Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях общественно-политического и социально-экономического развития российского общества, когда население озабочено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои жизнедеятельности людей. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Следует отметить, что в важнейших государственных документах Российской Федерации, посвященных проблеме образования подрастающих поколений, подчёркивается необходимость духовно-нравственного воспитании. Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О культуре в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» российское образование должна решать колоссальные задачи, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В законах Республики Дагестан «О культуре», «О личной и общественной нравственности» и в ряде других документах содержатся установки, направленные к приобщению школьников к ценностям . духовной культуры родного народа. Важность сохранения и развития национальных культур народов России особо отмечается в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Поиск путей, средств, источников совершенствования нравственного воспитания граждан на этнокультурной основе, предпринимаемый в последние годы в ряде регионов страны, в том числе и в Дагестане также является признанием того, что национальная культура - сокровищница тысячелетнего народного педагогического опыта, является бесценным и эффективным воспитательным фактором, которому под силу решение многих педагогических проблем современной школы и семьи.
В системе моральных ценностей народов Дагестана в силу исторических, природно-географических условий жизни и деятельности сформировались традиции, обычаи, нормы общения, имеющие общечеловеческую значимость, такие как взаимопомощь в различных ее видах и формах, гостеприимство, уважение к старшим, почитание родителей, обычай сыновнего, дочернего долга, защита, оберегание чести, достоинства и жизни женщины, терпимость и толерантность в межнациональной сфере, верность в клятве, преданность в дружбе, святость родной земли и др. Содержание традиционных этнокультурных цен-
ностей воспринимается и реализуется по определенным этикетным нормам, предполагают четкие этикетные правила и установки.
Этикет — это не только норма поведения или идеал межличностного общения. В общении, которое строится в соответствии с нормами этикетной культуры, проявляются формы поведения, которые диктуются традициями, обычаями, моральным кодексом народа.
А между тем очевидную угрозу духовно-нравственному становлению личности на этнокультурной преемственности поколений представляют некоторые аспекты содержания новых стандарт образования, где предметное обучение и внеурочная деятельность рекомендуется осуществлять без учета национально-регионального компонента культуры.
Возникает необходимость целенаправленной актуализации этнокультурных ценностей через национальную школу и семью, отвести им надлежащее место в учебно-воспитательном процессе. Напрашивается глубокое и всестороннее исследование педагогического потенциала народного этикета и разработка методики его использования в нравственном воспитании учащихся.
Приобщение учащихся к этнокультурным этикетным нормам не терпит отлагательства. Чем раньше, тем лучше. Воспитание, полученное в раннем детстве, имеет судьбоносное значение для человека. Подчеркивая эту истину, народная педагогика гласит: "Воспитание и знания, приобретенные в детстве, — что резьба на камне ", т.е. несгораемы и долговечны.
Наиболее благоприятным возрастом для целенаправленного воспитания считается младший школьный возраст. Как отмечают ученые, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Младший школьный возраст наряду с ранним детством -благоприятный период в развитии личности, в усвоении ею фундаментальных знаний об обществе и мире и столь же необходимых для всей последующей жизни морально-этических норм и правил общения с различными по возрасту, родству, близости, национальной и конфессиальной принадлежности людьми. Усвоение младшими школьниками этикетных норм родного народа выступает как естественная предпосылка для успешного овладения ими ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно-этической культуры, что крайне важно для современного российского гражданина.
На нравственно-этическую культуру народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных морально-этических норм в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги Н.А. Констани-нов, Ф.Ф. Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева.
Важную роль в исследовании педагогического наследия народов сыграли труды академика Г.Н.Волкова - автора фундаментальных исследований, в которых определены сущность, содержание и специфика народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика». Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия),
Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), ЯМ. Ханбикова (Татарстан), И.А. Шарова (Адыгея), и др. Исследователи рассматривали различные аспекты народной педагогики, выявили пути и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы (Э.Ш. Аганова, P.M. Байчорова, Х.Х. Батчаев, СМ. Иванов, A.M. Леонов, X. Рахимов, Г.Д. Сундуй и многие др.),
Историко-этнографические исследования этических традиций дагестанских народов с выявлением их роли в различных сферах современной жизни провели известные дагестанские ученые А.К.Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Дал-гат, М.А. Дибиров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др.
Возможности и пути использования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли дагестанские ученые педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Магоме-дова, А.М Магомедов, Д.М. Маллаев, Ш.М Мирзоев, СМ. Омаров, Р.И. Омаро-ва, P.M. Пашаева, Т.С. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.
Однако при всей изученности содержания, специфики и значения педагогической культуры народов России, Кавказа, в том числе и Дагестана, педагогический потенциал этикета, как основной фактор нравственного воспитания учащихся используется недостаточно. Нет еще сколь либо целостных исследований, раскрывающих роль дагестанского народного этикета в нравственном воспитании младших школьников. А между тем Республика Дагестан - многонациональная, поликультурная, многоконфессиальная республика, на территории которой проживают более 30 коренных и представители более 100 народов России, где функционируют около 2-х тысяч общеобразовательных учебных заведений, где учащиеся целенаправленно и систематически должны формироваться как морально устойчивые и нравственно зрелые граждане нашей Родины-России.
Анализ психолого-педагогических исследований и учебно- воспитательной практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы нравственного воспитания школьников на прогрессивных нормах народного этикета, о чем свидетельствуют противоречия:
между необходимостью сохранения нравственной культуры, сконцентрированной в национальном этикете, и опасностью глобального образования, когда предметное обучение и внеурочная деятельность в новых стандартах представлены без учета особенностей национальной культуры;
между потребностью школы в оптимизации нравственного воспитания учащихся и недостаточностью решения данной проблемы на потенциале нравственного этикета народной педагогики;
- между необходимостью формирования нравственных качеств в
младшем школьном возрасте и отсутствием соответствующей социальному за
просу учебно-методической литературы по воспитанию учащихся на потенциа
ле народного этикета;
- между необходимостью воспитания учащихся согласно требованиям
народного этикета и недостаточной подготовленностью учителя начальной шко
лы к оптимальному решению данной проблемы.
Таким образом, противоречие между возрастанием роли нравственного воспитания в современных условиях обновляющегося российского общества и
недостаточной научной и практической разработанностью вопросов оптимального учета прогрессивных этикетных норм в формировании нравственно устойчивой личности, а также актуальность рассматриваемой проблемы стали основанием определения темы исследования: «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-этические основы формирования личности.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников.
Цель исследования - выявление нравственно-этического потенциала традиционного народного этикета и обоснование форм и методов его эффективного использования в нравственном воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников будет эффективным и результативным если:
- представить народный этикет как основу сохранения и развития нацио
нальной нравственной культуры;
гармонично сочетать нормы традиционного народного этикета с ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно - этической культуры;
создать оптимальные педагогические условия, где работа с учащимися целенаправленно ориентирована на формирование у них потребности усвоения этнокультурных ценностей;
систематически и активно включать учащихся в деятельность по духовному общению с мудрыми представителями старшего поколения, доступно и последовательно поясняющими им гуманистическую направленность и значение прогрессивных моральных норм традиционного народного этикета;
организовать реальное сотрудничество и достижение единства педагогических позиций педагогов и родителей по соблюдению учащимися ценностных этикетных установок морально- этической культуры народа.
В соответствии с целью и гипотезой в работе решались следующие задачи исследования:
- раскрыть педагогический потенциал традиционного этикета народов Да
гестана как эффективного средства нравственного воспитания детей младшего
школьного возраста;
- определить педагогические условия, формы и методы оптимального
применения педагогического потенциала традиционного этикета народов Даге
стана в нравственном воспитании младших школьников;
определить критерии, показатели и уровни сформированности морально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста;
разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс программу «Традиционный этикет народов Дагестана» реализуемый в рамках регионального общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана».
Методологическую основу исследования составили научно- философская интерпретация природы и особенностей познания человеком сущности гуманистических взаимоотношений, философские и нсихолого- педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребенка, является высшей ценностью в обществе; о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизни; культурологические, психолого-педагогические концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о роли этнокультуры в формировании личности.
Теоретической основой исследования выступают философские положениями и педагогические идеи об общечеловеческих духовных ценностях и их использовании в воспитании и обучении подрастающего поколения (Н.А. Бердяев, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, В.А Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), концептуальные положения о развитии личности (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн и др.); положения педагогической антропологии о гуманно-личностном подходе к учащимся (Ш.А. Амона-швили, Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гаши-мов, А.Э. Измайлов, Д.М.Маллаев, A.M. Магомедов, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов, Я.И. Ханбиков, З.Я. Якубов и др.); основные положения изучения народного этикета (А.К. Байбурин, Б.Х. Бгажноков, М.Г. Евграфова, СЛ.Лугуев и др.).
В ходе работы для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись комплекс методов исследования: теоретический анализ педагогических, этнопедагогических, психологических, этнокультурных, философских, культурологических и фольклорных источников; социо-лого-педагогические методы - наблюдения за учащимися в различных видах деятельности; изучение деятельности школ по использованию традиционной этической культуры народов Дагестана, изучение и анализ работы школы творческих работ учащихся при обучении учащихся региональному предмету «Культура и традиции народов Дагестана»; беседы с педагогами, родителями, старейшинами; анкетирование; устные и анкетные опросы педагогов, родителей, учащихся и оценивание; тестовая проверка уровней овладения учащимися задатками, умениями нравственного самовоспитания; педагогический эксперимент.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа по исследованию содержания, средств, форм, методов и условий, отвечающих цели нравственного воспитания младших школьников с опорой на народный этикет проводилась на экспериментальной базе, включающий в себя Касумкентские СШ № 1 и № 2, Новопоселковую СШ и ДОУ № 1 с. Касумкента С. Стальского района. В эксперименте также использован опыт по этнокультурному воспитанию учащихся, накопленный Ленинкентской гимназией № 35 г. Махачкалы и Камышкутанской гимназией с этнокультурным профилем Ахвахского района. В исследовании проблемы диссертации большую помощь диссертанту оказывали консультации сектора культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского НИИ педагогики и кафедра народной педагогики Хасавюртовского педагогического колледжа (Саидов Р.А.).
Исследование выполнялось в три этапа.
На первом этапе (2006 - 2008 гг.) изучались, анализировались педагогические и этнопедагогические, культурологические, этнографические, психологические, фольклорные источники. Изучался и анализировался опыт работы дагестанской школы по преподаванию региональных общеобразовательных культу-роведческих предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и опыт семейного воспитания на предмет учета, осмысления и применения морально-этического содержания, средств, форм и методов народной педагогики, в частности педагогического потенциала традиционного народного этикета; осуществлялся сбор и анализ полевого материала, велась работа с информаторами; формировались гипотеза и программа исследования.
На втором этапе (2009 - 2011 гг.) проводилась опытно- экспериментальная работа, в ходе которой определялись пути, средства, методы, условия движения цели исследования, проверялась научная достоверность гипотезы, вносились в нее необходимые коррективы; внедрялись в школьную практику и семейное воспитание подтвержденные экспериментальной проверкой положения, результаты исследования.
На третьем этапе (2012 - 2013 гг.) продолжалась экспериментальная проверка части положений гипотезы, эксперимент дополнялся открывшимися в ходе его средствами, факторами, источниками и условиями эффективного формирования у младших школьников гуманистической культуры общения; подводились итоги экспериментальной работы и исследования в целом; продолжалась проверка теоретических положений, методических рекомендаций в базовых школах и в ряде семей; проводилась обобщение и обработка материалов исследования; публиковались и апробировались актуальные результаты, выводы и положения исследования; диссертация подготавливалась к защите.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных; опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, комплексностью и адекватностью методов исследования сути решаемой проблемы; реальными положительными сдвигами в уровнях сформированное нравственных качеств личности; непосредственным участием диссертанта в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы и получением позитивных результатов.
Степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов, полученных соискателем. Обоснованность результатов исследования обеспечивалась выверенной методологической позицией, основанной на современных теоретических разработках в области педагогических наук, использовании совокупности методов исследования, репрезентативностью результатов, проведением апробации и экспертизы полученных выводов на конференциях регионального и всероссийского уровней.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- на основе изучения и анализа региональной этнографической, исторической, культурологической и педагогической литературы выявлены этикетные нормы, установки и правила народной педагогики Дагестана;
установлена и экспериментально доказана целесообразность использования педагогического потенциала этикетных норм народа как важнейшего фактора повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников;
подтверждена роль и значение традиционного народного этикета в формировании у детей духовно содержательной, гуманной культуры межличностного и межнационального общения;
определены педагогические условия эффективного применения педагогического потенциала народного этикета в нравственном воспитании младших школьников с учетом этнокультурных и полиэтнических традиции региона;
- выявлены и охарактеризованы критерии, показатели и уровни
нравственного воспитания младшего школьника на педагогическом потенциа
ле этикетной культуры народов Дагестана.
Теоретическая значимость исследования состоит:
раскрыта сущность, значение и роль народного этикета в педагогической теории и практике воспитания социально востребованной личности;
определено содержание традиционного народного этикета как нравственного кодекса, средства и источника воспитания личности, применительно к многонациональному и поликультурному региону;
выявлен педагогический потенциал традиционного народного этикета, являющихся ключевой базой формирования морально-этических качеств и определения критериев, показателей нравственно-этической воспитанности гражданина России, проживающего в многонациональном регионе;
установлены оптимальные педагогические условия совершенствования и гуманизации содержания, средств и методов формирования морально-этического облика личности учащегося.
разработаны содержание, структура и методика нравственного воспитания учащихся национальной школы на традициях народного этикета.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики использования потенциала народного этикета в нравственном воспитании младших школьников; в совершенствовании и обогащении технологии нравственного воспитания младших школьников. Рекомендации по формированию у учащихся 1-4 классов нравственно-этической культуры общения, разработанные на основе результатов, выводов и положений исследования, внедрены в работу не только базовых школ, но и в ряде инновационных образовательных учреждений. Исследование успешно разрешает одно из значительных противоречий школьно-семейного воспитания - раскрывает актуальный потенциал традиционного народного этикета и методические решения его использования, что значительно снимает затруднения педагогов и родителей, удовлетворяет их потребности в налаживании добрых человеческих отношений с учащимися согласно веками апробированным морально- этическим нормам народа.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания регионального общеобразовательного предмета "Культура и традиции народов Дагестана" Разработанные на основе исследования этико-дидактические материалы могут быть использованы как на уроках родного язы-
ка, так и на внеклассных воспитательных мероприятиях. Результаты исследования также могут быть использованы в курсовой подготовке учителей начальных классов в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.
Теоретические положения, выводы и методические рекомендации автора уже ряд лет эффективно используются в курсе лекций на дошкольном и школьном отделениях Хасавюртовского и Буйнакского педагогических колледжей.
Основные положения диссертации, выносимую на защиту:
-
Этикетные нормы народов Дагестана как нравственный кодекс и средство оптимизации нравственного воспитания младших школьников.
-
Содержание, формы и методы соблюдения народного этикета как неразрывные составляющие системы нравственного воспитания младших школьников, гуманизации воспитательной деятельности семьи и школы.
-
Педагогические условия интеграции нравственно-этического потенциала традиционного народного этикета в воспитательную деятельность национальной школы (этнокультурная направленность обучения младших школьников; приобщение учащихся к нормам и ценностям традиционного этикета народов Дагестана; опора на теорию, методику и технологию нравственного воспитания средствами народного этикета; мотивационно- ценностная и практическая ориентация учащихся на традиционные нормы народного этикета и др.).
-
Критерии и показатели сформированности нравственно- этической культуры младших школьников.
-
Потребности в самовоспитании на нормах и потенциале народного этикета как основа перспективного гуманного развития личности младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ФГБУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», на секторе культуры и искусства Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, на кафедрах этнопедагогики Хасавюртовского и Буйнакского педколледжей, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых ДГПУ И ДГУ; на Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Дагестанского НИИ педагогики, на научно-теоретической конференции, посвященной памяти ученого-педагога СМ. Гаджимурадова (Махачкала, НИИ педагогики), на педсоветах базовых средних школ № 1, 2 с. Касумкента, Новопоселковой СШ и гимназий с этнопедагогическим профилем пос. Ленинкент г. Махачкалы и села Камышку-тан Ахвахского района. Разработанные диссертантом по итогам опытно-экспериментальной работы рекомендации внедрены в названных выше учреждениях образования, где учителя начальных классов отзываются о них с глубоким удовлетворением и благодарностью.
Структура диссертации соответствует цели, задачам, логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.