Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Природа и экологическая среда как важнейшие факторы народного воспитания 15
1.1. Народная педагогика о сущности экологического воспитания и роли природы в нем 15
1.2. Отношение горских народов Северного Кавказа к природной среде и этносфере как к важнейшим факторам народного воспитания 22
1.3. Использование народами Северного Кавказа природных явлений в формировании экологической культуры 51
1.4. Преемственность идей народной педагогики и современной школы по экологическому воспитанию 57
Выводы 62
ГЛАВА II. Содержание, задачи, принципы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста 65
2.1. Теоретико-методологические основы экологического воспитания: философский, культурологический и природосообразные подходы к проблемам «естественного» и «свободного» воспитания в истории педагогической мысли народов Запада и России 65
2.2. Задачи и функции экологического воспитания 86
2.3. Специфика экологического воспитания и обучения младших школьников 94
Выводы 105
ГЛАВА III. Пути и методы воспитания экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики осетин 109
3.1. Анализ состояния проблемы исследования в школах республики Северная Осетия-Алания ... 110
3.2. Методика организации и проведения эксперимента по использованию народных знаний в системе экологического воспитания младших школьников 133
3.3.Апробация результатов исследования в практике обучения младших школьников их обсуждение 136
Выводы 151
Заключение 156
Литература 166
- Народная педагогика о сущности экологического воспитания и роли природы в нем
- Отношение горских народов Северного Кавказа к природной среде и этносфере как к важнейшим факторам народного воспитания
- Теоретико-методологические основы экологического воспитания: философский, культурологический и природосообразные подходы к проблемам «естественного» и «свободного» воспитания в истории педагогической мысли народов Запада и России
- Анализ состояния проблемы исследования в школах республики Северная Осетия-Алания
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном обществе под действием происходящих перемен на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности» имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон жизни народа, в том числе народных идей и опыта экологического воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, особенно в области духовной культуры, остро встал вопрос об отношении к природе. В современном мире не существует более важной проблемы, чем выживание человечества и сохранение окружающей среды.
Современный глобальный экологический кризис может быть
определен как нарушение равновесия в экологических системах и
в отношениях человеческого общества с природой. Он является
следствием несоответствия развития производительных сил и про
изводственных отношений в человеческом обществе экологичес
ким возможностям окружающей среды. Кризис в природе харак
теризуется такими основными чертами, как нарушение экологи
ческого равновесия в процессе антропогенной деятельности и не
способность человеческого общества преломить тенденцию ухуд
шения состояния окружающей среды. Разрешение возникшего
противоречия между особенностями деятельности общества и
свойствами природы как целостной системы возможно лишь путем
согласования антропогенной активности с законами природы. В
этой связи важным социальным заказом представляется
формирование экологической культуры личности,
осуществляющей сознательное, ответственное отношение к природе на основе знаний ее законов и закономерностей развития. Осознание необходимости формирования нового менталитета,
5 связанного с пониманием важности экологической безопасности и
устойчивого развития окружающей среды, требует новых подходов
к целям и содержанию экологического образования, воспитания и
просвещения. Общественное экологическое сознание, как
результат реализации образовательных целей педагогических
систем, должно стать важнейшим средством социального
воздействия на все виды деятельности человека. Только в этом
случае можно говорить о перспективах экологической
безопасности и рациональном природопользовании.
На этот аспект еще в XIX столетии обращали внимание
русские путешественники и ученые-кавказоведы Д.Белль, И.Греко,
Я. Каменев, Ф.Леонтович, А.Шегрен и др.
Особенно важно осуществление целенаправленного формирования экологической культуры начиная с самого раннего возраста. Вот почему большое значение имеет период начальной школы, когда закладываются основные качества личности, ее мировоззрение, обеспечивающее эффективность дальнейшего экологического образования и воспитания, содействующее созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Цели, содержание и психолого-педагогические механизмы экологического образования всех слоев населения, в том числе и младших школьников, показаны и обоснованы во многих работах современных педагогов, психологов, методистов, экологов: Л.М.Клариной, Л.П. Симоновой, И.Т.Суравегиной, И.В. Цветковой и др. Значительный вклад в научное осмысление данной проблемы вносят ученые С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, Л.П.Почко, А.П.Сидельковский, Г.А.Ягодин, В.А.Ясвина и др.
В работах В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.Ш. Гашимова, М.Б.Гуртуевой, В.В.Давыдова, А.В. Запорожец, СХ.Мафедзева, Ш.А.Мирзоева, Н.Н.Поддъякова, Е.Е. Хатаева, И.А.Шорова и др., в разных аспектах и объеме показаны народные знания о природе, но в научно-педагогических исследованиях не нашел должного отражения вопрос о возможностях и путях использования народных знаний о природе в формировании экологической культуры школьников в современных условиях.
Между тем народные знания о природе мы определили как
результат воспитания экологической культуры, основанный на
наблюдениях и опыте практической деятельности народа.
Передаваясь из поколения в поколение, их практическая
реализация веками обеспечивала рациональное
природопользование без нарушения экологического равновесия, являющегося выражением сознательного ответственного отношения к природе. Это позволяет говорить о существовании на определенном этапе исторического развития экологической культуры общества, базирующейся на народных знаниях. Поэтому проблема совершенствования экологического воспитания младших школьников посредством идей северокавказской народной педагогики остается актуальной, особенно когда речь идет о формировании экологических знаний и мировоззрения, личностной ориентации обучаемых в начальной школе детей. Однако глубоких исследований в этой области применительно к республике Северная Осетия-Алания пока не проводилось.
С учетом вышеизложенного и был сделан выбор темы
диссертационной работы «Экологическая направленность
народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в
воспитании младших школьников», проблема, которой в
разработке и обосновании педагогических средств
7 совершенствования экологического воспитания младших школьников посредством идей северокавказской народной педагогики. Решение проблемы являлось целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования - система использования народных знаний северокавказских народов о природе в формировании экологической культуры учащихся младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
—- выявить экологическую направленность народной педагогики Северного Кавказа и возможности ее использования в формировании экологической культуры младших школьников;
изучить педагогический опыт школ Северной Осетии-Алании в формировании экологической культуры младших школьников, в том числе с использованием культурного наследия народов всего Северного Кавказа и родного края;
обосновать педагогические условия использования народных знаний наших предков о природе в формировании экологической культуры учеников начальной школы;
определить критерии оценки эффективности использования средств Северо-Кавказской народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников.
В основу исследования положена следующая гипотеза: эффективность формирования экологической культуры младших школьников повышается, если:
— знакомить учащихся с памятниками духовной культуры
северокавказских народов, отражающих народные знания о
природе;
— включить учащихся в творческую деятельность по
использованию народных знаний о природе в оценке современных взаимоотношений человека и природы, развития эмоционально-положительного отношения к природе, развития навыков бережного отношения к ней;
— обеспечить развитие общетеоретической и методической
готовности учителя к использованию средств народной педагогики
родного края к формированию экологического мировоззрения и
экологической культуры учащихся начальных классов;
— использовать взаимодействие школы и семьи в осу
ществлении процесса экологического воспитания младших
школьников на основе народных знаний о природе.
Методологической основой исследования являются
философские положения диалектики о единстве природы и
общества, фундаментальные идеи о роли природы в воспитании
подрастающего поколения классиков педагогики:
Я.С.Гогебашвили, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, психолого-педагогические положения Б.Г.Ананьева, Л.И.Божова, Л.В.Замкова, В.А.Крутецкого, А.Н.Левитова, А.Н.Леонтьева, Л.Ю.Уманского, Д.Б.Эльконина и др. о ведущей роли деятельности, как сложного и глубокого источника развития и формирования личности, позволивших подойти к проблеме эффективности использования народных знаний о природе в формировании экологической культуры младших школьников, бережного отношения к наследию прошлого, отраженного в национальных культурах народов Северного Кавказа.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы специальные методы научно-педагогического исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, философской, исторической и
методологической литературы по теме исследования);
эмпирические ("тестирование, анкетирование, индивидуальные
беседы с детьми, учителями начальных классов, а также с
родителями младших школьников, изучение творческих работ
учащихся, посещение и анализ уроков и внеклассных
мероприятий, проводимых в начальной школе); организационные
(сравнительный, комплексный); экспериментальные
(констатирующий, поисковый, формирующий).
Источниковой базой исследования служили:
— труды отечественных и зарубежных ученых по мето
дологическим вопросам педагогики природосообразности,
экологии, экологического образования и воспитания;
— философская, психолого-педагогическая и учебно-методи
ческая литература, относящаяся к исследуемой проблеме;
— данные педагогического эксперимента, его результатов.
Базу исследования составили: средние учебные заведения
республики Северная Осетия-Алания.
Исследование осуществлялось в три этапа:
I этап: 1999 — 2000 гг. - предварительное ознакомление с
проблемой рассмотрения экологического воспитания в свете идей
народной педагогики в контексте национальной педагогической
системы. Анализ историко-этнографической, этнопедагогической
и этнопсихологической проблемы. Определение основных
направлений научного поиска.
II этап: 2001 - 2002 гг. - обзор научной литературы и
выявление состояния изученности проблемы, её актуальности,
разработка методологии, научного аппарата и подготовка научных
публикаций по проблеме. Проведение опытно-экспериментальной
работы с использованием авторских экспериментальных учебно-
информационных материалов, с целью определения дидактических
условий и средств повышения эффективности совершенствования
экологического воспитания посредством идей северокавказской народной педагогики.
III этап: 2002 - 2003 гг. - обработка, анализ, систематизация и оформление послеэкспериментальных результатов исследования проблемы, разработка рекомендаций, их апробация и внедрение в практику. Литературное оформление диссертации и её библиографии.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
раскрыта экологическая направленность знаний северокавказских народов, выявлены возможности ее использования в современной практике формирования экологической культуры подрастающего поколения;
обоснована целесообразность и психолого-педагогические механизмы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование экологической культуры школьников;
выявлены педагогические условия эффективного использования экологических знаний народов Северного Кавказа в формировании экологической культуры младших школьников;
— разработан системный подход к обеспечению этнопедагогизации процесса формирования экологической культуры младших школьников, объединяющий три направления деятельности: обновление содержания, средств и форм учебно-воспитательного процесса; создание условий для общетеоретического и методического совершенствования учителя; вовлечение родителей в эколого-воспитательный процесс;
— предложена научно обоснованная и эксперментально про
веренная система экологического воспитания младших
школьников на основе средств народной педагогики Северного Кавказа.
Теоретическая значимость исследования:
на основе современных требований развития школьного образования предложена теоретически обоснованная модель экологического воспитания младших школьников на основе обращения к народным традициям предков в отношениях с природой;
обоснованы эффективные формы и методы реализации названной модели;
определены критерии оценки уровней сформированности экологической культуры учащихся начальных классов;
Практическая значимость исследования определяется тем том, что
оно вооружает учителей начальных классов теоретически обоснованной и практически апробированной методикой и рекомендациями использования народных знаний народов Северного Кавказа и Северной Осетии в частности в формировании экологической культуры младших школьников;
разработанные на их основе методические рекомендации позволят усилить экологическую направленность учебно-воспитательного процесса;
— на практике доказана педагогическая эффективность
учебного пособия для начальных классов «Давай дружить с
лягушкой!» (рабочая тетрадь для факультативных занятий по
изучению природы Северной Осетии), содержание которой
включает этнопедагогический материал;
— в учебных заведениях республики апробировано и активно
используется авторское методическое пособие для учителей
12 «Средства народной педагогики осетин в экологическом
воспитании младших школьников»;
— разработанные и предложенные педагогические пути и
условия формирования экологической культуры младших
школьников с опорой на экологические знания народов Северного
Кавказа рекомендованы для применены в школах всего
Северокавказского региона и могут быть использованы в процессе
профессиональной подготовки учителей в средних и высших
учебных заведениях.
На защиту выносятся следующие положения:
— сущность экологической направленности народной пе
дагогики Северного Кавказа и функция народнопедагогических
средств в воспитательном процессе;
— структура системного подхода к этнопедагогизации
процесса формирования экологической культуры учащихся
начальных классов;
— педагогические условия воспитания младших школьников на основе использования средств народной педагогики Северного Кавказа (на примере республики Северная Осетия-Алания).
Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в ходе исследования, обеспечены реализацией разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам; опытно-экспериментальной работой; всесторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях молодых ученых и специалистов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Хетагурова (1998), на межвузовских и региональных конференциях в гг. Пятигорске (2000), Липецке
(2002), Карачаевске (2003), Пензе (2003), Владикавказе (2000-2002) и внедрены в учебный процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Северного Кавказа на факультете социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, а также в средних учебных заведениях республики Северная Осетия-Алания.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Народная педагогика о сущности экологического воспитания и роли природы в нем
В нашем обществе под действием происходящих перемен на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон жизни народа, в том числе народных идей и опыта воспитания и обучения детей и молодежи.. Воспитание подрастающего поколения было и остается одной из важных проблем, стоящих перед обществом во все времена. Не было в истории ни одного человеческого коллектива, который не имел своей системы воспитания детей и юношества [46].
«Потребность в обобщении опыта воспитания появилась еще в первобытном обществе, когда, например, стали складываться определенные формы поведения, связанные прежде всего с взаимоотношениями старших и младших», - считает проф. В.Н.Столетов[115]. И это утверждение верно: старшие поколения должны были передавать накапливаемый опыт младшим поколениям [116]. Затем северокавказская народная педагогика, стала развиваться в процессе совершенствования трудового и воспитательного опыта людей [166]. В последующем педагоги из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, формированием его личности, определили его положение в обществе. Эти идеи получили отражение в фольклоре и других видах народного творчества.
Говоря об исторических предпосылках возникновения и развития народной педагогики Северного Кавказа, следует отметить, что горская народная педагогика является квинтэссенцией огромного педагогического опыта каждого из кавказских народов, выработанного на протяжении веков. Поэтому корни народной педагогики, ее сущность и содержание связаны с этногенезом каждого из горских этносов. Огромный вклад в решение этого вопроса внесли русские языковеды, М.М.Ковалевский [76] и др.
О необходимости опоры на воспитательный опыт народной педагогики писали многие видные просветители и общественные деятели Северного Кавказа конца XIX - начала XX веков: Ц.А. Амбалов, А.А. Гассиев, М.К.Гарданов, Г.И.Дзасохов, И.Д.Кануков, Г.М. Цаголов, Х.А. Уруймагов и мн.др.
В дальнейшем развитие идей и опыта народного воспитания кавказцев получили отражение в исследованиях и современных ученых: А.К.Алиева, Т.З- Бесаевой, Г.Н.Волкова, Б.Д.Далгата, Х.В.Дзуцева, И.Г.Загазежев, Г.З.Калоева, М.О.Косвена, Я.С,Смирновой, Х.Х. Хадикова, Е.Е.Хатаева, B.C. Уарзиати, К.Х.Унежева, И.А.Шоров и др.[9]
На огромную важность изучения и использования педагогической мысли народа указывал великий русский педагог К.Д.Ушинский. «Воспитание, созданное самим народом, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [156]. Именно К.Д.Ушинскому принадлежит заслуга введения в педагогическую литературу термина «народная педагогика», содержание и суть которого представляет воспитательный опыт народа. Горячо поддерживая и отстаивая идею создания народных школ, акцентируя внимание на высшем нравственном потенциале этнического воспитания, он отмечал следующее: «Напрасно мы ходим выдумать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ. Оно с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие качества. Это почва, на которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим» [155].
С воззрениями о смысле и значении народного воспитания перекликались и мысли А.С.Макаренко, который на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое большое значение для будущей квалификации человека» [89].
Высказывания апологетов научной педагогики по поводу педагогики народной не утратили своего значения и в наши дни, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, особенно в области духовной культуры, следовательно, и в области народной педагогики и методики воспитания и обучения молодого поколения. Успешное развитие практики воспитания зависит, в определенной степени, от знания духовных ценностей, этнопедагогической культуры народа и умения использовать их в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем продолжает оставаться проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта, их значения по отношению к педагогической науке, т.к. народная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное отношение к организации воспитания и обучения детей и молодежи в наши дни. В народном педагогическом опыте заложен огромный воспитательный потенциал, и он — неисчерпаемый источник педагогических знаний. Не зря считается, что народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей. Она вырабатывалась горцами на протяжении всей своей многовековой истории. Цель народной педагогики заключалась во всесторонней подготовке подрастающих поколений к жизни, в гармоничном развитии личности, отличающейся духовным богатством, нравственной чистотой, физическим совершенством и готовностью к физическому труду. Она была неразрывно связана с социальной средой, во взаимоотношениях с которой проявляла свою целостность [164]. И потому среди прочих сторон воспитания совершенной личности, наряду с умственным, нравственным, эстетическим, физическим, трудовым, народная педагогика особое внимание уделяла и развитию у подрастающего поколения экологического образования.
Отношение горских народов Северного Кавказа к природной среде и этносфере как к важнейшим факторам народного воспитания
Горный Кавказ породил оригинальное (самобытное) социокультурное пространство, в котором веками формировались специфические отношения между человеком и природой, составляющие основу мировоззренческой картины человека. Эти особенности связаны с исторически сложившимся отношением к природе, земле, другим людям, пониманием добра и зла, свободы и справедливости. Они определяли мотивацию деятельности человека [175]. Кавказский образ жизни имел свою специфику: почитаемое отношение к земле и горам, пиэтетное отношение и привязанность к ним, ко всему живому, которое следовало свято оберегать. Это было вызвано во многом геополитическим фактором. Территория Кавказа входила в зону становления рода человеческого, а Северный Кавказ являлся его северной окраиной. Об этом свидетельствуют многочисленные находки из области материальной культуры, обнаруженные археологами различных времен и народов[126]. Также удобное месторасположение Кавказа делало край густонаселенным. Уместно вспомнить в этом плане слова путешественника Пьера Тейяра де Шардена, который отмечал, говоря о Кавказе, что вследствие случайной конфигурации континентов на Земле имеются районы, более благоприятные для объединения и смешения рас - обширные архипелаги, широкие, пригодные для обработки равнины, особенно орошаемые какой-нибудь крупной рекой. В этих-то привилегированных местах, естественно, и стремилась с начала оседлой жизни сосредоточиться, смещаться и накалиться человеческая масса» [125]. Поэтому не случайно Кавказ стал местом, где, выделившись из самой природы, человек вошел в конфликт с ней же самой. Место человека в этой природе сейчас нельзя оценивать однозначно, а точнее, он во многом вошел с ней в конфликт, который может завершиться не в пользу человека. Кавказ всегда был богат флорой и фауной, тем не менее все народы, населяющие край, на протяжении веков вынуждены были приспосабливаться к этой природной среде. В этом плане был прав философ Кант, когда отмечал, что «человек был создан для жизни во всех климатах и приспособлен для всякого свойства почвы; в нем, следовательно, должны были быть заложены разного рода зародыши и естественные задатки, чтобы при случае или получить развитие, или испытать в этом развитии задержку, чтобы он мог приспособиться к своему месту в мире и в непрерывно продолжающемся ряду своих поколений получить такой вид, как будто он был рожден и создан для этого места» [71]. Поэтому все северокавказские народы, находясь столетиями на столь разнообразной по своему строению территории — от приморья до горных хребтов, выработали свой менталитет, адекватный среде их обитания. Неслучайно, имея в целом общность психического склада, характера, обычаев и традиций, разные горские национальности не похожи друг на друга. Одни из них более темпераменты и воинственны (ингуши, чеченцы, осетины, карачаевцы), другие более меланхоличны и сдержанны (адыги, кабардинцы, ногайцы) в своих суждениях и поступках, т.е. столь разнообразная среда их обитания не могла не оказать влияния на их образ жизни и образ мышления. Но в целом основное население северокавказских народов в своей вековой истории проживало в горах, и они остаются горцами.
Ценность прошлого в кавказском сознании, традиционно занимавшая высшую иерархическую ступень в системе ценностных приоритетов, определяла диалог человека и природы. Поэтому у всех горцев своя специфическая космософия, т.е. не только природа, территория, в которой они живут, а некий смысл, некий вечнопознаваемый его обитателями мир. И это великое его познание происходит на протяжении всей истории народов. Космо-психо-логос горцев особый, и основным Космосом выступают у них Горы, которые больше, чем Дом и Небо, спасение и опасность. Горы у них - связующее звено между Землей, ими и Небом. Горы — это вечность их обитателей. Горы — это вечный их очаг. Горы никогда никому не прощают измены. Они всегда требуют к себе самого бережного, чуткого отношения. Здесь - в Стране Гор, каждый камень имеет свое место и назначение. В горах ничего менять нельзя. В горах животный и растительный мир соседствуют в вечной гармонии. Сюда из равнины никакого зверя не пропустят. Он просто не выживет. Точно так же равнинные растения никогда здесь не укоренятся. В горах даже кислород «на учете» у Природы. Исходя из этих особенностей своего Космоса, горцы обустроили свою жизнь и создали особый мир. Это восприятие природы выразилось в мифологизации, персонификации отдельных животных и растений. Наделение природы антропоморфными, а человека зооморфными чертами являлось попыткой людей сблизиться с природой, сделать ее себе подобной, чтобы побороть свой страх перед стихией. Например, все горские народы обожествляют гору Эльбрус. Они уверены, что эта гора им дает все: и жизнь, и благополучие в этой жизни. Поэтому Эльбрус и переводится как «гора счастья». По сей день горцы даже погоду на будущее определяют по «настроению» Эльбруса.
Теоретико-методологические основы экологического воспитания: философский, культурологический и природосообразные подходы к проблемам «естественного» и «свободного» воспитания в истории педагогической мысли народов Запада и России
Современные проблемы устойчивого развития окружающей среды, экологической безопасности жизни и деятельности населения Земли, вышли на первое место среди многих глобальных, региональных и местных проблем. Важность их решения подтверждается документами конференции ООН по окружающей среде; международными конференциями по устойчивому развитию горных территорий, а также такими нормативными документами Российской Федерации, как законы об охране окружающей среды, экологическая доктрина и национальная стратегия экологического образования. Особое место экологические проблемы занимают в тех регионах, где сочетаются различные географические условия и природные комплексы. Хозяйственная деятельность человека, освоение всех видов природных ресурсов на равнинных и горных территориях отличается заметным контрастом: уровень загрязнения окружающей среды на равнинах значительно выше [81].
Так как основными факторами возникновения экологических проблем являются социально-экономические условия, то их решения невозможно только техническими средствами. В значительной мере они зависят от переориентации ценностей, мировоззрения, экологической культуры и нового отношения к окружающей среде. Осознание необходимости формирования нового менталитета, связанного с пониманием важности экологической безопасности и устойчивого развития окружающей среды, требует новых подходов к целям и содержанию экологического образования, воспитания и просвещения [140]. Общественное экологическое сознание, как результат реализации образовательных целей педагогических систем, должно стать важнейшим средством социального воздействия на все виды деятельности человека. Только в этом случае можно говорить о перспективах экологической безопасности и рациональном природопользовании.
Состояние среды обитания человека во все времена в немалой степени определялось и сегодня определяется уровнем его духовной культуры, целевыми, ценностными установками [41].
Экологическая культура характеризует способы взаимодействия общества с природой, исторической и социальной средой. Ведь сами экологические проблемы не в последнюю очередь являются отражением уровня духовной культуры общества, человека. Людям необходимо осознать, замечает академик Д.С.Лихачев, что «отношение природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по своему «социальна», общежительна, обладает своими правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор, как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может» [85]. Необходим диалог двух различных культур - человека и природы, и человеку в этом диалоге необходимо быть чутким, внимательным и очень осторожным собеседником. И в этом высказывании академик Лихачев не одинок. Природа как ценность культуры рассматривается в работах Э.В.Гирусова, В.П. Казначеева, М.Я. Ковальзона, Л.Н. Когана, Н.М. Мамедова и др. В их научных изысканиях экологическое воспитание и образование выступает доминирующей сферой в формировании экологической культуры, и направляющей линией в становлении современной образовательной системы. Известный российский футуролог И.В. Бестужев-Лада убежден, что именно экологическое образование сегодня выступает той областью, где обучение и воспитание подрастающего поколения является наиболее эффективным. Но прежде чем говорить непосредственно об экологическом воспитании, есть необходимость специально остановиться на том, что такое природа в ее отношениях к человеку и обществу, а также — на теоретико-методологических основах экологического воспитания, представленных философским, культурологическим и природосообразным подходами к проблемам «естественного» и «свободного» воспитания в истории педагогической мысли народов Запада и России. Без этой философии и истории нельзя «пробиться» к теме нашей работы и понять ее глубочайший смысл.
Анализ состояния проблемы исследования в школах республики Северная Осетия-Алания
Экологическое воспитание младших школьников в республике Северная Осетия-Алания осуществляется в основном в процессе учебной деятельности на уроках природоведения или окружающего мира. В начальной школе выделяются следующие цели и задачи экологического воспитания: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; воспитание эстетического и нравственного отношения к природе; формирование практико-деятельностного отношения к природной среде. В последние годы в связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания всех образовательных областей, появилась вариативность на уровне образовательных систем и учебных курсов, которая нашла отражение и в школах республики Северная Осетия-Алания. В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области, естествознание и обществознание, на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир». В нем реализуется содержание, являющееся пропедевтическим для дальнейшего изучения в основном звене биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории [123]. В российской начальной школе накоплен достаточно богатый опыт начального естественнонаучного образования. В последние годы произошло осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данной образовательной сферы. Сегодня природоведение — это часть образовательного компонента «Окружающий мир». Само название говорит о том, что содержание данного компонента стало гораздо шире. Основу его составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Таким образом, происходит интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место человека в этом мире. Приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт), где в числе других определено содержание двух образовательных областей — «Естествознание» и «Обществознание». Авторы всех вариативных программ для начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания, расширяя и углубляя его. В четырехлетней начальной школе на изучение обязательного компонента «Окружающий мир» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования России от 09.02.98 № 322) в инвариантной (обязательной) части в 1 и 2 классах выделено по одному часу в неделю, в 3 и 4 — по два. Учитывая то, что в содержание данного образовательного компонента включены элементы знаний из двух образовательных областей, в 1 и 2 классах «Окружающий мир» дается интегрировано без деления на предметы. В 3 и 4 классах этот компонент может быть представлен в двух вариантах: интегрированным курсом или двумя отдельными курсами (например, «Природоведение» и «Введение в историю»). Следует подчеркнуть, что «Окружающий мир» — это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Окружающий мир», младшие школьники усваивают этические нормы поведения. Острота экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека подчеркивает важность воспитание любви и бережного отношения к природе и понимание значимости своих действий с самого раннего возраста. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость в увеличении сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии — вопросам охраны природы. Для традиционной начальной школы целостно разработано для всех четырех классов пять вариативных курсов: «Зеленый дом», автор А. А. Плешаков (М.: Просвещение); «Природа и люди»; автор 3. А. Клепинина (Смоленск: Ассоциация XXI век); «Окружающий мир», авторы Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова. И. В. Потапов (М.: Просвещение); «Мир и человек», авторы А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан (М.: Дрофа); «Окружающий мир», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, рабочими тетрадями и методическими пособиями для учителя [123].