Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности Лященко, Максим Николаевич

Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности
<
Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лященко, Максим Николаевич. Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Лященко Максим Николаевич; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2011.- 124 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/232

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возможно ли познание реального мира через конструирование идеальной модели мира, способен ли наш разум получить достоверное и объективное знание о вещах внешнего мира и постичь истину? Эти вопросы во все исторические времена были актуальными для философии и науки. Они с первых же дней своего становления и развития пытались определить и выработать критерии и нормы объективного знания. Новоевропейское научное мышление привнесло глубокое революционное изменение в систему фундамента познавательной деятельности, проводя демаркацию между собственно научным и донаучным знанием. Это послужило толчком для основательной рефлексии над научными понятиями, выявляя их соответствие зарождающимся совершенно новым представлениям об окружающем мире, что необходимо привело в свою очередь к постановке вопроса о природе и сущности научного знания.

Подобные кардинальные шаги в интеллектуальной деятельности на века определили статус научного познания как специализированной формы деятельности по производству достоверного и объективного знания. Возник целый комплекс теоретико-методологических проблем, связанных с определением онтологических, гносеологических и методологических аспектов научного познания и знания. В этом ряду проблем центральной выступает проблема объективности научного знания. Представления о статусе научной истины, об объективности научного знания, беспокоящие сознание ученых, оказываются более изменчивыми, чем образ самой науки. История развития научного знания демонстрирует нам тот факт, что эти представления подвержены частым изменениям под влиянием внутринаучных и внешних, социокультурных, факторов. И современные представления об объективности научного знания также находятся под влиянием новых, синергетических идей, обуславливающих возникновение иных взглядов на проблему объективности научной истины, научного знания.

Непрерывные эволюционные процессы науки вызывают необходимость периодического осмысления логико-гносеологических, методологических и лингвистических структур, определяющих природу научного познания и знания. Научное знание является важнейшим компонентом, синтезирующим эти структуры. При этом непременно возникает вопрос о статусе этого знания, затрагивающий в первую очередь проблему его объективности. Ответ на этот вопрос предполагает не только определение критериев объективности выводов современной науки об изучаемых явлениях, но и историко-философскую реконструкцию развития научного познания и знания; исследование проблемы объективности в науке в контексте определения статуса научного знания; переосмысление теоретического и практического наследия ученых под углом зрения формирования представлений об объективности результатов научных исследований и выявления причин трансформации этих представлений в исторической

динамике научного знания. Необходимость осуществления этих исследовательских шагов объясняется тем, что и на современном этапе развития научного знания не прекращаются споры в различных отраслях знания о статусе научной истины. Особенно это касается тех областей знания, в частности, физики, астрономии, астробиологии и других, в рамках которых нередко занимаются разработкой умозрительных теорий, проверка которых крайне затруднена в силу скудности эмпирической базы.

Вышесказанное дает нам основание говорить об актуальности исследования проблемы объективности научного знания, необходимость анализа и осмысления ее различных аспектов.

Исследование темы будет осуществлено с опорой на концепцию классического, неклассического и постнеклассического типов познания и знания.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема объективности научного знания имеет очень древние корни в истории философской мысли. Во все времена вопрос сводился не только к познанию этого мира, но и обоснованию достоверности результатов познания. Вопрос об объективности знания не только не снимался с повестки дня, а, наоборот, все больше и больше обретал ярко выраженный проблемный характер. Особенно ясное осознание этой проблемы и ее научной значимости происходит в период демаркации философии и науки, становления науки на самостоятельный путь развития как системы обоснованных и объективных истин. Понимая, что основной целью научного познания является «производство» объективных, достоверных и доказуемых знаний, многие ученые этого и последующих периодов, безусловно, были озабочены проблемой объективности научных представлений о мире. Это настроение нашло отражение в работах классиков и современников философской и естественнонаучной мысли (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Б.Паскаль, Н.Мальбранш, И.Ньютон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Дж.Беркли, Д.Юм, И.Кант, Г.Фихте, И.В.Гете, Г.Гегель, О.Конт, Дж.Ст.Миль, Г.Спенсер, К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Бор, М.Борн, А.Эйнштейн, М.Планк, Дж.Бернал, Гейзенберг, К.Поппер, И. Лакатос, А.Койре, Т.Кун, Л.Лаудан, Ст.Тулмин, П.Фейерабенд, М.Фуко, Дж.Холтон, Н.С.Автономова, П.П.Гайденко, Л.М.Косарева, Б.Г.Кузнецов, А.Н.Крылов, С.Б.Крымский, В. А. Лекторский, Е.А.Мамчур, М.К.Мамардашвили, С.Ф. Мартынович, СП. Позднева, В.С.Степин, В.И.Снесар, В. Б. Устьянцев, В.С.Швырев, А.П.Огурцов, В.Н. Порус, Ю.В. Сачков и многих других).

Первые попытки проблематизации научного знания в аспекте демаркации научной и вненаучной, схоластической истины мы находим в трудах Г. Галилея, Ф.Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б.Паскаля, Н.Мальбранша, которые пытались с эмпирико-логической позиции определить свойства достоверного и объективного научного знания. Аналогические попытки, но уже с теоретических позиций были предприняты Р.Декартом, Г. Лейбницем и Б. Спинозой, для которых научная истина стала

символом развития логико-теоретических способностей разума. И.Кантом и Г. Фихте были предприняты усилия по обоснованию зависимости природы научного знания от внутреннего опыта научного разума. Неоценимый вклад в развитие фундаментальных научных знаний о микро, макро и мегамире и определение их статуса внесли выдающиеся физики-теоретики Н.Бор, М.Борн, А.Эйнштейн, М.Планк, Дж.Бернал, В.Гейзенберг и другие.

Значительный рост интереса к проблеме объективности, отождествляемой с научностью, наблюдается в связи с активизацией исследовательской деятельности логического позитивизма, для которого важнейшим стало различение научного и ненаучного знания (Г. Рейхенбах, М.Шлик, О.Нейрат, Э.Нагель, А.Айер, Р. Карнап, Л.Витгенштейн). Существенный вклад в исследование феноменологической природы объективного знания вносит Э.Гуссерль.

Выявлению закономерностей развития познавательной деятельности ученых и развитию научного знания, определению их фундаментальных аспектов посвящены труды К.Поппера, И.Лакатоса, А.Койре, Т.Куна, Л. Лаудана, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда, М. Фуко, Дж.Холтона.

Под разными углами зрения проблема объективности научного знания разрабатывалась и в отечественной философско-методологической литературе. В работах B.C. Степина тема объективности осмысливается в связи с анализом специфики построения естественнонаучной теории и конструирования методов получения научного знания, взаимосвязи опыта и научной картины мира, теории и научной картины мира. А.А. Печенкин уделяет внимание изучению объективных оснований познания с точки зрения развития классических рационалистических концепций Р. Декарта, Г. Лейбница и других. Весомый вклад в истолкование сложных физико-математических положений механической картины мира и популяризации основного труда И. Ньютона внес академик А. Н. Крылов. Рассмотрению научного знания в аспекте их приращения новыми идеями и знаниями посвящены работы Б. Г. Кузнецова, в которых анализируются идеи Г. Галилея и И.Ньютона как основоположников классического новоевропейского образа научного мышления, оказавших определенное влияние на формирование объективного научного знания.

Весомый вклад в исследование объективности научного знания внесли Я.Ф. Аскин, B.C. Гот, Ф.М. Землянский, Б.Г. Парахонский, СП. Позднева, В.П. Семенюк, В.И. Снесар, А.Д. Урсул, В.Б. Устьянцев, О.А. Лосева подходят к проблеме объективности научного знания под углом зрения исследования роли и значения научных понятий, категорий и принципов в познавательной деятельности и формировании знания.

В исследованиях СФ. Мартыновича исследуется проблема формирования фактов науки и их объективность. Объективность фактов науки осмысливается через анализ их практической, категориальной и языковой детерминации, что служит основанием для опосредованного рассмотрения объективности теоретического знания в частности и научного знания в целом.

В работах СП. Поздневой проблема развития научного познания и знания рассматривается в аспекте развития категориально-понятийного аппарата науки, которые составляют основание для формирования объективного научного знания. Объективность категориально-понятийного аппарата науки обусловлена объективностью познавательного опыта, отражением которого они выступают.

Проблема объективности научного знания рассматривается и в связи с исследованиями темы рациональности научного познания и знания в контексте анализа классической и неклассической гносеологии в работах Н.С. Автономовой, М.К. Мамардашвили, B.C. Швырева. Соотнесенность объективных и рациональных сторон научного познания и знания рассмотрены в работах М. X. Хаджарова, исследовавшего на метанаучном уровне онто-гносеологические, логико-методологические и аксиологические механизмы формирования научного знания, и В. Ф. Кузьмина, который акцентировал внимание на теоретико-познавательных аспектах данной проблемы.

Значительное внимание уделено проблемам изучения природы научных революций в контексте изменения представлений о природе научной истины. Исследование этой проблемы осуществляется на богатом историко-научном и культурном материале, прослеживая попутно генезис новаторских идей, определяющих в развитии науки общие ориентиры познания мира. Эти особенности, связанные с попытками системного анализа научной революции в контексте критической переоценки наличных знаний, находим у П. С. Дышлевого,

М. Э. Омельяновского, В. С. Степина, Э. М. Чудинова. Проблема объективности в них подразумевается, но не высвечивается, т. е. не является главной целью исследования.

Анализу различных проблемных аспектов неклассической науки посвящена работа И. С. Алексеева, в которой принципы дополнительности и соответствия Н. Бора истолковываются под углом зрения расширительного понимания понятия объективности в развитии научного познания и знания. А в исследованиях И.В. Кузнецова показана познавательная роль принципа соответствия, также имеющего отношение к формированию представлений об объективности научной истины в неклассической науке. Исходя из диалектико-материалистической позиции, М. Э. Омельяновский приходит к мнению, что квантовая теория переполнена идеализмом и субъективизмом, оторванным от реального хода вещей. Автор рассматривает объективность и субъективность как противоположные и не взаимосвязанные стороны познавательного процесса. Особенно это касается идейного наследия В. Гейзенберга, а также других идей неклассической теории познания. В работах П. С. Дышлевого анализируются основные принципы неклассического мышления, которые оказывали влияние на понимание природы научного знания. Аналогичное положение разбора проблемы, можно обнаружить в работах Д. П. Грибанова, Б. Г. Кузнецова и др., посвященных биографиям отдельных ученых и эволюции их взглядов.

Проблема объективности знания в этих работах затрагивается частично в аспекте идейно-мировоззренческих установок того или иного ученого.

Что касается нового научного предметного направления - синергетики, то она только получает свое концептуальное оформление и качественную разработку в аспекте выявления проблемных полей. В русле разработки идей синергетики и решения проблем, касающихся самоорганизующихся и саморазвивающихся системных объектов, можно выделить работы И. Пригожина, Г. Хакена, И. Стенгерс, В. Г. Буданова, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, В. С. Степина. В их работах большое внимание уделяется раскрытию гносеологических возможностей, методологических принципов и онтологической составляющей синергетической парадигмы, ее общей программной установки, требующей рассматривать случайность как важнейший фактор процессов развития, раскрыть роль хаоса в мировых процессах. В.В. Афанасьева систематизирует постнеклассические представления о развитии, выясняет постнеклассические отношения некоторых общенаучных и философских категорий в аспекте уточнения их онтологического и гносеологического смыслов.

Для исследователей, работающих в рамках синергетической проблематики, характерным является то, что они отмечают роль субъекта деятельности в нелинейных процессах, который выступает соучастником бытия. В их работах ставится вопрос о возможностях человеческого интеллекта, месте человека в самоорганизующихся системах; отмечается факт несоизмеримости представлений об объективности знания классической науки и синергетики, не актуализируя при этом саму проблему объективности научного знания.

Обзор работ по теме настоящей диссертации позволяют утвердиться в мысли о необходимости исследования проблемы объективности научного знания и разработки ее концепции с учетом эволюции содержательных канонов гносеологии, что позволить обогатить науку новым содержанием.

Объектом данного исследования является объективность как онтологическое основание науки.

Предметом исследования выступает объективность научного знания в развитии познавательной деятельности и научной истины.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании проблемы генезиса и трансформации представлений об объективности научного знания и выявлении их онтологических, гносеологических и методологических детерминантов в развитии и совершенствовании исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе ставится следующие задачи:

  1. рассмотреть генезис идеи объективности научного знания;

  2. показать роль и значение философских течений - научного оптимизма и гносеологического скептицизма - в определении и решении проблемы объективности научного знания;

  3. выявить онтологические и гносеологические основания объективного знания в классической гносеологии;

  4. определить роль методологических принципов неклассической гносеологии в переосмыслении и понимании природы объективного научного знания;

  5. раскрыть сущность инновационных положений нелинейного мышления в свете реинтерпретации идеи объективного научного знания.

Теоретико-методологическую основу диссертационного

исследования составили концептуальные разработки отечественных и зарубежных ученых по общей методологии научного познания, философии и истории науки. Широко использовались научно-методологические идеи классиков философии и естествознания, современных авторов в области эпистемологии. Решение поставленных задач осуществляется также на основе использования таких философско-методологических подходов к анализу научного познания и знания, как исторический и логико-концептуальный; плодотворно использовался компаративистский анализ, предметом которого выступали различные, порой альтернативные, точки зрения относительно понимания природы научного знания. В соответствии с этим решение поставленных задач осуществляется с привлечением к анализу большого количества философского и естественнонаучного материала.

Большое значение в решении ряда теоретико-методологических вопросов исследуемой проблемы отводится системно-аналитическому методу, позволяющему в тесном единстве с естественнонаучной методологией выявить специфику конкретных познавательных практик и форм научного знания, которые в совокупности формируют представления об объективном характере научной истины.

Плодотворными теоретико-методологическими инструментами в решении исследовательских задач послужили принципы объективности, всесторонности, целостности, историзма, относительности, соответствия, дополнительности, которые позволили обнаружить причинно-следственные основания формирования представлений об объективности научного знания и их трансформации в последующем развитии научно-исследовательской деятельности.

Анализ трансформации представлений об объективности научной истины в условиях вовлечения в научное изучение сложноорганизованных и сложноразвивающихся систем был реализован с использованием теории диссипативных процессов И. Пригожина, концепции синергетики Г. Хакена, а также постнеклассических идей, получивших отражение в работах Е. Н. Князевой, Б. Г. Кузнецова, С. П.Курдюмова, А. А.Печенкина, В. С.Степина, В.В.Афанасьевой и других, которые позволили составить онтологическую и гносеологическую характеристику природы научного знания в свете гносеологической активности нелинейного мышления.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней осуществлено исследование и выявление онтологических, гносеологических и методологических детерминантов генезиса и развития идеи объективности научного знания в условиях непрерывной динамики и совершенствования исследовательской деятельности ученых. В ходе диссертационного исследования удалось получить следующие результаты, претендующие на научную новизну:

  1. выявлены онтологические основания генезиса идеи объективного знания;

  2. выявлены корни идейного разногласия между двумя конкурирующими философскими течениями, научным оптимизмом и гносеологическим скептицизмом, в аспекте разрешения проблемы объективности научного знания;

  3. определены онтологические и гносеологические основания, на базе которых строились концептуальные представления об объективном характере научного знания в классический период;

  4. обосновано, что неклассическая гносеология переносит акцент от онтологического аспекта объективности знания на его социокультурно-гносеологический аспект, который актуализирует концептуальные условия понимания научного знания и выражения его объективности в логико-понятийном виде;

  5. показана регулятивно-методологическая роль принципа дополнительности, благодаря которому критически преодолевается классический способ получения объективного знания, отталкиваясь от объекта как заранее заданного в определенных концептуальных схемах, осознавая, что путь к объективному знанию лежит через объективацию исследовательских процедур, выступающей отражением взаимодействия субъекта и объекта, составляющее важную часть познавательного процесса;

  6. проанализированы инновационные идеи постнеклассической гносеологии, обусловливающие диалектические представления об объективно-относительном характере научного знания.

Положения, выносимые на защиту

1) главными предпосылками формирования представлений об
объективном научном знании послужили: идея антропоцентризма,
онтологически оправдавшая механистическую «природу» и
гелиоцентрическая теория мира Коперника, которая имплицитно содержала
информацию о познавательной однородности пространства и времени.

2) Значительным моментом зарождающейся классической науки стал
поворот с изучения гносеологических аспектов объективного знания к
поискам его онтологических оснований. В рамках реализации
экспериментально-логического метода в научном исследовании
переосмысливаются свойства «материи», что позволило не только

онтологически сравнять состояния покоя и движения, но и прийти к пониманию материального происхождения законов природы. При этом бытие выступает онтологическим основанием метода рационального познания, а знание, получаемое с помощью этих методов, рассматривается как объективное.

  1. Идея о механистическом строении мира привела к формированию представлений об историческом однообразии природы и единообразии законов материального мира, вследствие чего был сформулирован принцип детерминизма, служивший в описании и предсказании исследуемых явлений онтологическим гарантом объективности научных выводов и всеобщей взаимосвязи вещей.

  2. В рамках неклассической эпистемологии происходит критическое переосмысление онтологии объективности, понимаемой как целостное знание о мире, существующем независимо и автономно как объект познания. Основной акцент переносится на гносеологический аспект: осознается необходимость различения в научном познании субъекта, передающего информацию, и объекта, являющего содержанием информации; различение выступает необходимым условием объективного описания объекта познания. Это обусловлено необходимостью акцентации внимания на социокультурно-гносеологических факторах взаимопонимания субъектов познания.

  1. Понятие «дополнительность» играет роль методологического регулятивного принципа, содержащего идею целостности, согласно которой предполагается устранить когнитивно-методологический разрыв, существовавший между субъектом и объектом, путем рассмотрения научного познания как их диалектического единства, продиктованного необходимостью включения в процесс физического описания мира наблюдателя и условий описания. Вследствие этого открываются новые возможности синтеза различных сторон действительности в целях получения объективного знания.

  2. Постнеклассическая гносеология внедрила новые подходы к предметным полям, включив в контекст познания представление о случайности, отбросив «жесткие» схемы установления смысловых границ изучаемых предметов, а также легитимируя новые качества мышления (гибкость и нелинейность) в интерпретации результатов научного поиска. Случайность, из деструктивного элемента классической науки, превращается в фактор, присущий объективной реальности. На этом основании синергетика критически преодолевает идею классической гносеологии о возможности владения абсолютным знанием в пользу идеи об объективно-относительном характере результатов познания.

Научно-практическая значимость работы. Диссертация представляет собой необходимый шаг на пути научно-философского осмысления проблемы объективности научного знания в закономерном развитии научной мысли. Ее материалы могут послужить предпосылочной основой для реализации критического подхода к анализу фундаментальных и

локальных проблем естествознания, уточнению общетеоретических понятий и концептуальных представлений философии и естествознания.

Результаты данной диссертации могут быть использованы при разработке общего курса философии, так и соответствующих спецкурсов по онтологии и теории познания, философии и методологии науки, в написании учебного пособия по философским проблемам конкретной науки.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на: Международной научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 24-25 апреля 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки» (Оренбург, 20-22 мая 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога» (Оренбург, 3-5 февраля 2009); Международной научной конференции «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации» (Оренбург, 14-15 октября 2010); заседаниях Оренбургского регионального отделения Российского Философского общества (2008-2010) и кафедры Философии науки и социологии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проблема объективности научного знания в развитии познавательной деятельности