Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовность в бытии человека Трофимова Любовь Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трофимова Любовь Ивановна. Духовность в бытии человека : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Трофимова Любовь Ивановна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2008.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-2/1983

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В данной работе исследуется духовность в бытии человека. Рассматривается категория идеального в понимании природы духовности и трактуется духовность как определенная позиция целостного сознания. Духовность специфически человеческое качество, характеризующее смысл поведения личности. Автор определяет детерминанты духовного бытия человека, который способен к восприятию и активному усвоению форм человеческой культуры в процессе общественной практической деятельности.

Уникальность человека ярче всего проявляется в духовности. Тем не менее многим духовность кажется декоративным украшением человека, а то и надуманностью, без которой можно обойтись.

Исследование явления духовности приводит нас к пониманию объективных факторов и экзистенциальных потребностей, порождающих проблему духовности у каждого человека. Рано или поздно мы задумываемся о духовности, и она обретает для нас ту или иную форму выражения.

Вне духовности человек вырождается в простой объект, в подобие вещи, животное. Научный анализ духовности в философии только разворачивается, поэтому мы считаем, что выбор направления нашего исследования является актуальным.

Духовность осознается людьми как средство, спасающее от последствий глобальной информационно-технологической экспансии и связанной с ней угрозы физического исчезновения человека как вида. А. Г. Маслоу писал: «Люди должны стать лучше, иначе вполне возможно, все мы или будем сметены с лица земли, или если даже выживем, то как биологический вид будем жить в напряжении и тревоге».

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовности была и есть значительная отечественная проблема. В. А. Лекторский подчеркивал, что для общемировой философии, опирающейся на идеи европейского Просвещения, понимающей действительный смысл науки, искусства и морали, проблемы духовности в сущности нет; нет необходимости и прибегать к понятию духовности, оно не проясняет, а только затрудняет понимание реального положения вещей. Однако меняется время, меняется человечество; неоклассическая стадия развития связана с «поворотом к духовности». Таким образом, проблема духовности является важнейшей философской общечеловеческой проблемой.

В философской литературе складываются определенные подходы в исследовании духовности. Одна часть исследований идет по нормативному пути, по пути восстановления того, что раньше называли сознательностью, нормой и характером развитости социальных качеств человека, его способностью адаптации к социуму. Так, например, Т. В. Холостова пишет, что «духовность есть проявление качества личности, точнее ориентации его сознания, осуществляющего изнутри мотивированное включение в общественную жизнь». В. А. Лекторский, Л. К. Сафиуллин, И. В. Силуянова, П. В. Симонов связывают духовность с «выходом за пределы эгоизма, своекорыстия, мелочных расчетов».

Другие исследователи пошли по сущностному пути, по пути выяснения сущности духовности и ее культурного смысла (М. С. Каган, С. Б. Крымский, М. К. Мамардашвили, А. А. Нуйкин, В. Г. Федотова и другие). В исследованиях В. Г. Федотовой под духовностью понимается качественная характеристика самого сознания, причем автор уточняет, что это ценностное содержание сознания. З. Г. Антошкина под духовностью понимает синтетическое личностное образование, объединяющее как обращение к поискам вечного и бесконечного, красоты, добра и истины, так и социальное действие, направленное на гуманное изменение действительности. М. К. Мамардашвили считает, что духовность человека состоит в возникновении чувства другого бытия совершенства, возвышении человека над самим собой. Р. Л. Лившиц подчеркивает, что духовность человека это определенный тип мироотношения, определенная смысложизненная позиция, в которой человек открыт навстречу миру. А. А. Нуйкин уверен, что духовность это необычное состояние человека: образы духа в сознании действуют не только следовым образом, данный механизм сложнее, образы действуют по законам созерцания и конструирования, т. е. по законам собственной духовной детерминации. В. И. Ксенофонтов видит в духовности экзистенциальную проблему. Человеком стать, быть и удержаться не так-то просто, и не каждому это удается. Человеческое существо не самодостаточно, ему приходится в человека еще реализовываться, самоосуществляться. С. Б. Крымский понимает под духовностью возвышенное состояние духа, замечая, что духовность противоположна не плоти, а хаосу возбужденных инстинктов, делающих человека рабом чувственности. Г. П. Меньчиков, говоря о сущности духовности, подчеркивает целостность и гармоничность энергии и содержания духовной реальности, в отличие от парциальности или действия какой-либо выпуклости, односторонности. Л. С. Выготский считает, что духовное развитие человека происходит за счет особых, специально организуемых систем психотехнического действия. При встрече субъективного мира человека с идеальными формами, уже существующими в мире культуры, происходит развитие, которое состоит в «превращении форм»: внешняя форма может трансформироваться во внутреннюю, внутренняя во внешнюю. Но культура это только внешний источник, она бессильна, когда иссякают внутренние, собственные источники и движущие силы развития и саморазвития индивида. Развивающий эффект искусства возможен лишь при условии духовной работы самого человека.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертационной работы является: экспликация природы духовности, определение источника духовности, выявление уровней бытия человека в их соотношении с духовностью.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

экспликация понятия духовности на основе анализа различных точек зрения по данной проблеме, определение основных направлений исследования духовности;

выделение уровней бытия человека путем создания абстрактных онтологических моделей для выявления понятия духовности;

выявление механизма формирования духовности на основе исторически сложившейся культуры, выступающей для индивидуального сознания как предпосылка и условие его развития;

рассмотрение принципов культуры как факторов спасения от духовного варварства.

Объектом данного диссертационного исследования является бытие человека в соотношении с духовностью. Предметом исследования является природа духовности человека.

Методологические основы исследования. Основным методом данного исследования является диалектика, метод, при котором определенные явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, учитываются их внутренние противоречия, изменение, развитие, причины и следствия, единство и борьба противоположностей.

Онтологическую сторону нашего исследования представляет материализм, философский метод, согласно которому действительность воспринимается как реально существующая, материя как первичная субстанция, а сознание, ее модус, как проявление материи.

Автором приводятся также теоретические положения и выводы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных философов по проблеме духовности.

Решение задач, поставленных в диссертации, заставляет нас использовать аргументацию различных концепций, выделив их сильные и слабые стороны.

Научная новизна диссертационного исследования.

Проведен всесторонний анализ духовности, пересмотрены устоявшиеся мнения о духовности, неоправданно ее упрощающие.

Обоснован приоритет вещественно зафиксированной духовной культуры человеческого рода, внутри которой и посредством приобщения к которой человек «просыпается к самосознанию».

Рассмотрены детерминанты духовного бытия человека в их многообразии, противоречивости и избирательности.

Определена природа духовности как позиция целостного сознания, как нравственно-осмысленное переживание бытия.

Представлена онтологическая модель в виде бытийственной сферы, разделенной на определенные уровни, связанные с духовностью.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Духовность – интегративное качество идеальной реальности, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Идеальность духовности проявляется в процессе гармоничного развития духовных способностей человека, в добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям.

  2. Определяется связь духовности с сознанием в обеих его формах: общественной и индивидуальной. Духовность трактуется как тяга людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. Теорией деятельности объясняется наполнение сознания индивида общественным разумом, поэтапным свертыванием базовых схем действия и преобразованием их во внутреннем мире человека в виде интериоризованных социальных норм.

  3. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые необходимо вступает человек. Внешняя среда детерминирует духовное бытие человека, но не выступает его причиной. Взаимодействие человека с обстоятельствами среды всегда избирательно. Детерминирующее значение внешней среды определяется очерчиванием того, чем может стать духовный мир человека. Каким станет духовное бытие человека зависит не только от среды, но и от него самого.

  4. В основе исследования духовности лежит принцип социального историзма. Духовность бытийна, она является элементом самого жизненного процесса, основой человеческого общежития. Духовность соотносится с уровнями бытия человека, проявляясь не только в проективном аспекте целеполагания действий, направленных вовне, но и в самопроектировании, в идеальном самосозидании, в потребности самосовершенствования.

  5. Духовность продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». Между индивидуальным сознанием и объективной реальностью находится такое «опосредующее звено», как исторически сложившаяся культура, выступающая в качестве предпосылки и условия индивидуальной психики. Сознание и воля, возникающие в психике индивида, прямое следствие того факта, что ему противостоит в качестве объекта его жизнедеятельности не природа, как таковая, а природа, «преобразованная трудом предшествующих поколений».

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего углубления исследований по данной теме. В работе представлена онтологическая модель, имеющая несколько уровней бытия. Данные уровни рассматриваются как определенные экзистенциальные миры, в которые погружен человек. Онтология духовности соотносится с уровнями бытия человека. Духовность рассматривается в качестве особой функции человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.

Результаты исследования могут быть использованы в широкой практической и просветительской деятельности по гуманизации общественной жизни.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии Волжского государственного инженерно-педагогического университета (Нижний Новгород, 2005-2008 г.г.) и кафедры философии Ивановского государственного университета (Иваново, 2008 г.). Ее основные положения и научные результаты изложены в научных докладах и выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических, методических конференциях: международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Нижний Новгород, 2005), региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования преподавания гуманитарных дисциплин» (Нижний Новгород, 2006), Вестнике Тамбовского университета (Тамбов, 2007), всероссийской научно-практической конференции «Философия и филология русского классического текста» (Пенза, 2007), международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности: история и современность» (Пенза, 2008), международной научно-методической конференции «Инновации в системе непрерывного профессионального обучения» (Нижний Новгород, 2008), в научных публикациях автора.

По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 1,75 п.л., лично автору принадлежит 1,75 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 203 наименования. Общий объем диссертации 161 страница, в том числе основной текст 148 страниц, библиография 13 страниц.

Похожие диссертации на Духовность в бытии человека