Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Лизунова Светлана Вениаминовна

Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде
<
Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лизунова Светлана Вениаминовна. Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Новосибирск, 2001.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/85-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методология исследования гносеологических оснований философской теории адаптации человека 15

1.1. Системность теоретического знания и методологические принципы ее исследования 15

1.2. Гносеологических оснований в системе построения философской теории адаптации человека к социальной среде 26

1.2.1. Гносеологический анализ адаптации как атрибута природы и сущности человека в контексте построения философской теории адаптации 51

1.2.2. Гносеологические основания в рассмотрении природы и сущности конкретно-научных концепций адаптации человека 63

Глава 2. Гносеологическая модель адаптации человека: система и контексты анализа 80

2.1. Уточнение оснований в определении методологии и логики развития и функционирования процессов адаптации человека 80

2.1.1. Адаптация, социализациясамоутверждение человека как субъекта деятельности 87

2.1.2. Адаптация, социализация и институты образования 100

2.1.3. Социализация и социальная адаптация 125

2.1.4. Адаптация, социализация, институты образования и занятости 131

2.2. Гносеологическая модель адаптации человека к социальной среде 155

2.2.1. Аксиологические и праксеологические параметры оценки гносеологической модели адаптации человека 179

2.2.2. Гносеологические основания в структуре эпистемологических оснований философской теории адаптации человека к социальной среде 186

Заключение 189

Библиографический список литературы 193

Приложения 204

Введение к работе

Каждый этап развития цивилизации определяется появлением новых подходов к пониманию содержания человеческой жизни, имеющей в своей основе взаимосвязи и взаимодействия традиций и новаций. Человек постоянно стремится к адекватному познанию природы, к постижению сущности мира, но этот процесс не является самоцелью. Отражение изменений, происходящих в ценностных ориентациях, интересах и целях человека в условиях трансформации российского общества, призвано найти наиболее эффективные возможности для его адаптации и самоутверждения как субъекта деятельности.

Смена системы общественно значимых ориентиров обусловлена новой для российского общества ситуацией «открытости». Изменение роли государства в сфере регулирования процессов общественного развития посредством законодательных норм и возникновение новых субъектов экономической деятельности вызвали к жизни новые способы социального действия, к которым большинство россиян оказались не готовы. Стереотипы поведения индивидов, сложившиеся в старой системе общественных отношений, задерживают выработку новых адаптационных механизмов, для создания которых сложился ряд объективных обстоятельств.

В условиях расширения масштабов и усиления динамики социальных изменений перед обществом и каждым человеком ставится задача осознания себя, выяснения имеющихся возможностей адаптации для сохранения себя и планеты. Ситуация развития мирового сообщества такова, что необходим конструктивный диалог, позволяющий создать единую стратегию построения ноосферной цивилизации. В этом смысле постановка проблемы адаптации человека приобрела не только личностный и локальный, но и глобальный характер, так как основы стратегии устойчивого развития закладываются на интернациональном уровне.

В познании человеком объективной реальности большое внимание уделяется использованию возможностей философского осмысления наряду с

конкретно-научными средствами, междисциплинарными по своей сути. К началу XXI века науке особенно стал присущим интерес к исследованию процессов развития научного знания не только на «стыке» наук, а в более глобальном виде, когда междисциплинарность стала неотъемлемым компонентом единого познания. Известно, что для современной философской науке проблема человека как субъекта познания, а также создателя целеполагающей и целереализующей деятельности является одной из наиболее актуальных. При этом проблемная ситуация оказывается актуальной не только для теоретического, но и для предметно-практического, и практически-духовного видов освоения реальности.

Сохранению интереса к исследованию человека в отмеченных направлениях способствуют как объективные, так и субъективные факторы, наиболее существенным из которых выступает увеличение значимости создаваемых философией мировоззренческих и методологических результатов постижения реальности. Одновременно с этим в условиях интенсивного развития комплекса наук о человеке заметны предпосылки к пересмотру исторически сложившихся в философии и логике представлений о закономерностях развития научного знания, развития познания самих феноменов бытия человека.

Очевидно, что происходит не просто оформление подходов, базирующихся на элементах существующей научной парадигмы, а идет процесс создания новой парадигмы, с учетом взаимозависимости различных аспектов развития человека. Таким образом, сегодня целесообразно говорить о возникновении иного исторического типа интеллекта, что в философии ставит проблему, связанную с изменением способов мышления. Такая потребность обусловлена уровнем внутренней подготовленности человека, что отражается в социокультурных основаниях осуществляемой им деятельности.

Так как в основу философского анализа рассматриваемой в диссертационной работе проблемы положен универсальный закон жизни,

который определяет собой адаптация, то данное научное исследование строится в соответствии с теми гносеологическими основаниями (принципами, нормами, ограничениями, упрощениями, критериями), которые являются функциональной основой изучения как природы и сущности адаптации, так и построения в целом адаптациогенеза. К их числу прежде всего относятся принципы отражения, развития, взаимосвязи, взаимодействия, целостности, системности.

Роль указанных принципов, как основополагающих для познания возможностей адаптации человека, объективно обусловлена природой и сущностью непосредственно самой адаптации, которая первоначально определяется на уровне стихийного отражения. И только после первоначального закрепления человек все более настойчиво и корректно оформляет данные своего понимания и осознания мира и себя в этом мире, строит свое понимание возможностей адаптации к происходящему вокруг него и в нем самом. Использование этих принципов детерминируется характером и уровнем познания человеком указанной природы и сущности феномена адаптации.

Все обозначенное выше делает очевидными сами причины осознания того, что указанные основополагающие идеи должны учитываться при гносеологическом анализе философской теории адаптации человека. Указанный концептуальный подход представляет возможность сосредоточить внимание на изучении общих закономерностей, направлений, форм и методов адаптации как универсального биосоциального явления. К тому же, он эффективен и в плане дальнейшего накопления эмпирического материала для оформления теоретического обобщения. Первичный уровень осмысления конкретизируется систематизацией, оформляемой в виде своеобразного базиса для тех теоретических обобщений, на основе которых в дальнейшем определяются направления, формы и методы построения как междисциплинарной, так и философской теории адаптации человека.

Следует отметить, что в диссертационной работе создается не собственно теория адаптации человека, а определяются ее основания на уровне философского анализа процессов адаптации, представленных в конкретно-научных и междисциплинарных концепциях.

Понятие адаптации, его содержание, является многоаспектным, многоуровневым, а значит, многофункциональным. Исходя из этого, задача научного исследования состоит не только в возможностях адекватного применения ряда уже сформулированных понятий по обозначенной в диссертационном исследовании проблематике для осмысления эмпирического и теоретического материала об адаптации, но и в выявлении возможных путей дальнейшего направления его развития, подготовки реальных возможностей для философского обобщения проблем адаптации. Но в то же время для получения такой возможности, необходимо начать с наиболее рациональных и эффективных подходов к решению указанной цели и задач.

Термин «адаптация» получил наиболее широкое распространение не только в конкретнонаучных теориях - биологической, психологической, социальной, но и в междисциплинарных теориях и концепциях. В отличие от биологии и медицины, имеющих давнюю историю изучения процессов адаптации, социологическая наука начала заниматься указанной проблематикой сравнительно недавно, основываясь в основном на эмпирическом материале, полученном исследователями в системах других научных дисциплин и самой практике.

Как показывает анализ исторического опыта развития человека, понятие адаптации как выражение своеобразного единства единичного - особенного - всеобщего, явления и сущности, возможности и действительности, формы и содержания было первоначально объектом изучения с наиболее доступных сторон. К таковым относится наблюдение морфологических признаков проявлений ее сущности. С возникновением популяционного подхода наука начинает исследование сущности адаптации на качественно ином уровне.

Однако дальнейший прорыв в области изучения этого сложного и многомерного феномена стал возможным лишь с изменением самой парадигмы, связанной с приведением законов развития человека, общества в соответствие с законами развития Вселенной. Только при таком подходе возможно адекватное отражение природы и сущности столь универсального феномена, каким является адаптация.

Термин адаптация, представляется как «приспособление», «выживание», «освоение», «взаимодействие», «вхождение» в сфере естественных, технических и гуманитарных и социальных наук, широко используется в современном научном познании. Атрибутивность указанного свойства требует его изучения на уровне предметно-практического, теоретического, практически-духовного видов освоения реальности и самоутверждения человека как субъекта деятельности и общения. Универсальность характера его использования позволяет говорить о том, что термин адаптации претендует в известной мере на приобретение определенного эффекта самодостаточности в системах философского, междисциплинарного, так и к специальнонаучного знания. Приобретая статус общенаучного понятия, адаптация, с одной стороны, отражает универсальность использования, а, с другой - обнаруживает появление все новых и новых, до этого не исследованных граней проявлений в познании двойственной природы человека.

Выступая в достаточной степени интегрирующим фактором, понятие адаптация выполняет важные гносеологические функции. Использование, например, этого понятия в медицине привносит в эту науку центральные идеи биологии, генетики, основанные на общих закономерностях жизнедеятельности живых организмов любых форм существования. В свою очередь, медицина трансформирует биологические данные с учетом специфических закономерностей развития человека как существа социального, что подкрепляется данными социологии, более широко рассматривающей именно эту часть двойственной природы человека.

Гносеологический анализ оснований философской теории адаптации человека к социальной среде обозначен системным представлением имеющихся принципов, направлений, форм и методов отражения доступных познающему субъекту сфер реальности. Взгляд на адаптацию как на совокупность действий, поддерживающих функциональную константу человека в социальной среде, дополняется представлением об адаптации личности, имеющей в отношении среды формирующий характера. Однако любое определение понятия не может быть исчерпывающим в силу многообразия характеризуемых явлений. Поэтому в диссертационной работе для анализа выделяется не только социальная, но и биологическая форма адаптации человека как основание получения «бытия человека в адаптационных процессах».

Состояние разработанности проблемы. Ретроспективный анализ источников показал, что с 60 - 90 - х годов XX века большая часть исследований социальной адаптации велась на стыке социологии, социальной психологии и экономики. С теоретико-познавательной точки зрения использование работ, указанных ниже, необходимо для нахождения предельных оснований процесса взаимодействия биологической и социальной природы человека.

Вопросы биологической адаптации получили развитие в трудах таких отечественных ученых, как П.К. Анохин, Е.М. Бабосов, Н.А. Бернштейн, Ю.П. Гичев, И.П. Павлов, Г. Селье, И.М. Сеченов, Г.И. Царегородцев, И.И. Шмальгаузен.

Вопросы социокультурной адаптации нашли отражение в трудах Г.М. Андреева, Н.А. Агаджаняна, П.К. Анохина, С.А. Беличевой, В.И. Вернадского, В.П. Казначеева, В.А. Колеватова, Л.В. Корель, А.Н. Кочергина, Э.С. Маркаряна, А. Маслоу, Н.Н. Моисеева, С. Попова, Г. Селье, П. Сорокина, Т. Парсонса, А.Д. Урсула, Т. Шибутани. При изучении социокультурной адаптации особое место уделяется потребностям и ценностям развивающейся личности. Для анализа этих вопросов

использованы работы Л.Г. Ионина, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.А. Ядова. Само по себе знание о потребностях и ценностях еще не указывает на динамику процессов адаптации конкретного человека, так как вне поля зрения находятся вопросы его уникальных возможностей для преодоления возникающих препятствий. Однако как составная часть исследования адаптационных механизмов анализ теорий ценностей и потребностей представляется объективно необходимым.

Рассмотрение процессов адаптации в рамках «деятельностного подхода»
диктует необходимость анализа работ, связанных с соотнесением понятий
«деятельность» и «культура», к ним относятся труды Г.С. Батищева,
В.Ф. Венды, В.В. Давыдова, В.А. Лекторского, А.В. Леонтьева,

Э.С. Маркаряна, В.М. Розина, B.C. Швырева, Г.П. Щедровицкого.

Проблемы развития личности, «актуализации», самоутверждения человека как субъекта деятельности, выбора стратегий социальной адаптации анализируются на основании работ Ф. Бэкона, Н.А. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, Э. Фромма, а также Л.А. Гордона, С.Г. Кара-Мурзы, И.С. Кона, Л.В. Корель, В.А. Лекторского, А.В. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, А. Маслоу, А.В. Позднякова, Ю.А. Урманцева, X. Хакхаузена, М.А. Шабановой. Анализ указанных проблем важен в рамках данного диссертационного исследования, так как в ходе решения задач социальной адаптации происходят процессы формирования новых норм, ценностных ориентации человека и осуществляется взаимодействие индивидуального, группового и общественного сознания.

Исследованию процессов адаптации человека в сфере занятости, вопросам социальной стратификации в структуре общества посвящены работы М. Вебера, Г. Селье, Р.Д. Эренберга, X. Хекхаузена, А.С. Харламова, П. Тугаринова, В.В. Ильина, И.Д. Калайкова, Л.В. Корель, В.В. Павловского, Ю.В. Попкова, В.В. Радаева, Г.И. Рузавина, Ф. Прокопова. Указанные феномены анализируются в целях определения возможных стратегий

адаптации, их природы и сущности, проявляющихся в процессе социализации и самоутверждения человека как личности и субъекта деятельности.

Проблемы, связанные с модернизацией научно-образовательной сферы для создания наиболее адекватных программ подготовки специалистов, являются предметным полем исследований И. Акперова, В.Ф. Венды, В.В. Давыдова, СВ. Казначеева, Н.В. Наливайко, А.К. Черненко. Вопросы социализации человека также являются одними из основополагающих для проводимого исследования. Для их изучения использованы работы Э. Дюркгейма, С.С. Батенина, М.С. Кагана, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, Н.С. Розова, Т. Шибутани.

Для создания методологии исследования проблем адаптации были использованы работы И.Д. Андреева, А.Ф. Зотова, И.Д. Калайкова, В.Н. Карповича, Л.В. Корель, В.А. Лекторского, А.А. Налчаджяна, М.А. Розова, С.С. Розовой, Г.И. Рузавина, О.С. Разумовского, Г. Селье, B.C. Степина, В.В. Целищева, B.C. Швырева, Р.Т. Яровиковой.

Цель диссертационного исследования. Цель исследования -систематизировать и представить данные гносеологических оснований для последующего построения философской теории адаптации человека к социальной среде.

Реализация поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:

  1. Изучение адаптации через анализ предмета в системах частных наук и междисциплинарных исследований.

  2. Выявление объективных оснований, оказавших воздействие на формирование представлений об адаптации как атрибуте природы и сущности человека.

  3. Представление генезиса адаптации в процессе социализации человека через исследование его самоутверждения как личности и субъекта деятельности.

  1. Определение места и роли механизмов адаптации и социализации в сфере образования и профессиональной деятельности человека. Уточнение сущности феномена «самоутверждения человека» для выяснения возможностей эффективного протекания указанных процессов.

  2. Построение модели адаптации человека к социальной среде на уточненном автором понятийном аппарате.

6. Уточнение аксиологических и праксеологических характеристик
разработанной гносеологической модели адаптации человека к социальной
среде.

Объектом исследования выступают процессы адаптации человека к изменениям социальной среды.

Предметом исследования являются гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде.

Теоретико-методологические основания диссертационного

исследования. Автор диссертационного исследования считает
целесообразным поддержать традицию, предусматривающую разведение
понятий «эпистемология» и «гносеология». В диссертации гносеологические
основания анализируются в том виде, в котором они определены на
современном этапе развития познания, а также как отражение взаимосвязей с
другими основаниями: онтологическими, мировоззренческими,

методологическими, аксиологическими, логическими, социологическими, антропологическими, праксеологическими, культурологическими.

_Методология исследования проблем адаптации строится на системном использовании ряда методологий, основополагающие идеи и инструментарий которых интегрированы автором в единую теоретико-методологическую концепцию изучения проблемы адаптации человека к социальной среде. В диссертационной работе используются следующие виды методологий: системная методология, позволившая рассмотреть адаптацию как особое сложное системное образование, взятое в генезисе; методология моделирования; методология сравнительно-исторического исследования;

методологии содержательного и формальнологического исследования. Предлагаются две стратегии исследования: первая стратегия - изучение и уточнение данных конкретных наук и междисциплинарных исследований, вторая - формирование понятийных конструктов от конкретно-научного уровня познания до понимания «бытия человека в адаптации к социальной среде» в смысловом поле философского мышления. При этом установление механизмов взаимосвязи различных оснований с гносеологическими выступает подходом, предпосылкой становления философского мышления.

Научная новизна и конкретные результаты исследования заключаются в следующих положениях.

  1. Выявлена тенденция фундаментализации понятия «адаптация» с представлением возможной перспективы его перевода в статус философской категории.

  2. На использовании данных гносеологических оснований конкретно-научного и междисциплинарного подходов построен ряд частных моделей и комплексная модель адаптации человека к социальной среде. Последняя обосновывается программно-целевой ориентацией на реализацию процессов социализации через решение задач самоутверждения человека как субъекта деятельности.

  3. Обосновано положение об относительной самостоятельности адаптациогенеза, представленного в виде двух взаимосвязанных моделей: «знание человека об адаптации» и «бытие человека в адаптации к социальной среде». Адаптациогенез представлен в диссертации как основа самоутверждения человека - субъекта деятельности во взаимодействии институтов социализации: систем образования и занятости.

  4. Конкретизированы возможности структурирования понятия «адаптационная культура» в концепциях современного высшего образования, которая предполагается необходимым компонентом концепции «непрерывного опережающего образования».

5. Представлен механизм обобщения конкретно-научного,

междисциплинарного и философского подходов для формирования системного представления такого исследования, как интегральная адаптация человека к социальной среде.

Теоретическая и практическая значимость работы.

1. Материал диссертационной работы и полученные результаты
определяют возможные подходы для построения философской теории
адаптации человека к социальной среде.

  1. Результаты могут стать информационной базой для решения проблем адаптации в методологии вузовского преподавания и воспитания.

  2. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы для создания лекционных курсов, методических разработок и учебных пособий.

Апробация работы. Основное содержание работы обсуждалось на научных семинарах кафедры философии Новосибирского государственного технического университета, на II Философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999), на III Российско-корейском интернациональном симпозиуме по науке и технике «Korus» (Новосибирск, 1999), на Международной научно-практической конференции «Образование взрослых для развития личности и мирового сообщества» (Новосибирск, 1999), на III Всероссийском научном семинаре «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе» (Томск, 1999), на Межрегиональной конференции «Дополнительное экологическое образование» (Омск, 1998), на First Graduate School Inter-University Scientific Conference «Young researchers of the XXI century» (Новосибирск, 2000). Диссертация и автореферат обсуждены на заседании кафедры философии Новосибирского государственного технического университета.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы; охарактеризована степень разработанности проблематики, определена предметная область и

соответствующий объект исследования. Акцентировано внимание на целесообразность использования системного моделирования предмета научного исследования, направленного на уточнение свойств и возможностей адаптации как атрибута человека. Далее во введении сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, определена научная новизна и охарактеризована практическая значимость полученных результатов.

В первой главе рассматриваются проблемы определения природы и сущности гносеологических оснований философской теории адаптации человека к социальной среде. Дан краткий анализ существующих концепций адаптации человека, используемых в сфере конкретных наук и научных направлений. Построена модель исследования проблем адаптации человека к социальной среде на основании комплексного использования ряда методологий.

Во второй главе определены методология и логика развития и функционирования процессов адаптации во взаимосвязи с феноменами социализации, в частносте образования и занятости, и самоутверждения. Разработана теоретическая модель адаптации человека и дан анализ ее компонентов с позиций аксиологических и праксеологических оснований, необходимых для дальнейшего построения философской теории адаптации человека к социальной среде.

В заключении подведены основные итоги проведенного исследования, сформулированы результаты, имеющие теоретико-методологическое и практическое значение, определены перспективы дальнейшей разработки предложенной тематики.

Системность теоретического знания и методологические принципы ее исследования

Адаптации живых развивающихся систем на современном этапе познания представляет собой сложную, многоуровневую проблему, требующую переосмысления конкретно-научных данных об этом феномене и непосредственно нахождения эпистемологических оснований для построения философской теории адаптации человека к социальной среде.

Указанное переосмысление возможно лишь в случае создания специальной философской теоретико-методологической концепции изучения проблем адаптации человека, базирующейся на совокупности направлений, форм и методов исследования этого феномена в конкретно-научных и междисциплинарных концепциях.

Методология на современном этапе своего развития не сводится к простой совокупности ни частных, ни общих методов исследования. При анализе как частных, так и общих методов исследования она изучает прежде всего возможности и границы применения этих методов в процессе достижения истины, их роль и место в познании. Будучи метанаукой и частью науковедения, методология является вместе с тем и философской наукой. Она является той частью гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, методы и формы научного познания. [209,210].

Первым этапом построения методологии является четкое выделение объекта исследования и уточнение его характеристик, имеющих наибольшее гносеологическое значение. Объектом настоящего исследования выступает адаптация человека к социальной среде. Разложение объекта на составные компоненты и заданные им контексты предоставляет возможность говорить об эволюционно-исторически взаимно развивающихся живых системах и о наличии иерархии циклических причинных связей. Своевременная трансформация общественного сознания, необходимая в связи с коренными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества, должна прежде всего обеспечиваться за счет качественного планирования взаимодействия институтов образования, занятости и всей системы социализации. В зависимости от специфических особенностей этапов развития и функционирования общества возникает разнообразный спектр условий и факторов социализации человека. Социализация детерминируется достаточно устойчивой системой направлений, форм и методов, проходящих через верь период становления общества.

В соответствии с этим, в работе выявляются способы и факторы социализации, а также выстраивается иерархия наиболее значимых социализирующих «агентов». Обращается внимание и на многонаправленность процесса социализации: от общества к человеку, от человека к обществу и от человека к себе самому. Последнее утверждение может быть подтверждено положениями о существовании таких феноменов, как саморазвитие, самовоспитание и самоутверждение человека как личности, которые могут быть включены в систему социализации в качестве значимых составляющих. Именно через эти механизмы осуществляется индивидуализация субъекта, делающая социализацию более осмысленной и рефлексируемой.

Исследование взаимосвязи процессов адаптации и социализации требует учета их многоаспектной и многоуровневой природы, а также многоканальности воздействия, оказываемого ими на субъекта. В этой связи целесообразно выделить сложную иерархически построенную систему субъектов социального действия, которая выступает по отношению к человеку, с одной стороны, как социализирующий агент, а с другой - сама подвергается социализирующему воздействию систем более высокого уровня. Классифицируя компоненты иерархически построенной системы субъектов, можно выделить следующие основные ее уровни: личность (синоним - субъект), семья, группа, сообщество (организованное на профессиональной или иной основе), общество и государство.

Объективность существования выделенных субъектов определяет необходимость в ходе исследования учитывать взаимосвязи между ними. Исходя из специфики осуществления социализации, которая оформляется на основе взаимодействия названых выше субъектов, представляется важным в методологическом плане уточнение их природы и возможностей через выяснение ценностных установок. Поскольку ценности - «суть образцы предельного осмысления и ориентации актов поведения и сознания людей», целесообразным является рассмотрение их значимости для процессов адаптации и социализации через использование понятийной цепочки: «цель -средства - результаты» [158;6]. При этом в «синхронизации» общественной жизни ценности могут выступать во взаимодействии с потребностями, интересами, мотивами, установками и целями.

Именно через перечисленные феномены раскрывается характер взаимодействия процессов адаптации и социализации человека в социальной среде, определяется роль и место культуры в этих процессах и формируется творческий потенциал личности, направленный на осуществление процесса ее самоутверждения в качестве субъекта деятельности.

Что же касается непосредственно методов социализации человека, то отношение «цель - средства - результаты» является ведущим, а метод включается в качестве составляющего компонента системы. Поскольку метод предметно-практического, теоретического и практически-духовного видов освоения реальности выступает «средством разрешения противоречий между сущим и должным», предполагается его соответствие диалектическому единству ценностного и нормативного подходов [229].

Гносеологический анализ адаптации как атрибута природы и сущности человека в контексте построения философской теории адаптации

Основополагающее значение для методологического и гносеологического анализа феномена адаптации имеют законы взаимной адаптации, сформулированные В.Ф.Вендой для систем различного типа.

Закон взаимной адаптации для любых систем сформулирован как: «Синтез и динамика развития любой системы есть процесс взаимной адаптации компонентов системы между собой и системы с внешней средой» [39;25].

Главное утверждение этого закона заключено в том, что необходимым и достаточным условием возникновения и развития любой системы является наличие процессов внутренней (между компонентами системы) и внешней (системы с внешней средой) взаимной адаптации. Под влиянием этого закона основные качества и свойства системного объекта: функциональные, структурные и системные могут быть определены с позиций адаптации следующим образом.

Функциональные качества объекта - это «характеристики процессов взаимной адаптации объекта со средой», структурные - это «характеристики процессов взаимной адаптации внутренних компонентов объекта между собой», системные - это «совокупные характеристики процессов взаимной адаптации объекта между собой и объекта с внешней средой» [39;25].

При этом, соответственно, и изменяется понятие структуры системы, она становится отображением определенной закономерности процессов взаимной адаптации ее внутренних компонентов.

Закон взаимной адаптации для живой системы сформулирован как: «Существование и развитие живой системы (в том числе человека) суть процесса взаимной опережающей адаптации компонентов системы между собой и системы с внешней средой» [39;26]. Для диссертационного исследования важны следующие положения данного закона: 1) взаимность процессов адаптации (коадаптика); 2) подтверждение- важности принципа «опережающего отражения» действительности; 3) многоуровневость процесса адаптации; 4) наличие по крайней мере двух видов адаптационной деятельности: адаптивной и адаптирующей; 5) утверждение универсальности процессов адаптации для жизнедеятельности живых систем.

Методологическая и гносеологическая роль отмеченных положений для представляемого исследования проблем адаптации человека будет проанализирована в работе далее.

Проблема адаптации сложного иерархического субъекта социального действия к условиям окружающей среды (как природной, так и социальной) является одной из важнейших задач, решаемых современной наукой, поскольку дальнейшее существование и развитие вида Homo sapiens на планете Земля осложняется рядом факторов. С одной стороны, роботизация производства, внедрение новых наукоемких технологий освобождают человека от повышенных физических нагрузок, что способствует созданию условий для развитию его творческих начал, а с другой - увеличивающаяся интенсификация труда и усложнение условий среды порождают проблему несоответствия физиологического и психического состояния современного человека постоянно нарастающим темпам общественного развития.

Указанное несоответствие порождает ситуацию, в которой люди, не имеющие возможности освоить в силу ряда причин новые правила жизнедеятельности, исключаются из сферы общества. Например, несколько лет назад, заканчивая вуз и становясь специалистом в определенной области, человек был абсолютно уверен в получении необходимой профессии и определенного места работы на необходимый временной период. Сегодня же стремительное вхождение новых технологий во все сферы жизнедеятельности общества и несоответствие жизненных стандартов условиям объективной реальности, перевод межличностного общения на электронный уровень сокращают возможности людей, имеющих старый запас адаптационных программ, удовлетворять свои потребности и ощущать себя полноценными членами общества.

Автором введено рабочее определение адаптационных программ. Под адаптационными программами понимается наличие в биосоциальном опыте человека стандартных способов его взаимной адаптации со средой. При этом уточняется, что взаимная адаптация живой системы с внешней средой всегда сопровождается взаимной адаптацией ее внутренних компонентов. Для краткости в диссертационной работе, говоря о взаимной адаптации со средой, автором будет подразумеваться и взаимная адаптация внутренних компонентов системы.

Исследование проблемы адаптации ведется на различных уровнях научного познания с выделением специально-научных контекстов такими науками, как биология, медицина, психология, социология, кибернетика и другими. В контексте этих исследований понятие «адаптация» становится общим для определенной группы наук, которые взаимно обогащают категориально-понятийный аппарат друг друга, стремясь к интеграции. Выступая интегрирующим фактором, понятие адаптации выполняет важную гносеологическую функцию. Она заключается в том, что использование, например, этого понятия в медицине привносит в эту науку центральные идеи биологии, основанные на общих закономерностях жизнедеятельности живых существ, исследуемые на основе принципов и закономерностей развития познания в биологической науке. Однако при этом медицина трансформирует биологические данные с учетом специфических закономерностей развития человека ка,к существа социального, что подкрепляется данными социологии, более широко рассматривающей именно эту часть двойственной природы человека.

Уточнение оснований в определении методологии и логики развития и функционирования процессов адаптации человека

Основными задачами данной главы являются: построение модели адаптации человека и выделение контекстов, определяющих функционирование системы «бытия человека в адаптации».

В ходе анализа направлений, форм, методов развития и функционирования институтов адаптации и социализации, в частности образования и занятости, сделан акцент на следующие положения. 1. Институты адаптации и социализации (образования, занятости) и феномен самоутверждения человека как личности в ходе своего развития образуют многочисленные виды взаимосвязей и взаимодействий. 2. Сферы социализации (образования и занятости) имплицитно содержат в себе ряд специфических черт адаптационного процесса. 3. В свою очередь, некоторые сущностные характеристики процессов социализации (образования, занятости) не только составляют базис для формирования механизмов адаптации, но и в значительной мере влияют на успешность реализации последних. 4. Для анализа социальной характеристики процессов адаптации человека, рассмотрение их происходит в более развернутом социальном контексте через выявление взаимосвязей с феноменом социализации. 5. Выявление и изучение механизмов адаптации и занятости, которая в диссертационном исследовании выступает в качестве одного из основополагающих факторов осуществления адаптации, делает возможным построение многофункциональной модели адаптации человека. 6. Особое внимание уделено в данной части проблемам, связанным с процессами становления человека, его формирования как личности и последующего развития в обществе, то есть проблемам самоутверждения человека как субъекта деятельности и его социализации. Признано, что специфическая форма отношения человека к объективной реальности и самому себе, выражающаяся в целесообразной преобразующей активности, является одним из главных элементов человеческого поведения. Значимым организующим элементом этой активности - деятельности является цель (т. е. «образ желаемого будущего» или «модель состояний»), на реализацию которой затрачиваются различного вида ресурсы и усилия индивида [136;36]. Иными словами, цель воплощается в идеальный образ, который выступает результатом преобразующей деятельности человека.

Процесс достижения цели системен, он выражается в наличии определенного плана или алгоритма - «образа будущей деятельности». В отличие от математического понимания алгоритма, в деятельностной концепции он характеризуется большой степенью вариативности предполагаемых для осуществления последовательных шагов. В них предусматривается возможность промежуточных результатов и наступления форс-мажорных событий. Таким образом, в деятельностной позиции субъекта анализируются возможные последствия предпринимаемых им шагов.

Осуществление процесса предварительного анализа возможных последствий в контексте диссертационного исследования можно назвать «преадаптивным», то есть тем, которое отражает последовательность решаемых задач. Адаптация человека к социальной среде рассматривается не как самоцель, а как возможность для определения механизмов, наиболее адекватных направлений, форм и методов управления той или иной ситуацией.

Деятельность, направленная на изменения существующих условий, детерминируется не только адаптационными возможностями, но и возможностями самоуправления каждого конкретного человека. Успешность осуществления адаптации, в свою очередь, зависит от готовности субъекта к преобразующей деятельности, потенциал которой зависит от степени включенности последнего в процессы социализации. Успешность действий по изменению объективной реальности зависит от уровня познания мира субъектом, иерархии развития потребностей, ценностей, интересов, целей, характера и уровня мировоззренческой и методологической культуры, на которых базируются процессы самоутверждения, адаптации и социализации. Таким образом, в процессе изучения познания создается возможность для нахождения условий, направлений, форм и методов адаптации. То же самое правомерно отметить для изучения социализации, в процессе которой определяются возможности для самоутверждения субъекта, адаптации к новым условиям окружающей действительности.

Анализ взаимосвязей понятий адаптации и социализации создает возможность, с одной стороны, исследовать роль социализации в представлении процессов функционирования адаптации, и, с другой стороны, определить значимость адаптации для обеспечения процессов социализации. Рассмотрение феномена «самоутверждение человека как личности» представляется необходимым. Так, например, еще Ф.Бэконом было разработано универсальное положение онтологии о том, что каждому явлению присуще «благо сохранения и благо совершенствования» [33;414].

Несмотря на большое количество работ отечественных и зарубежных ученых, прямо или косвенно затрагивающих проблемы социализации, однозначно универсального для всех наук толкования понятия нет, существует многообразие подходов при рассмотрении этого социального феномена. Так, для представителей школ бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Дж. Уотсон) характерно представление социализации в виде процесса социального научения, успех которого зависит от системы стимулов и возникающих на них реакций индивида; символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Л. Колберг) и феноменологическая социология (Т. Лукман) описывают этот феномен как результат социального взаимодействия людей и установления объективности происходящего на основе субъективного опыта индивида; направление гуманистической психологии (А. Маслоу, Г.Роджерс) трактует социализацию как самоактуализацию личности [20,109,110].

Адаптация, социализация, институты образования и занятости

Одним из основных понятий, рассматриваемых в диссертационной работе в качестве системобразующего, выступает «занятость». В связи с необходимостью активизации человеческого фактора научно-технического прогресса особенно актуальной стала задача взаимной адаптации человека к новым технологиям, изменение которых происходит с нарастающим темпом. Возникают вопросы обеспечения безопасности систем, повышения их производительности, сокращения сроков освоения прогрессивных технологий, методов и средств управления ими.

В данном параграфе решаются следующие задачи: 1) определение занятости в качестве объекта частно-научных концепций для выяснения особенностей категориально-понятийного аппарата и определения значения указанного феномена в решении задач социально-экономического характера; 2) изучение природы и сущности занятости и безработицы в контексте взаимодействия с феноменами адаптации, социализации (образования); 3) выявление основных механизмов взаимодействия непрерывного «опережающего образования» и занятости, призванных обеспечить интеграцию как внутри российского общества, так и вне его на основе реализации принципов устойчивого развития; 4) анализ проблем самоутверждения человека как субъекта деятельности в контексте модели «бытия в адаптации»; 5) определение условий, на основе которых можно обеспечить разрешение противоречий между сущим и должным на российском «рынке труда»; 6) выявление оснований для построения гносеологической модели адаптации человека. Проблематика занятости - обширная часть социально-экономического научного знания. В ней сосредоточены предметы исследования многих смежных дисциплин, таких как социология труда, индустриальная социология, экономика, политология, психология. В советский период ведущую роль в исследованиях указанных проблем играла социология труда. Она в достаточном смысле содействовала изучению понятия «труд», которое оформилось как центральное понятие всей социологической науки [149].

При этом создалась достаточно интересная ситуация: по идеологическим причинам многие проблемы занятости и рынка труда оставались в стадии вечно обозначенных как наиболее актуальные, но их анализом, детальным изучением никто не рисковал заниматься. Однако проблема занятости всегда была в центре внимания государственной политики развития. С одной стороны, именно статистические показатели, характеризующие степень вовлеченности населения в процесс создания внутреннего валового продукта, являлись важнейшими индикаторами социально-экономического благополучия как населения, так и страны в целом. С другой стороны, лидеры государства осознавали, что контролируя производственные процессы, объединяющие людей в целереализующей деятельности, они детерминируют основные направления, формы и методы развития общественного сознания и владеют «интеллектуальным капиталом» страны.

В соответствии с этим решение указанной проблематики в советский период нашей истории находилось целиком и полностью в ведении государства. Оно, абсолютизировав все права на разрешение возникающих сложных ситуаций в этой сфере жизнедеятельности общества, не оставило никаких возможностей и условий для возникновения и проявления каких-либо инициатив со стороны субъектов, участвующих в построении материальной базы страны, а значит, в конечном итоге, и своей собственной. Результатом такого построения отношений между государством и его гражданами стала трансформация общественного сознания и возникновение иллюзии причастности ко всему при полной непричастности, произошла абсолютизация смещения ответственности за себя на других субъектов социального действия.

Стремительная попытка вхождения России в мировое экономическое пространство подтвердила неготовность государства, общества и его членов к коренным изменениям, в частности, к ситуации реализации задач занятости в новых социальных условиях. Нельзя не заметить, что сама проблема занятости стала актуализироваться под влиянием следующего ряда причин. 1. Неожиданные изменения в развитии политической, экономической и социальной сфер государства, вызванные кардинальными преобразованиями, связанными с перераспределением общественных благ. 2. Изменение темпов жизни и, как следствие, модернизация и усложнение задач, выполняемых членами социального сообщества для поддержания оптимального уровня осуществления жизнедеятельности в обществе. Под оптимальным уровнем мы будем понимать ситуацию, когда уменьшение использования исчерпаемых ресурсов (в системе вещество -информация - энергия) сопровождается производством продуктов, необходимых для развития системы. 3. Изменение требований, предъявляемых обществом к своим членам. Возникновение необходимости восстановления или приобретения для субъектов таких необходимых качеств, как гибкость, инициативность, личная ответственность. Изменилось ощущение как личного (биологического) времени, так и социально значимого в контексте экономических пространственно-временных характеристик. 4. Наличие тесной взаимосвязи между политикой и экономикой не только обозначило занятость как социально-экономический феномен, но и определило возможные ее сочетания с основными сферами жизнедеятельности общества, ее зависимость от колебания, возникновения циклов развития систем более высокого порядка, например таких как адаптация. Многолетний период происходящей трансформации общественных отношений заставляет постоянно решать задачи самого разного характера и уровня в ситуации, прежде всего, неопределенности. Решение указанных задач усложняется процессами радикальных изменений в различных сферах общества, которые не укладываются в традиционные схемы объяснения и понимания функционирования систем с человеческих фактором. Все это и определило необходимость научной проработки конгломерата указанных проблем и выработки соответствующих механизмов ответных реакций «тела государства» на внешние и внутренние воздействия сред. Длительность периода трансформации общественных отношений и приобретенный за этот период опыт делают возможным выработку механизма ответных реакций, имеющего свойства опережающего отражения.

Похожие диссертации на Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде