Содержание к диссертации
Введение
Часть первая
СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ТРАДИЦИЙ
Глава I. Теоретические и методологические предпосылки
I. Вопросы терминологии 17
2. Традиция как объект и предмет научного познания 25
3. Общество и общественные отношения, их системный аспект. Традиция как социальный феномен 36
4. Субстанция и сущность традиции в первом приближении 62
Глава II. Традиция как закон системы общественных отношений
I. Диалектика развития и историческая преемственность общественных отношений - объективные основания традиции 72
2. Традиция как закон генезиса и функционирования системы общественных отношений, ее информационный аспект 87
3. В системе социальных норм. Механизм прескрипции 97
4. Традиционное управление: характер и черты 117
5. Особенности традиционной организации и интеграции 131
6. В ряду общесоциологических законов, социально-
философское определение традиции 148
Глава III. Системно-Функциональное бытие традиций
I. Системные состояния и процесс актуализации традиций 159
2: Вопросы исследования и систематизации социальных функций традиции, природа традиционной детерминации 173
3. Институт традиций и его системно-интегральные особенности. Начала классификации. Соотношение с правом 183
Часть вторая
ТРАДИЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Глава IV. В общественных сферах
І. В материальном производстве, технике и экономике 203
2. В надстройке и духовной деятельности 214
Глава V. в историческом процессе
I. Образование традиций, их роль и место в антропосоциогенезе 234
2. Во взаимодействии с субъективным фактором. Традиции как предмет практической деятельности людей 255
3. Институт традиций и социальный прогресс, общие тенденции в изменении места, роли и характера традиционной детерминации общественных процессов 273
Глава УІ. В образе жизни
I. Общесоциологические установки. Понятие традиционного образа жизни 292
2. Традиции в условиях социализма, роль КПСС в научной организации нормопроцессов на современном этапе коммунистического строительства 309
3. Традиции в социальном поведении, их место в структуре личности и субъективном сознании 333
4 Важное звено в системе коммунистического воспитания 357
3 а к л ю ч е ни е 372
П ри л о ж е н и е 376
Список использованных источников и литературы 380
- Традиция как объект и предмет научного познания
- Диалектика развития и историческая преемственность общественных отношений - объективные основания традиции
- Образование традиций, их роль и место в антропосоциогенезе
Традиция как объект и предмет научного познания
Все научные знания о традиции могут быть объединены в одну специальную дисциплину - традициеведение. Оно имеет статус многоотраслевой дисциплины, так как, имея своим предметом традицию, включает знания о ней и философии, и социологии, и психологии,и этнографии, и истории, и правоведения, и антропологии, и искусствознания, и этики, и эстетики, и науковедения, и филологии, и лингвистики и т.д. - каждая из названных наук изучает традиции под интересующим ее углом зрения, в соответствии со своим предметом познания. Например, искусствознание исследует традиции художественной деятельности, их соотношение с новаторством, влияние на творчество и т.д. лингвисты изучают традиции в языковых процессах, их роль в формировании и развитии лингвосистем и т.д.
Традициеведение, кроме того, имеет комплексный характер -оно включает, а лучше сказать, использует в соответствии со своими научными задачами многие разделы общенаучных, а также междисциплинарных знаний - теорию систем, теорию информации, кибернетику и наряду с ними - сугубо специальные отрасли - статистику и пр.
В соответствии с двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим, с присущими каждому специфическими формами и методами исследования, традициеведение имеет тоже свои разделы: теоретический и эмпирический.
Эмпирическое традициеведение базируется на специфических эмпирических способах и методах познания - наблюдении, описании, систематизации и т.д. Показательны в этом отношении этнография, в число задач которой входят описание, систематизация традиций быта, прикладного творчества той или иной народности, этнической группы и т.д., а также филология, изучающая, в частности, фольклор, устное народное творчество"и занимающаяся сбором, описанием народных преданий, передаваемых из поколения в поколение былин, мифов и т.д.
Теоретическое традициеведение исследует более или менее общие закономерности возникновения, существования, развития традиций, их связи с другими общественными образованиями и т.д. При этом наряду с теоретическими проблемами, которые интересуют отдельные научные отрасли - этнографию, филологию, правоведение и т.д., мы должны обратить внимание на теорию традиций, имеющую значение для всех, заинтересованных в ней научных дисциплин, теорию, которую мы с полным правом можем именовать общей теорией траящии.
Ее существование обусловлено, однако, не только субъективно, интересами отдельных исследователей (филологов, лингвистов, этнографов, антропологов, искусствоведов и т.д. ), но и объективно, а именно тем, что традиция представляет собой относительно самостоятельное, цельное, системное образование, специфический феномен социальной жизни. И поскольку предметом общей теории является традиция как цельный, атомарный, объект-феномен, мы вправе судить об этой общей теории традиции как феноменологической.
Диалектика развития и историческая преемственность общественных отношений - объективные основания традиции
Определение традиции как устойчивого,повторяющегося,общего, необходимого общественного отношения уже само по себе наводит на мысль,что она обладает чертами закона, и следующий вопрос,который предстоит разрешить - каким образом следует трактовать ее в качестве отношения. Другими словами,какое отношение выражает традиция, если она закон?
Развитие общественных отношений в реальной системе осуществляется (необходимо") во времени и именно от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему (вероятному. Таким образом, развитие общественных отношений (в известном аспекте4) есть смена состояний, имеющая необратимый характер» Поэтому будем говорить об его упорядоченности, или структурированности во времени, й поскольку переход от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему осуществляется исторически, такой же характер имеют и законы его структуры.
Одним из таких законов служит преемственность. Действительно, всякое развитие, характеризующееся диалектическим переходом от одного, предыдущего, к другому, последующему, этапу, необходимо сохраняет в ходе диалектического отрицания старого состояния новым то "положительное", по словам В.И.Ленина, что составляет основу дальнейших изменений и, следовательно, обусловливает сам процесс развития. Сохранение и перенос необходимых, обеспечивающих историческую связь элементов из одного состояния в другое в процессе развития и составляет преемственность. В обществе она представляет собой особое общественное отношение -традицию. Последняя, стало быть, такое "отношение отношений", такая система, которые устанавливаются между прошлыми, настоящими и будущими (вероятными ) общественными отношениями. И так как традиция, воплощая диалектическую преемственность в общественном развитии, вместе с тем выражает историческую логику названного процесса, она есть необходимое объективное общественное отношение1.
Образование традиций, их роль и место в антропосоциогенезе
Генезис традиций сопряжен с действием диалектических,общесистемных, специфических системных и конкретно-исторических законов, а также ситуативных обстоятельств, и его анализ, соответственно, надо проводить на оговоренных системных уровнях, не теряя, однако, из виду их диалектической взаимосвязи. Далее нас будут интересовать главным образом специфически-системные аспекты происхождения традиций, рассматривая которые мы будем по мере необходимости касаться и его конкретно-исторических форм, а также ситуативных факторов.
Ранее уже указывалось на одну из важнейших особенностей системы общественных отношений - онн складывается, приходит в движение в результате и в процессе целеустремленной деятельности людей, вследствие этого возникновение, формирование традиций необходимо связано с субъективными действиями, поведением, отношениями. Однако сама по себе связь при ее анализе оказывается весьма сложной, в одном случае она имеет жесткий, линейный, однозначный характер и реализуется по типу динамических закономерностей. Этот тип связи, когда результат более или менее строго соотносится с целью деятельности, мы выше обозначили формулой ООс. В другом случае, когда результат субъективной деятельности выступает как непредвиденный, незапланированный, побочный, косвенный, когда он соотносится с целью неоднозначно, нежестко, нелинейно и походит на статистические зависимости, мы обозначили формулой С-0. И если теперь субъективную деятельность и ее результаты графически изобразить сектором, где центральный радиус С-0С обозначает ивтен-циональный момент, а боковые радиусы С-0 неинтенциональные моменты, то можно соответствующим образом представить генезис традиций - см.: Приложение, стр.379/8/. Одни из них концентрируются возле радиуса с-Ос и выступают в полном смысле слова как сознательно созданные человеком. Другие - в несравненном большинстве - появляются как побочные и независимые от непосредственных желаний, воли, целей, побуждений человека продукты его деятельности. Образование традиций этого рода является стихийным, таким образом, и те, и другие формируются в результате субъективной деятельности, но в одном случае генезис традиций находится под человеческим контролем, в другом случае -вне его.
Дальнейший анализ позволяет произвести более подробную раскладку "стихийных" и "сознательных" традиций в поле человеческой деятельности в зависимости от ее специфики, характера и предмета.