Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРЬЕРА ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ
1.1. Классическое содержание и эстетико-педагогическая значимость интерьера в контексте историко-культурных эпох 13
1.2. Анализ идейно-педагогической направленности предметно-пространственной среды учебных заведений прошлых столетий 29
1.3. Концептуальные подходы к проблеме в истории педагогических учений и в современных исследованиях 42
1.4. Функциональные особенности интерьера в этико-эстетическом воздействии на учащихся и в создании одухотворённой атмосферы в школе 56
Выводы по первой главе 70
ГЛАВА 2. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ ИНТЕРЬЕРА ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ
2.1 Категориально-понятийные взаимосвязи дизайна с предметами естественно-математического и гуманитарного цикла 73
2.2 Теоретическая модель интегрированного содержания интерьера в развитии проектного мышления учителя 95
2.3 Художественно-педагогические принципы организации предметно-
пространственной среды школьного кабинета 128
2.4 Опытно-экспериментальная работа по внедрению основ дизайна в структуру высшего педагогического образования 137
Выводы по второй главе 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
БИБЛИОГРАФИЯ 167
ПРИЛОЖЕНИЯ 187
- Классическое содержание и эстетико-педагогическая значимость интерьера в контексте историко-культурных эпох
- Анализ идейно-педагогической направленности предметно-пространственной среды учебных заведений прошлых столетий
- Категориально-понятийные взаимосвязи дизайна с предметами естественно-математического и гуманитарного цикла
Введение к работе
Актуальность исследования. Среда обитания человека во все культурно-исторические .эпохи призвана была способствовать формированию и совершенствованию человека как субъекта и объекта познания. В этом смысле среде воспитания и обучения принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом.
Одним из важнейших вопросов преобразования педагогического бытия является формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство её функциональных и этико-эстетических аспектов, имеющих решающее значение в становлении гуманистического сознания учащихся.
История общества равным образом и история образования даёт много примеров того, как перестраивались учреждения и учебные заведения в связи с-утверждением одних идеалов и отказом от других.
И сегодня духовное совершенствование школьно-образовательной сферы предполагает включение всё большего числа предметов художественно-эстетического цикла, в ряду которых дизайнерско-образовательный конструкт занимает решающее место согласно новому Госстандарту образования: основы дизайна включены в педагогическое образование, учителей как начальных, так и старших классов. Учитывая эту объективную реальность современного педагогического образования, представленная работа являет собой реализацию задачи подготовки учителя средствами дизайна, один из видов которого представляет дизайн школьного интерьера. Школьный интерьер как элемент материальной и духовной культуры общества является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, инженерной психологии, архитектуры, дизайна, физиологии, изобразительного искусства.
В философии влияние предметной среды на мироощущение и миропонимание человека рассматривалось в трудах классиков философии - Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля и др.
В педагогических трудах воспитанию средствами предметной среды уделяли внимание Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.П. Чистяков и др.
Психолого-физиологическим аспектам проблемы воздействия интерьера на душевное состояние человека посвящены труды И.П. Павлова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, СВ. Кравкова, Л.А. Орбели и др.
В инженерной психологии взаимодействие человека с техническими средствами в процессе его деятельности в производственной среде исследовали Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Ошанин, С.Г. Геллерштейн, Д.Ю. Панов, В.Р. Гарнер, СТ. Морган, П.М. Фиттс и др.
С позиций рационализма и эстетической выразительности интерьер изучался такими дизайнерами, как В. Гропиус, Г. Майер, П. Беренс и др.
В изобразительном искусстве предметно-бытовая среда как отражение духовного мира человека запечатлена в произведениях известных художников: Леонардо да Винчи, П. Де Хоха, П.А. Федотова, Г. Метсю, Д. Веласкеса, Ж.-Б. Шардена, Я. Ван Эйка и др.
Научную значимость для нашего исследования имеет рассмотрение проблемы в контексте современных философских аспектов гуманитаризации профессионального образования (А.С Гаязов, И.Ф. Исаев, З.Г. Нигматов, В.А. Сластенин, B.C. Хазиев, Э.Ш. Хамитов и др.) и педагогико-культурологических подходов (В.Л. Бенин, B.C. Библер, Т.В. Шуртакова и
ДР-)-
Современные исследования определяют интерьер класса как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися.
Вместе с тем, значение воздействия интерьера в обучении педагогическим дисциплинам не получило глубокого теоретического и практического развития. Нередко предметно-бытовая обстановка помещения школы ограничивает-
ся решением утилитарной, технической задачи без попытки создать полноценную, эстетически организованную и облагороженную среду для занятий. В системе высшего образования значение проектирования предметной среды по-прежнему недостаточно учитывается. В настоящее же время образованность человека без понимания проектно-художественных, материально-пространственных и предметно-средовых характеристик и ценностей уже невозможна.
Наиболее актуальным является этот вопрос в подготовке будущего педагога как носителя знаний не только по своей специальности, но и личности, владеющей основами дизайна. Для него это означает грамотно, опираясь на законы дизайна, организовать предметную среду в учебном заведении. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы педагог смог красиво и целесообразно оформить интерьер своего класса: оптимально организовать предметную среду как основу эффективной работы учащихся.
Противоречия между современными требованиями системы образования
и просвещения к дизайнерской организации школьных кабинетов как духовно
го бытия учащихся и недостаточной разработанностью содержания и методов
развития дизайнерских умений и навыков будущего учителя; а также между
полифункциональными возможностями воздействия предметно-
пространственной среды на сознание личности, на эффективность обучения и воспитания и неадекватным их осмыслением в практике педагогической деятельности обусловили выбор проблемы и темы нашего исследования: «Формирование дизайнерских умений и навыков учителя в организации предметно-пространственной среды школьных кабинетов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание и методы формирования дизайнерских умений и навыков учителя в организации предметно-пространственной среды школьных кабинетов.
Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя средствами дизайна в условиях педвуза.
Предмет исследования: процесс формирования дизайнерских умений и навыков учителя в организации предметно-пространственной среды школьных кабинетов.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование дизайнерских умений и навыков в контексте педагогического образования высшей школы будет соответствовать современным образовательным требованиям и обогатит профессионально-педагогическую подготовку учителя, если:
осуществить интегративный подход к исследованию в системе фило-софско-культурологических, искусствоведческих и психолого-педагогических наук, а также в контексте отечественных и зарубежных художественно-педагогических школ различных историко-культурных эпох, положенный в основу определения содержания, методов развития дизайнерских умений и навыков учителя;
раскрыть педагогическую значимость, полифункциональные особенности дизайна и его категориальную взаимосвязь с дисциплинами предметных блоков в структуре профессионально-педагогической подготовки учителя с учётом специальностей;
реализовать процесс включения основ дизайнерского проектирования предметной среды в систему вузовского педагогического образования с учётом междисциплинарных связей и специфики предметного и профессионально-педагогического блоков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:
1. Изучить философскую, психологическую, педагогическую, искусствоведческую литературу и проанализировать педагогическую практику по теме исследования с целью:
- определения теоретической базы исследования;
- выявления функциональных и целевых особенностей воздействия
интерьера класса на процесс учебной деятельности;
- выделения совокупности педагогических и дизайнерских знаний, умений и навыков студентов и выявления критериев их оценки.
Разработать, обосновать и апробировать теоретико-прикладную модель интегрированного содержания интерьера школьного кабинета в формировании проектного сознания и воспитании проектной культуры будущих учителей.
Осуществить экспериментальную проверку эффективности содержания и методов дизайнерского обучения и воспитания.
Предложить научно-практические рекомендации учителям школ, студентам педагогических вузов по совершенствованию процесса профессиональной подготовки с учётом специфики организации предметно-пространственной среды школьного кабинета.
Методология исследования базируется на важнейших философских, психолого-педагогических положениях: диалектики бытия и сознания (Сократ, Аристотель, Г.-В.-Ф. Гегель, Ф. Энгельс и др.); учений об искусстве как форме сознания и реализации духовно-сущностных и индивидуально-творческих возможностей личности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Н.К. Крупская, и др.); о взаимодействии и взаимной «дополнительности» науки и искусства, ин-тегративном подходе к раскрытию проблем гуманитарных наук (Леонардо да Винчи, И.Т. Фролов и др.); о развитии мировоззренческих основ науки и искусства, гуманистически ценностных ориентациях в образовательных структурах (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); эстетики как гносеологии искусства, аксиологии общечеловеческих ценностей, теории эстетической деятельности (М.В. Алпатов, Ю.В. Борев, А.И. Буров, А.Ф. Лосев и др.); о полифункциональности искусства (Ю.В. Борев, М.С. Каган и др.); о единстве логического, образного и исторического подходов (Леонардо да Винчи, Г.-В.-Ф. Гегель, И.Т. Фролов и др.); связи научного познания с критерием красоты (Леонардо да Винчи, И.Т. Фролов и др.); педагогической значимости искусства, синтезе принципов художественной и педагогической деятельности (Э.Т. Ардаширова, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачёв, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Н.Н. Ростовцев и др.); психологии воздействия ис-
кусства на сознание и подсознание (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божо-вич, А.Н. Леонтьев и др.); теории дизайна как процесса творческой деятельности, направленной на формирование и упорядочение предметно-пространственной и образовательной среды (В. Гропиус, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, Ю.С. Сомов и др.).
Для решения обозначенной проблемы был применён комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования: изучение философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; теоретический поиск (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, установление диалектических причинно-следственных, историко-логических связей); анализ реального педагогического процесса (ознакомление с программами по педагогике, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов проектно-художественной деятельности студентов); эксперимент и опытная проверка; статистическая, математическая и графическая обработка результатов эксперимента.
Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2004 годы.
Первый этап (2000 - 2001 г.г.) - поисково-подготовительный - посвящен: изучению и теоретическому анализу философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, отражающей проблемы использования дизайна в процессе обучения и воспитания; определению предмета исследования, его гипотезы и задач; разработке экспериментальной программы спецкурса; проведению констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня художественных знаний и проектных умений студентов; выявлению интересов, творческих способностей будущих учителей.
На втором этапе (2001 - 2002 г.г.) - опытно экспериментальном - продолжалось теоретическое осмысление и обобщение материала; проводился формирующий эксперимент на базе Башкирского государственного педагогического университета с целью проверки экспериментальной программы спец-
курса «Основы дизайна в подготовке будущего учителя» и методических рекомендаций к нему; сбор данных по второму этапу эксперимента; выявление знаний, умений и навыков студентов в области дизайнерского искусства (ис-торико-теоретические знания и художественно-практические умения) в их приложении к сфере специальных дисциплин путём анкетирования, тестирования, анализа и оценки творческих работ.
Третий этап (2002 - 2004 г.г.) — заключительно-обобщающий - включал систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; обоснование теоретических положений по использованию дизайна во всестороннем развитии личности учителя любой специальности; подтверждение общих выводов исследования и оформление текста диссертации.
Исследование выполнено на базе Башкирского государственного педагогического университета и Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на следующих факультетах Башкирского государственного педагогического университета: физико-математическом, психологии и педагогики, социально-гуманитарном, естественно-географическом и художественно-графическом, физической культуры, историческом, филологическом, музыкальном, факультете иностранных языков.
Исследованием были охвачены студенты со второго по пятые курсы очного и заочного (учителя школ и воспитатели детских садов) отделений названных факультетов - всего 700 человек.
Личное участие соискателя состояло в теоретической и практической разработке основных идей и положений исследования, внедрении его результатов в педагогическую деятельность в вузе, а также в организацию работы кружка «Юный дизайнер» при Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМІЮ).
Научная новизна заключается в том, что:
1. Раскрыта концептуальная основа интерьера в соотнесённости с его мировоззренческой, идейно-педагогической предназначенностью.
2. Систематизирован и обобщён классический опыт воздействия предмет
но-пространственной среды интерьера на формирование сознания и мировоз
зрения личности в мировой художественной и педагогической практике.
Определена функциональная специфика использования интерьера в процессе подготовки учителей естественно-математических и гуманитарных дисциплин.
Выявлены категориальные связи дизайна школьного интерьера с предметами естественно-математического и гуманитарного цикла.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Разработана теоретическая модель интегрированного содержания интерьеров школьных кабинетов в отличие от других сфер применения интерьера.
Раскрыт синтез художественных и педагогических принципов организации предметно-пространственной среды школьного кабинета.
Дана педагогическая интерпретация понятий «проектное сознание», «проектное мышление» и «проектная культура» с учётом их включения в школьную среду.
Осуществлена дифференциация значений понятий «проектное сознание» и «проектная культура» применительно к профессиональной деятельности учителя естественно-математических и гуманитарных дисциплин.
Установлены дидактические, дизайнерские требования к интерьеру и оборудованию школьных кабинетов.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработан учебно-методический комплекс по интеграции дизайна с естественно-математическими и гуманитарными дисциплинами, включающий программу спецкурса «Основы дизайна в подготовке будущего учителя» и учебно-методическое пособие к нему для учителей всех специальностей, в котором изложены основные дизайнерские и педагогические принципы, законы, методы организации предметно-пространственной среды школьного кабинета.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается выбором методологической основы и группой теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, достаточной экспериментальной базой, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, статистической, математической, графической их обработкой, длительным характером исследования, достаточным опытом работы диссертанта в качестве преподавателя педагогического университета.
На защиту выносятся следующие положения:
Содержание и методы развития дизайнерских умений и навыков будущего учителя, позволяющие обогатить и расширить профессионально-педагогическую подготовку учителя согласно требованиям современного педагогического образования.
Историко-теоретическое обоснование использования основ дизайна в системе педагогического образования с учётом полифункциональных особенностей дизайна и категориально-понятийных взаимосвязей с дисциплинами предметного и профессионально-педагогического блоков.
Включение основ дизайна построено в логической соотнесённости с разработанной интегративной художественно-педагогической структурой в её истории, теории, динамики с учётом дифференцированного подхода к специальностям и приложения к современным проблемам подготовки учителя.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр: эстетического образования, общей и специальной психологии, научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета; художественного и социально-педагогического образования Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права, на Всероссийской научно-практической конференции «Арзамасская школа живописи А. В. Ступина и художественное образование в России» (Арзамас, 2002), на Третьем Съезде российского Психологического общества «Психология и
культура» (Санкт-Петербург, 2003), на межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов высших и средних специальных учебных заведений» (Орёл, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К.Д Ушинского и современные проблемы модернизации образования» (Москва, 2004) и др.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Классическое содержание и эстетико-педагогическая значимость интерьера в контексте историко-культурных эпох
Проблема организации предметной среды в образовательном процессе предполагает ее раскрытие в свете современных требований подготовки учителя в соответствии и с учетом тенденций развития мировой педагогической науки.
Эстетический фактор организации интерьера выступает организующим началом и одним из важнейших критериев оптимизации учебного процесса.
Интерьер учебного заведения призван аккумулировать духовные идеи субъекта познания и трансформировать их в нравственно-эстетические ценности, детерминированные не только воздействием педагога, но и характером организации внутренней среды класса. В этом смысле он служит средой для регенерации сознания и самосознания учащихся для творчески ориентированного самоутверждающего и мироутверждающего глубинного общения. При этом источником зарождения такого отношения является именно духовно-творческая организация предметной среды учебного кабинета, направленная и обращенная на культивирование культурной и творческой коммуникации у субъекта образовательного процесса, формирование его мировоззренческих позиций, всесторонней образованности.
Всесторонняя образованность предполагает интегральное развитие человека, его приобщения к историческим и культурными традициям, понимание и принятие чужой культуры, способность аккумулировать связь всех форм и явлений действительности: взаимодействия и взаимовлияния искусств и наук и их единства и взаимоотношения в структуре культуры, образования и сфере материального производства.
Одним из направлений, в формировании всесторонне развитой личности, является интеграция, сближение искусства и науки, синтез искусств, междисциплинарный подход в познании естественно-математических, гуманитарных и художественных дисциплин.
Единение искусства и науки имеет глубокие исторические предпосылки и позволяет рассмотреть их логику развития и соотношение, используя исторический подход. В этом отношении интерьер школьного кабинета, являясь результатом художественного преобразования среды на основе данных научных дисциплин (педагогики, психологии, математики, геометрии, перспективы, и т.д.), позволяет проанализировать его содержание в контексте исторических эпох.
Наш анализ интерьера охватывает следующие эпохи: первобытное общество, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, эпоха Средневековья и Возрождения. Рассмотрим содержание интерьера в контексте данных эпох подробнее.
С древнейших времен убранство кабинетов имело социальную значимость. Их эстетическая организация являлась отражением жизнеутверждающих идеалов ветвей культуры человечества. Стремление человека к прекрасному, возвышенному, желание создать столь же прекрасный мир и вокруг себя уходит своими корнями в историю человечества. Искусство как одна из форм сознания уже на заре развития человечества трансформирует мысли и чувства человека в нравственный смысл и эстетическую ценность, обретая различные формы истолкования в художественных произведениях мастеров. Ценность искусства определяется многообразием форм прекрасного, которых она генерирует посредством человеческого сознания.
Человечество во все культурно-исторические эпохи развивалось в определенной предметно-бытовой среде, которая своим характером организации влияло на развитие личности человека. Под средой мы понимаем «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности» [40, 359]. Следует подчеркнуть, что сам человек во многом определял этот характер убранства, так как действовал принцип обратной связи отношений «человек-среда», «среда-человек», выражающий основной закон диалектики и означающий, что культура мышления человека определяет мир вокруг него, как и окружающая его среда влияет на воспитание и развитие культурных ценностей человека. Рассмотрим основные стадии развития и эволюцию эстетического вкуса в организации предметно-бытовой среды.
В различные исторические эпохи у каждой цивилизации было свое миропонимание и мироощущение, которое обретало специфичную, присущую обществу той или иной цивилизации форму выражения в организации предметно бытовой среды как зеркала культуры данной цивилизации. Первые инстинктивные попытки эстетического самовыражения нашли свое воплощение в ранних памятниках человеческой культуры и относятся к доисторическому периоду. Обращение к этому времени раскрывает важное начало в эволюции эстетического вкуса человека: уже у первобытного человека сформировывались начальные эстетические потребности, ограниченные только пределами познанного на тот момент окружающего мира. Археологические исследования позволяют сделать заключение, что уже в древнейшую пору человек проявлял интерес к цвету, как основному системному эталону организации предметно-пространственной среды и мог целесообразно его использовать. Об этом свидетельствуют пещерные рисунки, в которых сочетания черного, красного и желтого цветов придавало изображению большую достоверность. Для пещерной живописи использовалась вся возможная на то время цветовая гамма - от различных оттенков желтого до темно-красного. Этот цветовой диапазон человек получал путем изменения с помощью огня оттенков природной охры. Настенные росписи пещер, предметы утилитарного назначения были первыми попытками эстетически облагородить пространство человека, заложить начальную эстетическую составляющую реакции человека на цвет, форму, пространство.
Анализ идейно-педагогической направленности предметно-пространственной среды учебных заведений прошлых столетий
Известно, что исторически достигнутая ступень социокультурного развития общества характеризует, прежде всего, общественное устройство со свойственным ему социальным строем, системой этических и эстетических ценностей и идеалов. Характер данных духовных атрибутов общества зависит от специфики социальных условий жизнедеятельности людей. Эти условия, учитывая их немалые пространственные и временные масштабы функционирования, воздействуя на сознание людей, оказывают огромное влияние на формирования их мировоззрения и мировосприятия. Они создают благоприятные возможности или препятствуют раскрытию и развитию сущностных сил человека.
Для каждой культурно-исторической эпохи характерны общие принципы, закономерности развития общества и индивидуальные качества, порождённые событиями, явлениями, процессами культурной жизни людей, протекающими в границах определённой эпохи. Институт образования, являясь характерным с древнейших времен формой общественной организации, функционирует с целью генерации культурных и социальных ценностей, норм и идеалов. Содержание данных социокультурных элементов определяется конкретными экономическими, социальными, духовными и материальными факторами, зависящими от целевой направленности государственной политики, в рамках и под контролем которой институт функционирует. В этом смысле учебное заведение (школа) как составляющее института образования, осуществляет свою деятельность также под управлением конкретной государственной системы с целью подготовки определённого типа личности. Человек, обучаясь в школе усваивает сложившиеся социокультурные стандарты поведения, нормы, ценности, идеалы. Однако, он их перенимает не только через устное изложение информации педагогами, но и через «живое» соприкосновение с материальным миром учебного заведения в котором они неизбежно находят своё зримое воплощение. Совокупность данных социокультурных элементов, утверждаясь в предметно-пространственной среде учебного заведения, образует содержательное окружение. Ввиду своего неизменного постоянства оно оказывает непрерывное воздействие на учащегося, активно отражаясь в сознании обучаемого, содействует формированию определённого стиля его мышления - аскетически-догматического или гуманистического. Сформированный стиль мышления будет определять направление жизнедеятельности человека, так как мышление «по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам имеет общественную природу» [237,229].
Среда (внутренняя (интерьер) и внешняя (экстерьер)) учебных заведений в определенной степени оказывает влияние на формирование мышления человека. Рассмотрим воздействие предметно-пространственной среды на человека на примере монастырей и учебных заведений XVI, XIX веков (школ обучения рисунку в эпоху Возрождения, а также царско-сельского лицея и Центрального училища технического рисования Л. Штиглица).
Образцом формирования аскетического стиля мышления может служить предметный мир монастырей, который издревле был ориентирован на пропаганду монашеского идеала, на утверждение в сознании человека церковных норм и предписаний. Каждый материальный атрибут монастыря имеет символическое значение и, осуществляя функцию церковного назидания и нравоучения, регламентирует движение мыслей, чувств, эмоций и поведение человека. Тем самым предметная среда монастыря, воздействуя на психику, сознание, духовный мир послушника, моделирует его сообразно идеалам церкви. Утверждая свое место в сознании личности, эти идеалы задают ей установку на осмысление объективного мира и своего места в нём с позиций религиозной морали. Известно, что истинно монашеский мир — это мир глубокого погружения в свои мысли, мир в котором отсутствии земных благ, радостей и ценностей является следствием добровольного отрешения от них. Человек, решившись отречься от земных благ, придя в монастырь, становится объектом уже целенаправленной психологической обработки: идеологического влияния не только со стороны послушников монастыря, но и воздействия предметно-пространственной декорации. В результате человек превращается в живой атрибут монастырского мира. Все его жесты, характер походки по форме и содержанию обретают органическую согласованность с материальной средой монастыря. Так, например, монах, неся послушание у входных - «святых ворот к царствию небесному», имеющих религиозно-символическое значение, позой, мимикой, жестами символизирует Святого Петра — хранителя райских ключей.
Таким образом, убранство монастыря ориентировано на втягивание и включение человека в религиозную систему ценностей, и что самое важное -на их воспитание. Предлагая послушнику возможность удовлетворить его духовную потребность, предметная среда становится лояльной к нему. Но по существу требует от него выполнения конкретных религиозных ритуалов. Налагая тем самым на человека обязательства, предметное окружение монастыря формирует его сознание в аналогии со своим содержанием. В результате интерьер, обретая способность управлять сознанием, ориентирует человека на свое укрепление: на обогащение и расширение смысловых возможностей своего пространства и включённых в него предметов, а также способствует генерации управляемым сознанием новых возможностей поддержания идеологии монастыря, его мировоззренческих установок. Так, например, осмысливая и оценивая мир в предметно-пространственной среде монастыря (в его интерьерах, кельях и т.д.), аскетическое сознание послушников, отшельников, монахов рождало новые формы и средства поддержания своего иммунитета к внешней среде с целью укрепления небольшого заповедного монастырского мира, ограждения его от «греховности» земной жизни (рис. 3, см. Приложение 1). Эти средства представляют собой материальные предметы. Они составляли неотъемлемый атрибут монахов — аскетов. Такими средствами усмирения своих чувств, мыслей, «греховной» плоти были вериги - железные цепи, оковы, перехваты. Их надевали на тело с целью подавления естественных человеческих стремлений к мирским соблазнам. Для утверждения своего благочестия, особо богопоклонные монахи надевали железный колпак.
Категориально-понятийные взаимосвязи дизайна с предметами естественно-математического и гуманитарного цикла
Система художественно-конструкторских понятий имеет непосредственную связь с категориально-понятийным аппаратом педагогики, так как они диалектически соотносятся на основании общего и конкретного в их содержании. В этом смысле выбор дизайнерских категорий, таких как цвет, ритм, форма, статика, динамика, масштабность, равновесие, пропорция обусловлен тем, что они имеют родственную теоретическую и практическую основу с категориями естественно-математических и гуманитарных наук.
Рассматриваемые выше названные дизайнерские понятия взаимосвязываются с дисциплинами естественно-математического и гуманитарного цикла на основе следующих принципов:
- учёт природы специальностей;
- преемственность и творческая интерпретация;
- опора на терминологическое родство;
- соотнесённость с ассоциативным мышлением;
- взаимосвязь проектного (дизайнерского) и педагогического мышления. Принцип учёта природы специальностей — ведущий из названных принципов, призванный обеспечить соблюдение содержательных особенностей вузовских дисциплин: приспособить каждую дизайнерскую категорию к профессиографическим требованиям того или иного предметного и профессионально-педагогического блока, в зависимости от его естественно-математической или гуманитарной направленности.
Принцип преемственности и творческой интерпретации ориентирован на мобилизацию дизайнерского и педагогического опыта с целью обогащения и развития педагогического мастерства студентов, развития их художественного воображения, способствующего генерированию новаторских идей во имя сущностного совершенствования учебного кабинета.
Опора на терминологическое родство - принцип, придерживающийся точной словесной аналогии художественно-конструкторских категорий и категорий ведущих дисциплин естественно-математического и гуманитарного цикла, с целью их максимального содержательного сближения. Данный принцип также направлен на обеспечение на основе понятийного сходства более прогрессивного освоения будущими преподавателями дизайнерских умений и навыков.
Принцип соотнесённости с ассоциативным мышлением облегчает освоение категориального аппарата дизайна, так как студент по смежности, сходству или контрасту связывает дизайнерское понятие с явлением или предметом окружающей действительности, а также аналогичным понятием его предметного блока. Способность человека мыслить ассоциативно, позволяет студенту в процессе обучения основам дизайна легче освоить содержание дизайнерской категории и эффективнее включиться в проектную деятельность.
Принцип взаимосвязи проектного и педагогического мышления направлен на органичную интеграцию специфики педагогической и дизайнерской интеллектуальной деятельности. Будущий педагог, включаясь в проектную деятельность, в силу её принадлежности к искусству развивает способность осваивать мир духовно-образным способом, раскрывает и расширяет свои творческие возможности. Всё это содействует развитию наглядно-образного мышления студента и совершенствованию его способности творчески оценивать и преобразовывать окружающий мир как в соответствии с принципами его духовно-практического освоения, так и с принципами педагогической науки.
Известно множество научных трудов, в которых содержание анализируемых нами художественно-конструкторских категорий, раскрывается в их конкретном, узкоспециализированном (в рамках определённой дисциплины (научной, художественной и т. д.)) значении. Например, в данном содержании некоторые из названных нами категорий рассматриваются А.Б. Салтыковым в декоративном искусстве, Д.Э. Розенталь, М.А. Теленковой, Л.И. Тимофеевым, СВ. Тураевым и др. в литературе и русском языке, В.В. Медушевским, О.О. Очаковской и др. в музыке и т. д.
Вместе с тем содержание категорий многозначно, так как в них преломляются сути вещей и явлений естественной природы и рукотворного мира. Данные понятия охватывают области нравственно-эстетического и педагогического воспитания, а также сферу художественной, эстетической, материальной (проектной) и педагогической культуры.
В этом отношении категории дизайна непосредственно связаны с сущностной направленностью педагогической деятельности, её формами, функциями и своим содержанием позволяют дополнить и обогатить её научно-методическую и учебную сферу.