Введение к работе
Актуальность проблемы исследования
В отечественной педагогической науке есть немало традиционных и устоявшихся приёмов обучения и воспитания, однако жизнь все больше выдвигает новые проблемы, требуя различных современных подходов в их воплощении. В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения особенно актуальна для стран с переходной экономикой, где наряду с трансформациями в общественно-политической сфере происходят заметные изменения и в мышлении людей. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам нравственного воспитания молодого поколения в духе культуры мира, толерантности и патриотизма.
Формирование культуры мира и толерантности, уважение к государственной власти, защита национальных интересов страны, служение Отечеству нашли отражение в «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», где уделено внимание духовному и толерантному воспитанию всех граждан республики.
В современном образовательном пространстве Республики Таджикистан толерантное и миролюбивое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность по ряду причин: возрастает уровень информационности молодого поколения, процессы демократизации и поликультурного общества создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности единения, патриотизма, культуры мира и толерантности, а также гражданского долга. Построение гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, способных отстаивать её интересы.
Актуальность воспитания молодого поколения к культуре мира и толерантности, совершенствования этих качеств у учащихся в системе образования свидетельствует о принятии в последние годы в Республике Таджикистан государственных нормативных документов и актов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитании детей», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Национальная концепция воспитания в Республики Таджикистан».
В республике утверждены также концепции воспитания в области формирования культуры мира и толерантности, в которых определены основные задачи и направления по привитию патриотических чувств подрастающего поколения.
В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать вооруженные конфликты, обостряться отношения между различными группировками, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше не уделялось внимание. Так, по нашему мнению, одной из основных причин терроризма в мусульманском мире является недостаточное духовное воспитания молодого поколения и падения нравственности в их миропонимании. К сожалению, духовные лидеры некоторых экстремистки настроенных религиозных групп используют молодёжь в своих идеологических целях.
Ныне перед всей планетой встала задача удержать мир от новой войны. Не должно быть иллюзий в том, что глобальная проблема мира разрешится сама с собой, без целенаправленной деятельности всех людей. Отсюда, такие авторитетные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы приняли и принимают большое количество актов и конвенций по сохранению мира и взаимопонимания между народами планеты, что вносит неоценимый вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.
В частности, в 1993 году Международной организацией ЮНЕСКО была принята программа «на пути к культуре мира». Целью этой программы, рассчитанной на многие годы, является механизмы внедрения в международные отношения культуры мира, терпимости и ненасилия. Иными словами, культуру мира можно определить как основу мирного сосуществования всех народов и государств.
В материалах ЮНЕСКО, которое было подготовлено для ООН, подчеркивается, что культура мира базируется на основополагающих ценностях, ради которых и была создана ООН, и во имя этого она осуществляет свою деятельность. Культура мира основана на несметных ценностях: уважение прав и свобод человека; миролюбие и ненасилие; демократия. Все эти духовные ценности должны быть выработаны в сознании подрастающего поколения начиная уже со школьной скамьи, где важную роль играют как педагогические коллективы, так и их совместные усилия в сотрудничестве окружающей средой, в том числе семьи.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими факторами:
-отсутствием теоретической разработанности данной темы по формированию и развитию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;
-органической потребностью учащихся начальных классов в развитии позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, которая обеспечивает долгосрочный результат в обучении и воспитании;
-отсутствием современных подходов и технологий, обоснованных научными данными по формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;
-научно-практическим и методологическим значением данной темы в условиях совершенствования и реформирования образования.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы воспитания нравственных отношений у подрастающего поколения, касающихся проблемам культуры мира и толерантности, всегда были в центре внимания объектом пристального внимания со стороны многочисленных исследователей. Ученые в своих трудах определяют эти условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса выработки позитивного отношения к культуре мира и толерантности, но как среду, в которых происходит формирование нравственности. Проблемы воспитания культуры мира и толерантности проходит через высокие идеи и идеалы представителей таджикско-персидской литературы, известных просветителей, ученых и педагогов.
В решении вопросов воспитания культуры мира и толерантности важное место отводится творческому применению наследия и традиций таджикского народа, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей: Рудаки, Саади, Авиценна, Хайяма, Фирдоуси, Джами, Восифи, Камола Худжанди, Хамодани, Ахмади Дониша, С. Айни и др., которые оставили богатый материал для обогащения и углубления новых аспектов роли литературного наследия таджикского народа в духовно-нравственном развитии воспитания подрастающего поколения.
Различные аспекты формирования нравственных качеств подрастающего поколения нашли отражение в научных работах А.Бердяева, В.С.Библер, В.П.Вахтерова, В.В.Зеньковского, Н.И.Пирогова, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, Ушинского. Проблемам воспитания духовно- нравственной культуры и образования посвящены исследования ученых педагогов и психологов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского.
Концептуальные положения в теории и практике развития личности нашли отражение в трудах Л.И. Божович, А.А Бодалева, Л. С.Выготского, Б.З. Вульфова, А. Н Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, А.И. Рувинского, Д.И. Фельдштейна. Идеи об образовании как форме развития личности и общества, а также положения о самореализации личности отражены в трудах Л.Н.Куликовой, А.Н Солдатенкова, М.И. Шиловой, Н.Е Щурковой, И.Х. Каримовой,М.Лутфуллоева,Ф.Шарифзода, М.Шайхова, И.Г. Шапошниковой, Г.И. Щукиной и др. Аспирантом Хабибовой Н.Ш. была защищена диссертация на тему: «Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов».
Таджикские ученые-педагоги И.Х.Каримова, М.Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Негматов С.Э., Т.Шукуров и другие в своих исследованиях касались отдельных частей данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели развитие и формирование нравственных качеств по проблемам культуры мира и толерантности в учебном процессе. Эти исследования сыграли большую роль в практическом решении проблем формирования и развития позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в учебно-познавательном процессе.
Кроме того, необходимо отметить монографии академика И.О. Обидова, Х.С.Афзалова, Б.Р.Рахимова, К.Б.Кадирова, Р.И.Ходжимухамедовой, Арипова, Р.Я.Хамидова, В.Ч.Ревазова, Д.Н.Латыпова. Необходимо отметить ряд выполненных кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы. В частности, в диссертационной работе Хабибовой Нодиры Шахриёровны исследованы педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов. Автор в своей работе доказала, что на одно из центральных мест образовательного пространства должна быть выдвинута идея формирования будущей миротворческой личности, которая связана с укреплением толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Несмотря на широту научных интересов вышеназванных исследований и актуальность рассматриваемых в них проблем, до настоящего времени проблема формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов не была предметом специального исследования.
Цель настоящего исследования: теоретически обосновать психолого-педагогические и воспитательные особенности формирования и развития позитивного отношения учащихся начальных классов к культуре мира и толерантности на традициях таджикского народа при изучении родного (таджикского) языка.
Объектом исследования является воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа в процессе обучения.
Предмет исследования – педагогические пути воспитания культуры мира и толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа, педагогические пути, средства и возможности формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, и особенно на уроках родного (таджикского языка) во взаимосвязи с национальными традициями таджикского народа.
Гипотеза исследования выдвинута в соответствии с объектом, предметом и целью исследования. Эффективность воспитания позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в процессе обучения на традициях таджикского народа достигает цели, если:
-целенаправленно и систематически использовать функциональные возможности учебного процесса и занятий специального цикла;
- уточнить педагогические и психологические закономерности формирования позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов, позволяющие повысить их в учебно-познавательной деятельности;
-обеспечить участие учащихся начальных классов в активных формах и типах обучения, учитывающих индивидуально-личностные и возрастные особенности учащихся;
-проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы культуры мира и толерантности в таджикской народной педагогике и традициях таджикского народа;
-углублённо осмыслить явления и события жизни путем применения современных образовательных технологий в процессе обучения;
-в процессе активного обучения использовать нестандартные уроки, направленные на формирование элементов системного мышления учащихся начальных классов и удовлетворения их познавательных потребностей и интересов.
Выделенная основная цель и рабочая гипотеза позволили определить конкретные исследовательские задачи:
- экспериментально определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование и развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов в процессе обучения;
- определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов культуры мира и толерантности учащихся начальных классов;
-разработать и внедрить систему и модель работы по формированию основ культуры мира и толерантности учащихся начальных классов;
-установить причины, препятствующие продуктивному развитию и формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов и выявить источники их возникновения;
- проанализировать педагогический опыт теоретических и методологических подходов по вопросам воспитания у учащихся начальных классов основ культуры мира и толерантности на богатых традициях таджикского народа.
Методологическую основу исследования составили философские и педагогические взгляды выдающихся мыслителей таджикского народа о формировании культуры мира и толерантности в воспитании целостной личности. Конституция Республики Таджикистан, нормативно-правовые документы Республики Таджикистан об образовании. Теоретические работы по педагогике, системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязаны характеристик, изучающие педагогические факты и явления, идеи и взгляды российских и таджикских ученых в области культуры мира и толерантности.
В процессе исследования состояния проблемы по воспитанию основ культуры мира и толерантности были изучены труды ученых историков, труды классиков таджикско-персидской литературы, педагогов, психологов, методистов, и на их основе проведены исследования и эксперименты.
Теоретическая основа исследования состоит - в обогащении понятия культуры мира и толерантности для учащихся начальных классов средней школы на богатом опыте традиции таджикского народа;
- в разработке педагогических основ по воспитанию основ культуры мира и толерантности;
- в разработке преподавания основ культуры мира и толерантности для учителей начальных классов общеобразовательных школ;
- в конкретизации и уточнении содержания понятий культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов.
Источники исследования: труды зарубежных и таджикских ученых по вопросам формирования нравственных качеств учащихся начальных классов, а также исследования педагогов, психологов, методистов и опыт работы учителей республики. Законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования (Закон Республики Таджикистан « Об образовании», Национальная концепция образования Республики Таджикистан, Национальная Концепция воспитания Республики Таджикистан, Государственный стандарт образования Республики Таджикистан). Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека. Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене. Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках. Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.
Методы исследования:
-осуществить анализ научной, психолого-педагогической и научно-методической литературы;
-обобщить опыт нравственного воспитания учащихся по проблемам культуры мира и толерантности на традициях таджикского народа;
-осуществить наблюдение за работой учителей начальных классов;
-педагогический эксперимент и исследования.
Базой исследования являются общеобразовательная школа города Душанбе №35 , где были определены экспериментальные классы, а также обычные классы школ города Душанбе №15,№27, школы - интернат №4 и школы города Куляба №5 и №13.
Организация и этапы исследования.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
Первый этап (2006 – 2007гг.) осуществлялось изучение сущности, содержания и особенностей воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов (на материале традиций таджикского народа), определена актуальность темы исследования, его теоретические основы, продуманы научные подходы и исследования.
Второй этап (2008 – 2009 гг.) – поиски подходов к исследованию проблемы воспитания основ культуры мира, толерантности у учащихся начальных классов на (материале традиций таджикского народа).
Третий этап (2010 – 2011 гг.) – анализ педагогического опыта школ, отдельных учителей, выявление недостатков в воспитании основ культуры мира и толерантности, научного исследования, разработка материалов для педагогического эксперимента.
Четвертый этап (2012 – 2013 гг.) был посвящен обработке результатов экспериментов, внедрению исследования в практику работы педагогов, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- сделана попытка раскрыть проблемы воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся младших классов (на материале традиций таджикского народа);
- разработаны концептуальные подходы для учителей начальной школы, которые включают понятия «культуры мира», «миролюбие», «толерантность», «патриотизм», «гуманизм»;
- раскрыты особенности воспитания основ культуры мира и толерантности для учителей начальной школы в процессе обучения и период внеклассной деятельности;
- научно обоснованные условия процесса воспитания основ мира и толерантности у школьников начальных классов.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке теоретико-методологических основ воспитания основ мира и толерантности у учащихся начальных классов на традициях таджикского народа;
- в разработке содержательного и технического аспектов для учителей по воспитанию основ мира и толерантности для учащихся начальных классов, обеспечении знаниями по данной программе с целью обеспечения учителей необходимыми знаниями и умениями, что позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения и воспитания;
- в разработке рекомендации и пособий, внедренных в практику работы по воспитанию основ мира и толерантности для учащихся младших классов на наследии предков таджикского народа.
Положения, вносимые на защиту:
-
Концепция подготовки учителей начальных классов по вопросам основ культуры мира и толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа для общеобразовательных школ , в которой раскрыты структура и содержание понятий «культуры мира», «миротворец», «миролюбие», «толерантность», «гуманизм» определены методологические и теоретические и педагогические основы данной проблемы.
-
Сущность и содержание подготовки учителей начальных классов по вопросам воспитания основ мира и толерантности на традициях таджикского народа , включающие единство нравственного и психологического, методологического, теоретического и технологического компонентов структуры подготовки.
-
Воспитание основ культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов, основанное на традициях народной педагогики, произведений классиков таджикско-персидской литературы являющееся сложным, системным, последовательным педагогическим процессом, направленным на формирование любви и уважения к Родине, родителям, её истории, родному языку, своему народу, её обычаям и идеалам.
-
Эффективность воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся младших классов обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием внеклассной работы и требует комплексной её организации, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, героическое и мемориальное.
-
Достоверность и обоснованность данных исследований обеспечивались целостным подходом к решению проблемы. Подготовки будущих учителей по вопросам воспитания культуры мира и толерантности у учащихся, методологической обоснованностью теоретических положений исследования; использованием методов исследования в процессе экспериментов, опытной проверке гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основное положение диссертационной работы и результаты исследования изложены в публикациях автора, часть из которых опубликованы в рецензируемых изданиях ВАК РФ. По результатам исследования автор выступал на научно-практических конференциях в Институте развития образования при Академии образования Таджикистана (2006 – 2013 гг.), Кулябском государственном университете им. Рудаки (2006-2012 гг.), Московском государственном университете (декабрь 2007г).
Материалы диссертации были апробированы в средних общеобразовательных школах №№ 35, 15, 27 и школы-интерната №4 города Душанбе, а также в школах №13 и №5 города Куляба.
Основное содержание диссертации отражены в публикациях автора в Перечне изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, пособиях, методических рекомендациях и пр.
Структура и объем диссертации: