Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Перчун Наталья Васильевна

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа
<
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Перчун Наталья Васильевна. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Таганрог, 2003 245 с. РГБ ОД, 61:03-13/2387-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Гуманистические традиции русского народа теоретико-методологическая основа воспитания современных младших школьников 16

1.1. Понятийный аппарат и методология исследуемой проблемы 16

1.2. Исследование гуманистических традиций русского народа как источника и средства нравственного воспитания младших школьников 38

1.3. Особенности освоения младшими школьниками гуманистических традиций русского народа 58

1.4. Педагогические идеи об адаптации гуманистических традиций воспитания в народной педагогике к нравственному развитию младших школьников 75

Выводы по первой главе 95

ГЛАВА 2. Методика воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа 97

2.1. Критерии и показатели эффективности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа 97

2.2. Педагогические условия, способствующие повышению результативности нравственного воспитания младших

школьников на гуманистических традициях русского народа 115

2.3. Стимулирование потребности в самосовершенствовании на гуманистических традициях русского народа у младших школьников 129

2.4. Результаты экспериментальной работы по определению эффективности авторскай программы воспитания нравственных качеств младших школьников на гуманистических традициях русского народа 154

Выводы по второй главе 171

Заключение 173

Список использованной литературы 176

Приложение 189

Введение к работе

В современном обществе происходит смена ценностных ориентации. Это связано с тем, что в XXI веке человечество переходит от техногенной цивилизации к антропогенной, где главной ценностью является человек.

Образование в XXI веке направлено на воспитание человека с гуманистическим мироотношением, который был бы способен ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строил бы свои отношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание Человека Нравственности и Культуры (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, О.П. Кравчук и др.).

По традиции, в нашей стране воспитание было направлено на то, чтобы научить детей жить достойно, в соответствии с высокими нравственными ценностями. Однако в современном обществе традиции воспитания в детях добродетелей стали утрачиваться в силу различных причин. И, прежде всего, это связано с социальной, экономической, политической нестабильностью, которая способствует возникновению пессимистического настроения, чувства безнадежности и безразличия, озлобленности у людей.

Самым опасным детищем современного общества является проявление у людей равнодушия, отрицание своего происхождения, отсутствие национальных нравственных ценностей. Реже стали проявляться такие нравственные качества, свойственные русским людям, как доброта, сострадание, милосердие, радушие, гостеприимство, уважение к иноверцам и иноземцам.

Отделение союзных республик, конфликтные ситуации на Северном Кавказе, в частности в Чечне, подогревают национальные и антагонистические чувства у русских людей.

Современные дети не достаточно знают русскую народную культуру, родной язык, историю российского государства, отечественные нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле, не берегут ее.

Существующие в обществе антиценности разрушительно воздействуют на культурные традиции русского народа. Например, велико влияние массовой культуры на современную молодежь, которая не имеет национальных корней. Дети увлечены зарубежными кино- и видеофильмами, компьютерными играми, в которых часто доминирует насилие и жестокость.

Современные средства массовой информации особенно разрушительно воздействуют на сознание ребенка младшего школьного возраста, так как они как губка «впитывают» всю информацию, в том числе и аморального характера.

В обществе появилась еще одна проблема, отмеченная многими философами, педагогами, психологами, учителями школ, - это потеря семьей своего воспитательного потенциала, поэтому авторитет родителей падает. Дети с недоверием относятся к их образу жизни, отвергают семейные нравственные ценности. В итоге разрывается преемственная связь между поколениями.

Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к ближнему, к людям иной национальности характерны для большинства современной молодежи. Аморальные установки приобретают едва ли не культовое значение.

Все эти факты безнравственного поведения подрастающего поколения в современном обществе говорят о сверхактуальности проблемы нравственного воспитания, о чем свидетельствует озабоченность государства образованием в нашей стране.

Государственная политика в области образования основывается на гуманистических принципах. Это свидетельствует о социальной потребности общества в воспитании молодого поколения на гуманистических началах. Современная острая социально-педагогическая ситуация не является уникальной. История утверждает, что всякий раз, когда страна переживает потрясения, вступает в переходный период, значительно усиливается потребность в гуманизации общества.

В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели современного образования: «Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью» [97, 16]. В задачи образования входят «...сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций» [97, 16].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «... гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей ,.., воспитание гражданственности, трудолюбия..., любви к окружающей природе, Родине, семье» [104, 636].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «.. формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры...» [71, 9]. И далее в концепции отмечается: «...обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой» [71, 5].

Итак, государственные документы об образовании свидетельствуют о приоритетности нравственного развития детей на отечественных гуманистических традициях воспитания.

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Е.В. Бондаревская считает, что основополагающее значение в современной школе имеет «„.трансляция национальных культур в сферу образования с отбором содержания традиций, имеющих тенденции не к замкнутости, а к открытости, а также преодоление отчуждения среды российской школы от культуры и традиций русского народа..., культурная среда русской школы организуется на основе

культурно-исторических народных традиций, выраженных в современной форме, при сохранении уважения и поддержки культур других народов, населяющих регион» [23,9].

В современном обществе существуют противоречия. С одной стороны, такие социологи, как Д.Д. Благой, Э.С. Маркарян, З.В. Сикевич и др. отмечают, что в наше время восстанавливается историческая преемственность культуры на основе национальных традиций, преодолевается девальвация культурных ценностей, возрождается культурная память, происходит активизация национально-патриотических факторов воспитания, которые способствуют укреплению чувства единства и сплоченности русского народа.

С другой стороны, как считают некоторые социологи, психологи, педагоги, например, С.Н. Артемов, И.Д. Лушников, что «сегодня русская народная педагогика пребывает в забвении». Еще в 1976 году И.В. Суханов по этому поводу писал: «Народная педагогика, важнейшими воспитательными средствами которой были обычаи и традиции, изучена весьма слабо, хотя значение, какое имели эмпирически выработанные народом приемы и средства воспитания, очевидно».

Установленные учеными противоречия между национальными педагогическими традициями воспитания, в которых заложены высокие нравственные ценности, и их недостаточным использованием сегодня учителями начальных классов свидетельствуют о практической актуальности решения проблемы применения гуманистических традиций русского народа в нравственном развитии младших школьников.

Новые задачи современного образования, связанные с воспитанием Человека Нравственности и Культуры, должны стимулировать учителей к смене подходов и методических приемов воспитания, побуждать пересматривать механизмы своего взаимодействия с учащимися начальных классов в целях влияния на их самосознание.

Младшим школьникам особенно нужны нравственные ориентиры, так как именно в этом возрасте усваиваются моральные установки, образцы нравственного поведения, закладываются черты характера, формируется самоидентифи-

кация и национальное самосознание. А для этого, как отмечает педагог Н.М. Максименко, «... учитель должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками»[90, 5].

Насущная задача современной школы - использовать гуманистические традиции русского воспитания в развитии нравственных качеств младших школьников.

В нравственном воспитании национальные педагогические традиции имеют решающее значение. Их забвение может привести к тому, что русские люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей и, как следствие, будет рождено безразличие к судьбе Родины, народу, т.е. произойдет потеря национальных нравственных ценностей.

Народный педагогический опыт воспитания будет полезен в том случае, если его критически осмыслить и творчески применить в развитии нравственных качеств современных младших школьников.

Изучая педагогические источники народной педагогики, мы пришли к выводу, что в отечественных гуманистических традициях воспитания важны для нас такие нравственные ценности, как патриотизм, потребность в труде, почитание родителей, уважение к старшим, гармония человека с природой, забота о семье, снисхождение к слабому, уважение к людям иной национальности, сострадание, гостеприимство, дружелюбие.

Проблема использования народных традиций в нравственном воспитании школьников изучалась Я.А. Коменским, А. Дистервегом, Н.М. Карамзиным, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, И.А. Ильиным, А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линским, В. Виноградовым, И.Т. Огородниковым, Г.Н. Волковым, И.Д. Лушни-ковым, П.И. Пидкасистым и др.

Воспитательные традиции дохристианской Руси были описаны в Велесо-вой Книге [32], а также такими исследователями, как А.Н. Алексеева [93], И.В. Грачев [93], Б.А. Рыбалко [138], Л. Любимов [86], М. Семенова [144] и др.

Исследователь Н.И. Костомаров описал домашнюю жизнь и нравы, воспитательные традиции великорусского народа XVI-XVII веков [74]. Русские обычаи, обряды, предания православной Руси до XIX века собирались М. Забылиным и описаны в его книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» [136].

Проблемами воспитания детей в послереволюционный период занимались А.В. Александров, Т.А. Жданко, Л.Н. Тульцева и др.

Традиции русского воспитания через различные элементы фольклора были описаны В.П.Аникиным [137], Ю.Г. Кругловым [28], И.А. Панкеевым [106], Е,А Покровским [122], В.Я. Пропом [126], И.И. Шангиной [180], Л.Н. Якубовым [188] и др. В частности, исследована проблема положительного воздействия музыкального фольклора на младших школьников (Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина, Т.А Пигилова, М. Новицкая и др.).

В настоящее время исследованиями проблемы сохранения народной культуры занимаются этнографы: Ю.В. Бромлей, Г.И. Пустовойтова и др.; педагоги Е.В. Белоусова, И.И. Валеев, В.В. Васильева, В.Н. Власова, И.С. Гончаров, Ю.В. Лазарев, А.Д. Солдатенков; психологи И.С. Кон, B.C. Мухина и др.

Такие ученые и педагоги-практики, как Е.В. Бондаревская, П.А. Гагаев, И.Ф. Гончаров, СВ. Завьялова, В.Т. Фоменко и др. много внимания уделяют проблемам развития русской школы, воспитания национального самосознания.

В последние годы проблема воспитания нравственных качеств у младших школьников исследуется в работах Р.Н. Абакаровой, Р.А. Агаева, Г.И. Веденеевой, Г.Х. Махмудовой, Н.М. Трофимовой, Г.Т. Цап и др.

В настоящее время выполнены диссертационные исследования по воспитанию патриотизма средствами народной педагогики: Ф.Г. Кондэс, Е.И. Кор-неева, Л.И. Ляшко и др.

Известны программы и авторские методики с использованием элементов народной культуры (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.И. Ворожейкина, Т.Н. Девяткова, Л.А. Ермолаева, Н.Г. Гаврилова, Т.П. Королева, Н.М. Максименко, Н.Н. Сайкина, Т.П. Чумаслова, Н.Е. Щуркова и др.).

Развитию целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества посвящено исследование Н.С. Ширяевой [182]. В ее работе представлен опыт использования средств русской народной педагогики, этнопедагогических приемов, отражена работа по развитию национального самосознания учащихся, по приобщению детей начального звена к традициям народной культуры и отечественным нравственным ценностям.

Итак, современные учителя ищут эффективные источники и средства развития нравственных качеств детей, обращаются к национальным традициям воспитания.

Анализ государственной политики в области образования, практики воспитания детей в общеобразовательной школе, изучение педагогических идей по нравственному развитию учащихся в истории и теории педагогической науки позволил выявить ряд противоречий:

между необходимостью развития нравственности младших школьников и недостаточной разработанностью концептуальных путей по решению данной проблемы на основе гуманистических традиций русского народа;

между необходимостью создания национальной системы воспитания и отсутствием научно-обоснованных концепций по ее созданию;

между необходимостью возрождения на практике русских гуманистических традиций воспитания в нравственном развитии учащихся начальных классов и технологической не разработанностью их использования — отсутствие программ, методических материалов по изучаемой проблеме.

Эти противоречия легли в основу проблемы исследования: как адаптировать гуманистические традиции русской народной педагогики к нравственному воспитанию современных младших школьников.

Цель исследования: выявить гуманистические традиции русской народной педагогики и адаптировать их к нравственному воспитанию современных младших школьников.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания младшего школьника.

Предмет исследования: развитие нравственных качеств личности младшего школьника на гуманистических традициях русского народа.

В основу организации и проведения исследования была положена сформулированная нами рабочая гипотеза: процесс нравственного воспитания младшего школьника будет соответствовать задачам модернизации современного образования, если:

  1. будут в нем использованы гуманистические традиции воспитания народной педагогики, адаптированные к возрастным особенностям современных младших школьников;

  2. педагог при использовании опыта народной педагогики в нравственном развитии детей будет принимать во внимание следующие педагогические условия: он сам должен быть убежден, что необходимо возродить в нравственном воспитании современного молодого поколения гуманистические традиции русского народа, помня при этом, что «подобное воспитывается подобным»; необходимо развить в себе желание и умение проектировать в любых возникших ситуациях воспитательные моменты, побуждающие детей проявлять нравственные качества; проектирование воспитательных ситуаций по развитию у младших школьников нравственных ценностей должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка; процесс развития нравственных качеств должен носить целостный характер, а именно необходимо разработать систему работы с родителями по развитию у них убежденности в необходимости воспитания детей на гуманистических традициях русского народа и привлечь специалистов из различных областей знаний для того, чтобы они помогли детям осознать нравственный потенциал русских традиций воспитания; следует приблизить нравственное развитие детей на гуманистических традициях русского народа к региональным традициям, что позволит углубить связь старшего поколения региона с младшим;

  1. наряду с просвещением о нравственности человека в русской культуре дети будут включаться в добротворческую деятельность;

  2. педагог будет создавать ситуации, вызывающие у учащихся потребность в нравственном самосовершенствовании на основе нравственных ценностей человека.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

1. Сформулировать рабочее определение понятия «традиция» и смежных с ним

понятий, использовать их в анализе практики образования и научных исследованиях по изучаемой проблеме;

2. Выявить содержание русских гуманистических традиций воспитания как ис-

точника и средства нравственного развития младших школьников;

3. Определить особенности освоения младшими школьниками гуманистиче-

ских традиций русского народа;

4. Обобщить идеи об использовании в школе народного педагогического опыта

и адаптировать его к нравственному развитию детей начальных классов;

5. Разработать авторскую программу «Нравственное воспитание младших

школьников на гуманистических традициях русского народа» и определить критерии и показатели нравственной воспитанности младшего школьника;

6. Спроектировать педагогические условия, способствующие результативности

нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа;

7. Создавать педагогические ситуации в процессе нравственного развития

младших школьников на гуманистических традициях русского народа, побуждающие к нравственному самосовершенствованию своей личности;

8. Определить специфику работы с родителями по воспитанию высоконравст-

венного человека на гуманистических традициях русского народа. Методологическую основу исследования составили следующие концепции и положения: международные и государственные документы о гуманизации образования; философские положения о единстве общечеловеческого и на-

ционального (Н.А. Бердяев, П.Н. Радищев, Соловьев и др.), идеи народности в воспитании и образовании (К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев и др.); исследования о воспитательном воздействии народной культуры (Е.Л. Аристова, А.А. Бугаев, А.А. Исаев, Н.Т. Лакашия, А.М, Петров, М.Х. Ховрато-вич); идеи культурологического подхода к профессиональной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская, ЯМ. Лернер); этнопедагогические исследования (И.Т. Огородников, Г.Н. Волков, Т.Г. Киселева).

Был определен комплекс основных методов исследования, адекватных объекту, предмету и цели исследования: методы теоретического исследования (анализ философской, педагогической, психологической, этнографической, исторической литературы по теме исследования; синтез знаний и представлений о народной культуре, национальных гуманистических традициях как части духовной культуры народа); диагностические методы (анкетирование, тестирование,-наблюдение); педагогический эксперимент; математические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились школы г. Таганрога № 8, 22,28,33,34,36.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап исследования (1996-1999 гг.) — поисково-теоретический. Изучалась литература по исследуемой проблеме, разрабатывалась концепция, программа и методы исследования. Анализировались и уточнялись позиции ученых на интересующую нас проблему и отбирались ключевые понятия по теме нашего исследования. На этом этапе выявлялись наиболее действенные источники и средства развития нравственности у современных младших школьников на гуманистических традициях русского народа.

Второй этап исследования (1999-2001 гт.) - опытно-экспериментальный. Проведен созидательно-преобразующий эксперимент, в ходе которого создавалась совокупность педагогических ситуаций и педагогических условий, способствующих становлению нравственности младших школьников на гуманистических традициях русского народа. Разрабатывались критерии и показатели ре-

зультативности процесса нравственного воспитания младших школьников на гуманистических основах народной педагогики. Увязывались в целостный процесс нравственное просвещение и многообразная деятельность, составлялись содержательные характеристики уровней сформированности нравственной устойчивости личности младшего школьника.

Третий этап исследования (2001-2002 гт.) - обобщение результатов исследования, корректировка и оформление работы, внедрение рекомендаций в учебно-воспитательную практику начального звена школы; оформление окончательного варианта авторской программы; сделаны теоретические и практические выводы по теме исследования, которые и определили новизну нашего исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнено на основе этико-аксиологических идей философов понятие «нрав
ственное воспитание на гуманистических традициях русского народа»;

- классифицированы источники и средства народной педагогики и адаптиро
ваны к индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников;

— создана программа «Нравственное воспитание младших школьников на гу
манистических традициях русского народа» на основе сформулированных
нами критериев нравственной воспитанности младшего школьника;

- спроектированы педагогические условия, комплексное использование кото
рых позволит развить у младших школьников нравственные качества.

Теоретическая значимость состоит в том, что разработаны теоретические
основы и создана программа нравственного развития младших школьников на
основе гуманистических традиций русского народа; определена система педа
гогических средств, позволяющих обогатить творческий опыт учителя по нрав
ственному развитию детей на основе гуманистических традиций народного
воспитания. ,

Практическая значимость исследования состоит в возможности совершенствования нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа; авторская программа по нравственному

развитию младших школьников на гуманистических традициях русского народа может послужить основой для учителей начальных классов, преподавателей педагогических вузов, аспирантов в разработке прикладных вопросов нравственного воспитания младшего поколения в современных условиях.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, апробацией разработанной нами программы и положительной ее оценкой учеными и практическими работниками общеобразовательной школы, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в многочисленных выступлениях автора на заседаниях кафедры общей педагогики ТГПИ, на таких конференциях, как 44-я научно-теоретическая конференция (г. Таганрог, 28-29 января, 2000 года), 45-я научно-теоретическая конференция (г. Таганрог, 25-26 января, 2001), «Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире» (г. Ростов-на-Дону, 9-11 апреля 2001 года), «Личностный подход в воспитании гражданина и человека» (г. Ростов-на-Дону, 15-16 мая 2002 года), «Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона» (Нальчик, 18-19 мая 2002 года). На защиту выносятся следующие положения:

источники и средства народной педагогики, используемые в нравственном развитии современных младших школьников;

программа нравственного развития младших школьников, основой которой являются русские гуманистические традиции воспитания;

критерии и показатели нравственной воспитанности современного младшего школьника;

комплексная совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса нравственного развития младших школьников на гуманистических традициях русского народа:

*

  1. использование учителями начальных классов в нравственном воспитании младших школьников гуманистических традиций русского народа;

  2. вовлечение членов семей учащихся в процесс развития нравственных качеств на гуманистических традициях русского народа;

  3. учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в ходе воспитательной работы;

  4. привлечение специалистов различных областей знаний, которые помогут младшим школьникам глубинно осознать нравственный потенциал русских гуманистических традиций воспитания;

  5. учет регионального компонента в нравственном воспитании учащихся начальных классов на гуманистических традициях русского народа.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Понятийный аппарат и методология исследуемой проблемы

На первый взгляд, слово «традиция» звучит диссонансом в современном обществе высоких технологий. Это понятие невольно ассоциируется с безвозвратно ушедшим в прошлое временем, вызывает представления о косной силе былого, упорно стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. В производные слова вкладывают такой смысл: нечто несовременное, устаревшее, отжившее, старомодное и тем самым заслуживающее отвержения или, во всяком случае, порицания. Такой смыл понятия «традиция» не позволяет оценить положительную роль этого социального явления.

Обратившись к изучению культурного наследия, мы стремились определить роль традиций в культуре. Ученые отмечают, что культура, с одной стороны, создается людьми, с другой, оказывает влияние на своего создателя. Русские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Н.О. Флоренский на основе своих научных исследований пришли к выводу: человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её [15, 100].

И в современных определениях данного понятия обращается внимание на то, что культура — это «система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных и материальных носителях и передаваемых последующим поколениям» [76,98]. В этом определении существенным признаком культуры является то, что ее воспитывающая функция заключается в передаче системы ценностей последующим поколениям.

Возникает вопрос, а каким способом передается культура? Ответ на это вопрос можно получить в Философском энциклопедическом словаре, где дается следующее определение культуры: это «совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащие дальнейшему прогрессу общества» [172,408].

Из данного определения следует, что понятие «культура» включает в себя два аспекта (материальный и духовный), что культурные традиции - это совокупность достижения общества в его материальном и духовном развитии.

По мнению Ю.М. Лотмана, «культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта... Культура есть "негенетическую память коллектива". Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [78,93],

В этом определении для нас важно то, что культура представляет собой непрерывность духовной жизни человека. Поэтому народ должен сохранять свою культуру, быть ее наследником, чтобы не прерывалась связь между поколениями.

Народ как создатель культуры на протяжении веков формирует свою собственную как материальную, так и духовную. Под термином «народ» мы понимаем исторически сложившуюся, на основании классовых отношений, устойчивую территориально, языковую и психологическую общность людей, которая формировалась из различных, но близких по своему происхождению и языку, племен, тесно связанных по характеру и хозяйственной деятельности. К духовной культуре относятся достижения общества в нравственной, художественной областях, в науке и философии.

В социальной философии народную культуру определяют как систему созданных, накопленных народом материальных и духовных ценностей, функционирующих и постоянно обновляющихся в процессе творческого труда. Социолог Ю.В. Бромлей, раскрывая понятие «народная культура», определяет следующие ее функции: эстетическая, познавательная, религиозная, этническая [25, 56].

Другой социолог Л.И. Боровиков, поддерживает точку зрения Ю.В. Бром-лея и открывает еще одну функцию народной культуры, для нас очень существенную, — педагогическую [25,30].

Остановимся на характеристике еще одного существенного признака культуры.

Многие ученые различных областей знаний отмечают, что культуры различных народов схожи. Это так, потому что ни один этнос не может развиваться сам по себе. Он всегда включен во всемирную цепь культурных связей, так как мы - жители одной планеты - не можем не оказывать влияния друг на друга. В возникновении и развитии любого народа ученые прослеживают взаимодействие и взаимовлияние, которое ни в коем случае не зачеркивает самобытности, исконности каждого. Любой народ откуда-то пришел, с кем-то смешался за время своего исторического бытия.

Между различными народами существуют и различия. Так современный культуролог Г.Д. Дмитриев пишет: «Различные культуры имеют много схожего. Между тем наблюдаются большие различия в том, как люди одеваются, трудятся, воспринимают окружающих, природу... Народная мудрость всегда признавала и уважала эти культурные различия, что нашло отражение в пословицах и поговорках, сказках и присказках» [53, 12]. Ученый по этому вопросу в качестве примера приводит русскую пословицу: «В чужой монастырь со своей молитвой не ходят...» [53,16-17].

Действительно, у различных народов может быть одинакова социальная организация (технологический и экономический уровень развития), но их художественные вкусы, обычаи, традиции невозможно спутать. Следует подчеркнуть, что каждый народ хранит свое особенное, неповторимое в традициях. Поэтому каждый народ должен знать свои традиции, сохранять и передавать их последующим поколениям.

Исследователь Л.И. Лысенко пишет: «В общей сокровищнице ценностей каждая национальная культура — это духовное богатство, проявляющееся в форме языка, стиля мышления, искусства, обычаев, традиций и обрядов» [85,45].

Авторы учебного пособия «Культурология» обогащают содержание понятия «культура», отмечая, что «культура — это уровень отношений, сложившихся в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освещены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев...» [78,97]. Очень важна следующая мысль ученых о традициях: в сохранении и трансляции образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость. код. Эту устойчивость ученые называют традицией. Подчеркивая, что традиции являются способом сохранения культуры [78, 97].

Педагогические идеи об адаптации гуманистических традиций воспитания в народной педагогике к нравственному развитию младших школьников

До нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни наших предков, о традициях воспитания, которые они использовали много веков назад. Но современные науки (археология, история, этнография, лингвистика, фольклористика, этимология, языкознание».) располагают достаточным материалом для того, чтобы представить процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков нравственного поведения от старших поколений к младшим.

Народная педагогика возникла в глубокой древности. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ» [63, 48], Составитель учебного пособия «История педагогики в России» С.Ф. Егоров пишет в нем, что «до начала X века восточносла вянские этносы прошли длинный путь своего развития. Таким же длинным было и развитие воспитания» [63,4],

Народная педагогика и ее использование в воспитании имеет свою историю: не всегда она применялась в полной мере, в истории государства были периоды активного влияния различных культур на русскую, многократно происходило уподобление западному образу жизни, заимствование традиций воспитания у других государств» в частности, скандинавских, византийских, татарских, французских, немецких, английских, южнославянских.

Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, по официальным данным, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства- Языческие традиции воспитания подверглись глубокому изменению и переосмыслению. Доцент педуниверситета г. Рязани А.Н. Алексеева утверждает, что новая вера долгое время перерабатывалась в народном сознании, по существу, после нескольких веков в результате получилось причудливое соединение старой и новой веры, которое стало называться «русским православием» [93,29].

Правители христианской Руси продолжали развивать гуманные традиции воспитания славянского мира. Например, Владимир Мономах известен в истории Руси как великий благотворитель. Он призывал людей быть гуманными, никогда не нападать первыми, а только достойно защищаться и защищать свою Родину и ближних. Призывал не лениться, любить труд с детства.

В школах Х-ХШ веков нравственное воспитание было первостепенной задачей, Учителей в учебные заведения отбирали, особенно строгий отбор проходили учителя начальных классов. В XII веке в Москве и Новгороде открывались училища по подготовке учителей школьному делу, в которых важным пунктом было нравственное воспитание самих будущих педагогов. Они должны были быть благочестивыми, преданными, учить своих учеников не только писать, читать и петь, но и любить своих родителей, быть милосердными, добрыми, достойными мужьями и женами, хранителями земли Русской. До Петра I Россия была патриархальным государством. Детей воспитывали в семье. Религиозная литература являлась основным источником для воспитания детей. Конечно, нельзя не сказать о «Домострое», который был написан в допетровское время, В книге помещены и нравственные заповеди, которые были прогрессивными для того времени. Например, «Домострой» человеколюбиво советует мужьям не бить жен своих вообще; родителям любить своих детей; богатым хозяевам помогать дворовым осваивать профессии, чтобы они были всегда при деле, не воровали, не бродяжничали, не побирались [54, 12].

Во времена Петра I отечественная культура как бы разделилась на две параллельные линии. Одна - так называемая дворянская, ориентированная на образцы запада, и народная, продолжающая традиции допетровской Руси, которая была пронизана православно-христианскими представлениями о прекрасном и нравственном. В семьях зажиточных людей было модным воспитывать детей на западный манер, В крестьянских семьях национальные традиции воспитания продолжали свое существование.

Однако во времена правления Петра и позднее, при Екатерине II, были люди, которые являлись сторонниками отечественной народной педагогики, ратовали за ее использование не только в крестьянских семьях, но и в дворянских. При Екатерине II вышло даже особое предписание об уничтожении телесных наказаний в школах, была открыта первая семинария для подготовки учителей,

Екатерина Романовна Дашкова - деятель русской культуры XVIII века, директор Петербургской академии наук, президент Российской академии (Академия русского языка и словесности) выступала за воспитание детей на отечественных народных традициях. Так, в статье «О смысле слова "воспитание » она высмеивала дворян, преклонявшихся перед иностранной модой, презиравших все национальное, русское, стремившихся воспитывать детей по западному образцу. Е.Р- Дашкова считала, что в первую очередь нужно обучать детей русскому языку, а потом уже иностранным и древним языкам. Она призывала воспитывать в детях такие исконно русские качества, как скромность, милосердие, трудолюбие, любовь к отечеству, родному языку, почтительно относиться к родителям своим» [63, 94-96].

В XVIII веке Н.И, Новиков выступал за народное воспитание, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов, через него вкус к добродетели, через него отечественный дух, благородная народная гордость..» [63, 112].

Н.М. Карамзин считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. Выступал против механического переноса западноевропейского опыта на русскую почву. Он утверждал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. ИМ. Карамзин выступал за то, чтобы дети воспитывались на родине и привыкали к традициям, обычаям, нравам, характеру жителей своей страны, В частности, он писал: «В одной России можно сделаться хорошими русскими» [63, 116].

В 1826 году А.С.Пушкиным была подана записка «О народном воспитании» Николаю L В ней поэт представил свои размышления о государственном обучении и воспитании, А.С. Пушкин говорил о неприятии иноземных систем обучения, придерживался национального мировоззрения, подчеркивал недостаток просвещения и нравственности в стране. О домашнем воспитании писал так; «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» [129,173 174],

В начале XIX века в русских семьях дети лучше знали культуру, язык, традиции Франции. В обществе считалось неприличным не знать и не говорить на этом языке. Лишь в царствование императора Александра II стали появляться народные школы, В них преподавали образованные и преданные делу народные учителя.

Критерии и показатели эффективности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа

В педагогических публикациях под эффективностью педагогического процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели.

Современными педагогами Е.Н. Степановым, Л.В. Байбородовой, А.А. Андреевым, СМ Петровой отмечено, что «в справочной литературе, в большинстве источников, содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов как действенный, результативный, дающий эффект» [39, 6].

В переводе с латинского термин «effectivus» звучит как дающий определенный результат, действенный.

Одним из основных принципов эффективности воспитательного процесса является тщательный отбор критериев и показателей. Это являлось одной из наших задач. Их определение необходимо до организации экспериментальной работы.

В ряде источников [75, 301], [76, 46], [95, 39-40], [124, 150] и др. о понятии «критерий» говорится как о происшедшем от греческого kriterion, что значит признак, служащий основой оценки. Эта мера оценки, определения, суждения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации.

М.М. Поташник утверждает, что критерии выдвигаются до начала управления, по ним оценивается оптимистичность результатов. Они задают направленность оптимизации. Без их формулирования работа уже в самом начале оказывается неопределенной, так как неизвестно, по каким признакам можно су дить, что удалось выбрать наилучший в данных условиях вариант управления. На основе критериев производят сравнительную оценку возможных моделей, технологий управления и выбор из них оптимального. Число критериев и их содержание зависит от объекта управления. Они должны направлять деятельность руководителей на всестороннюю и целостную реализацию задач, совершать минимум ошибок, максимально использовать возможные резервы. Критерии должны служить важнейшим показателем достижения целей, поставленных в эксперименте [124, 39-40].

В ряде источников [75], [91], [124] и др. подчеркивается, что большое число критериев вызывает непреодолимое затруднение в пользовании ими. Исследователи советуют стремиться к уменьшению их числа за счет сверстки вплоть до одного. При выработке критериев необходимо исходить из максимума общей результативности при минимуме затрат. Критерии выдвигаются до начала эксперимента, так как они задают направленность процесса и непосредственно от них зависят результаты проводимой работы.

Определяя критерии эффективности нравственного воспитания младших школьников, мы учитывали тот факт, что при их разработке надо исходить из требований необходимости и достаточности [39, 11].

Мы определили следующие критерии нравственной воспитанности младших школьников:

1) нравственное сознание - осведомленность детей начального звена о нравственных понятиях, осмысление сущности и содержания нравственных понятий;

2) нравственные чувства - умение сопереживать, сочувствовать окружающим;

3) нравственный поступок - сформированность привычек нравственного поведения младших школьников, реализация нравственных ценностей в ситуации свободного выбора,

В педагогической, психологической, справочной литературе [87], [91]; [124] и др. под понятием «показатель» понимаются такие данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Выделим показатели по каждому критерию. Показателями первого критерия являются такие нравственные качества, как доброта, патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, сострадание, забота о младших, дружелюбие, почитание старших, уважение к себе, бережливость. При их выделении мы руководствовались, в первую очередь, тем, какие именно нравственные качества характерны для русского человека. Для этого мы проанализировали результаты различных исследований, проведенных социологами З.В. Сикевичем о национальных русских качествах людей [147,37], Д.Д. Благим [18], И.В. Сухановым [158], описания русского человека историками как отечественными, так и зарубежными, сделанных в разное время: Н-И. Костомаров [74], Л. Гумилев [44], В.О. Ключевский [69], Д.С. Лихачев [83], А. Нечволодов [86], путешественниками: Ибн Фадлана, Юрия Крижанича [93; 140] и дрм учеными-славистами: П.Н. Рыбникова [28, 17], А-Ф- Гильфердинга [28,18] и др., этнографами: И.И. Шангина [180], М. Забылин [136] и др. Во-вторых, учитывали возрастные особенности младших школьников. В-третьих, принимали во внимание сложившуюся социально-культурную ситуацию в стране, в которой остро ощущается дефицит данных нравственных качеств,

Стимулирование потребности в самосовершенствовании на гуманистических традициях русского народа у младших школьников

Педагог и ученый И.П. Подласый пишет, что «древнегреческим словом stimulus когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов [120,189]. Далее он отмечает, что сегодня стимулировать означает подталкивание, побуждение человека к чему-либо» [120,190],

В науке стимул рассматривается как причина, побуждающая к деятельности и создающая благоприятные условия для её развития,

В психолого-педагогической литературе различные стороны стимулирования нашли отражение в работах О.С Богдановой, З.И. Равкина, С.Г. Вершлов-ского, Л.Ю. Гордина, Л.В. Ительсона, С. Рубинштейна, Л.Д. Столяренко, Г.И. Щукиной, Г.К. Селевко, П.М Якобсона, И.П. Подласого и других.

В частности, С, Рубинштейн отмечал, что «процесс успешного формирования духовного облика человека зависит от того, насколько воспитание в состоянии стимулировать и направлять».

Л.Д. Столяренко считает, что «стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию» [157, 161],

И.П. Подласый пишет, что «человек так устроен, что без постоянных напоминаний и понуканий, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится, действует по инерции» [120, 190]. Им отмечено, что «люди при наличии побуждающего мотива действия становятся гораздо энергичнее и последовательнее, чем при его отсутствии» [120, 190].

То же самое, в частности, он говорит и о детях школьного возраста: «Школьники не всегда могут сделать правильный выбор в той или иной деятельности. Даже если они и понимают умом все, но часто их интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний. В итоге школьник выбирает более привлекательное для него занятие» [120,151].

В современном понимании стимулировать — значит побуждать человека к какому-либо действию, давать толчок к развитию.

Стимулы являются специфическими педагогическими средствами воспитания и представляют собой одну из движущих сил процесса развития детей. Стимул предполагает целенаправленное влияние на определенные потребности и мотивационную сферу воспитанников; рассчитан на возникновение ответной реакции и выступает в контексте с другими педагогическими средствами; образует стимулирующую реакцию и обязательно несет в себе эмоциональный заряд, способный вызвать эмоциональное состояние [142, 43-44].

«Педагогические стимулы — это проникнутые стержневой идеей, эмоционально насыщенные средства, целенаправленно вызывающие у ребенка потребность в определенном поведении и обуславливающие социально-ценные мотивы поведения» [142,45]. Педагогическое стимулирование не ограничивается лишь побуждением ученика к поступку, оно способствует формированию определенных оценок, самооценок, отношений, оказывает все более глубокое влияние на личность в целом. В воспитании нравственных качеств детей стимулирующие средства являются движущими силами их развития.

Рассматривая стимулирование как педагогический принцип процесса вое-питания, как условие его эффективности и как педагогическое средство, З.И, Равкин больше всего внимания уделяет проблеме отношений, гуманистической направленности воздействий учителя на ученика и проблеме детерминированности внешних и внутренних факторов.

Об использовании стимулирующих средств в школе И.П. Подласый пишет так: «Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожидать» [120, 190]. И.П. Подласым исследованы особенности детей начального звена, а точнее, как именно действуют на них те или иные стимулирующие средства. Он акцентирует внимание на том, что для детей этого возраста требуется отбирать специальные стимулы. Далее, чтобы использовать эти специальные стимулы в деле воспитания, следует знать потребности и желания самого ребенка, подлинные мотивы поведения, а не случайные акты. Только после исследований такого рода педагог советует подбирать адекватные стимулы и правильно их применять в работе с младшими школьниками. Ученый подчеркивает, что «громадное значение имеет для ученика начальной школы осторожное и мягкое подталкивание». Он делает упор на то, чтобы учитель находил и использовал в работе только те способы стимулирования которые исходят из детской природы, то есть отвечают принципу природосообразности [120, 152].

Педагог отмечает особенности педагогической деятельности современных учителей, которые, по его мнению, «будут искать стимулы в преобладающей сфере потребностей учащихся, опираться на достигнутый уровень их развития» [120, 190].

Науке известны такие стимулы учения, которые, несомненно, можно использовать в ходе воспитания нравственных качеств младших школьников: желания детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация [120,161].

И.П. Подласый утверждает, что «в основе практического стимулирования лежат подтвержденные жизнью правила педагогической деятельности», среди которых он выделяет такие: опирайтесь на желания; используйте идентификацию; учитывайте интересы и склонности детей; говорите о том, что интересует учащегося, используйте намерения, признавайте достоинства, одобряйте успехи; сделайте работу привлекательней; дайте обучаемому шанс; показывайте достижения; хвалите (вербально и невербально) [120, 190-195].

Поэтому прежде, чем заниматься развитием нравственных качеств детей начального звена, мы учли опыт известных педагогов и психологов в данной области знания, изучили особенности поведения учащихся экспериментальных классов в различных ситуациях, составляли их индивидуальные характеристики, разбили школьников на группы, выявляли причины, обусловившие данный уровень развития нравственных качеств. Далее мы разработали конкретные воспитательные задачи и пути их осуществления в каждой группе. В работе мы учитывали индивидуальность каждого ребенка, наклонности, особенности проявления нравственных качеств в различных ситуациях. Мы использовали стимулирующие средства как инструмент развития нравственных качеств младших школьников. Мы старались использовать наиболее эффективные, по нашему мнению, стимулы адекватные детям этого возраста, чтобы на практике возможно было осуществлять, как рекомендует И.П. Подласыи, «осторожное и мягкое подталкивание» [120,152] Нашей целью было создать с помощью стимулов такую атмосферу» которая бы способствовала развитию нравственных мотивов, навыков и привычек поведения учащихся. Мы не имели ввиду подготовку серий стандартных однотипных проявлений в поведении детей. Воспитывая доброту, сострадание к людям, уважение к взрослым, заботу о младших, патриотизм, гостеприимство, милосердие, трудолюбие, бережливость, уважение к себе, мы ставили задачу сохранять индивидуальные проявления каждой личности ребенка, а также старались учитывать желания каждого учащегося, их интересы и склонности. Принимая во внимание специфику нашей работы, мы применяли определенные стимулирующие средства в развитии нравственных качеств опирались на опыт воспитания в русских семьях, который был описан этнографами, историками, педагогами, психологами, учеными-славистами.

Например, этнограф НИ, Шангина отмечает, что взрослые использовали такие стимулирующие средства, как поощрение, похвалу, делали работу привлекательной, поощряли успехи, показывали результаты работы. Если говорить о трудовом воспитании, взрослые поощряли любое желание ребенка включиться в работу. Если ему удалось выполнить какое-либо дело, взрослые обязательно хвалили малыша, мамы целовали детей, использовали ласковые слова и выражения, например, называя мальчиков своими «промышленниками», «удачливыми охотниками», девочек «хозяюшками». Часто родители рассказывали соседям о том, что самостоятельно умеет делать их ребенок, показывая результаты его работы. Если дети проявили желание помочь, им никогда не отказывали. При этом взрослые старались давать ребенку легкую работу, чтобы он смог ее выполнить и у него не пропало желание помочь снова [180, 41], Этнограф отмечает, что взрослые стимулировали ребенка к действию, приводя примеры из жизни собственной семьи и всей деревенской общины [180, 62].

И.И. Шангина отмечает, что, воспитывая ребенка, родители редко наказывали их, так как считали, что они станут бояться. Если угрожали, то матери обязательно через некоторое время говорили, что защитит свое дитятко и никому не отдаст, если он будет послушен,

В разработанную нами систему воспитания нравственных качеств мы включили: изучение особенностей поведения учащихся в различных ситуациях, составление характеристик, выявление причин, обусловивших данный уровень нравственной активности, а также разработку конкретных воспитательных задач и путей их реализации.

Рассмотрим осуществление нашей системы на примере наиболее ярких представителей (учеников) из каждого уровня (низкого, среднего, высокого).

Изучение Жени Т. началось с момента внедрения нашей программы. Первоначальный срез показал, что Женя по уровню развития нравственных качеств входит в первую группу детей (низкий уровень). Наблюдая за Женей, мы отметили, что на занятия она часто опаздывала» в школу не торопилась, соответственно, к первому уроку была не готова. Если у нее возникала трудная ситуация во время занятий или на перемене, с которой она одна не в состоянии была справиться, Женя не пыталась обратиться к учителю или одноклассникам за помощью. Если она знала ответ на поставленный вопрос учителем, то руку не поднимала. Работу в классе выполняла неохотно. Часто забывала о порученном ей деле. На переменах Женя мало с кем общалась, в основном сидела одна или занималась своими делами. В течение ряда внеклассных мероприятий во втором классе и во время уроков мы заметили, что Женя позволяет себя обижать. Например, мальчики могли ее толкнуть, а девочки сказать обидное слово в ее адрес. Она не пыталась защитить себя. Не просила защиты у учителя или одноклассников. Могла отойти в сторону или стоять на месте и ждать, когда закончат ее обижать.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа