Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Лялина Инна Васильевна

Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
<
Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лялина Инна Васильевна. Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лялина Инна Васильевна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2007.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3107

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЧУВАШСКОЙ ФИЛОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 18

1.1. Сущность и содержание понятия «эстетическая культура» студента 18

1.2. Педагогический потенциал чувашского народного прикладного искусства 37

1.3. Модель процесса формирования эстетической культуры специалистов по

чувашской филологии средствами народного прикладного искусства 57

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЧУВАШСКОЙ ФИЛОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 81

2.1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства 81

2.2.Педагогические условия формирования эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства 99

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

БИБЛИОГРАФИЯ 149

ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью возрождения национальной культуры этносов, этнокультурных традиций, которые необходимы для развития эстетической культуры и дальнейшего прогресса современного общества, когда возможностям человека должны соответствовать определённые эстетические идеалы и культурные ценности в условиях благоприятного воздействия и реализации потенций.

Современная социокультурная ситуация характеризуется размыванием иерархии социальных ценностей, в ряду которых духовность во все времена возводилась и возводится в ранг высших гуманитарных идеалов, актуализируя проблемы образования, связанные с деинтеллектуализацией общественного сознания, разрывом социальных процессов, когда нарушается

г'

система воспроизводства знаний, эмоций, переживаний, когда приходит визуальная культура вместо целеустремлённого творческого начала молодёжи. Всё это приводит к угасанию у молодых интереса к культуре родного края, развивая национальный нигилизм и пренебрежение к своему этносу. На современном этапе развития российского государства назрела необходимость определения общенациональной системы ценностей, национальных культурно-воспитательных идеалов, составляющих гуманистический компонент государственной политики.

Между тем, именно в переломные периоды общества огромную роль играют процессы социализации личности и привлечение молодого поколения к богатому народному наследию, к формированию национальной культуры и идентификации личности (чувство национального достоинства, интерес и положительное усвоение традиций своего народа, изучение народного прикладного искусства, овладение народными ремёслами), ибо всё это является источником формирования национального менталитета и связующим звеном поколений.

Поэтому закономерно, что именно в переломный период конца XX -начала XXI века возрождается интерес к национальной культуре, обычаям, языку, народному прикладному искусству и ремёслам, а так же к народному костюму как предмету особой национальной гордости, который является основным компонентом семейных праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Народный костюм - это своеобразная область декоративно-прикладного народного творчества, где тесно переплелись многие виды ремёсел, а так же воплощено понятие народа об идеальном облике людей одной нации во взаимосвязи с окружающей природой, культурой социума, представлениями о космогоническом устройстве мира, философии бытия.

Современное высшее образование призвано обеспечить разностороннее гармоничное развитие личности, приобщая студентов к достижениям отечественной и мировой культуры, помогая усвоению народного искусства - источника глубоких и обширных знаний об общечеловеческих и национальных ценностях, обычаях своего народа, о фольклорном искусстве, о красоте, неповторимости и многообразии народного костюма, о мудрой практичности народных ремёсел.

Формирование нравственности и эстетической культуры, подготовка студентов к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей развития общества и государства. Поэтому в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохраняя и развивая национальную культуру, воспитывая бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.

Общеизвестно, что образование формирует личность человека, способного к самоопределению в мире культуры, нравственно и эстетически развитого. Кроме того, современный выпускник вуза должен быть конкурентоспособным на мировом рынке труда, способным к профессиональному, творческому и духовному росту, профессиональной

мобильности, способности к самореализации, должен соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к будущим специалистам -выпускникам вузов, иметь возможность приобретать в процессе учёбы дополнительные профессиональные квалификации, в том числе и в области народного прикладного искусства.

Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной программе воспитания детей и молодёжи в Российской Федерации «Будущее России» ориентировано на создание дополнительных образовательных программ в системе среднего, дополнительного и высшего образования с целью получения молодёжью уже в процессе обучения различных дополнительных квалификаций.

В Национальных проектах Чувашской республики в сфере образования обозначены тенденции модернизации системы высшего образования -приоритетные национальные проекты в области профессионального образования предписывают ориентировать учащихся на смыслопоисковое обучение. Знание при этом может быть полноценным в том случае, когда включен в процесс усвоения механизм развития личности студента в соответствии с его национальным мировоззрением и с учётом национально-региональных особенностей республики (102, 103). При этом совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов предполагает создание широкого поля возможностей для получения дополнительных профессиональных квалификаций в соответствии с регионально-этническими особенностями вуза, а также с национально-региональным компонентом содержания образовательных программ.

В этой связи особое значение приобретают педагогические исследования, направленные на разработку современного содержания и технологии процесса формирования эстетических ценностей у студентов в системе вузовского образования. Анализ последнего периода развития нашего общества говорит нам о неравномерности развития образования. Это связано с его определяющими новыми социально-экономическими

условиями, в связи с чем возрастает роль и значение личности человека, жизненные ориентиры которого определяются ценностями эстетическими.

Осмысление социально-культурного опыта предыдущих эпох и современности позволяет сделать вывод, что, несмотря на успехи современной западной цивилизации в области техногенного развития и во внешне более благополучном образе жизни, идеология потребительского общества и массовой культуры Запада способствует нарастанию глобальных кризисов в области культуры.

В последние годы из большинства проблем, обозначенных оргкомитетом Международной конференции по проблемам социологической теории (Кембридж, август-сентябрь 2000 г.), наиболее актуальными признаны те, которые связаны с подменой целеустремлённого творческого начала молодёжи визуальной культурой. Это привело к угасанию у молодёжи интереса к истории и культуре родного края, пренебрежению к своему этносу, к кризису системы образования и культуры, проявилось в кризисе знаний о многовековой культуре, народной исторической памяти, истории, нарушилась система воспроизводства знаний и нравственных установок. Поэтому изучение и осмысление социально-культурного опыта системы народной педагогики и её воспроизведения, возрождение народных традиций, народных ремёсел, эстетики народного искусства необходимы в деле формирования у студенческой молодёжи национального менталитета.

Кроме того, для формирования новой мировой цивилизации необходима пропаганда знаний о прогрессивных исторических событиях и особенностях культуры разных народов, что способствовало бы разностороннему гармоничному развитию как стран сообщества, так и каждой личности, приобщению её к высоким достижениям отечественной и мировой культуры. Поэтому стратегия педагогического образования нашего государства в XXI веке направлена на преодоление кризиса культуры, образования и духовности. В ее реализации необходимо обеспечить эстетическое воспитание студенческой молодёжи средствами народного

прикладного искусства, когда усвоение народных ценностей обогащает каждого, когда принцип преемственности предыдущих поколений последующими является важнейшим направлением национальной педагогической культуры. Однако необходимо понимать, что формирование национальной культуры у студентов происходит в поликультурной среде, а ценности каждой этнической культуры специфичны, ценны и отличаются по содержанию и приоритетности от национальных ценностей других этносов. Поэтому приобщение молодёжи к этнокультурным ценностям своего народа - это решающий фактор их интегрирования в полиэтническую культуру страны.

С древнейших времён проблема использования национальной культуры в эстетическом воспитании молодёжи волновала великих мыслителей Аристотеля, Демокрита, Платона и др. В их трудах придавалось огромное значение чувствам, эмоциям, душе, познанию мифов, легенд, ремёсел в деле нравственного и эстетического воспитания молодого поколения.

Период культурологического подхода в философии педагогики и в педагогической науке XVIII - XIX веков характеризуется изучением идей развития культуры в историческом срезе с учётом национальных особенностей и с учётом эволюции таких национальных ценностей, как религия, нравственность, эстетика социальных ценностей. Научные труды о формировании эстетических способностей молодёжи, об освоении народного искусства и разнообразных ремёсел в процессе учебной деятельности нашли отражение в трудах педагогов-философов ЯЛ. Коменского (97, 98), Ж.Ж. Руссо (93), Д. Локка (123, 124), И.Г. Песталоцци (151, 152), И. Канта (87), Г.В. Гегеля (56) и др. Благодаря их трудам в области научной и педагогической деятельности в обществе создавались педагогические теории, которые формировали идеи сотрудничества педагогики и культурологии.

Взглянуть шире на проблему эстетического воспитания и определить значение и роль народного искусства в воспитании и развитии творческого потенциала молодёжи помогли нам труды русских педагогов В.Г.Белинского, В.И.Герцена, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского (205, 206), Н.Г.Чернышевского и др. Русский педагог К.Д.Ушинский выдвинул следующую идею об особенностях народного воспитания: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника» (206, 119).

В развитие педагогики чувашского народа большой вклад внесли народные педагоги из крестьян СМ. Михайлова-Яндуш и С. Иванов. С.М.Михайлов-Яндуш собрал научный материал по этнографии, истории и фольклору чувашского, марийского и русского народов, в котором отмечена необходимость приобретения общего образования и трудовых, художественных и ремесленных навыков крестьян, в результате чего, по его мнению, обычно и происходит формирование и развитие личности (131, 24). *

Важнейшим действенным средством развития и воспитания молодёжи в народной педагогике считались художественные ремесла, развивающие эстетические чувства и мышление. В педагогическом творчестве чувашского просветителя И.Я.Яковлева эстетическое воспитание будущих учителей чувашской школы было поставлено в один ряд с умственным развитием. Для этого в деятельности Симбирской чувашской учительской школы были активно использованы сокровища чувашской народной педагогики и народного искусства.

Учебно-воспитательные традиции чувашской этнопедагогики рассмотрены в трудах чувашских учёных И.Я. Яковлева (227, 228, 229), В.К. Магницкого, Н.В. Никольского, Н.И. Ашмарина (20, 21), Д.Е. Иванова, В.Ф. Каховского.

В последние годы процесс формирования эстетической культуры у студентов на основе народного прикладного искусства получило многостороннее теоретическое обоснование. В диссертационных исследованиях Х.М. Дикинова, Т.Н. Иванова, A.M. Кадырова, Л.В. Кузнецовой, Г.А. Никитина, Н.Б. Смирновой, М.Г. Харитонова, А.А. Ефимовой, О.И Голованёвой и др. разработаны программно-методические варианты совершенствования и повышения эстетической культуры молодёжи разных регионов Российской Федерации на традициях народной педагогики.

Важными для нашего исследования являются исследования на следующие темы: сущность национальной социализации личности (Ш.М. Алиев, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв); анализ, структура, классификация ценностных ориентации этноса (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов); методологические подходы к формированию ценностных ориентации этноса (В.М. Богуславский, Н.Д. Никандров); теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности (Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова, Н.А. Корякина, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов); учебно-воспитательный процесс художественных традиций чувашской этнопедагогики (И.Я. Яковлев, В.К. Магницкий, Н.В. Никольский, Н.И. Ашмарин, Д.Е. Иванов, В.Ф. Каховский, Г.Н. Волков); теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности и поликультурного воспитания молодёжи (Г.Н Волков, Х.М. Дикинов, Т.Н. Иванов, A.M. Кадыров, Л.В. Кузнецова, Н.Б. Смирнова, М.Г.Харитонов, А.А. Ефимова, О.И. Голованёва); создание моделей процесса национального воспитания (М.Б. Кожанова, Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов, М.В. Чернова); разработки возрождения и освоения технологий чувашских народных ремёсел, способов их популяризации и практического применения в эстетическом воспитании молодёжи (Е.И. Ефремова, Е.Н. Жачева, А.И. Ильбекова, В.А. Минеева).

Основой внутренней предпосылки формирования духовных ценностей молодёжи является развитие эстетических чувств и представлений на

примере богатства художественных впечатлений. В этом неоценимую роль играет самое испытанное поколениями и естественное средство - народное прикладное искусство, воспитывающее красотой предметов народного творчества и целесообразностью народных ремёсел. Народное прикладное искусство во все времена привлекало возможностью его воспроизводства, творческого созидания, что делало его демократичным и универсальным видом творчества. Чтобы использовать педагогические и эстетические возможности чувашского народного прикладного искусства в процессе формирования эстетической культуры студентов, необходимо ввести его в сферу учебно-воспитательного процесса вуза, что способствовало бы выпускникам вузов гуманитарных специальностей дальнейшей трудовой деятельности и получении дополнительных профессиональных квалификаций.

Проблема формирования эстетической культуры у студентов средствами чувашского народного прикладного искусства актуализирует научно-методические разработки, направленные на освоение чувашского народного прикладного искусства в учебно-воспитательный процесс вуза. Введение курса специализации «Народный костюм и ремёсла» позволит выпускникам вузов расширить профессиональные возможности в качестве специалистов по чувашской филологии с определённым уровнем развития духовно-нравственных качеств, обладающих высокой эстетической культурой, вкусом, пониманием прекрасного, умением создавать предметы прикладного характера.

Актуальность темы исследования определяется существующим противоречием между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования эстетической культуры у студентов средствами народного прикладного искусства, и недостаточной её научно - методической разработанностью для системы высшего образования, в частности для подготовки специалистов по чувашской филологии.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.

Цель исследования - выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.

Объект исследования - процесс формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии.

Предмет исследования - педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.

Гипотеза исследования основана на том, что эффективности процесса формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства будет способствовать реализация следующих педагогических условий:

- разработка и внедрение в практику модели формирования
эстетической культуры у студентов, включающей цель, принципы, задачи,
приоритетные направления, формы и методы, результат;

создание благоприятной творческой обстановки, обеспечивающей активность студентов, их развитие и самореализацию в процессе изучения чувашского народного костюма, как необходимой базы для будущей профессиональной деятельности;

обеспечение необходимого теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по формированию эстетической культуры у студентов;

осуществление диагностики уровня сформированности эстетической культуры у студентов на основе разработанных критериев.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

  1. Раскрыть и охарактеризовать педагогический потенциал народного прикладного искусства как средства формирования эстетической культуры у студентов.

  2. Разработать и практически реализовать модель формирования эстетической культуры студентов средствами народного прикладного искусства, включающую: цель, задачи, приоритетные направления, средства и методы, планируемые результаты.

  3. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у студентов, будущих специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.

  4. Определить критерии оценки сформированности эстетической культуры студентов.

Методологической основой исследования являются: программно -нормативные документы (Закон Российской федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Закон Чувашской Республики «Об образовании»); фундаментальные положения о роли народных традиций и ценностей в обучении и воспитании студентов; концепции личностно - деятельностного и системного подходов в образовании.

В разработке проблемы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов:

- теоретико-поисковый анализ философской, социологической, науковедческой, психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования;

исторически-эволюционный, историко-педагогический анализ историографических, научно-педагогических этнографических источников, архивных документов (ЦГА ЧР, ЧГГИ, ЦГАУ, ЧГХМ, ЧНМ), материалов системы образования ЧР;

сравнительно-сопоставительный анализ, системно-структурный анализ различных подходов к проблеме формирования эстетической культуры;

- ретроспективный анализ и изучение продуктов деятельности
студентов, наблюдение занятий, обобщение и описание передового опыта
преподавателей;

- опытно-экспериментальная работа, анкетирование, непосредственная
преподавательская деятельность автора, качественный и количественный
анализ результатов экспериментальной работы с применением методов
математической статистики и др.

Экспериментальной базой исследования стали ГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова», факультет чувашской филологии и культуры, кафедра чувашской филологии и истории Батыревского филиала. В эксперименте приняло участие 100 человек.

Хронологические рамки исследования охватывают 1990 - 2007 гг. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (1990-2000 гг.) - поисково-теоретический - посвящен изучению состояния проблемы, анализу философской, социологической, этнопедагогической, методической литературы по теме исследования, формированию общей идеи предстоящего исследования, вхождению в различные аспекты проблемы, оценке современного состояния проблемы изучения народного прикладного искусства и освоение различных видов народных ремёсел.

Второй этап (2000-2005 гг.) - опытно-экспериментальный - был связан с проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

В данный период были выявлены типичные трудности преподавателей вуза в процессе формирования эстетической культуры у студентов средствами чувашского народного прикладного искусства; внедрялась авторская программа «Народный костюм и ремёсла».

На третьем этапе (2005-2007 гг.) была осуществлена качественная и количественная обработка экспериментального материала, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование основных теоретических выводов и научно-методических рекомендаций, завершение оформления диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём:

выявлен педагогический потенциал чувашского народного прикладного искусства как эффективного средства формирования эстетической культуры у студентов;

- разработана и реализована модель процесса формирования
эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами
чувашского народного прикладного искусства, представляющая собой
целостную систему, основными компонентами которой являются цель,
задачи, содержание формы, методы, средства обучения и воспитания,
результат деятельности;

- определены критерии сформированности эстетической культуры у
специалистов по чувашской филологии (когнитивный - теоретические
знания о народном прикладном искусстве, народном костюме, народных
ремёслах; практический - освоение и овладение народными ремёслами;
креативный - развитие творческого потенциала студентов в области
народного прикладного искусства);

выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами чувашского прикладного искусства (разработка и внедрение в учебный процесс программы специализации «Народный костюм и ремёсла»; создание благоприятной творческой обстановки, обеспечивающей активность, самореализацию в области чувашского народного прикладного искусства; осуществление диагностики уровня сформированности эстетической культуры у студентов).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- уточнены и расширены представления о процессе формирования у
студентов - филологов эстетической культуры средствами чувашского
народного прикладного искусства;

внесены дополнительные элементы в теорию и методику их профессионального образования;

создана теоретико-методическая основа для новых исследований проблемы формирования эстетической культуры у студентов средствами чувашского народного прикладного искусства.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза авторская программа «Народный костюм и ремёсла», которая может быть использована в вузовской образовательной практике на гуманитарно-художественных факультетах, а также в системе повышения квалификации г учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования. Материалы исследования могут быть полезными в практической деятельности педагогов в области чувашского народного прикладного искусства и при разработке содержания национального регионального компонента вузовского образования. Основные научно-методические идеи исследования нашли реализацию в учебно-воспитательном процессе Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

Достоверность результатов и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены исходными методологическими позициями на всех его этапах, глубоким анализом предмета исследования, логической структурой его построения, применением теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, многолетней практической деятельностью автора, значительным охватом числа студентов в проведении педагогического эксперимента, использованием результатов исследования в вузах и школах Чувашской Республики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты нашли отражение в программе спецкурса «Народный костюм и ремёсла», в научных статьях, докладах и тезисах докладов автора. Ход исследования, его результаты проверялись в процессе опытно-экспериментальной работы, чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий в Чувашском государственном институте образования, Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова на факультетах «Дизайн и компьютерные технологии», чувашской филологии и культуры, на кафедре чувашской филологии и истории. Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультетов чувашской филологии и культуры, дизайна и компьютерных технологий, филиала в селе Батырево Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Чувашское народное прикладное искусство как национальный историко-культурный феномен имеет большой педагогический потенциал, заключающийся в возможности воспитания красотой и целесообразностью изделий традиционных ремесел, научении разнообразным трудовым навыкам студентов, что способствует формированию у них целостного представления о человеке как о представителе своего народа, пониманию художественно-эстетических традиций этноса, его философии, нравственных представлений. На этой основе формируется эстетическая культура студента, включающая комплекс знаний, представлений о прекрасном в жизни и искусстве, эстетические потребности и предпочтения, творческую деятельность по преображению действительности по законам красоты, обеспечивающей жизненное самоопределение и профессиональную реализацию.

  2. Эффективность формирования эстетической культуры будущих специалистов по чувашской филологии обеспечивается реализацией модели процесса формирования эстетической культуры средствами народного прикладного искусства, включающей цель - формирование эстетической культуры средствами народного прикладного искусства; задачи - вооружить

студентов теоретическими знаниями о чувашском народном прикладном искусстве; обучение практическому владению различными видами народных ремёсел: формирование их духовно-нравственных качеств; принципы, содержание, формы, методы, результат.

3. Необходимыми педагогическими условиями, способствующими повышению эффективности формирования эстетической культуры студентов-филологов средствами чувашского народного прикладного искусства, являются:

- реализация модели формирования эстетической культуры студентов,
представляющей собой целостную систему, основными компонентами
которой являются: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и
результат;

создание благоприятной морально-психологической обстановки, обеспечивающей активность студентов, их саморазвитие и самореализацию в области чувашского народного прикладного искусства;

повышение теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по формированию эстетической культуры студентов средствами чувашского народного прикладного искусства;

- осуществление диагностики уровня сформированности эстетической
культуры у студентов.

Структура диссертационного исследования определяется логикой исследования и поставленными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Библиографический список состоит из 254 наименований. Диссертация включает в себя 1 схему, 20 таблиц, 1 диаграмму. В конце диссертации представлен дополнительный материал в виде 9 приложений.

Сущность и содержание понятия «эстетическая культура» студента

Как показывает мировая и отечественная практика, эстетическая культура является специфической формой отражения действительности, благодаря воздействию на чувства человека она способна влиять благотворно на формирование и становление личности в процессе учебно-воспитательной деятельности.

В педагогической литературе достаточно большое внимание уделяется проблеме формирования эстетической культуры молодежи. Определяя сущность и специфику формирования эстетической культуры студента, необходимо раскрыть значение таких понятий, как «студенческий возраст», «эстетическая культура студента». Особенности «студенческого» возраста интересует нас прежде всего сознательностью мотивов поведения, укреплением таких черт характера, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость и является наиболее благоприятным для формирования эстетической культуры и развития творческих возможностей студентов.

Для того чтобы объективно разобраться в актуальных проблемах формирования эстетической культуры у студентов-гуманитариев средствами чувашского народного прикладного искусства, нами рассмотрены такие ключевые для исследования понятия, как «культура», «эстетическая культура», «народная культура», «этническая и национальная культура», «эстетическая культура студента», «студенческий» возраст» и его значимые особенности.

На протяжении столетий человека волновало эстетическое познание мира. Современное определение предмета «эстетика» формулируется как «наука о выражении, т. е. нераздельном и целостном единстве всего внутреннего и внешнего: идеи и материи, формы и содержания, явления и сущности. В этом случае чувственная оболочка материи или явления служит выражением содержания» (143, 3 - 12).

Эстетика относится к гуманитарным наукам и предполагает особый способ постижения своего предмета через переживание. Предмет изучения эстетики - мир выразительных форм материального и социально-духовного, связь чувственно воспринимаемой действительности и символически-духовного содержания. Поэтому наука эстетика принципиально отлична от точных естественных наук и раскрывает свой предмет посредством категорий. Категории эстетики направлены на чувственно воспринимаемую форму, включают в себя личностные переживания, доступные всем людям. Особенность эстетических категорий - их тесная связь чувственно-эмоционального настроя с подготовленностью субъекта к восприятию действительности. Эстетические категории (143, 12-25) - особые формы восприятия реальности внутри сознания человека, они являются наиболее фундаментальными и узловыми понятиями эстетики и отражают многообразие независимо существующего мира. Категории эстетики включают в себя личностные переживания человека и определяют: 1) объективное состояние (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое); 2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство); 3) социально-художественная жизнь (искусство, художественный образ, творчество, народное искусство).

Из общего числа эстетических категорий социально-художественной жизни необходимо особо выделить категорию «народность», ибо народ -созидатель, носитель, хранитель культуры, вырабатывающий и сохраняющий в памяти все предпосылки искусства, участвующий в самом процессе художественного творчества, включающий в себя национальную самобытность, суть души народа.

Кроме того, эстетические явления народного искусства требуют тщательного изучения низшей генетической границы, глубины духовной культуры и всех эстетических процессов прошедших эпох, сопоставляя их с современными формами творческой деятельности, так как компоненты эстетического сознания вплетены в эстетическую практику различных народов через мифологию, религиозные и философские представления, через практику повседневной жизни.

Существующий в эстетической культуре менее подвижный народно-мифологический слой, сохраняясь, переходит из эпохи в эпоху, благодаря художественным ценностям, выраженным в национальной форме народного искусства. Мифологическое в этом слое связано с первоначальным осмыслением человеком связи между ним и природой, а затем осмыслением социальных и духовных отношений. Это художественно-образное отображение мифом связи человека и природы сохраняется в народном искусстве постоянно. Мифология выступает как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Педагогический потенциал чувашского народного прикладного искусства

Становление и развитие любого человека начинается с усвоения культуры социума, к которому он принадлежит, а именно - этнического сознания, традиций, родного языка, национальной культуры, народного прикладного искусства, сохранению типичных черт, характеризующих этнос. Во все времена задачи передачи духовных ценностей следующему поколению имели огромное значение.

Эстетическое воспитание молодого поколения серьёзное и ответственное дело, ибо молодёжь - это наше будущее, которое необходимо соединить с нашим великим прошлым. От того, как студенты будут относиться к своим корням, зависит многое, в том числе и психологический комфорт нации. Поэтому необходимо бережное отношение к любой крупинке чувашского национального наследия, характеризующееся народной образной насыщенностью, безукоризненностью вкуса, отражённом в народном костюме, песнях, легендах, пословицах, поговорках, обычаях, традициях.

Педагогические возможности чувашского народного искусства изучаются, разрабатываются, дополняются, они играют ведущую роль в этнопедагогической деятельности ведущих педагогов республики. Педагогический потенциал народного прикладного искусства способствует чёткому представлению о культурном наследии чувашского народа в области народного прикладного искусства, развитию народного творчества в системе материальной культуры, формированию целостного представления о человеке как о представителе своего народа, пониманию художественно-эстетического вкуса этноса, его философии, нравственных представлений.

Сфера формирования этнокультуры любого народа - это быт, родной язык, повседневное сознание и поведение, отношение к окружающей среде. Благодаря постоянной повторяемости эта деятельность закрепляется в сознании как норма, порядок, гарантия благополучия, опыт, который передаётся из рук в руки от поколения к поколению. Это позволяет цементировать традиционную культуру, отражать целостность физической, биологической, психической структур самого человека, единство человеческой психики и общих закономерностей эволюции культуры.

На современном этапе социально-экономического развития общества наблюдается стремление этносов сохранить свою самобытность и традиции, развёрнута пропаганда знаний об особенностях культуры разных народов, издаётся литература о народном искусстве, народные мастера-прикладники делятся секретами своего мастерства. Жизнь народного искусства в современном обществе, сохранив в своих образах цельность фольклорного мироощущения, представляет уникальное явление и требует тщательного изучения.

Как в целом народное искусство развивается на протяжении веков, так и традиции чувашского народного творчества восходят к глубокой древности. Оно развивались в тесном контакте и во взаимодействии с культурами соседних народов, оттачивая и кристаллизуя своё национальное чувство красоты. В содержании народных символов формировались коллективные космогонические представления о мире, что порождало предметно-пространственное единство человека и природы. Культура формы, ритма, цвета, узора вышивки рождалась из образного познания мира. Этот образный мир народного творчества отрабатывался веками, переплавляясь в художественные принципы. Тесно связанное с трудом, народное искусство развивалось в единстве с ритуалами, обычаями и праздниками как проявлениями народной культуры.

Планирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства

Учёт разной степени возможностей студентов в освоении учебного материала по изучению чувашского народного искусства позволяет максимально использовать творческий потенциал студенческой молодёжи в соответствии с их возможностями и добиваться наибольшей отдачи в процессе изучения курса специализации «Народный костюм и ремёсла».

Проектирование программы курса специализации «Народный костюм и ремёсла» начиналось с изучения в 1990 году влияния творческой деятельности в области народных ремёсел на формирование эстетической культуры школьников на базе изокружка Дома Творчества Юных Московского района и кружка «Национальный костюм и ремёсла» школы № 59 города Чебоксары Чувашской Республики. Благодаря кружковым занятиям шились чувашские народные костюмы и создавались всевозможные украшения, изучалась эстетика народного искусства, проводились концерты фольклорной песни, где дети выступали в чувашских нарядах, изготовленных своими руками. Предполагалось активное участие воспитателей, воспитанников и их родителей, происходило самоопределение и самоутверждение личности каждого члена коллектива через эстетическую деятельность. Формы работы были разнообразные, но результат деятельности всех членов кружка «Народный костюм и ремёсла» - это концерты и праздничные мероприятия в ДТЮ, в которых был задействован, как правило, весь коллектив.

Институт Усовершенствования Учителей изучил методику деятельности кружка по изучению народного костюма и освоению народных ремёсел, программу «Народный костюм и ремёсла». Кафедра культуры Института Усовершенствования Учителей Чувашской Республики с 1990 по 1995 год провели серию научно-практических конференций для учителей сельских школ и мастер-классы народных ремёсел для передачи практических навыков кружковой работы.. Цель этой работы -формирование взглядов на роль и место данной программы в формировании эстетической культуры и развитии личности учащихся. Опыт показал, что важнейшее условие эффективного использования методики «Народный костюм и ремёсла» - создание и функционирование подобных объединений в школах, ДТЮ и др., тесная связь с народными мастерами для получения нужных консультаций и советов в познании секретов мастерства, участие в фольклорных фестивалях.

Итоги работы были подтверждены присвоением квалификации педагога высшей категории автору данной программы в январе 1994 года.

На основном этапе преподавания в ЧГУ им. И.Н.Ульянова дисциплины «Народный костюм и ремёсла» происходило дальнейшее развитие идеи. На этом этапе произошло её дальнейшее развитие, осуществился переход от научных концепций и методологических разработок к конкретным учебным программам и планам. Студентами факультета чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова в течение пяти лет (1998-2003 гг.) осваивалась программа специализации «Народный костюм и ремёсла», ставшая основой для её дальнейших разработок. В конце 5 курса студенты защитили дипломные работы и получили диплом специализации «Народный костюм и ремёсла», подтверждающий их профессиональный статус.

У студентов кафедры филологии и истории Батыревского филиала ЧГУ была возможность в течение двух лет (2000-2002 г.г.) освоить чувашские женские ремёсла - тканьё поясов, воссоздание девичьих головных уборов «тухья», шитьё и вышивание женских рубах. Студенты-заочники в большинстве своём являлись учителями сельских школ, поэтому весь полученный комплекс знаний мгновенно переносился ими в свои школьные коллективы. Интерес к народному искусству был велик, особо активные воспитанники приезжали на занятия вместе со своими учителями -студентами кафедры чувашской филологии и истории.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства