Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Космогония и космология в мифологии народов тропической и Южной Африки 16
1.1. Народное творчество – источник изучения мифологии бесписьменных народов Африки 16
1.2. Космогония 31
1.3. Образ Вселенной в мифологии народов Тропической и Южной Африки 37
1.4. Модели мифологического мира 50
1.5. Животные символы небесных светил и первоэлементы Вселенной 66
Глава 2. Время – ключ к пониманию онтологии африканской мифологии 74
2.1. Время и бытие в мифологии народов Тропической и Южной Африки 74
2.2. Расчет времени и хронология. Настоящее, прошлое и история 85
2.3. Время и бытие индивида. Время и персональное бессмертие 89
Глава 3. Жизнь, смерть и загробная жизнь 92
3.1. Онтология умирания. Загробная жизнь и судьба души
3.2. Причины и происхождение смерти
3.4. Смерть и душа 113
3.5. Смерть и погребение 117
Глава 4. Символический характер африканской мифологии 129
3.3. Виды смерти 107
4.1. Гносеологические особенности символа в африканской мифологии. Мифологический символ как исходная форма познания 129
4.2. Цветовая символика народов Тропической и Южной Африки 135
4.3. Символ и метафора в языках банту (зоонимный и телесный коды) 146
4.4. Животные как символ в религиозной, культурной и обыденной жизни африканцев. Родственные связи людей и животных 163
4.5. Культ змеи в африканской мифологии 171
4.6. Тотем и власть 181
Глава 5. Пантеон африканских богов 186
5.1. Иерархия африканских Богов 186
5.2. Монотеизм и политеизм 196
5.3. Общая характеристика Бога и его атрибуты 203
5.4. Деяние Бога, его провидение и этические качества 207
5.5. Способы общения человека с Богом 213
Глава 6. Мифы народов тропической и южной аф-рики: образ и смысл мифа 218
6.1. Космогонические и космологические мифы народов Тропической и Южной Африки 218
6.2. Мифы о Богах 242
6.3. Мифы о духах природы 252
6.4. Мифы о стихиях и первоэлементах 256
6.5. Мифы о происхождении смерти 261
6.6. Мифы о «стране духов» 271
Заключение 276
Список сокращений 283
Библиографический список
- Образ Вселенной в мифологии народов Тропической и Южной Африки
- Расчет времени и хронология. Настоящее, прошлое и история
- Причины и происхождение смерти
- Цветовая символика народов Тропической и Южной Африки
Образ Вселенной в мифологии народов Тропической и Южной Африки
Результаты исследования мифологии народов Тропической и Южной Африки были изложены на научных и научно-практических конференциях: Научная конференция «Ковалевские чтения» (ИСАА при МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, 2004); Первый Российский культурологический конгресс. (Санкт-Петербургский Научный центр РАН, г. Санкт-Петербург, 2006); XI Конференция африканистов. «Развитие Африки. Возможности и препятствия» (Институт Африки РАН, г. Москва, 2008); VII Всероссийская научная конференция «Школа молодого африканиста», «Человек, общество, цивилизация в Африке. История и современность». (Институт Африки РАН, ИСАА при МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, 2008); XXV Международная конференция. «Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций. Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (СПГУ, Восточный факультет, г. Санкт-Петербург, 2009); VIII Всероссийская научная конференция «Школа молодого африканиста», «Африка в прошлом и настоящем: междисциплинарный анализ» (Институт Африки РАН, г. Москва, 2009); XII Конференция африканистов. «Африка в условиях смены парадигмы мирового развития» (Институт Африки РАН, г. Москва, 2011); XXVII Международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке». (СПГУ. Восточный факультет. г. Санкт-Петербург, 2013); XII Научная конференция африканистов «БРИКС и перспективы социально-экономического, политического и культурного развития Африки» (Высшая школа экономики, г. Москва, 2013);
XIII Международная конференция африканистов «Общество и политика в Африке: неизменное, меняющееся, новое» (Институт Африки РАН, г. Москва, 2014). Выступления по теме диссертации на теоретических семинарах в НАЧОУ ВПО СГА (г. Москва).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. В космогонических мифах африканских народов мы выделяем два способа происхождения Вселенной: Первое – это постепенное развитие мира из хаоса. В этом способе мы определяем несколько сюжетных линий. Напри 12 мер, порождение мира в результате брака неба и земли. Второй вариант происхождения мира, согласно мифологическим традициям народов Африки, состоит по аналогии с биологическим рождением. Этот способ происхождения Вселенной связан с деянием Творца, выступающего в облике зооморфного или зооантропоморфного предка.
2. В диссертации описан образ Вселенной в мифологии Тропической и Южной Африки, который состоит из видимого или естественного мира и «невидимого» или сверхъестественного мира. Сверхчувственное в мифологическом мышлении возникает на определенном уровне развития сознания. На этом уровне субъективное я уже выделено от предмета познания, но сущность этого предмета еще не стала содержанием субъективного я.
3. Показано, что первоэлементы мира возникают на основе символизации определенных животных. Вода предшествует любой форме и находится в основе каждого создания. Африканцы различают воду небесную, воду земную и воду подземную. На многих памятниках вода изображается в виде змеи. «Небесная вода» представлена в образе быка-дождя. Огонь как основной элемент Вселенной, связан с мужским началом и ассоциируется с такими животными как собака, шимпанзе, оса.
4. Человек архаического мировоззрения «живет» в мифологической Вселенной. В сознании жителей Тропической и Южной Африки все суще ствующее является сакральным феноменом. Основными элементами этого мифологического мира являются: Бог, духи, мертвые и живые люди, живот ные, растения и объекты неживой природы. Время для африканцев – это сум ма событий, которые произошли, происходят или произойдут в ближайшее время после настоящего. События, которые не осуществились или те, вероят ность немедленного наступления, которых мала, относятся к категории «не времени». Реальное время – это прошлое и настоящее время. Вектор его про кания - от настоящего к прошедшему. Для многих африканских языков описание категории времени представляет трудности. Весь континиум временных отношений делится на две половины: sasa - это «микро-время» и zamani - «макро-хронос». В традиционных африканских обществах числовые календари не существуют, имеются календари, которые можно назвать календарями явлений и событий.
5. В диссертации показано, что к смерти у многих африканцев амбива лентное отношение. Смерть как одномоментный акт является лишь началом продолжительного процесса постепенно переносящего человека из настоящего в прошлое. В работе описан процесс персонального бессмертия человека. Ритм жизнедеятельности человека имеет онтологический характер. Это не простое перечисление временных моментов существования индивида. Важное значение для понимания персонального бессмертия является категория смерти, так как после нее начинается сложный процесс ухода человека в мир предков. Для понимания этого процесса в диссертации описана онтология умирания.
6. Во многих мифах Смерть представлена в виде антропоморфного существа (великана, старца, полу-живого или полу-мертвого человека). Мы приходим к выводу, что для народов Тропической и Южной Африки Смерть и Жизнь предстают в сознании людей как реально существующие, чувственно воспринимаемые вещи. Это говорить о том, что в мифологическом сознании еще нет отделения понимания жизни и смерти как неких абстрактных, всеобщих понятий, о их представлении в виде образов, отдельных конкретных эмпирически существующих предметов.
7. Символ – чувственно-сверхчувственное знаковое образование, состоящее из двух неразрывно связанных элементов: смысла и образа. Образ относится к чувственному уровню познанию, а смысл относится к сверхчувственному уровню познанию. Чувственное наглядное представление – это особая форма познания, в которой содержатся одновременно и элементы чувственно-перцептивного познания и элементы рассудка. Мифологическое мышление присуще разумным людям, в котором содержится все существенное в человеческом познании, но эта сущность познания выражается в мифологии в виде чувственных образов-представлений.
8. На основе анализа мифов, метафор, пословиц и поговорок мы считаем, что образ-представление символа, это не перцептивное восприятие, а емент сложной познавательной деятельности, которая получается при синтезе чувственного восприятия с соответствующей категорией рассудка. Определенное перцептивное восприятие при своем присоединении к соответствующей категории, выполняет функции своеобразного предиката. Получается своеобразный чувственно-сверхчувственный познавательный комплекс, который может быть обозначен словом. Именно в этом и состоит познавательное значение чувственных образов-представлений как выражения смысла в мифах, символах, фантазиях и т.д.
Расчет времени и хронология. Настоящее, прошлое и история
Самоубийство считается также «плохой смертью». В эту группу африканцы относят любую необычную смерть, например смерть беременной женщины или смерть во время родов, а также смерть колдуна, знахаря, короля, жреца. Люди, умершие «плохой смертью» считаются «нечистыми». Соприкосновение с ними крайне опасно. Существуют различные «очистительные» церемонии, цель которых – не допустить распространения несчастья и осквернения на живых.
Социальная смерть Социальная смерть включает ряд церемоний, имеющих важное значение для социума. К таким церемониям относятся: обряды инициации, тайные союзы, повышение или понижение социального статуса и т.д.
Для мышления большинства африканцев характерна связь между понятиями смерти и созревания. Человек растет поэтапно, и каждый последующий этап есть «смерть» для предыдущего, поэтому человеческая жизнь – это ряд смертей и рождений. Известный английский африканист В. Тэрнер, изучавший ритуалы ндембу, приводит следующие примеры «социальной смерти». «При первой менструации у девушки ндембу говорят: wunakulidehi – «она созрела»; то же говорится при ритуалах, связанных с первой беременностью и рождением первого ребенка» [157, с. 84]. Глагол ku-kula «созревать» в данном примере является синонимом глаголу kuwa «умирать», связь между этими глаголами подчеркивается и тем, что при обряде обрезания место со вершения операции называется itwilu, т.е. «место умирания» (iw-ilu отгла гольное имя существительное, основа –tw- wa «умирать»).
У многих африканских народов существуют тайные союзы. Особенно популярны они в Западной Африке. Многочисленные тайные общества обычно назывались именами животных-тотемов: леопардов, крокодилов и 110 т.д. Их церемонии состоят из маскарадов, пересказов мифов и жертвоприношений. Однако нам известны не все, потому что они имеют сакральный характер. Например, у аква (РК) существует два тайных общества – «Анзимба» и «Люди – крокодилы». На Нижнем Конго есть «Общество страны мертвых» Nsia Fwa [158, с. 376]. Если начинается эпидемия или уменьшается рождаемость в какой-нибудь области, колдун приглашает детей и взрослых обоих полов для вступления в общество. Неофиты впадают в каталептическое состояние где-нибудь в городе, на базарах, и в таком виде их относят к колдуну в лес, где они остаются от двух до шести месяцев и даже до трех лет. Неофит должен «умереть». Семьи посвящаемых ежедневно приносят к месту церемонии, большое количество пищи для колдуна и его помощников. Африканцы верят, что «мнимая смерть» и все практикуемые при этом церемонии дают возможность неофиту обрести новое тело, свободное от болезней и обладающее репродуктивной способностью. те об
Другим тайным союзом народов бассейна Конго является нкимба. Нкимба – это учреждение, занимающееся мальчиками, вступающими в период пологого созревания. Девочки в нкимба не допускаются. Мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет собирают из разных деревень, уводят в лес, где они живут. Вступление в нкимба совершается посредствам церемонии, которая включает в себя: употребления наркотических средств, бичевания, перемены одежды, наречения нового имени, клятв. Принятие в нкимба совершается ночью при пении и танцах. Колдун-нганга передает адептам религиозные знания, обучает искусствам и ремеслам. Преподавание проходит на тайном, эзотерическом языке. Посвященные не могут употреблять в пищу мясо и рыбу, язаны спать на голой земле и должны окрашивать себя в белую краску. Они не могут говорить и смотреть ни на одну женщину – даже на мать. Сами таинства проходят через год или через два, по окончании сезона дождей. Курс нкимба имеет три степени, но не все проходят его полностью. Прошедшие обряд являются как бы, выходцами из другого мира. Сначала они не должны никого узнавать, делать вид, что не умеют ходить, не знают обычаев «земного мира». Затем происходит сцена «узнавания».
Другой обряд – ндембо. Этот обряд совершается совместно для обоих полов. Для ндембо не назначается определенного возраста. Допущение в эти таинства не требует никаких условий. Колдун рекомендует желающим подвергнуться мнимой смерти. Обряд проходит в лесу, где неофиты танцуют, поют и под действием внушения погружаются в транс и симулируют смерть. Они становятся умершими ндембо. Колдун своим искусством должен воскресить их. Родственники и друзья обязаны вознаградить колдуна за церемонию и прислать праздничные одежды. Ндембо красят себя в красный цвет, они не имеют одежды, так как считаются умершими. Упражнения ндембо длятся несколько месяцев и проводятся на эзотерическом языке. Посвященный в ндембо, также меняет имя.
В Мали популярен другой «тайный союз», он называется «Охотничий союз» [10]. Это добровольное объединение людей с единой идеологической системой, ритуалами, обрядами, а так же с единым блоком экзотерической, недоступной для посвященных, информацией. Это во многом тайное общество охотников, воинов, колдунов, врачевателей. Охотники – это социально признанная интеллектуальная, военная и управленческая элита общества у народа бамбара. Вхождение в союз сопряжено с соответствующим обрядом посвящения. Членами этого союза могут быть только мужчины. За неофитом закрепляется наставник, который преподает основы «охотнического мировоз по чл зрения» и охотнической практики. Неофит остается учеником до тех пор, пока не убьет крупное животное, после чего он становится полноправным еном союза. В процессе обучения неофит знакомится с разными ремеслами, изучает мифологию своего народа, узнает свойства растений и т.д. Внутри союза существует иерархия. Ритуалом перехода по ступеням является охотнический подвиг. Охотник является посредником между миром людей и миром потустороннем, миром леса. Ему приписывают разные сверхъестественные способности, например, считается, что охотник может превращать
Причины и происхождение смерти
С этой точки зрения трудно согласиться с Ж. Багана, по мнению которого, слово motema «сердце» имеет несколько иной ассоциативный ряд. Оно не ассоциируется с чувствами человека, а «является символом интеллектуальной деятельности и сдерживания эмоций» [19, с. 165].
Коммуникативные фразеологизмы – паремии представляют собой предложения с замкнутой структурой, это пословицы и поговорки. Они имеют назидательный характер, т.е. содержат мораль или выражают какую-то житейскую мудрость. Коммуникативные фразеологизмы – паремии обладают свойствами клишированности, афористичности и сентенциозности. Под кли-шированностью понимается способность паремий выступать как семантическое целое, воспроизводимое без каких-то существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях. Под свойством афористичности подразумевается способность паремий восприниматься как высказывание, содержащее более широкое значение, чем то, которое выражено непосредственно в его «прямом» узуальном значении. Свойство сентенциозности состоит в том, что паремия несет определенную оценочно-этическую информацию.
Пословицы и поговорки – это сложные и противоречивые языковые образования. Они являются языковыми структурами, имеющими много общего с фразеологизмами. Так, Г. Л. Пермяков выделяет две главные черты сходства между ними: во-первых, пословицы и поговорки очень похожи на фразеологизмы по своей внешней грамматической, а точнее, синтаксической форме и, во-вторых, характеризуются наличием у многих из них образной мотивировки общего значения» [117, с. 32]. Таким образом, паремии как зна ки относятся к языку, а как образы или модели жизненных ситуаций относятся к философскому уровню познания. Г.Л. Пермяков пишет, что «знаковая сущность и моделирующая способность пословичных изречений, хотя и тес 156 но связаны между собой, все же являются разными и вполне самостоятельными свойствами названных паремий» [118, с. 31]. Пословицы и поговорки мы относим к символам, так как они имеют структуру символа, т.е. состоят из смысла и образа. Смысл паремии заключается в ее дидактической функ от ситуации, а иногда сами моделируют ее. А образ паремии мы видим в отдельных ее компонентах, которые заключают в себе главный смысл всего изречения. На основе выделения и определения тематических элементов, а так же определения и установления инвариантных смыслов пословиц и поговорок, многие ученые (Г.Л. Пермяков, Г.Л. Капчиц, Mwamba Cabakulu) составляют предметно-образные классификации паремий.
В культуре любого народа паремии занимают особое место. Они являются знаками определенных жизненных ситуаций или отношений между вещами. Пословицы и поговорки являются ценным материалом для каждого, кто интересуется духовной жизнью народа. Их значение особенно велико в тех случаях, когда речь идет о народах с младописьменными языками. Нередко паремии остаются единственным материалом, позволяющим узнать и понять мировоззрение, культуру народа, его этнокультурный код.
В традиционном африканском обществе паремии играют большую роль в социальной и культурной жизни. Народ монго (РК, ДРК) образно говорит о значении пословиц следующее: «Пословица не может срубить дерево, но человека убьет». Пословицы и поговорки обладают высокой степенью ции. Кроме этого, все пословицы и поговорки употребляются в зависимости частотности употребления в речи.
У многих народов Африки существуют профессиональные хранители пословиц и изречений. Например, у народа акан (Гана, Того, Либерия) паремии философско-нравственного и религиозного характера становятся важным компонентом похоронной церемонии, сопровождаясь выразительными движениями, позами, жестами, а также демонстрацией специальных фигурок. Известно, что пословицы и поговорки народа тсвана (Ботсвана, Зимбабве) служили чем-то вроде юридического кодекса. Авторитет их был настолько велик, что позволял избегать грубости и насилия. Паремии выполняют большую воспитательную функцию в африканском обществе: Mwn longil mu bingan – (конго) «Воспитывай ребенка пословицей» [238, с. 64].
Фразеология языка лингала, как и других языков, тесно связана с философией, культурой, бытом, религией, историей и психологией народа, что наложило свой отпечаток на смысловую и содержательную сторону паремий. Поэтому при переводе паремий лингала на русский язык (буквальный и литературный) будут приводиться русские эквиваленты только в том случае, где это возможно15.
Большинство паремий на языке лингала трудны для понимания, поскольку связаны с фоновыми знаниями говорящих на этом языке, их практическом опытом и культурно-историческими традициями. Смысл некоторых не вытекает из их содержания, заключающегося в пословном переводе. Такие «затемненные» для человека другой культуры пословицы и поговорки требуют дополнительного пояснения, например: Nsau ikotela na kotalana te «Спелые фрукты нсау не похожи друг на друга» (Спелые фрукты нсау имеют насыщенный лиловый цвет. Однако, некоторые экземпляры могут быть светло-лиловыми, т.е. нельзя судить человека только по его внешности). он те
Пословицы и поговорки, включающие названия животных, занимают значительное место среди устойчивых высказываний. Многие из них относятся к древним, архаичным пластам мифологии. Возможно, некоторые зоо-нимные фразеологизмы возникли еще в период первобытнообщинных отношений, так как животные играли важную роль в повседневной жизни людей, они были культовыми, являлись предметом почитания, тотемом – покрови-лем. В настоящее время зоонимные пословицы и поговорки активно функционируют в литературном языке и диалектах. О распространении и некоторой универсальности паремий с названиями животных свидетельствует тот факт, что во всех языках мира они используются в качестве образной характеристики человека, а также в многочисленных «животных» сказках, мифах и являются наиболее употребительными.
Одной из главных причин функционирования названий животных в составе зоонимных пословиц и поговорок является параллелизм животного мира и мира человека. В сознании человека появляются ассоциации с образом животного, которые затем получают соответствующие языковые выра жения. Эти ассоциативные связи формировались у людей в процессе наблюдения и изучения внешнего вида, повадок, жизнедеятельности различных видов и особей животных. Необходимо отметить, что в зоонимных пословицах
и поговорках лингала персонификация происходит не только на семантическом, но и на грамматическом уровнях. Так, членами синтагмы осуществляется по нормам первого класса, класса людей, а не по девятому классу, классу животных, например
Цветовая символика народов Тропической и Южной Африки
Но мир, который был заселен таким образом, все еще жил в темноте. Alatangona еще раз был вынужден просить помощи у Sa. Он приказал «touou» (рано просыпающейся маленькой красной птичке) и петуху пойти к Sa и попросить у него дальнейшего улучшения мира. Когда Sa выслушал обоих посланников, он сказал им: «Возвращайтесь домой, я дам вам песню, которой вы будете вызывать свет дня, так, чтобы люди могли заниматься своими делами».
Когда вестники вернулись, Alatangona встретил их сердито и стал бранить их, говоря: «Я дал вам деньги, вы имели пищу каждый день, а вы не выполнили своего долга. Вы заслужили смерти».
Но, в конце концов, Alatangona великодушно простил обоих несчастных посланников. Чуть позднее touou издал свой первый крик, и петух тоже спел свою первую песню. Произошло чудо, как только обе птицы закончили свое пение, появилась заря первого дня. Солнце появилось на горизонте, и следуя в направлении к Sa, начало свой великолепный путь. Когда этот день закончился солнце пошло спать, где-то на другом конце земли. И в этот момент на небе появились звезды, чтобы отдавать часть своего света в течение ночи. С тех пор обе эти птицы должны были постоянно петь и звать рассвет. В начале touou, а потом петух. Подарив, таким образом, человеческому роду солнце, луну и звезды, Sa позвал к себе Alatangona. Он сказал ему: «Ты отнял у меня моего единственного ребенка, а я был добр к тебе. Сейчас твоя очередь оказать мне услугу. Я лишился своего ребенка, сейчас ты должен отдать мне одного из своих детей, в любое время, когда я потребую этого. Он будет слышать невообразимый шум и треск во время сна. Это будет мой гос, которому он будет подчиняться». Alatangona согласился, так как он нарушил обычай - не заплатил выкуп за невесту. С тех пор Alatangona платит Sa в виде смерти людей». Beier U. The Origin of Life and Death. African creation myths. London, Ibadan, Nairobi: Heinemann, 1966 A Kono story (Guinea). Pp. 3-6. (перевод И.Т.). мир «Бог создал человека, которого назвал Мун. Вначале Мун жил на дне моря. Потом он захотел выйти из моря и жить на суше, но Бог предупредил его, что жизнь на суше тяжелая и ты пожалеешь об этом.
Но Мун вышел на сушу. В то время земля была пустой. Не было ни деревьев, ни растений, ни животных. Мун был несчастен и печален. Бог сказал ему: «Я тебя предупреждал, но ты не послушался меня. Я никогда не буду тебе помогать. Ты будешь иметь жену, которая будет жить с тобой лишь два года».
Бог послал «Утреннюю звезду» жить с Муном. Звезда зажгла огонь на небе. Ночью, когда она спустилась в хижину Муна, она зажгла огонь и легла по одну сторону огня. Мун лежал по другую сторону. Но ночью Мун перешагнул через огонь и лег рядом с «Утренней звездой».
На следующее утро он увидел, что тело звезды выросло. И она родила деревья, травы и растения разных видов. Она рожала до тех пор, пока мир не стал зеленым. Деревья начали расти. Они росли и росли, пока не коснулись неба. Но, когда они достигли неба, начался дождь. Мун и звезда жили в достатке. Они ели семена и корнеплоды.
Когда прошли два года, Бог призвал звезду обратно жить на небо.
Мун плакал восемь дней. Потом Бог дал ему вторую жену и сказал: «Она будет жить с тобой два года. Но в конце этого срока ты должен умереть». ла ти
«Вечерняя звезда» пришла и жила с Муном два года. Потом она родила коз, овец и коров. На второй день она принесла антилоп и птиц. Но на тре-й день она родила мальчиков и девочек. На четвертый день «вечерняя звезда» снова захотела с ним спать, но Бог сказал: «Хватит. Настало время, когда ты должен умереть». Но Мун ослушался и еще раз спал со звездой. На следующее утро ее тело выросло, и она родила львов, леопардов, змей и скорпионов. И Бог сказал: «Я предупредил тебя, но ты не послушался меня». Мун увидел, что его дочери красивы и, он пошел на связь с ними. Они родили ему много детей, и он стал царем большого государства.
Но «вечерняя звезда» приревновала своих дочерей и послала змею укусить Муна. Когда он был укушен, он тяжело заболел. Но в это время перестал идти дождь. Озера и реки начали пересыхать. Растения начали умирать, и для них наступил голод. Затем дети начали обсуждать вопрос о том, что они должны делать, чтобы вернулся дождь. И они сказали: «Виноват Мун».
Они поймали Муна и бросили его в океан и сделали королем другого мужчину. Но Мун вылез из моря и разыскал «утреннюю звезду» на небе, свою первую жену, с которой он был счастлив».
Beier U. The Origin of Life and Death. African creation myths. London, Ibadan, Nairobi: Heinemann, 1966. A Wakaranga story (Rhodesia). Р. 15-17 (перевод И.Т.). Бунт против Бога «В начале существования мира, когда не было ничего, ни человека, ни животных, ни растений, ни неба, ни земли, ничего, был только Бог, и звали его Nzame. Он существовал в трех лицах: Nzame, Mebere и Nkwa. В начале Nzame создал небо и землю. Небо он оставил себе. Затем создал землю. Суша и вода были созданы отдельно друг от друга.
Nzame создал все сущее: небо, землю, солнце, луну, звезды, животных, растения, все, что есть. Когда он все создал, что мы видим сегодня, он позвал Mebere и Nkwa и показал им все, что он сделал. «Это моя работа. Хороша ли она?». Они ответили: «Да, ты сделал хорошо». «Есть ли что-нибудь, что должно быть сделано еще?». Mebere и Nkwa ответили ему: «Мы видим много животных, но не видим их хозяина, мы видим много растений, но не видим их хозяина».
В качестве хозяина этих вещей они указали на слона, потому что он умен, на леопарда, потому что он силен и коварен и на обезьяну, так как она злобная и хитрая.
Но Nzame захотел сделать нечто лучшее. Для себя, Mebere и Nkwa он сделал существо, совсем похожее на них самих. Во-первых, он дал ему силу, во-вторых, способность управлять, и, в-третьих, - красоту. Затем они сказали: «Бери землю. С этого момента ты хозяин всего, что существует на ней. Как и мы, ты живой, все принадлежит тебе, ты хозяин».
Nzame, Mebere и Nkwa вернулись на небо, где они обитали, а новое создание осталось внизу, одно, и все подчинялось ему. Среди всех животных первым появился лев, леопард – вторым, обезьяна – третьей, потому что Mebere и Nkwa выбрали их быть первыми. Nzame, Mebere и Nkwa назвали первого человека Fam – что значит мощь, сила. Гордый своим положением хозяина, своей силой и своей красотой, потому что он превосходил по этим качествам слона, леопарда и обезьяну, гордый тем, что он может поражать, убивать всех животных, этот первый человек вырос злым. Он стал надменным и не захотел больше поклоняться Nzame. Он презирал его, посмеивался над ним:
Обиженный Бог позвал Nzalan – Бога грома. «Nzalan приди!». Он быстро прибыл со страшным громом: бум, бум, бум. Огонь с небес падал на леса и поля. Они вспыхнули как факел. Фу, фу, фу все в пламени. Земля в то время была покрыта лесами, как и сейчас. Горели деревья плантации, бананы, маниока, фисташки, все высохло; животные, птицы, рыбы, все были по , все были умерщвлены. Но когда Бог создал первого человека, он сказал ему: «Ты никогда не умрешь. А что Бог дает, он никогда не берет обратно». Первый человек тоже горел в огне, но никто не знает, что с ним случилось. Жив ли он и где он?
Бог посмотрел на землю и увидел, что она стала черной, ничего на ней не было, кругом пустыня. Бог снова захотел создать все, что было, но еще лучше.
Nzame, Mebere и Nkwa посоветовались и сделали следующее: черную, обгоревшую землю покрыли новым слоем плодородной земли и посадили дерево. Дерево росло и росло, становясь все больше и больше, и когда с него упала семечка, родилось новое дерево. Когда с него упал лист, он разросся и стал ходить. Это были животные: слон, леопард, антилопа, черепаха и все другие животные. Когда лист упал в воду, он поплыл – это были: рыба, сардина, краб, устрица и все подобные им существа. Земля снова стала такой, какой она была раньше и какова она сегодня. Доказательством, что это истина, служит следующее – это тяжелый черный камень, из отверстия которого выходит обжигающий огонь. Но Nzame, Mebere и Nkwa снова собрались на совет. Они решили, что нужен человек, который должен управлять всеми животными. «Мы сделаем человека, похожего на Fam, те же ноги, те же руки, но по-другому повернем ему голову, так чтобы он мог видеть смерть» – сказал