Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Религиозно-нравственные представления как компонент духовно-нравственной сферы личности младшего школьника
1. Сущность религиозно-нравственных представлений 13
2. Особенности религиозно-нравственных представлений у младших школьников 43
3 История и современное состояние религиозно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях России 66
Глава 2. Особенности влияния религиозно-нравственных представлений на духовно-нравственную сферу личности младшего школьника.
1. Характеристика процесса формирования духовно- нравственных представлений и особенностей его протекания у младших школьников 96
2. Технологический подход к моделированию и реализации процесса формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников 134
3. Зависимость изменений в поведенческой сфере младших школьников от уровня сформированности религиозно-нравственные 159
- Сущность религиозно-нравственных представлений
- Особенности религиозно-нравственных представлений у младших школьников
- Характеристика процесса формирования духовно- нравственных представлений и особенностей его протекания у младших школьников
Введение к работе
На современном этапе развития Российского общества, характеризующемся глубоким кризисом, отсутствием единых ориентиров в системе воспитания, особую значимость приобретает процесс подготовки подрастающего поколения к самостоятельному построению индивидуальной иерархии духовных ценностей, представлений и мотивов. Эти личностные образования, являясь сущностными характеристиками мировоззренческой и нравственной сфер сознания, должны обеспечить духовный рост человека, преобладание добрых и гуманных поступков над стремлением к достижению благ и удовлетворению материальных потребностей.
*> .____*>
Одной из ведущих тенденций развития современной системы образования стало начало процесса осознания учеными-педагогами и учителями-практиками необходимости поиска путей и форм взаимодействия двух, на первый взгляд,
противоречащих друг другу, систем ценностей: с одной стороны - светской, выраженной в научных трудах, произведениях общественных деятелей, с другой - системы ценностей, коренящейся в недрах народной культуры, в религиях и верованиях. Появление такого подхода стало возможным в связи с признанием наличия в каждой из названных структур общечеловеческих, нравственных основ, которые, независимо от формы выражения (светской или религиозной) могут стать базовым компонентом духовного роста, преодоления кризисных явлений.
Сегодня очевидно позитивное влияние духовно-созидательной деятельности традиционных этических религий на положение в обществе в целом и в системе образования, в частности. Однако, работа в данном направлении должна вестись в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (16.10.97.). Поэтому, дальнейшее развитие взаимоотношений школы и церкви требует научного подхода к поиску путей разрешения принципиально важных противоречий, определивших актуальность исследования. Ими являются:
- противостояние между, наблюдаемым в последние несколько лет усилением воздействия на подрастающее поколение религиозных институтов, конфессиональных организаций и носителей религиозного сознания, имеющего стихийный характер, и невостребованностью в светских учебно-воспитательных учреждениях воспитательного, духовного потенциала, заключенного в этических постулатах религий;
противоречие между необходимостью защиты ребенка от мировоззренческого давления осуществляемой светским учебно-воспитательным учреждением, и неотработанностью механизмов реализации этой функции, обеспечения подрастающему поколению конституционных прав: свободы воли, свободы совести, свободы вероисповедания;
несоответствие уровня методического обеспечения и подготовленности педагогов к ведению работы по духовно-нравственному воспитанию и осознанием необходимости и важности интенсификации работы по приобщению детей к общечеловеческим ценностям и добродетелям, в том числе и за счет использования духовно-нравственного потенциала различных религий;
противоречие между низким (относительно более старших возрастных групп) уровнем понимания младшими школьниками духовных проблем, осознания этических категорий, развития понятийной формы мышления и началом интенсивного процесса формирования представлений, способных стать основой для принятия решений при необходимости выбора между духовным и бездуховным, нравственным и безнравственным, базовым компонентом при определении линии поведения в более зрелом возрасте.
Однако, несмотря на наличие столь остро стоящих проблем, на современ-
** *-*
ном этапе развития психолого-педагогическои науки количество исследовании,
посвященных изучению вопросов формирования духовно-нравственных представлений, анализу воспитательного потенциала традиционных этических религий, - неоправданно мало. Причем, в своем большинстве работы такого рода представляют собой либо отдельные публикации в периодической печати (Н.Г.Дмитриева, В.Н.Жуков, О.Кубасова, Н.Д.Никандров и др.), либо переиздание произведений, созданных в дореволюционной период или в эмиграции фи-
лософами, педагогами и религиозными деятелями (Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, С.С.Куломзина, В.С.Соловьев, К.Д.Ушинский, П.А.Флоренский, протоиерей М.Чельцов и др.), либо труды зарубежных авторов (М.Геллман, Ф.Озер, Т.Хартман и др.). Очевидно, что рекомендации, предлагаемые в исследованиях двух последних из названных групп не могут быть применены в современном педагогическом пространстве без предварительной адаптации, тогда как работы первой группы не дают исчерпывающих сведений о сущности, условиях и механизмах влияния религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности.
Назревшая необходимость научной характеристики соотношения религии и системы образования, слабая разработанность вопроса о сущности духовных, в том числе религиозно-нравственных представлений, механизмов неукоснительного следования Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», который является гарантом предоставления ребенку права выбора, защиты от мировоззренческого давления, потребность педагогической практики в Мордовии повлекли за собой социальный заказ Министерства образования республики на исследование проблемы повышения эффективности духовно-нравственного воспитания, что и обусловило выбор темы исследования: «Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника».
Цель исследования - на основании выявления сущности религиозно-нравственных представлений определить характер их влияния на духовно-нравственную сферу личности младшего школьника.
Объект исследования: духовно-нравственная сфера личности младшего школьника.
*/ . . _. _ *>
Предмет исследования: особенности влияния религиозно-нравственных представлений младших школьников, на духовно-нравственную воспитанность
детей данной возрастной группы.
Рабочей гипотезой нашего исследования следует считать предположение, что процесс формирования нравственных представлений у младших школьников, посредством сообщения религиоведческой информации:
а) не противоречит принципу свободы воли и свободы совести, а его орга
низация в общеобразовательных учреждениях не нарушает светского характера
обучения и воспитания, интенсифицирует духовно-нравственное развитие уча
щихся;
б) протекает результативно при соблюдении следующих условий:
неуклонно соблюдается право ребенка на веру и неверие, право выбора линии поведения и рефлексии;
работа строится не на мировоззренческом давлении извне, не на напряжении памяти, а на основе духовного общения, чувственного восприятия информации и на работе мысли, что приводит к духовному и нравственному росту личности;
педагог обладает определенным набором личностно-профессиональных качеств, основными среди которых являются веротерпимость, уважение к личности ребенка, его мыслям, чувствам, признание его права на самоопределение, самостоятельное миропонимание, свободный нравственный выбор;
учитываются возрастные особенности, что выражается в опоре на конкретно-чувственные образы, а не на абстрактное мышление.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы в диссертации решались следующие задачи:
раскрыть сущность религиозно-нравственных представлений, определить характер их взаимосвязи с духовно-нравственной сферой личности;
изучить механизмы влияния на формирование религиозно-нравственных представлений у младших школьников;
разработать педагогические основы процесса формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников;
выявить совокупность профессионально-личностных характеристик педагога (личностного компонента технологии) необходимых для эффективной
работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
- проследить взаимосвязь между уровнем сформированное религиозно-нравственных представлений и изменениями в духовно-нравственной и поведенческой сферах личности младшего школьника.
Методологическую основу исследования составляют положения, вытекающие из диалектического метода познания. Основными общенаучными принципами, которыми пользовался диссертант в ходе исследования, являются: принцип объективности, целостный подход к анализу явлений воспитания и образования, детерминизм педагогических процессов, личностный подход, положения о деятельности как активной форме отношений и о человеке как субъекте деятельности и отношений.
Теоретической основой исследования стали концептуальные теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов, посвященные рассмотрению «представления», как одного из ведущих понятий системы философских и психолого-педагогических категорий (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Е.И.Игнатьев, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин и др.); разработке теоретических основ формирования нравственных представлений, как структурной единицы морального сознания (Б.С.Братусь, П.А.Ландесман, Ю.В.Согомонов, А.И.Титаренко, В.А.Титов, А.А.Ухтомский, и др.); исследованию возрастных изменений и фаз развития различных групп представлений (О.С.Богданова, Л.С.Выготский, М.И.Боришевский, В.В.Зеньковский, Ю.Н.Карандашев, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже, С.Г.Якобсон и др.); определению специфики нравственных и высших духовных ценностей, являющихся базой для формирования духовно-нравственной сферы личности (С.Ф.Анисимов, Б.З.Вульфов, Е. В. Золотухина-Аболина, М.С.Каган, А.С.Метелягин, Г.П.Савкина, В.Д.Шадриков; У.Джеймс, Э.Фромм и др.); изучению методологических подходов к духовному становлению личности и религиозному образованию в истории педагогики и определению принципов организации духовно-нраственного воспитания в современных условиях (Н.А.Бердяев, К.Н.Вентцель, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой; Ибрагим А.И. Абед Ха-лил, А.В.Иващенко, В.М.Кларин, Н.В. Кудрявая, В.И.Мурашов, Е.Г.Осовский, Т.В.Склярова, А.И.Шемшурина и др.); рассмотрению элементов методики работы по религиозному просвещению учащихся и выделению критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников (С.Ф.Иванова, Г.С.Голошумова, О.Кубасова, Ф.Озер, Ю.В.Печин, Л.М.Фридман и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, дополняющих друг друга и адекватных природе изучаемого явления: теоретические - анализ, синтез, отбор, классификация, систематизация, обобщение, контент-анализ; эмпирические - констатируюіций и преобразующий эксперименты, анкетирование, индивидуальные беседы-интервью, фронтальные беседы, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, наблюдение, анализ собственного и коллективного опыта педагогической работы; методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключена в определении влияния уровня сформированности религиозно-нравственных представлений на систему духовно-нравственного воспитания учащихся; условий эффективности процесса формирования духовно-нравственных представлений посредством сообщения религиоведческих знаний, не противоречащих принципам светского характера об-
разования, свободы воли, совести и вероисповедания.
В диссертации конкретизируется и развивается теоретический подход к трак-
\f \J
товке сущности религиозно-нравственных представлении, содержащийся в работах отечественных и зарубежных ученых;
выявлены механизмы образования и развития представлений исследуемой группы у младших школьников;
рассмотрены понятия "духовность", "религиозность", "религиозное обучение", "религиозное воспитание", "религиозное просвещение", определяются различия этих понятий;
выделены основные компоненты исследуемого процесса, разработана и обоснована система критериев и показателей, определяющих уровень сформированности у младших школьников религиозно-нравственных представлений;
представлена содержательная характеристика технологии формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников, определены возможности ее реализации в условиях общеобразовательной школы;
раскрыта значимость личностно-профессиональных качеств педагога необходимых для эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
- определен характер влияния религиозно-нравственных представлений на изменения в духовно-нравственной и поведенческой сферах личности младших школьников.
V* _ _ . _ _«
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная система компонентов, критериев и показателей способствовала более глубокому изучению процесса формирования духовно-нравственных представлений в ре-
альнои педагогической практике, четкому определению характеристик соответствующих типологических групп младших школьников; использование предложенной методики исследования в дальнейшем может иметь определенную значимость при анализе уровня развития данного личностного образования в иных возрастных группах и социокультурных условиях. В опытно-экспериментальных группах прошла успешная апробация разработанного и представленного варианта технологии формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников. В приложении к тексту диссертации представлен конкретный методический материал, способный помочь учителям в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников в современных условиях: авторская программа курса "Истина, Добро и Красота", опросные листы для проведения анкетирования, фронтальных и индивидуальных бесед-интервью с младшими школьниками, родителями, педагогами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты содержания диссертационного исследования были изложены на У1 психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов «Формирование и развитие личности» (Москва, 1996), XXXI, XXXI1, XXXI11 Евсевьевских чтениях (Саранск, 1996, 1997, 1998гг.) Всероссийской конференции «Проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998); тезисах и статьях, опубликованных в сборниках научных трудов: «Современные проблемы психолого-педагогических наук» Вып. 7, 8 (Саранск, 1996), «Проблемы начального образования и профессиональной подготовки учителя» Вып. 1 (Саранск, 1997) и др.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе непосредственной работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ
Республики Мордовия, студентами педагогического факультета Мордовского
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Базой экспериментальной работы явились средние школы города Саранска, Николаевская средняя школа, Первомайская средняя школа Кочкуровского района Республики Мордовия, педагогический факультет МГПИ им.М.Е.Евсевьева.
На защиту выносятся научные положения, отражающие характеристику влияния религиозно-нравственных представлений на духовную и поведенческую сферы личности младшего школьника.
Обоснование таких характеристик религиозно-нравственных представлений, как: принадлежность к группе чувственно-наглядных обобщенных, вторичных образов; роль переходной ступени от ощущений и восприятий к понятиям; действенное проявление в когнитивной сфере на мировоззренческом ярусе морального сознания; связь с мышлением, речью, эмоциональной сферой, воображением, иерархией личностных ценностей; включенность в систему социальных представлений человека.
Определение механизма формирования духовно-нравственных пред-
\J
ставлений, связанного с процессом социализации личности, интериоризации групповых и общекультурных ценностей, успешно протекающего в условиях духовного общения. Сензитивность младшего школьного возраста как периода наиболее интенсивного влияния религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности, в котором отличительными чертами образов изучае-
мой группы являются, с одной стороны, непосредственность, интуитивность, устойчивость и прочность, с другой, - грубость и симплицизм.
%J t>
3. Критерии формирования данных представлений: интеллектуально-когнитивный, эмоционально-оценочный, мировоззренческий и поведенческий,
имеющие четыре уровня проявления: высокий, достаточный, промежуточный, низкий.
4. Компонентами разработанной технологии формирования духовно-нравственных представлений являются: целевой, содержательный (основанный на принципах интегрированного подхода, дополнительности и диалога мировоззренческих систем, учета региональных и этноконфессиональных особенно-
стей), органгоационно-управленческий (адекватный эмоционально-нравственный климат в коллективе, одновременность духовного роста педагога и учащихся, стремление учителя к вершинам педагогического мастерства).
Необходимыми личностно-профессиональными качествами педагога являются: веротерпимость, стремление к духовному росту, преодолению в работе с детьми догматизма и формализма.
Влияние религиозно-нравственных представлений на изменения в духовно-нравственной и поведенческой сферах личности младших школьников выражается схемой: образ <=> отношение к действию <=> действие <=> но-
вый уровень осознания сущности понятии <=> поведение.
Структура исследования и логика его построения определены задачами работы, особенностями предмета исследования, используемыми методологическими и теоретическими подходами, процедурой изучения проблемы, применяемыми методами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Сущность религиозно-нравственных представлений
К настоящему времени проблема определения сущности религиозно-нравственных представлений не получила широкого освещения в научной литературе и является малоизученной. Более глубокое осмысление понятия «религиозно-нравственные представления» требует обобщения разрозненных сведений и данных, которые имеются в трудах философов, ученых, занимающихся проблемами религиозной этики, церковных деятелей, психологов, педагогов и отражают различные аспекты проблемы.
В связи с этим в данном параграфе исследования нами будет предпринята попытка 1) сопоставления и анализа различных научных подходов к проблеме определения основных сущностных характеристик категории «представление» и особенностей протекания процесса формирования представлений различных групп; 2) изучения природы религиозно-нравственных представлений, их места в системе представлений личности, характера связи с иными сферами сознания человека.
С точки зрения этимологии, представить что-либо - это значит «поставить это что-то перед собой» (76, 4), то есть «воспроизвести в сознании ранее пережитые восприятия» (122, 472).
Физиологический механизм возникновения представлений обоснован в трудах ИМ. Сеченова об «отраженной» природе психических процессов как продуктов рефлекторной деятельности головного мозга и И.П. Павлова о взаимоотношении первой и второй сигнальных систем.
Особенности религиозно-нравственных представлений у младших школьников
Как отмечалось ранее, на современном этапе развития общества, который характеризуется духовно-нравственным кризисом, особую значимость приобретает процесс создания у подрастающего поколения базовой иерархии представлений, ценностей и мотивов, которая, являясь сущностной характеристикой мировоззренческой и нравственной сфер сознания, могла бы обеспечить духовный рост каждой личности, преобладание добрых и гуманных поступков над стремлением к достижению материальных благ, к удовлетворению материальных потребностей и желаний. Одним из важных компонентов этого процесса, на наш взгляд, может и должно стать формирование религиозно-нравственных представлений, призванных защитить человека от различных форм религиозной и национальной дискриминации, опустошения, безнравственности и бездуховности .
Однако, для достижения столь гуманной цели необходимо применение соответствующих средств. Исходя из этого становится невозможным взгляд на ребенка как объект воздействия, пассивного носителя свойств, которые следует сформировать, то есть «образовать, составить, придать форму, вид, законченность» (155, 549).
В психолого-педагогической литературе долгие годы ведутся споры о значении и правомерности употребления термина «формирование», о взаимосвязи этой категории с процессами воспитания, развития и изменениями психических свойств личности на различных этапах онтогенеза. В словарях и учебниках встречаются прямо противоположные определения процесса формирования личности: в «Кратком словаре системы психологических понятий» К.К .Платонова формирование рассматривается как изменение личности под влиянием внешних воздействий (132), тогда как в «Общей психологии» под редакцией А.В. Петровского формирование идентифицируется с понятием «развитие личности»
Характеристика процесса формирования духовно- нравственных представлений и особенностей его протекания у младших школьников
Исследования теоретические положения, характеризующие сущность психолого-педагогических основ формирования у младших школьников религиозно-нравственных представлений, мы обнаружили, что одной из слабо изученных, но особенно актуальных, на современном этапе развития образовательной системы, является проблема избирательности (индивидуального или дифференцированного подхода) воспитательных воздействий, в зависимости от личностных особенностей отдельного ребенка и характеристик группы. Это обстоятельство предопределяет значимость экспериментального решения следующих задач: уточнение и конкретизация, в процессе апробации на практике, гипотетически выделенных компонентов, критериев, уровней и показателей, составляющих основу процесса эмпирического исследования организованного и стихийного формирования у младших школьников религиозно-нравственных представлений; условное разделение на этой основе всего контингента испытуемых на ряд социально-психологических типов и групп, с целью облегчения процедуры выбора соответствующих воспитательных воздействий и интенсификации исследуемого процесса;