Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Печерский Юрий Викторович

Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан)
<
Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Печерский Юрий Викторович. Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:05-13/220

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства 12

1.1. Методологические и психолого-педагогические аспекты развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству 12:

1.2. Декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности младших школьников 40

1.3. Использование природных художественных материалов и декоративных ремесел в развитии творческой активности младших школьников. 60

Г ЛАВ А 2 Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами декоративно- прикладного искусства 78

2.1. Общедидактические, методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративному искусству 78

2.2. Система занятий по развитию творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству 91

2.3 Реализации педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности младших школьников 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136

ПРИЛОЖЕНИЯ 150

Введение к работе

Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического воспитания в современных условиях является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности.

Особое место среди них занимают предметы эстетического цикла, в частности, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как один из самых интересных для детей видов художественной деятельности, который имеет важное значение для* умственного воспитания, развития их восприятия творческой активности, воображения, памяти, эстетического вкуса.

В настоящее время возникает необходимость изменения содержания.и методов педагогического образования в социальных, культурных сферах, определение его зависимости от уровня развития национального самосознания и условий региона. При этом важно соотносить эстетическое воспитание и развитие творческой активности школьников с национально-художественной культурой человека. Именно поэтому существенное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников.

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом восйитании и

4 развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Принципиально важными для нашего исследования < являются труды по общей педагогике Ю.К.Бабанского, ИЖЛернера, М;Н.Скаткина; В.АСластенина, которые позволили нам обогатить наше понимание сущности и закономерностей процесса обучения, разработку гипотезы об условиях использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности школьников.

Выявлению психологических особенностей учащихся; способствовали і работы, посвященные: проблемам развития детского: творчества: Н.Н.? Волкова, Л.С.Выготского, В:И.Кириенко, Е.И.Игнатьева, B.C. Кузина, Л.Ф. Обуховой, которые позволили более полно проанализировать художественно-творческую активность и своеобразие детского изобразительного, декоративного творчества; как ее необходимый? компонент.

Значительный вклад в і разработку теории? и? методики преподавания изобразительного искусства» внесли: труды М. М. Байрамбекова, Т.С. Комаровой, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, И.М;. Раджабова, Н.М.Сокольникова, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я;Шпикаловой.

База, развития народного декоративно-прикладного искусства, коллективная? сущность егоs становления: и развития отражены в- трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как А.Б.Бакушинский; ГСГ.Богатырев, Р.К.Вагнер, В.М;Василенко,, B.C. Воронов, М:А.Некрасова, А.Б.Салтыков и др., которые позволяют рассматривать потенциал декоративно-прикладного искусства в; качестве огромной: воспитательной; силы, способствующей развитию творческой: активности личности.

Существенное влияние на разработку теории и методики

преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования дагестанских педагогов: М.М.Байрамбекова, Г. К. Гамзатовой, СМ: Гаджимурадова, Э.А.Казанбиевой, П.НМагомедовой, Д.Б. Магомедова, Н.П. Рашидова, И.М.Раджабова, А.Ш.Шахаева.

Однако в итоге теоретического и практического анализа обнаружено, что несмотря на ряд исследований в этой области, процесс эстетического воспитания и развитие творческой активности младших школьников: средствами декоративно-прикладного:искусства на материале республики' Дагестан остается недостаточно изученным, что противоречит

объеКТИВНЫМ ЗаПрОСаМ ХуДОЖеСТВеННОЙ ДеЯТеЛЬНОСТИ, ЛОГИКе ОСВОеНИЯ И;

познания национальной культуры.

Введение: в содержание художественно-педагогического образования народного декоративно-прикладного искусства как одного из важного компонента эстетического воспитания и развития творческой активности школьников с современным взглядом на возрастающую роль человеческого фактора подчеркивает значимость рассматриваемой проблемы.

Актуальность исследования определяется и тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно-педагогического опыта, систематизации и использования традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современной школы.

Объектом исследования является процесс приобщения младших школьников к средствам декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования составляют общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения- к декоративно-прикладному искусству.

6 Гипотеза исследования. Развитие творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству будет более эффективным, если:

- декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный
составной компонент развития творческой активности школьников;

- использовать в содержании обучения изобразительному искусству
различные виды декоративно-прикладного творчества (обработка металла,
камня, глины, дерева) с учетом исторически сложившихся *
художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

изучать декоративные качества природных художественных материалов, используемых в прикладном творчестве и учитывать их педагогический потенциал как эффективное средство развития творческой, активности школьников;

разработать общедидактические и методические условия, способствующие развитию творческой активности школьников С ПОМОЩЬЮ: декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования — выявить и? научно обосновать общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

- изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить
передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ.и дать
оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить
перспективы ее исследования;

- ввести в содержание занятий эстетического воспитания такие виды
декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка
дерева, металла, глины, ковроткачество и раскрыть возможности
использования их обучающего потенциала как эффективного средства
развития творческой активности школьников;

- разработать и экспериментально обосновать общедидактические и
методические условия приобщения младших школьников к декоративно-
прикладному искусству, способствующие развитию их творческой
активности.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-философов, психологов, педагогов по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности в процессе приобщения к художественной деятельности, теоретические положения -: в искусствоведении, определяющие художественную природу творческой сущности личности, духовно-нравственную ценность и место народного декоративно-прикладного искусства в культуре.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, искусствоведческой v исторической литературы по проблеме исследования;

изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования декоративно-прикладного искусства: в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в образовательно-воспитательной деятельности;

опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись), наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий;

самоанализ результатов художественно-творческой деятельности в развитии творческой активности учащихся^ в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (2001-2002 гг.) анализировалась разработка проблемы в психолого-педагогической, специальной литературе, определялись общедидактические, методические условия развития творческой активности школьников. На разных стадиях рассматриваемой

8 работы уточнялись проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, проводились констатирующие поисковые эксперименты, выявлялись начальный уровень знаний и интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству, творческая активность в познании художественной деятельности, а также определена методика экспериментального обучения в школе и других образовательных учреждениях.

На втором этапе (2002-2003гг.) частично в экспериментальном обучении апробировались созданные общедидактические, методические условия эстетического воспитания и развития творческой активности школьников в процессе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству. Экспериментальное исследование позволило выявить наиболее эффективный комплекс дидактических условий развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства, подготовлены и использованы учебно-методические наглядные пособия, способствующие развитию интереса и творческой активности учащихся в процессе приобщения их к художественному творчеству.

На третьем этапе (2003-2004гг.) в полном объеме апробировались в учебном процессе созданные нами общедидактические и методические условия, а также система занятий, при помощи которой максимально реализуется развитие творческой активности школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Проведены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования.

  1. Выявлены место и роль декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательной деятельности как средство развития творческой активности школьников.

  2. Определены и обоснованы общедидактические и методические условия, в которых максимально реализуется творческая активность

младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

  1. Разработаны критерии, позволяющие определить и оценить уровень развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

  2. Созданы методические разработки, комплекс учебно-методических наглядных пособий, способствующие развитию творческой активности школьников в процессе приобщения их к художественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней комплексно поставлена и решена проблема приобщения школьников к: национально-художественной культуре средствами народного искусства; выявлены и научно обоснованы общедидактические и методические условия развития творческой активности учащихся с помощью s декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданные общедидактические и методические условия, разработанная? система занятий обеспечивают реальную основу развития; творческой активности школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному искусству.

Материалы исследования могут быть использованы в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в процессе обучения изобразительному искусству в регионах с развитыми традициями декоративно-прикладного искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль и место декоративно-прикладного искусства в учебном
процессе школьников как важного средства развития творческой
активности младших школьников.

2. Ээффективные общедидактические и методические условия
развития творческой активности младших школьников в процессе
приобщения к декоративно-прикладному искусству:

- воспитание у учащихся веры в свои силы, в художественно-
творческие способности, осознание ими необходимости, важности
проявления активности для развития эстетических, нравственных,
индивидуальных способностей;

- создание непринужденной творческой атмосферы урока,
эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение
практической работы;

- систематическая постановка на уроках изобразительного искусства
учебных художественно-творческих заданий, стимулирующих активность
учащихся, сочетая систематический контроль изобразительной
деятельности школьников с оказанием им практической помощи.

3. Объективные критерии определения уровня развития творческой активности младших школьников:

- способность к восприятию культурных художественных ценностей с
помощью произведений декоративного искусства;

- усвоение нравственно-эстетических понятий на основе анализа
изделий мастеров народного творчества;

- способность построения декоративной орнаментальной композиции
на основе творческих принципов народного искусства:

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием методологически; обоснованных исходных положений в области философии, педагогики, психологии; методики преподавания изобразительного искусства, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализов преподавания в высшем учебном заведении и начальной школе.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе обсуждения исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях в Москве, Махачкале

11 по проблемам развития художественно-педагогического образования, в процессе чтения лекций на факультете начальных классов Даггоспедуниверситета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах №13, 7 г. Махачкалы, с. Кубачи Дахадаевского района, с.Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Структура работы. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Методологические и психолого-педагогические аспекты развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству

К настоящему времени педагогами, психологами, физиологами разработана фундаментальная система педагогических, дидактических принципов, форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать проблемы художественно педагогического образования и эстетического воспитания школьников.

Эта система постоянно совершенствуется с возрастающими требованиями нашего времени, повышается значимость предметов художественно-эстетического цикла в школе, их направленность на развитие художественно творческой активности учащихся с помощью изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства. В настоящее время каждому, кто каким-либо образом причастен к педагогике, нет необходимости доказывать значимость раннего развития художественно-творческой активности учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей. Важно отметить, что увлеченность творческой деятельностью детей раннего возраста сама не возникает произвольно, она создается, программируется педагогом при поддержке и глубокой заинтересованности учащихся. Художественное творчество требует не только знаний, умений и навыков в создании художественного образа, но и душевного самовыражения, которое занимает особое место в художественно-творческой деятельности ребенка.

В соответствии с этим в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников особенно актуальны вопросы развития художественно-творческой активности личности; ее духовного потенциала с помощью изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Известно, что изобразительное декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических возможностей и особенностей создает особые педагогические условия для личностного освоения культурного наследия, может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественно творческой активности школьников. Вот почему и сегодня очень важно в процессе обучения изобразительному прикладному искусству включить разнообразные виды и жанры художественно-творческой и декоративно-прикладной деятельности. Используя их педагогический потенциал, учащийся может проявить себя наиболее удачно и реализовать свою художественно-творческую активность исходя из собственных возможностей.

Однако на новом этапе развития художественно-педагогического образования разработка научно обоснованных концепций, эстетического воспитания и развития художественно-творческой активности школьников возможна лишь на основе изучения и осмысления результатов работы ведущих ученых, обращения к философским, общепедагогическим, этнопедагогическим, художественно-творческим работам; посвященным рассматриваемым проблемам.

Если подойти к процессу творчества с философских позиций, необходимо ознакомиться с трудами таких исследователей, как К.А.Абдулханова, Г.А.Батишев, Г.А.Давыдов, М.СКаган, В.С.Сагатовский определили категории творчества (в историческом, географическом, этническом и фольклорном понимании) его основные признаки и характеристики. Опираясь на собственные наблюдения и теоретические обобщения названных исследований; можем прийти к диалектическому выводу, что именно творчество есть важнейшее, основополагающее качество позитивной деятельности человека.

Если согласиться с мнением исследователей, становится очевидным, что творчество характеризуется эмпирическим поиском уникальной неповторимости способов, которые в конечном итоге приводят к появлению новых фактов,- свойств и закономерностей окружающего материального мира, а также его неотъемлемой части - культурного национального потенциала, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, которые заслуживают особого внимания в психолого-педагогическом, личностном и созидательном процессуальном аспекте. Только наличие у человека осознанного активного интереса и способностей; социально-оправданных мотивов, сведений, приобретенных из средств массовой информации, семейного, локального бытового окружения, может позволить создать оригинальное произведение, отличающееся новизной и уникальностью. Вопросам творчества и воспитания общественной творческой активности посвящены также труды Е.А.Ануфриева, Г.ЗАпресяна, Ю.Ф.Бухалова, В.А.Горшкова, Т.С.Лапиной и другие.

Использование природных художественных материалов и декоративных ремесел в развитии творческой активности младших школьников

В; современный период в системе художественно-педагогического образования назрела необходимость осуществлять в условиях общеобразовательных школ целенаправленный педагогический поиск, способствующий расширению форм и методов эстетического воспитания и развития творческой активности школьника на уроках изобразительного искусства средствами природных художественных материалов, близко знакомых им с детства, с начала познания окружающего мира. Это естественным образом позволяет учащимся школ испытывать радость ощущения красоты, увлеченность и наслаждение художественным творчеством.

Эстетическое воспитание и развитие творческой активности школьников должно проводиться с учетом не только их склонностей, но и природных условий, наличия природных художественных материалов: и народных промыслов в локальной местности, где они растут и воспитываются.

Республика Дагестан - уникальный край, где своеобразны и природа, и традиции, и климатические условия, и богатые исходные природные художественные, декоративно-прикладные материалы. Это можно использовать в развитии всех видов художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел в Дагестане. Использование в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании-разнообразных дидактических возможностей с привлечением художественных природных материалов с учетом национального колорита заметно влияет на развитие художественного вкуса творческой активности школьников, их эстетического отношения к миру природы. В і системе художественного образования уроки изобразительного и декоративно — прикладного искусства мы рассматриваем как органическую часть общей? системы эстетического воспитания и развития творческой активности школьников. Умения І и навыки по художественной обработке материалов, получаемые на уроках труда, необходимо закреплять в процессе работы по разного; рода моделированию и конструированию в системе учебных дисциплин ИЗО.

Важно подчеркнуть эстетическое достоинство природных и: художественных материалов ш показать, как именно, из них народные мастера художественных промыслов; создают свои шедевры. Учащимся школ необходимо изучить и почувствовать фактуру, свойства камня, глины, шерсти, рога, дерева, металла, кости, соломы и объяснить учащимся І особенности? каждого из них в изготовлении художественных изделий. В процессе обучения; изобразительному искусству, чтобы произведения народного художественного творчества эффективно использовались в работе с учащимися, их нужно правильно подбирать в соответствии с общим методическим замыслом; и конкретной учебной задачей;

Произведению декоративно-прикладного искусства, отобранному для изучения на уроках ИЗО, должны, быть присущи художественная и образная выразительность, доступность и пригодность к широкому использованию в обучающей и воспитательной» работе. В процессе ознакомления учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства учителя могут выбирать или комбинировать такие методы работы, как беседы о народном творчестве, показ образцов народных изделий указанного жанра, просмотр цветных диапозитивов, слайдов или зарисовок интересных образцов.,

При этом произведения і народного творчества можно использовать для украшения интерьера кабинета ИЗО и школы. Целесообразно проводить экскурсии в музеи; на выставки декоративно-прикладного; искусства, встречи и беседы с мастерами - народными умельцами, традиционно владеющими секретами декоративно-прикладного искусства: Важно подчеркнуть роль народного мастера в создании; новых произведений духовной и материальной культуры. От преподавателям требуются большое внимание, деликатность в оценке творческих поисков и опытов детей, чтобы не «погасить» их творческий интерес и энтузиазм, а напротив, поощрить, развить его творческую, активность. В процессе занятия учитель должен отмечать и поощрять творческий- успех, изобразительную находку, удачное художественное решение. Своевременная сказанная похвала дает значительный творческий стимул, активизирует, помогает учащемуся в дальнейших творческих поисках..

Общедидактические, методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративному искусству

На современном этапе развития общества содержание художественно-педагогического образования как положительный опыт общечеловеческих ценностей, подлежащий; изучению и освоению в процессе учебно-воспитательной работы, определяет общепедагогические, методические условия, которые необходимо учитывать в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников.

В процессе художественного образования; и эстетического воспитания прежде всего необходимо дать характеристику общедидактических, методических условий обучения в аспекте развития творческой активности школьников, которые связаны с содержанием занятий изобразительного искусства в школе, способами изучения и усвоения его основных элементов.

Изучение и; анализ деятельности школ, а также обобщение материалов опытно-экспериментальной работы показывают, что для развития художественной творческой активности:школьников на уроках изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного творчества предполагается прежде всего создание общедидактических, методических условий, основанных на профессиональной компетентности педагога и личностно-ориентированном взаимодействии его с учащимися, а также связанных с развивающейся предметной средой в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из специфики традиционной художественной культуры и, в частности, народно-прикладного искусства, а также опираясь на результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования? по рассматриваемой проблеме,, мы. разработали дидактические условия развития t творческой1 активности младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

При создании предлагаемых дидактических условий мы опирались на.принципы общей дидактики: систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении и развитии художественно-творческой активности, а также дидактики частных методик, методики изобразительной деятельности. Рассматриваемые нами принципы связаны прежде всего со спецификой различных видов - декоративно-прикладного искусства, которые лежат в основе той или иной художественно-творческой деятельности. К ним мы относим прежде всего: 1) тесную взаимосвязь всех видов декоративно-прикладного творчества, способствующего образному познанию окружающей действительности; 2) целенаправленность всего учебно-воспитательного процесса, формирование и развитие у учащихся творческой активности в процессе художественной деятельности; 3) взаимосвязь обучения и декоративно-прикладного творчества как важного средства развития творческой активности школьников; 4)- изучение и познание учащимися средств художественной выразительности для; создания художественного и декоративного образа.

При этом предполагаемые условия и предметная среда создаются на основе обучения и воспитания, которые носят развивающий характер, что несет за собой эстетическое, художественное,.нравственное и творческое развитие школьников.

При исследовании дидактических условий мы исходили: из того, чтобы средствами: декоративно-прикладного искусства и в процессе художественной? деятельности у учащихся формировались и развивались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, чтобы поведение и процесс дидактической работы принимали характер открытости, естественности, детской непосредственности.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами созданы как общепедагогические, так и дидактические условия для интенсивного формирования исследуемого нами качества и развития» творческой активности школьников с помощью декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства.

При этом учитывается специфика данного учебного. предмета, его содержание и своеобразие используемых методов и приемов обучения.

Предлагаем основные базовые элементы этих дидактических условий.

1. Развитие интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству, национально-художественной культуре.

2. Воспитание у учащихся веры в свои силы, в художественно-творческие способности, осознание ими необходимости, важности проявления активности для развития эстетических, нравственных, индивидуальных способностей.

3. Создание непринужденной, творческой атмосферы урока, эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение практической работы.

4. Систематическая постановка на уроках изобразительного искусства учебных художественно-творческих заданий, стимулирующих активность учащихся, сочетая систематический контроль изобразительной деятельности школьников с оказанием им практической помощи.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан)