Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Магарамова Бела Керимовна

Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана
<
Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магарамова Бела Керимовна. Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Магарамова Бела Керимовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2010.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/515

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема формирования труженика в педагогической культуре народов Южного Дагестана ..15

1.1. Степень изученности педагогической наукой трудового потенциала воспитания в народной педагогике 15

1.2. Зарождение и развитие трудового воспитания в педагогической культуре народов Южного Дагестана (лезгин, агульцев, рутулъцев, цахурцев) 29

1.3. Традиционные факторы, средства, формы и методы социализации подрастающих поколений в педагогической культуре народов Южного Дагестана 48

1.4. Идеал труженика в педагогической культуре народов Южного Дагестана 87

Глава 2. Педагогические условия интеграции потенциала трудового воспитания лезгиноязычных народов в учебно-воспитательный процесс национальных школ Южного Дагестана 102

2.1. Формы и методы этнопедагогизации трудового воспитания старшеклассников на уроке и во внеклассной работе 102

2.2. Взаимосвязь и взаимопроникновение трудового и нравственного воспитания старшеклассников в семье и школе 142

2.3. Критерии и показатели сформированности морально-этического облика старшеклассника - идеального труженика по результатам опытно-экспериментальной работы 175

Заключение 214

Библиография 220

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Утрата духовных, исторических и нравственных ценностей своего народа приводит молодое поколение к духовно-нравственной деградации. В таких условиях неоценимую значимость приобретает переосмысление педагогических и этнических традиций, самой сущности воспитательного потенциала, присущей народной педагогике, которая в своем историческом развитии прошла долгий путь - от незнания к знанию.

Во все времена у всех народов одной из основных проблем педагогики являлась забота о воспитании полноценного человека - духовно, нравственно, физически и эстетически сформированного настоящего труженика. В настоящее время в условиях отсутствия в стране четкой социально-экономической политики по целенаправленному освоению природных ресурсов для обеспечения стабильности экономики особое значение приобретает возрождение и применение прогрессивного традиционного опыта воспитания труженика, веками созданного и сконцентрированного в региональных и национальных культурах народов России. Обращение к данной теме особенно актуально в условиях катастрофической безработицы и незанятости подавляющего большинства современного молодого поколения общественно-полезным и государственно-значимым производительным трудом.

Исследования показывают, что у подрастающего поколения отсутствуют элементарные знания, умения и навыки, позволяющие осваивать сельскохозяйственные угодья, работать в производстве продуктов народного хозяйства. Сказывается многолетняя моральная и материальная недооценка настоящих тружеников, деформация десятилетиями налаженной системы подготовки профессиональных специалистов первичного звена. Все это привело к тому, что у молодого поколения упрочились потребительские интересы, стремление к праздности и безделью.

Известно, что национальные черты труженика формируются по мере усвоения им культурно-исторического опыта нации, трудовых традиций семьи, ближайшего окружения, а затем через непосредственное обучение и активное общение в своей национальной среде.

Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному и трудовому воспитанию подрастающего поколения, обогащает его жизненный потенциал, позволяет более остро почувствовать ребенку свою принадлежность к национальным истокам.

Значительный интерес для решения данной проблемы в Республике Дагестан представляют исследования этнографов С.Ш.Гаджиевой, С.С.Агашириновой, М.И.Ихилова; философов, историков и краеведов А.К.Алиева, Р.М.Магомедова, Б.И.Гаджиева,А.Р. Бамматовой; дагестанских ученых-педагогов А.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, Т.Г.Саидова, Р.М.Пашаевой, Б.Б.Шейховой, З.Я.Якубова и др.

Однако, не умаляя достоинств названных авторов, надо отметить, что они специально не рассматривали проблему воспитания труженика в педагогической культуре народов Южного Дагестана.

Южный Дагестан - это часть Республики Дагестан, охватывающая низменную, предгорную и высокогорную зоны, т.е. историческую территорию лезгин, табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахурцев. Здесь сформировалась национально-региональная система формирования труженика, выработаны традиции, правила, нормативные установки, по которым оценивалась состоятельность человека, прежде всего как труженика, способного прокормить своим честным и добросовестным трудом, профессиональными знаниями, умениями и навыками не только себя, но и свою семью. Важным требованием народной педагогики является формирование личности, готовой вносить вклад на пользу общества и людей ближайшего окружения. Материалы о регионально-национальных особенностях воспитания труженика со всеми социально ценимыми в нем качествами до сих пор не нашли должного отображения ни в педагогической науке, ни в практике школьного воспитания.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в ряде других нормативных документах государства по вопросам образования и воспитания подрастающих поколений подчеркивается необходимость интеграции личности в национальную и мировую культуру. Важность обращения в процессе формирования подрастающих поколений к духовно-педагогическому наследию народа признается и в выступлении В.В.Путина на заседании Государственного Совета 26 декабря 2006г. «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России»[153].

Однако в школьной воспитательной практике выявляется явное противоречие между требованием современного общества к профессиональному становлению настоящего труженика и отсутствием научно обоснованной системы освоения национально-регионального опыта формирования морально-этического, эстетического и физического облика труженика, позволяющей сегодня реализовать как общие, так и специальные знания и умения в комплексе с традиционным опытом.

Выявленные социально-педагогические противоречия и практика воспитания труженика свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в педагогике лезгиноязычных народов Южного Дагестана.

С учетом вышеизложенного исследования, проблема сформулирована следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования труженика в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана и пути их оптимального применения в современной педагогической практике.

Выбор старшего школьного возраста в исследовании объясняется особой значимостью данного периода развития личности, называемого в психологической науке «вторым, духовно-нравственным рождением» растущего человека. Формирование личности в данном возрасте для всей последующей жизни ее имеет большое значение. Психолого-педагогическая наука, как и народная педагогика, подчеркивает важность учета особенностей характера и потребностей развития личности в ранней юности (16-17 лет) и руководствуется ими в воспитании юношей и девушек: «В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения», утверждает В.А. Крутецкий [109].

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость опыта и идей воспитания труженика в педагогической культуре лезгиноя-зычных народов Южного Дагестана и важное значение юношеского возраста во всей последующей жизни личности определили выбор темы исследования: «Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика» (на этнокулыпуре народов Южного Дагестана).

По данным демографических исследований [8], общая численность лезгиноязычных народов (агульцев, лезгин, рутульцев, табасаранцев, цахур-цев), проживающих на своей исторической этнической территории в 9 административных районах (Агульский, Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хив-ский) Республики Дагестан составляет более 200 тыс. человек. Кроме того, внутри Дагестана в городах, поселках городского типа, а также на территории Дербентского, Кизлярского, Хасавюртовского районов проживает более 110 тыс. представителей лезгиноязычных народов.

Численность лезгин в Республике Азербайджан превышает 170 тыс. человек.

По данным Министерства образования и науки Республики Дагестан, в районах проживания народов лезгинской группы функционирует более 260 общеобразовательных школ, в старших (9-10-11 ) классах которых обучается около 28 тысяч учащихся.

Необходимо, очевидно, принять во внимание и то важное обстоятельство, что этническая система воспитания, в том числе и формирование тру- женика на народном опыте, является общим духовно-педагогическим достоянием всех народов региона, между которыми социально-экономические и духовно-культурные связи в течение долгих веков являются тесными и стабильными.

Лезгиноязычные народы генетически родственны между собой, имеют языковую близость, общую историческую судьбу и единую духовную культуру с незначительными локальными особенностями, что в основном связано со специфическими условиями природно-географической среды и влиянием культур соседних народов. Наличие многовековых прочных культурно-экономических связей между всеми лезгиноязычными народами, очевидно, обусловило общность их народной педагогики, главными факторами, средствами которой являются единые традиции, сходство фольклора, близость семейно-социального уклада этих народов.

Объект исследования — прогрессивный опыт воспитания человека-труженика, отраженный в историко-культурном наследии лезгиноязычных народов.

Предмет исследования - содержание, формы и методы воспитания старшеклассников на народном опыте формирования труженика, отраженной в педагогической культуре лезгиноязычных народов.

Цель исследования - раскрыть специфику воспитания труженика у народов Южного Дагестана и выявить оптимальные пути применения народного опыта в трудовом воспитании современных старшеклассников.

Гипотеза исследования. Процесс трудового воспитания старшеклассников будет эффективным и результативным в плане реализации социально-личностных целей, интересов, если: - творчески использовать в нем прогрессивный опыт традиционного формирования труженика, накопленный лезгиноязычными народами (лезгинами, агульцами, рутульцами, табасаранцами, цахурцами) за свою историю и гармонически сочетать его с воспитательной практикой современной национальной школы; формирование личности старшеклассника происходит в активной, развивающей его способности, качества характера трудовой, нравственной, интеллектуальной деятельности, учитывающей общественные и его личные интересы, цели жизни; в формировании старшеклассника как важнейший фактор его духовно-нравственного становления имеют место традиционные виды и формы добровольного безвозмездного труда на благо джамаата (микросоциума) и отдельной семьи; - процесс воспитания четко ориентирован на самовоспитание и нравственно-трудовое самоопределение личности старшеклассника в жизни.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

Дать общую характеристику воспитанию труженика и его содержанию в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана.

Раскрыть и охарактеризовать имеющиеся в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана средства, формы, методы, приемы воспитания труженика.

Выявить компоненты-составляющие морально-этического, физического и эстетического облика труженика в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана.

Определить педагогические условия функционирования народного опыта формирования труженика в современной практике трудового воспитания учащихся в школах Южно

Методологической основой исследования явились следующие положения: детерминированность возникновения и формирования этнопедаго-гических идей и методов воспитания экономическими, политическими, социокультурными факторами развития общества; закономерности развития этнопедагогической культуры и особенность ее проявления у разных народов: обусловленность своеобразия этнопедагогической культуры народа его образом жизни, характером и содержанием выполняемой им трудовой дея- тельности; взаимосвязь и взаимовлияние этнопедагогических культур разных народов, в особенности живущих в одних и тех же социо- и этнокультурных условиях; особенности и подход использования педагогического опыта народа в воспитательной работе современных учебных заведений; аксиологический подход к воспитанию, признающий этнопедагогические ценности народа как важнейшую составляющую его материальной и духовной культуры.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: сущность педагогического процесса ( Амонашвили Ш,А., Ю Бабанский Ю,К., Вульфов Б.З., Каперов П.Ф., Лихачев Б.Т, МакаренкоА.С, Никандров Н.Д., Равкин З.И., Смирнов С.А, Сухомлинский В. А., Ушин-ский К.Д, Яковлев В.А. и др.); историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса ( Богуславский В.М., Бори-сенков В.П., Вульфсон В.Я., Волков Г.Н., Корнетов Г.Б, Макаев В.В, Малькова 3.3, Семенов В.Д, Супрунова Л.Л, Фрадкин Ф.А, Шоров И.А. и др.); роль национальной педагогической культуры ( Арабов И.А, Батчаева Х.Х.-М, Бгажноков Б.Х, Бузаров К.И, Джанибеков А.Э, Калмыков Б.Х, Керейтов Р.Х, Кидирниязов Д.И, Курмансеитова А.Х, Кочисов В.Г, Магомедов А.М, Мирзоев Ш.А, Саидов Т.Г, Семенов К.Б, Тамбиев Б.Н, Тарасюк В.Н., Уз-денова С.Б, Шоров И.А и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, литературных и фольклорных источников; литературы и диссертационных работ по проблеме сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических материалов; трудов дореволюционных и современных авторов по этнографии и педагогической мысли народов нашей страны.

Источниковую базу исследования составляют:

1. Устное творчество лезгиноязычных народов Южного Дагестана: сказания, пословицы и поговорки; предания и притчи, легенды, героические, трудовые и колыбельные песни, характеризующие облик труженика.

Труды зарубежных, российских и дагестанских исследователей по истории, этнографии, культурологии и педагогической мысли народов Дагестана.

Материалы по истории лезгиноязычных народов Южного Дагестана, этнографии и краеведению, документально-художественная литература, психо лого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебно-методическая литература.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась и анализировалась литература по философии, психологии, педагогике, фольклору, этнографии, эт-нопедагогике и этнокультуре народов Северного Кавказа; изучалось состояние использования традиционного горского воспитания в семьях, джамаатах лезгиноязычных народов; велись систематические целенаправленные беседы с родителями, старейшинами джамаата о традиционном воспитании; через анкетирование и устные опросы, беседы со старшеклассниками выявлялось знание ими трудовых, нравственных традиций народа, их отношение к этнокультуре в целом; изучались и подвергались педагогическому анализу трудовые традиции, праздники, фольклор о труде и труженике лезгиноязычных народов; изучался опыт Ленинкентской, Камышкутанской этнокультурных гимназий.

Второй этап (2004-2006 гг.) посвящался главным образом организации, проведению опытно-экспериментальной работы: проводилась разъяснительно-подготовительная работа по участию в эксперименте с учителями базовых школ, родителями и старейшинами, носителями педагогической мудрости народа; ставились перед ними цели и задачи предстоящей работы, определялись их функции в ней; формировалась опытно-экспериментальная система воспитания труженика, основанная на интеграции актуального опыта народной педагогики с практикой школьного воспитательно- образовательного процесса, проводилась апробация итогов опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2006-2009гг.) анализировались итоги опытно-экспериментальной работы и исследования в целом; вносились необходимые коррективы в исследование; продолжалась апробация исследования; его результаты, итоговые положения внедрялись в работу ряда школ региона; шло окончательное оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в 2002-2008 гг. на базе Хновской СШ Ахтынского района, Ку-рахской СШ Курахского района, СШ №21 г. Дербента. Частично работой были охвачены также Кумухская СШ Курахского района, Тпигская СШ Агульского района, Сыртычская СШ Табасаранского района и Дербентский педагогический колледж. Широкая экспериментальная база положительно сказалась на достоверности, объективности полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в опытно-экспериментальном обосновании и определении критериев и показателей сформированности нравственно-трудовой воспитанности старшеклассников на опыте народной педагогики лезгин, агульцев, рутульцев, цахурцев, табасаранцев; в обосновании роли и значения традиционного добровольного и безвозмездного труда для формирования духовно-нравственной основы единства интересов личности и общества в трудовой сфере; в раскрытии и обосновании преимущества дагестанской народной педагогики для раннего включения ребенка в посильную трудовую деятельность как важного условия самоопределения личности в жизни в раннем юношеском возрасте.

В исследовании раскрыты социально-педагогические условия гармоничной интеграции актуального опыта и преимуществ народной педагогики лезгиноязычных этносов, имеющих генетическую и духовно-культурную общность, с практикой воспитательно-образовательной работы современной национальной школы Дагестана. В исследовании также выявлена и обоснована необходимость сохранения и развития идей традиционного безвозмезд- ного добровольного труда в условиях все более расширяющейся монополии рыночных отношений, подрывающих духовно-нравственные основы трудовой деятельности как главного фактора формирования труженика.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических основ, путей, условий интеграции опыта народной педагогики с образовательно-воспитательной практикой современной дагестанской национальной школы, исходя из ее потребностей в совершенствовании всей системы воспитательной деятельности в условиях падения уровня ее в образовательных учреждениях страны.

В исследовании определены и экспериментально подтверждены преимущества народной педагогики, способствующие совершенствованию, обогащению и гуманизации содержания процесса формирования нравственно зрелого, социально активного труженика, осознающего труд как свой человеческий и гражданский долг.

Исследование в целом ориентировано на решение социально-педагогического противоречия, заключающегося в том, что, с одной стороны, существует настоятельная потребность дагестанской национальной школы в повышении эффективности воспитательного процесса, с использованием надежных факторов ее достижения, с другой - наличием в традиционной педагогике дагестанских, в том числе лезгиноязычных народов, ценнейшего опыта формирования труженика-созидателя, не ставшего еще достоянием образовательных учреждений.

Исследование теоретически обосновывает педагогические пути интеграции народного опыта формирования в единстве нравственно зрелого молодого человека и добросовестного труженика и практически претворяет данный опыт в жизнь и педагогическую деятельность базовых учреждений образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические рекомендации, разработанные по результатам исследования, позволяют педагогам, воспитателям, в первую очередь учителям региональных культуровед- ческих предметов совершенствовать воспитательный процесс по формированию у старшеклассников важнейших морально-трудовых качеств, присущих дагестанскому национальному характеру. Необходимость упрочения преемственных связей семьи и школы на основе единого подхода к этнокультурным ценностям усиливает действенность духовно-педагогического наследия народа как одного из ведущих факторов формирования личности гуманистической ориентации. Результаты, положения, методические решения диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ, в процессе подготовки и повышении квалификации учителей.

Апробация исследования и внедрение результатов. Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Даггоспедуниверситета в 2007-2008 гг. и на секторе культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского научно-исследовательского института педагогики в 2006 и 2007 гг.

Кроме того, с итогами опытно-экспериментальной работы были ознакомлены педколлективы Хновской, Курахской, Кумухской средних школ и СШ №21 г. Дербента, которые служили экспериментальной базой исследования.

Диссертант принимала активное участие в работе научно-теоретических и научно-практических конференций по проблематике диссертации, проведенных в Дагпедуниверситете, Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Экспериментально разработанная система трудового воспитания старшеклассников дагестанской национальной школы, основанная на интеграции опыта народной педагогики народов Южного Дагестана (лезгин, агульцев, рутульцев, табасаранцев, цахурцев) по социализации личности в трудовой, нравственной, интеллектуальной деятельности с образовательно- воспитательной практикой, теорией воспитания современной национальной школы.

Оптимальные пути, методы и условия внедрения семейной и общественной (джамаатской) форм народной педагогики в деятельность образовательных учреждений по формированию морально зрелого, сознающего труд своим человеческим и гражданским долгом труженика, умеющего гармонично сочетать в своей жизнедеятельности личные и общественные интересы.

Духовно-нравственный потенциал народного опыта трудового воспитания: идеи гуманизма, солидарности, взаимопомощи, добровольного безвозмездного труда на общество и на отдельных его членов, как важный фактор формирования у старшеклассников подлинно гражданского отношения к своим трудовым обязанностям.

Критерии и показатели сформированности у старшеклассников необходимых морально-этических, физических, гражданских качеств, трудовых, экологических умений и знаний по итогам опытно-экспериментальной и воспитательной работы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Степень изученности педагогической наукой трудового потенциала воспитания в народной педагогике

Трудовая, производственная деятельность и подготовка подрастающих поколений к жизни, т.е. воспитание, являются двумя главными условиями существования и развития человеческого общества.

Воспитание как целенаправленный процесс по формированию личности определенного типа, как утверждает наука, возникло вместе с появлением самого человеческого общества, а трудовое воспитание в силу своей первостепенной роли и огромного значения в жизни человека и общества в целом выдвинулось на первый план.

«Труд - всему голова», - гласит дагестанская народная пословица, подчеркивая великую ценность, универсальность трудовой деятельности в творении личности, становлении и развитии общества.

Смысл народного афоризма созвучен с известным высказыванием выдающегося ученого, социолога, экономиста Ф.Энгельса, утверждавшего, что труд создал человека, очевидно, имея в виду величайший потенциал труда в различных его видах и формах в формировании интеллектуального, физического, нравственного потенциала человека.

В народной педагогике трудовое воспитание понимается как целенаправленное формирование у растущих поколений необходимых в жизни интеллектуальных, моральных, волевых, эмоциональных качеств и трудовых знаний, умений, навыков, причем такое формирование совершается в деятельности, организуемой старшим поколением, — родителями, старшими членами семьи, родственниками, другими взрослыми. Вместе с приобретением ценных черт, качеств характера, трудовых знаний, умений, навыков, несо мненно, происходит осознание растущим человеком роли труда в достижении его жизненных целей, осуществлении его моральных, интеллектуальных потребностей.

Накопленный этносом за свою историю социально-трудовой, нравственно-этический, хозяйственно-бытовой, экологический и иной опыт подрастающим поколениям передается в совместном труде и общении отцов и детей - представителей сменяющих друг друга поколений. При этом главное внимание воспитателей обращается на стимулирование самостоятельности, активности, ответственности самих воспитуемых - детей, юношей, девушек.

Социализация личности, т.е. воспитание ее в неразрывности, единстве с жизнью, уже с раннего детства формирует ее субъектом своего развития.

Мудрость народной педагогики относительно роли труда в формировании человека отражена в пословице, гласящей: «Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду».

В народной педагогике труд рассматривается не только как фактор создания материальных ценностей, но и как главный источник формирования нравственно зрелых членов общества.

О ценности и непреходящем значении многовекового воспитательного опыта народов свидетельствует то обстоятельство, что он не только составляет прочную, незыблемую основу науки о воспитании человека, но и сегодня продолжает быть важным источником в решении школьно-семейного воспитательного процесса.

Трудовое воспитание подрастающих поколений во все периоды развития человеческого общества находилось под пристальным и глубоко заинтересованным вниманием не только ученых-педагогов, но и всего народа, ибо от успешности формирования человека тружеником-созидателем, социально ответственным гражданином зависит прогресс общества.

На протяжении истории человеческого общества осуществлялись непрерывные поиски путей наилучшей организации трудового воспитания под растающих поколений. И при этом не игнорировалось большое значение опыта народной педагогики.

Социалисты-утописты впервые в XVI-XVII вв. высказывают мысль об обучении детей свободному труду на благо всех членов общества. Т.Мор в своей книге «Утопия» излагает эту концепцию, согласно которой подрастающее поколение необходимо обучать труду в школах, приобщать к крестьянскому и ремесленному труду. Главный акцент в данной системе трудового воспитания ставился на соединение обучения с трудом.

Просветители XVIII в. также придавали большое значение соединению обучения с трудом.

Ж.-Ж.Руссо считал необходимым «воспитание в природе», приобщение воспитуемых к сельскохозяйственному труду, различным ремеслам. Овладение нужной профессией, считал Руссо, обеспечит человека материально. Идеи и педагогическая деятельность Ж.-Ж.Руссо и других просветителей оказали большое влияние на развитие трудового воспитания в школах стран Европы и Америки.

И.Г.Песталоцци, развивая идеи Руссо, практически соединил обучение с трудом. Дети бедняков, обучавшиеся в организованной им школе в Нейхофе, получали необходимый минимум общеобразовательных знаний и, работая в мастерских, готовились к самостоятельной трудовой и семейной жизни. Песталоцци в итоге своей воспитательной деятельности пришел к выводу, что соединение обучения с трудом способствует интеллектуальному развитию, формированию нравственной культуры детей, юношества.

Социалисты-утописты XIX в. (А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др.) утверждали, что основная задача обучения и воспитания в школе - это подготовка к успешной трудовой деятельности подрастающего поколения: Социалисты-утописты ставили также задачу всестороннего развития личности в процессе обучения и воспитания. Они разработали методы привлечения детей к труду.

Большой вклад в развитие теории и практики трудового воспитания детей, юношества, молодежи внес выдающийся чешский педагог

Я.А.Коменский, который высоко оценивал народный опыт формирования труженика-крестьянина. Большое значение он придавал трудовому воспитанию как источнику морально здорового воздействия на становление личности.

Значительно развили теорию трудового воспитания русские революционные демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, А.Н.Добролюбов. Они указывали на несправедливое социальное устройство тогдашней России как негативный фактор, сдерживающий, тормозящий творческий труд широких народных масс. Н.Г.Чернышевский выступал с критикой антигуманных теорий, утверждавших, что бедным слоям народа якобы свойственна прирожденная лень трудиться.

Большие заслуги в разработке теории трудового воспитания имеет К.Д.Ушинский, выдающийся ученый-педагог, чье наследие имеет актуальное значение в реализации воспитательных проблем, задач современной российской школы, занимающейся возрождением национальной духовно-педагогической культуры. Подобно Я.А.Коменскому, Ушинский большое значение придавал обращению к мудрости русской народной педагогики, богатому фольклору русского народа в нравственном, трудовом, интеллектуальном и патриотическом воспитании детей. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» великий педагог раскрывает большие потенциальные возможности физического труда во всестороннем развитии человека. Он выступал с острой критикой материально состоятельных родителей, которые освобождали своих детей от трудовых забот, что, по его мнению, разрушает счастье, портит жизнь их в будущем.

Зарождение и развитие трудового воспитания в педагогической культуре народов Южного Дагестана (лезгин, агульцев, рутулъцев, цахурцев)

Происхождение лезгиноязычных народов и зарождение их духовной и материальной культуры историческая, этнографическая, археологическая, лингвистическая науки на основе неопровержимых фактов связывают с древним государственным образованием на Восточном Кавказе - Кавказской Албанией (Алупан-лезг.), где в V в. н.э. была создана письменность, воспитанию подрастающих поколений уделялось большое внимание.

Сравнительный анализ традиций, обычаев, верований, праздников, особенностей быта, фольклора, топонимики местностей, поселений лезгиноязычных народов с древнеалбанскими источниками выявляет преемственные духовные связи между ними.

Установленным достоверно научным фактом считается вхождение предков лезгин и других лезгиноязычных этносов - гелов, легов, каспиев и др. - в древнеалбанский племенной союз, состоящий из 26 племен, этносов.

Известный дагестанский ученый-этнограф М.М.Ихилов в своем фундаментальном труде «Народности лезгинской группы» со ссылкой на труды и мнения авторитетных в албанистике ученых-исследователей пишет: «Как бы то ни было, но общеизвестно и общепризнано, что народы лезгинской группы входили в состав Кавказской Албании. Это была страна крайне разнородная по своему этническому и языковому составу» [97].

Еще в 1967 г. он в своем исследовательском труде выдвигает гипотезу о том, что древнеалбанская письменность вполне могла быть создана на основе лезгинского языка. Обосновывая свое научное предположение, М.М.Ихилов исходит из того обстоятельства, что основой письменности полиэтнического государства должен был быть не племенной язык, а язык многочисленного этноса - лезгин. И действительно, в 90-х годах прошлого( XX)-столетия исследователь проблемы кавказо-албанской письменности профессор Яралиев осуществил дешифровку ряда письменных памятников древней Албании (сохранившуюся часть «Звездной книги», надмогильные стелы, надписи на подсвечниках) на основе современного лезгинского языка, хотя открытие пока остается спорным.

Таким образом, лезгины, агульцы, рутульцы, цахурцы, табасаранцы и лезгиноязычные этносы, проживающие на своей этнической территории, входящей в состав Азербайджана, являются наследниками кавказо-албанской культуры и такого важного ее компонента, которым является созданный гением наших предков ценнейший опыт воспитания подрастающих поколений.

Культура труда, ее роль в воспитании подрастающих поколений, в течение веков сложившиеся у народов Кавказской Албании и унаследованные от своих предков потомками, т.е. современными народами лезгинской группы Южного Дагестана и Северного Азербайджана, представляют собой большую духовно-педагогическую ценность в нравственно-трудовой подготовке учащихся к жизни и в современных условиях, когда национальная школа находится в непрерывном поиске путей, факторов, способных стимулировать совершенствование ее воспитательной деятельности.

Сложившиеся древнеармянские источники, труды древнегреческих историков, географов Страбона, Плутарха и других ученых античности о жителях Кавказской Албании сообщают, как о замечательных тружениках — земледельцах, скотоводах, садоводах, ремесленниках - искусных мастерах народных промыслов. Будучи тружениками-созидателями по своей природе, древнекавказские албанцы в дни угрозы свободе и независимости родной земли проявляли себя самоотверженными патриотами, защитниками Отечества.

Чтобы раскрыть трудолюбие и святость отношения жителей древней Албании к земле, Страбон восторженно рассказывает о результатах труда этих славных земледельцев - о земле, за которой организован постоянный любовный уход. Ученый пишет: «Раз засеянное поле во многих местах дает две жатвы, иной раз три, а в первый раз даже 50. Все это без пара и железных плугов, только вспахав деревянным плугом. Вся эта долина орошается реками более, чем в Вавилонии и Египте, так что она имеет постоянно зеленый цвет и содержит прекрасные луга. В этой стране и воздух лучше. Виноградные лозы не покрываются, но обрезаются через каждые пять лет. Эти лозы дают плод на втором году, когда же они вырастают, то дают столько, что большую часть плода оставляют на ветвях. Как домашние, так и дикие звери получают там прекрасный рост» [С.42].

Престиж труда в обществе, который раскрывается в приведенном фрагменте из «Географии» Страбона, свидетельствует о высоком уровне трудового воспитания подрастающих там поколений.

Чтобы с наибольшей пользой для людей использовать благоприятные природные условия, подрастающие поколения должны вырасти настоящими тружениками, знающими цену земли. Трудовое воспитание в значительной степени зависит от природно-географической среды, от условий, предоставляемых ею для ведения трудовой деятельности, но главное, очевидно, заключается в осмыслении и добросовестном выполнении человеком своего морального долга и функций в труде, что хорошо осознавали мудрые наставники молодежи, народные педагоги многонационального общества Кавказской Албании.

Народная педагогика зарождается одновременно вместе с формированием человеческого общества, так как для удовлетворения насущных потребностей людей и для прогресса всех сторон жизни общества труд имеет уникальное, ничем не заменимое значение.

Любовно возделанная трудолюбивыми руками земля, ирригационные системы, превосходящие организацию орошения в странах древней человеческой цивилизации - Вавилонии, Египте, тучные стада домашнего скота на вечнозеленых лугах - все эти достижения в организации труда и трудового воспитания детей, юношества, молодежи, достигнутые предками лезгиноя-зычных народов еще в античные времена, конечно, не пропали бесследно из-за нашествий, которым подвергались земли лезгиноязычных народов, которые расположены на оживленных путях переселения народов на Кавказском перешейке.

Хотя значительная часть коренных жителей Кавказской Албании, территория которой простиралась от Дербента до реки Араке, подверглась ассимиляции многократно превосходящими аборигенов по численности тюркскими племенами огузов, а другая часть ими была вытеснена в горную и высокогорную зону современного Азербайджана и Дагестана, народы лезгинской группы сумели сохранить и развивать свою материальную и духовную культуру, унаследованную от предков.

Формы и методы этнопедагогизации трудового воспитания старшеклассников на уроке и во внеклассной работе

В комплексе организационно-педагогических условий этнопедагогизации воспитания личности входят следующие методы: 1. Разработка рекомендаций для педагогов-экспериментаторов по ор ганизации и проведению опытно-экспериментальной работы. 2. Определение круга вопросов по опытной проверке выдвинутой в исследовании гипотезы. 3. Одновременно с экспериментом реализация этнопедагогизации содержания образования в школе и создание этнокультурной среды посредством объединения усилий семьи, сельского общества и школы. 4. Усиление и расширение участия учащихся в традиционной трудовой деятельности в семье и джамаате (различные формы совместной трудовой деятельности с родителями, участие в проведении трудовых добровольных акций, народных праздниках первой борозды, дня чабанов, празднике урожая, «КІару», « Празднике цветов» и др.

Важным условием успешного проведения эксперимента и достижения его цели, на наш взгляд, является изучение учителями, участвующими в эксперименте, этнопедагогической теории и знакомства с работой гимназий этнокультурного профиля (Камышкутанская, Ленинкентская гимназии и средняя школа №11 г. Махачкалы), у которых накоплен положительный опыт нравственно-трудового формирования старшеклассников.

В овладении теорией этнопедагогики мы рекомендуем изучение трудов Г.Н.Волкова, Э.А.Измайлова, З.Т.Гасанова, Ш.А.Мирзоева, З.М.Магомедовой, Т.Г.Саидова, З.Я.Якубова и др.

Этнопедагогизация содержания образовательно-воспитательного процесса национальной школы означает активное внедрение в сегодняшнюю практику работы школы наиболее ценных, актуальных достижений народной педагогики, имеющих непреходящее значение в нравственно-трудовом формировании личности.

Этнопедагогизация трудового, нравственного и других направлений воспитания требует, чтобы учащиеся-старшеклассники в своей жизнедеятельности тесно соприкасались с трудом старшего поколения, который сохраняет свою воспитательную ценность, приобретали систему знаний, уме- ний, навыков, свойственных традиционным видам его.

Усвоение культуры труда родного народа подрастающим поколением имеет большое практическое значение, ибо в своем подавляющем большинстве юноши и девушки, родившиеся в горах, свою жизнь намерены связать с родными местами. А труд в горах и в наши дни главным образом остается ручным, требующим владения умениями, знаниями, навыками, выработавшимися у народа веками.

Раскрывая цели и сущность концепции этнопедагогизации содержания образования национальных школ, Г.Н.Волков пишет: «Содержание образования, методы и формы учебно-воспитательной работы в национальных школах малочисленных народов, а также этнических общностей, не имеющих своих национально-государственных образований, максимально приближаются к традиционным видам жизнедеятельности, учитываются также особенности их веками складывавшегося уклада жизни, потребности возрождения национальных культур» [36].

Этническое воспитание - это основа целостного воспитательного процесса, в котором тесно интегрированы национальная, общероссийская и общечеловеческая культуры, ориентированные на единую цель - формирование высоконравственной личности гражданина, труженика, семьянина.

Все виды, формы организации воспитательной работы на уроке, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе по подготовке добросовестного и глубоко осознающего труд моральным долгом труженика должны быть ориентированы на эту цель.

В полиэтнической и поликультурной России одним из важных требований к содержанию образования и воспитания является учет национально-региональных особенностей, что провозглашено Законом Российской Федерации «Об образовании» одним из основополагающих принципов образовательной деятельности в нашей стране.

Разные исторические, духовно-культурные условия, в которых развивались народы, этносы, народности, проживающие в Российской Федерации, способствовали формированию этнического характера воспитания подрастающих поколений.

О необходимости внедрения в образовательно-воспитательный процесс школы ценностей национальной культуры, опыта народной традиционной педагогики директор НИИ национальных проблем образования МО РФ М.Н.Кузьмин пишет: «Когда речь идет о воспитательном идеале и главной цели образования и воспитания - формировании типа личности, отвечающего критериям общества в целом, то этот тип должен быть выражен и обеспечен содержанием конкретной национальной культуры» [108].

По закону содержание образования должно работать на интеграцию личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру. Наше исследование исходит из данной личностно и социально значимой цели.

Традиционное горское воспитание, осуществлявшееся главным образом в трудовой деятельности родителей, старших и подрастающего поколения, показало свою действенность не только в овладении детьми, юношами, девушками различных видов труда, но и духовно-нравственном развитии их.

Народный опыт воспитания идеального человека ценен тем, что в труде, во взаимоотношениях людей, в строительстве семьи, в межэтнических контактах, в воспитании детей соблюдается принцип единства личных и общественных интересов, потребностей.

Исторически менталитет народов Северного Кавказа формировался под сильнейшим воздействием условий, делающих единство личности и народа залогом выживания и развития этноса. Ментальность народа, черты его национального характера, выработавшиеся благодаря условиям жизни, сами становятся факторами формирования последующих поколений. Взаимопомощь, солидарность, сплоченность народа, воля и выдержка в обустройстве, приспособлении жизни к труднейшим условиям среды обитания утвердились в этнической системе горцев как фундаментальные качества горца. Этнокультурные ценности как воспитательные средства лезгиноязычных народов, несмотря на неблагожелательное, порою враждебное отношение к ним со стороны властной- самодержавной России- и недооценку роли педагогической культуры народа в советское время, понесли серьезные потери, но не перестали функционировать в семейной и общественной (джамаатской) среде,,; ибо потребность в них у народов всегда была велика.

Знание традиционной культуры воспитания народа и умение применять ее в сочетании с научной педагогикой, общечеловеческими ценностями - это наиболее оправданный и надежный путь подготовки подрастающих поколений к жизни в современном динамично развивающемся мире и обществе. При таком подходе к процессу воспитания, с одной стороны, учитывается необходимость формирования в подрастающих поколениях гуманного менталитета народа, его черт национального характера; с другой - именно эти черты и качества способствуют приобщению личности к общечеловеческой культуре.

Обращение к народной педагогике Дагестана, Кабардино-Балкарии. Чечни, Осетии,,Адыгеи и других северокавказских республик, разработка на основе этнопедагогических исследований новых предметов, спецкурсов для старшеклассников, а также учебно-методической литературы для всех школьных возрастов и внедрение этих инноваций в учебно-воспитательный процесс национальной школы - это путь обогащения и совершенствования нравственно-трудового воспитания учащихся, которое сегодня находится в упадке, нуждается во всемерной поддержке, в том числе мудрым опытом народа в формировании нравственно зрелых, отличающихся трудолюбием и социально ответственных и достойных молодых граждан.

Взаимосвязь и взаимопроникновение трудового и нравственного воспитания старшеклассников в семье и школе

В советский период многие ценности народной педагогики, накопленные прошлыми поколениями, были преданы забвению, вычеркнуты из жизни как непригодные для воспитания «нового человека». Но и те традиции, обычаи, этикетная культура, особенности семейно-общественного уклада, которые сохранились в дагестанской семье, несмотря на жестокие преследования идеологических властных структур, способны обогатить и усилить действенность воспитательного процесса школы в трудовом, нравственном, патриотическом, экологическом и других аспектах формирования личности.

Прежде чем приступить к этой весьма нужной и для семьи, и для школы работе, очевидно, следует себе ясно представить сущность традиционного воспитания как этнической воспитательной системы лезгиноязычных народов; убедиться в её воспитательных возможностях, исходя из современных задач формирования подрастающих поколений. В процессе социализации личности, т.е. в приобщении её к обществу, его нормам, требованиям, общению с людьми традиции, обычаи, этикетная система, т.е. этнокультурная система воспитания имеет первостепенное значение. Важное значение в народной педагогике придается и фольклорному пути передачи детям ценностей жизни, духовно-нравственного и трудового опыта, накопленного народом за свою историю.

Сказка - мудрейшее педагогическое творение народа, в котором воспитательная идея оформлена в интересный художественный сюжет.

Традиционное семейное воспитание теснейшим образом связано с джамаатским воспитанием, т.е. с обобщенным общенародным многовековым опытом социализации подрастающих поколений. Содержание джамаатского и семейного воспитания основывается на единых идеях, принципах, положениях, выведенных из многовековой эмпирической деятельности народа по воспитанию подрастающих поколений, осуществляя их глубокую, содержательную подготовку, формируя у них важнейшие моральные, трудовые, патриотические качества; умственные, деятельно-волевые, коммуникативные способности. Важной целью традиционного горского воспитания была подготовка к самостоятельной жизни. И семейное, и джамаатское воспитание максимально учитывали будущие функции, роли юношей и девушек в семейной и общественной жизни. Джамаатское, т.е. общественное воспитание - это своеобразная теоретическая форма выражения обобщенных и прочно утвердившихся в практике семейного воспитания положения, результаты социализации подрастающих поколений. Эти советы, рекомендации представляют собой как бы теоретическую часть народной педагогики и исходят они от уважаемых в народе, мудрых, многоопытных, воспитавших достойных сыновей и дочерей старых мужчин и женщин - народных наставников, являющихся общепризнанными экспертами не только по проблемам воспитания, но и по другим житейским вопросам.

Обе формы проявления народной педагогики — практическая педагогика семьи и джамаатская педагогика, направляющая семейное воспитание советами, рекомендациями, поучительными прецедентами функционируют взаимосвязано, исходя из единых целей, методов, содержания процесса социализации личности. Велика роль моральных ценностей семьи в воспитании у детей почитания родителей, уважения к людям, любви к труду, готовности к помощи трудом другим людям. Раннее начало трудового и нравственного воспитания может иметь место в той семье, где родители являют собой пример настоящего труженика. В книге «Родительская педагогика» (гл. «Моральные ценности семьи») Сухомлинский приводит пример трудовой семьи, где взаимное уважение и любовь старших и младших являются законом её жизни. Растущие в семье трое детей своим трудом приносят занятым тяжелым трудом в колхозе родителям большое облегчение и радость. Мать этих детей-тружеников на предложение классной руководительницы рассказать на классном родительском собрании о своем опыте воспитания детей в семье скромно отвечает: «Некогда нам с мужем воспитывать детей. Каждый день мы на работе. Муж - на животноводческой ферме, а я - и в поле, и на току, и в саду, где нужно, там и работаю. А они вместе с бабушками дома. Закон у нас в семье такой: как только ребенок встал на ноги - работать»[167]. Сухомлинский, основываясь на личном опыте и глубоких наблюдениях за жизнью и развитием детей в трудовой деятельности, писал: «Без ярко выра-- женного личного воплощения в труде, без материализации в труде духовного мира личности нет чувства-личной чести и достоинства» [166].

Одним из ведущих принципов народной педагогики дагестанских и всех северокавказских народов является раннее начало серьезного воспитания. В лезгинской пословице говорится: «Теленка следует приучить ещё на привязи, а ребенка следует воспитывать, пока он в колыбели». Проведенный нами анкетный опрос среди учащихся экспериментальных сельских школ показывает, что трудовая деятельность детей в подавляющем большинстве случаев, как и в XIX-XX вв., начинается уже с шести-семилетнего возраста. Это, однако, не означает, что в более раннем возрасте дети не включаются в труд. Посильные домашние дела, поручения родителей и взрослых дети обоих полов выполняют уже с четырех-пятилетнего возраста, причем соблюдается половая дифференциация в видах выполняемого детьми труда. Так, например, девочкам поручаются такие работы, как уход, присмотр за младшими братьями и сестрами, уборка постели, комнаты, кормление домашней птицы, поливание домашних растений и т.д.; а мальчикам поручается поение домашнего скота, коров, лошадей на водопое вне дома, подкладка им сена, уход за собакой и другие посильные дела. Кроме того, уже с этого возраста дети имеют свои деревья в саду, за которыми они ухаживают, поливают, окапывают, вносят удобрения (навоз). Также им поручают уход за молодняком крупного рогатого скота, а также ягнятами, козлятами, телятами. Даются клички животным, и каждый из детей становится ответственным за него.

Овладение трудовыми навыками, секретами животноводства, садоводства, домоводства сопровождается формированием любви к родителям, привязанности к родному очагу, желанием выразить свою благодарность к самым дорогим, близким людям вкладыванием души в работу, приносящую радость матери, отцу, бабушке, всей семье.

Созвучным идеям народной педагогики является выработка в детях чувства действенной любви к близким людям при условии их включения в деятельную заботу о них. В.А.Сухомлинский в своей концепции о всесторонне развитой личности подчеркивает, что труд является» основой формирования такой личности. При этом выдающийся педагог имеет, в виду творческий труд «Моральная зрелость, взрослость в решающей мере определяется отношением к труду, точнее, местом труда в духовной жизни» [167].

Педагогическая система В.А.Сухомлинского и практическое воплощение ее в воспитательно-образовательный процесс Павлышской средней школы для нашего исследования имеют большую ценность как блестящий пример использования украинской народной педагогики в решении актуальных и наиболее сложных проблем современной школы. Близость позиций и подходов педагогики различных народов, независимо от конкретных условий их жизни, места проживания, позволяет широко использовать опыт В.А.Сухомлинского по гармоничной интеграции педагогического наследия народа в образовательно-воспитательную деятельность современной школы.

Похожие диссертации на Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика : на этнокультуре народов Южного Дагестана