Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Белоусова Елена Васильевна

Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников
<
Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белоусова Елена Васильевна. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ульяновск, 1998 321 c. РГБ ОД, 61:98-13/1078-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы использования традиций русского народа в воспитании младших школьников

1.1. Традиции русского народа как явление социальное, национально-демографическое, педагогическое и психологическое 15

1.2. Классификация традиций русского народа. Анализ их возможностей в нравственном воспитании подрастающих поколений . .. 31

1.3. Своеобразие влияний русских народных традиций на нравственное воспитание младших школьников 42

Глава II. Основы методики использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников.

2.1. Опыт экспериментального изучения традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников 63

2.2. Пути использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников 81

2.3. Педагогические условия эффективности использования русских народных традиций в нравственном воспитании младших школьников 117

Заключение 143

Литература 152

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы.

К роду Sphaerotilus, входящему в состав класса Betaproteobacteria (Kampfer, 2005), относятся нитчатые органогетеротрофные аэробные бактерии. Они распространенны в основном в проточных системах, сточных водах, активных илах и являются космополитами (Eikelboom, 1975; Mulder, 1964; Stokes, 1954). Обильный рост Sphaerotilus является причиной технологических проблем, таких как засорение труб и вспучивание активного ила в очистных сооружениях. (Dondero, 1961; 1975; Richard et al., 1985). Довольно хороший рост представителей рода Sphaerotilus при низких концентрациях кислорода (Dias et al., 1968) и их способность утилизировать широкий спектр органических источников углерода способствует их доминированию в таких местообитаниях, как активный ил очистных сооружений и позволяет использовать их для очистки сточных вод от органических загрязнителей (Stokes, 1954; Richard et al., 1985).

В таксономическом и физиологическом отношениях многочисленные изоляты Sphaerotilus, выделенные из различных географических регионов и разных экосистем, исследованы достаточно детально и представляют группу штаммов, объединенных в единственный вид Sphaerotilus natans (Kampfer, Spring, 2005).

Новые биотопы, в которых ранее не были обнаружены представители рода Sphaerotilus, такие как природные сероводородные источники Северного Кавказа, характеризуются уникальным набором условий окружающей среды (наличие органического субстрата, умеренно высокие температуры, постоянный приток сероводорода), что способствует развитию обрастаний нитчатых микроорганизмов (Черноусова и др., 2008). Возможно, поиск новых видов рода Sphaerotilus с новыми свойствами может увенчаться успехом при исследовании таких местообитаний. В последнее время накопилось много данных, свидетельствующих о фенотипической и филогенетической гетерогенности многочисленных штаммов Sphaerotilus natans, а, следовательно, назрел вопрос о таксономической ревизии рода Sphaerotilus.

Настоящее исследование представляет собой полифазный анализ и таксономическую ревизию нитчатых бактерий рода Sphaerotilus, ранее объединенных в единственный вид - S. natans, а также новых представителей этого рода и исследование особенностей их серного метаболизма.

Цели и задачи исследования.

Целью данной работы было проведение комплексного таксономического и физиолого-биохимического анализа группы штаммов, ранее объединенных в единственный вид рода Sphaerotilus - S. natans, а также новых представителей этого рода и исследование особенностей их серного метаболизма.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить таксономический состав нитчатых структурообразующих компонентов микробных сообществ природных умеренно-термальных сероводородных источников Северного Кавказа.

  2. Выделить чистые культуры нитчатых сероокисляющих бактерий из микробных сообществ и определить их таксономическое положение на основе полифазного анализа с применением нескольких филогенетических маркеров.

3. Оценить и проверить на биохимическом и генетическом уровнях способность
представителей рода Sphaerotilus, обитающих в сероводородных источниках, к
литотрофному росту в присутствии восстановленных соединений серы.

4. Определить функциональную роль восстановленных соединений серы в метаболизме представителей рода Sphaerotilus.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Представители рода Sphaerotilus наряду с представителями рода Thiothrix являются доминирующим структурообразующим компонентом микробных сообществ нитчатых сероокисляющих бактерий в природных умеренно-термальных сульфидных источниках Северо-Кавказского региона.

  2. Выделение новых представителей рода Sphaerotilus, изучение их и уже известных штаммов с применением нескольких филогенетических маркеров наряду с традиционными методами полифазного анализа позволяет описать новые виды и подвиды рода Sphaerotilus.

  3. Представители рода Sphaerotilus - Sphaerotilus natans subsp. sulfidivorans subsp. nov. способны к литотрофному росту в присутствии восстановленных соединений серы.

4. Род Sphaerotilus представлен двумя физиологическими группами, которые различаются по функциональной роли восстановленных соединений серы в их метаболизме.

Научная новизна и значимость работы.

В работе показано широкое распростанение представителей рода Shpaerotilus в природных сероводородных источниках Северного Кавказа, из которых выделено в чистую культуру 9 штаммов. Проведена таксономическая ревизия новых и известных штаммов рода Sphaerotilus, который ранее был представлен единственным видом - S. natans. Описаны 2 новых вида: Sphaerotilus montanus sp. nov. и Sphaerotilus hippei sp. nov., а в рамках вида S. natans описано 2 подвида - Sphaerotilus natans subsp. natans subsp. nov. и Sphaerotilus natans subsp. sulfidivorans subsp. nov. Расширены представления о типах метаболизма данных бактерий. Показано, что штаммы подвида S. natans subsp. sulfidivorans subsp. nov. способны как к органогетеротрофному, так и к литогетеротрофному росту, при котором восстановленные соединения серы являются донором электронов для энергетического метаболизма. Способность к литотрофии у

штаммов S. natans subsp. sulfidivorans подтверждена на биохимическом и генетическом уровнях. В присутствии сероводорода, как и типичные представители физиологической группы бесцветных серобактерий, представители S. natans subsp. sulfidivorans subsp. nov. накапливают внутриклеточно включения элементной серы. Для подавляющего числа штаммов S. natans subsp. sulfidivorans subsp. nov. в присутствии тиосульфата переход к литотрофному росту определяется кислородным режимом культивирования - литотрофный рост индуцируется в микроаэробных условиях. Среди исследованных представителей рода Sphaerotilus выявлены две физиологические группы с двумя разными механизмами окисления восстановленных соединений серы: облигатные органогетеротрофы (представители S. montanus, S. hippie и S. natans subsp. natans) и факультативные литотрофы (S. natans subsp. sulfidivorans). У представителей первой и второй группы при органогетеротрофном росте восстановленные соединения серы выполняют функцию антиоксидантов, участвующих в удалении продуктов неполного восстановления кислорода; у представителей второй группы - S. natans subsp. sulfidivorans в микроаэробных условиях роста соединения серы выполняют роль доноров электронов в энергетическом метаболизме.

Практическая значимость.

Результаты исследований расширяют фундаментальные знания о разнообразии мест обитания представителей рода Sphaerotilus и физиолого-биохимических механизмах регуляции их метаболизма; позволяют оценить их функциональную роль в природных сообществах, вклад в круговорот углерода и серы в природе.

Учитывая эколого-физиологические особенности новых штаммов, их можно использовать для очистки водных экосистем не только от органических веществ, но и от токсичных соединений серы.

Полученные в работе результаты могут быть использованы для чтения курсов лекций по микробиологии в высших учебных заведениях, в справочных изданиях по бактериологии.

Апробация работы.

Основные положения работы доложены на международных и российских конференциях:

  1. Международной молодежной школе - конференции «Актуальные аспекты современной микробиологии» (Москва, 2006).

  2. 2-ом Международном байкальском симпозиуме «Микроорганизмы в экосистемах озер, рек, водохранилищ» (Иркутск, 2007).

  3. Всероссийском с международным участием конгрессе студентов и аспирантов-биологов «Симбиоз Россия 2009» (Пермь, 2009).

  1. 3ndFEMS congress of European microbiologists (Sweden, 2009).

  2. Международной молодежной школе - конференции «Биология - наука XXI века» (Пущино, 2011).

Публикации.

Материалы диссертации содержатся в 10 печатных работах: 5 экспериментальных статьях и 5 тезисах. Статьи, опубликованные по теме диссертации, состоят в списке журналов, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертации.

Традиции русского народа как явление социальное, национально-демографическое, педагогическое и психологическое

Задачей данного параграфа является раскрытие русских народных традиций как явления социального, национально-демографического, педагогического и психологического.

Как известно, в ходе развития человеческого общества сменилось несколько исторических этапов. На каждом новом этапе стремились использовать все ценное, что было накоплено ранее. Приобретенные в ходе развития человеческого общества знания, умения, навыки, привычки поведения старшие поколения стремились передать подрастающим поколениям. Поначалу это происходило стихийно, но на более поздних этапах цивилизации целенаправленно - в ходе специально организуемого процесса воспитания. Под их влиянием социальные ценности передавались от поколения к поколению, обогащались новым содержанием.

В процессе эволюции были выработаны различные формы, методы и средства передачи социального опыта.

Одним из важнейших средств сохранения, обогащения и передачи социального опыта человечества являются традиции.

Слово "традиция" происходит от латинского "t г a d і t і о" и означает -передача, предание. Такое определение можно встретить в толковом словаре Д.Н. Ушакова. В частности утверждается: "Традиция - 1. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

2.0бычай, установившийся порядок в поведении, в быту" [197, с.499]. В энциклопедическом словаре традиция определяется как "прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений обычай, образ действий" и "как получившее широкое развитие творческое направление какой-либо области, связанное с именем выдающихся деятелей прошлых эпох" [235, с.421 ].

Некоторые исследователи пытаются дать определение традициям через различные формы деятельности. Е.П. Попов рассматривает традиции как "специфическое состояние сознания" [147, с. 12], а И.П. Петров - как "исторически сложившийся большой общественной ценности обычай, прочно установившиеся нормы поведения, образ мыслей и действий" [142, с.8 -9], которые необходимо передать подрастающему поколению.

И.В. Суханов отмечает инвариантные свойства обычаев и традиций, что является средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществления воспроизводства этих отношений в жизни нового поколения. Они различаются по тому основанию, какими средствами осуществляют общую для них функцию стабилизации общественных отношений [186, с.35].

Традицию как социальную по своим механизмам форму передачи человеческого опыта определяет А.Г. Спиркин [200, с.59]. Наряду с социальной традицией он выделяет и биологическую, которая осуществляет передачу унаследованных морфологических и некоторых психических особенностей человека.

Социально-философскую характеристику традиций дают В.Б. Власова [ 41 ] и В.Д. Плахов [145], которые связывают традиции с воспроизводством человеческого поведения. Почти все авторы понимают под традициями отдельные формы и единицы аккумуляции социального опыта.

Анализ дефиниций показывает, что в словарях, у отдельных авторов нет однозначного подхода к пониманию традиций. Есть много определений, где традицию пытаются раскрыть через другие понятия: привычки, обычаи, предания. А некоторые исследователи не проводят различий между привычками, обычаями и традициями, например, Д.Д. Благой. Под ними он понимает "формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни общества" [200, с.213]. Однако, словарь СИ. Ожегова определяет обычай так: "Обычай - традиционно установившиеся правила общественного поведения" [136, с.440], а в философском словаре определение дано такое: "Обычай - повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях" [217, с.338].

Классификация традиций русского народа. Анализ их возможностей в нравственном воспитании подрастающих поколений

Историческая судьба традиций определяется способом производства. В исторические эпохи, когда слабое развитие материального производства требовало внепроизводственных средств социализации индивида, в жизни различных племен и народностей сложилось богатейшее разнообразие этих средств. В связи с этим традиции следует понимать не только как абсолютно уникальные, аналогичных которым нет у других народов, но и как совокупность черт духовного облика, национального характера, которые составляют исключительное достояние какого-то одного народа. Различие традиций у каждой нации, народности состоит в различии особенностей исторического пути, природы, отчего и существуют отдельные традиции, черты духовного склада. Поэтому, задачей данного параграфа является раскрытие необходимости классификации традиций, показ различных подходов к классификации традиций некоторых ученых и анализ возможностей русских народных традиций в нравственном воспитании подрастающих поколений.

Основанием классификации традиций вследствие самой их природы как способов реализации отношений, следует считать виды этих отношений. Классифицируют традиции для того, чтобы разграничить их сферу влияния в различных видах деятельности, показать разнообразие традиций, раскрыть их разностороннее влияние в сфере общественной жизни, выделить те традиции которые необходимы для изучения подрастающими поколениями.

Еще в прошлом столетии профессор Д.К. Зеленин попытался дать классификацию славянским традициям, которые он изучал на протяжении ряда лет. Он разделил их так: 1) территориальные; 2) национальные; 3) семейные [63, c.89]. Как мы видим эта проблема волновала и волнует ряд исследователей на протяжении целого столетия. Н.И. Костомаров, изучая домашнюю жизнь и нравы великорусского народа XVI- XVIII веков [82, с.231] тоже дает классификацию русским традициям: государственные; городские и сельские; семейные.

Традиции классифицируют по различным основаниям. Так, И.Ф. Дроздов [58, с.7-9] разделяет традиции по сфере проявления: школьные, профессиональные и трудовые традиции; по области общественной жизни, где эти традиции функционируют, - боевые, исторические, героические; по проявлению в них стиля управления общественным и производственным процессом - политические, национальные, народного творчества; по сфере духовной жизни, в которой они проявляются - традиции в науке, морали, религии, искусстве. В.И. Новиков [122, с.10] подразделяет традиции на политические, философские, религиозные, нравственные, на традиции литературы и искусства.

Более расширенную классификацию предлагает В.Д. Плахов [145, с. 119] Традиции "живые" и "мертвые". Вторые не могут актуализироваться в силу тех или иных обстоятельств при существующих социальных условиях. "Живые" традиции могут быть действующими или бездействующими. Под действующими традициями подразумеваются многочисленные функции традиций, влияние последних на социальные процессы, степень и характер этого влияния. Действующие традиции подразделяются:

по субъекту общественных отношений - народные, групповые, этнические, семейные;

по сфере и характеру деятельности - трудовые, производственные, воинские;

по отношению к социальному процессу - передовые, реакционные;

по видам общественных отношений - экономические, политические,

Опыт экспериментального изучения традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников

Задачей данного параграфа является раскрытие организации системы опытно - экспериментальной работы нашего исследования. Опытно-экспериментальная работа занимала центральное место в системе исследовательских методов. Именно эта работа, направленная на уточнение и обогащение охарактеризованной нами гипотезы исследования, должна была показать, насколько правомочна эта гипотеза и на этой основе экспериментально обосновать ту совокупность педагогических условий, при которых удается более эффективно использовать русские народные традиции в нравственном воспитании младших школьников.

За исходные положения в исследовании были выдвинуты те общепризнанные педагогические условия воспитания, которые являются необходимыми для успешного воспитания всех сторон и качеств личности в их органическом единстве.

При изложении методики и этапов исследования мы охарактеризуем общую гипотезу исследования и базу ее экспериментальной проверки ( школы №№ 50, 77, 79, 56, 57, 36, 84 г. Ульяновска).

Констатирующий эксперимент проводился в школах №№ 50 и 63, где было охвачено 400 человек учащихся и 8 учителей . Проведены начальные замеры, которые уже были представлены в предыдущей главе и в Приложении 4.2, выявлены общие недостатки в работе учителей, общие отклонения от нормы нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста и причины этого, намечены первые шаги в нашей исследовательской работе. Мы протестировали и детей начальных классов, и учителей, и родителей. Затем все результаты оформили в таблице. (См.: Приложение 4.1.) Проделанный анализ привел нас к следующим выводам : учителя начальных классов не в полной мере используют данный им материал в учебное время для нравственного воспитания учащихся, не видят той потенциальной возможности использования русских народных традиций в воспитании младших школьников, воспитательные мероприятия проводятся не в системе, а от случая к случаю, учащиеся желают, чтобы с ними проводилась систематическая работа в силу их познавательной и творческой активности, родители также стремятся к тому, чтобы помочь и своим детям, и учителям в организации и проведении целенаправленной воспитательной работы с использованием русских народных традиций ( См.: Приложение 4.1. ).

Следующим этапом в нашем исследовании был проведен формирующий эксперимент. В работе он разделен условно на 2 этапа. На первом этапе ( 1991 -1994 гг. ) работа проводилась только в двух классах ( школы № 50 и № 63 ) с первого по третий класс. За это время велась корректировка нашей работы. Все это отмечалось в дневнике педагогических наблюдений, затем уточнялось, анализировалось и выявлялись новые средства и приемы работы, находились новые возможности использования русских народных традиций в нравственном воспитании младших школьников. За это время были созданы спецкурс по развитию речи с использованием русских литературных и народных традиций, факультатив " Край родной " для учащихся I - III классов. За время апробации эти формы работы потерпели ряд изменений, уточнений. Весь первый этап формирующего эксперимента явился опорным в дальнейшем нашем исследовании и положительно повлиял на успешное проведение второго этапа формирующего эксперимента, который проводился с 1994 по 1997 годы в 7 классах разных школ города Ульяновска.

При подготовке второго этапа формирующего эксперимента была проведена предварительная работа с учителями. Здесь мы учитывали следующее : желание осуществлять опытно - экспериментальную работу, опыт педагогической деятельности, умение творчески подходить к педагогическому и исследовательскому процессу. Перед началом эксперимента мы провели инструктивные занятия, на которых учителя были ознакомлены с актуальностью темы, гипотезой, с планируемым ходом эксперимента и фиксацией наблюдаемого материала, раскрыли план проведенного нами констатирующего и первого этапа формирующего экспериментов, охарактеризовали подготовленные исследовательские документы методические рекомендации по использованию русских народных традиций в нравственном воспитании младших школьников, программы - характеристики как документ, определяющий воспитательную работу в опытных классах и служащий средством фиксации степени выполнения рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследования, а также специальные анкеты, предназначенные для проведения срезов уровня воспитанности младших школьников, программу наблюдений за детьми и их монографического изучения, методику ситуативных испытаний.

В конце каждой четверти учителя отмечали объем проделанной работы в " Программе - характеристике " и педагогических дневниках. Информация о проделанной работе заслушивалась на методических объединениях.

Похожие диссертации на Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников