Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Толстова Дарья Александровна

Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности
<
Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Толстова Дарья Александровна. Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Толстова Дарья Александровна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2014.- 269 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения психологических особенностей людей, занимающихся различными видами танцевальных практик 19

1.1. Психологический потенциал танца в исследовании и развитии личности 19

1.1.1. Танцевальные практики и личность 19

1.1.2. Социальные танцы: их история, основные виды и специфика 27

1.1.3. Сальса как социальный и психологический феномен 31

1.1.3.1. Специфика сальсы как танцевальной практики 31

1.1.3.2. Сальса и личность 35

1.2. Системно-функциональный подход как методологическая основа изучения личности танцоров 41

1.2.1. Сущность системно-функционального подхода к исследованию свойств личности 41

1.2.2. Системно-функциональный анализ общительности 47

1.2.3. Системно-функциональный анализ агрессивности 54

1.2.4. Сравнительные исследования свойств личности в рамках системно-функционального подхода 57

1.3. Стили поведения в конфликте и личностные особенности 74

1.3.1. Подходы к исследованию стилей поведения в конфликте 74

1.3.2. Соотношение стилей поведения в конфликте с личностными особенностями 84

1.4. Выводы по первой главе 89

Глава II. Специфика общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте молодых людей, занимающихся социальными латиноамериканскими танцами 92

2.1. Основные этапы, методики и выборка исследования 92

2.2. Специфика выраженности общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у танцоров и нетанцоров 92

2.3. Особенности соотношения переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у танцоров и нетанцоров 97

2.3.1. Корреляционные структуры общительности и агрессивности в группах танцоров и нетанцоров 113

2.3.2. Факторные структуры общительности и агрессивности в группах танцоров и нетанцоров 128 2.3.3 Корреляции переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте в группах танцоров и нетанцоров 133 2.3.4. Совместный факторный и кластерный анализ переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте в группах танцоров и нетанцоров 142

2.4. Выводы по второй главе 154

Глава III. Влияние увлечения социальными латиноамериканскими танцами на коммуникативную сферу личности 157

3.1. Динамика общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте под влиянием занятий сальсой 157

3.2. Изменение показателей образа жизни под влиянием занятий сальсой 185

3.3. Социальные латиноамериканские танцы как способ психокоррекции общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте 200

3.3.1. Подходы к психокоррекции с использованием телесно- ориентированной, танцевальной и арт-терапии 200

3.3.2. Психотерапевтический потенциал социальных латиноамериканских танцев 203

3.4. Выводы по третьей главе 206

Заключение 208

Литература 212

Введение к работе

Актуальность исследования. Психологический потенциал танца в развитии и в исследовании личности современной наукой использован явно недостаточно. А.М. Айламазян, в течение многих лет изучающая различные танцевальные практики, указывает, что именно через танец можно подойти к внутренней жизни человека , к «пробуждению его души», чем и «занимается музыка, в соединении с движением превращаясь буквально в чудесное средство, с помощью которого находят “спрятанное сокровище”» [Айламазян 2012].

Исследования танца в настоящее время получают особую актуальность, поскольку, несмотря на распространение «пассивных» форм проведения досуга (кино, Интернет, компьютерные игры и т. д.), происходит популяризация различных танцевальных практик как профессиональной, так и социальной направленности . К профессиональным можно отнести такие танцы, которые воспринимаются как профессия или спорт и подразумевают достижение результатов и присуждение спортивных разрядов. К социальным танцам (от англ. social dance) принадлежат практики, где танец выступает прежде всего как повод для общения, которого сегодня не хватает, а также возможность развития и реализации личностного потенциала.

Большой популярностью среди современной молодежи во всем мире пользуются социальные латиноамериканские танцы, которые принято сокращенно называть сальса. Исследователи феномена сальсы выделяют ее коммуникативную, эмоциональную, информационную, социализирующую, рекреационную и психотерапевтическую функции. Практики и преподаватели сальсы отмечают, что увлечение сальсой, несомненно, может влиять на психологические особенности личности, в первую очередь проявляющиеся в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, к числу которых, безусловно, относятся общительность и агрессивность, а также стили поведения в конфликте. Однако комплексных эмпирических исследований личности людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами , и тех изменений , которые происходят на психологическом уровне под воздействием этого увлечения , ранее ни в отечественной, ни в западной психологии практически не проводилось.

Как важнейшие составляющие коммуникативной сферы личности общительность
и агрессивность изучаются на основе системно-функциональной модели А.И. Крупнова,
в том числе в сравнительном аспекте и в сопоставлении с другими личностными
характеристиками. Использование данного подхода позволяет раскрыть специфику как
мотивационно-смысловых, так и регуляторно-динамических составляющих

анализируемых свойств личности, особенности их психологической структуры, что необходимо для разработки программ психокоррекции и развития личности. Полагаем, что с помощью системно -функциональной модели возможно наиболее полно показать психологический потенциал сальсы как способа гармонизации коммуникативной сферы личности, что актуально с точки зрения как теоретической , так и практической психологии.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Танец (танцевальные практики) как междисциплинарный феномен, в котором объединяются культура, музыка, движение, творчество и общение, традиционно привлекает внимание философов, искусствоведов и культурологов (Е.В. Аверьянова, Н .В. Атитанова,

Р.Е. Воронин, М.Н. Жиленко, Н .В. Курюмова, Н .В. Осинцева, В .В. Ромм, B. Calvo-
Merino, J.F. Christensen, K. Gordon и др.), музыкантов (О. Платонова, M. Berrios-Miranda,
V. Boggs, S. Steward, L. Waxer), психологов (А.М. Айламазян, Н .В. Каневская,
И.А. Соловьева, Н .Ю. Шувалова, G. Mnsterberg и др.), психотерапевтов (Т.А. Шкурко,
I. Bruninger, С. Ford, R. Ho, R. Martinec, S. Owen и др .), педагогов и педагогов-
хореографов (В.В. Королев, В.Е. Фертик, Е.Н. Фокина, А.С. Фомин, М.Н. Юрьева и др.).
В отечественной психологии наиболее глубокий анализ танца как способа
преобразования личности человека, включенного в определенный культурный и
социальный контекст, представлен в трудах А.М. Айламазян и ее учеников
(Н.А. Каминская, А.В. Карих, Т.С. Князева, Е .И. Ташкеева, Н.Ю. Шувалова). В работах
данной школы феномен танца рассмотрен с позиций культурно-исторической
психологии. В последнее время активно развивается направление, в рамках которого
танец изучается в контексте психотерапии (Н.В. Каневская, Н .Ю. Оганесян,

Т.А. Шкурко и др.).

Еще в самом начале ХХ века Г. Мюнстерберг проанализировал историю и роль танца в обществе с точки зрения психологии . В современной зарубежной психологии изучаются социальные, психологические и психокоррекционные аспекты различных танцевальных практик (I.J. Aujla, S. Nordin-Bates, E.N. Sanchez, L. Tateo). Большое количество работ посвящено терапевтическим и психотерапевтическим возможностям занятий различными направлениями танца (D. Fang, K. Frndin, L. Larsson, M. B. Lee, A.. Rali, M.-C.M. Tseng, A.G. Vruka). Чаще всего в современных зарубежных исследованиях танец рассматривается в русле танцевально -двигательной терапии (I. Bruninger, J. Bunce, L. Cowap, W. Davies, С. Ford, S. Grogan, S. Heyland, R. Ho, S. Kilgariff, R. Martinec, S. Owen, T. Padilla, A. Williams, C. Woodhouse).

Феномен социальных танцев, и в частности сальсы, с психологической точки зрения пока еще мало изучен. Зарубежные исследователи концентрируют свое внимание главным образом на музыке сальсы (М. Berrios-Miranda, V. Boggs, C.M. Rondon, M. Santos Febres и др.), роли латиноамериканской культуры и танцев в развлечениях современной молодежи (C.F. Delgado, J.E. Muсoz, H. Calvo Ospina), анализируют специфику сальсы как танцевального стиля (С. Washburne) и др. Тем не менее в зарубежной литературе встречается даже термин Salsiology (V. Boggs), обозначающий науку о сальсе; проведены комплексные исследования сальсы как культуры танца и музыки, в которых показано, что она может функционировать и как вид межличностного общения, и как глобальное культурное явление (M. Pusnik, K. Sicherl).

В отечественной науке пока не было столь глубоких исследований социальных латиноамериканских танцев . Изучены ритуально -психологические и онтологические вопросы социальных танцев (Е.А. Лисина), их значимость в системе межкультурной коммуникации (М.А. Ткачук), а также отдельные аспекты, связанные с музыкой сальсы (О. Платонова), лингвистическими особенностями исполнителей латиноамериканских танцев (О.Ю. Сокольская); в ряде дипломных работ (Д.Р. Габдулхакова, Е.П. Кораблина, М.А. Тювина) описаны некоторые психологические характеристики занимающихся социальными латиноамериканскими танцами.

Общительность и агрессивность как черты, относящиеся к коммуникативной сфере личности, активно исследуются на основе системно-функциональной модели (М.И. Волк, И .С. Исаева, Н .В. Каргина, Г.Л. Кнышев, А .И. Крупнов, Т .В. Нечепуренко,

И.А. Новикова, О .В. Солонкина, Д .А. Шляхта и др.), в том числе и в сравнительном аспекте. Так, был проведен сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов (Т.В. Нечепуренко), сопоставлены индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза (И.С. Исаева), раскрыта динамика соотношения общительности и агрессивности с социометрическим статусом студентов (Г.Л. Кнышев). Кроме того, общительность была рассмотрена в связи с другими параметрами коммуникативной сферы личности (Л.А. Журавлева, Е.Н. Корнева, Е.К. Павлова, О.В. Солонкина).

В зарубежной и отечественной психологии наибольшее распространение получила двухмерная модель поведения в конфликте К. Томаса (А.Я. Анцупов, Н .В. Гришина, А.И. Донцов, С .М. Емельянов, Н.И. Леонов, M. Kelly, R. Kilmann, T.O. Pectival, V. Smitheram, K. Thomas). В зарубежной психологии стили поведения в конфликте активно изучаются в соотношении с типологией личностей Майерс-Бриггс. В р яде отечественных работ были показаны связи этих стилей с различными личностными особенностями (Ю.А. Давыдова, М.В. Кишко, М.И. Леонов), а также с ответственностью и конфликтностью личности, рассматриваемыми с точки зрения системно-функциональной модели (И.Н. Свириденко). Исследований соотношений стилей поведения в конфликте с общительностью и агрессивностью, трактуемыми в русле системно-функционального подхода, пока проведено не было.

Таким образом, проблема данного исследования определяется недостаточной
изученностью психологического потенциала современных социальных

латиноамериканских танцев как способа проведения досуга , формы коммуникации и развития личности современной молодежи, с одной стороны , и необходимостью практического использования возможностей физического, эстетического, творческого, психологического самосовершенствования человека, которые несет в себе данное увлечение, – с другой. В работе эта проблема рассматривается на примере психологических характеристик, относящихся к коммуникативной сфере личности (общительность, агрессивность, стили поведения в конфликте), которые, как предполагается, в наибольшей степени и проявляются, и изменяются у представителей интересующего нас танцевального направления.

Объект исследования общительность, агрессив ность и стили поведения в конфликте как составляющие коммуникативной сферы личности.

Предмет исследования психологическая специфика коммуникативной сферы личности (общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте ) молодых людей, увлекающихся со циальными латиноамериканскими танцами, по сравнению с теми, кто не имеет такого увлечения.

Цель исследования выявить и сравнить психологические особенности
выраженности, психологических структур и соотношений общительности,

агрессивности и стилей поведения в конфликте у людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами ; определить наличие и характер изменений в коммуникативной сфере личности , которые происходят под воздействием данного увлечения.

Основные гипотезы исследования.

  1. Социальные латиноамериканские танцы (сальса) обладают психологическим потенциалом в сфере творческого развития и самосовершенствования личности, занятия сальсой позитивно влияют на гармонизацию коммуникативной сферы личности и ведут к положительным сдвигам в образе жизни современной молодежи.

  2. Молодые люди, увлекающиеся сальсой, отличаются от молодых людей, не имеющих подобного увлечения, более гармоничным развитием и структурой общительности и агрессивности , рассматриваемых с помощью системно -функциональной модели.

  3. Молодым людям, увлекающимся социальными латиноамериканскими танцами, свойственны более конструктивные стили поведения в конфликте (прежде всего, сотрудничество и компромисс).

  4. Соотношения общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте имеют психологическую специфику в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

  1. на основе обобщения и систематизации междисциплинарных исследований танца и сальсы раскрыть психологические возможности социальных латиноамериканских танцев в гармонизации и развитии коммуникативной сферы личности, которые могут реализовываться как в процессе увлечения данным видом проведения досуга, так и в ходе специально организованной психологической работы в русле различных видов танцевально-двигательной и телесно-ориентированной терапии;

  2. определить специфику проявления и психологических структур общительности и агрессивности как системно-функциональных свойств личности в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой;

  3. установить доминирующие стили поведения в конфликте и особенности их соотношения с общительностью и агрессивностью в двух изучаемых группах;

  4. выявить изменения , происходящие в образе жизни, и особенно в коммуникативной сфере личности, под воздействием занятий сальсой;

  5. разработать рекомендации по оптимизации коммуникативных особенностей личности (на примере общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте) с использованием психологического потенциала социальных латиноамериканских танцев.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили принципы системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б .Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Т.Ф. Базылевич, В.А. Барабанщиков, Э .А. Голубева, Б .Б. Коссов, Б .Ф. Ломов, В .Д. Небылицын и др.); концепция системно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности (А.И. Крупнов), реализованная в целом ряде исследований разных свойств личности (Р.В. Ершова, С .М. Зиньковская, С.И. Кудинов, И .А. Новикова, В.П. Прядеин, Ю.М. Стакина, Н .А. Фомина и др.), в том числе общительности (А.Ю. Агапова, Т.М. Бабаев, М.И. Волк, Л .В. Жемчугова, Т.В. Закамская, Г .В. Зарембо, Е.Д. Кокарева, Е.Н. Корнева, И .В. Костакова, С.С. Кудинов, Е .К. Павлова, Ян Бинь и др.), агрессивности (А.Б. Крючкова, Т .В. Нечепуренко и др.), и в сравнительных

исследованиях различных свойств и качеств личности (А.Р. Акимова, А .Г. Алейкин,
И.В. Бакова, Л .А. Журавлева, И.С. Исаева, Н .В. Каргина, Г .Л. Кнышев, Е .А. Коваленко,
Т.В. Нечепуренко, И .А. Новикова, О .В. Солонкина, Н .А. Фомина, Д .А. Шляхта и др.);
теоретические и практические подходы к анализу конфликта в отечественной и
зарубежной психологии (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Ю.А. Давыдова, А .И. Донцов,
С.М. Емельянов, М.В. Кишко, Н .И. Леонов, И .Н. Свириденко, M. Kelly, R. Kilmann,
T.O. Pectival, V. Smitheram, K. Thomas); а также междисциплинарные подходы к
изучению психологического потенциала танца и сальсы (А.М. Айламазян,

И.А. Соловьева, Т .А. Шкурко, Н.Ю. Шувалова, H. Mnsterberg, H. Calvo Ospina, M. Pusnik, K. Sicherl, С. Washburne и др.).

Методы исследования. Использовались методы теоретического анализа, опрос, тестирование, эксперимент. Для конкретизации проблематики работы был проведен опрос экспертов, не менее 10 лет занимающихся продвижением и развитием социальных латиноамериканских танцев в России и странах СНГ. С целью диагностики общительности и агрессивности применялись тесты -опросники, разработанные А.И. Крупновым (в модификации Т.В. Нечепуренко) в русле системно-функционального подхода. Стили поведения в конфликте изучались с помощью методики К. Томаса – Р. Килманна, созданной на базе двухфакторной модели К. Томаса, в русской адаптации Н.В. Гришиной. Для выявления изменений, происходящих в образе жизни и коммуникативной сфере личности под воздействием занятий сальсой, осуществлены опрос танцоров и лонгитюдный эксперимент . При обработке результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стьюдента, критерий Манна–Уитни, корреляционный, факторный, кластерный анализ) с использованием пакета Statistica for Windows 7.0.

Наиболее существенные и новые результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:

– дана комплексная психологическая характеристика социальным

латиноамериканским танцам как феномену культуры, межличностной и межкультурной коммуникации, способу проведения досуга и творческого, эстетического, физического, психологического совершенствования человека; раскрыт психологический потенциал и возможности сальсы как средства гармонизации и развития коммуникативной сферы личности;

– выявлены психологические особенности коммуникативной сферы молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, которые состоят в более сбалансированном развитии общительности, меньшей агрессивности, склонности к более конструктивным стилям поведения в конфликте;

– с позиций системно-функционального подхода проанализированы психологические структуры общительности и агрессивности у молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами ; показано, что при преобладании сходства между структурами общительности более гармоничная ее структура характерна для танцоров сальсы ; различия в структурах агрессивности наблюдаются как в качественном своеобразии факторов, так и в их количественном наполнении переменными;

– определены соотношения общительности и агрессивности с выраженностью стилей поведения в конфликте в изучаемых гру ппах испытуемых: в обеих группах

переменные общительности теснее всего связаны со стилем избегание, переменные агрессивности более тесно связаны со стилями поведения в конфликте в группе не увлекающихся сальсой;

– в ходе лонгитюдного эксперимента описана д инамика выраженности переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте под влиянием увлечения социальными латиноамериканскими танцами , доказано , что происходит гармонизация проявлений общительности, показатели агрессивности изменяются в меньшей степени, особенно у девушек; наиболее выраженные позитивные изменения состоят в увеличении склонности к выбору стиля сотрудничество;

– установлено, что занятия сальсой ведут к значительным изменениям образа жизни, которые в наибольшей степени касаются способов проведения досуга и общения с другими людьми, активизации творческой энергии и позитивных эмоциональных переживаний, открывают людей для взаимодействия, придают легкость коммуникации;

– разработаны рекомендации по использованию психологическ их возможностей сальсы для самосовершенствования личности: гармонизации общительности и агрессивности, выработки конструктивности в поведении в конфликте.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем теоретически обоснова ны и экспериментально доказаны психологические и психотерапевтические возможности социальных латиноамериканских танцев в сфере гармонизации коммуникативной сферы личности на примере общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте. Осуществленный в работе комплексный анализ общительности и агрессивности , рассматриваемых с позиции системно-функциональной модели, и стилей поведения в конфликте содержательно конкретизирует концептуальные основы системно-функционального подхода в области сравнительных исследований базовых свойств личности . Научно обоснована возможность использования потенциала социальных латиноамериканских танцев для пропаганды здорового образа жизни, в программах танцевально-двигательной и других видов психотерапии , адресованных широкому кругу лиц . Системное рассмотрение общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами , вносит определенный вклад в общую, дифференциальную, социальную психол огию, психологию личности, психологию искусства, психотерапию.

Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что:

– основные результаты и выводы работы могут быть задействованы для популяризации среди молодежи и других слоев населения такого активного способа проведения досуга, как социальные латиноамериканские танцы, и пропаганды здорового образа жизни в целом;

– данные о психологическом и психотерапевтическом потенциале сальсы, о ее гармонизирующем воздействии на коммуникативную сферу личности могу т применяться преподавателями социальных латиноамериканских танцев для повышения мотивации занимающихся, для того чтобы сделать занятия более интересными, эмоционально насыщенными, психологически значимыми и эффективными , о чем свидетельствуют справки о вн едрении результатов работы в сальса -клубах и в организации, занимающейся продвижением социальных латиноамериканских танцев;

– практические рекомендации по использованию психологического потенциала

сальсы для гармонизации коммуникативной сферы личности могут быть внедрены в различные виды арт -терапии, танцевально -двигательного тренинга , телесно -ориентированной терапии и т. п.;

– теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут быть включены в курсы общей, дифференциальной , социальной , в озрастной психологии , психологии личности, психологии искусства, психотерапии.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2011 г.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, формулировались гип отезы работы, подбирались адекватные целям и задачам методы и методики исследования , была составлена программа эмпирического исследования . Также был проведен опрос экспертов в области социальных латиноамериканских танцев для конкретизации проблематики диссертации.

Второй этап (2011–2012 гг.) был посвящен эмпирическому исследованию с целью диагностики общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте (включая первый срез лонгитюдного исследования), обработке первичных данных психодиагностики.

В ходе третьего этапа (2012–2013 гг.) осуществлялась статистическая обработка полученных эмпирических данных (сравнительный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.) и их качественная интерпретация.

На четвертом этапе (2013–2014 г.) был проведен втор ой срез лонгитюдного исследования и опрос людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, обобщены результаты всех этапов исследования, сформулированы его выводы и оформлена диссертационная работа.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Социальные латиноамериканские танцы (сальса) – один из видов танцевальных практик, в которых танец выступает прежде всего как повод для общения, которого в настоящее время не хватает, а также возможность развития и реализации личностного потенциала. Основными функциями сальсы являются коммуникативная, эмоциональная, информационная, социализирующая, рекреационная, терапевтическая (психотерапевтическая), которые в совокупности определяют психологические возможности данной танцевальной практики в совершенствовании и раз витии коммуникативной сферы личности.

  2. Молодые люди, увлекающиеся социальными латиноамериканскими танцами, отличаются более гармоничным развитием коммуникативной сферы личности в целом и в частности общительности (сильнее выражены гармонические переменны е мотивационного, продуктивного и эмоционального компонентов, менее выражены агармонические переменные динамического и регуляторного компонентов), агрессивности (более высокая интернальность, способность контролировать аффективные вспышки, уверенность в себе), преобладанием сотрудничества как стиля поведения в конфликте.

  3. Психологические структуры общительности в группах танцоров и нетанцоров обладают более выраженным сходством и универсальностью, чем структуры агрессивности; специфика структуры общительности танцоров заключается в большей дифференциации волевой регуляции и ведущей роли социоцентрической мотивации; в

структуре агрессивности в группе танцоров ключевым выступает фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а в группе нетанцоров – инструментальной агрессивности.

  1. При более гармоничном развитии общительности менее вероятной стратегией поведения в конфликте является избегание, а более явная выраженность основных переменных агрессивности сочетается с преобладанием соперничества вне зависимости от увлечения социальными латиноамериканскими танцами. При этом стили поведения в конфликте у танцоров в целом более тесно связаны с общительностью, а у нетанцоров – с агрессивностью.

  2. Под влиянием занятий социальными латиноамериканскими танцами заметна тенденция к большей динамике переменных общительности (увеличение личностной значимости, эмоциональной вовлеченности), нежели агрессивности, а также значимое увеличение выраженности наиболее конструктивной стратегии поведения в конфликте – сотрудничества.

  3. Увлечение социальными латиноамериканскими танцами ведет к существенным переменам в образе жизни большинства танцоров, при этом минимально меняются кулинарные предпочтения, а наиболее значительно – способы проведения досуга, свободного времени и коммуникации людей друг с другом и с самими собой.

  4. Занятия сальсой и другими близкими по духу социальными танцами могут использоваться в качестве инструмента психокоррекции общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте. Подобные занятия показаны з астенчивым людям, желающим измениться; людям, испытывающим дефицит в приемах и способах реализации общительности; для коррекции своего агрессивного поведения, направления агрессии в социально приемлемое русло; для оптимизации поведения в конфликте.

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом исследовании приняло участие 211 человек: 7 экспертов (6 мужчин и 1 женщина) в возрасте от 35 до 50 лет; 100 человек (38 молодых людей и 62 девушки), увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, возраст – от 19 до 35 лет, в основном ученики сальса-школ со стажем танцевания от 1 года до 5 лет, 22 из них участвовали в лонгитюдном эксперименте; 100 человек (38 молодых людей и 62 девушки), не имеющих увлечения, связанного с танцевальными практиками, возраст – от 17 до 35 лет (студенты, молодые специалисты банков, юридических компаний), 22 из них участвовали в лонгитюдном эксперименте; 36 танцоров сальсы (16 мужчин и 20 женщин), принявших участие в опросе, 32 из которых участвовали в основной части исследования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются
реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов
теоретического и эмпирического исследования . В работе использованы адекватные
целям и задачам исследования ме тоды, конкретные, доказавшие свою валидность
методики и разнообразные современные способы статистической обработки данных.
Большой объем проанализированного и систематизированного теоретического
материала, а также логика построения, объем и законченность э мпирического
исследования свидетельствуют о несомненной достоверности и научной

состоятельности результатов и выводов работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета

дружбы народов , а также на следующих научных конференциях: межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в Природе и Обществе» (г. Москва, РУДН, 2007, 2008, 2012); Международных научных конференциях «Личность в межкультурном пространстве» (г. Москва, РУДН, 2012, 2013); X и XI Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования XXI века» (г. Коломна, МГОСГИ, 2012, 2013); Международной научно-практической конференции «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» (г. Москва, РУДН, 2012); Межвузовской конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии» (г. Москва, РУДН, 2012); IX Международной научной конференции «Образование для XXI века» (г. Москва, МосГУ, 2012); Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (г. Рязань, РГУ им . С .А. Есенина, 2012); Международной научно-практической конференции «Самореализация личности в межкультурном пространстве» (г. Москва, РУДН, 2012); 83-м съезде Восточной американской психологической ассоциации (ЕРА-2013, Нью-Йорк, США); IV Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Межкультурные коммуникации и миротворчество» (г. Тюмень, 2013); Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социальной, дифференциальной психологии и психологии личности» (г. Москва, РУДН, 2013); научном семинаре кафедры социальной и дифференциальной психологии «Сравнительные исследования личностных черт в русле системно-функционального подхода» (г. Москва, РУДН, 2013). Результаты исследования внедрены на кафедре социальной и дифференциальной психологии РУДН, кафедре психологии и педагогики РУДН, в Детской школе искусств № 3 г. Тамбова, Некоммерческом партнерстве развития социальных танцев «Сальса-Юнион» (г. Москва), танцевальном клубе «ДеПо» (г. Киев, Украина). По теме диссертации опубликовано 18 работ , из них 3 – в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (211 наименований) и 12 приложений. Диссертация проиллюстрирована 48 таблицами и 45 рисунками. Объем работы– 234 страницы.

Социальные танцы: их история, основные виды и специфика

Несмотря на разнообразие способов отдыха и проведения свободного времени в современном обществе, вопрос этого выбора актуален как никогда. Ведь многие распространенные сегодня формы проведения досуга связаны с малой физической подвижностью: кино, разнообразные шоу представления, Интернет, компьютерные игры и т.д. Поэтому, с психолого педагогической точки зрения, особо ценно использовать потенциал таких способов отдыха современной молодежи, которые получили распространение в последнее время и которые содержат в себе возможности как физического, так и духовного развития личности. Это – различные танцевальные практики, занятия спортом (прежде всего, непрофессиональным), активность на свежем воздухе (пейнт-бол, стратегические командные игры и спортивное ориентирование) и многое другое. Такие позитивные тенденции в обществе не могут не привлекать внимания психологов, поскольку предоставляют большие возможности для изучения и совершенствования личности в условиях современных способов проведения досуга.

Сегодня танцы – один из многих видов социальной деятельности человека. Танец – это не только сочетание физической, психической и эстетической деятельности, это еще и творческий процесс. Н. Роджерс писала: «творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить» [Роджерс 1990].

Танец (танцевальные практики) как междисциплинарный феномен, в котором объединяются культура, музыка, движение, творчество и общение, традиционно привлекает к себе внимание философов, искусствоведов и культурологов. Существует целый ряд современных российских междисциплинарных исследований, посвященных исследованию различных аспектов танца. Глубокий философский анализ танца как «движения в структуре временности» проводится Н.Ю. Степановой [Степанова 2010]. Онтологическому исследованию танца, танцевального телодвижения, хореографической составляющей культуры посвящена работа Н.В. Осинцевой [Осинцева 2006]. Н.В. Атитанова представила комплексный культурологический анализ танца, как смысловой универсалии [Атитанова 2000]. Человеческое тело – материал танца, источник и результат выражения смысла, считает искусствовед Ю.А. Кондратенко [Кондратенко 2010]. Он полагает, что язык танца посредством пластического движения отражает смысл рефлексивного опыта человека. В результате системного анализа автор показывает, что в основе функционирования языка танца лежат особые процессы смысло- и формообразрования, механизмы типизации, вариативности, которые позволяют определить основные критерии для внутривидовой классификации языковой структуры.

Культуролог В.В. Ромм, считая, что танцу не придается должного значения как способу утверждения культуры, ее передачи путем трансляции смыслов, и что в науке отсутствует представление о роли танца в эволюции человеческой культуры, посвятил свою работу раскрытию этой роли [Ромм 2006]. Одним из самых значимых результатов данной работы представляется положение о том, что через анализ танца возможен выход на познание иных явлений культуры древнего человека – ритм, музыку, ритуальные действия. Автором обосновывается новое научное направление – «палеохореография», позволяющее проводить широкие культурологические реконструкции на базе анализа изображений танца, показана роль танца как важнейшей коммуникативной знаковой системы в условиях первобытности. Место танца среди объектов, изучаемых культурологией, а также его значения как формы коммуникации в системе культуры описаны в работе М.Н. Жиленко [Жиленко 2000]. Автор убедительно показывает, что феномен танца обладает социокультурной природой и выступает моделью культурных процессов, а материально-духовной основой танцевальных движений является телесность человека, М.Н. Жиленко так же называет ее невербальным ритмопластическим мышлением. Социокультурные ориентации, заложенные в танце, оказывают существенное влияние на процесс социализации личности, способствуя полноценному постижению мира культуры. Выявлению культурно-исторических моделей телесности в современном танце посвящено и исследование Н.В. Курюмовой [Курюмова 2011], к более подробному анализу которого мы обратимся в третьей главе работы.

С точки зрения искусствоведения изучаются и отдельные жанры и виды танца. Так, например, изучается жанр видеоданса, который является воплощением синтеза двух видов искусства – хореографии и кинематографа, а также, по мнению Е.В. Аверьяновой, служит подлинным художественным феноменом при условии интерпретации классического литературного текста [Аверьянова 2006]. Р.Е. Воронин выделяет философско-эстетические и художественные аспекты спортивного бального танца второй половины XX века [Воронин 2007]. Автор считает основой изобразительно-выразительного языка танца его ритмопластическую организацию, подчеркивает его высокую художественную и информационно-коммуникационную функцию в обществе, отмечает синтез спорта и искусства, как прогрессивную тенденцию его развития. Авторы исследуют современный танец как феномен культуры.

Системно-функциональный подход как методологическая основа изучения личности танцоров

В группе танцоров статистически выше выраженность переменной мотивационного компонента социоцентричность, следовательно, их общительность характеризуется большей вовлеченностью, ориентацией на других, расширением круга контактов, самореализации в обществе. Интересно, что эгоцентричность выше в группе нетанцоров, но эти различия статистически незначимы.

Более высокий статистически значимый показатель переменной предметность указывает на большую выраженность продуктивности общительности танцоров в предметной сфере (успехи в деятельности, налаживание взаимоотношений с другими, помощь им и т.п.). Показатель субъектности (результативность общительности в личностно значимых сферах – саморазвитии, обретении благополучия и т.п.) так же выше в группе танцоров, но эти различия не обладают статистической значимостью.

Показатель стеничности статистически выше в группе танцоров, что свидетельствует о том, что они сильнее переживают положительные эмоции в процессе и в результате общения с другими людьми. В тоже время показатель астеничности немного выше в группе нетанцоров, но различия не достигают статистически значимого уровня.

Значение переменной аэнергичность в группе танцоров ниже, чем у не танцующих людей. Это показывает, что люди, не имеющие хобби, связанного с социальными латиноамериканскими танцами, чаще испытывают трудности с разнообразием приемов и способов реализации общительности, им недостает внутренней силы, слабо выражена устойчивость против трудностей, возникающих в процессе общения. Косвенно эти различия подтверждаются и более высокой выраженностью личностных трудностей (застенчивость, тревожность, смущение, мешающие общению) в группе нетанцоров (уровень значимости различий равен 6%). Экстернальность у нетанцоров также имеет более высокий показатель, то есть внешний локус контроля в большей степени свойственен нетанцующим людям, которые склонны степень проявления своей общительности приписывать внешним факторам, например: «Я не общителен, потому что вокруг меня мало людей». Люди с противоположным локусом контроля (в данном случае это группа «сальсерос») в меньшей степени привыкли полагаться на внешние обстоятельства в вопросах общения. Наиболее близкими в обеих группах являются показатели обеих переменных когнитивного компонента, интернальности и операциональных трудностей.

Переменные общительности, по которым выявлены статистически значимые различия между танцующими и нетанцующими девушками, практически полностью совпадают с общегрупповыми, специфика заключается только в том, что переменная аэнергичность, статистически

Диаграмма показателей средних значений переменных общительности у девушек в двух группах испытуемых Примечание: синий - танцоры, красный - нетанцоры.

Различия между танцующими и нетанцующими юношами выражены в гораздо меньшей степени (см. табл. 6, рис. 5). Выявлено только одно статистически значимое различие по переменной эгоцентричностъ. Юноши-нетанцоры сильнее мотивируются в общении личностно значимыми стремлениями. На уровне тенденции у них сильнее выражены и обе переменные целевого компонента. Также на уровне тенденции у юношей-нетанцоров сильнее выражены аэнергичностъ и экстерналъностъ, что совпадает по характеру различий с общей и женской выборками.

Диаграмма показателей средних значений переменных общительности у юношей в двух группах испытуемых Примечание: синий – танцоры, красный – нетанцоры. Таким образом, можно сказать, что общительность танцоров, в целом, в большей степени нацелена на помощь окружающим, используется в основном для достижения высоких результатов в работе, учебе, а может и в освоении и совершенствовании танцевального мастерства, а так же зачастую сопровождается положительными эмоциями и оптимистичным настроем. Различия средних показателей переменных агрессивности в группах испытуемых наглядно показаны на рис. 6. Рис. 6. Диаграмма показателей средних значений переменных агрессивности в двух группах испытуемых Примечание: синий – танцоры, красный – нетанцоры.

Группа людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами отличается более высокими показателями по переменным предметность, интернальность и рефлексивность, а в нетанцующей группе в среднем сильнее выражены переменные эгоцентричность, субъектность, экстернальность, физческая и вербальная агрессия, аффективность, личностные и операциональные трудности.

Специфика выраженности общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у танцоров и нетанцоров

Для ответа на вопрос о том, какие изменения происходят в коммуникативной сфере личности под влиянием занятий социальными латиноамериканскими танцами, было проведено лонгитюдное исследование, которое включало два этапа (первый срез – первая половина 2012 года, второй срез – вторая половина 2013 года). В этом исследовании принимало участие 22 молодых людей, из них 11 девушек и 11 юношей, возраст от 22 до 35 лет (Мвозраста=29 лет), увлекающихся сальсой (экспериментальная группа), и 22 человека – не имеющих такого увлечения (контрольная группа), из них 14 девушек и 8 юношей, возраст от 18 до 32 года (Мвозраста=21 год). Участники лонгитюда первый раз заполнили все диагностические методики на основном диагностическом этапе, второй раз – через 1–1,5 года.

Результаты статистической обработки данных с помощью t-критерия Стьюдента наглядно представлены в таблицах 29-46 и на рисунках 17-34.

Из таблицы 29 и рис. 16 следует, что количественная выраженность всех переменных из мотивационно-смыслового блока общительности в экспериментальной группе увеличилась. Однако на статистически значимом уровне произошло изменение (увеличение) только переменной личностно значимые цели. Следовательно, у танцоров сальсы расширился диапазон личных целей, на достижение которых направлена их общительность.

Выраженность переменной общественно значимые цели увеличилась только на уровне тенденции. То есть, молодые люди, увлекающие социальными латиноамериканскими танцами, продолжая поддерживать свое увлечение в активном состоянии, действительно стремятся к общению, действительно нацелены на расширение своих персональных контактов, важных, как для достижения личных, так и общественных целей.

В инструментально-стилевом блоке изменения выражены менее сильно, но, можно отметить небольшое увеличение выраженности гармонических переменных (эргичность, стеничность, интернальность) и относительную стабильность агармонических переменных (аэргичность, экстернальность, операциональные трудности). В этом блоке на уровне тенденции произошло изменение (увеличение) выраженности обеих переменных эмоционального компонента (стеничность и астеничность). Это можно трактовать как тенденцию к увеличению эмоциональной вовлеченности в процесс общения, повышение значимости переживаний по поводу успехов и неудач в коммуникации.

В экспериментальной группе юношей, увлекающихся сальсой, не было выявлено ни одного статистически значимого изменения переменных общительности. Тем не менее, динамика переменных общительности в группе юношей-танцоров (табл. 31, рис. 18) свидетельствует о сходных тенденциях к увеличению у них диапазона как общественно, так и личностно значимых целей. Также можно отметить тенденцию к увеличению астеничности общительности, то есть увеличению выраженности отрицательных эмоций при неудачах в общении. Конечно, этот факт нельзя считать положительным результатом, однако косвенно он свидетельствует о большей эмоциональной включенности юношей в процесс общения, о большей значимости его результатов.

Как было показано на основном диагностическом этапе исследования (п. 2.2), в группе увлекающихся сальсой показатели сотрудничества выше, чем у не имеющих такого увлечения. При этом более выраженные различия были получены в группе девушек. Лонгитюдное исследование подтверждает факт доминирования сотрудничества как ведущего стиля поведения в конфликте у танцоров, но динамика в данном случае сильнее выражена у юношей. Можно предположить, что у девушек позитивные сдвиги в выраженности стилей поведения в конфликте происходят быстрее, на первых этапах занятий сальсой.

Таким образом, результаты лонгитюдного исследования молодых людей, которые увлекаются и не увлекаются социальными латиноамериканскими танцами, дают нам основания утверждать, что под влиянием занятий сальсой: – происходит гармонизация проявлений общительности как у юношей, так и у девушек, которая заключается в расширении мотивационно-смысловых составляющих общительности и повышении эмоциональной вовлеченности в процесс общения; – показатели агрессивности изменяются в меньшей степени, особенно у девушек; у юношей же происходит рост рефлексивности агрессивности, связанный с осознанием больших проблем в сдерживании агрессивности; – танцоры (особенно юноши) учатся выбирать более оптимальные стили поведения в конфликте, прежде всего сотрудничество.

Все сказанное выше в целом подтверждает нашу гипотезу о том, что занятия социальными латиноамериканскими танцами способствуют гармонизации структуры общительности и агрессивности, а также доминированию более оптимальных стилей поведения в конфликте. Необходимо отметить, что в нашей экспериментальной группе (как и в общей выборке танцоров) не было людей, которые только начали заниматься сальсой, что диктовалось требованиями основной части исследования. Проведение лонгитюдного исследования, в котором участвовали бы «новички», на наш взгляд, показало бы более ярко выраженные результаты. Это является одной из перспектив продолжения исследования.

Изменение показателей образа жизни под влиянием занятий сальсой

Психологические возможности танца, танцевальных и двигательных практик в развитии и коррекции личности традиционно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, психотерапевтов. Отдельные виды танца, такие как классический балет, бальные танцы, спортивные танцы, многие народные танца неоднократно становились объектом психологических исследований, но феномен социальных танцев в российской психологии практически не изучен.

Социальные танцы занимают особое и своего рода уникальное положение в современном обществе, так как прежде всего являются своеобразной формой общения между людьми. В последние годы во всем мире и в России растет популярность социальных латиноамериканских танцев (сальсы).

На основе анализа литературы, посвященной психологической специфике танца вообще и сальсы в частности, а также опроса экспертов в данной области, нами было сформулировано предположение о том, что увлечение социальными латиноамериканскими танцами воздействует на личностные особенности танцоров и, прежде всего, на коммуникативную сферу их личности. Для проверки данного предположения нами было проведено сравнительное эмпирическое исследование коммуникативных личностных особенностей (общительность, агрессивность и стили поведения в конфликте) в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой. Общительность и агрессивность изучались нами на основе системно-функционального подхода А.И. Крупнова; стили поведения в конфликте – на основе двухмерной модели К.Томаса.

Проведенное исследование дает основания сформулировать следующие выводы, подтверждающие гипотезы и положения, выносимые на защиту.

1. Анализ литературы, посвященной психологической специфике танца вообще и сальсы в частности, а также опрос экспертов в данной области позволили раскрыть и охарактеризовать психологический потенциал социальных латиноамериканских танцев как средства гармонизации личности, межличностных отношений и образа жизни современной молодежи.

2. Молодые люди, которые занимаются социальными латиноамериканскими танцами, отличаются более гармоничной структурой коммуникативной сферы личности: – сбалансированной выраженностью переменных общительности, которая в большей степени нацелена на помощь окружающим, используется главным образом для достижения высоких результатов в различных видах деятельности, а также зачастую сопровождается положительными эмоциями и оптимистичным настроем; – менее выраженной агрессивностью, умением контролировать агрессивные аффективные реакции и действия, уверенностью в себе; – преобладанием стремления к выбору сотрудничества как ведущего стиля поведения в конфликте.

3. Корреляционные структуры общительности в группах танцоров и нетанцоров имеют более выраженное сходство, чем структуры агрессивности. При этом для более гармоничной структуры общительности у танцоров характерны дифференциация волевой регуляции и ведущая роль социоцентрических целей и мотивов в реализации общительности. В корреляционной структуре агрессивности танцоров тесные связи с другими переменными имеют переменные когнитивного компонента и рефлексивность. Это свидетельствует о тенденции к глубокому осознанию, рефлексии и контролю своих агрессивных проявлений, что подтверждает результаты сравнительного анализа.

4. Факторный анализ выявил бльшую общность в двух группах испытуемых в структурах общительности, нежели агрессивности. У танцоров сильнее выражен фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а у нетанцоров – инструментальной агрессивности. Более глубокое осмысление агрессивности у танцоров коррелирует с переживанием чувства вины и с тенденцией к оправданию агрессивности, особенно если она применяется в социально одобряемой ситуации, у нетанцоров – с невмешательством в чужие дела.

5. Соотношения переменных общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте имеют сходство и различия в группах танцоров и нетанцоров: испытуемые с более гармоничными показателями общительности не склонны избегать конфликтов вне зависимости от увлечения социальными латиноамериканскими танцами, при этом стили поведения в конфликте в обеих группах теснее связаны с инструментально-динамическими переменными общительности, чем агрессивности; в группе нетанцоров стили поведения в конфликте сильнее связаны с переменными агрессивности.

6. Результаты лонгитюдного эксперимента свидетельствуют, что под влиянием занятий сальсой происходит гармонизация проявлений общительности, которая заключается в расширении мотивационно-смысловых составляющих общительности и повышении эмоциональной вовлеченности в процесс общения; показатели агрессивности изменяются в меньшей степени, в частности у девушек; у юношей же растет рефлексивность агрессивности, что связано с осознанием больших проблем в сдерживании агрессивности; танцоры (особенно юноши) учатся выбирать оптимальные стили поведения в конфликте, прежде всего сотрудничество.

7. Занятия сальсой значительно изменяют способы проведения досуга, особенности общения людей друг с другом и с самими собой, побуждают к творчеству, вызывают положительные эмоции, открывают людей для взаимодействия, придают коммуникации легкость, что оказывает положительное влияние на образ жизни в целом.

Похожие диссертации на Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности