Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Питько Ольга Александровна

Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа
<
Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Питько Ольга Александровна. Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: опыт философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01. - Магнитогорск, 2005. - 142 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие и природа виртуальной реальности

1.1 Историко-философские аспекты становления понятия виртуальная реальность 10

1.2 Современные трактовки понятия виртуальная реальность 32

Глава 2. Виртуальные реальности как атрибут бытия человека .

2.1 Виртуальные реальности в структуре психики 53

2.2 Бытие человека и виртуальная реальность: аспекты понятийного анализа 79

2.3 Виртуальная реальность в структуре бытия культуры 98

Заключение 125

Список литературы 128

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые получили название «виртуальной реальности» (ВР), «мнимой реальности» и «ВР-систем». Внешний эффект этих феноменов состоит в том, что человек попадает в мир, весьма похожий на настоящий, предварительно задуманный программистом, или получает новые возможности в плане мышления и поведения. Наиболее впечатляющим достижением новой информационной технологии является возможность для человека, попавшего в виртуальный мир, не только наблюдать и переживать, но действовать самостоятельно.

Словосочетание «виртуальная реальность» само по себе содержит некое противоречие. В самом деле, интерпретация ВР как «материальной» невозможна по причине ее «не всегда материальности». Прямое отождествление ее с «идеальными» продуктами также некорректно. Виртуальная реальность оказывается своеобразным «нечто», объединившим в себе свойства как реальности материальной, так и идеальной. При этом объединение происходит во взаимосвязи и взаимовлиянии разных по своей природе виртуальных реальностей, что в итоге наводит на мысль о неотличимости для данного случая части и целого, единичного и всеобщего.

Человек и раньше мог попасть в мир ВР, например, погружаясь в созерцание картины, кинофильма или увлеченно читая книгу. Но его активность была ограничена позицией зрителя (читателя, слушателя), он был пассивен. Сегодня системы виртуальной реальности дают человеку возможность самому включиться в действие как бы в реальных условиях, во всяком случае, с точки зрения восприятия человека. Все это и предопределило возрастание потребностей в новых информационных технологиях и необходимость их тщательного изучения с позиции разных наук. Это и определило интерес философов к данной проблематике.

Очевидно, что ВР влияет на бытие человека. Каково это влияние? Что стоит за ним? Каковы его последствия? Эти и подобные вопросы свидетельствуют о необходимости и актуальности исследования влияния ВР на бытие человека. В свете вышеизложенного, на наш взгляд, особый интерес представляет выявление статуса виртуальной реальности в контексте бытия человека, чему и посвящено настоящее диссертационное исследование.

Степень разработанности темы. Рассмотрев работы, посвященные проблемам современной виртуалистики, мы пришли к заключению, что данная область научного знания, по сути, представляет собой синтетическое образование, объединяющее в себе различные, а нередко разнородные и противоречивые воззрения.

В философской литературе существуют различные подходы к пониманию взаимосвязи виртуальной реальности и бытия человека.

Начиная с античности и раннего средневековья, проблеме бытия уделяется пристальное внимание в трудах Платона, Аристотеля, Исаака Сирина, Василия Великого. Дальнейшее развитие она обретает в работах Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Дунса Скотта, Никколо Макиавелли, Готфрида Лейбница, Эдмунда Гуссерля и других. Мыслители, занимаясь проблемой бытия, отмечали разные виды реальности, при этом не называли их виртуальными (с точки зрения современности), либо вкладывали свое понимание в трактование данного термина. Сам термин «виртуальная реальность» был введен в XX веке американцем Дж. Ланьером.

К результатам работы компьютерной программы стали применять термин «реальность» лишь в результате определенных событий (М. Хейлинг запатентовал головной шлем, И. Сазерленд создал стереоскопический дисплей, М. Крюгер разработал идею «искусственной реальности»). Это говорит о том, что программисты изначально причисляли этот вид искусственного к определенного рода реальности. Это, в свою очередь, привело к росту интереса философов и психологов к данной проблеме

В современной отечественной научной и философской литературе исследуются различные аспекты в понимании проблемы виртуальной реальности и восприятия человека. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что понятие «виртуальная реальность» формируется авторами с различных оснований (информационные технологии, философское осмысление данного вопроса или психологический аспект восприятия человека). Об этом также свидетельствует отсутствие единого (универсального) истолкования обозначенного термина.

Н.А. Носов полагает, что виртуальная реальность — это реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.) обладающая такими свойствами, как порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Все перечисленные свойства можно отнести не только к виртуальной реальности, но и к идеальной, и к психической, и к субъективной, что затрудняет понимание сущности виртуальной реальности.

В своих исследованиях Д.В. Иванов предпринял попытку обнаружения признаков виртуальной реальности во всех сферах общества. Он отмечает, что виртуализация — это любое замещение реальности ее симуляцией, образом — не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности.

И.Г. Корсунцев полагает, что виртуальные состояния свойственны исключительно субъектам. Отсюда возникают разные формы субъектных реальностей, которые по происхождению являются виртуальными.

Е.В. Ковалевская, проводя философско-методологический анализ виртуальной реальности, пришла к выводу о том, что виртуальная реальность может рассматриваться в рамках более общей концепции множественности реальностей; рассмотрение ВР ориентировано на человека как смысловое ядро подобной онтологии, поскольку именно с ним связан «пучок реальностей».

За последние годы появились идеи, согласно которым виртуальная реальность — это продукт новых информационных технологий. Поэтому ис-

следования предлагается проводить в рамках компьютерной науки — своеобразной философии современного Запада. Виртуальная реальность приобретает вариант осмысления, основанный на теории симулякров Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра и др.

А.И. Воронов понимает ВР как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция оператора от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной и любой иной связи с окружающим пространством.

П.Е. Солопов, продолжая традицию, заложенную Н.А. Носовым, формулирует общее, на его взгляд, понятие виртуальной реальности. По мнению ученого, виртуальные объекты есть объекты, возникающие и существующие не самостоятельно, а как момент взаимодействия других объектов (стабильных элементарных частиц, людей друг с другом, с компьютерами и другими техническими системами и т.д.).

Исследуя механизм формирования виртуальной реальности, СИ. Орехов приходит к выводу, что виртуальная реальность рождается при взаимодействии субстанциональной и акцидентальнои реальностей на основе процессов положенности и репрезентации, которые, переплетаясь, образуют новый тип существования — репрезентативно-положенную реальность. И как следствие возникает необходимость говорить об общей теории взаимодействия, а не о теории виртуальной реальности.

Попытка универсального определения виртуальности и виртуальной реальности предпринимается ив контексте синергетической парадигмы. Так, О.В. Катаева пишет о виртуальности, которую следует понимать как особый способ бытийствования состояний объектов и процессов, предполагающий их не актуализированное в действительности существование.

Существуют и другие концепции, рассматривающие виртуальную реальность либо в контексте категорий бытие - небытие с. позиции субъективного субстанциализма, либо через сущность становления.

Таким образом, разработка понятийного аппарата, рассмотрение соотношения ключевых понятий феномена виртуальной реальности в контексте бытия человека является одной из важнейших проблем, стоящих не только перед философией, но и перед другими науками (информатикой, кибернетикой, физикой и др.). Еще более важным, на наш взгляд, представляет исследовать существование и функционирование ВР в контексте бытия человека. Этим и обусловлена цель нашей работы.

Цель диссертационного исследования - проанализировать феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека.

Цель предопределила постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть историко-философские аспекты становления понятия «виртуальная реальность».

  2. Проанализировать современные трактования понятия «виртуальная реальность».

  1. Выявить отношения между различными видами виртуальной реальности, создать классификацию виртуальных реальностей.

  2. Исследовать проблему виртуальной реальности как атрибута бытия человека.

  3. Выявить схемы и механизмы восприятия виртуальной реальности.

Объектом диссертационного исследования является бытие человека.

Предметом анализа данной работы является виртуальная реальность в контексте бытия человека.

Положение, выносимое на защиту. Бытие современного человека, человека техногенной культуры, существенно определяется искусственно создаваемой виртуальной реальностью со свойственным только ей событийным рядом.

Методологической основой диссертационного исследования стали диалектический метод, принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, а также, в определенных необходимых случаях метод феноменологической редукции.

8 Научная новизна диссертации заключается в следующем:

  1. Обнаружен и обоснован «эффект запаздывания» реакции социума на трансформации виртуальных реальностей.

  2. Выявлен «эффект вторичной виртуалистики», состоящий во взаимном порождении киберпространства и его оператора друг другом.

  3. Доказано наличие «эффекта гипертрофированного роста» объема схем виртуальной реальности в процессе познания человеком окружающей действительности.

  4. Обосновано, что перцептивные модели восприятия в структурно-функциональном плане могут быть интерпретированы как «видопроявления» виртуальной реальности, благодаря чему возникает «эффект сокращения перерабатываемой информации».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов дальнейшего анализа виртуальной реальности. Материалы и выводы исследования будут способствовать более глубокому осмыслению проблемы активности психики, сознания, интеллектуально-познавательной деятельности, восприятия человеком собственного бытия и изучению последствий, возникающих в процессе использования глобальной сети Интернет.

Материалы диссертации могут быть востребованы в ходе преподавания базового курса философии, а также при подготовке спецкурсов по онтологии и теории познания.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Магнитогорского государственного университета, на заседаниях аспирантского семинара указанной кафедры. Свое отражение они нашли в докладах автора на региональной научной конференции «Кризис как иррациональное явление» (МГТУ им. Г.И. Носова, Магнитогорск, 2004); на Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Современные технологии образования» (МаГУ, Магнитогорск, 2004); на

9 Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные психологический проблемы становления личности в современном мире» (МаГУ, Магнитогорск, 2004); на Международной научно-теоретической конференции «И. Кант и философская мысль России: история и современность» (Оренбургский государственный университет, 2004), а также в 6 публикациях автора.

Историко-философские аспекты становления понятия виртуальная реальность

Появившиеся в последнее десятилетие технологии сделали популярным новое понятие - виртуальная реальность. Зародившись в языковой среде античного мира, термин прошел многовековой путь, от этапа к этапу, пополняясь новыми значениями. Как отмечает Н.А. Носов, «virtus» раскрывается как «1) мужественность, мужество; энергия, сила; доблесть; 2) доблестные дела, героические подвиги; 3) превосходное качество; отличные качества, достоинства; талант, дарование; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство» (112,,с. 63). Таким образом, объединенными оказываются термины, казалось бы, не связанные между собой: добродетель и мужество, нравственное совершенство и энергия и т.д. Однако дело заключается в том, что термин «virtus» изначально употреблялся в качестве категории этики, обозначающей добродетель, или areth (аретея). В понимание же термина «virtus» как areth еще не включались смыслы «сила» и «энергия» (112).

В Древней Греции различали четыре важнейшие добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность (163, с. 30). С развитием этической категории «добродетель» обогащалось соответственно и значение «virtus». Например, понятие воинской добродетели стало интерпретироваться как сила, энергия. Философы Возрождения «...добродетель характеризовали как живую разумную и активную силу, утверждающую творческую энергию личности (понятие «вирту») (163, с. 30). Таким образом, термин «virtus», имея первоначальное значение «добродетель», приобрел затем и все остальные его смыслы — мужество, энергия, сила.

Связующим звеном между терминами «virtus» и «виртуальное» выступают идеи силы и энергии, которые с развитием религии, философии и науки начинали употребляться применительно не только к человеку, природе, но и к

Богу, Космосу, Вселенной, а затем к технике и к объектам реальности. О том, что понятия «энергия» и «сила»-сказались ключевыми в дальнейшей іштерпретации «virtus», пишут, например, Б. Ребер и Ф. Роша: «...По шпыни энергия—это virtus anirni, и это далеко не случайно, что у понятий энергия и виртуальное есть общий корень» (140, с. 216). Действительно, эти термины родственны друг другу, и это родство берет свое начало еще з философии Платона и Аристотеля. Данный факт отмечается и в современных философских энциклопедиях (30, с. 167).

Па сегодняшний день можно выделить несколько оснований возникновения термина «виртуальная реальность» (ВР).

Одним из них является идеалистическая трактовка бытия. Основы ее были предложены еще Платоном в четвертом зеке до нашей эры. Согласно Платону, основой мира является идеальное, бестелесное образование - идея. Миру- сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто «бытие», противостоит изменчивая сфера чувственных вещей (мир «становления»): здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, ко никогда не «есть». Нематериальные сверхчувствительные идеи составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи лишь причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют. Целостность мира, по Платону, достигается за счет существования Единого, которое само не есть бытие, а находится выше бытия и составляет условие возможности бытия, т. е. идей. Это Единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо находится по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно всякому разуму. В этом утверждении Платона можно обнаружить предпосылки будущей основы киберпространства: все видимое и ощущаемое в мире киберпространства не является таковым, т. е. не существует.

Суть киберпростракствоС такова, что за каждой вещью или объектом стоит нечто, не относящееся к этому миру. Существование Единого, находящегося за гранью бытия, очень точно соответствует структуре киберпространства, точнее, месту оператора киберпростракства. Это единое (оператор) управляет всем миром и предназначен для поддержания целостности этого мира. Крайним допущением является понимание оператора как древнегреческого бога, который хотя и материален, но уже находится за некоторой гранью, отделяющей человеческое от высшего божественного. Здесь становятся понятными причины неприятия новоевропейской философией утверждения Платона о том, что идеи являются зримыми, поскольку для новоевропейской философии идеи — это мыслительные понятия. Платон же говорил не о предельной реальности, а о реальности следующего уровня, объекты которой для людей, находящихся вне нее, только интеллектуально знаемы.(Но для людей, находящихся в ней, являются реальными, вещными предметами.

Известно, что Аристотель в своих исследованиях использовал категории dynamis, energeia и энтелехия. Dynamis обозначал возможность, потенцию, способность; energeia — энергию, деятельность, осуществление; энтелехия — действительность, осуществленность. То, что соответствовало событию, Аристотель описывает следующим образом: возможность посредством энергии превращается в энтелехию. Видимо, те изменения, которые произошли в переориентации смысла «virtus» с энергии, связанной с добродетелью, на энергию иного вида, следует считать -причиной, изменившей содержание «virtus»,

Современные трактовки понятия виртуальная реальность

Термин «виртуальность» приобрел в последние два десятилетия необычайную популярность. Сфера его применения практически необозрима в философских, культурологических, психологических, политологических, публицистических «дискурсах». В речевом праксисе под виртуальностью подразумеваются артефакты, создаваемые компьютерной техникой.

Так, виртуальная реальность - это:

- новейшая интерактивная технология, появившаяся на рынке совсем недавно, дает впечатление существования в реальном пространстве и контакта с подлинными объектами и создает иллюзию взаимодействия с воображаемым миром (І47);

- модельная трехмерная (3D) окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами и реалистично реагирующая на взаимодействие с пользователями. Технической основой виртуальной реальности (ВР) служат технологии компьютерного моделирования и компьютерной имитации, которые в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение (i 48);

- компьютерные системы, которые обеспечивают визуальные и звуковые эффекты. Пользователь погружен в воображаемый мир за экраном, дающий впечатление реальности. Пользователь взаимодействует с искусственным миром с помощью различных сенсоров, например, шлем и перчатки, которые связывают его движения, впечатления и аудиовизуальные эффекты воедино. Будущие исследования в области виртуальной реальности направлены на увеличение чувства реальности наблюдаемого (і65);

- новая технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Более абстрактно, это мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя, искусственная действительность, созданная с использованием программных и аппаратных средств. При зтом между искусственной действительностью И: воспринимающим ее человеком образуется двусторонняя связь. Динамическая модель реальности создается средствами трехмерной компьютерной графики и обеспечивает с помощью специальной аппаратуры взаимодействие пользователя с виртуальными объектами в режиме реального времени и с эффектом его участия в конструируемых сценах и событиях (164); - виртуальная реальность - это современное определение нового варианта бытия, связанное с рядом факторов, ранее неуместных по отношению к понятию «бытие» (82); - виртуальная реальность — (от лат. virtus - мнимый, воображаемый) созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы взаимодействия: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства (162); - актуальная, событийная реальность, пласт бытия, который является реально значимым в настоящий момент (і81); - реальность, технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объем, движение и т.д.), симуляции их способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве. ВР предполагает также создание средствами специального компьютерного оборудования (специальный шлем, костюм и т.п.) эффекта (отдельно, вне «обычной» реальности) присутствия человека в этой объектной среде (чувство пространства, ощущения и т.д.), сопровождающегося ощущением единства с компьютером (99);

Таким образом, на наш взгляд, правомернее говорить о направлениях, в которые «складываются » различные определения.

В настоящее время сложилось несколько разных пониманий и трактовок виртуальной реальности. Одна из них состоит в том, что виртуальные реальности рассматриваются как сложные технические системы, т.е. их относят к физической или технической реальности. Вторая предлагает рассматривать виртуальные реальности как состоящие из двух подсистем - физической и нефизической. Третья исходит из того, что разработка систем виртуальной реальности требует интеграции парадигм, подходов, методов и средств, используемых в компьютерной науке, искусственном интеллекте, робототехнике, синергетике, психологии и эргономике. Четвертая рассматривает виртуальные реальности как один из видов реальности (чаще всего как психологические).

На наш взгляд, сведение виртуальных реальностей к компьютерным, а также трактовка всех реальностей как виртуальных вряд ли верны. В первом случае исчезают все психологические измерения, без учета и научного описания которых невозможно понять природу виртуальных реальностей, а также создавать их. Во втором — остается в тени то, что виртуальные реальности могут создаваться на основе компьютерных технологий и специальной техники. Вообще, виртуальная реальность - это один из видов реальности (их можно отнести к классу символических), но это такой специфический вид символических реальностей, который основывается на компьютерной и некомпьютерной технике, а также реализует принципы обратной связи, позволяющие человеку достаточно эффективно действовать в мире виртуальной реальности.

Виртуальные реальности в структуре психики

Один из частных видов виртуальных реальностей - психологическая виртуальная реальность - есть отражение в самообразе характера актуализации образа (101). Самообраз, в отличие от образа (и близких ему понятий, таких как план, функциональный орган, когнитивная карта, паттерн, энграмма и т.д.), обладает рефлективностью— отражает в психике ее же текущие состояния. В самообразе, в отличие от образа самого себя, представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценка и т.д.), а только выполняемый акт деятельности, независимо от того, является ли этот акт внешним или чисто психическим. Самообраз - это табло, на котором отражено текущее состояние разворачивающихся образов. Если «образ» и близкие ему понятия вводились в психологический оборот для описания свойств психического отражения внешнего мира и психической регуляции деятельности, то понятие «самообраз» важно, прежде всего, с точки зрения идеи отражения в психике состояния психических образований и возможности тем самым психической регуляции, т.е. психической саморегуляции. Ощущения характера протекания психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность.

Если образ актуализируется привычным способом, то процесс актуализации не рефлексируется. Эти нерефлексируемые ощущения называются консуетальными (от латинского consuetus - нормальный, обычный). Если образ актуализируется непривычным способом, легче или труднее, чем обычно, то характер актуализации рефлексируется: осознается как особое событие, соответственно, легкости и приятности или трудности и неприятности самоощущения. При этом человек может полностью переключиться на свои самоощущения: перейти в виртуал, который бывает двух видов. Гратуал (от латинского gratus - привлекательный) при легкой актуализации образа или ннгратуал (от латинского ingrams — непривлекательный) при трудной актуализации образа.

Бнртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.

Консуетал - это обычный, привычный ряд событий, переживаемых нами привычным образом. Консуеталы случаются все время, за исключением тех случаев, когда возникает виртуал. Консуетал - это такое же нормальное, естественное, нерефлексируемое состояние человека, как и ощущение давления атмосферного столба. Свойства консуетала хорошо иллюстрируются на таком явлении, как сновидение. Сновидения порождаются психикой и существуют в психике человека. Сон человек всегда видит сам, только со своей точки зрения, и именно им переживаются все происходящие в нем события. Ни за кого другого нельзя посмотреть сон. Спящий в сновидениях всегда присутствует, даже если видит себя мертвым. Нельзя исчезнуть, прекратить свое существование во время нахождения в виртуальной реальности. И само сновидение существует только во время сна.

Следует подчеркнуть, что консуетал - это не обязательно спокойное состояние. Консуетальным может быть любое психическое состояние или переживание, каким бы сильным или важным самим по себе оно ни было. Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни. И все, что не выходит за эти рамки, является консуетальным, даже если переживания ввергли человека в обморок.

Консуетал играет важнейшую роль в психике. О его значении говорит хотя бы тот факт, что «сбои» в функционировании консуетала являются причинами некоторых аномалий в поведении человека, в частности, причиной описанного феномена выполненности, заключающегося в том, что человек абсолютно уверен, что совершил некоторое действие, тогда как он это действие не совершал.

Необычную актуализацию образа можно представить как смену масштаба образа в сравнении с другими образами: укрупнение в гратуале и уменьшение в ингратуале. Появляется другой уровень психической реальности, в которой свой масштаб пространства и времени психических процессов и свои закономерности существования в сравнении с исходным уровнем. При следующем укрупнении масштаба развернутого образа или уменьшении масштаба свернутого образа появляется более высокий или более низкий уровень виртуальной реальности.

Первичные эпизодические переходы в реальность более высокого уровня переживаются человеком гратуально - как необычные, непривычные, экстатические события. Но после того как человек достаточно хорошо овладеет этой реальностью, переживания, происходящие в ней, становятся консуетальными, сама реальность становится константной, а гратуалы он переживает от переходов в новую, более высокую реальность.

В качестве примера такого рода перехода в уровнях существования человека можно привести процесс профессионального роста. Ингратуалы возникают при переходе в виртуальную реальность более низкого уровня, например, когда человек вынужден выполнять деятельность значительно более простую, чем та, на которую он способен.

Итак, психологическая виртуальная реальность формально есть отражение характера актуализации образа, а по содержанию тождественна содержанию этого образа. Поэтому виртуальная реальность может возникнуть на любом образе, каким бы элементарным он ни был, но будет переживаться как полноценная реальность. В виртуальной реальности есть три типа событий: консуетал, гратуал и ингратуал. Гратуал и ингратуал имеют родовое имя «виртуал».

Бытие человека и виртуальная реальность: аспекты понятийного анализа

На наш взгляд, категория «бытие» отображает ту часть объективной реальности, которая прямо либо косвенно соотносится с человеком. Бытие природы — это часть объективной реальности, которая передает единство природы и человека, мир его потребностей и интересов, единство материального мира и мира человеческого духа. Бытие охватывает материальное и духовное, поэтому выступает не только как нечто реально сущее, но и всеооъемлемое и, вместе с тем, то, о чем мы знаем благодаря собственной познавательной способности.

Действительность, существующая вне человеческого сознания, называется объективной реальностью. По аналогии с реальностью в сознании человека возникают образцы, отражающие объективную действительность. Эта действительность, сфокусированная в сознании субъекта, является уже субъективной реальностью. Сознание человека — это уровень субъективной реальности, «снятый» с объективной реальности.

Бытие передает единство, «схождение» субъективней и объективной реальности. Рассматривая соотношение сознания и внешнего мира, философы стремились понять, что является первичным, определяющим: сознание или внешний по отношению к нему материальный мир. Так исторически сложились две концепции бытия: идеалистическая и материалистическая.

Бытие духовного представляет собой бытие нематериального, невещественного начала. Утверждение первичности материи, производной от которой выступает дух, является традиционным для материализма. Признание духа, духовности первоначалом мира — традиционным для идеалистических учений.

Существовали в истории философии и дуалистические учения, признавшие равноценность, равноправие материального и духовного начал в качестве оснований бытия.

Одну из первых философских концепций бытия выдвинули в VI в. до н.э. досократики, для которых бытие совпадает с материальным неразрушимым и совершенным космосом. Парменид при этом рассматривал бытие как неизменное, единое, неподвижное, а Гераклит - как непрерывно меняющееся. Демокрит различал бытие «по истине» и бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование.

Платон противопоставлял чувственное бытие чистым идеям — миру истинного бытия. По Платону, бытием являются объективные материальные вещи и бытие мира идей. Бытие указывает содержание понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании. Человеческие понятия он соотносит с истинным бытием. Аристотель отрицал учение о различных уровнях бытия. Его учение о бытии противоречиво, поскольку, с одной стороны, он понимает бытие как актуальный принцип вещи, то есть в его неразрывном единстве с вещами и вещностью. С другой стороны, бытие у Аристотеля перводвигатель, самосозерцающий божественный ум, нематериальная форма всех форм.

В средние века христианская философия противопоставляла «истинное» божественное бытие и «неистинное», тварное. Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда постепенно признание начинает получать культ материального бытия, бытия природы.

Родоначальник английского материализма Нового времени Ф. Бекон заложил основы материалистического понимания природы, он признавал ее бытие как многообразное и изменчивое. Т. Гоббс приходит к выводу, что бытие телесно (вещественно-карпускулярно), поскольку Вселенная состоит из материальных тел.

Материалистическое учение о бытии получило свое дальнейшее развитие у французских материалистов XVIII в. Ж. Ламетри считал, что бытие и есть чувственная материя, а ее совершенным проявлением является человек. Подобные же взгляды характерны для П. Гольбаха и К. Гельвеция, которыми природа рассматривается как великое целое, как подлинное и единственное в своей всеохватности бытия.

В философской системе трансцедентального идеализма И.Кант исходит из того, что существует независимо от сознания людей внепшии мир. Но это бытие недоступно познанию — это «вещи в себе».

По мнению другого немецкого мыслителя И. Фихте, наше человеческое «Я» в своей неосознанной деятельности созидает «границы бытия» и тем самым ведет к необходимости его осознания. Ф. Шеллинг считает, что подлинное, фундаментальное, изначальное бытие.— это бытие всепорождающего Абсолюта.

Исходное положение философии Г. Гегеля как и у И. Шеллинга — тождество бытия и мышления ведет его к пониманию реального мира как проявления Абсолютной идеи, понятия, духа. Г.Гегель рассматривал бытие как первую, непосредственную ступень в восхождении Абсолютной идеи к самой себе. Человеческое духовное бытие он свел к логической мысли, поскольку гегелевская система все реально существующее превращала в логические категории. Тем самым, Гегель рассматривал бытие как объективно развивающуюся идею.

Диалектический материализм анализирует бытие в нескольких направлениях, отмечая его многоуровневый характер (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности) и несводимости одного уровня к другому (материя и формы ее движения — предмет естествознания; общественное бытие - предмет общественных наук). Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Похожие диссертации на Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека : опыт философского анализа