Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика индивидуально-психологических характеристик в процессе этнофункциональной коррекции образной сферы личности Чулисова Анна Павловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чулисова Анна Павловна. Динамика индивидуально-психологических характеристик в процессе этнофункциональной коррекции образной сферы личности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Чулисова Анна Павловна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-4/2779

Введение к работе

Актуальность исследования. Психический образ представляет собой субъективное отображение в сознании личности предмета или явления действительности. В зависимости от уровня психического отражения в общепсихологических исследованиях рассматриваются сенсорно-перцептивные образы (на сенсорно-перцептивном уровне), а также образы представлений, воображения, памяти и др. (на уровне представлений) (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, Б.М. Теплов и др.). Образы, относящиеся к уровню представлений, являются вторичными, т.е. образами предметов и явлений, не данных непосредственно в чувственном восприятии. Вторичный образ выступает как системное образование, интегрирующее уровни психического отражения (Б.Ф. Ломов). По мысли Б.Г. Ананьева, он представляет собой единство конкретно-чувственного и абстрактно-понятийного.

Совокупность вторичных образов в психике человека может быть обозначена как образная сфера (А.А. Гостев), которая связана с восприятием, памятью, мышлением, волевыми качествами, особенностями эмоционально-мотивационной сферы, а также моралью и религиозными отношениями и др. (Р. Арнхейм, М. Величковский, Е.П. Ильин, А. Ричардсон и др.) и является интегральной характеристикой личности. Вторичные образы характеризуются единством отражательной и регулирующей функций, на основе которых формируется «программа» поведения личности (В.А. Ганзен).

Эмоциональные, когнитивные и др. характеристики вторичного образа и образной сферы можно рассматривать как индивидуально-психологические характеристики личности (А.А. Гостев). При относительной стабильности индивидуально-психологических характеристик личности, рассматривающихся как особенности психических процессов, состояний, отношений, свойств, в стрессах, а также в процессе специальных коррекционных воздействий (педагогических, психотерапевтических и др.) данные характеристики могут в определенных пределах изменяться (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). Можно предположить, что те или иные изменения в образной сфере, являющейся интегральной характеристикой, обусловливают и динамику индивидуально-психологических характеристик личности. В связи со сказанным актуальным является дальнейшее исследование проблемы использования регулятивного потенциала образной сферы в коррекции индивидуально-психологических характеристик и поведения личности в целом.

В то же время изменения индивидуально-психологических характеристик в процессе коррекции образной сферы обусловлены и культурно-исторической спецификой ее содержания. С одной стороны, системный кризис современного этапа культурно-исторического развития России отражается на состоянии всего общества и проявляется в его этнокультурной неоднородности (Ю.Н. Давыдов, В.А. Тишков, Й. Хейзинга), что в свою очередь обусловливает изменения различных характеристик личности. С другой стороны, этнокультурная неоднородность общества отображается как соответствующая неоднородность образной сферы личности. В связи с этим актуальным для изучения роли образной сферы личности в динамике различных индивидуально-психологических характеристик является применение этнофункциональной парадигмы в психологии (А.В. Сухарев), учитывающей специфику современной «этнокультурно мозаичной» (В.А. Тишков) культурно-исторической ситуации.

В настоящем исследовании в качестве индивидуально-психологических характеристик личности мы рассматривали эмоциональные и когнитивные характеристики, а также отношение к морали, которая является наиболее общим регулятором поведения (К.А. Абульханова). Отношение к морали мы рассматривали как отношение к характерным для русской культуры христианским заповедям и, в частности, к строящимся на основе заповедей «Не убий» и «Не укради» правовым нормам (как отношение к правонарушениям). В инструментальном плане актуальными и продуктивными представляются методы этнофункциональной коррекции, опирающиеся на регулятивный потенциал изменения этнической функции пространственных (на момент обследования) и онтогенетических характеристик образной сферы личности и, в частности, образов природы. Данные образы, как показано в этнофункциональных исследованиях, взаимосвязаны с различными характеристиками личности; при этом подчеркивается ведущая роль в развитии личности отношения к родной природе, взятого в системной взаимосвязи с культурными, антропологическими, религиозно-этическими характеристиками этносреды (А.В. Сухарев). Важность отношения к образам природы для развития личности и ее поведения в целом отмечается во многих исследованиях (Дж. Голд, С.Д. Дерябо, В.Е. Орел, В.И. Панов, М. Черноушек, Т. Эндрюс, В.А. Ясвин). В исследованиях отмечается также, что общение с объектами природы может обусловливать существенные «преобразования образа мира личности» (С.Д. Дерябо), формирование нравственных качеств (В.А. Душков, Г.В. Шейнис), а также связано с формированием правовых норм (В.И. Панов, В. Хесле).

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования мы использовали системный подход в психологии и теорию вторичных образов (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов и др.), а также концепцию образной сферы человека (А.А. Гостев). В настоящем исследовании мы исходили из того, что в основе личности лежит система ее отношений к действительности (В.Н. Мясищев). Системный учет влияния различных факторов на личность осуществлялся с позиций актуальной в современной культурно-исторической ситуации этнофункциональной парадигмы в психологии (А.В. Сухарев), опирающейся на психологическую категорию образа как «единицу психического» (П.Н. Шихирев). Важным понятием этнофункциональной парадигмы является понятие этносреды, включающей внутренние (биологические, психологические), внешние (ландшафтно-климатические (природные), социокультурные) и трансцендентные (Христос, духи природных стихий и т.д.) этнические признаки. Каждый элемент образной сферы личности – вторичный образ этносреды – наделен этнической функцией. Данная функция может принимать два значения: этноинтегрирующее, т.е. объединяющее личность с родной этносредой, или этнодифференцирующее, разобщающее с ней. В процессе этнофункциональной коррекции осуществляется восстановление этноинтегрирующего содержания образной сферы личности.

Цель настоящего исследования состояла в выявлении динамики индивидуально-психологических характеристик в процессе этнофункциональной коррекции образной сферы личности.

Объектом исследования являлась связь образной сферы личности с ее индивидуально-психологическими характеристиками.

Предмет исследования – динамика индивидуально-психологических эмоциональных и когнитивных характеристик, а также отношения к христианским заповедям в процессе этнофункциональной коррекции образной сферы личности.

Общая гипотеза исследования состояла в предположении о том, что этнофункциональные особенности образной сферы личности связаны с ее эмоциональными и когнитивными характеристиками, а также с отношением к христианским заповедям.

Частная гипотеза исследования – восстановление этноинтегрирующих образов природы в процессе этнофункциональной коррекции образной сферы может обусловливать позитивные изменения эмоциональных и когнитивных характеристик личности, а также ее отношения к христианским заповедям.

На основании цели и предложенных гипотез были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по исследованию и коррекции образной сферы личности и ее характеристик в современной культурно-исторической ситуации.

2. Провести экспериментально-психологическое исследование связи этнофункциональных особенностей образной сферы личности с ее эмоциональными и когнитивными характеристиками.

3. Провести экспериментально-психологическое исследование связи этнофункциональных особенностей образной сферы личности с ее отношением к христианским заповедям.

4. Выявить динамику эмоциональных и когнитивных характеристик личности в процессе этнофункциональной коррекции ее образной сферы.

5. Выявить динамику отношения личности к христианским заповедям в процессе этнофункциональной коррекции ее образной сферы.

Методы исследования. В целом в исследовании сочеталось применение номотетического и идиографического подходов. Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы: а) теоретический анализ научной литературы; б) анализ документации (личных дел испытуемых); в) для диагностики «пространственной» и «онтогенетической» составляющих образной сферы личности использовался метод структурированного этнофункционального интервью (А.В. Сухарев); в процессе данного интервью выявлялось также отношение испытуемых к морали на примере христианских заповедей; г) для исследования отношений личности к правовым нормам, связанным с отношением к христианским заповедям «Не убий», «Не укради», использовалась методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел); д) для исследования эмоциональных и когнитивных характеристик личности применялся тест Роршаха; е) для восстановления этноинтегрирующего содержания образов природы в процессе формирующего эксперимента использовался метод этнофункциональной коррекции личности (А.В. Сухарев).

Для того чтобы более четко дифференцировать динамику отношений к христианским заповедям, часть контингента испытуемых составляли лица, осужденные за насильственные преступления (т.е. нарушившие христианские заповеди – в поведении). С целью повышения достоверности полученных данных, исследование осужденных проводилось анонимно – с использованием личных кодов для сохранения конфиденциальности информации об их личности.

В исследовании проводился констатирующий, а также формирующий эксперимент (с использованием контрольной группы). Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью c2- критерия Пирсона.

В процессе формирующего эксперимента идиографически описывались и анализировались психологические изменения, происходившие с конкретными испытуемыми.

Эмпирическая база исследования. В эксперименте приняли участие 183 человека. Были обследованы 88 мужчин в возрасте от 20 до 25 лет, не привлекавшихся к уголовной ответственности за нарушение правовых норм, связанных с христианскими заповедями «Не убий», «Не укради» – курсанты Академии гражданской защиты МЧС РФ (группа «законопослушные»). Вместе с тем, проведено обследование 95 мужчин в возрасте от 20 до 33 лет, нарушивших правовые нормы, связанные с данными заповедями, – осужденных за насильственные преступления, а именно за разбойные нападения, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, убийства, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Саратовской области, а также в СИЗО № 3 г. Москвы (группа «осужденные»).

Этничность обследуемых по самоопределению: 95 % – русские (остальные 5 % – представители бывших республик СССР). В формирующем эксперименте как в контрольной, так и в экспериментальной группах, испытуемые считали себя русскими. Все участники эксперимента родились и проживали первые 5 лет в средней полосе России и большинство из них (85.7 %) считало себя христианами (православными).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании показано, что с позиций принципа этнофункциональности образная сфера может рассматриваться как система и это имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Получены новые результаты исследования наименее изученного аспекта развития образной сферы личности – онтогенетического. Была выявлена обусловленность эмоциональных и когнитивных характеристик личности, а также ее отношения к христианским заповедям этнофункциональными онтогенетическими и пространственными особенностями образной сферы. Установлено, что этноинтегрирующие образы природы имеют важную регулятивную функцию для образной сферы личности, а также ее эмоциональных и когнитивных индивидуально-психологических характеристик. Полученные результаты позволяют утверждать, что этнофункциональная коррекция образной сферы личности – восстановление в ней этноинтегрирующих образов природы – способствует снижению уровня тревоги, степени эмоционального торможения когнитивных процессов, повышению уровня продуктивного мышления, а также более позитивному отношению к христианским заповедям и снижению склонности к противоправному поведению.

Практическая значимость исследования состояла в том, что полученные результаты могут быть использованы для составления программ этнофункциональной коррекции образной сферы личности, направленных на положительные изменения ее индивидуально-психологических характеристик в различных прикладных областях – пенитенциарной педагогике и психологии, педагогической психологии, психотерапии и др.

Апробация результатов исследования проводилась на Международных научных конференциях «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы» (Саратов, 2007г.), «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 2008г.), «Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире» (Саратов, 2009г.).

Результаты внедрения. Материалы исследования используются при преподавании курса «Этнофункциональная психология» в Государственной академии славянской культуры, курса «Этнопсихология» в Московском психолого-социальном институте, курса «Общая психология» в Московском институте открытого образования им. Н.Н. Халаджана, а также в практику психопрофилактической и психокоррекционной работы с осужденными СИЗО № 3 УФСИН России по г. Москве.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнофункциональные особенности образной сферы личности связаны с ее эмоциональными и когнитивными характеристиками, а также с отношением к христианским заповедям. Такие этнофункциональные особенности образной сферы, как возникновение природных и сказочных образов не ранее 5 лет, представлений о Боге, грехе и справедливости не ранее 9 лет, а также предпочтение этнодифференцирующих образов животных, ландшафта и климата, типов лиц противоположного пола связаны с неконтролируемыми эмоциональностью и тревогой, эмоциональным торможением когнитивных процессов, более низким уровнем продуктивного мышления, а также с отвержением христианских заповедей.

2. Восстановление этноинтегрирующих образов природы обусловливает изменение пространственных и онтогенетических характеристик образной сферы личности: актуализируются более ранние воспоминания о возникновении первых образов природы, представлений о справедливости, а также предпочтения на момент обследования этноинтегрирующих ландшафтно-климатических образов.

3. Восстановление в образной сфере этноинтегрирующих образов природы обусловливает положительные изменения эмоциональных и когнитивных характеристик личности: способствует снижению уровня тревоги, степени эмоционального торможения когнитивных процессов, повышению уровня продуктивного мышления, а также более позитивному отношению к христианским заповедям.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, выводы, список литературы, включающий 223 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, 4 приложения, 31 таблицу, 4 диаграммы, описывающие результаты экспериментально-психологического исследования.

Похожие диссертации на Динамика индивидуально-психологических характеристик в процессе этнофункциональной коррекции образной сферы личности