Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Социально-педагогические основы воспитания школьников на прогрессивных народных традициях 11
1.1. Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения 11
1.2. Педагогический потенциал устного народного творчества горцев 35
1.3. Нравственно-педагогические ценности ислама 52
Глава II. Пути использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников . 80
2.1. Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе 80
2.2. Приобщение школьников к прогрессивным народным традициям во внеклассной работе 100
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 121
Заключение 127
Библиография 130
Приложения 143
- Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения
- Педагогический потенциал устного народного творчества горцев
- Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе
- Приобщение школьников к прогрессивным народным традициям во внеклассной работе
Введение к работе
В условиях рыночной экономики и демократических свобод резко возрастает значение нравственного фактора в жизни общества. Нормальные деловые отношения невозможны без взаимного доверия, уважения и взаимной ответственности партнеров. Однако упразднение тотального государственного контроля во всех сферах экономической и политической жизни выявило серьезные провалы в нравственном развитии общества. Зачастую сама жизнь человеческая становиться разменной монетой в экономической конкуренции и политическом соперничестве людей. И все это является следствием известных причин. В течение ряда десятилетий официальная идеология исходила из принципа приоритетности материальных ценностей перед духовными. Все факторы личного и общественного сознания объяснялись как производные от условий материальной жизни. О душе и духовности не было принято говорить откровенно. Вместе с религией были отброшены и исповедуемые ею нравственные ценности: любовь к ближнему, милосердие, благотворительность, милостыня. Воспитание было оторвано от исторически сформировавшихся и прошедших испытание временем народных традиций, обычаев и идеалов. Школа была ориентирована на формирование «нового» человека, характеризующегося единообразием материальных и духовных потребностей, определяемых государством. Иллюзорность этой задачи сейчас стала очевидной.
Коренные социально - экономические преобразования последних лет создали в нашей стране совершенно иную педагогическую ситуацию. Педагогика ориентирована на общечеловеческие ценности. Легализована религия. Она, хотя и не без противоречий, начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции
Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой
поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных ценностей, общечеловеческих и национальных.
На педагогический опыт народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги В.А. Сухомлинский, Н.А.Константинов, Ф.Ф.Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева.
Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н.Волкова - автора целого ряда работ, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика».
Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия), Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), Я.И. Ханбикова (Татарстан), И.А. Шорова (Адыгея), и др.
Исследовали различные аспекты народной педагогики и выявили возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы. Э.Ш. Аганова, Р.М. Байчорова, Х.Х. Батчаев, СМ. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сундуй, X. Рахимов и др.
Большую работу по исследованию традиций дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах современной жизни проделали
известные дагестанские ученые А.К. Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Далгат,
М.А. Дибиров, Р.М. Магомедов, А.Ф. Лазаревич и др.
Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли местные ученые педагоги СМ. Омаров, Ш.А. Мирзоев, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.Г. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.
При всем этом проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично.
Научные исследования советского периода по данной тематике несут на себе идеологический отпечаток своего времени Религия оценивалась только с отрицательной стороны. Традиции, связанные с созданием семьи и семейно-бытовым укладом, были отнесены к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам. После демократических реформ появилась возможность устранить указанные пробелы и искажения. Полноценное использование народных традиций, несомненно, послужит серьезным фактором повышения эффективности процесса нравственного формирования подрастающего поколения.
Этим обусловлен выбор темы нашего исследования "Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана".
Цель исследования: выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания учащихся.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного формирования школьников.
Предмет исследования: влияние целенаправленного и активного использования народных традиций на формирование морального облика школьников.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы руководствовались следующими исходными положениями:
• процесс воспитания станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут действовать в одном и том же направлении;
• духовно - нравственное формирование подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности нравственного опыта, выработанного народом в процессе своего исторического развития;
• использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями и психологией народа, в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но и необходимо и целесообразно;
• только системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.
• интенсивное возрождение и распространение ислама в Дагестане требует, чтобы школа формировала у своих воспитанников объективное, непредвзятое отношение к религии и в то же время максимально использовала в своих целях ее богатый педагогический потенциал.
Задачи исследования:
1. Обосновать новый подход к народной педагогике, вытекающий из идейно-теоретических парадигмов демократического общества.
2. Переосмыслить традиции, обычаи, устное творчество дагестанских народов с точки зрения их педагогической целесообразности в нынешних условиях.
3. Выявить возможности учебных предметов по приобщению школьников к этнокультурным традициям и ценностям.
4. Научно обосновать и проверить на практике методические
рекомендации по использованию народных традиций во внеклассной работе школы.
5. Разработать формы и методы совместной работы школы, семьи и общественности по сохранению и развитию прогрессивных традиций народной педагогики.
Методологической основой исследования являются:
• диалектический подход к изучению процессов и явлений общественной жизни, принцип единства исторического и логического в научных исследованиях, идеи демократизации и гуманизации общественных институтов, единство и взаимосвязь общечеловеческой и мировой культуры;
• закон «Об образовании», «Доктрина образования» Российской Федерации, «Концепция школьного образования Республики Дагестан»;
• основополагающие исследования по этнографии. Методы исследования:
При проведении исследования был применен комплекс методов соответствующих исследовательским задачам:
• изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта;
• социологические методы (беседы, анкеты, интервью);
• педагогический эксперимент;
• математическая обработка результатов исследования. Основным методом послужило многолетнее монографическое
исследование проблемы по месту работы автора - в Фитинской средней школе Агульского района.
Базой исследования послужили Фитинская средняя школа, Тпигская
средняя школа Агульского района, Хореджская средняя школа Хивского
района, Хосрехская средняя школа Республики Дагестан.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (1990 - 1994 гг.) был посвящен вычленению проблемы исследования путем изучения общетеоретической и специальной литературы, относящейся к выбранной нами области исследования. Были определены цель, задачи и методы исследования, составлен план опытно -экспериментальной работы.
На втором этапе проводились запланированные опытно -экспериментальные работы, анализ и обобщение полученных результатов, обсуждение различных аспектов проблемы и путей их решения в заинтересованных кругах педагогической общественности.
На третьем этапе (1998 - 2001гг.) завершена опытно -экспериментальная работа. Ее результаты апробированы в других школах. Сформулированы общие выводы. Разработаны методические рекомендации для учителей, воспитателей и руководителей школ. Проведено литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
• основные аспекты этнопедагогики дагестанских народов проанализированы с точки зрения новых идейно - теоретических парадигмов развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизация и гуманизация общественных институтов;
• традиции горцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности,
• обоснована необходимость определения путей комплексного использования народных традиций в учебном процессе и
внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы,
семьи и общественности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и организаторов общешкольной воспитательной работы. Рекомендации могут быть применены в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля. Работа внесет свою лепту в формирование региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.
Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе полностью использованы средства народной педагогики, которые служили фундаментом нравственной культуры горцев, обеспечивавшей им известную в истории жизнестойкость. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах Агульского района и некоторых школах соседних районов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводилось путем выступления автора на заседаниях методического объединения учителей школы, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
Опубликован рад статей в центральных научно - педагогических журналах и в республиканских периодических изданиях. Общее число выступлений на страницах районной и республиканской печати составляет многие десятки.
На защиту выносятся следующие положения;
• обоснование нового подхода к этнопедагогике, связанного с демократическими преобразованиями в обществе;
• тезис об органическом единстве народных традиций горцев и исламских ценностей;
• научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации по комплексному использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.
Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения
Тема о роли и значении традиций и обычаев в жизни общества достаточно хорошо разработана в трудах философов, этнографов, социологов. В науке сложились четкие и общепринятые определения этих понятий.
Традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношений людей в обществе, охраняемые общественным мнением, а также привычные идеи, убеждения, взгляды и представления, воплощенные в различных формах общественного сознания.
Обычаи - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение наиболее устойчивые нормы и правила взаимоотношений людей, охраняемые общественным мнением и характерные для семейно-бытового уклада народа, или групп народов, близких по своему историческому прошлому, языку и культуре.
Важным признаком традиций и обычаев является их преемственность. Традиции и обычаи можно рассматривать как один из конкретных путей удержания прошлого опыта, практики, навыков, приемов.
Другим характерным признаком традиций и обычаев является повторяемость. Чтобы определенные нормы и принципы общественных отношений приобрели силу традиций и обычаев, эти нормы должны повторяться до тех пор, пока не станут потребностями и привычками преобладающего большинства населения.
Повторяемость обычаев и традиций - это добро и зло. Повторяемость -добро в тех случаях, когда она закрепляет положительные обычаи и традиции в привычные поступки людей. Наличие привычек некоторые считают признаком консервативности нашего сознания. С этим мнением нельзя согласиться. По нашему убеждению, наоборот, положительные привычки представляют огромную духовную силу человека. Такие моральные нормы, как не воровать, не обманывать, уважать старших и др. превратились в привычку, но от этого они не стали тормозом общественного прогресса.
Следующей особенностью традиций и обычаев является то, что их соблюдение обеспечивается силой общественного мнения. Нормы и требования общественного мнения не носят юридического характера. Общество оценивает поступок человека, выражая одобрение или порицание его: «Этот человек поступил справедливо», «данный поступок бесчестен», «как он мог нарушить святой обычай своего народа?!» и т.д.
Отличительной особенностью традиций и обычаев является также наглядно-чувственный, эмоциональный характер. Та система действий, тот обряд, который часто является основой традиций, оказывает огромное влияние именно своей действенностью, яркостью, эмоциональностью. Традиции прошлого продолжают существовать именно потому, что они оказывают то же эмоциональное воздействие на психику людей, как и действия, след которых сохраняют традиции. Примером этому могут служить религиозные праздники и обряды.
И, наконец, национальные традиции и обычаи являются одним из основных компонентов психического склада наций и народностей. В.Г. Белинский писал: «В чем же состоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предметы, в религии, языке и более всего в обычаях...Между сими отличиями каждого народа обычаи играют едва ли не самую важную роль, составляют едва ли не самую характерную черту оных» (Соч., т.1. М., 1953, с.35). Таким образом, традиции и обычаи представляют собой особую форму закрепления, сохранения и передачи социальных отношений. Благодаря им, нравственный опыт, знания, культура, накопленные человеческим обществом, становятся достоянием нового поколения. Закрепленные в традициях и обычаях нравственные, эстетические и экологические идеи, принципы, нормы в самом процессе практической жизнедеятельности человека становятся составным компонентом его духовного облика. В этом их исключительное воспитательное значение. Любые обряды и ритуалы, которые воспринимаются нами как эстетические или этнографические ценности, при более глубоком рассмотрении обнаруживают четкую воспитательную направленность.
К сожалению, в советский период сформировалось неадекватное отношение к народным обычаям и традициям. Классики марксизма, воодушевленные идеей революционного преобразования мира, оценивали исторический опыт человечества более негативно, чем позитивно.
Педагогический потенциал устного народного творчества горцев
Как подсказывает педагогический опыт дагестанских народностей, устное народное творчество оказывает большое воспитательное значение на духовно - нравственное воспитание учащихся.
«В устно-педагогических средствах отражены народные методы и приемы воспитания детей, особенности психологии народа. На ярких и действительных примерах начертаны функции и факторы воспитания, раскрывается педагогическая роль народных воспитателей и т.д.», -справедливо замечает Ш.А.Мирзоев [105, 12]. Далее он пишет о значении фольклора в духовном развитии и нравственном становлении учащихся. Именно в фольклоре , т.е в народных сказках, легендах, скороговорках следует искать положительные методы и приемы воспитания детей младшего возраста, учащихся и молодежи.
« Опыт сотен, быть может, и тысяч поколений обеспечил выбор целесообразных средств воспитания, а в последующем - и их дифференциацию. Каждый человек, каждая семья, каждый народ, каждый век вносил какую-то крупицу в духовно-педагогическую сокровищницу человечества», - пишет академик Г.Н.Волков. [48, 134]
Следует заметить, что очень велика роль словесных средств воспитания, обращенных к учащимся, молодежи, младшим детям на годекане и в школе. Педагоги - демократы подчеркивали, что в духовном богатстве личности исходным является духовное богатство народа.
Дагестанская многовековая педагогическая практика помогла своим народностям выработать необходимое количество средств, предназначенных для духовного и нравственного воспитания, перевоспитания, самовоспитания человека. Справедливо замечает Ш.А.Мирзоев и то, что к числу таких воспитательных средств относятся: имя, колыбельная песня, сказки, пословицы, танцы, эпические песни, клятвы, завещания, поговорки, загадки, прибаутки, детские игры и многое другое.
Горцы всегда к месту применяли пословицы, чтобы оказать на личность самое что ни есть большое воспитательное воздействие. Народные изречения во всеуслышание гласили: «Прежде, чем ударить кнутом, посмотри на коня», «До того, как ткать, заготовь пряжу», «Ты не стреляй, чудак, по очень дальней цели. Стреляй и целься так, чтоб пули долетели», «Не обижай соседа, ибо он пригодится в беде», «Любите чужого человека как родного».
Такие пословицы важны и значительны тем, что подсказывают выражение той или иной мысли. Прежде чем сказать что-либо, советуют дагестанские мудрецы, нужно знать с кем говоришь («посмотри на коня»), о чем говорить («заготовь пряжу»), а затем лишь «целиться и стрелять так, чтобы пули долетели».
При анализе духовного наследия, которое оставил нам народ в виде фольклора и художественного творчества, выясняется, что ни в психологии, ни в философии горцев, ни в религии нет места той жестокости, которую мы встречаем ныне. Во всех дагестанских сказках, легендах, преданиях, песнях убийство совершается только на войне с захватчиками и иноземцами, насилие и жестокость - только с врагами Родины. Даже за убийство соплеменников убийцу отправляли в ссылку. Мудрецы и аксакалы старались преградить дорогу кровной мести. Зато как много примеров, когда герои сказок и легенд поступают как носители настоящего горского намуса, проявляя честность, правдивость, вежливость и доброту, порядочность и уважение к старшим, трудолюбие и ласковое отношение к животным, умение понимать и ценить прекрасное в природе и отношениях между людьми.
Наши предки создавали свои жемчужные мудрости, передавали свои наблюдения и опыт молодым, словно завещали нам быть достойными людьми на этой земле. Многие пословицы наших предков предупреждают нас, но мы не хотим внять голосу разума. Посмотрите, сколько пословиц и поговорок, созданных нашими предками в глубокой древности, но как будто обращенные, но как будто обращены к нашей современности. « Бог создал народ для взаимного блага», «Когда люди друг друга любят, то и бог их любит», «Согласие людей - благо», «Дом без счастья разрушается», «Врага сделай другом, но друга не делай врагом», «Рождение и смерть - родственники», « При большом несчастье терпение нужно», «Не всякого, кто носит папаху, можно назвать мужчиной», «Чем жить бесчестно, лучше умереть с честью», «Вежливость из раба сделает князя, плохой нрав из князя сделал раба», «Имеющий тысячу друзей - спасся, имеющий тысячу голов скота - погиб», «Красота - до вечера, доброта - до смерти», «Усвоенное в детстве - как высеченное на камне» и др. Следует отметить, что богатые традиции и обычаи горцев сложились веками и нелегко. «Каждый, кого мы называем носителем горской чести, делал добро другим, ущемляя себя, ограничивая себя во многом», - отмечает А.М Магомедов.
Люди понимали раньше, что жизнь не бывает красивой и полноценной без верных и умных друзей.
Наблюдения многих ученых, наши наблюдения, беседы со старожилами, анкетирование опытных родителей убеждают, что успех духовно-нравственного воспитания детей разных возрастов возможен тогда, когда они имеют такие качества как трудолюбие, милосердие, миролюбие, сотрудничество, взаимопомощь, гостеприимство, уважение к старшим, почитание родителей и забота о них, а также любовь к Родине, к своему народу, гордость за родной край, чувство собственного достоинства, порядочность, честь и совестливость, правдивость и справедливость.
Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе
Осмысливая путь, пройденный нашей школой, ее успехи, недоработки, ошибки, мы чаще приходим к выводу, что начальное и среднее образование должно быть прежде всего посвящено воспитанию. Вспомним слова швейцарского педагога - демократа концаХУШ - началаХІХв. И.Песталоцци: «Воспитание и только воспитание - цель школы».
Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал видный педагог В.А Сухомлинский: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».
Известно, что воспитательное значение имеют все школьные предметы, ибо оказывают воздействие на духовно-нравственное развитие учащихся.
Надо отметить, что учитель в процессе своей работы должен иметь свой метод для воспитания учащихся духовно и нравственно. Это, на наш взгляд, является самой важной стороной в процессе обучения и воспитания учащихся.
Уроки дают детям большой духовно - нравственный накал, имеют большое воспитательное значение, когда они интересны. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствуют духовно - нравственной стабилизации личности, выработке морального облика, нравственной основы поведения, а « важнейший капитал нации», по словам Н.Г Чернышевского - нравственные качества народа». Воспитывая школьников, обогащая их духовно и нравственно, давая им духовную культуру и нравственные жизненные установки, учитель должен представлять, каким человеком хотело бы видеть общество каждого из своих членов и что может способствовать воспитанию именно такого гражданина. Иными словами, учитель обязан иметь четкое представление о тех нравственных идеалах, которые характеризуют общество, поручившее ему воспитание подрастающего поколения. Мы не можем не согласиться с мнением выдающегося деятеля отечественной медицины и образования ХІХв. Н.И Пирогов, коорый пишет: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».
Высказывания великих людей говорят о том, что не следует забывать о воспитательной роли, т.к. в процессе обучения происходит и нравственное воспитание учащегося.
Духовно - нравственному воспитанию следует уделять самое пристальное внимание на современном этапе, ибо такая потребность настала.
Просто давать знания мало, так как каждый выпускник школы должен знать, что ему надо делать, как ему быть в самых трудных ситуациях жизни. Для того, чтобы поднять духовно- нравственный уровень учащихся, мы обязаны вспомнить забытые нами прогрессивные традиции прошлого. Каждый народ имеет свои неповторимые традиции, которые способны поднять духовно - нравственный уровень учащихся, сыграть в наше время самую важную роль в деле нравственного воспитания.
Справедливо отмечает Г.Н.Волков, говоря о том, что огромное богатство источников народной педагогики свидетельствует о ее внутренних, еще не раскрытых ресурсах.
Известно, что обучение играет самую важную роль в воспитании учащихся. В учебном процессе дети сталкиваются с традициями прошлого, учатся быть настоящими людьми, опираясь на опыт старшего поколения, выбирают те мудрые зернышки наших отцов и дедов, учатся любить родной край и ценить человеческие качества.
Жизнь показывает, что учащиеся получают духовно - нравственный эффект тогда, когда на кружковых занятиях сами творят чудеса, продолжая славные традиции старшего поколения.
И в школах нашего района открылись кружки по интересам: изучение истории агульского народа, ковроделие, художественное вязание, национальная вышивка.
Школьники возьмут все то прекрасное и ценное, что было у наших дедов и бабушек, чтобы приумножать, улучшать и передавать другим славные традиции. Работая в школе, мы заметили, что отношение учащихся к учителям разное. Учитель должен быть настоящим другом, чтобы полюбили его, надо вместе с ними смеяться, надо от чистого сердца любить их, а без этой любви не может быть и речи о духовно - нравственном воспитании школьников.
Весьма показателен в духовно - нравственном становлении облик Хочбара. Гидатлинец по имени Хочбар, ставший на сторону бедняков против богатого Нуцал-хана, угонял из его стад лошадей, баранов и раздавал беднякам. Каких только не предпринимал хан попыток поймать Хочбара, это ему не удавалось. Роль традиций была так велика, что герой, зная коварство врага, решил быть на свадьбе. Советник хана, плешивый мулла, подсказал хану: «Эй, великий Нуцалхан, наземный бог наш, устрой общую свадьбу! По адату, все приглашаемые должны прийти. Придет и Хочбар».
Советник хана хорошо разбирался в психологии человека из простого народа, знал его верность добрым народным традициям и обычаям, а отсюда - уверенность советника в том, что коварный замысел удастся осуществить.
С другой стороны, мудрый старик из простого народа также прекрасно знает из своего опыта подлый, вероломный, коварный характер власть имущих. Он знает, что господа лишь прикидываются ревностными блюстителями народных традиций, когда это им выгодно, когда это входит в их корыстные цели.
Мудрец - старик говорит Хочбару, провожая его: «Хан видом орел, силой петух, а ханская ласка - что волчья дружба. Богач норовит как бы бедного с ног сбить. От богача не жди калача.».
Хочбар и сам прекрасно понимает, но для него верность народным традициям и обычаям превыше всего, дороже самой жизни: «Знаю я, что это уловка хана, но мне нельзя не пойти. Что скажет народ? Меня могут посчитать трусливым», - говорит Хочбар собравшимся на гидатлинском годекане...
Хорошей основой духовно - нравственного обогащения служит также идеальный облик горянки Нох-Бике, жившей в ХІХвеке. После смерти мужа, она поклялась остаться верной ему навсегда и полностью посвятить себя воспитанию детей. Однако женщина была пленена наибом Шамиля Хаджи-Муратом, которого покорила красота Нох-Бике. Долго добивался руки горянки Хаджи-Мурат, но женщина до конца оставалась верной своей клятве [50,с.10.]
Приобщение школьников к прогрессивным народным традициям во внеклассной работе
Исключительно важное значение в системе духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения принадлежит внеклассной и внешкольной работе, которая является важнейшим средством всестороннего развития, формирования активной жизненной позиции школьников.
Как показывает практика, внеурочное время должно быть использовано рационально и интересно для целенаправленной работы каждого педагогического коллектива. Сегодня возникла необходимость формирования у учащихся научного мировоззрения, высоких духовно -нравственных качеств, трудолюбия, привития у учащейся молодежи интереса к прошлому.
Решение этих задач требует значительного повышения качеств и эффективности всей системы воспитательной работы.
Для улучшения воспитательного процесса мы предлагаем: осуществление в органическом единстве всех сторон воспитания: идейно-политического, трудового, духовно - нравственного, эстетического развития учащихся и их взаимосвязи; обеспечения единства целей, задач, принципов, содержания, методов воспитания; осуществление единства воспитательного влияния школы, общественности на основе всемерного улучшения управления воспитательным процессом.
Духовно - нравственное воспитание детей предполагает не только их просвещение: оно действенно тогда, когда находит закрепление в деятельности, в общении школьников между собой, со взрослыми и в семье.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих духовно -нравственное воспитание учащихся является создание соответствующего нравственного микроклимата, в основе которого лежит уважение личности ребенка, забота о нем, справедливость и разумная требовательность, доброжелательность и сердечность.
Практика убеждает, что без создания такой атмосферы невозможно формирование гармонической личности.
Правильно организовать внеучебное время учащимся, занять всех детей полезным делом не всегда легко. Одно дело - урок, который является совершенно обязательным для каждого школьника. Другое - различные внеклассные занятия, участие в которых зависит от желания ученика, его заинтересованности. Существенной частью воспитательной деятельности школы является внеклассная работа с учащимися, которая позволяет продлить время целенаправленного педагогического воздействия на детей, расширить, углубить и закрепить их знания, умения и навыки, развить разносторонние способности школьников путем организации досуга и включения каждого ребенка в общественно полезную деятельность.
Следует отметить, что во внеклассной работе для духовного и нравственного воспитания школьников необходимы встречи с интересными людьми, коллективные посещения музеев, выставок, кинофильмов, создание самостоятельных библиотек, работа с книгой, утренники, вечер отдыха, товарищеские встречи по спортивным соревнованиям по футболу и т.д.
Заслуживает всяческого одобрения совместная работа тех школьных и трудовых коллективов, которые проявляют постоянную заботу о создании благоприятных условий для учебных занятий школьников, способствуют развитию духовных потребностей у детей и подростков.
Одним из реальных и действенных путей решения задачи духовно нравственного общения школьников в часы досуга является усиление воспитательной работы как в самой школе, так и по месту жительства.
«Выбор форм и методов внеклассной работы в каждой школе зависит от многих условий: географические особенности местности, в которой расположена школа, исторических связей, наличие в селе и районе людей с интересной судьбой и др. Не в меньшей мере на выбор влияет и личность самого руководителя внеклассными занятиями: его эрудиция, знание природы, быта и культуры родного края, его влюбленность в литературу, его умение увлечь учащихся работой», - справедливо замечает Шейхова Б.Б [184, с.6].
Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции, а также поднятию духовной культуры учащихся.
В нашей работе частыми стали уроки-диспуты внеклассного чтения, для создания у школьников вкуса к чтению, чтобы формировать личность.
Рассказывая о прошлом, хотим помочь понять и будущее, потому что те духовно - нравственные устои, идеалы, которые присущее русской классической литературе, не исчезли: они были, есть и будут.
Активность учащихся вызывает острая постановка вопросов, их проблемность. Нам было приятно проводить урок-диспут по рассказу В Распутина «Уроки французского». Были определены конкретные вопросы: Как вы оцениваете поступок молодой учительницы? Почему эпиграфом к уроку избраны такие слова В.Распутина: «Еще в детстве мы находим тот родник, испив из которого однажды, мы получаем запас живой воды навсегда». Диспут позволил обратить внимание всех учащихся на такие детали рассказа, которые при самостоятельном чтении оказались подчас незамеченными (мальчик Володя) так горд, что это даже удивляет. В этом сказывается деревенское и даже, наверное , сибирское воспитание». «Он всего достигал трудом. Даже в «порочной игре в бабки», «он набирал игрой только рубль (на молоко от малокровья)», Лидия Михайловна не только учительница французского языка, она замечает разбитое лицо ученика, она внимательна и добра» и др.