Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 14
1.1. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в условиях вуза как проблема педагогического исследования 14
1.2. Сущность и особенности художественно-творческой деятельности студентов в процессе освоения печатной графики 33
1.3. Модель формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности 53
Выводы по первой главе 86
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 88
2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы 88
2.2. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности 108
2.3. Результаты формирующего эксперимента 131
Выводы по второй главе 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 151
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
- Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в условиях вуза как проблема педагогического исследования
- Цель, задачи и организация экспериментальной работы
- Педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности
Введение к работе
Актуальность проблемы. Необходимость формирования профессионально-педагогической подготовки студентов в художественно-творческой деятельности обусловлена возросшими требованиями общества к личности будущего учителя. В настоящем исследовании рассмотрена одна из проблем вузовской педагогики: формирование профессионально-педагогической направленности студентов - будущих учителей изобразительного искусства.
Приобщение человека к ценностям художественной культуры в процессе эстетического и художественного образования принадлежит в том числе и высшей школе. Изобразительная деятельность - это одно из мощных психологических средств развития личности. Художественно-творческая деятельность в области изобразительного искусства способствует формированию художественных потребностей и интересов, приобретению умений понимать и ценить прекрасное в искусстве, природе, обществе, человеке и труде. Этими качествами должен обладать учитель изобразительного искусства, который является ключевой фигурой в процессе непрерывности и преемственности всех ступеней художественного образования.
Можно быть прекрасным художником, писателем, ученым, но плохим педагогом. Многие большие художники, выступая в качестве педагогов, оказались неудачниками, - писал известный художник-педагог Н.Н. Ростовцев. Мало самому знать и обладать умениями в области своей специальности, необходимо еще глубоко понимать закономерности процесса обучения, индивидуальные особенности человека, возможности каждой возрастной группы, обязательное желание поделиться накопленным опытом с подрастающим поколением. Выбор профессии педагога зависит от гражданских качеств человека, отношения его к труду, от интересов и склонностей к данной области деятельности, от дееспособности, от специальных способностей, навыков, опыта и выучки.
Если провести анализ работ, посвященных проблеме профессиональной направленности личности, можно сделать вывод, что данная проблема находится в постоянной разработке. Рассматривая личность, занятую какой-либо деятельностью, специалисты определили понятие «профессиональная направленность». В работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Ю.А. Орлова, В.А. Сластенина, Б.А. Сосновского и других авторов проблема профессионально-педагогической направленности обособилась в самостоятельную область теоретических и экспериментальных исследований. Профессионально-педагогическую направленность следует рассматривать в конкретной деятельности, в совокупности ее компонентов, что отраженно в исследовании Е.М. Никиреева.
Анализ научной литературы в области философии, педагогики, психологии, теории и практики педагогического и профессионального образования показал, что формирование профессионально-педагогической направленности является сложным и длительным процессом. Общетеоретические положения профессионально-педагогической направленности личности изложены в научных трудах отечественных психологов и педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, Н.В. Кузьминой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.
Условия формирования профессионально-педагогической направленности стали объектом пристального внимания многих исследователей: Ф.Н. Гоноблина, Т.С. Деркача, С.А. Зимичевой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.А. Шавира и др. В изучении профессионально-педагогической направленности выделяют: анализ содержания и самого понятия, методику ее изучения, структурные компоненты, уровни и средства возникновения и формирования. Для изучения деятельностного и личностно-ориентирован-ного подхода и применения его в художественно-педагогической практике нами были рассмотрены работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.Н. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Б.Л. Сосновского.
Изучению процесса специальной подготовки студентов по изобразительному искусству в высших учебных заведениях посвящены научные работы по психологии и педагогике творчества Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, А.В. Брушлинского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др. Большой интерес для нашего исследования представляют научные изыскания художников-педагогов B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова и др.
Изучением вопросов формирования творческой деятельности занимались ведущие специалисты в области психологии М.И. Лисицина, A.M. Ма-тюшкин, А.А. Смирнов, И.С. Якиманская и педагогики - Т.К. Александрова, В.П. Ушачев, Т.И. Шамова. Понятие художественно-творческой деятельности рассматривал в своих работах художник-педагог Н.Н. Ростовцев. Вместе с тем до настоящего времени некоторые проблемы профессионально-педагогического и специального образования остаются мало изученными и недостаточно рассмотренными.
Художественно-творческая деятельность многообразна и многосторон-на по своей сути, поэтому существует необходимость в проведении специального исследования по выявлению оптимальных педагогических условий овладения методикой художественно-творческой работы, которая влияет на формирование профессионально-педагогической направленности студентов.
Анализируя исследования по художественно-творческой деятельности в диссертационных работах Ю.Н. Калугиной, И.В. Соловьевой, В.В. Фомина, Р.Н. Храмышкиной, Н.Л. Чегляковой, О.М. Шенцовой, мы пришли к выводу, что профессиональная направленность зависит от художественно-творческой деятельности, но в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности. Подготовка студентов художественно-графического факультета зависит от федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также от предоставленного выбора специализаций в области изобразительного искусства. Студент осуществляет выбор с целью глубокого
овладения художественно-творческой деятельностью. Это может быть оптимально реализовано в специальном курсе печатной графики.
За последние годы наметились новые пути активизации художественного творчества. Принципиальными изменениями, внесенными в обучение передовой практикой и теорией, следует считать усиление роли студента как субъекта учебного познания и роли преподавателя как организатора активной деятельности обучаемого. Суть этой задачи состоит в том, что преподаватель неуклонно поощряет малейшие попытки студента думать и делать не по шаблону или готовому образцу, а самостоятельно, творчески, оригинально. Однако специальных исследований по этому вопросу пока не проводилось, опыт не был обобщен и не стал достоянием широкого круга педагогов.
В ряде исследований О.М. Веремей, М.В. Соколова, О.М. Шенцовой, В.В. Ячменевой были определены некоторые педагогические условия художественно-творческой деятельности студентов, которые способствовали сплаву художественного и педагогического мастерства. Этот процесс единый и неразрывный. Анализ показывает некоторую разобщенность этих педагогических условий в зависимости от поставленных целей и задач образования и условностей языка каждого вида изобразительного искусства.
Опрос студентов Магнитогорского государственного университета заочного обучения, работающих учителями изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе, показал, что они испытывают некоторые трудности в своей педагогической деятельности. Эти трудности заключаются в организации и проведении занятий, связанных с различными видами печатной графики. Наиболее сложным для учителей является организация художественно-творческой деятельности учащихся, приводящей к реализации замысла и получению результата на достаточно высоком художественном уровне.
При прохождении педагогической практики в работе студентов наблюдается некоторая пассивность, нежелание внедрять разнообразные формы
7 обучения, боязнь незнакомых видов творческой работы, неумение организовывать экскурсии, робость в проведении натурных зарисовок, а также трудности в общении со своими учениками.
Некоторые выпускники не имеют достаточно высокой подготовки в специальных дисциплинах - рисунке, живописи, композиции, недостаточно владеют приемами художественно-творческой работы в печатных видах графики, невысокий уровень знаний, умений приводит к неинтересному композиционному решению печатных листов. Все это свидетельствует об имеющихся проблемах в обучении студентов.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью:
преодоления недостаточной изученности формирования профессионально-педагогической направленности студентов, будущих учителей изобразительного искусства в художественно-творческой деятельности;
поиска взаимосвязи и взаимовлияния художественно-творческой деятельности и профессионально-педагогической направленности студентов;
преодоления разобщенности подходов, целей, методов и средств организации художественно-творческой деятельности в процессе обучения студентов печатной графике в педагогических вузах.
Актуальность также обусловлена слабой связью педагогической теории с передовым опытом, практикой общеобразовательных и художественных школ.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили формулировку исследования: «Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности в курсе «Печатной графики».
Цель исследования определить, теоретически обосновать и апробировать комплекс педагогических условий, способствующих повышению эф-
8 фективности формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности.
Объект исследования - процесс профессионально-педагогической подготовки студентов вуза.
Предмет исследования - художественно-творческая деятельность студентов, способствующая формированию профессионально-педагогической направленности.
В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа художественно-творческой деятельности студентов, обобщения результатов изучения студенческих работ нами была выдвинута гипотеза — формирование профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности будет проходить более эффективно при реализации комплекса педагогических условий:
активизация у студентов эстетического восприятия действительности;
развитие художественно-образного мышления студентов;
овладение студентами методикой художественно-творческой работы;
специально организованное педагогическое общение.
Задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося педагогического опыта выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Определить и апробировать комплекс педагогических условий, способствующий повышению эффективности формирования профессионально-педагогической направленности студентов в процессе освоения печатной графики.
Разработать модель формирования профессионально-педагогической направленности с учетом художественно-творческой деятельности.
Определить критерии и показатели уровней сформированности профессионально-педагогической направленности студентов.
9 5. Разработать и апробировать программу специального курса «Печатная графика» и методику художественно-творческой деятельности студентов.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды философов, психологов, художников-педагогов, искусствоведов, современные исследования по формированию профессиональной направленности личности:
диалектическая теория познания (Г. Гегель, И. Кант);
психологические теории: поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, теории всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений, активности и ведущей роли творческой личности как сущностной характеристики человеческой деятельности, представленные в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.;
теория профессионального образования (О.А. Абдуллина, И.М. Дура-нов, В.А. Сластенин и др.);
личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.);
деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.);
системный подход (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.);
теории творчества и самореализации личности учителя (В.И. Андреев, М.Р. Гинсбург, В.И. Загвязинский, А. Маслоу, В.А, Сластенин и др.);
теоретические, методические и профессиональные основы подготовки учителей изобразительного искусства (B.C. Кузин, СП. Ломов, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.);
исследования профессиональных интересов (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.А. Шавир и др.).
Значительное влияние на наше исследование оказали работы ученых, в которых рассмотрены вопросы о роли изобразительного искусства в художественном образовании (М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев); о влиянии организации восприятия на формирование личности (Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев); о методах активизации творческого процесса (B.C. Кузин, Б.М. Не-менский, М.В. Соколов, Б.П. Юсов).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Магнитогорском государственном университете на базе специализированной мастерской печатной графики, в Чебоксарском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева, в Златоустовском педагогическом колледже. Исследование проводилось в течение 1995-2005 гг.
Первый этап (1995-2000 гг.) - осуществлялась работа с научной литературой по теме исследования, подготовка теоретической базы на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы. Проводилось наблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов, в рисунке, композиции, печатной графике, организованна специализированная мастерская печатной графики, выполнялись курсовые и дипломные работы.
Второй этап (2000-2002 гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа по программе специального курса, направленная на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы. Выявление уровня профессионально-педагогической направленности через компоненты художественно-творческой деятельности. Разработка критериев и показателей формирования профессионально-педагогической направленности в художественно-творческой деятельности, анализ результатов поискового эксперимента.
Третий этап (2002-2005 гг.) - продолжалась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались и обобщались полученные данные, проводились анкетирование, тестирование. Проверен теоретически
обоснованный комплекс педагогических условий формирования профессионально-педагогической направленности в процессе художественно-творческой деятельности студентов. Апробировались методические рекомендации и материалы по проблеме исследования. Подведены итоги экспериментальной работы и оформлено диссертационное исследование.
В соответствии выдвинутой гипотезой и поставленными задачами применялся комплекс методов:
анализ философской и психолого-педагогической литературы;
анализ состояния теории и практики преподавания изобразительного искусства в системе высшего образования;
анкетирование, тестирование, наблюдение, оценка результатов художественно-творческой работы студентов в печатной графике в констатирующем и формирующем эксперименте;
моделирование поэтапного формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности;
педагогический эксперимент, статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента, количественный и качественный анализ опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
Модель формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности.
Комплекс педагогических условий, способствующий формированию профессионально-педагогической направленности студентов, будущих учителей изобразительного искусства:
активизация у студентов эстетического восприятия действительности;
развитие художественно-образного мышления студентов;
овладение студентами методикой художественно-творческой работы;
специально организованное педагогическое общение.
12 3. Методика формирования художественно-творческой деятельности студентов, представленная в модели.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
теоретически обоснован комплекс педагогических условий, который обеспечивает эффективность формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в художественно-творческой деятельности;
разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности;
разработана и экспериментально проверена эффективная методика художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения их печатным видам графики в специальном курсе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
уточнены специфические особенности художественно-творческой деятельности студентов в печатной графике;
определены и научно обоснованы содержание и структура модели формирования профессионально-педагогической направленности студентов, будущих учителей изобразительного искусства.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в диссертационном исследовании теоретические положения, выводы и методические рекомендации; разработанная авторская программа специального курса «Печатная графика», на базе которой создана модель формирования профессионально - педагогической направленности студентов могут использоваться в практике преподавания художественно-педагогических училищ и художественно-педагогических вузах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, касающейся вопросов развития твор-
13 ческой личности и вопросов формирования профессионально-педагогической направленности; экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях проведения курса «Печатной графики».
Результаты исследования можно считать достоверными, поскольку методика исследования соответствовала поставленной цели и задачам, а также подтверждена с помощью статистических методов.
Апробация и внедрение результатов. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались: на внутривузовских научно-практических конференциях МаГУ; аспирантских семинарах МаГУ; на городской научно-практической конференции учителей школ и педагогов дошкольного и дополнительного образования «Проблемы непрерывного художественно-графического образования детей в образовательных учреждениях города Магнитогорска» в МГПИ (Магнитогорск, 1999); на региональной научно-практической конференции «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования» (Магнитогорск, 2003); на Всероссийской научно-практической конференции художественно-графических факультетов «Совершенствование художественно-педагогического образования» в МГПИ (Магнитогорск, 1996); на Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск, 2000); на Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития» (Магнитогорск, 2002); на Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары 2005).
Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графических факультетов вузов г. Магнитогорска, г. Чебоксары, педагогического коллежда г. Златоуста.
Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в условиях вуза как проблема педагогического исследования
Целью данного параграфа является анализ понятия «профессионально-педагогическая направленность студента» и выявление путей ее формирования в условиях высшего образования.
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда (33, т.21, с.451).
Профессия выбирается в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учётом интересов человека. Процесс профессионального самоопределения происходит в ранней юности, и в нем можно выделить три этапа: самопознание, самовоспитание и собственно самоопределение. Для правильного профессионального самоопределения необходимо знать психологическую классификацию профессий, предложенную Е.А. Климовым. Он выделяет пять классов отношений: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система». Эта классификация груба и условна, но помогает определить на первом этапе привлекательность отношений, сделать первый шаг в выборе между этими классами или установить комбинацию классов. Человек, осваивающий мир через художественный образ, наиболее склонен к художественно-творческой деятельности, и изучению этого типа будет уделено наибольшее внимание в нашем исследовании.
Приобретение профессии обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования. Уже на школьной скамье в связи с характеристиками своих личностных качеств - идеалами, убеждениями, потребностями, характером - определяется выбор, поворот человека на профессионально-жизненном пути, и это все происходит при анализе профессиональной пригодности к конкретной профессии. Профессионально ценные качества образуют нечто ценное - систему.
Е.А Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы (91):
1. Гражданские качества - моральный облик человека как члена общества.
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.
3. Дееспособность общая, не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность, а также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.
4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.
5. Навыки, привычки, знания, опыт.
У человека не может быть готовой профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. По мнению Е.А. Климова, существуют разные степени профессиональной пригодности. Он выделяет четыре таких степени:
1. Непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонения в здоровье несовместимы с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими. 2. Годность (к той или иной профессии или группе таковых). Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний, то есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.
3. Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группы профессий.
4. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профессиональной пригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию (91).
Цель, задачи и организация экспериментальной работы
Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно: Поисковый эксперимент. На данном этапе происходило выявление наличия профессионально-педагогической направленности, знаний методики художественно-творческой деятельности, теоретических умений студентов в рисунке, композиции, печатной графике. Проведение поисковой диагностики осуществлялось по следующим направлениям:
- определение понимания студентами возможности педагогического совершенствования в курсе «Печатной графики»;
- определение теоретических знаний студентов о видах печатных графики;
- определение уровня художественно-творческой деятельности студентов;
- определение оценочных критериев художественно-творческих работ студентов.
Педагогическая направленность студентов проявляется в интересе к процессу преподавания, желании общаться и учить других и стремлении собрать обширный методический материал. Художественно-творческая деятельность студентов зависит от теоретических знаний и практических навыков в рисунке, композиции и печатной графике, где на высоком уровне развиваются пространственные представления, воображение; повышается уровень художественно-творческого мышления, овладения приемами стилизации, условностями языка определенной техники.
На этом этапе изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература, была изучена проблема формирования профессионально-педагогической направленности. На поисковом этапе проведен анализ художественно-творческой деятельности студентов, рассмотрено содержание учебного материала по предметам рисунок и композиция, выделены основные элементы и этапы экспериментальной работы, сформулирована рабочая гипотеза. Целью поискового эксперимента было выявление и обоснование критериев, разработка диагностической методики и определение исходного уровня сформированности у студентов профессионально-педагогической направленности с учетом специфики художественно-творческой деятельности, посредством диагностики. На этом этапе было определено:
1. Место курса «Печатная графика» в общей системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
2. Первая анкета направлена на выявление знаний студентов в области печатной графики (прил. 1).
3. Первый вариант критериев оценочной деятельности графических работ студентов.
4. Содержание проверочных графических заданий.
Студентам была предложена анкета, направленная на выявление знаний в области печатной графики, где было необходимо ответить на пять вопросов. В полном объеме на все вопросы ответили 5 % опрошенных, 65 % показали средний уровень и остальные - 30 % не проявили никаких знаний в этой области. Результат поискового эксперимента свидетельствует о недостаточных знаниях студентов в области печатной графики.
В результате бесед со студентами стало очевидно, что знаний о применении печатной графики в педагогическом процессе у них тоже недостаточно. Большинство студентов даже не задумывались о возможности обучения школьников печатным видам графики.
В процессе наблюдения за художественно-творческой деятельностью студентов в рисунке и композиции выявилось слабое владение методикой художественно-творческой работы, что заставило нас определиться с содержанием специального курса печатной графики и ввести задания творческого характера и педагогической направленности. На этом этапе эксперимента участвовали студенты двух групп. Оценки на просмотре по рисунку и композиции в них были разные, в одной более высокие, в другой - ниже.
Педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности
На этапе формирующего эксперимента реализовывались педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности студентов в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности, проверялись основные положения, гипотеза; модель, включающая методику и учебно-методическое обеспечение.
На этом этапе исследования мы использовали следующие методы: педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; диагностические методы (анкетирование и тестирование); анализ деятельности студентов.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Проверка критериев, показателей и уровней сформированности профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности.
2. Проверка эффективности выбранной модели формирования профессионально-педагогической направленности студентов с учетом комплекса педагогических условий.
3. Корректировка методики художественно-творческой деятельности
студентов в курсе «Печатной графики».
В процессе подготовки формирующего эксперимента использовались различные пути:
- осуществлялось моделирование процесса формирования профессионально-педагогической направленности студентов;
- осуществлялась диагностика по определению уровней художественно-творческой деятельности посредством тестирования, анкетирования и анализа практической работы студентов.
В формирующем эксперименте объектом исследования стали студенты старших курсов 3, 4, 5 художественно-графического факультета. На первом этапе студенты проходили формирующий эксперимент в процессе освоения учебного курса «Рисунок», где решались теоретические и практические задачи. Рисунок - специальная ведущая дисциплина в процессе обучения и воспитания студентов как будущих учителей изобразительного искусства. Специфика учебного рисунка направлена на отражение реальной действительности, передачу мыслей и чувств и осуществляется в художественно-образной форме через изображение конкретных объектов. Первый курс - время адаптации студентов в обучении рисунку. Второй и третий курс - они приобретают необходимые умения и приемы в рисунке и композиции. Занятия по рисунку проводят в сочетании с работой по композиции. Изучение студентами закономерностей рисунка следует традициям реалистической школы.
Основное внимание уделялось активизации эстетического восприятия действительности, что приводило к развитию художественно-образного мышления студентов. Преподаватель формировал у студентов зрительные и пространственные восприятия объемной формы, учил избирательному видению натуры, развивал у студентов зрительную память, художественный вкус в процессе рисования по памяти, представлению, воображению. В процессе объяснения преподаватель демонстрировал общепринятые приемы рисования для всей группы, а потом оказывал индивидуальную помощь каждому студенту, что способствовало появлению у них умений выявлять и передавать характерные особенности изображаемой модели, предметов, их конструктивное строение, положение в пространстве, тональные соотношения. В результате у студентов возникает понимание целей и методов работы в рисунке, умение уверенно и осмысленно решать различные изобразительные задачи.
Работа студентов над учебным рисунком является также и творческим процессом, поскольку они стремятся к воплощению своего восприятия, своей трактовки содержания учебной постановки, находят нужные целесообразные приемы работы, ставят перед собой конкретную цель и достигают ее, а, еледовательно, проявляют творческую инициативу. Они решают следующие задачи: композиционное решение темы графическими средствами, передача форм предметов, освещение, пространство, материальность.
Рассматривая процесс учебного рисунка с педагогической точки зрения, можно отметить, что сформированные знания и навыки студентов определяют их направленность к дальнейшему совершенствованию, а с психологической - характеризуют чувства определенного удовлетворения или неудовлетворения им. Обучение студентов в курсе рисунка осуществляется в соответствии с дидактическим принципом от простых учебных задач к более сложным, это позволяет им осваивать материал на доступном уровне понимания.