Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Семилет Тамара Алексеевна

Проблема регуляции деятельности общественными отношениями
<
Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Проблема регуляции деятельности общественными отношениями Проблема регуляции деятельности общественными отношениями
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семилет Тамара Алексеевна. Проблема регуляции деятельности общественными отношениями : ил РГБ ОД 61:85-9/271

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Деятельность и общественные отношения - наиболее существенные характеристики жизни общества II

I. Классики марксизма-ленинизма о сущности человека и общества II

2. Взаимосвязь деятельности и общественных отношений 40

3. Роль разделения труда в формировании общественных отношений 68

ГЛАВА П. Регулятивная функция общественных отношений 34

I. Виды общественных отношений 84

2. Производственные отношения как регуляторы деятельности 98

3. Специфика регуляции деятельности общественными идеологическими отношениями 119

Заключение 151

Список литературы 161

Классики марксизма-ленинизма о сущности человека и общества

Проблема общественных отношений и сущности человека ставилась и в древнегреческой, и в средневековой и в буржуазной философии, но научный анализ общественных отношений, человеческой деятельности, сущности человека был впервые осуществлен классиками марксистско-ленинской философии. Длл этого понадобилось пересмотреть всю теорию общества с его идеальными движущими мотивами и с "неизменной" природой человека. Надо было пойти дальше за пределы метафизического материализма, видевшего в материи только вещество природы, и открыть социальную форму движущейся материи. Это открытие совершил К.Маркс, выдвинув и обосновав идею естественно-исторического процесса развития общественно-экономической формации. Он доказал, что общественные отношения возникают на основе общественного труда, определил материальные общественные отношения в качестве объективного критерия исследования социальных явлений, идеологических отношений и общественного сознания.

Проследим некоторые важнейшие этапы развития материалистического понимания общественных отношений, деятельности и сущности человека.

Уже в первом юношеском произведении "Размышления юноши при выборе профессии" (1835 г.) К.Маркс отметил: "...мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание; наши отношения в обществе до известной степени уже начинают устанавливаться еще до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие".

В статье "Оправдание мозельского корреспондента" К.Маркс ставит вопрос о противоречии между реальной системой управления и реальной действительностью, развитие которой не согласуется с предписаниями системы. Бедственное положение крестьян примозельского края есть бедственное положение самой системы управления. Необходимо поэтоглу раскрыть в воле действующих личностей мощное влияние общественных отношений, которые, как подчеркивает К.Маркс, являются невидимыми и принудительными силами. "Тот, кто отказывается от этой объективной точки зрения, тот, впадая в односторонность, отдается во власть недобрых чувств к отдельным лицам, в образе которых против него выступает вся жестокость современных отношений" . Очевидно, что речь идет об объективно складывающихся общественных отношениях, которые хотя и создаются самими людьми, но создаются ими непреднамеренно и поэтому представляют собой независящие от их сознания и воли результаты их совместной деятельности. К.Маркс пишет: "При исследовании явлений государственной жизни слишком легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которых столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волу попеременно то на одной, то на другой стороне, а будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица" .

Нельзя согласиться с теми исследователями, которые видят в этом положении материалистическое понимание общественной жизни.

Но было бы еще большей ошибкой недооценивать значение этого тезиса К.Маркса, отчетливо выражающего намечающийся переход к материализму. Главное в нем - признание объективной реальности общественных отношений, признание последних определяющими условиями деятельности людей. Люди - следующие друг за другом поколения людей - сами создают объективные условия, которые определяют нынешнее состояние общества. В статье "К еврейскому вопросу" К.Маркс, вскрывая экономические корни отчуздения, обосновывает необходимость человеческой эмансипации. "Всякая эмансипация, -говорит К.Маркс, - состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку"1.

В статье "К критике гегелевской философии права. Введение", когда К.Маркс разъясняет, почему реформация не могла уничтожить угнетение человека человеком, он утверждает, что крестьянская война - самое радикальное событие немецкой истории - разбилась о теологию. Ныне, утверждает К.Маркс, теология побеждена философией. "Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом..." .

Критика гегелевской философии права явилась следующим этапом в разработке научной концепции общественных отношений, всего исторического процесса. "Первая работа, которую я предпринял для разрешения обуревавших меня сомнений, - писал К.Маркс, - был критический разбор гегелевской философии права; ...Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей ХУШ века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии"1.

К такому же выводу независимо от К.Маркса, пришел и Ф.Энгельс, о чем свидетельствует его работа "Заметки о критике политической экономии".

Уже первые формулировки понятия "отношение" убеждают нас в том, что по мере того, как Маркс К. сталкивался с жизненно важными интересами антагонистических классов у него выкристаллизовывалась программа исследования общественных отношений диа-лектико-материалистического объяснения человеческой деятельности и сущности человека.

В знаменитых "Тезисах о Фейербахе" (1845 г.) К.Маркс опре р делил человека как "совокупность всех общественных отношений" .

Выдвижению этого основополагающего утверждения предшествовала его напряженная исследовательская работа первой половины 40-х годов, в ходе которой постепенно складывалось диалектико-мате-риалистическое понимание личности.

Роль разделения труда в формировании общественных отношений

Мы настаиваем на том, что общественные отношения в ставшем виде являются социальной формой человеческой деятельности и выполняют функцию регулятора последней. Но диалектика деятельности и общественных отношений такова, что в процессе становления, формирования общественных отношений роль их непосредственной социальной детерминанты играет процесс разделения труда. Разделение труда является связующим звеном между производительными силами и производственными отношешіями в обществе.

Общественные отношения появляются и развиваются как определенные связи и зависимости между различными видами человеческой деятельности, возникающими в процессе и в результате разделения труда.

Разделение труда не только в экономике, но и в политике, в эстетической и другой деятельности обусловливает определенные виды общественных отношений. "...Благодаря разделению труда, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - внутри... различных от - 69 раслей, развиваются ...различные подразделения индивидов, сотрудничающих в той или иной отрасли труда..."1. С развитием общества необходимо складывается такая взаимосвязь разделения труда и общественных отношений, при которой "...каждая ступень разделения труда определяет ...отношения индивидов друг к другу..."2.

Разделение труда представляет собой объективно обусловленный развитием средств труда процесс расчленения и специализации общественного производства, сопровождающийся обособлением отдельных видов конкретного труда и отдельных трудовых функций в самостоятельные сферы деятельности различных групп людей. Это первая тенденция разделения труда. На ее основе развивается противоположная тенденция к развитию обмена способностями, деятельностью и ее результатами, вследствие чего устанавливается связь между обособившимися трудовыми процессами, осуществляется их комбинация в единый совокупный производственный процесс.

По вопросу о соотношении между разделением труда и развитием производительных сил и производственных отношений имеется несколько точек зрения. Ряд экономистов относит общественное разделение труда к области производительных сил .

Основывается это тем, что углубление общественного разделения труда происходит прямым, непосредственным воздействием процесса совершенствования вещественных элементов производи - 70 тельных сил и прежде всего орудий труда как их наиболее подвижного элемента.

Согласно другой точке зрения, общественное разделение труда целиком относится к области производственных отношений .

В противовес этим крайним точкам зрениям в литературе все большее признание получает такой методологический подход к анализу общественного разделения труда, который синтезирует обе точки зрения .

Л.М.Гатовский говорит о необходимости выделения таких категорий, которые "будучи непосредственно связанными с производительными силами, могут служить передаточным соединительным звеном, обеспечивающим стык" производительных сил и производственных отношений. Выявить такое звено требуется в связи с тем, что "производственные силы, - по его мнению, - воздействуют на изменение производственных отношений не непосредственно" .

Развитие предметной деятельности общественного человека выступает как прогрессирующее разделение труда, как рост предметного богатства человеческого рода, эволюция человеческих потребностей. По мере развития производительных сил общества усложняются отношения между людьми. Решающим моментом в становлении общественных отношений явилось вытеснение непосредственных естественно-биологических связей членов - первобытного коллектива взаимодействиями, осуществляемыми за счет пред - 71 метных посредников, созданных совместным трудом, существующих как орудия труда и как предметы потребления. Общественный процесс производства, независимо от его исторических форм "протекает в определенных материальных условиях, являющихся, однако, в то же время носителями определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы в процессе воспроизводства своей жизни !

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает определенные производительные силы как результат деятельности предшествующих поколений, благодаря чеглу образуется преемственность в развитии человечества. Средства труда, вся "очеловеченная" природа являются носителями социального, тем материальным субстратом, который выступает как носитель социальной наследственности.

Разделение труда представляет собой объективно обусловленный процесс расчленения и специализации общественного производства, выражающийся в обособлении отдельных видов труда и отдельных трудовых функций в самостоятельные сферы деятельности различных групп людей. Этот процесс порождает тенденцию к развитию обмена способностями, деятельностью и ее результатами, вследствии чего устанавливается связь мажду обособившимися трудовыми процессами, осуществляется их комбинация в единый совокупный производительный процесс.

Виды общественных отношений

Повышенное внимание к проблеме взаимного отношения личности и общества вызвано обострением идеологической борьбы на международной арене. Решение проблемы социального регулирования человеческой деятельности ставит своей задачей не только воспитание личности коммунистического будущего, но и создание коммунистических общественных отношений. В нашей литературе проблема социального механизма регуляции деятельности еще мало разработана. Исследованы лишь некоторые стороны этой проблемы .

На наш взгляд, регулирование означает подчинение жизнедеятельности общества определенным правилам, требованиям, содержание которых обусловлено прежде всего необходимостью оптимального сочетания личных интересов и интересов общества, необходимостью сохранения внутренней определенности общества как системы, т.е. упорядочивающее воздействие, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями и тенденциями, ха-рактеризупцими эту качественную определенность. Система регули - 85 рования - это субъекты регулирования (общество и сама личность), регуляторы - те средства общественного воздействия, посредством которых общество направляет поведение личности; каналы через которые происходит это воздействие.

Афанасьева В.Г. пишет: "Породив человека, сформировав в нем определенные социальные качества, конкретно-историческое общество поддерживает, совершенствует и развивает эти качества, направляет, регулирует деятельность человека, предъявляет ему определенные требования, вытекающие из природы данного общества, из сущности общественных и прежде всего экономических отношений .

Каналами, - через которые социальная среда, предметный мир, очеловеченная природа проникают в глубочайшие слои личности и формируют там противоположное себе человеческое "Я" являются потребности человека. Потребности - отражение во внутренней структуре, материальном субстрате личности свойств окружающей среды. Причем это не зеркальное отражение, а процесс снятия свойств среда и воспроизведение их в новом качестве как свойств личности. Состояние потребностей людей той или иной эпохи, того или иного народа, класса - достоверный показатель уровня развития общественных отношений.

Возникновение и удовлетворение объективных потребностей общества как системы, которые в наиболее общей форме является выражением исторической необходимости, позволяет поддерживать на необходимом уровне его жизнеспособность и развитие. Особенность этих потребностей в том, что они - потребности целой системы, возникающей как в результате активного взаимо - 86 действия между обществом и природой, так и вследствие взаимодействия между различными компонентами общественной системы, видами деятельности. Поэтому внутреннее распределение потребностей общества как целостного организма в виде их определенной иерархии есть распределение общественной деятельности.

В потребностях прогрессивного класса выражаются потребности социального целого, определяющая тенденция в развитии жизнедеятельности общества, - стремление к революционному изменению форм деятельности (путем изменения характера общественных отношений) и к общественному перераспределению существующего соотношения видов деятельности, установлению новой исторической меры пропорционального их единства.

Будучи относительно самостоятельным целостным процессом, каждая сфера, вид деятельности в производстве потребностей испытывает проявление двух противоположных тенденций. С одной стороны, потребности отдельной сферы, вида деятельности задаются потребностями общества как целого, с другой же - все эти элементы общественной жизнедеятельности сами "проектируют" свои потребности. В этих условиях возникает общественная потребность в регулировании (управлении) с позиций общественного целого распределения деятельности в общественно необходимой пропорциональной мере.

Важное методологическое положение марксизма заключается в том, что интересы всегда соответствуют определенным потребностям. "Если потребность выражает объективную необходшлость тех или иных действий, направленных на обеспечение существования субъекта - указывает В.Н.Лавриенко; ссылаясь на многочисленные положения в работах классиков марксизма-ленинизма, - то интерес фиксирует те "меры", осуществление которых ведет к удовлетворению потребности и тем самым к реализации данной необходимости. Можно сказать, что потребность выражает отношение социальной необходимости, интерес же выражает отношением пределах которого реализуется потребность. Последняя представляет собой основу интереса. Интерес возникает потому, что возникает потребность, на реализацию которой он направлевг.

Важнейшим существенным признаком интереса является то, что он представляет собой отношение субъекта к действительности побуждающее его к определенным действиям.

Специфика регуляции деятельности общественными идеологическими отношениями

Производственные или экономические отношения, как было показано выше, организуют и регулируют производственную деятельность людей. Независимо от того, познали или не познали люди законы развития этих отношений, они будут строить их в соответствии с требованиями средств производства, но для того, чтобы люди могли реализовать экономические отношения, требуемые данным состоянием средств производства, им еще необходимо иметь ряд духовных качеств, которые непосредственно не воплощены в этих средствах, но объективно требуются сложившейся системой экономических отношений.

Над этими отношениями складывается система идеологических (политических, правовых, нравственных, эстетических и религиозных) отношений, главной социальной функцией которой является поддержание данной экономической системы путам как насильственного подавления ее противников, так и духовного воздействия на людей с целью формирования у них тех качеств, которые необходимы для сохранения и развития этих отношений.

Материальное производство в определенной общественной форме требует, чтобы люди обладали духовными и физическими качествами, соответствующими данной форме производства, положению класса, социального слоя в системе экономических отношений, но само материальное производство в своей социальной предметности не включает этих качеств.

Под воздействием требований материального производства возникает обширная область социальной предметности, воплощающая в себе весь ДУХОВНЕЙ! мир людей, кроме трудовых навыков, производственного опыта, технологических и естественнонаучных знаний.

Эта часть духовного мира (мысли и знания идеологического характера, убеждения, чувства, привычки, идеалы) служат средством организации людей в целях функционирования их в данной системе экономических отношений и воплощаются в социальной предметности особого рода, принимающей на себя роль объекта идеологических отношений. Ее образуют предметы, явления, кристаллизующие в себе результаты деятельности людей по овладению силами общества - государственный аппарат, общественные организации, осу - 121 ществляющие политическое, нравственное, религиозное воздействие на людей в интересах господствующего класса или всего общества, внешняя предметность художественных образов, формирующая определенное отношение человека к действительности.

К надстроечным отношениям, таким образом, можно отнести общественные отношения, складывающиеся в процессе социально-преобразующей деятельности,

Для понимания объективной основы надстроечных отношений ванное значение имеют такие категории как "социальная потребность" и "интерес". В ходе исторического развития у людей появляются новые объективные потребности, причем не только экономические, но и политические, нравственные, эстетические.

Любая новая потребность есть выражение новых возможностей, возникающих в обществе.

Идеологические отношения развиваются под активным обратным воздействием идей, представлений, теорий, но складываются объективно под определяющим влиянием экономических факторов. Раз возникнув, идеологические отношения начинают оказывать обратное влияние на экономические, производственные отношения, а следовательно и на все общество, включаясь в процесс его развития как относительно самостоятельный фактор, имеющий свои специфические законы генезиса, функционирования и развития.

Идеологические отношения выполняют в обществе важнейшие социальные функции, выражая и закрепляя экономические отношения собственности данного общества, регулируя и направляя деятельность членов общества в нужном русле. Выполняя свои социальные функции, идеологические общественные отношения всегда являются активной силой, воздействующей на базис, но это вторичная детерминация, возникающая на основе обратной связи. Безусловно, деятельность политических, правовых и иных учреждений является (в отличие от мыслительной) практической.

Идеологические отношения, по словам В.И.Бенина, это отношения, которые , прежде, чем сложиться, проходят через сознание людей . В.Я.Ленин подчеркивает, что при этом тлеется в виду общественное сознание. В отличие от материальных, идеологические отношения складываются в соответствии с определенными общественными идеалами, выраженными во взглядах, идеях.

Исходя из материалистического гносеологического критерия, к общественному бытию можно отнести те первичные материальные процессы, которые не просто существуют вне и независимо от сознания, но и возникают независимо от общественного сознания.

Материальные отношения определяют появление и особенности развития всех идеологических форм, в том числе правовых и нравственных. "...Люди сознательно или бессознательно черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен"2.

Вырастая на почве определенного общественного бытия и в принципе ему соответствуя, идеологические формы общества -обладают относительной саїлостоятельностью и их никак нельзя рассматривать как простую форму экономики.

Похожие диссертации на Проблема регуляции деятельности общественными отношениями