн-образования
(Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, А.Л. Дижур, А.В. Ефимов,
О.С. Кириллова, А.И. Ковешников, С.М. Кожуховская, Л.В. Левицкий,
Г.Б. Миневрин, Ю.В. Назаров, Е.Э. Павловская, Л.Б. Переверзев,
В.И. Пузанов, Н.Н. Таранов, В.Ф. Рунге, О.Б. Чепурова);
- психолого-педагогические концепции развития творческой
личности и саморазвития (В.И. Андреев, К.Я. Вазина, В.Г. Рындак,
С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихомирова, М.Г. Ярошевский);
- исследования, посвященные разработке и апробации
инновационных педагогических технологий (В.П. Беспалько,
Н.М. Борытко, З.М. Большакова, Е.С. Заир-Бек, Г.И. Ильин,
И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Т.С. Назарова, А.В. Новиков,
Г.К. Селевко).
- основные подходы к педагогическому проектированию как к
инновационной педагогической технологии (В.И. Андреев,
М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Т. Сакамото, В.А. Сластенин,
Т.П. Сальникова, Л.М. Фридман, Э.Р. Хайруллина).
Оренбургская школа дизайна внесла достаточно весомый вклад в дизайн-образование (Н.В. Бровко, Ю.М. Бундина, О.П. Тарасова, В.Ю. Сапугольцев, М.А. Сапугольцева).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы
применялись взаимообусловленные методы исследования:
теоретические (теоретико-методологический, ретроспективный, понятийно-терминологический анализ, обобщение, моделирование), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ и продуктов дизайн-деятельности студентов);
методы статистической обработки данных; изучение документации и педагогического опыта.
Опытно-экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса с 2008 года по 2013 год на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедра дизайна и кафедра живописи и рисунка по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды» архитектурно-строительного факультета и кафедра маркетинга, коммерции и рекламы по направлению специализации «Реклама» факультета экономики и управления) в г. Оренбурге. Исследованием было охвачено 327 респондентов.
Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:
Первый этап (2008-2009 гг.) – определение теоретико-
методологических аспектов исследования; изучение и анализ
философской, психолого-педагогической, искусствоведческой
литературы по проблеме; формулировка цели, задач и рабочей гипотезы; разработка программы опытно-поисковой работы и проведение констатирующего эксперимента; анализ учебных программ; определение первоначального уровня сформированности профессионально-эстетической компетентности.
Второй этап (2010-2011 гг.) – уточнение содержания и
определение сущностных характеристик процесса формирования
профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
определение уровней, критериев и показателей исследуемого качества;
экспериментальная проверка разработанных учебных программ и
научно-методического обеспечения; разработка программы
формирующего эксперимента; моделирование процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров; апробация и корректирование педагогических условий формирования профессионально-эстетической компетентности.
Третий этап (2012-2013 гг.) – опытно-экспериментальная
проверка эффективности разработанной модели процесса
формирования профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера; коррекция модели процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; оформление результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в отличие от проведенных ранее исследований по рассматриваемой проблематике:
- выявлены смысловые доминанты современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного опыта и российского опыта;
- обоснован методологический статус аксиологического подхода
в формировании профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера;
выявлены компоненты профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера [информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный];
выявлены педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера [обеспечение межпредметного синтеза профессионально-эстетических знаний; осуществление коучинг-стратегий как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента; использование креативно-ценностных технологий];
разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
разработаны критерии оценки уровня сформированности профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Теоретическая значимость заключается в том, что его результаты способствуют:
- уточнению понятийного аппарата проблемы исследования
[дизайн-образование, профессионально-эстетическая компетентность
будущего дизайнера, креативно-ценностные технологии];
- определению статуса аксиологического подхода в
формировании профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера;
- актуализации содержательно-процессуальной модели
формирования профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера;
- обогащению знаний о педагогических технологиях за счет
включения в процесс подготовки будущего дизайнера креативно-
ценностных технологий, что расширяет границы применимости
полученных теоретических результатов;
- ориентации в поиске современных путей подготовки будущего
дизайнера с помощью раскрытых в исследовании принципов, логики и
этапов формирования профессионально-эстетической компетентности;
созданию предпосылок для разработки систем мониторинга
формирования личностных результатов образования с помощью
педагогических условий эффективного формирования
профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
- разработанные и экспериментально проверены педагогические
условия могут быть применены для реализации ФГОС ВПО по
направлению подготовки 072500.62 – Дизайн с целью формирования
профессионально-эстетической компетентности в учебном процессе,
профессиональных практиках и самостоятельной работе студентов;
- разработанное учебно-методическое обеспечение (пособия
«Профессионально-эстетическое становление дизайнера» (2014),
«Мастер-класс как интерактивная технология обучения» (2013);
методические указания «Разработка коллекции по мотивам народного
костюма» (2009), «Эскизная разработка коллекционного ряда по
мотивам народного костюма» (2010), «Силуэт – основная
характеристика формы костюма» (2011), «Выявление стиля в
формообразовании костюма» (2011), «Научно-практическая работа:
методические указания к курсовому проекту» (2011), «Концептуальное
проектирование в дизайне костюма» (2011); рабочие программы по
дисциплинам «Пропедевтика», «Проектирование», «Компьютерное
проектирование в дизайне одежды»; фонды тестовых заданий по
дисциплинам «Пропедевтика», «Проектирование») является
организационно-методическим и диагностическим ресурсом для студентов всех направлений подготовки.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется анализом современных философских, психолого-педагогических исследований; выбором методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих природе предмета исследования; репрезентативностью выборки и анализом полученных данных; публикацией основных выводов автора в научном журнале «Инновации. Инициатива. Опыт» (Орск, 2011) и журналах реестра ВАК: «Вестник ОГУ» (Оренбург, 2011, 2013, 2014), а также участием на конференциях различного уровня: международных (Оренбург, 2010, 2011, 2013, 2014; Новосибирск, 2013; Казань, 2013; Прага, 2013; Тамбов, 2013), всероссийских (Оренбург, 2012, 2014; Екатеринбург, 2011).
По теме исследования автором опубликованы: 3 статьи во всероссийских рецензируемых научных журналах перечня ВАК, 12 статей в сборниках и журналах, 2 учебных пособия, 6 методических указаний, 5 программных средств, включающих рабочие программы и фонды тестовых заданий.
Положения, выносимые на защиту:
-
Выявление смысловых доминант современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного и российского опыта позволило выделить различия и сходства в концептуальном, организационно-педагогическом, структурном аспектах подготовки будущих дизайнеров и определить дальнейшие пути реформации профессионального дизайн-образования с учетом национально-культурных доминант в современном контексте.
-
Профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера есть интегративное качество личности, характеризующееся наличием системы профессиональных знаний, инженерно-технических
и художественно-творческих умений, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (человеку, деятельности, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
3. Реализация аксиологического подхода к формированию
профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера
подразумевает ориентацию дизайн-образования на эстетические
ценности, формирующие вкус как дизайнера, так и потребителя;
аксиологизацию содержания дизайн-образования; актуализацию
креативно-ценностных технологий.
4. Профессионально-эстетическая компетентность
характеризуется наличием следующих компонентов: информационно-
когнитивный, предполагающий межпредметный синтез
профессионально-эстетических знаний; эмотивно-ценностный,
обеспечивающий формирование и развитие эстетического
эмоционально-чувственного и ценностного сознания, эстетического
отношения к эстетическим объектам; креативно-деятельностный,
определяющий креативную проектную деятельность под влиянием
искусства, эстетических объектов и предметов реальности,
направленную на совершенствование окружающей человека
предметной среды, создаваемой средствами промышленного
производства.
5. Формирование профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера обеспечивает содержательно-процессуальная
модель, которая включает целевой блок, фиксирующий требования к
формированию профессионально-эстетической компетентности
будущего дизайнера как к целостному процессу и представленный
социальным заказом (подготовка высококвалифицированных
специалистов-дизайнеров), включающий цель – формирование
профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
структурно-содержательный блок, определяющий принципы и
компоненты профессионально-эстетической компетентности будущего
дизайнера (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный,
креативно-деятельностный); процессуальный блок, в котором
выделены педагогические условия, этапы формирования
профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
оценочный блок, представляющий критерии, показатели, уровни и
методы диагностики сформированности профессионально-
эстетической компетентности будущего дизайнера; результативный
блок, отражающий сформированность профессионально-эстетической
компетентности будущего дизайнера как результат исследования.
6. Процесс формирования профессионально-эстетической
компетентности будет эффективным, если в условиях университета
обеспечивается межпредметный синтез профессионально-эстетических
знаний; осуществляются коучинг-стратегии как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента (мастер-класс, творческие мастерские); используются креативно-ценностные технологии в подготовке будущего дизайнера (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио, сценический перформанс, средовые акции).
7. Креативно-ценностные технологии – это технологии, основанные на креативно-ценностном механизме, под которым понимается развитие творческих способностей студентов на основе их ценностного отношения к учебе, к изучению специальных дисциплин, к выбранной профессии, к окружающей действительности и к себе, которые способствуют формированию профессионально-эстетической компетентности и применению её в будущей профессиональной деятельности.
Личный вклад автора заключается в осуществлении теоретико-
практического анализа заявленной проблемы и реализации
педагогических условий, способствующих формированию
профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.