Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аффицированное бытие человека Герасимова Ольга Юрьевна

Аффицированное бытие человека
<
Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека Аффицированное бытие человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова Ольга Юрьевна. Аффицированное бытие человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Магнитогорск, 2004 163 c. РГБ ОД, 61:04-9/505

Введение к работе

В начале 21 века вновь обострился интерес к такой, казалось бы, "антикварной" теме как природа человека. Это связано не только с прорывом науки в область телесного бытия человека, особенно законов генетики, но и с успехами применения закономерностей человеческого мышления и аналогов чувственного реагирования в интеллектуально-информационных системах на базе вычислительной техники, как предвестников искусственного сознания. В 19-20 веках активно развивалась концепция социальной сущности личности, однако • многие проблемы духовного бытия человека не нашли своего решения. Среди них и проблема иррационального в структуре человеческого сознания. В противовес классической философии с ее оптимизмом и верой в беспредельные возможности разума в конце 19 века начинает складываться-пессимистическая иррациональная концепция. Разочарование в рационализ-ме связаны не только с кризисными периодами науки и нестабильностью развития цивилизованного общества 20 века, но и с успехами в изучении психологии, биологии, генетики, теории информации, кибернетики и ряда других наук, прямо или косвенно связанных с природой человека. Взрывооб-разное развитие конкретных наук в 20-21 веке все больше ставит современ-ную философскую мысль в положение "догоняющей", а не "объединяющей И! направляющей". В силу невозможности охватить в целом достижения "коллективного разума" человечества, в философии все громче начинают преобладать иррационалистические тенденции..

Если на заре становления западноевропейского буржуазного мира представление о человеке было связано с утверждением возможности познания и і преобразования им мира с помощью Разума, то к началу 20 века на первое место выходит практический разум,-а бытие человека воспринимается как подчиненное пользе, т.е. как заданное извне, регулируемое правовыми и моральными правилами. Однако, оставшееся за пределами внимания философов, спонтанное иррациональное проявление человеческой сущности все громче напоминало о себе К. Юнг отмечал: "... психика далека от того, чтобы быть единством; напротив, она - клокочущая смесь идущих наперекор друг другу импульсов, торможений и аффектов..." [138, С Л 55].

В противовес классическому рационализму постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррациональных моментов. Интенция деконст-руктивизма в учениях постмодернистов состоит в том, чтобы во всем разглядеть произвол, релятивность, децентрализацию, что порождает сомнение в возможности различать истину и ложь, добро и зло, формирует нигилизм и • v ассоциальность личности. Справедливости ради заметим, что это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, — речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.

Действительно, бытие человека неоднозначно и специфично, он одновременно принадлежит многим "мирам", являясь точкой их пересечения. Биологическое и социальное, рациональное и иррациональное, осознанное и бес- • сознательное - вот некоторые примеры бинарных оппозиций, присущих человеку. Рассмотрение человека и его бытия с какой-либо одной позиции искажает их сущность. Один из основателей философской антропологии Макс Щелер определял сущность человека как "открытость миру", подчеркивал, что бытие человека создается напряжением между жизнью и духом, что подавляя свои жизненные порывы, человек обретает силу и могущество.

Со времён Платона духовный мир человека большинство исследователей традиционно структурируют на три части: рациональную, эмоциональную и волевую. Эти составляющие субъективного бытия постоянно взаимодействуют, переплетаются, и в разных жизненных ситуациях занимают либо господствующее, либо подчинённое положение. Эмоции можно определить как потрясения, .волнения, реакцию человека на воздействие внутренних и внеш 4 них раздражителей. Эмоции относятся к чувству и продиктованы им. Эмоциональная сфера личности наиболее подвержена аффектам. Они могут играть решающую роль даже в таком на первый взгляд рациональном процессе, v как мышление. Принято считать, что воля может как подавить, так и возбудить разум и чувства. Но это правило не всегда действует на практике. Воля может быть парализована или подавлена каким-либо чувством. Аналогичные взаимозависимости можно выявить и по отношению к разуму.

Однако проблема не только в том, чтобы признать единство рационального, эмоционального и волевого начала в духовной жизни человека. Для объяснения целостности духовного бытия человека важно выявить механизм этого единства, найти те функциональные основания, которые диалектически объединяют противоречивые стороны триады разум-чувство-воля. Здесь возникает методологическая проблема анализа и синтеза компонентов духовного бытия человека, которая может решаться по разному в зависимости от инструментария, выбранного исследователем.

Бытие человека возможно только в процессе взаимодействия индивида с внешним миром. Это взаимодействие с миром человек не просто отражает или осознает, он его переживает. "Действительной динамической единицей сознания, т.е. полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание." - писал Л.С.Выгодский [16, С.383]. При этом он подчеркивал, что в переживании скрыты конфликты и кризисы развития человека. Поэтому целесообразно говорить о духовном бытии как аффинированном, т.е. духовно активном и страстном.

Аффицированное бытие - это в первую очередь эмоциональное бытие, результат влияния внешнего мира на чувственную сторону человека, его душу , выраженное (эксплицированное) чувствами любви, страха, надежды, веры, ненависти, зависти, алчности, жадности, признательности, проявлений совести... Приведенное узкое понимание аффинированного бытия после его анализа и синтеза, неизбежно приведет исследователя к более широкому пониманию аффинирования - как взаимному влиянию всех важнейших основа 5 ний духовного бытия человека, в том числе и эмоционального начала. Проблемы рационально-иррационально-волевого в теории познания возможно преодолеть на путях синтеза аппаратов описания экзистенциально-антропологического и абстрактно-логического миров. Последнее актуализирует названную тему.

Актуальность темы исследования выявляется не только на теоретическом уровне осознания, но и на обыденном: каждому здравомыслящему человеку очевидно, что люди в своей жизнедеятельности руководствуются не столько строго рациональной "логикой", сколько чувствами, эмоциями, желаниями, психическими потребностями... Например, казалось бы, что рациональнее ориентироваться на семейный брак "по-расчету", но, тем не менее, многие люди стремятся создают семью преимущественно "по-любви". Не ведая о философском понятии "аффицированное бытие", люди даже обыденного уровня сознания, интуитивно ориентированы на то, что аффекты печали, веры, надежды, любви, страха, щедрости, ненависть, удовольствия, удовлетворенности или неудовлетворенности и множества других составляют некую неозначенную сферу, которая управляет человеческой жизнедеятельностью. И им трудно отказать в прозорливости такого банального видения собствен-ного бытия: каждый человек, подтвердит, что это неотъемлемая часть бытия человека и она являет себя причиной действия, источником душевного движения.

Проблема воздействия "мира чувств" на бытие человека всегда была объектом научного интереса, а с времен Гоклениуса (1613 г.) стало возможным v мыслителей относить к тем, которые тяготеют к признанию воздействия, причинности, влияния либо внешних аффектов (affectio externa), либо субъективно-внутренних (affectio interna), но отрицать или игнорировать наличия мира и воздействия аффектов вплоть до нашего времени никто не осмелился. Влияние аффицированного бытия и, в частности, бытия аффектов на жизнедеятельность человека, так или иначе, осознанно или неосознанно учитывают политики, государственные деятели, деятели искусств и медицины, социологи и каждый мыслящий человек. В конце концов, трудно игнорировать наличие аффинированного бытия и его влияние даже в границах частной семьи...

Актуальность темы видится и в плане осознания развития в современной неустойчивой ситуации "отрицательных" аффектов в обществе - повышение степени агрессивности, алчности, проявлений жестокости, ненависти, равнодушия и других порочных аффектов не может не обратить внимание мыслящего сообщества. Нельзя сказать, что современный человек равнодушен к v аффектам любви, удовлетворению, вере и другим "положительным" чувствам, но равно"отрицательное" бытие аффектов имеет ту неодолимую силу воздействия, что сегодня трудно утверждать сентенцию о прогрессе человека. То, что общество демонстрировало две тысячи лет назад, например, аффекты ненависти и алчности, не исчезло и сегодня, и трудно надеяться, что они девальвируются в ближайшем будущем.

Изначально чувства философами рассматривались в контексте познания как один из возможных способов получения информации: "... нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве, кроме самого интеллекта... v При помощи чувств мы читаем книгу природы..." [116, С.353]. В дальнейшем они стали соотноситься с разумом, в контексте чувственное - рациональное, при чём приоритет отдавался - последнему. Категория "чувство как эмоция" относительно молодое философское понятие, согласно философскому энциклопедическому словарю [122, С. 515], оно стало общепризнанным с 18 века, а до этого проблема чувств была в разделе философии "о страстях души" или аффектах. Признание чувства-эмоции как философской категории породило возникновение философии чувства (напр. Ф.Г. Якоби), видевшей источник истины не в мышлении, а в чувстве и вере. В этом мировоззрении чувство и вера играют ведущую роль как в познании, так и в жизни. Познание мира действительно осуществляется через чувственный образ. Общие характеристики такого познания наполняются или соседствуют с другого рода чувствами, наиболее ярко выражающимися в аффекте, и не имеющими прямого отношения к познанию. Отстранённость от чувства, манифестируемая обра зом мудреца, для большинства людей малоприемлема. Человек рождается с v плачем и в крике матери, любит и страдает, переживает боль, голод и смерть близких и все это не минует аффекта. Страсти Зенон определяет вполне тра диционно - как тело болеет недугами, так душа болеет страстями и крайние проявления страсти (чувство в аффекте) пагубно отражаются и на человеке, и на социуме: "Вспыхнувший гнев он на первую пору хотя и смиряет, но со крытую злобу, доколь ее не исполнит, в сердце хранит". Одностороннее по нимание аффектов, как мешающих человеку жить разумно, в настоящее вре мя уже снято, и эмоциональная сторона бытия человека рассматривается бо лее комплексно.  

Современное понимание онтологии, сохраняя своё значение как учения о бытии, оказывается достаточно неоднозначным и плюралистичным с точки зрения конкретного наполнения его объёма. Жизнь человека в этом мире есть субъективное отражение объективно существующего мира, которое базируется, прежде всего, на чувствах, эмоциях, переживаниях и даже нередко на аффектах. Поэтому целесообразно говорить об аффинированном существовании человека в терминах онтологии аффицированного бытия. Аффициро-вание - действие, проявляемое человеком в процессе своей жизни, и даже не обязательно связанное с аффектами. Термин afficio (лат.) как корень понятия аффинирования определяет достаточно широкое трактование направленности действий: причинять, наделять, влиять, поражать, ослаблять, воздействовать... Человеческая жизнь - это всегда активность и деятельность, т.к. личность формируется только в деятельности.

Обращение к теме аффицированного бытия, его структуре, месту и роли в духовной жизни человека вызвано потребностью философски обосновать внутреннюю целостность духовного,бытия, найти объяснение иррациональных аспектов имманентных характеристик человеческой сущности. При этом аффицирование рассматривается как важнейшая деятельностная характеристика человека. Актуальность избранной для исследования проблемы имеет как практический, так и теоретический смысл: возникла потребность осознать и институировать аффинированное бытие человека как фундаментальную философскую категорию, позволяющую шире и более глубоко раскрыть содержание духовного бытия человека.

О степени разработанности темы говорит тот факт, что в известной "Философской энциклопедии" означен только психофизиологический термин "Афферентация", "обозначающий передачу нервного возбуждения от периферических чувствительных невронов к центральным." [120, С.117]. В ныне популярной "Всемирной философской энциклопедии" [14] даже термин "аффект" отсутствует. Без разъяснения понятия "аффект" в "Философском энциклопедическом словаре" представлено понятие "Аффинирование" [121, 122]. В справочных философских изданиях чаще всего имеются разъяснения психолого-физиологического, а не философского плана, идут прямые ссылки на психологию: "Учение об аффектах входит составной частью в психологию." [122, С. 33].

Последнее не означает, что мыслители не пользовались понятием аффекта и» аффинирования в философском дискурсе непосредственно и опосредовано. Все, что связано с миром (состоянием) чувств (аффектов, аффицирования) всегда оказывалось в той или иной мере объектом интереса мыслителей -будь то проблема человеческого рода, природы, духа, духовности, культуры и т.п. В историческом аспекте проблема аффектов нашла отражение в трудах Конфуция, Парменида, Платона, Аристотеля, Плотина, К. Роджерса, Б. Спи- • нозы, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, Г. Гегеля, И. Канта, Я.А. Каменского, Д. Милля, Пирса, Дж. Дьюи, М. Штейнера и др.

Б.Паскаль пытался аффекты описать как "логику сердца" в суждениях чувств, противопоставляя их рационально-математическому рассудку. Философы Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер отстаивали идею экзистенциального характера чувств. Брентано полагал, что чувства (аффекты) любви (предпочтения) и ненависти (отвращения) являются источником ценностей. Согласно М.Шелеру любовь и ненависть - онтические основания человече 9 ского мира ценностей. Можно реконструировать "мир чувств" согласно философии И.Канта и его значимость - волю, требования и другие аффекты, которые принимают некую "над-бытийную" форму. Последователи философии И.Канта рассматривали трансцендентальный аффект "чистой воли" (Г. Коген), чувства - как детерминацию ценностей (В.Вундт, Ф.Иодль, Ф.Паульсен). Важную роль в аффинированном бытии человека играет воля. Специальному анализу воли посвящено немало философских исследований, начиная с эпохи средневековья. Волю изучали и как психологическую индивидуальную характеристику человека и как феномен Мира: так А.Шопенгауэр и Ф.Ницпіе рассматривали волю как фундаментальное понятие философии жизни.

Чувства и их влияние на познавательный процесс - традиционная гносеологическая проблема философского анализа. К этой проблеме обращались многие психологи и философы отечественной и зарубежной науки, среди них: Н.Т. Абрамова, Ю.П. Алтухов, В.И. Аршинов, Д. Бекхарст, Н.Б. Бик-кенин, Т.Ю. Бородай, Л. Витгенштейн, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, В Дильтей, Г.Б. Жданов, В.К. Кантор, И.Т. Касавин, Т. Кун, Г. Кюнг, В. А. Лекторский, Д.А.Лунгина, М.К, Мамардашвили, Л.А. Микешина, Н.В. Мотрошилова, А.П. Огурцов, Н.Ф.Овчинников, Т.И. Ойзерман, А.Н.Паршин, К. Поппер, Б.И. Рузавин, Ю.П. Сенокосов, А.В. Ситников, Е.Д. Смирнов, B.C. Степин, В.П. Троицкий, Г.Л. Тульчинский, И.Т. Фролов, Я. Хинтикка, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин и др. Овладение знаниями рассматривается в контексте теории познания структуры и логической организации действительности в рамках методологии субъект-объектных отношений субъекта познания, наделенного сознанием и волей и противостоящим ему v объектом познания. В процессе жизнедеятельности субъект-объектные отношения реализуются в отраженных рефлексирующим субъектом формах позволяющих переводить взаимоотношения субъекта и объекта в субъект-субъектные.

Фундаментальные представления о проблеме наличия и перспектив развития человеческого мира чувств имеются в отечественной философской литературе. Философские труды А.Белого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, М.О. Гершензона, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, М.В.Киреевского, Н.О.Лосского, Д.С. Мережковского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, П.Флоренского, С.Л.Франка, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна и др. существенно влияют на рост интереса философской общественности к; проблеме бытия чувств, аффектов. Скажем, детерминант аффекта любви, воли отмечался И.В.Киреевским: "... нет такой слабой воли, которая бы не могла решиться на полное самопожертвование за высшую любовь своего сердца". Аффект святости и любви принимал А.С.Хомяков в качестве онтических дериватов: "Выше всего единение Святости и Любви". В.С.Соловьев и его последователи школы славянофилов, постоянно акцентировали внимание на мир чувств человека, его значение, его регулятивную роль, влияние действия "сердца" на жизнедеятельность человека. Чувство и состояние "свободы" соотносительно "прельщения" общества Н.А.Бердяев рассматривал как дихотомическое соотношение, "зажигание сердца", а И.А.Ильин рассматривал как задачу воспитания. Место эмоционального бытия в духовной жизни современников исследуется в работах А.Н. Леонтьева, Ю.И. Мирошникова, И.Я. Лойфмана, А.Б.Невелева и др.

Едва ли можно указать на мыслителя в истории философии, который не обращался в той или иной мере к чувствам человека. Изучение пестроты суждений о "чувственной природе" человека дает основание для попытки классификации концепций, пренебрегая концептуальной "чистотой", поскольку концептуальное видение человеческого мира чувств трудно поддается строгой логике. Разработанность темы можно классифицировать по трем направлениям: психологическое, этическое и философское: 1) психологический подход - отстаивание психической природы аффектов в концепциях. В этом направлении следуют мыслители с ориентацией к социальной психологии, v политики, педагогики. Чувства, воля, эмоции и другие акты являются фактором биопсихических потребностей; 2) этический подход, не подвергающий сомнению наличие и воздействие аффектов и их роли, который тяготеет к pe 11 гуляции их, "сдерживанию", управлению, развитию "положительных", нейтрализации "отрицательных", обычно излагаемых в менторском дискурсе (например, в качестве советов молодоженам как строить взаимоотношения). Аффекты здесь оказываются ориентированы на социально сформированные установки; 3) философское видение проблемы, в котором выделяются: онтологический трансцендентализм, выражаемый в религиозных и натуралистических концептах, определяющих характер аффектов как внешних по отно-ціению к человеку (Аффекты здесь трактуются как некоторые предметности мира в антропоморфном мировоззрении - "солнце смеется", "море гневается" и т.п.); гносеологическая ориентация, рассматривающая аффекты под углом зрения познавательной деятельности человека. Однако проблема аффинирования, места и функций аффектов в структуре духовного бытия человека не получили пока достаточно полного развития, чем и обусловлено предлагаемое исследование.

Гипотеза, инициирующая настоящее исследование, возникла на основе эмпирического видения фактов действия людей, пренебрегающих рационально-прагматическим поведением, но склонных именно к действию в соответствии с нерациональными эмоциями волевыми усилиями, аффектами. Гипотеза заключается в предположении, что аффицированное бытие является важнейшим элементом духовной жизни человека, пронизывает всю его дея-тельность и обуславливает целостность духовного бытия.

Объектом исследования выступает бытие человека - как аффицированное двустороннее взаимодействие внутреннего Я и внешнего Мира, субъекта и объекта деятельности человека.

Предметом исследования являются феномен аффицирования как регуля-тивная и управляющая доминанта в жизнедеятельности человека и его отношение с другими феноменами духовной жизни человека.

Цель исследования:: опираясь на философскую трактовку аффицирования человека, институировать категорию аффинированного бытия в философском знании, выявить структуру и проанализировать место этой категорий в общей структуре духовного бытия человека. В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи исследования:

- дать философскую трактовку понятия аффинирования человека и реконструировать существующие концепции аффектов и структур бытия;

- обосновать место структурно-функционального анализа в философском изучении структуры и роли аффицированного бытия;

- выявить составляющие категории, их отношения и уровни абстракции аффицированного бытия в общей структуре бытия человека;

- обозначить роль аффицированного бытия в духовной жизни и культуре общества.

Решение поставленных задач позволяет обосновать основное положение, выносимое на защиту - аффицированное бытие человека представляет собой целостное единство эмоциональных, рациональных и волевых сторон, структурирует деятельность человека и является условием и способом преодоления конфликта Я и Мира. 

Методологической и теоретической основой исследования является диалектический подход, позволяющий осуществить анализ взаимодействия аффицированного и рационального как единство противоположностей в целостной структуре духовного бытия. В работе использованы методы единства исторического и логического подхода, восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Мы исходили из принципов деятельностного подхода к бытию человека и синергетическои картины мира. В качестве теоретической и источниковой базы использованы работы философов, обществоведов, психологов, а также специалистов в области логики, анализа и информационных систем.

Научная новизна работы:

- институировано аффицированное бытие как философская категория;

- предложен вариант методологии построения структуры бытия человека для выявления содержания и роли аффицированного бытия в структуре духовного бытия; - выявлены детерминанты и следствия аффинирования в деятельности человека;

- проанализирован специфический характер воли в духовном бытии чело » века;

- раскрыты функции эмоционально-волевой компоненты в структурировании и становлении целостности духовной жизни человека.

Теоретическая и практическая значимость работы: положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуального понимания генезиса аффинированного со- •» стояния современного человека; для осознания общезначимого основания неравнозначности людей, их неповторимой индивидуализации. Предложенный вариант методологии структурно-функционального анализа можно использовать как инструментарий для философского анализа других проблем. Материалы диссертации могут применяться на лекциях и семинарских занятиях по философии при изучении разделов "теория познания", "социальная философия", "этика", "философская антропология", "философия культуры" и др. Результаты исследования могут быть использованы для обоснования системы образования в современном обществе.

Апробация работы: основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии Магнитогорского государственного университета, кафедре философии Челябинского филиала Московского Государственного Университета коммерции, применялись при обучении студентов в Магнитогорском филиале Московского психолого-социального института, Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, использовались в методическом пособии по философии и опубликованы в четырех статьях.  

Похожие диссертации на Аффицированное бытие человека