Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Дадов Исмел Абузерович

Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики)
<
Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дадов Исмел Абузерович. Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 2001 219 c. РГБ ОД, 61:02-13/60-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Воспитание у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в контексте этнопедагогики и двуязычного образования как педагогическая проблема

1.1. Воспитание у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений - актуальная проблема современной педагогической теории и практики

1.2. Правовые основы воспитания у учащихся общеобразовательных учреждений патриотизма и культуры межнациональных отношений

Выводы по главе 37

Глава II. Этнопедагогика адыгов в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образовательного пространства

2.1. Народная педагогика - основа общечеловеческой педагогической культуры

2.2. Актуализация идей и принципов народной педагогики в современной школе

2.3. Этнопедагогическая культура адыгов в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования

2.4. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений в национальной школе

Выводы по главе 132

Глава III. Двуязычное образование как фактор воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений

Выводы по главе 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

БИБЛИОГРАФИЯ 185

ПРИЛОЖЕНИЯ 196

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Анализ преобразований, происходивших в последнее время в Российской Федерации, на Северном Кавказе и, в частности, в Кабардино-Балкарской Республике, к сожалению, свидетельствует о том, что кризис, который переживают экономика, наука, культура, экология, правопорядок не миновал и систему образования. Естественно, что выход из сложившейся ситуации невозможен без положительных комплексных изменений во всех областях деятельности общества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 5. п.2) и Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 9) субъектам Федерации передана компетенция определения и осуществления образовательной политики, разработки и реализации программ развития образования с учетом национальных и региональных особенностей, установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. В этих условиях особую актуальность приобретает воспитание школьников в системе образования, в частности воспитание у них патриотизма и культуры межнациональных отношений.

В Программе развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы [23], принятой Минобразованием России в 1999 году, говорится о необходимости воспитания у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, а Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Правительством Российской Федерации, среди основных целей и задач указывает, "что система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического го-

* сударства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, t

уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование культуры мира и "межличностных отношений" [16, 14-15].

Северный Кавказ - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На его территории проживают десятки народов, каждый из которых обладает древней, яркой и самобытной культурой, уникальным педагогическим опытом, накопленным веками в тяжелейших условиях выжи-вания, опытом, который постоянно обогащался на основе взаимовлияния их культур. Понятно, что современные общественно-политические процессы в республиках Северного Кавказа невозможно представить без активного этнокультурного взаимодействия народов, осуществляющегося на самых разных уровнях, в различных формах и направлениях.

В последние годы стало совершенно ясно, что развитие межнациональ-ных отношений в республиках Северного Кавказа происходит не одноли-

* нейно. При общей их положительной доминанте выявились очевидные
трудности и даже трагические противоречия. Последние породили про-

блемы, вставшие ныне в полный рост перед учеными-обществоведами, и

не только перед ними. Возникли новые, весьма острые проблемы и у педагогов, решение которых имеет исключительное, судьбоносное значение.

В условиях многонационального государства особую актуальность и ост
роту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса про-
; блем, касающихся прав этносов на государственность, связанных с развити
ем и функционированием национальных языков и национальных культур,
і сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, ук-
| лада жизни и быта, народных промыслов и т.д. [183, 37].
^ ? Важным исследовательским направлением по проблемам воспитания у

* школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений является
выявление роли и возможностей этнопедагогики в условиях двуязычного об-

разования. В решении этой актуальнейшей задачи нами учитывается, что по-лиэтничность на Северном Кавказе имеет вековые корни, а межнациональ-ные контакты всегда составляли важнейшую сторону этнической истории и органичную часть этнопедагогики народов данного региона.

При исследовании избранной проблемы мы приняли во внимание и другое обстоятельство. В настоящее время, как никогда ранее, высок общественный интерес к историческому прошлому народов, и в частности к их этнопе-дагогической культуре. И это понятно. Чем выше уровень развития нашего общества, наш научный и культурный потенциал, тем настоятельнее и острее ощущается необходимость осмыслить педагогический опыт в интегральной логике и связке далекого прошлого и настоящего. Понятно, что осмысление и использование этого комплексного опыта имеет и прагматическое значение.

Проблема использования этнопедагогики и двуязычия в образовании, в

частности в общеобразовательных учреждениях, всегда была актуальной для

*

отечественной педагогики. В современных же условиях ее актуальность воз-
t росла. Интерес к ней во всех республиках Северного Кавказа необыкновенно

велик, причем этот интерес все время растет, по этой проблематике ведутся
широкомасштабные и глубокие исследования...

Адыги, как и другие народы, всегда уделяли серьезное внимание воспи
танию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений. Об
этом писали адыгские общественные деятели: К. Атажукин, У. Берсей, А.
Кешев, Ш. Ногмов, Б. Пачев, П. Тамбиев, Хан-Гирей и др. Внимание этой
проблеме уделяли иностранные авторы, побывавшие на Кавказе в разное
время и с разными целями: Абри де ла Метрэ, Дж. Белл, М. Броневский,
Ф.Дюбуа де Монпере, Дж. Интериано, А. Ламберти, Т. Лапинский, Дж. Лук-
ка, Дж. Лонгворт, Т. де Мариньи, Я. Потоцкиий, Ж. Тавернье и другие. Часть
^1 материалов этих авторов опубликована в книге "Адыги, балкарцы и карача-

л евцы в известиях европейских авторов ХІП-ХІХ вв."[26].

В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы этнопедагогики

нашли свое отражение в трудах известных ученых В.Ф. Афанасьева, Б.Х. Бгажнокова, К.И, Бузарова, З.П. Васильцевой, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, М.Г. Загазежева, А.Э. Измайлова, С.С. Киржинова, Э.Л. Коджесау, В.В. Ма-каева, Г.М. Мамбетова, М.А. Мамхеговой, С.Х. Мафедзева, М.А. Меретуко-ва, Ш.А. Мирзоева, Ю.К. Намитокова, Я.И. Ханбикова, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова, З .Я. Якубова и других.

В осмыслении теоретических положений двуязычного образования боль
шую помощь автору оказали труды зарубежных и отечественных ученых (Л.
Балкон, В. Гумбольдт, Дж. Камминс, В. Ламберт, У. Макки, Дж. Несбитт, В.
Пенфильд, Дж. Ронжат, О. Саер, М. Сигуан, Р. Тотине, Дж. Фишман, П.
Эбурдин; Е.М. Верещагин, В.Г. Гак, М.Н. Губогло, Ю.Д. Дешериев, И.А.
Зимняя, М.М. Михайлов, Ю.Ю. Михальченко, В.М. Солнцев, Ф.П.Филин,
Н.М, Шахнорович и другие). Отдельные вопросы двуязычного образования
отражены в публикациях адыгских ученых З.У. Блягоза, А.Х. Загаштокова,
Ю.С. Кимова, Х.Х. Сукунова, Х.Г. Тхагапсоева, А.Ю. Шадже, М,Х. Шхапа-
t цевой и других. Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов,

отметим, что вопросы воспитания у школьников патриотизма и культуры

w межнациональных отношении средствами этнопедагогики в условиях дву-

язычного образования в их работах специально не рассматривались или рассматривались частично, так как авторы не ставили перед собой такой задачи. Не все аспекты данной проблемы изучены с достаточной полнотой и основательностью. К числу вопросов, которые до сих пор не стали предметами специального исследования, относится и вопрос об эффективных путях использования этнопедагогики и двуязычного образования в системе патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений, хотя в его исследовании нуждается реальная практика общеобразова-

^ тельной (национальной) школы,

* Сегодня налицо потребность в осмыслении и обобщении уже накоплен-

ного положительного опыта национальной школы, в определении возможных

путей его совершенствования, в конкретных рекомендациях по совершенствованию системы патриотического воспитания и формированию культуры межнациональных отношений школьников средствами народной педагогики и возможностями, создающимися двуязычным образованием, рекомендациями этнопедагогики. Указанные основания и мотивы обусловили выбор темы настоящей диссертационной работы.

Проблема исследования состоит в выявлении идей, роли и возможностей адыгской этнопедагогики в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования и в определении оптимальных путей реализации этих возможностей.

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать роль
и возможности этнопедагогики и двуязычия в воспитании патриотизма и
культуры межнациональных отношений у учащихся общеобразовательных
учреждений; выявить идеи и особенности их использования в воспитании у
школьников патриотизма и культуры межнационального общения в структу-
« ре общей системы интегрально смоделированной логики.

Объект исследования - процесс воспитания у школьников патриотизма и
культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образова-

ния.

Предмет исследования - адыгская этнопедагогика и двуязычное образование, их место и роль в общей системе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений у школьников в контексте интегральности.

Гипотеза исследования - этнопедагогика и двуязычное образование в
органичной взаимосвязи могут эффективно влиять на формирование у
школьников патриотического сознания, чувства патриотизма и культуры
межнациональных отношений в том случае, если они используются целена-
правленно, системно в общем комплексе учебно-воспитательной работы, в
* постоянной, систематической совместной работе школы, семьи и обществен-

ности, при продуманном накоплении положительного опыта и его распро-

странении.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования автором были поставлены следующие задачи:

раскрыть содержание, задачи и возможности этнопедагогики и двуязычного образования в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в новых социально-экономических условиях;

показать актуальность выявления роли этнопедагогики и двуязычного образования в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнацио-нальных отношений для современной отечественной педагогики и школы;

выявить и проанализировать опыт общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики по исследуемой теме;

на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса предложить научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование учебно-воспитательной работы национальной школы.

Методологическая основа исследования. Основными теоретико-
-< методологическими принципами исследования являлись положения диалек-

тики о единстве и связи нового со старым, целостном изучении историко-
педагогических явлений, единстве и взаимосвязи объективного и субъектив-

ного, о связи исторического и логического, раскрытие современных прогностических результатов исследования. В своем исследовании мы руководствовались концептуальными положениями и идеями основоположника этнопедагогики, академика РАО Г.Н. Волкова.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

изучение и научный анализ литературных источников, монографий, на
учных трудов по педагогике, нормативных правовых и директивных доку
ментов по проблеме;

imri сравнительный анализ статистических данных;

* педагогическое наблюдение за работой школ, учителей и учащихся;

подготовка и проведение опытно-экспериментальных технологий по

*

исследуемой проблеме;

наблюдение, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

изучение опыта работы школ, передовых педагогов - практиков.

База исследования: Хамидиевская и Ново-Хамидиевская средние школы Терского района КБР, в которых диссертант работал в качестве директора школы 20 лет; другие общеобразовательные учреждения Кабардино-Балкарской Республики; комиссия по образованию, науке, культуре и охране здоровья Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1975-2001 гг. и включало в себя три этапа:

1 этап (1975-1994гг.) - изучение и анализ научно-педагогической и мето
дической литературы, разработка и апробирование планов и мероприятий по
внедрению в образовательный процесс элементов народной педагогики, ис
следованию роли двуязычия в национальной школе; поиск эффективных пу-
тей использования адыгской этнопедагогики в условиях двуязычного образо-

* вания с целью воспитания у учащихся патриотических чувств и высокой

культуры межнационального общения, определение основных направлений дальнейшей работы по исследуемой проблеме;

2 этап (1994-1999 гг.) - изучение и обобщение передового педагогическо
го опыта, анализ имеющегося в республике комплекса проблем по изучаемой
теме; участие в работе различных районных и республиканских семинаров,
совещаний и конференций по актуальным проблемам использования этнопе
дагогики и двуязычного образования в обучении и воспитании школьников;
организация опытно-экспериментальной работы; участие в разработке и при
нятии республиканских нормативных правовых актов, закрепляющих место и
роль этнопедагогики и двуязычия в деятельности национальной школы, в

^, подготовке и проведении парламентских слушаний (г. Нальчик) по пробле-

* мам использования двуязычия и этнопедагогики в образовании.

3 этап (1999-2001гг.) - обобщение результатов исследования и формули-

*

рование выводов, рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые постав-лена и решена проблема целостного изучения роли этнопедагогики и двуязычия в воспитании у учащихся общеобразовательных учреждений патриотизма и культуры межнациональных отношений; на основе анализа материалов адыгского народного творчества получены новые знания об идеях и опыте патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений в адыгской этнопедагогике; определены основные пути и условия использования идей и опыта адыгской этнопедагогической культуры в воспитании у учащихся национальной школы патриотизма и культуры межнационального общения в условиях двуязычного образования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщен и

систематизирован материал о роли этнопедагогики и двуязычия в воспитании

у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений, что

существенно обогащает и расширяет имеющиеся представления о возможно-

-, стях общеобразовательных учреждений в решении данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты,
полученные в процессе исследования, могут быть полезны для новых работ

по этнопедагогике и двуязычному образованию, для совершенствования
практической деятельности национальной школы. Фактический материал и
положения диссертации могут быть использованы при составлении учебни
ков и учебных пособий по педагогике для педагогических учебных заведе
ний, явиться основой спецкурса по педагогике, использоваться в системе по
вышения квалификации учителей, обновлении содержания педагогического
образования, работе учителей и классных руководителей по повышению ка
чества учебно-воспитательной работы. Исследование дает возможность обо-
^ га» содержание образования по предметам культуроло, «икл,

.* Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются:

методологически выверенным подходом, многолетней практической

работой и наблюдениями автора, тщательным отбором фактического материала и документов;

логически обоснованным построением всего исследования;

сочетанием теоретических и экспериментальных методов, представляющих систему, дополняющих друг друга методик;

проведением опытной апробации в практике обучения и воспитания, а также использованием статистической обработки результатов эксперимента, повышающих его надежность.

Основные положения, выносимые на защиту:

воспитание у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений как актуальная проблема педагогической теории и практики на современном этапе демократического преобразования России;

идеи и опыт воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в адыгской народной педагогике и возможности их использования в современном школьном образовании;

принципы, формы и методы изучения национальных традиций воспитания, народных педагогических систем в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений;

этнопедагогическая культура адыгов как эффективное средство воспитания у школьников патриотизма и культуры межнационального общения в условиях двуязычного образовательного пространства;

практические рекомендации по использованию этнопедагогики в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях государственного двуязычного образования.

Апробация и внедрение в практику результатов и выводов исследования. Основные идеи и полученные результаты исследования обсуждались на парламентских слушаниях "Об основах культурной политики Российской Федерации и защиты русского языка" (г. Москва, 1995 г.), "О ходе реализа-

ции Государственной программы развития языков народов Кабардино-Балкарской Республики" (г.Нальчик, 1998г.), "Проблема законодательного регулирования процесса сохранения единого образовательного пространства в России на примере Северо-Кавказского региона" (г. Ростов - на - Дону, 1999г.), республиканских научно-практических конференциях и семинарах "Проблемы разработки национально-регионального компонента гуманитарного образования в школах КБР" (г. Нальчик, 1998г.), "Проблемы совершенствования качества учебной литературы для национальных и многонациональных школ КБР" (г. Нальчик, 1998г.), "Актуальные вопросы воспитания личности в современных условиях" (г. Нальчик, 1999г.). Материалы исследования обсуждены и положительно оценены также на районных и республиканских педагогических чтениях, заседаниях кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета, Адыгейского государственного университета, ученого совета ИПК КБГУ, нашли отражение в республиканских законах и программах, используются в работе общеобразовательных учреждений республики. Результаты исследования и опыт работы общеобразовательных учреждений республики освещались на страницах педагогических журналов и газет.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Воспитание у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений - актуальная проблема современной педагогической теории и практики

Одна из функций современной школы - активно содействовать преобразованию существующей взаимозависимости этносов и государства с ориентиром на обеспечение их сознательной солидарности. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы "с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым смог определить то место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим народам" [162, 52].Развитие современных процессов социокультурной трансформации в

России сопровождается нарастанием плюрализма в экономике, в духовно культурной жизни. В этих условиях особую актуальность приобретает поли культурное образование, все чаще и активнее привлекая внимание педагогов и ученых. Речь идет о переходе историко-цивилизованного развития человечества (разумеется, и России) в постиндустриальную фазу, когда роль орудия, технологии и массовых форм организации социально-производственных отношений в развитии общества отходит на второй план и на определяющие позиции выходят такие факторы, как культура и человек [150, 3-19].

Напряженность в межнациональных отношениях в России - одна из характерных черт кризисно-катастрофического состояния общества. Она вызы вает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества. Распад СССР обусловил появление сложных проблем во взаимоотношениях между российскими народами. Со всей остротой встал вопросо сохранении целостности Российского государства, которому пророчат сегодня распад на множество мелких полуфедеральных самостоятельных госу-дарств, находящихся в состоянии экономической и политической междуусобицы. Все большее количество людей в разных российских регионах осознает, что государственная целостность России - это последний рубеж, за которым - историческое небытие, полный распад, исчезновение [94, 3].

В связи с этим одной из особенностей нынешнего этапа истории становится возрастающее значение нравственно-этических вопросов. По-видимому, они будут требовать все более серьезного к себе внимания ученых, государственных и политических деятелей, гражданского общества и, конечно же, особенно педагогов и всех, кто работает в различных звеньях образования, в сфере культуры.

В этих условиях значение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений еще более возрастает, она становится приоритетной. Отправильного понимания идеалов и сути воспитательной работы, соблюдения ее закономерностей в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической, военной [121, 54],

Сегодня обозначились различные подходы к реформированию системы воспитания. Некоторые ученые считают, что целостное воспитание включает трудовое воспитание; патриотическое воспитание; мировоззренческое воспитание; воспитание материнства и отцовства; национально-историческое воспитание личности, формирование в ней готовности к решению глобальных проблем и ответственности за судьбы мира [100, 15].

Воспитание в процессе образования может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопонима л нию между людьми, народами, развитию и совершенствованию демократии.

Важнейшей задачей воспитания является развитие у обучающегося пред ставлений об основных ценностях демократического общества: добре, зле, " социальной ответственности, свободе, равенстве, справедливости [108,19].

Необходимым и очень важным условием реализации этой задачи, осо-бенно задачи по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, является использование положительного опыта этнической педагогики и двуязычного образования. В настоящее время при отсутствии в стране единого государственного заказа по воспитанию учащихся и существовании региональных и национально-культурных интересов данная проблема приобретает большую актуальность. Исследование положительно-го опыта народной педагогики и двуязычия имеет общечеловеческое значение, ибо культура любого народа является составной, неотъемлемой частью культуры всего человечества. Несомненно и то, что система традиционного этнического воспитания и двуязычие помогают в углубленном изучении человека, особенностей его этнопсихологии, мироощущения, мышления и т.д.

Народная педагогика - основа общечеловеческой педагогической культуры

В настоящее время российское образование переживает кризис, который принимает все более глубокий характер, поскольку не всегда и не везде удается этому социальному институту эффективно выполнять свои задачи по сохранению и передаче культурных ценностей.

Многие специалисты считают, что причина современного кризиса образования лежит в разрыве двух видов образования, которые имелись в культурной практике человечества. Первый вид образования был характерен для начала человеческой цивилизации, когда передача знаний носила личностный характер, при которой слова "учитель" и "истина" приближались к священному своему значению. В Новое время и позднее образование стало рационализироваться; знание обрело другое качество, чему свидетельствует известный афоризм Ф. Бэкона "Знание - сила" или "Знание - власть".

В своей работе "Формы знания и образования" известный немецкий антрополог М. Шилер высказал такую мысль, что именно технократическое знание составило фундамент современной системы образования, в которой такое знание является приоритетным, и благодаря этому приоритету происходит отчуждение образования от обучающегося" [208, 59-80].

Таким образом, в современной ситуации для разрешения кризиса в образовании вообще и, в частности, в России необходима переориентация, при которой будет возможно утверждение в системе образования такого знания, которое служит гармоничному развитию личности.

В этих условиях большой научно-педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приемами и методами воспитания он пользуется, каково его представление о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Мы многое переосмысливаем в своей истории, в понимании цели и смысла жизни и, конечно, в педагогике, ибо она стоит у истоков общественного сознания. Перемены в педагогике касаются ее методологических основ, рождаются новые концепции, нацеленные на создание школы завтрашнего дня.

Но есть у школы мощный потенциал, способный возродить все лучшее, что было в ней, способствовать ее дальнейшему развитию. Потенциал этот -народная педагогика. Именно она может дать подрастающему поколению возможность глубже почувствовать наше национальное достоинство, острее пережить привлекательность родной природы, показать, каким чертам характера горцев непозволительно исчезнуть из народной памяти. Сегодня, когда в обучении и воспитании значительно ослабла их нравственная основа, формирующая гражданина своего Отечества, спасительную миссию может осу ществить народная педагогика - многовековая традиционная культура воспитания, которая оказалась самой жизнеспособной педагогической системой.

Народ - воспитатель, народ - педагог талантлив во все века. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой ставили не только наши отцы и деды, но и деды наши дедов - в веках и тысячелетиях. И все это время успешно решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо каждого народа. Необходимость изучения памятников народного творчества как первоисточника культуры народа, в том числе и педагогической, отмечали все прогрессивные педагоги.

Во всей нашей многогранной работе по перестройке общества главным действующим лицом является народ. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней, своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, прикладное искусство и др.) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину "никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа" [196, 300].

Народная педагогика в основе своей теснейшим образом связана с проблемами национального (патриотического) и интернационального (общечеловеческого) воспитания, дает блестящие образцы их разумного и гармоничного сочетания.

Двуязычное образование как фактор воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений

В нашей многонациональной стране проблема двуязычия (билингвизма) приобретает важное значение. Отсюда тот огромный интерес, который проявляется со стороны ученых к исследованию данной проблемы. Она решается и лингвистами, и психологами, и социологами, и педагогами. Комплексный характер проблемы двуязычия признается едва ли не каждым ученым.

"Явление билингвизма может и должно исследоваться с различных точек зрения и, следовательно, быть предметом целого ряда смешанных наук", -справедливо замечает Е.М. Верещагин [59, 140].

Двуязычие (билингвизм) - весьма распространенное социолингвистическое явление. Оно встречалось во все времена развития общества у абсолютного большинства народов мира. Двуязычие имеет разные аспекты: социологический, психологический, лингвистический и педагогический - поэтому существуют разные дефиниции этого понятия [48, 43].

Учителям и методистам особенно близок педагогический аспект исследования двуязычия. "Задача педагогического аспекта — разработка и применение методов обучения двум языкам, методов изучения процесса овладения, владения двумя языками в условиях двуязычия. Педагогический аспект основывается на собственно лингвистическом, социологическом и психологическом аспектах" [87, 38]. Двуязычие - это умение, навык, позволяющие человеку или народу в целом, или его части попеременно пользоваться двумя разными языками для выражения своих мыслей в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения [48, 43]. В связи с тем, что двуязычие имеет разные аспекты, могут быть и разные его типологии. В литературе отмечается социологическая классификация, предложенная Ф.П.

Филиным [197], существует и иная типология, исходящая:

- из степени и характера владения вторым языком;

- времени и способов приобретения двуязычия;

- степени распространенности двуязычия (индивидуальное, массовое, одностороннее, двустороннее);

- из характера контактирующих языков (в контакт вступают близкородственные или структурно отдаленные друг от друга языки) [149, 41].

Двуязычное образование в Кабардино-Балкарской Республике имеет целью подготовить учащихся, способных свободно общаться на своем и русском языках, одновременно дать им возможность идентифицировать себя с родной культурой и познакомиться с другими.

Одним из средств гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности является система образования. Современные реформы образования в Кабардино-Балкарии невозможно осуществлять без учета сложившейся в республике языковой ситуации. Язык обучения - один из коренных вопросов регулирования языковой жизни - важная и наиболее острая и активно дискутируемая проблема. Оно способствует воспитанию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, возрождению языковой культуры. Возрождение же языковой культуры - важнейшая задача общеобразовательных учреждений. Ведь языком выражается национальная культура в самом широком смысле этого слова.

Основными тенденциями языковой жизни республики являются:

- возрождение интереса к национальным языкам и культурам;

- стремление населения расширить социальные функции национальных языков в разных сферах общения;

- языковая толерантность, выражающаяся в высоком уважении к иному языку, как к своему родному;

- высокий уровень развития двуязычия.

В национальных школах Кабардино-Балкарии с 20-х годов прошлого сто 137

летия обучения в начальной школе осуществлялось на родных языках, русский язык изучался как предмет. К середине 30-х годов были составлены программы по русскому языку, созданы учебники применительно к каждому национальному языку. В 50-80 годы русский язык функционировал в системе образования Кабардино-Балкарии как единственный язык обучения. В настоящее время часть школы по-прежнему ведет обучение детей начальной школы на русском языке. Новая языковая ситуация, сложившаяся на территории республики с начала 90-х годов, ориентирует начальные национальные школы осуществлять обучение на родном языке. Представляется, что такое решение правомерно в свете доказанного в мировой практике положения о том, что усвоение комплекса знаний на ранних стадиях обучения наиболее эффективно осуществляется на первом (основном) функциональном языке. В связи с этим принципиально меняется система школьного языкового образования. В новых условиях необходимы исследования, раскрывающие особенности преподавания языков [92, 25-26].

Похожие диссертации на Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики)