Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Миркиев Гаджикурбан Магомедович

Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан
<
Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миркиев Гаджикурбан Магомедович. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2006.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/855

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного и декоративно -прикладного искусства как актуальная психолого-педагогическая проблема .. 13

1.1. Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства 13

1.2. Народное декоративно - прикладное искусства как средство эстетического воспитания школьников 35

1.3. Эстетическое воспитание как важная сфера развития художественной культуры школьников 53

1 4 Основные направления развития художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно - прикладному искусству Дагестана 66

ГЛАВА 2. Педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами декоративно - прикладного искусства 90

2.1. Дидактические условия художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно - прикладному искусству 90

2.2. Система занятий по художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами орнаментального искусства 109

2.3. Реализация педагогического потенциала декоративно - прикладного искусства, как показатель эстетического воспитания школьников 142

Заключение 160

Список литературы 162

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня обществом все более отчетливо стала осознаваться необходимость внедрения духовных культурных ценностей в социальную образовательную и личностную практику, при этом осуществляя воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня непосредственно является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и способность к художественному творчеству. Основной ролью целенаправленного эстетического воздействия на личность учащегося становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному своеобразию предметного мира. Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным нравственно-эстетическим творческим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляется живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные особенности, художественные критерии и оценочные категории. К тому же народное творчество по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка. Лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам, оно воспитывает художественный вкус, развивает чувство прекрасного.

Анализ деятельности школ показывает, что народное декоративно-прикладное искусство до сих пор не нашло достойного места в учебных

программах учителя дисциплин изобразительного цикла, недостаточно используется его творческий потенциал в эстетическом воспитании школьников. Актуальность предполагаемого исследования определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к национальной художественной культуре, а также созданием необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства как важного фактора интенсивного развития личности, самообогащения его внутренних резервов.

Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности внесли ученые-педагоги А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Кабалевский, В. С. Кузин, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, СТ. Шацкий, и др., по психологии - Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, и др., по эстетике - М. Г. Каган, Н. И. Киященко, Б. Г. Лихачев, Н. Г. Чернышевский. Они рассматривали искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. При этом мы в большей степени опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания методов эстетического воспитания средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые разработаны достаточно полно в трудах М.М. Байрамбекова, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, И. М. Раджабова, Н.Н.Ростовцева, Н. В. Сокольниковой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловои.

Теоретическую основу исследования составляют также глубоко аргументированные образцы анализа произведений народного декоративно-прикладного искусства, которые можно найти в работах П. Г. Богатыревой, В.М. Василенко, М. А. Некрасовой, Д. А. Рыбакова, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикаловои, отражающих осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно-эстетическом, этнографическом и воспитательном аспектах.

Вопросы изучения и использования декоративно-прикладного искусства на современном этапе обучения в общеобразовательных школах республики достаточно подробно рассмотрены в трудах М. М. Байрамбекова, С. М Гаджимурадова, Г. К. Гамзатовой, Д. Б. Магомедова, П. Н. Магомедовой, Ю. В. Печерского, И. М. Раджабова, Н. П. Рашидова, Д.В.Скоробогатова.

Однако проведенный анализ и обобщение результатов исследований показали, что несмотря на значительное количество научных трудов, изучающих использование педагогического потенциала народного искусства в указанной области, отсутствуют фундаментальные научные работы, в которых декоративно-прикладное творчество рассматривается как средство эстетического воспитания школьников с указанием путей использования его богатых художественных эстетических средств выразительности, основывающихся на многовековом опыте народа. Следует обратить внимание и на то, что на уроках изобразительного искусства в школе достаточно трудно в полном объеме раскрыть возможности декоративно-прикладного искусства не имея соответствующих условий, отработанной системы и комплекса методических разработок, наглядных пособий, практических упражнений, включающих приемы и средства стилизации. Это положение и послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале республики Дагестан)».

Проблема исследования. Научно обосновать содержание и структуру занятий; разработать и экспериментально проверить педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусст ва.

Предмет исследования - содержание, педагогические условия, формы и методы использования декоративно-прикладного искусства как средства

6 эстетического воспитания школьников.

Цель исследования - выявить и научно обосновать воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников.

Гипотеза использования. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства станет более эффективным, если:

- изучить и выявить опыт национальной и художественной культуры,
исходя из основных традиционных закономерностей народного декоративно-
прикладного искусства как основного вида художественного творчества;

- акцентировать внимание учащихся на уроках изобразительного
искусства на усвоении нравственных эстетических понятий путем анализа
произведений декоративно-прикладного творчества, отражающих
социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство
народов Дагестана;

создать необходимые дидактические условия, разработать формы и методы приобщения учащихся к традициям национальной культуры, основанным на гармоничном сочетании общепедагогических требований с национально-художественными традициями народов Дагестана,

использовать на уроках изобразительного искусства систему занятий, учебно-методических пособий с учетом вариативности видов народного декоративно-прикладного искусства, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Задачи исследования.

1. Изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования,
дать оценку и соответствующий анализ современного состояния
эстетического воспитания школьников средствами изобразительного и
декоративно-прикладного искусства.

2. Выявить познавательный, художественно-эстетический,
дидактический потенциал, возможности декоративно-прикладного искусства

как средства эстетического воспитания школьников.

  1. Создать и обосновать необходимые дидактические условия, определить содержание системы занятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству.

  2. Разработать и внедрить в учебный процесс серию учебно-методических наглядных пособий, с учетом местных особенностей для проведения занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов (Ю.Б. Бореев, М.С. Каган, В. И. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологов, педагогов по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника (В. В. Ванслов, Д.Б.Кабалевский, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.Н. Неменский,В. А. Сухомлинский,), представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили: идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, Е. Н. Ильин, М.С. Каган, Н. И. Кияшенко, И. Б. Котова, Т. П. Малькова, В. Я. Нечаев, В. И. Разумный,); подходы и принципы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов (М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, П. Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования: - анализ теоретической, методологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, а также

соответствующих научных исследований в области эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства;

- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта
использования народного декоративно-прикладного искусства Дагестана в
учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и других
инновационных школ, а также школ, расположенных в центрах традиционно
развитых художественных промыслов;

опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, апробация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических пособий;

изучение процесса создания художественных произведений различных народных традиционных промыслов непосредственно на практике;

педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов, статистическая обработка данных;

- самоанализ результатов художественно-творческой деятельности
учащихся.

Новизна исследования:

выявлены и определены роль и значение декоративно-прикладного искусства в качестве одного из важных компонентов приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути, формы и методы приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству как средству эстетического воспитания школьников;

- на базе художественно-графического факультета открыта школа
искусства, где более углубленно изучают основы традиционного искусства
с. Кубачи;

- разработана серия учебно-методических наглядных пособий с учетом
традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства,

способствующих эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре. Показано, что внедрение разработанной системы занятий приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству способствует развитию художественного образования и эстетического воспитания учащихся, активно формирует их творческий опыт, обеспечивает выработку эстетических критериев.

В исследовании убедительно доказано, что эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства является важным фактором социальной жизни, так как приобщение к наследию народа находится в прямой связи с увеличением духовного нравственно-эстетического потенциала общества, углублением исторической преемственности и способствует развитию художественной культуры в целом.

Теоретическая значимость исследования:

обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного и орнаментального искусства, как важного фактора развития художественной культуры.

созданы, обоснованы и апробированы дидактические условия, критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству, раскрывающие смысл и значение эстетических свойств произведений народного творчества.

Практическая значимость исследования состоит в:

- создании и внедрении педагогических условий и системы занятий по
эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства, в
которой декоративно-прикладное искусство Дагестана выступает как важная
сфера приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- определении содержания условий, путей, форм и методов
эстетического воспитания учащихся на занятиях по декоративно-

прикладному искусству в общеобразовательных школах Республики Дагестан;

- возможности использования материалов данного исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других регионах России с развитыми художественными традициями декоративно- прикладного творчества.

База исследования:

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных городских и сельских школ Республики Дагестан:

В ходе эксперимента были охвачены школы № 29, 39 г. Махачкалы и сельские школы селений Кубачи Дахадаевского района и Балхар Акушинского района, где развиты традиции различных художественных ремесел. Экспериментальная работа также проводилась на художественно-графическом факультете в школе искусства, где дети вот уже несколько лет более углубленно изучают основы традиционного искусства с. Кубачи.

Этапы исследования:

/ этап (2002-2003) - подготовительный. Анализ литературы по проблеме исследования, изучение источников, накопление эмпирического материала, постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности объекта, предмета, рабочей гипотезы.

  1. этап (2003-2004) - опытно-экспериментальный. Подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные педагогические условия, системы занятий, способствующие эстетическому воспитанию учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

  2. этап (2004-2005) - формирующий. Апробация разработанных дидактических условий в течение педагогического эксперимента, обобщение и уточнение накопленного опыта; систематизация материалов, полученных в результате эксперимента; выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

- роль и значение народного декоративно- прикладного искусства в
эстетическом воспитании школьников как важного средства приобщения
учащихся школ к национальной художественной культуре;

дидактические условия изучения декоративно-прикладного искусства как наиболее эффективного средства эстетического воспитания школьников;

- определение сущности и особенности эстетического потенциала
декоративно-прикладного, и в частности, орнаментального искусства как
составной части эстетического воспитания школьников;

- критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность
эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к
декоративно - прикладному искусству, раскрывающие смысл и значение
эстетических свойств произведений народного творчества;

- комплект наглядных пособий с учетом вариативности и особенности
видов и жанров декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты исследования нашли отражение в сборнике научных статьей, посвященном 30-летию художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета (г. Махачкала), в материалах Республиканской научно-практической конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы» (г. Махачкала), Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспектива развития» (г. Махачкала), в вестнике "Гуманитарные и социально-эконо-

мические науки" (г. Ростов-на-Дону). Автор с докладами и сообщениями выступал на научных конференциях, посвященных проблемам использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников, а также на кафедре методики изобразительного и декоративно- приюіадного искусства Даггоспедуниверситета. Основные положения исследования апробировались на художественно-графическом факультете, где вот уже несколько лет функционирует школа искусств с более углубленным изучением основ традиционного искусства с. Кубачи. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 29, 39 г. Махачкалы, с. Кубачи Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства

В условиях духовного возрождения общества актуальнейшей проблемой является значительное повышение национальной художественной культуры населения, улучшение нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи. При этом особое значение здесь приобретает активизации человеческого фактора во всех сферах социальной и духовной жизни, формирование у подрастающего поколения основ эстетической художественной культуры как своего народа, так и всего мирового сообщества.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями современной системы педагогического образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Эти новые подходы в преподавании искусств в общеобразовательной школе должны отвечать требованиям «Основных направлений развития эстетического образования», рекомендованных Коллегией Минобразования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (24.05.1995г.). В данном документе подчеркивается, что эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности.

Приобщение к прекрасному доставляет школьникам радость, помогает глубже познать самих себя, обогащает нравственно, развивает творческие силы. Однако характер воздействия прекрасного во многом зависит от уровня эстетической образованности и воспитанности человека.

Приобщение к прекрасному, к ценностям культуры и искусства есть нечто иное как формирование способностей эстетически воспринимать и осваивать окружающую действительность. Способствовать этому процессу призвано художественное образование и эстетическое воспитание, целью которого является формирование эстетического сознания во всем его многообразии: эстетическом чувстве, потребности вкуса, идеала и др. В широком масштабе такое образование и воспитание может дать средняя общеобразовательная школа и другие средние учебные заведения разного типа.

Сегодня с целью формирования духовной художественной культуры молодежи связаны стремления ученых педагогов гуманизировать современную школу, ввести в нее ряд предметов художественно-эстетического цикла, ознакомить учащихся с историей культуры и искусства, приобщить их к творческому наследию народа. Изучение и анализ деятельности школ показывает, что в большей степени молодежь, учащиеся школ сегодня в России не имеют возможности приобщиться к культурным и художественным ценностям, недостаточно получают в школьные годы полноценного эстетического воспитания.

Ю.У. Фохт-Бабушкин пишет: «...Большинство родителей не в силах оказать влияние на детей, так как вообще огромная часть населения далека or искусства и находится на катастрофически низком уровне художественного развития: примерно девять десятых жителей сел и четыре пятых горожан не ходят на спектакли, в художественные музеи и на выставки, три четверти и в селах, и в городах не посещают музыкальные концерты; треть в городах и две пятых в селах практически не читают художественную литературу, а почти девять десятых горожан России пребывают в состоянии крайней эстетической неразвитости. Добавим к этому, что 20% горожан и 26% сельских жителей не бывают ни в каких учреждениях культуры и вовсе не обращаются к художественной литературе. Средства массовой коммуникации, несмотря на широчайшее распространение, тоже пока не стали фактором всеобщего художественного воспитания» [117, с. 17].

Сказанное также подтверждает ведущий ученый в области художественно-педагогического образования Н.В. Сокольникова: «Уровень эстетического развития нынешних школьников будет влиять уже в недалеком будущем на ход процесса гуманизации и демократизации общества, на характер межличностных, межнациональных и производственных отношений.

Процесс духовного обнищания зашел слишком далеко. С горечью приходится констатировать: растет поколение детей, которым не довелось побывать в Третьяковской галерее. Посещение ее перестало быть той естественной потребностью, которая воспитывается в малолетнем возрасте и передается от родителей к детям» [111, с. 6].

Примерно то же самое мы наблюдаем в анализе деятельности школ и других инновационных образовательных учреждений в нашей республике.

Поэтому необходимо качественно улучшить эстетическое воспитание и художественное образование как одно из средств гуманизации, возрождения культуры и духовного статуса молодежи. Задачи улучшения нравственно-эстетического воспитания были выдвинуты также в «Проекте концепции общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования». В связи с этим актуализируются задачи изучения теоретических основ эстетической художественной культуры учащихся школ.

Народное декоративно - прикладное искусства как средство эстетического воспитания школьников

На протяжении веков формировалось и совершенствовалось декоративно-прикладное искусство народов разных стран, постепенно обретая своеобразную и символьную систему, оттачивая национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся многими поколениями мастеров, передававших свое искусство и опыт от старшего к младшему. В результате этого длительного процесса мы получили в наследство от предков многогранное, самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить и плодотворно развивать, учитывая и большую эстетическую, художественную, воспитательную и несомненную педагогическую ценность.

Народное прикладное искусство - сложное явление национальной художественной культуры.

Это совершенно особая, самостоятельная художественная система. В ней, как и во всякой другой, например, в биологической, есть устойчивая, консервативная сторона, которая обеспечивает ее существование, и изменчивая, подвижная сторона, которая обеспечивает контакт со средой.

«...Таким образом, народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» [40, с. 44].

«...Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [84].

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой весьма заметное явление в художественном творчестве не только нашей республики, но и в многонациональной культуре России. Такие яркие, совершенные и своеобразные его проявления, как кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка по дереву известны далеко за пределами нашей страны, неоднократно были отмечены наградами на международных выставках.

История развития декоративно-прикладного искусства - это нечто иное, как летопись творческих исканий и находок народных мастеров, это судьбы сотен талантливых умельцев.

Творческие находки многих народных мастеров декоративно-прикладного искусства не всегда, к сожалению, достаточно глубоко и всесторонне исследованы. Сегодня базой новой системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ должно стать изучение и использование педагогического и воспитательного наследия декоративно-прикладної о искусства.

«...От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» [83, с. 6].

Развитие художественного педагогического образования и эстетического воспитания школьников требует совершенствования уроков по циклу изобразительных и декоративно-прикладных дисциплин на основе комплексного сочетания форм и методов, направленных на постижение общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной художественной культуры. При этом необходимо раскрыть и важно показать целостную картину мира, удивительно полиформный и многоцветный мир природы, добиться полноценного личностно значимого осмысления и постижения его каждым ребенком, учащимся.

Следовательно, с учетом рассмотренной нами проблемы возникает естественная необходимость разработки концепции эстетического воспитания школьников средствами народного искусства как фактора оптимально интенсивного развития личности школьника, самообогащения и самосовершенствования его внутренних духовных и творческих возможностей.

Естественно, все разнообразие декоративно-прикладного творчества в своей практической деятельности позволяет учитывать и психофизиологические особенности личности учащихся, ее темперамент, способности и различия, вызванные условиями жизни, обучения и воспитания. При этом особо важно отметить, что направленность личности определяется, как известно, социальными условиями общества, конкретными для данного народа и региона, укладом жизни и быта, традиционно сложившимися видами трудового и декоративно-прикладного творчества, которые формируют идеалы, мировоззрение, эстетические критерии оценки объектов, как мирного, так и локального художественного материала и т.д. Этот традиционный, веками накопленный художественно-эстетический опыт декоративно-прикладного искусства - уникальная в своем роде школа воспитания вкуса, ориентированная на развитие таких качеств, как усидчивость, трудолюбие, внимание и воспитанность.

Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного творчества наравне с другими видами искусства [121].

Следовательно, декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических особенностей создает особые условия для изучения и познания культурного наследия и может способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся, а также быть универсальным средством формирования всех сторон личности.

Итак, народное искусство - это, прежде всего, огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого - неотъемлемая часть культуры Отечества. «...Как часть культуры, народное искусство это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен, эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ» [83, с. 5].

Развитие художественно-педагогического образования, обновление форм и методов обучения и его содержания должны стать важным фактором приобщения учащихся к различным видам декоративно-прикладного искусства, способствовать формированию интереса к национальной художественной культуре.

Изучение и анализ состояния школ по рассматриваемой проблеме показывает, что эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни детей и подростков. Естественно, что самая приоритетная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию, т.е. циклу учебных дисциплин соответствующего профиля. Сегодня в основу общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства легли теоретические принципы разработки и педагогические концепции М.М. Байрамбекова, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, И.М. Раджабова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова.

Дидактические условия художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно - прикладному искусству

Успех обучения в образовательно-воспитательной деятельности школьников зависит, прежде всего, от правильной организации и определения его целей, содержания, а также способов достижения поставленных задач, т.е. форм и методов обучения. По этому поводу с самого начала возникновения различных школ среди ученых-педагогов ведутся споры и дискуссии.

Применительно к методике преподавания изобразительного искусства следует отметить, что она прошла длинный исторический путь развития. На ее формирование влияли многие факторы: борьба различных взглядов, за ее сущность и конечную цель, смена главенствующих художественных направлений и стилей, перемены в понимании самих принципов обучения.

На основе положительных результатов исторически сложившейся методики преподавания изобразительного искусства педагогическая наука разработала четкую систему классификации практических методов этой деятельности.

Мы в своем исследовании придерживаемся классификации методов обучения, разработанной отечественными специалистами Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым М.Н. Скатанным. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие пять общедидактических основных путей: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический и метод проблемного изложения.

Не зная этих методов, преподаватель в условиях школьного обучения практически не может дать учащимся необходимых знаний в необходимом объеме. Он должен на основе тщательного анализа состава учащихся, их дошкольной подготовки, природных способностей выбрать оптимальный метод обучения.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

На начальной стадии обучения наиболее предпочтителен информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный). Этот метод основан на развитии у детей наблюдательности, зрительном анализе предметов и явлений окружающей действительности. Педагог на этом этапе указывает на особенности пластического строения предметов, практически демонстрирует приемы их изображения (в качестве наглядного пособия иллюстрирует репродукции классических произведений изобразительною искусства).

Второй метод - репродуктивный, имеющий целью закрепление полученных знаний, выработку необходимых умений и навыков. Его сущность сводится к определенному подбору и последовательности учебных заданий, их повторяемости при нарастающей сложности, т. е. к упражнению. При этом должны учитываться как возрастные особенности, так и интересы детей, их дошкольная художественная подготовка с учетом местных особенностей.

Важное место в обучении детей изобразительному искусству занимает исследовательский метод.

Преподаватель сначала выясняет в беседе, что дети предлагают изобразить, прорабатывает будущую работу в деталях. Чем подробнее удается это сделать, тем успешнее дети выполняют задуманный рисунок. Тем не менее, нельзя, чтобы предварительное исследование темы превращалось в подсказку: нужно сделать упор лишь на основные моменты, оставляя учащимся простор для творчества, для проявления индивидуального понимания заданной темы.

Эвристический метод, не исключая исследовательского, как бы дополняет его элементами самостоятельного открытия - эвристики. При этом предполагается принцип поэтапного понимания сущности поставленной учебной задачи и нахождения методов путей ее решения.

Приблизительно на тех же, что и эвристический, но более сложных принципах познания окружающей действительности основывается проблемный метод обучения школьников. Он предполагает постановку задачи, без указания путей ее выполнения, воспитывает у детей самостоятельность в поиске решения творческого задания на основе уже имеющихся знаний, умений и навыков, то есть вводит в обучение творческие элементы.

Применительно к обучению изобразительному искусству этот метод предполагает гармоническое сочетание развития умений правильно воспринимать и изображать предмет.

Естественно, ни один из описанных выше методов не может быть ни единственным, ни даже доминирующим. Их действенность именно в комплексности, поэтапности, учете конкретных особенностей учащихся.

Разрабатывая конкретную методику организации занятий по изобразительному искусству, учителю следует учитывать индивидуальные особенности, интересы, степень одаренности каждого ученика, чтобы наиболее эффективно обеспечить дифференцированный подход при теоретическом объяснении и практическом обучении. В наибольшей степени это относится к национальной школе, причем в тех регионах, где традиционно развиты народные художественные промыслы.

Современное обучение в образовательно-воспитательной деятельности должно включать разработанные и на практике проверенные общедидактические традиционные и современные методы обучения. Использование их на уроках изобразительного искусства необходимо осуществлять с учетом его специфики, задач и содержания занятий. Эффективность методов обучения зависит, прежде всего, от общедидактических методических условий их применения в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

Как показывает анализ и опыт деятельности школ для успешной организации и проведения уроков изобразительного искусства в процессе эстетического воспитания учащихся необходимо создание системы дидактических условий. В русле современных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы в своем исследовании определили систему дидактических условий, непосредственно способствующих эстетическому воспитанию школьников, основанных на профессиональной компетентности педагога и личностно-ориентированном взаимодействии его с учащимися на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Система занятий по художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами орнаментального искусства

Народное декоративно-прикладное творчество богато ритмами и повторами, оно всегда несет в себе конкретные художественные декоративные образы, различные цветотоновые отношения, легко доступно, интересно учащимся, что и является основой для развития интереса школьников к национальной художественной культуре.

Оно привлекает и активизирует внимание детей, прежде всего воздействуя на чувственную сферу ребенка, стимулирует художественные, эстетические, творческие способности учащихся. Сказанное подтверждается ведущими учеными М.М. Байрамбековым, Т.С. Комаровой, B.C. Кузиным, М.А. Некрасовой, И.М. Раджабовым, Н.В. Сокольниковой, Т.Я. Хворостовым, Т.Я. Шпикаловой, работы которых несомненно могут послужить для учителей изобразительного искусства важным ориентиром в поиске и определении наиболее действенных образовательно-воспитательных подходов к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к различным видам художественной деятельности.

Издание основ декоративно-прикладного, в частности орнаментального искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств эстетического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Анализ деятельности школ показывает, что на первоначальном этапе обучения именно орнаментальное творчество, предметы и изделия декоративно-прикладного искусства оказывают несомненное активно развивающие влияние на освоение навыков практического рисования. Мотивы и элементы народного орнамента весьма действенно способствуют формированию «развитого глаза», «постановке руки», развивают художественно-эстетический вкус, дают возможность учащимся школ наиболее углубленно рассматривать вопросы изобразительной и декоративной грамоты. При этом произведения декоративно-прикладного творчества содержат в себе несомненный дидактический потенциал, выполнение орнаментальных заданий, составление декоративных композиций воспитывают у учащихся необходимые свойства и качества личности. Поэтому очень важно на уроках изобразительного искусства предусмотреть комплекс педагогических воздействий, включающих ознакомление и изучение учащимися орнаментального творчества. Важно практическое выполнение ими элементов мотивов и композиций орнамента, а так же, как логическое завершение, воплощение их в материале.

Культурное историческое наследие того или иного народа невозможно глубоко воспринять и освоить, если не изучить его декоративно- прикладное, в частности, орнаментальное искусство - принципы построения узора, композиционные особенности, традиционную символику, выработанные и скорректированные народом на протяжении его многовековой истории.

Основополагающие стилистические принципы, признаки и особенно стиль конкретного этнического народного декоративно- прикладного, и в частности орнаментального творчества определяются особенностями и традициями общей изобразительной культуры каждого народа, которые обладают поразительной стабильностью, устойчивостью на протяжении весьма длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.

Возникновение орнамента дагестанских народов, судя по данным археологии, уходит своими корнями в древнейшую эпоху истории культурного развития данного этнического региона. Дошедшие до нас его шедевры, благодаря археологам и этнографам, буквально завораживают особым полным изящества и гармонии разнообразными сочетаниями форм и линий.

Многообразный, красочный и графически выразительный орнамент дагестанских народов развивался тысячелетиями и традиционно использовался для украшения разнофункциональных предметов домашнего обихода, оружия, одежды, архитектурных сооружений, надгробных памятников и др. Народный орнамент воспитывает у детей любовь к родной земле, к народному творчеству, формирует нравственные и эстетические представления, с его помощью учащиеся познают мир, приобщаются к социально- культурному опыту нации.

Однако, на сегодняшний день можно констатировать, что образовательно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного, в частности орнаментального творчества, как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре, используются в деятельности школы не в полной мере.

Определенную сложность в решении этих дидактических задач представляет тот факт, что многочисленные и разнообразнейшие народные орнаменты до сих пор в полном объеме не собраны и не исследованы должным образом учеными - историками, этнографами, искусствоведами, не систематизированы на строго научной основе по сюжетным мотивам, материалу, художественным средствам выразительности, эстетическим особенностям. Не достаточно разработана система занятий по ознакомлению учащихся с этим богатейшим художественным и эстетическим потенциалом народного искусства. До сих пор нет также и сделанных на научной искусствоведческой основе графических анализов орнаментальных мотивов и сюжетов, даже наиболее распространенных и широко применяемых в керамике, резьбе, насечке и других техниках декоративной обработки изделий из различных материалов - анализов, которые могли бы стать бесценным учебным пособием для учащихся.

Изучение и освоение основ народного декоративно-прикладного, в частности орнаментального искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В этой связи нами разработана последовательная система занятий по художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников средствами орнаментального искусства, рассчитанная на средние, общеобразовательные школы Дагестана. Основная задача разработанных нами занятий - развить и систематизировать накопленные учащимися сведения об орнаментальном искусстве народов Дагестана, содействовать эстетическому воспитанию, расширить творческое их воображение с использованием творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства.

Разрабатывая и определяя учебно-творческую структуру каждого урока, учитель изобразительного искусства должен четко решить, на каком этапе занятий, какие конкретные виды художественно-творческой деятельности будут использованы для изучения в качестве наглядного пособия, образца.

Последовательность изучения и ознакомления учащихся с различными видами художественной деятельности в определении структуры урока должна быть строго продумана и подкреплена обоснованной методикой.

Так, например, во всех разработанных нами планах - конспектах уроков определяются вид занятий, тема урока с четкой целевой установкой, дается оборудование для учителя и учащихся, подробно показывается организация и последовательность проведения хода урока.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства : на материале Республики Дагестан