Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-практические подходы к воспитанию культуры межнационального общения у старшеклассников 19
1. Теоретический анализ проблемы воспитания культуры межнационального общения 19
2. Влияние телевещания на формирование характерологических качеств личности старшеклассников 36
3. Основные направления взаимодействия школы и телевидения по воспитанию культуры межнационального общения 48
Глава II. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания у старшеклассников культуры межнационального общения средствами телевещания 77
1. Активизация взаимодействия социальных институтов воспитания как условие формирования культуры межнационального общения 77
2. Самовоспитание как форма воспитания культуры межнационального общения 91
3. Совершенствование педагогического руководства процессом воспитания патриотизма и дружбы народов, повышение профессионализма тележурналиста молодежной редакции 110
Заключение 128
Приложение 131
Список литературы: 149
- Теоретический анализ проблемы воспитания культуры межнационального общения
- Активизация взаимодействия социальных институтов воспитания как условие формирования культуры межнационального общения
- Самовоспитание как форма воспитания культуры межнационального общения
Введение к работе
Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания и образования является формирование у граждан российского патриотизма и дружбы народов. Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится о том, что система образования призвана обеспечить: « -воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства ...обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [132, с.5].
Однако выполнение этой цели усложняется резким переходом Российского общества из одного состояния в другое. Отсутствие идеологической определенности привели к распаду сложившейся в стране системы патриотического и интернационального воспитания. У граждан СНГ сформировался особый «кризисный» менталитет. Советская ментальность (сложившийся у бывших вчера граждан СССР) подверглась деформации. В особо сложной обстановке происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирования у них российского патриотизма.
Противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «интернационализм», «национализм», «патриотизм», «космополитизм», «глобализм» вызвало необходимость их осмысления и конкретизации.
«Всем, надеюсь, понятно, - утверждает президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, - как в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму... Сейчас мы, наконец, вновь не в уничижительном, а в положительном смысле говорим о патриотизме» (Педагогика, 2000. № 5).
Учитывая все это ученые межвузовского центра «По разработке ме-
тодологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения» Министерства образования Российской Федерации провели социально-педагогический анализ изменений в общественном сознании, происшедших в последнее время. Это позволило им разработать теорию воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Ее раскрытию посвящена монография «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1998). Важное место в этом занимает и работа «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., М., 1999). Она рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и университетов.
Об огромном значении теоретических исследований по патриотическому воспитанию населения страны говорит и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в которой сказано: «В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации... Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания» [55,с.5].
Важнейшим средством воспитания культуры межнационального общения (воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) является телевидение. Так в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» предусматривается система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе:
разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания;
формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;
активное противодействие фактам искажения и фальсификации ис-
тории Отечества;
создание информационной базы в сети ИНТЕРНЕТ по проблемам развития патриотического воспитания;
организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда [55,с.4].
Воспитание культуры межнационального общения (воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) рассматривается как важнейшая цель средств массовой информации и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В ней говорится о том, что государство в сфере образования призвано обеспечить активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной; доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15 % [132, с.9].
Решение этой проблемы приобретает большое значение и в связи с тем, что сложившееся в последнее десятилетие отрицательное отношение к воспитанию сказалось на деятельности телевидения.
Через коммерческую рекламу подавляется способность молодежи самостоятельно мыслить. Пропагандируется развлекательность, насилие, секс, национальные и расовые предрассудки. С экранов телевизоров перестали вестись серьезные образовательно-воспитательные передачи. Их место заполнили поделки массовой культуры, которые пропагандируют чуждые россиянам идеалы и ценности. Устойчивой тенденцией деятельности СМИ становится сосредоточение внимания на освещении отрицательно-безысходного в жизни молодежи и взрослого населения.
Между тем в странах Запада (Франция, Англия, Италия, США) су-
ществуют специальные комитеты по регуляции и пропуску в прокат кино и видеопродукции сомнительного содержания.
В России никакие учреждения не контролируют кино и видеопродукцию. Развитие средств массовой информации и введение конституционного запрета на цензуру, по мнению ученых, способствовали резкому расширению и трансформации информационного поля, в котором протекает процесс воспитания подрастающего поколения (СВ. Дармодехин, 2001).
В июне 2002 г. прошла общероссийская отраслевая конференция «Индустрия СМИ, направление реформ». Участники конференции приняли ряд важных документов, в частности, резолюцию о создании общественного телевидения и совершенствовании действующего законодательства. В ходе конференции обсуждался и вопрос о форме собственности на СМИ. Так, ее участники уверены в том, что государство должно владеть СМИ. У них вызвало опасение то, что, уйдя от государства, средства массовой информации могут перейти в собственность криминальных структур.
Этническая пестрота и поликонфессиональность - естественное состояние мира на фоне всевозрастающих темпов социально-экономических, политических, культурных и иных контактов отдельных людей, народов и государств.
Существенную роль в интеграционных процессах играют средства массовой информации, преимущественно телевидение. Однако не всегда телевидение оказывает положительное влияние на формирование мировоззрения людей.
Особую актуальность имеет проблема влияния телевещания на воспитание подрастающего поколения, так как именно оно должно принять эстафету поколений, освоить социальный и духовный опыт своих отцов.
Патриотизм, дружба народов, веротерпимость сегодня становятся важнейшими критериями мирного сосуществования отдельных людей и
народов, входящих в многонациональные, поликонфессиональные государства.
Проблема мирного сосуществования людей, как направление в педагогической теории, существует давно и подразумевает социальную, духовную, нравственную подготовку подрастающего поколения к построению цивилизованных, гуманных отношений в обществе, то есть имеет целью формирование у детей, молодежи, населения культуры межнационального общения.
Такую позицию занимают идеологи «педагогики мира», «миротворческого воспитания», «международного, глобального воспитания».
Изменения, происшедшие в нашей стране в последние годы, привели к обострению проблем межнациональных отношений, выявлению сепаратистских, националистических настроений у взрослого населения и у молодежи, к падению престижа образования, к усилению проявлений гражданской инфантильности и социальной индифферентности у представителей п
пимости) приходит в реальное противоречие с практикой их использования в воспитательном процессе в массовой школе.
Проблема взаимодействия школы и телевидения все больше привлекает внимание педагогов, психологов, философов, журналистов, которые изучают феномен, получивший в мировой педагогической теории название «параллельная школа». Роль телевещания, как фактора опосредованного педагогического воздействия на формирование личности очевидна, поэтому вопросы взаимодействия телевидения и школы в центре внимания педагогов на протяжении всей истории его (телевидения) развития. Однако до последнего времени оно больше рассматривалось как дидактическое средство.
Очевидно то, что пока телевещание недостаточно эффективно используется в воспитательной работе. Учитывая его огромные возможности в воздействии на подрастающее поколение, необходимо разработать педагогическую стратегию, в которой «телевизор» органично вписался бы в систему традиционных воспитательных мер [71, с.21].
В условиях системного кризиса, сопровождаемого демократизацией нашего общества, следует учитывать, что эти же процессы затронули и педагогику (демократизация, реформирование системы народного образования), и журналистику, в частности, телевизионную (здесь эти процессы развиваются в следующих направлениях):
«быть «индикатором общественного мнения»; доступность к обсуждению «закрытых» тем; увеличение объема «живого эфира») [161, с.35].
Безусловно, эти процессы свидетельствуют о возрастании роли телевидения в формировании личности школьника, о необходимости пересмотра политики телевещания.
Однако, в функционировании телевидения (и всех средств массовой информации) и в его использовании в воспитательном процессе в общеобразовательной школе есть недостатки, вызывающие дисфункциональ-
ность системы телевещания. К ним следует отнести: недостаток в квалифицированных журналистских кадрах, готовых к освещению проблем воспитания молодежи; отсутствие и несовершенство имеющейся законодательной базы; зависимость СМИ от властных и криминальных структур; нарушение правовых норм, касающихся свободы печати и профессиональной деятельности журналистов в условиях демократизации и коренных перемен в российском обществе [16,С.П].
Всевозрастающая роль телевидения в жизни общества наряду с другими «mass-media» поставила перед педагогикой ряд новых проблем. Обострение межнациональных отношений в мире, необходимость разработки новых подходов к воспитанию подрастающего поколения привели к тому, что «...научно-техническая революция, реализуясь как глобальный процесс, охватывающий все страны, встающие на путь современного цивилизованного развития, размывая, а где и попросту ломая социокультурные границы между отдельными народами, вовлекая их в общий процесс экономического, научно-технического и общекультурного развития, актуализировала... вопрос: «Каким должно быть образование в эпоху социокультурной интеграции человечества?»» [163, с. 13].
Актуальность проблемы воспитания культуры межнационального общения подтверждается объективным ростом интереса научных деятелей к изучению форм и способов формирования навыков мирного сосуществования у подрастающего поколения в многонациональной, поликонфессиональной России.
Анализ «массового вкуса» школьников к передачам Дагестанского телевидения и разработанные нами уровни воспитанности подвели к реализации цели воспитания через проверку на практике теоретических положений о путях активизации воспитания культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания. Проведенное исследование показало, что на практике телевидение не решает одну из главных проблем - взаимодействие социальных институтов - путем при-
общения к соавторству школьников, педагогов, через разработку совместных планов, создание школ-студий при телевидении. Сущность воспи-
Ф тательной функции телевещания в условиях системного кризиса и обост-
w рения межнациональных отношений, на наш взгляд, состоит в том, чтобы
с формированием у детей терпимого отношения к окружающим, развивать познавательные интересы, формировать здоровые духовные потребности и утверждать в сознании подрастающего поколения патриотизм, дружбу народов, веротерпимость.
Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости у старшеклассников средствами массовой информации, как показало изучение опыта работы школ, не всегда осуществляется целенаправленно и систематически.
Ф Необходимость дальнейшего исследования проблемы эффективного
использования телепередач в воспитательной работе, социальная востребованность научных разработок по использованию телевещания как сред-
* ства формирования патриотизма, дружбы народов, веротерпимости
[98,с.12] обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания».
Объект исследования - воспитание культуры межнационального общения (патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) у старшеклассников средствами телевещания.
Предмет исследования - формы и методы формирования культуры межнационального общения посредством телевещания.
І» Цель - определить педагогические условия воспитания культуры
межнационального общения у старшеклассников средствами телевеща
ния.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать современное состояние формирования культуры межнационального общения у старшеклассников средст-
вами телевещания;
выявить эффективные средства, формы и методы воспитания культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания;
показать роль взаимодействия школы, семьи и телевидения по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания;
выявить воспитательные возможности телевещания по воспитанию культуры межнационального общения у старшеклассников;
разработать программу по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания и экспериментально обосновать ее эффективность в воспитательном процессе общеобразовательных учреждений;
разработать педагогические рекомендации для учителей школ по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания;
определить педагогические условия воспитания культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания.
Гипотеза исследования основана на том, что формирование культуры межнационального общения протекает более эффективно если:
- активизировать взаимодействие социальных институтов вос
питания и общеобразовательной школы;
учитывать возрастные психолого-педагогические особенности старшеклассников в самовоспитании культуры межнационального общения;
осуществлять целенаправленное педагогическое руководство процессом формирования культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания;
- повышать профессионализм тележурналистов в области вос
питания подрастающего поколения;
обеспечить взаимодействие и преемственность коллективного и индивидуального опыта воспитания культуры межнационального общения педагогами и журналистами на основе расширения сферы их духовных и личностных контактов в процессе подготовки телепередач;
- организовать целенаправленную работу с педагогами и теле
журналистами по повышению их педагогической и специальной квалифи
кации на основе специфических особенностей воспитания средствами те
левещания.
Теоретико-методологической основой исследования явились теории воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (З.Т. Гасанов) и развития этноса и межэтнических отношений, исследованные рядом ученых: философами (Р.Г. Абдулатипов, М.С. Джу-нусов, А.Г. Здравомыслов, Г.Н. Филонов и др.); социологами (Г.М. Андреева, Л.М. Дробижева, А.В. Мудрик и др.); этнографами (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, М.Г.Тайчинов и др.).
Принципиальное значение для организации и проведения исследования имели научные труды, в которых рассматриваются проблемы формирования межличностных и межнациональных отношений и особенности воспитания патриотических и общечеловеческих чувств и сознания личности у молодежи (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, А.Ф. Дашдамиров, З.Т. Гасанов, В.П. Комаров, И.С. Кон, А.Г. Оконешникова и др.).
В исследовании мы опирались на выводы о необходимости разработки методики использования телевещания в воспитательной работе школы, сформулированные в диссертационных исследованиях в области педагогики (И.Л. Ленский, В.В. Дорощук, В.В. Лизанчук и др.).
В целях стабилизации этнополитической ситуации, создавшейся в стране, очевидной становится необходимость: «...наладить соответствующую систему
образования, информации и воспитания, которая отвечала бы потребностям соответствующей многонациональной, многокультурной, многоконфессиональной и федеративной сущности современной России» [2, с.5].
В различных исследованиях уделяется внимание таким аспектам использования телевещания в воспитательном процессе, как дифференциация телепрограмм для детской аудитории и улучшение качества передач (Г.А. Галочкина, А.В. Шариков); влияние телевидения на нравственное воспитание личности (Л.А. Гужва); роль и место телевидения в идейно-политическом воспитании старшеклассников (А.А. Каюмов, М.Д. Горячев); влияние родителей на восприятие телепрограмм детьми (Е.П. Михайлова); педагогические проблемы повышения эффективности воздействия телевидения на социализацию подростков (В.В. Лизанчук); особенности восприятия детьми телепередач (О.А. Медведева).
Однако не рассматривались важные педагогические проблемы: эффективность воздействия телевещания в зависимости от содержания, форм и методов; взаимодействие телевещания и общеобразовательной школы; повышение уровня культуры потребления телепередач; совершенствование профессионализма педагогов и тележурналистов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
ретроспективного анализа литературы;
педагогического наблюдения за учащимися;
социологические опрос, анкетирование, анализ документов);
математической статистики;
экспертной оценки отдела воспитательной работы Минобразования
Республики Дагестан.
База и этапы исследования. Опытно-педагогическая деятельность велась в общеобразовательных школах №№ 5, 8, 11, 34, 37 Махачкалы и в редакции для детей и юношества Дагестанского телевидения.
В процессе осуществления формирующего эксперимента объектом
исследования были 1020 учеников 9-11 классов, 470 родителей и 119 педагогов в пяти экспериментальных школах Махачкалы.
Социологическое исследование было комплексным. Применялись разнообразные методы сбора материала: опрос, наблюдение, анкетирование, анализ документов. Достоверность полученных результатов исследования проверялась путем соблюдения принципа независимых характеристик. Сущность данного принципа заключается в том, что информация, полученная в результате применяемых методов, об одних и тех же респондентах сверялась по одним и тем же вопросам из разных источников (дети, родители, педагоги).
Результаты опроса, анализ документов проверялись в процессе организованного наблюдения за старшеклассниками, что дало возможность сопоставить реальное поведение детей с поведением в «телесреде». Наблюдение проводилось в школе - педагогами, дома - родителями.
Результаты наблюдения фиксировались родителями в дневниках, затем сопоставлялись с результатами наблюдений педагогов, что в совокупности давало целостную картину изменений в поведении школьников. По каждой задаче исследования разрабатывалась адекватная подробная методика.
В процессе формирующего эксперимента проходила апробация рекомендаций по выпуску оптимальных вариантов телепередач; памятки-рекомендации для родителей и педагогов по использованию телевещания в воспитательном процессе.
В конце формирующего эксперимента было проведено контрольное комплексное исследование с целью изучения эффективности разработанных нами и применяемых родителями и педагогами рекомендаций по использованию телепередач в процессе воспитания культуры межнационального общения старшеклассников.
На первом этапе (1998-1999 гг.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования,
опыт работы общеобразовательных учреждений по воспитанию культуры межнационального общения, разрабатывались исходные теоретические
ф. положения.
На втором этапе (1999-2000 гг.) продолжалось изучение педагогиче-
ской литературы и анализ массового педагогического опыта по воспитанию у старшеклассников культуры межнационального общения, разрабатывались методика исследования и программа опытно-педагогической работы; проводилась апробация, корректировка и использование исследовательских методик. На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная проверка гипотезы (в частности, соискателем были внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы и творческую деятельность телевидения рекомендации по воспитанию у старшеклассников культуры межнационального общения).
На третьем этапе (2000-2002 гг.) обрабатывались полученные данные, корректировались содержание, формы и методы воспитания у стар-
^ шеклассников культуры межнационального общения за счет изучения
мнения расширившегося круга педагогических и журналистских работников, использующих рекомендации, основанные на выводах исследования; проводилось литературное оформление результатов исследования.
В процессе опытно-педагогической работы проверялась эффективность содержания, различных форм и методов по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников, определялись пути совершенствования педагогического руководства восприятием телепередач, выявлялась эффективность совместных воспитательных усилий об-
fc щеобразовательной школы и семьи по формированию патриотизма, друж-
бы народов, веротерпимости у учащихся старших классов, разрабатывались соответствующие рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:
- в выявлении особенностей воспитания культуры межнационально-
го общения у старшеклассников как интегративного личностного
качества;
ф, - в определении уровня воспитанности культуры межнационального
общения у старшеклассников;
- в определении педагогических условий, способствующих
эффективности использования телевещания как средства воспита
ния;
в использовании национальных особенностей и реализации собственных возможностей воспитанников в самовоспитании;
в раскрытии особенностей взаимодействия социальных институтов воспитания (телевидения, школы, семьи), способствующих повышению уровня сформированности культуры межнационального общения старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
разработана программа и учебный курс «Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания»;
подготовлены педагогические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения средствами телевещания;
результаты и выводы диссертации могут быть включены в учебный курс по педагогике межнационального общения, в учебные планы курсов повышения квалификации педагогических кадров, педагогических факультетов и факультета журналистики.
В диссертации предлагаются конкретные рекомендации, направленные на развитие активности школьников в патриотической деятельности; корректировку отношений старшеклассников друг с другом, педагогами и родителями; изучение характерологических качеств личности старшеклассника с целью включения его в процесс самовоспитания; совершенствование педагогических умений классных руководителей в воспитании у старшеклассников культуры межнационального общения средствами
телевещания в педагогических студиях; специальная подготовка журналистов Дагестанского телевидения в области воспитания.
Материалы исследования использовались в практической работе с сотрудниками Дагестанского телевидения (редакция для детей и юношества, главный редактор Л.И. Погорельская) и педагогами общеобразовательных школ №№ 5, 8, 11, 34, 37.
Достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплекса исследовательских методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью исследуемой выборки; подтверждается данными опытно-педагогической работы, свидетельствующими о повышении уровня воспитанности культуры межнационального общения у старшеклассников.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на республиканской конференции «Дагестан на рубеже веков» (Махачкала, 1997); на научно-практической конференции Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров «Научно-практические основы построения воспитательной системы в учреждениях профессионального образования» (Махачкала, 1998); на VI годичном собрании Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 1999); на Всероссийских научно-практических конференциях «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (Москва, 1999, 2001); в работе педагогических студий в общеобразовательных школах в период с 1999 по 2002 годы.
Материалы исследования использовались в практической работе сотрудниками Дагестанского комитета по телерадиовещанию и педагогами общеобразовательных школ Махачкалы.
На защиту выносятся основные положения диссертации: 1. Целенаправленное использование классным руководителем возможностей телевещания в воспитательной работе способствует динамике
перерастания низшего уровня сформированности культуры межнационального общения у старшеклассников в высший уровень;
Взаимодействие социальных институтов воспитания обеспечивает эффективность влияния телепередач на процесс формирования культуры межнационального общения у старшеклассников;
Выявление возможностей телевещания в воспитании культуры межнационального общения (патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) способствует повышению культуры потребления и формированию потребности в самовоспитании у старшеклассников.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется цель, задачи исследования, выдвигается гипотеза, характеризуется теоретико-методологическая основа, новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования.
В первой главе «Теоретико-практические подходы к воспитанию культуры межнационального общения у старшеклассников» дается теоретический анализ проблемы, рассматриваются функции школы и телевидения в данном процессе, основные направления их деятельности.
Во второй главе «Педагогические условия совершенствования процесса воспитания у старшеклассников культуры межнационального общения средствами телевещания» выявляются условия, способствующие воспитанию у старшеклассников культуры межнационального общения; реализации собственных возможностей школьников в данном процессе; совершенствования педагогического руководства воспитанием у старшеклассников культуры межнационального общения, повышения профессионализма тележурналистов редакций для детей и юношества Дагестанского телевидения.
В заключении излагаются основные выводы и определяются направления дальнейшего исследования проблемы.
Теоретический анализ проблемы воспитания культуры межнационального общения
Воспитание культуры межнационального общения учащихся является актуальной психолого-педагогической проблемой современной российской многонациональной школы.
Влияние этноса, как фактора социализации, проявляется в деятельности всех социальных институтов воспитания (в семье, образовательных учреждениях, средствах массовой информации, общественных организациях). Школа призвана максимально педагогизировать неорганизованное воздействие полиэтнического окружения на формирование личности в процессе целенаправленно осуществляемого воспитания.
Образовательные учреждения не только реализуют задачи организованного воспитания, но и оказывают на школьников социализирующее влияние.
Школа, являясь социальным институтом воспитания, отражает в себе особенности общественных явлений и процессов. В силу объективных закономерностей развития общества, школа (городская) является многонациональной.
Научные исследования, посвященные данной проблеме, активно проводились в советский период; затем имел место некоторый спад; всплеск необычайной активности ученых приходится на постсоветское время, характеризующееся многообразием выдвигаемых точек зрения, концепций, гипотез воспитания людей разных национальностей и вероисповеданий в многонациональном, поликонфессиональном государстве в духе взаимопонимания и согласия.
В различных педагогических исследованиях по интернациональному воспитанию [14, 28, 39, 42, 49, 106, 116, 118, 131, 149, 196] уделяется внимание воспитанию дружелюбия в многонациональном детском коллективе.
Так, понятие «культура межнационального общения» Н.А. Асипова рассматривает как полифункциональное явление, включающее знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких, как коллективизм, понятие долга и ответственности, добра, совести, справедливости, умение перевода их в плоскость межнациональных отношений.
В.О. Кутьев и С.К. Бондырева считают, что воспитание культуры межнационального общения эффективно при условии опоры на личный опыт учащихся. Личный опыт учащихся включает в себя: образ жизни и мыслей в семье, общение в группе сверстников, влияние средств массовой информации.
Личный опыт, считают авторы, формируется в результате случайных воздействий, он фрагментарен и противоречив.
Именно по этой причине, на наш взгляд, скоординированное руководство взрослых (педагогов, родителей, журналистов) может и должно превратить процесс ненаправленного, стихийного воспитания в эффективный процесс формирования личности с высокой нравственной культурой.
По мнению Е.И. Чариковой, в первую очередь необходимо повысить уровень культуры межнационального общения у педагогов. Ею предлагается методика воспитания культуры межнационального общения, включающая в себя: наблюдение, прогнозирование, поиск эффективных форм воспитания. Автор отмечает, что возросло значение социальной позиции учителя в воспитании культуры межнационального общения, что созвучно задачам нашего исследования.
В плане воспитания культуры межнационального общения основополагающим подходом должно быть рассмотрение развития человеческой цивилизации как интегрального процесса, включающего в себя овладение и отечественной и мировой культурой, приобретение навыков общежития с представителями инонациональной, иноконфессиональной принадлеж ности.
По мнению отдельных исследователей этой проблемы все факторы формирования культуры межнационального общения должны вводиться в действие комплексно, во взаимодействии, в гармоничном единстве: слово (мысль), дело (действие), труд (деятельность), общение, природа, быт, обычаи, традиции, искусство, пример... [52, 118]. Интенсификация процесса воспитания культуры межнационального общения возможна только в условиях многообразия форм воздействия на чувства, сознание, поведение. При этом на первое место выступает, несомненно, духовность личности [170, С.43].
Активизация взаимодействия социальных институтов воспитания как условие формирования культуры межнационального общения
Категория "взаимодействие" является одним из ключевых понятий современной педагогической науки. Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Потребностями практики в теоретическом осмыслении сущности этого процесса обусловлено появление исследований, посвященных данной педагогической категории.
С середины 70-х годов в педагогику широким потоком проникает философия и методология общей теории и систем, сначала в "облегченном" варианте "оптимизационного подхода" (Ю. Бабанский, Т. Ильина), затем системного анализа (Ю. Конаржевский, В. Краевский); с начала 90-х годов становится популярной "синергийная" терминология (М. Богуславский, Л. Зорина, В. Родюхин). Дальнейшую разработку данного подхода осуществили Л.И. Новикова, М.З. Соколовский, А.Г. Бермус и т.п. Таким образом, возникает принципиально новое значение известного понятия.
Однако новая терминология и подход содержат более понятный нам смысл взаимодействия: "...школа и общество оказываются связанными мощной нелинейной синергийной связью, которая и определяет развитие и взаимодействие обеих систем", - утверждает А.Г. Бермус [22, с.59].
С точки зрения гуманистической педагогики синергетика «...исследует классическое взаимодействие с позиций реальной взаимосвязи неравновесных, сложных и открытых систем, пребывающих в по стоянном процессе саморазвития благодаря природной способности новых систем к самоорганизации» [32.с.56].
Идея взаимодействия лежит в основе другого исследования, открывая перспективу взаимодействия социальных институтов через создание "единого воспитательного пространства как сбалансированной среды, воспитывающей ребенка" [133, с.36].
Предполагается, что воспитательное пространство должно включать в себя систему взаимосвязанных воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его территории; средства массовой информации и общественные организации. Деятельность этих институтов направлена на личностное развитие детей, в своем влиянии на детей они дополняют друг друга.
Отличие этого модернизированного подхода к педагогической категории взаимодействия в широте охвата участников воспитательного процесса, или как именуют авторы, в радиусе воспитательного пространства.
Взаимодействие подразумевает отношения творческого сотрудничества при наличии инициативы и обоюдного стремления взаимодействовать. Эти отношения характеризуют полная или частичная согласованность воспитательных действий при автономной специфической деятельности каждого института воспитания.
По мнению отдельных ученых, взаимодействие это компенсаторная деятельность воспитательных институтов, их одностороннюю деятельность в помощь школе. Такая деятельность реализуется данными учреждениями по собственной инициативе или в силу выполнения адресованных им документов [151, с. 15]. Компенсаторную деятельность телевидения можно характеризовать как взаимодействие при условии доброжелательного отношения школы к телевидению, ее желания и готовности принять предлагаемую помощь.
Подходя к воспитанию как категории целостности, включающей в себя совокупность множества целостностей-систем, Лихачев Б.Т. рас сматривает сложность процесса воспитания, как объективно существующую целостность, вбирающую целенаправленные и стихийные воздействия, взаимодействия, подчеркивая, что не все единства этой целостности организованы и педагогически направлены [111, с.57].
Под стихийными воздействиями автор подразумевает влияние всех СМИ, которое принято считать неорганизованным в силу того, что оно несет в себе как положительное, так и отрицательное влияние, а также в силу отсутствия и сложности обеспечения четко налаженного взаимодействия общеобразовательной школы и СМИ.
Взаимодействие названных институтов воспитания реализуется в процессе деятельности, имеющей главной целью гармоничное развитие личности учащегося. Данный процесс, включает в себя взаимовлияние названных институтов воспитания, приводящее к изменению, обогащению воспитательного потенциала каждого из них, проявляющееся в их совместном воздействии на школьника.
Самовоспитание как форма воспитания культуры межнационального общения
Современная ситуация требует от юношей и девушек высокого уровня ответственности и активности в освоении общекультурного, социально-значимого выбора и в собственном жизненном самоопределении: "Эту работу по созданию себя как личности нельзя переложить на плечи другого. Окружающие условия могут способствовать или, наоборот, тормозить формирование нравственного "лица" человека, но заместить личность, сделать за нее нравственный выбор никто не в силах " [146, с.57]. Нравственный выбор определяет в дальнейшем поведение, конкретные поступки человека.
Патриотическая, интернациональная, социально-милосердная деятельность относится к феноменальным явлениям жизни. Суть ее сводится к выбору модели поведения и проектированию собственной будущей жизни, свободном выборе субъектом целей, поскольку человек как существо целеполагающее, в редких случаях совершает те или иные поступки, не задумываясь, для чего он это делает [113, с.36].
Патриотическая и интернациональная деятельность способствует интеграции личности в социуме через выбор жизненных ценностей, который он делает самостоятельно, соответственно своим потребностям и интересам, на основе мировоззренческих и ценностных ориентации (Г.П. Синицына).
Разрабатывая философские основы современной педагогики, С.Л. Рубинштейн отмечал, что "субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности, не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. На этом зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле" [154, с.39].
Теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике такими учеными как Д.М. Гришин, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др. В педагогической теории содержится множество различных определений самовоспитания.
В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой... Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»[169, с.78].
По мнению А.В. Мудрика: «Важнейший результат воспитания - готовность и способность к самовоспитанию» [127, с.75].
А.Г. Ковалев утверждает: «Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких качеств и свойств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития» [89,с.76]. А.И. Кочетов расширяет значение самовоспитания, утверждая: «Самовоспитание - это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» [99,с.67].
На взаимосвязь этих двух процессов: воспитания и самовоспитания, указывает П.П. Блонский: "Мы должны... воспитывать человека, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его" [24, с.33].